Любовь в подростковом возрасте. — Что делать, если ребенок влюбился в кумира? Правильные действия родителей по отношению к подростку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первая любовь одно из самых важных и самых памятных событий в жизни человека. В памяти она остается вне зависимости от того, была ли она счастливой, несчастной или же безответной. Переживания, связанные с первой влюбленностью яркие и драматические.

Первая любовь запоминается потому, что это первая эмоциональная привязанность к человеку из окружающего социума и не принадлежащего к семье подростка. Это его личный выбор без оглядки на родителей. Фактически это самый первый шаг за переделы семейного круга, а значит и шаг в самостоятельность.

Кроме гормонов и, проснувшегося на их фоне, сексуального желания подростка захватывают небывалой силы эмоции. Он чувствует прилив эмпатии, желания заботиться о любимом, он купается во внимании со стороны другого. И конечно, все это происходит в первый раз. Многие моменты первой любви запоминаются на всю жизнь. Они первые, никогда ранее неиспытанные и эта новизна никогда не будет испытана снова. Первый поцелуй никогда не повторится, будет второй, третий, сотый. Но все уже не будет так, как впервые. О подростковой любви часто говорят, как о неком чистом чувстве, и, отчасти, это действительно так. Социолог Лора Карпентер в одной из своих книг объясняет это мнение тем, что человек впервые влюблен, и у него нет опыта разбитого сердца. Он не верит в возможность того, что счастье, на которое он рассчитывает, не случится. Да, первые взаимоотношения могут быть не самыми лучшими, но подростку не с чем их сравнить, и чтобы там ни было, для него его первый партнер самый лучший.

В первой стадии любви, которую называют в народе «конфетно-букетным периодом», подростки очень часто идеализируют свой объект влюбленности. Это есть и у взрослых. Однако взрослые уже имеют некоторый опыт и, бывает, что сами имеют за спиной неудачные связи и отношения. На своего нового кандидата в партнеры они даже в период идеализации смотрят с долей осторожности. Подросток же нередко влюбляется, как щенок. Да, многие видят в своем друге или подружке некоторые отрицательные качества, но игнорируют их или оправдывают. Это происходит нередко даже тогда, когда в отношениях присутствует насилие со стороны одного из партнеров.

Первый партнер оказывает очень большое влияние на то, как далее будут строиться личные отношения у человека. Важно была ли любовь счастливой или нет. Взаимная любовь обычно очень положительно влияет на ощущения человека в обществе и его самооценку. А несчастливая…

Как говорил Толстой: «все счастливые семьи счастливы одинаково, но все несчастные - несчастливы по-разному». Это фраза не только о семьях, но и о людях, которые находятся в отношениях. Один из опросов в старших классах школы в США, проведенных Карлом Е. Пикардом, показал, что испытывают первую взаимную любовь с глубокими позитивными переживаниям только 15% опрошенных детей. Все остальные имеют отношения, которые сейчас метко описывают фразой «у меня все сложно». То есть, процент счастливой и взаимной любви между подростками не так уж и высок. Остальные испытывают разной степени неудовлетворение своими отношениями.

Подростки далеко не всегда начинают встречаться потому, что влюблены. Для них отношения - это не только чувства, но и признак социализации, взросления, успеха и конкуренции. Часто особое значение придается статусу партнера в подростковом коллективе, его возможности и связи. Наличие парня или девушки, даже формальное, повышает самооценку, и он занимает значимое положение в группе сверстников. Бывает, что подростки даже сговариваются между собой «ходить вместе», чтобы создать видимость благополучия.

Но, наверняка, все знают и имеют перед своими глазами примеры того, что люди с полным крахом первой любви впоследствии находили прекрасного партнера и «жили долго и счастливо». А есть такие, кто проносит первый неудачный опыт взаимоотношений через всю свою жизнь. Многое зависит от того, сможет ли подросток оценить свои неудавшиеся отношения конструктивно. Ведь первая любовь - это не только незамутненная радость без опыта неудач. Есть в ней место и душевной боли. Для многих конец первых отношений - это еще опыт переживания потери. Подростки осознают еще глубже, что нет безусловной любви, когда тебя любят по умолчанию. Ты можешь потерять своего партнера без всяких причин. Он может просто передумать или предпочесть другого. И тут ничего нельзя сделать, а только принять положение вещей.

Что из этого выносят подростки?

Одни понимают, что такова жизнь и вновь ищут себе сердечного друга, исправляя ошибки первой любви и отношений. Другие выносят убеждение, что мир несправедлив к ним, и они никогда не будут желанны. Их оттолкнули, и страх повторения этой ситуации преследует их всю оставшуюся жизнь. Нередко они ищут партнера, похожего на свою первую любовь и пытаются закрыть и разрешить нерешенную проблему. Счастья это большинству не приносит, часто все выливается в наступании на те же грабли.

В высоком риске такого исхода первой любви, дети, которые не испытывали эмоционального тепла от родителей. Тоска о безусловной и принимающей любви и привязанности выливается на друга или подружку. Они часто бросаются слепо в новые отношения и особенно сильно идеализируют партнера. Не все партнеры готовы перенести напор таких чувств, да и не все просто хотят этого. Расставание по этой причине, или даже по причине обычной для всех подростков, больно ударяет по детям, выращенным без тепла внимания в семье. Такие подростки чаще попадают в отношения с насилием, оправдывают насильника и крайне сопротивляются всем попыткам окружающих помочь им наладить личную жизнь.

Переходный возраст... Не случайно этот период в жизни считается одним из наиболее сложных: хочется почувствовать себя независимым, самостоятельным, взрослым, но при этом полное отсутствие жизненного опыта приводит зачастую к серьезным ошибкам и сложным проблемам. Можно ли их избежать? Без осложнений, пожалуй, не обойдется. Но сгладить их, смягчить, облегчить решение многих вопросов наверняка возможно.

Извечный конфликт отцов и детей, разрешить который не удалось ни одному поколению, обостряется именно в этот период, когда дети взрослеют, постигают азы взрослой жизни. Но именно в это время дети-подростки становятся особенно уязвимыми, ранимыми, чувствительными, хотя и пытаются это всячески скрывать. Вместе со стремлением к независимости и свободе подросток сталкивается с неизвестностью и незнанием. А ведь в этом возрасте приходит первое, волнующее, пока еще незнакомое чувство - любовь.

К сожалению, любовь и для взрослых далеко не всегда связана с ощущением счастья, радости, переживанием положительных эмоций. А уж подростки по своей неопытности могут совершить непоправимые ошибки, поступки, о которых, быть может, придется жалеть долгие годы. Кто же, как не родители, которые лучше и ближе всех знают своих детей, должны помочь хотя и взрослому, но все же ребенку разобраться в таких непростых чувствах? Игры подростков будут серьезнее тех, в которые они играли, будучи, скажем, шестилетками.

Физиологические изменения

Даже если ваш ребенок получает первые сведения о физиологических изменениях в организме подростка из школьного курса по анатомии, у него возникает множество вопросов в связи с этим, быть может, на первый взгляд наивных и нелепых. Важно, кому он задаст эти вопросы и какие ответы на них получит.

Говоря о начале полового созревания подростков, нельзя не отметить, что типичным и широко распространенным явлением в последнее время стала акселерация, т. е. более раннее половое развитие. Интерес к вопросам пола появляется у детей гораздо раньше, чем начинается половое созревание. Но поначалу он вызван обычной любознательностью, а не эротическими переживаниями. В переходном же возрасте этот интерес становится более осознанным, напряженным и личным. Многое при этом зависит от того, каким было предшествующее воспитание ребенка.

