Ребёнок медленно читает. Если ребенок не любит читать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С проблемой плохого чтения сталкиваются многие родители не только учеников 1–2 классов, но даже и 10-летних школьников. Причем выражаться она может абсолютно по-разному: в низкой скорости чтения, путанице букв и звуков, отсутствии интереса к книгам. Но не спешите обвинять любимое чадо в лени и невнимательности. Все может быть куда более серьезно. Сегодня будем разбираться - что делать, если ребенок плохо читает.

Почему ребенок плохо читает?

Прежде чем приступить к коррекции проблем с чтением, нужно понимать природу их появления. Причин может быть много, но все они условно делятся на две большие группы: физиологические и психологические.

В первую категорию попадают проблемы со здоровьем: плохое зрение, сниженный слух, дислексия (сложности овладения чтением и письмом, обусловленные нейрофизиологическими нарушениями). К физиологическим причинам относятся и особенности строения речевого аппарата, нервной системы и темперамента. К примеру, как бы вы ни старались повысить скорость чтения у флегматика, он все равно будет читать медленнее своих сверстников-холериков.

Ко второй группе причин психологического характера можно отнести: протест, перенапряжение, отсутствие интереса, страх, стресс.

Что делать если ребенок плохо читает?

Во-первых, нужно понимать почему возникают трудности с чтением. Для этого лучше обратиться за помощью к специалистам: окулисту, лору, невропатологу, логопеду-дефектологу, психологу. Они ответят на вопрос, есть ли физиологические предпосылки для плохого чтения.

Во-вторых, нужно учитывать наследный фактор и возраст ребенка. Если вы сами или ваши ближайшие родственники испытывали трудности с овладением чтения, то, вполне возможно, что и ваш ребенок пройдет через это испытание. Не стоит забывать о таком понятии, как сензитивный период – оптимальный период в жизни для развития определенного навыка. Например, сензитивный период для чтения – 5–8 лет. В этом возрасте и активный словарный запас и зрелость нервной системы уже позволяют освоить алфавит и чтение. Поэтому если ребенок плохо читает в 3–4 года, то это не повод бить тревогу.

В-третьих, определитесь с методами коррекции. Если уровень ваших педагогических знаний позволяет, то можно пробовать освоить специальные методики по улучшению чтения в домашних условиях. В противном случае доверьтесь специалистам и школам развития, занимающимися подобной коррекцией.

Как помочь ребенку, если он плохо читает?

Для начала нужно понимать, что жесткий контроль и насилие не помогут. Максимум чего удастся добиться – это натренировать скорость чтения, которая по сути не является показателем интеллектуального развития. А вот отбить у ребенка охоту к чтению раз и навсегда подобными методами можно очень быстро.

Ваш главный козырь в улучшении чтения, при условии отсутствия физиологических проблем у ребенка, – правильная мотивация. Никто лучше вас не знает, что поможет вам мотивировать малыша на чтение: долгожданная игрушка, поход в зоопарк или любимый пирог. Главное, чтобы мотивация была позитивной: никаких наказаний и лишений за непрочитанную книгу.

Кроме того, важен и личный пример. Доказано, что дети, в чьих семьях регулярно читают сами родители, испытывают меньше трудностей с обучением. Ну и не забывайте про природное детское любопытство. Попробуйте не дочитать интересную сказку или купите новую книгу с любимыми героями, и не исключено, что ребенок сам потянется к чтению.

Что делать , если ребёнок не укладывается в норму, а навык чтения не формируется так быстро, как требует школьная программа? Автоматизация навыка не произойдёт сама собой. Это сложный процесс.

Педагогами выделено много причин, тормозящих скорость чтения, рассмотрим основные из них.

При чтении ребёнка по слогам ошибки и остановки чтения могут возникать из-за неуверенного знания образа буквы . Это легко обнаружить. При чтении ребёнок делает паузу. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

Часто при чтении по слогам можно заметить, что ребёнок переставляет слоги местами или вовсе пропускает их. Такие перестановки и пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного и последовательного движения глаз . Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.

Также самой распространённой ошибкой называют регрессии – возвратные движения глаз, повторное чтение уже прочитанного . Определить регрессии в чтении ребёнка не сложно. Для этого достаточно предложить прочитать незнакомый текст и следить за движениями его глаз и речью. Причины регрессий могут быть в следующем: сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания (возможно ребёнок устал). Сила привычки – явление достаточно устойчивое, и для преодоления необходимы регулярные занятия (попробуйте использовать лист бумаги, который будет накладываться на строку и передвигаться).

Следующей причиной может быть недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата . Артикуляционный аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией можно использовать скороговорки и чистоговорки.

Если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу , ему будет необходимо дочитывать каждое слово и каждую фразу до конца. Для развития смысловой догадки можно использовать тексты с пропущенными окончаниями и буквами. Также можно накладывать решётку на печатный текст (лист белой бумаги с вертикальными столбцами шириной 0,5 см. и отверстиями шириной 1-2 см.). При работе с решёткой нельзя торопить ребёнка.

Природный темп деятельности ребёнка также определяет, насколько быстро он читает. Если ребёнок медлителен, немножко «копуша», это говорит о том, что природный темп деятельности имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Поможет многократное чтение рассказа вслух в течение 1 минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает место остановки. После повторного чтения, как правило, количество прочитанных слов увеличивается. Можно повторить чтение несколько раз. Пока количество слов не перестанет увеличиваться. Упражнение «Буксир». Взрослый читает текст со скоростью от 80 слов в минуту. Ребёнок читает тот же текст про себя или вслух, стараясь догнать Вас.