Каковы же должны быть нормальные темпы полового созревания? В каком возрасте должны появляться вторичные половые признаки? Этот вопрос для каждого подростка индивидуален. Половое созревание может быть как быстрым и стремительным, т. е. ранним, так и медленным, т. е. поздним. Но это не значит, что одно из них лучше или хуже другого.

Процесс медленного полового созревания начинается в 13-15 лет, быстрого - в 10-12 лет. Разница лишь в том, что раннее половое развитие не гарантирует также развития эмоционального, интеллектуального и духовного.

Как в физическом (половом), так и в психическом развитии девочки опережают мальчиков на 2-3 года. Явный признак сексуального развития у девочек - рост груди, которая начинает увеличиваться в 10-11 лет. Взрослую форму грудь постепенно приобретает к 14-16 годам, но могут быть и более поздние сроки. Случается, что одна грудь растет быстрее другой или из сосков бывают выделения - в этом возрасте это допустимо и не должно вызывать беспокойства. В это же время происходит рост внутренних органов - яичников, производящих яйцеклетки, а также начинают расти волосы на лобке и под мышками.

После того как внутренние органы сформировались, в организме девочки происходит важная перемена, воспринимаемая многими как явление остро драматическое, - первая менструация. Для того чтобы это изменение в организме прошло безболезненно для психики девочки и не вызвало тревог и опасений типа боязни “истечь кровью и умереть” или беспокойства “не открылась ли вдруг внутри какая-нибудь кровоточащая язва или ранка”, нужно заранее позаботиться о том, чтобы девочка получила необходимую информацию обо всех изменениях в организме подростка переходного периода.

В организме мальчика в это время происходят не менее волнующие перемены. Обычно это случается чуть позже, чем у девочек, - к 12-13 годам. В это время у них происходит рост наружных половых органов, чуть позже появляются лобковые волосы. В 13-15 лет у мальчиков случается первый выброс семенной жидкости, а у большей части подростков в этот период бывают так называемые “мокрые сны”, т. е. непроизвольное семя-отделение, происходящее во сне. Вполне понятно, что многие мальчики испытывают по этому поводу далеко не только любопытство, а, скорее, беспокойство и страх: что это такое? Может, это признак заболевания? Но тогда как и кому из взрослых сказать об этом?

Многим, наверное, становится очевидно, насколько полезной и необходимой является своевременная информированность подростка о физиологических процессах, происходящих в организме в этот период. Важно рассказать мальчику и о таком явлении, как первая эрекция, о последствиях ранних половых связей.

Но как быть тем родителям, которые понимают необходимость подобных разъяснительных бесед с подростком, но испытывают неловкость, смущение, т. е. оказываются в крайне затруднительном положении (особенно если маме предстоит разговор с сыном, воспитывающимся без отца)? Для этого существует очень простой выход - предложите вашему ребенку прочесть по этому поводу специальную литературу, где понятно и доступно излагаются все ответы на возможные вопросы подростков. Предварительно просмотрите книгу сами и посоветуйте обратить особое внимание на те разделы, которые представляют собой наиболее, на ваш взгляд, ценный материал, содержат особенно необходимую информацию.

Эмоциональные изменения. Первое увлечение

Физиологические перемены, происходящие в организме подростка, неизбежно вызывают интерес к противоположному полу.

У мальчиков, особенно поначалу, влечение к девочкам выражается в грубой форме. Но за внешней грубостью часто скрывается противоположное чувство. Происходит это от незнания, неумения выразить свои симпатии к девочке, от боязни выглядеть смешным перед сверстниками своего пола. Именно поэтому мальчишки стараются показать себя хуже, чем они есть на самом деле: дергают девчонок за волосы, щиплют, толкают, бросают в них бумажками и проч., обзывают, чтобы привлечь к себе внимание. Все это, чаще всего, лишь попытка замаскировать новые, неизвестные пока чувства нежности.

Девочки, на которых мальчишки не обращают внимания даже таким грубым образом, чувствуют себя так, будто их обделили, обидели, и стараются сами обратить на себя внимание, спровоцировать мальчиков на ответную реакцию.

Дети, естественно, чувствуют симпатию друг к другу, что часто приводит к началу дружеских отношений между мальчиком и девочкой. Эта дружба, которой так боятся некоторые родители, может многое дать детям: опыт общения с противоположным полом, что будет особенно важным в более зрелом возрасте, проявление нежности, заботы, внимания к близкому человеку, умение ради него поступиться своими желаниями.

Влюбленность в школьном возрасте носит массовый, быстро распространяющийся характер. Особенно часто это явление достигает своего пика весной. Пора школьной любви, наверняка, осталась в памяти каждого человека, несмотря на его возраст. Если в классе появляются мальчик и девочка, серьезно увлеченные друг другом, эта новость сразу же облетает всю школу. Реакция на нее будет у всех разной: учителя с беспокойством и тревогой поспешат сообщить новость родителям и вызовут ребят поодиночке после уроков для “доверительной беседы” - как бы чего не вышло. Мальчишки-одноклассники придумают по этому поводу новые шуточки и дразнилки. Девочки же почти все будут завидовать и втайне мечтать о таком же школьном романе. Хотя внешне большинство из них могут и вида не подать, что завидуют: одни, возможно, будут смотреть пренебрежительно, свысока, другие вспомнят о важности учебы, третьи даже будут осуждать. Не избежать влюбленным и традиционной дразнилки “жених и невеста”, смешков, хихиканий исподтишка и вообще какого-то особого отношения, как бы дающего понять, что “мы-то все про вас знаем”.

Но в скором времени обнаружится, что влюбленных парочек стало гораздо больше, и не столько потому, что для этого уже настала пора. Просто так можно возвыситься в собственных глазах, почувствовать себя более значительной фигурой, о чем говорят завистливые взгляды подружек и приятелей, у которых этого еще не было, так бывает у всех, рано или поздно. Но истинные чувства и любовные переживания в большинстве случаев еще неведомы этим взрослым детям.

Очень многие вопросы начинают волновать подростков в этот период. Как подойти? О чем разговаривать? Что он (она) обо мне подумает? Не покажется ли ей (ему) со мной скучно и неинтересно? Конечно, для взрослых эти вопросы кажутся наивными и смешными, но ведь каждому когда-то довелось пережить беспокойство по этому поводу.

В юном возрасте опыт общения с противоположным полом еще очень невелик, отсюда волнение и тревога.

Да все ли взрослые умеют легко общаться? Некоторые и в достаточно зрелом возрасте при этом немеют, краснеют и испытывают сильную закомплексованность. Стоит ли ожидать большего от подростков?

На первый взгляд, взаимоотношения молодежи разного пола стали сейчас проще и демократичнее. Но, тем не менее, никаких правил для этого не существует, что создает массу проблем, неопределенность, особенно на начальном этапе общения. Кроме отрицательной реакции родителей (о чем далее), учителей и сверстников, существует не менее важное препятствие - собственные психологические преграды. Подростки поначалу испытывают неуверенность в себе, дискомфорт, волнение. Как нужно ухаживать за девочкой? Как принимать знаки внимания от мальчика? С какого возраста можно назначать свидания? Когда можно и нужно целоваться?

Иногда беспокойство “правильно ли я веду себя?” бывает настолько сильным, что это отвлекает друг от друга и даже от собственных чувств. Но все это лучше пережить раньше, чем позже, когда многим уже придется перешагивать через психологический барьер и избавляться от лишних комплексов, вырастающих до величины серьезной проблемы.

Для подростков личные переживания часто важнее объекта привязанности. Их привлекают не столько представители противоположного пола сами по себе, сколько свои новые, волнующие ощущения от общения с ними. Но поскольку ощущения эти- первые в жизни, ни с чем ранее испытываемым не сравнимые, подростков мучает любопытство: а какие чувства переживают при этом другие сверстники того же пола? Конечно, подростки делятся своими впечатлениями друг с другом, стремятся подражать особенно популярным в классе или во дворе девушкам (юношам), а нередко хвастаются своими победами, чтобы повысить у сверстников собственный статус.

Настоящая любовь в подростковом возрасте встречается крайне редко, поскольку физиологическое взросление наступает быстрее интеллектуального. Чаще у подростков случается влюбленность или увлечение. Стремление выглядеть взрослыми вызывает соответствующее поведение: ухаживание и проявление интереса к противоположному полу, записки, первое свидание, первый поцелуй. Но далеко не всегда это поведение диктуется собственными потребностями, тем более духовными.

Многие подростки начинают встречаться с кем-то только потому, что боятся остаться в одиночестве. Но это не принесет ничего, кроме беспокойства и плохих воспоминаний, и вряд ли будет приятным. В этом возрасте часто боятся чужого мнения, особенно мнения сверстников. Опасаются быть “каким-то не таким” (“не такой”). Лучшее, наиболее подходящее время для начала взаимоотношений с противоположным полом подросток должен определить для себя сам, вернее, почувствовать. Если ему действительно нравится кто-то из ровесников и хочется узнать о нем (о ней) больше, можно считать, что это время наступило.

Какие еще сложности может встретить подросток, испытывая первую влюбленность? Представления о том, каким должен быть любимый человек, часто расходятся с реальностью. Идеальный образ обычно содержит много завышенных, несуществующих требований, а другие важные качества не осознаются, остаются незамеченными.

Такая идеализация свойственна влюбленным обоих полов, но девушки склонны к этому в большей степени, чем юноши. Чем моложе и неопытнее влюбленные, тем чаще их чувства окружены ореолом романтики. Конечно, разочарования неизбежны, но они не должны восприниматься как трагедия и решительный разрыв отношений.

Взаимоотношения с родителями

Родители часто склонны видеть в дружбе мальчиков и девочек только опасность, порой слишком преувеличенную, поскольку в большинстве случаев дружеские отношения подростков чисты и бескорыстны. Родители все и всегда знают наперед. Быть может, именно поэтому, не веря в серьезность детских чувств, они часто не только думают, но и вслух бросают непростительные фразы: “Любовь?!.. Да какая там любовь?! Еще мамино молоко на губах не обсохло! И думать забудь про этого своего Сашку (эту свою Ленку)...” и т. д. Догадываются ли в этот момент родители о том, что совершают серьезную ошибку, помнят ли себя в этом возрасте, знают ли о том, что дети их сейчас особенно ранимы, а их реакция может быть абсолютно непредсказуемой? Скорее всего - нет, и очень жаль. Скольких бы несчастий можно было избежать, скольких трагических историй, если бы реакция родителей была более мягкой, лояльной, не такой жесткой и категоричной.

Самое типичное поведение подростка в подобной ситуации- сделать все наперекор родителям, доказать, что они не правы, заставить сожалеть о сказанном. Конечно, мудрые и опытные родители, скорее всего, окажутся правы: от этой любви через пару недель останутся одни воспоминания и какой-нибудь скромный, дешевый подарок, но ведь у подростков нет еще вашего опыта и мудрости, поэтому и поступки их могут быть необдуманными и даже опасными.

Конечно, есть дети, с которыми у родителей не возникнет проблем - они послушны, слово родителей для них - закон, оспаривать который даже не придет им в голову. Но таких детей очень мало, и хорошо, что так. Эти дети слабые и безвольные, они не способны Постоять за себя, доказать свою правоту, они послушны и во всем согласны с мнением родителей. Сейчас вам легко с ними, но будет ли им легко потом в жизни?

Большинство подростков в ответ на ваше жесткое категоричное высказывание, ставящее под сомнение глубину и серьезность их чувств, в лучшем случае выльют на вас все свои эмоции, самые неожиданные, сопровождающиеся слезами, гневными выкриками и истерикой. Если вы не умеете управлять чувствами, эмоциями и поведением ваших детей, можете готовиться к подобным сценам заранее. Безусловно, это испортит ваши с ребенком отношения, отрицательно скажется на его психике, а уж вам, наверняка, придется принимать успокоительные препараты или сердечные капли, а потом долго возмущаться в разговорах с соседкой: “Какие неблагодарные нынче пошли дети!”.

Но все это произойдет только в лучшем случае. А ведь может быть и значительно хуже. Например, ваш милый и вежливый некогда мальчик, уходя из дома, хлопнул дверью и сказал, что ночевать сегодня не придет. И если он сдержит слово, эта ночь не покажется вам короткой, вряд ли вам удастся поспать или хотя бы отдохнуть. Всю ночь вас будут терзать различные догадки о том, где, с кем и как сейчас проводит время ваш ребенок. А вариантов здесь довольно много, например, может пойти к приятелям и “напиться с горя”, а если повезет, достать “наркоты”. А в таком состоянии частенько тянет на подвиги: подраться, чтобы доказать себе свою силу и превосходство (и угодить в милицию?), угнать машину (и попасть в аварию?), связаться с уголовниками (и втянуться в какую-нибудь криминальную историю?).

А если ночевать не пришла ваша скромная и обычно тихая девочка, которую в последнее время вы перестали узнавать? Именно этой ночью она может решиться на очень взрослый поступок, и совсем не от любви, а от отчаянья, безысходности и вашего непонимания. И хорошо, если все закончится только лишением невинности, а если нежелательная беременность? Аборт? Роды?.. Но даже это не предел.

А с чего же все началось? Откуда вдруг эта агрессивность? Да это же вы, вы сами спровоцировали их на подобные поступки, которые могут испортить им жизнь в самом ее начале. Это ваша необдуманная фраза вызвала в них такую непредсказуемую реакцию, которой они и сами от себя не ожидали. А уж вы были просто шокированы: что это вдруг с ними? Вроде бы все, как обычно... Но ведь они сами уже не те дети, которых можно было отшлепать или поставить в угол, прежние методы вам уже не подойдут, потому что они уже взрослые дети и требуют к себе другого отношения. А их первая влюбленность и любовные переживания, несерьезные и пустые в ваших глазах, для них в этот момент самые важные, потому что они первые.

Если вы не находите, с ребенком взаимопонимания, одним из типичных вариантов поведения подростков может стать их полная духовная изоляция. У вас не будет с ребенком скандалов и бурных сцен - у вас не будет с ним вообще никаких отношений. Подросток может замкнуться в себе и перестанет о чем-либо разговаривать, как бы игнорируя вас. Это только на первый взгляд легче, чем предыдущий вариант поведения. Но представьте, как тяжело будет переносить постоянное ледяное молчание, холодность, отчужденность изо дня в день. Честно говоря, лишь немногие дети этого возраста способны на длительную холодную войну с родителями.

Чем чревато такое поведение - догадаться нетрудно: вы перестанете быть в курсе их повседневных дел, в курсе той жизни, которой они живут, вы не сможете влиять на их поведение, на их поступки, такие разные и непредсказуемые, одним словом, потеряете авторитет.

Допускать этого ни в коем случае нельзя, потому что он зарабатывался годами и, потерянный в одно мгновенье, не может быть восстановлен так же быстро. В этот тяжелый для подростка период в его голову могут прийти самые ужасные мысли (от решения бросить школу до самоубийства). В редких и страшных случаях родители узнают об этом уже слишком поздно. Подростков, склонных к такому типу поведения, принято относить к разряду трудных и привлекать к работе с ними психологов и других специалистов.

Чтобы не заводить ваши взаимоотношения с подростком в такой тупик, обратите внимание на следующие советы.

Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.

Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Расскажите им о себе, вашей истории первой любви - это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.

Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Конечно, вы можете оказать некоторое внимание, но тактично и деликатно.

Установить подобные отношения с подростком вдруг, ни с того ни с сего, не удастся. Это будет выглядеть фальшивым и наигранным. Такую тактику поведения вы должны выработать изначально, с раннего детства вашего малыша.

Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Про “это”

Сегодня в большинстве случаев молодые люди начинают половую жизнь до брака, часто будучи еще школьниками. То, что раньше считалось позором (особенно для девушек) и держалось в строжайшем секрете, теперь стало нормой поведения, а порой даже предметом гордости.

Каковы же причины столь раннего вступления подростков в половые отношения? Нужно заметить, что для юношей и девушек они различны.

У юношей интимная близость часто является средством са-моутверждения в глазах сверстников. Интерес к проблемам пола раньше появляется опять-таки у юношей, поэтому они оказываются более осведомленными и информированными, чем девушки. Наличие теоретических знаний о психосексуальных отношениях полов, естественно, вызывает любопытство и желание подростков применить их на практике и получить те чувственные удовольствия, о которых они узнают от более взрослых и опытных ребят. К тому же начало половой жизни позволяет не только удовлетворить физические потребности, но и почувствовать себя взрослыми и независимыми, а также возвыситься в глазах подростков. Нередко это ведет к преувеличениям и многочисленным рассказам о любовных победах.

В общественном сознании закреплено традиционное представление об ощущениях при первом половом контакте как о непременном удовольствии и наслаждении. Юноша физически действительно получает эти ощущения даже при первой близости (хотя духовно не всегда остается удовлетворен).

Большинство же девушек в первый раз не только не получает физического удовлетворения, но и испытывают негативные чувства: разочарование, беспокойство, неловкость, сожаление о содеянном, презрение к себе или к своему партнеру. Но это только часть сложностей, с которыми сталкивается девушка, вступая в первую интимную связь.

Хотя нам зачастую и приходится слышать о том, что за нежелательные последствия ранних половых контактов оба партнера должны нести равную ответственность, на самом деле нередко все проблемы девушка вынуждена решать сама, а парень остается в стороне. Поэтому именно ей нужно со всей серьезностью отнестись к принятию такого решения. Но если девушки, вступая в ранние половые контакты, крайне редко испытывают приятные ощущения и вдобавок должны опасаться нежелательных последствий, что же заставляет их решаться на такие серьезные поступки?

Не будем останавливаться на рассмотрении тех ситуаций, в которых девушке просто не предоставляется возможность выбора: вступать или не вступать в интимную связь (речь идет о случаях изнасилования). Также темой для отдельного разговора является вступление девушки в сексуальные отношения в состоянии невменяемости: при алкогольном и наркотическом опьянении. К сожалению, подобные случаи перестали быть редкими, особенно в последнее время.

Рассмотрим те случаи, когда девушка имеет возможность все взвесить и принять обдуманное решение.

Попытка спастись от одиночества

Подростковый период - это время не только беспечное и беззаботное, но зачастую и время переживаний, волнений, разочарований и первых жизненных трагедий. Часто им, 14-16-летним, кажется, что они никому не нужны. Их никто не понимает, их проблемы уникальны и никто никогда в жизни не испытывал ничего подобного. Порой они чувствуют себя настолько одинокими и несчастными, что скорее готовы выдумать красивую историю, в которой они популярны и любимы, и рассказывать ее близким друзьям, чем признаться в том, что на самом деле им так одиноко и тоскливо. А уж если вдруг девушка знакомится с симпатичным юношей, который говорит, что она ему нравится, она уже готова верить ему и рада, что нашла человека, которому небезразлична. И конечно, если он предлагает ей “переспать”, она скорее ответит “да”, чем “нет”, чаще потому, что не хочет снова остаться одна. К сожалению, именно так в большинстве случаев и происходит. Она опять одинока, покинута, несмотря на факт физической близости. Желание чувствовать себя популярной снова и снова толкает ее в самые разные объятья, но в результате оказывается, что секс, секс без духовной близости, не спасает от одиночества, а наоборот, приносит разочарование. Такое поведение к тому же приносит ущерб ее репутации. Попытка спастись от одиночества при помощи секса оказывается неудачной.

Попытка удержать любовь

Девушка, встречающаяся с парнем, вдруг начинает замечать его холодность, отчужденность и равнодушие. Она в тревоге: “Как же так? Я могу потерять его, а ведь я так его люблю... Что же мне делать?” Тем более, что тот, кто сейчас для нее важнее всего на свете - ее “любимый” - предупредил ее: “Если ты, наконец, на это не решишься, нам придется расстаться”.

Наивные и влюбленные по уши девчонки решаются на все, лишь бы не потерять Его, и совершают очередную ошибку: отношения, построенные на сексе без духовного взаимопонимания, обречены на недолгое существование. Когда новизна интимной связи исчезнет, ничего общего у партнеров не останется.

“Как все” (давление сверстников)

Порой девушка решается на “это” только потому, что все ее подружки уже это попробовали. Конечно, свою роль здесь играет и некоторая доля любопытства, а еще - не хочется выделяться, отставать от других. Прежде чем принять такое серьезное решение, нужно знать, что темпы полового созревания подростков разные, поэтому если желание еще не пришло, совсем не обязательно спешить за другими. Это не только не доставит удовольствия, но даже может принести серьезный вред. Кроме того, не исключено, что захватывающие истории некоторых подружек - лишь плод их воображения, желание “прихвастнуть”, чтобы почувствовать превосходство над другими.

Сопротивляться давлению сверстников трудно, особенно если это давление исходит от молодого человека. Его мотивы могут быть самые разные, например: “Докажи, что ты любишь меня”; необходимость проверки на сексуальную совместимость (после которой он исчезает); угроза, что найдет другую; давление на самолюбие: “Ты несовременная”, “больная” и т. д.; обещание сделать подарок и др. Быть может, после таких уговоров и давления девушка будет близка к согласию, тем более что отказать тому, кого любишь, очень сложно, особенно для юной девушки. Парень, настаивающий на интимном контакте, будет пользоваться этим, хотя на самом деле вряд ли любит девушку. Скорее всего, секс интересует его как спорт, удовлетворение физических потребностей.

В подобных ситуациях нужно учиться отказывать, учиться твердо и решительно говорить слово “нет”. Не нужно поступать подобно другим, надо больше ценить свои чувства и свои желания.

Независимость от родителей

Часто, особенно если в семье неблагополучные отношения, родители подозревают дочь в том, что она живет половой жизнью, хотя на самом деле это не так. В итоге постоянные подозрения, недоверие и оскорбления толкают ее на сексуальные связи, вызванные желанием мести, чувством обиды и несправедливого отношения к себе. Конечно, такие половые отношения не принесут ни физического, ни эмоционального удовлетворения, поскольку мотивируются враждебными чувствами, а не подлинным желанием.

Чем меньше возраст половых партнеров, тем меньше вероятность того, что причиной их связи будет являться любовь. В настоящее время любовь, к сожалению, является далеко не самой главной причиной для начала половой жизни. Во-первых, подростки еще окончательно не сформировались не только в физиологическом плане, но и, что особенно важно, в интеллектуальном и духовном. Это является необходимым, чтобы испытать действительно настоящие сильные чувства. Во-вторых, и это распространено не только в среде подростков, в большинстве случаев на тех, кто в любви ищет чего-то большего, чем физическое удовлетворение, смотрят с насмешкой, как на “белых ворон”. Поэтому даже многие из тех, кто воспринимает любовь серьезно, как возвышенное романтическое чувство, стараются держать себя так, чтобы никто не заподозрил их в этом, не раскрыл их способностей к тонким чувственным любовным переживаниям. Особенно это свойственно парням, которые, стараясь скрыть свои волнения, связанные с первой влюбленностью, намеренно используют резкий, грубый тон, уличный жаргон и развязные манеры. Им кажется, что такое нарочито пренебрежительное поведение свойственно самоуверенным, бывалым знатокам, донжуанам, знающим толк в любви.

Но если нет духовного контакта с партнером, то половая близость, особенно первая, не принесет удовлетворения. А именно первая интимная связь особенно важна, поскольку накладывает отпечаток на всю дальнейшую сексуальную жизнь.

Проблемы подросткового секса

Первая сексуальная связь сама по себе вызывает массу волнений и переживаний. Бояться этого может не только девушка, но и парень, которому в не меньшей степени свойственны стыдливость и неуверенность в себе.

Для начала половых контактов особенно важным является создание спокойной романтической обстановки. Но если родители подростков - люди консервативные и ни в коем случае не позволят вообще “этим” заниматься, а тем более у себя дома, это будет одним из осложнений для сексуального общения подростков. Решат ли они заняться сексом дома в отсутствие родителей, возьмут ли ключи от квартиры друзей или, в крайнем случае, займутся этим в другом, менее подходящем месте, они будут чувствовать себя неуютно и напряженно, что не позволит им расслабиться и сосредоточиться друг на друге и на своих чувствах и ощущениях.

Страх быть застигнутыми врасплох, в самый неожиданный момент, будет являться мощным негативным фактором для обоих партнеров. Звук приближающихся шагов, поворачивающегося в замочной скважине ключа, голоса вдруг вернувшихся родителей могут надолго отбить у подростков желание сексуального общения. Хуже того, если первый опыт оказался неудачным, это может вызвать подозрения в собственной неспособности получить удовольствие от секса. Первая сексуальная неудача вызывает больше тревог и переживаний у юношей, поскольку для девушек отсутствие сексуального удовлетворения при первой связи является едва ли не нормой. После первого “провала” парень будет бояться повторить его снова и начнет избегать "девушек, опасаясь подтвердить свои подозрения. Проблема может быть решена либо при помощи понимающей и сопереживающей партнерши, либо при помощи врача-сексопатолога.

Поэтому для первого контакта очень важно выбрать такое место, обстановка которого позволила бы подросткам почувствовать себя относительно спокойно и раскрепощенно. Если оба партнера молоды и неопытны, создать благоприятную обстановку поможет приглушенное интимное освещение, медленная романтическая музыка, легкий запах духов, но ни в коем случае не алкоголь. Алкогольное опьянение действительно снимает напряжение и помогает расслабиться, но в то же время оно притупляет остроту чувственных ощущений. Кроме того, партнеры в таком состоянии могут потерять контроль над собой и забудут о средствах предохранения.

Подростков в момент сексуальной связи также могут беспокоить мысли о неприятных последствиях, как, например, возможность заразиться венерическими заболеваниями (если для одного из партнеров это не первый интимный контакт), риск беременности партнерши, страх разоблачения и скандал с родителями.

При половом контакте партнеры не всегда достигают оргазма, особенно девушки. Одной из причин этого является скованность, закомплексованность и отсутствие опыта. Подростки еще только начинают изучать и фиксировать наиболее возбудимые участки своего тела, особенно приятные, возбуждающие ласки и прикосновения. И уж конечно, они едва ли знают, как доставить удовольствие партнеру, а обсуждать эти темы считают неудобным, стесняются. Практический опыт сексуального поведения приходит со временем, поэтому даже если партнеры изучили соответствующую литературу до вступления в первый половой контакт, это ненамного облегчит их положение. Лучшим помощником в этой ситуации будет искреннее и взаимное желание доставить друг другу удовольствие, и тогда первый опыт сексуального общения оставит в памяти приятные и теплые воспоминания, даже если не все получилось так, как представлялось.

Чтобы при первом половом контакте партнеров не мучило чувство вины, тревоги, страха, они должны принять это решение обоюдно, сознательно и своевременно. Оправданным такой серьезный шаг может стать только в том случае, если оба партнера испытывают друг к другу искреннюю симпатию, привязанность, заботу и желание доставить друг другу радость.

У большинства людей понятие “половая жизнь” или “интимные отношения” ассоциируются с половым актом. Но это не так. Термин “половая жизнь” включает в себя более широкое понятие - весь спектр отношений между мужчинами и женщинами, связанных с различиями полов, в который входят поцелуи, объятья, эротические фантазии, флирт, онанизм, разговоры об интимных отношениях и даже ожидание любимого человека.

Для большинства людей важно иметь любящего и любимого человека, быть ему нужным, необходимым. Но влечение женщины к мужчине более психологично, поэтому прикосновения и ласки для нее иногда значат больше, чем половой акт, совершить который гораздо проще и быстрее, чем добиться любви.

Некоторым подросткам и молодым мужчинам свойственна гиперсексуальность, т. е. переоценка значения сексуальной стороны взаимоотношений партнеров. Ради получения удовольствий и полового экспериментирования они готовы раздавать клятвы и легкомысленные обещания, в которые сами часто верят до тех пор, пока не добьются своего.

Они словно загипнотизированы своими сексуальными желаниями. Конечно, их отношения к женщине отличаются нестойкостью, непостоянством, поэтому их обещаниям, уверениям в любви не стоит верить. У таких мужчин потенция может стать главной ценностью в жизни и определять весь ее смысл, а снижение или отсутствие потенции становится настоящей жизненной трагедией. Душевными качествами партнерши они, как правило, не интересуются, да это им и ни к чему. Их привлекает лишь игра в секс, которая опустошает внутренний мир, делает мужчину развязным, грубым, циничным, не способным на глубокие душевные переживания. Гиперсексуальные партнерши также редко бывают удовлетворены сексуальными отношениями с одним человеком.

Они легко вступают в случайные связи, не заботясь об этической стороне взаимоотношений. Это ведет к разочарованию в контактах с противоположным полом, сведению их (контактов) к узкофизиологическим, пресыщению и циничному взгляду на противоположный пол.

Расставание

Когда первая любовь, едва начавшись, терпит неудачу, когда подросток узнает о том, что его бросили, это всегда очень больно. Тяжесть переживания от разрыва отношений будет зависеть от многих причин: от темперамента подростка, от обстоятельств, от того, в какой форме об этом было сказано.

Если подросток не слишком впечатлителен, а чувства к противоположному полу воспринимались им не столь серьезно, расставание пройдет для него безболезненно и вскоре будет забыто. Но если неудача в любви постигла натуру тонкую, чувствительную, восприимчивую, слова “я тебя больше не люблю” будут равнозначны смертному приговору, настоящей жизненной трагедии (чаще это бывает свойственно девочкам). В этом случае расставание будет сопровождаться болью, смятением, отчаянием, чувством одиночества, потерей веры в дальнейшие благоприятные отношения с противоположным полом.

Покинутого подростка будет мучить вопрос: “Почему это произошло? Почему меня разлюбили?”. Одни начнут копаться в себе, искать причины, собственные недостатки, но чаще всего предполагаемые причины оказываются ложными, поскольку разлюбивший и сам не всегда может объективно судить о том, почему так случилось. Другие виновным посчитают того, кто их покинул, что тоже вряд ли будет однозначно верно. Просто в этом возрасте чувства меняются очень быстро и резко.

Но как быть подростку со своими страданиями, ведь они для него более чем серьезны и могут привести к депрессии и нервным срывам? К сожалению, эта неудача далеко не последняя в жизни, поэтому необходимо научиться правильно реагировать на них, постепенно приобретать опыт, пусть негативный, поведения в подобных ситуациях.

Каждый будет вести себя по-своему: кому-то нужно будет остаться в одиночестве, собраться с мыслями, поплакать в подушку, пожалеть себя и вспомнить лучшие моменты, связанные с первой несчастной любовью. Кто-то отправится к лучшим друзьям, чтобы излить им свое горе, обсудить ситуацию, может , получить совет и поддержку; хуже, если за совместной разработкой плана отмщения обидчику (некоторые именно в этом находят успокоение и вновь обретают возможность нормального существования). Есть и такие чрезмерно целеустремленные натуры, которые не пожелают смириться с отказом и будут продолжать напоминать о себе и добиваться продолжения отношений. Это, пожалуй, самый неудачный вариант поведения, который только усугубит положение. Подросток, выбравший этот способ, рискует показаться униженным и жалким в глазах объекта своей любви, может вызвать грубую и резкую ответную реакцию и только добавит поводов для переживаний. Лучше поговорить о своих проблемах со взрослыми, которые имеют больший жизненный опыт и наверняка дадут правильный совет в конкретной ситуации.

Конечно, трудно объяснить подростку, что чувство, которое в настоящий момент является для него “любовью на всю жизнь”, на самом деле всего лишь первая юношеская влюбленность, проходящее увлечение. Со временем он и сам поймет это, но теперь нужно постараться понять его и посочувствовать, а не доказывать то, с чем он не сможет и не захочет смириться. Хорошо, если у вас с ребенком нормальные взаимоотношения и он делится с вами своими проблемами. В этом случае он может рассчитывать на вашу поддержку и понимание, а вы - на его откровенность.

Что посоветовать сыну или дочери, если желание расстаться исходит именно от них, но они не знают, как это лучше сделать? Не каждый может сказать об этом откровенно, но чересчур прямолинейно: “Нам нужно расстаться” или “Я тебя больше не люблю”. И это хорошо. Следовательно, ваш ребенок умеет щадить чувства другого человека. Но молчание или откладывание необходимого объяснения заведет отношения в еще больший тупик и только осложнит ситуацию, а другого человека будет держать в неведении, что в дальнейшем приведет к разочарованию и может послужить поводом для обвинения: “А что же ты раньше молчал (а)? Зачем ты меня обманывал (а)?”

Если решение расстаться принято, лучше сообщить об этом сразу. Но как?

Конечно, можно написать письмо, сообщить по телефону или попросить друга (подругу) передать это страшное известие. Но это будет не самым красивым и благородным поступком. Лучше набраться смелости и поговорить об этом откровенно, с глазу на глаз, но так, чтобы не нанести душевную травму. Возможно, в этом поможет упоминание о достоинствах собеседника в разговоре. В любом случае это будет малоприятный разговор, но этот опыт еще неоднократно может пригодиться в жизни.

Нелюбимые, или В ожидании любви

По темпам полового созревания, по эмоциональному развитию и по формированию характера и личностных качеств подростки очень разные. Одни общительные, энергичные, жизнерадостные, другие тихие, скромные, застенчивые.

И если первые находятся в центре всех событий благодаря своему темпераменту и стилю поведения и, соответственно, получают все знаки внимания со стороны противоположного пола, то вторые чаще остаются в стороне и вниманием сверстников не избалованы. До какого-то момента это будет незамеченным, поскольку до начала полового созревания подростки предпочитают однополые компании.

Но когда эпидемия влюбленности заразит сначала одного члена компании, потом другого, третьего, оставшиеся “тихони” окажутся в одиночестве и почувствуют острую необходимость в общении, в потребности иметь близкого друга противоположного пола (а именно с дружбы чаще начинается влюбленность). Если “тихони” и “скромники” не выносят свои проблемы на всеобщее обсуждение и предпочитают вообще об этом поменьше говорить, это не значит, что у них все нормально. Они тоже живут в ожидании любви. Подростки, гораздо чаще девочки, чувствуют острую необходимость не только быть любимыми, но и любить самим. Но где найти достойный объект?

В классе все симпатичные мальчишки уже с кем-то встречаются, а остальные - такие скучные и неинтересные... Кому же посвятить свои чувства, как реализовать свою потребность любить?..

Ожидание любви может оказаться болезненным и трагичным переживанием: по ночам слезы в подушку, зависть к подругам, которые уже с кем-то встречаются, мучительные фантазии и грезы, а быть может, обида и злость на всех окружающих (как будто они в чем-то виноваты). У кого-то даже появляются комплексы в связи с отсутствием необходимого внимания и невозможностью установить желаемые отношения или завязать знакомство. Кто-то ищет причину этого в своей внешности (некрасивая, толстая, слишком высокая и др.), кто-то - в недостаточно модной и дорогой одежде. Но на самом деле вряд ли причина заключается в этом.

Приятная внешность, милая улыбка и модный “прикид” - это не самое главное, за что можно полюбить по-настоящему. Хотя, конечно, этим можно обратить на себя внимание, но этого недостаточно, чтобы завязать хотя бы приятельские отношения. Было бы неплохо иметь общие интересы и занятия с “предметом своих грез” - это сближает. Проявление искреннего интереса и желания при необходимости помочь будет куда более действенно, чем вздохи в одиночестве и жалобы на судьбу.

Любовь к кумиру

В состоянии ожидания любви совсем не до уроков и гулять не хочется. Чем можно заниматься дома? Смотреть телевизор. И вот там, на экране, появляется “он” - тот, который более чем соответствует представлениям об идеальном мужчине: красивый, обаятельный, всегда улыбается, элегантный, одет по последней моде, великолепно двигается, а какой у него голос!.. Да, уж он-то достоин любви. Как правило, он является популярным эстрадным певцом, реже - киноактером. И начинается сбор любой информации об этом красавце: фотографии, статьи в газетах и журналах, плакаты, отслеживание всех телевизионных программ с его участием, коллекционирование аудио- и видеозаписей. Так создаются кумиры.

Почитание талантов само по себе занятие не только безопасное, но и вполне естественное, но только в том случае, если это не вызывает нездоровых психических реакций. А это бывает, зачастую даже при виде своего кумира на экране телевизора. А уж если он приезжает на гастроли с концертом - никаких денег не жаль, лишь бы попасть туда, лишь бы взглянуть на эту живую легенду. А может быть, удастся взять автограф, который будет храниться бережно, как зеница ока, и станет предметом гордости, а все одноклассники умрут от зависти.

То, что творится на таких концертах, что происходит с почитателями кумиров, хотя бы однажды приходилось наблюдать каждому. Девчонки визжат, заламывают руки, плачут, бросаются на оцепление милиции, надеясь прорваться к своему любимчику. А уж если это удается, стараются хотя бы дотронуться до него, словно до божества, обнять, поцеловать, а некоторые готовы даже оторвать что-нибудь от концертного костюма на сувенир. Такое поведение вызывает тревогу и опасение за их психическое состояние и за безопасность артиста. В редких случаях фанатичные поклонницы от возбуждения и нервного перенапряжения, сопровождающегося слезами и громкими криками, теряют сознание.

Если что-то подобное происходит с вашей дочерью, постарайтесь рассказать ей о существовании законов шоу-бизнеса и о таком понятии, как сценический имидж, рассчитанный на то, чтобы привлекать внимание поклонников. В основном ставки делаются на девочек-подростков как на еще не окрепшие умы и не сформировавшиеся личности, чтобы быстро и без особых усилий повысить популярность поп-звезды. Сценический имидж артиста далеко не всегда совпадает с его поведением в повседневной жизни. Будет большой ошибкой думать, что актеры, музыканты, певцы и т. д. в быту такие же, как на сцене, на съемках фильмов, перед телекамерой. Дома они, как и все нормальные люди, имеют право на проявление отрицательных эмоции. Они также бывают нервными, раздражительными, высокомерными, гордыми, т. е. могут обладать не только теми достоинствами, которые видят в них фанаты (а зачастую просто приписывают несуществующие), но и массой недостатков, о которых они даже и не подозревают. Вместо того чтобы грезить о недоступном, возвышенном и, скорее всего, существующем только в воображении прекрасном принце, не лучше ли оглянуться вокруг? Может быть, рядом живет тот, которому вы небезразличны, просто не замечаете его, растворясь в своих романтических грезах к тому, кто даже не подозревает о вашем существовании. Взрослея, подростки, наверняка, поймут это и, может быть, будут вспоминать о своей фанатичной любви к кумиру с улыбкой, но нужно постараться прийти к этому пониманию с наименьшим количеством ошибок.

Подростки в силу своего максимализма склонны называть любовью все. Но любовь - это зрелое чувство, основанное на реалистичных ожиданиях в отношении другой личности. Подросткам оно в принципе не свойственно.

Марина Слинькова

Семейный психолог, ведущая тренингов для подростков и их родителей

Что пугает родителей

Влюбленность - это сильное, яркое чувство, способное целиком овладевать человеком. Еще вчера ваш ребенок мог учиться, имел какие-то цели, увлечения. А теперь он закрывается в комнате, бесконечно разговаривает и переписывается с кем-то, больше времени проводит вне дома или лежит на диване и ни на что не реагирует...

Влюбленность - чувство эгоистичное. Эмоции, которые кипят в подростке, для него гораздо важнее, чем сам объект симпатии. Только за месяц может смениться несколько возлюбленных - и каждый раз будет считаться, что это всерьез и надолго. Настроение вашего мальчика или девочки в период влюбленности можно сравнить с американскими горками. Трудное время для родителей: их просто перестают слышать. К тому же вы впервые в жизни понимаете, что ваш ребенок отдельно от вас может быть совершенно счастлив. Или (в случае безответной любви) абсолютно несчастен, несмотря на всю вашу заботу. Не всем просто такое принять.

Все, что вы можете сделать для него, это быть рядом и выдерживать эмоционально его переживания, не обесценивая их. Ну и невзначай, безотносительно к его конкретной страсти, подбрасывать информацию для размышления.

Влюбленность или дружба

Бывает, у ребенка давние «парные» отношения, а он называет их «просто дружбой». А бывает наоборот: все общение сводится к отслеживанию объекта в соцсетях или сидению за одной партой, но ваш подросток рассказывает о «своей девушке» или «своем парне». Не то что вам, ему самому-то тяжело разобраться в собственных переживаниях. Давайте подойдем к вопросу чисто формально. Дружба и влюбленность - что у них общего?

Эмоциональное притяжение . Нам приятно быть в одном пространстве, видеть другого, ценить время, проведенное вместе - будь то друг или возлюбленный.

Доверие . Делиться своими мечтами, мыслями, планами, рассчитывать на ответное откровение - естественно и с друзьями, и с любимым человеком.

Уважение. Дружба и любовь предполагает, что отношения построены на взаимном уважении.

Поддержка . Мы рассчитываем на нее и ждем от друзей и любящих людей. И сами готовы ее оказать.

Чем влюбленность отличается от дружбы? Казалось бы ответ прост - секс. На самом деле существует и «секс по дружбе», и целомудренная влюбленность - об этом мы еще поговорим. Отличить друга от «моей девушки» позволяют более глубинные, психологические сюжеты:

Общие цели. Друзья делятся каждый своими планами, а вот влюбленные непременно вместе их строят и включают в них друг друга.

Время и внимание. Стремление быть вместе каждую свободную минуту и дарить внимание друг другу, этого никогда не встретить даже в самой крепкой дружбе.

Позитивные иллюзии. Влюбляясь, мы перестаем воспринимать реально своего избранника, его негативные качества будто исчезают. Если кто-то говорит о недостатках избранника, то это невыносимо слышать влюбленному.

Это важно обсуждать с вашими детьми.

Те же и секс

Если вы внезапно застали своего подростка, целующимся в подъезде, вас может охватывать паника: что же дальше? Скорее всего, ничего.

Если мы говорим о подростках 11-14 лет, то секс в этом возрасте - редкое явление. Первая эякуляция у мальчиков в норме происходит в 12-13 лет, менархе у девочек - в 11-12 лет. То есть чисто физически раньше они не способны к сексу и не заинтересованы в нем. Что, конечно, не исключает некоторых поведенческих особенностей.

Мы уже говорили , что девочки-подростки пугаются изменений, происходящих в их собственном теле. Но в то же время они стремятся заявить об этих изменениях - это выражается в нападках на мальчиков, неловком, неумелом, иногда пугающе навязчивом кокетстве. Мальчики же, еще оставаясь детьми без признаков полового созревания, сами пристают к девочкам, пытаясь прикоснуться, отпуская разнообразные шуточки, или же нарочито выстраивают очень дистантные (строго учебные или подчеркнуто дружеские) отношения. В 11-12 лет рассогласованность в общении между девочками и мальчиками достигает максимума.

А вот в 13-14 лет те и другие начинают прилагать усилия для выстраивания отношений с противоположным полом. В паре подросток учится правильно общаться: не только говорить о себе, но и интересоваться партнером, давать ему возможность рассказать о себе; искать баланс и не перегружать своими жизненными трудностями; говорить о своих чувствах, а не только о событиях и происшествиях; не набрасываться с поцелуями, а плавно переходить от беседы к поцелуям.

В 14-17 лет у подростков уже есть необходимые теоретические знания, естественное любопытство и потребность утвердиться в роли взрослых. К тому же у юношей сильное сексуальное влечение, у девушек - желание убедиться в своей женской привлекательности и силе. И совокупность этих факторов, даже без влюбленности, может подвигнуть их к сексуальному дебюту . Вы можете не одобрять это. Но делать вид, что такого не существует - глупо. Вот почему с подростками надо говорить о сексе и контрацепции еще до наступления половой зрелости.

Стадии либидо

И родителям, и подросткам надо понимать, что все перечисленные возрастные этапы соответствуют стадиям формирования либидо: романтической, эротической и сексуальной. Каждая важна по-своему.

Романтическая сопровождается удивительно яркими, острыми, ни с чем несравнимыми чувствами. Юноши в своих фантазиях совершают подвиги, чтобы привлечь внимание возлюбленной, а еще лучше - спасают ее и тем самым завоевывают. Девушки в мечтах рисуют себя желанной, нежной, трепетной, а своего героя бескорыстным, заботливым и терпеливым. Все это поднимает влечение до высоты Истинной Любви.

Эротическая стадия формирования либидо знаменуется возрастающей тягой к физическому сближению: нежные прикосновения, поцелуи, объятия. Эта фаза у юношей быстро сменяется потребностью в прямом сексуальном контакте, но важна тем, что учит замечать чувственный отклик партнерши на ласки. Для девушек очень важно пробуждение чувственного отклика: у них эмоции преобладают над процессами возбуждения, они довольно долго способны «любить без секса».

Сексуальная - завершающая стадия в формировании либидо. Если предыдущие стадии не были пройдены, то во взрослом возрасте могут возникнуть сложности в сексуальных и партнерских отношениях из-за отсутствия навыков саморегуляции, опыта наблюдения за чувственным откликом партнера - не происходит сочетания физической близости с психологической.

Что делать родителям

Первая любовь ребенка - это, пожалуй, один из самых сложных этапов в ваших отношениях. С одной стороны, вы прекрасно понимаете, что подросток и в обычной ситуации не склонен прислушиваться к родительским нотациям, а уж попытка обесценить чувства или «очернить образ» возлюбленного и вовсе подорвет ваши отношения. С другой, вы хотите уберечь от опасности… Что же делать?

А со временем вам придется обсуждать, можно ли оставлять девушку (юношу) на ночь, можно ли им на два дня уехать на турбазу. Для того чтобы получить больше свободы, подросток должен завоевать доверие родителей, то есть выполнять их требования и собственные обещания. Расширение свободы наступает как следствие вашего доверия к нему - и эту связь надо озвучивать, подчеркивать.

Понимание, на какой именно стадии влюбленности находится подросток, поможет его родителям облегчить ему боль и подвигнуть его на уместную реакцию. Первая влюбленность способна возникнуть в любом возрасте: от начальных до старших .

Наиболее типичные стадии подростковой влюбленности – это:
- поклонение, когда подросток идеализирует объект, к которому он испытывает сильные чувства;
- высокое напряжение, когда ребенок хочет попытаться приблизиться к объекту своей влюбленности;
- неуклюжая романтика;
- финальная стадия - разрыв отношений.

Наиболее типична ситуация, когда подросток обнаруживает, что объект, которого он идеализирует, является вовсе не тем, кем он его представлял. Некоторые дети способны легко и просто пройти мимо этой стадии, если отношения перейдут в разряд дружбы. Другие же могут потратить месяцы или годы, изводя себя из-за первой потери.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что безответная любовь может привести подростка к разрушительным поступкам, которые могут обернуться непоправимыми последствиями. Поэтому задача родителя - поддержать своего ребенка в такой период.

Отцы и дети, или разговор по душам

Для подростка первая влюбленность – это поворотный момент в его жизни. Он учится самостоятельно принимать серьезные решения и справляться со своими чувствами. А родитель может стать для него другом, который выслушает, ободрит и поддержит его, ненавязчиво что-то посоветует.

Вы сможете справиться с неистовым гормональным всплеском своего подросшего ребенка намного легче, если вспомните и осознаете тот факт, что подростковый мозг более импульсивен и эмоционален, чем рационален.

Поиск правильных и уместных слов, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно и комфортно, может оказаться очень непростым. Скажите о предмете его влюбленности что-нибудь хорошее, к примеру: «Я могу понять, почему она/он так привлекает тебя». Можно выразиться и так: «Кажется, он/ она действительно очень приятный(ая)/милый(ая)».

Попытайтесь выяснить у ребенка, почему ему нравится этот человек. Поговорите с ним о том, что он чувствует и думает об этой ситуации и о предмете своей любви. Таким образом вы поймете, что на самом деле происходит. Скажите своему ребенку, что влюбленность – естественный этап взросления, а затем поделитесь с ним историей о своей первой любви. Дайте ему понять, что подобные чувства возникают у всех людей, у каждого по-своему.

Очень важно не заставить подростка чувствовать себя пристыженным или смущенным. Многие родители сами с трудом способны разговаривать на тему о чувствах со своими детьми и ведут себя авторитарно и крайне возбужденно или, наоборот, как-то неловко. К сожалению, таким поведением они вызывают у ребенка стыд, который может зародить в подростке серьезные психологические комплексы.

Лучше всего, если вы - демократичный родитель, достаточно открытый и искренний со своим ребенком, а также способны относиться к нему как к личности.

Очень большая ошибка - говорить своему ребенку, что он должен или не может чувствовать. Слова «ты слишком молод, чтобы влюбляться или любить» - это скорее даст результат противоположный желаемому и вызовет ответную оборонительную реакцию.

Нужно понимать, что родители не вправе вмешиваться в личное пространство подростка без его согласия. Как бы вам не хотелось добра своему ребенку, не следует навязывать ему свое мнение и контроль. Это способно оттолкнуть подростка, и он может эмоционально закрыться от вас. Поэтому нужно действовать очень и очень деликатно.

Все прекрасно понимают, что первая влюблённость остается в нашей памяти надолго. Мы нередко и сами забываем о той поре, когда становимся родителями. А когда ребенок признается, что он влюбился, временами, оказываемся совершенно не готовы к такому повороту событий. Особенно, если это случилось в очень юном возрасте.

Зачастую взрослые откровенно недоумевают и говорят свое возмущение: «Какая любовь в таком возрасте!». А уж если предмет обожания ребенка не так хорош, как бы хотелось, некоторые родители стараются «открыть глаза» своему чаду, проводя много бесед на тему «он тебе не подходит». В результате - взаимное разногласие и напряженность во взаимоотношениях.

Что об этом говорят семейные психологи?

Очень сложный возраст - это 14- 16 лет. В этом возрасте остро проявляются негативизм, все разговори родителей, становятся под сомнением. Подросток, даже может сказать, что родители лезут ему в душу. Он создает отношения с противоположным полом ради своего самоутверждения или замыкается в себе. Важную роль играет мнение ровесников и друзей.

Для подростка очень важно, чтобы окружающие восхищались и завидовали. Таким объектом восхищения может быть красивый молодой человек или привлекательная подружка. Иногда ребенок заводит отношения, только чтобы казаться взрослым. Какие бы не существовали мотивы, попытайтесь подавить свой родительский пыл и придерживаться следующих правил.

Первое: обязательно познакомьтесь с избранницей или избранником своего подростка . Не нужно делать сразу поспешных выводов, не поговорив с человеком. Может быть, он так уж плох, как вам показалась на первый взгляд.

Второе: придерживайте критику и претензии . Не нужно много раз указывать ребенку, что этот молодой человек ему не пара. Это только ухудшит ситуацию. Лучше постарайтесь вывести его на дружеский откровенный разговор, чтобы понять, что его так сильно привлекло.

Третье: не превращайте откровенный разговор в нравоучение. Нотациями и упреками вы лишь понизите его самооценку. В такой ситуации, лучше его искренне хвалить. Рассказывайте о его достоинствах, и он будет для себя искать достойного партнера.

Четвертое: дайте возможность ему ошибиться . Не секрет, что первая влюбленность может привести к мучительным и болезненным переживаниям. Но поверьте, трудно наперед защитить ребенка от бед. Так не лучше ему дать возможность получить свой собственный опыт?

Пятое: не старайтесь поссорить влюбленных . Если вы не в силах одобрить выбор ребенка, то хотя бы уважайте собственного подростка. Помните, что влезая во влюблённые отношения, вы рискуете быть виновными во всех его неудачах. Даже спустя многих лет, он может вам припомнить, как вы разрушили его хрупкие чувства.

Шестое: обязательно поговорите о контрацепции . Разумеется, мысль о том, что совсем юный ребенок познает радости полового акта, вряд ли кого обрадует. Не редко взрослые предпочитают не думать об этом, ведь ещё очень рано. Но не нужно быть страусом, ховать голову в песок. Сегодня подростки взрослеют очень быстро. А отсутствие знаний, повышенный гормональный фон и эмоций могут сыграть злую шутку. Так что, полезно поговорить заранее. Ведь потом уже может быть поздно.

Седьмое : ели вам категорически не нравится выбор ребенка, попытайтесь ему объяснить, что первая любовь не всегда бывает вечной . А объект его влюбленности - не единственный человек на этой планете. И может быть, даже не идеал. Пускай он поймет, что жизненный путь еще впереди.

Последнее: станьте подростку искренним и настоящим другом . Ведь он только познает взрослую жизнь, и добрый совет взрослых поможет справиться с первой влюбленностью.



Рассказать друзьям