Это далеко не все причины, которые оказывают влияние на скорость чтения ребёнка. Но каждая из перечисленных выше причин может оказывать существенное влияние на темп чтения. Определите, какая именно причина мешает читать вашему ребёнку. Помогите ему и организуйте дополнительные совместные и регулярные занятия по чтению дома. Ведь школьная программа построена так, что на формирование навыка чтения каждого ребенка в классе уделяется не больше 1 минуты, а это очень мало! Уделите особое внимание домашнему заданию по чтению.

Желаем успехов!

Ребенок плохо читает, не любит читать. Это очень огорчает родителей. Ведь чтение - главное умение человека в жизни. Навык чтения - залог успешного учения. Древнейшая пословица гласит: «На азбуке осёкся - и цифирь не далась». Как же помочь ребенку? Приведем ряд практических рекомендаций, описанных Н.Н.Светловской, В.Г.Горецким, В.Н.Зайцевым и учителями-практиками. Прежде всего, следует помнить, что навык чтения - сложнейшее психофизиологическое образование. Становление его - непростой и длительный процесс. А более легких источников получения информации сегодня очень много. Поэтому особенно важно развить у ребенка интерес к содержанию чтения и к самому процессу чтения.

Тексты для чтения должны быть близкими к субъективному опыту ребенка, личностно-значимыми для него, эмоционально насыщенными, познавательными. Следует предоставить малышу право выбора материала для чтения в зависимости от его увлечений, настроения, даже самочувствия.

Для развития интереса к процессу чтения, важно создать ситуацию успеха, поддержать в ребенке веру в то, что он справится. Этому способствует самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает текст, отмечает, до какого слова дочитал, пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневник. И так изо дня в день. Сравнение результатов через неделю свидетельствует об увеличении скорости чтения. Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ребенка. И наоборот, именно успех рождает мотив: «Я хочу читать, у меня получается!».

Нельзя от ребенка только требовать: « Пока не прочтешь быстро и без ошибок, не встанешь с места! » Конечно, хочется, чтобы ребенок исправился буквально за неделю, а он не может. Не надо заставлять его дольше сидеть за книгой. Это утомляет. Не надо сердиться. Ведь физическая усталость, напряжение в сочетании с упреками и выговорами могут вообще отвернуть ребенка от книги. Пусть ребенок читает вслух недолго. Доказано, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому гораздо лучше, если домашняя тренировка будет проводиться ежедневно несколькими порциями по пять минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два снова пять минут чтения. А затем еще одна порция перед сном. В.Н.Зайцев отмечает, что чтение перед сном дает хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. И во время сна человек находится под их впечатлением.

Значительно облегчат формирование навыка чтения каждодневные упражнения в аудировании. Если ребенок следит глазами за выразительным неторопливым чтением взрослого или вполголоса читает вместе с ним, то скорость восприятия графических знаков, а значит, и скорость чтения у него увеличиваются. Кроме того, его внимание обращено на интонационную выразительность, паузы, логические ударения. Полезно читать вместе с ребенком («хором»). Если ребенок сфальшивит, следует предложить вновь прочесть то место, где была допущена ошибка. Необходимо постоянно похваливать своего малыша, но делать это аргументированно.

Детей 1-2 классов не надо торопить при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение. Нужно учитывать и возможности ребенка.

Преодолению трудностей при чтении способствует режим щадящего чтения. Малыш читает 1-2 строчки и получает кратковременный отдых. Это возможно во время просмотра диафильма, чтения книг серии «Для маленьких», где 2-3 строки текста даны под соответствующей иллюстрацией. В этом случае иллюстрация всегда предваряет чтение, помогает школьнику передохнуть, подготовиться к восприятию тех 1-2 предложений, которые ярко выделяются на странице, кадре и их легко охватить взглядом.

Общеизвестно, что хорошо читает тот ребенок, который читает много. В воспитании любви к книгам у детей младшего школьного возраста положительную роль играет наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами. В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей. Их не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимыми почти каждый день. К книгам из личной библиотеки надо постоянно обращаться. Все это вызывает подлинный интерес детей к книге.

Чтобы приучить детей самостоятельно читать, хорошо использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух и прекращает чтение на самом интересном месте. Увлеченный событиями и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжит чтение самостоятельно. Позже нужно обязательно спросить, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам. Можно рассказать ребенку занимательный эпизод из какого-нибудь произведения. И вместо ответа на вопрос: «А что же дальше?» - дать ему книгу.

Очень хорошо, если в семье практикуется домашнее чтение вслух, в том числе и книг из личной библиотеки. Читать надо всей семьей не для ребенка, а вместе с ребенком. Продолжительность такого чтения - 20-30 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интерес. О прочитанных книгах надо разговаривать - не контролировать ребенка, не требовать отчета: что прочитал, что понял, что запомнил, не навязывать своих взглядов, а вместе с ребенком на правах более опытного читателя размышлять над книгой. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят.

Внимание, поддержка, заинтересованность родителей в успехе сына или дочери прибавят ребенку уверенности и воодушевления. Доброжелательная, ровная, спокойная обстановка дома благотворно влияет на самочувствие ребенка и помогает справиться с трудностями в учении.

Почему ребёнок плохо читает?

Иногда посмотришь на второклассника - читает трудно, вплоть лицо покраснело, - видно, ещё не лениться. А результат... Спешит, сбивается, глотает окончания, путает буквы. Если же читает по слогам, то дело движется легче. Но ребёнок переживает и поэтому читает чуть слышно, сложные слова пытается пропустить или произносит невнятно.

Конечно, есть дети, которые не могут научиться нормально читать из-за отставания в умственном развитии. Но есть и такие, которые не могут овладеть чтения, хотя развиваются нормально. Сейчас институты всего мира занимаются дислексией - проблемой расстройства чтения.

О ней можно говорить, когда трудности возникают при нормальном зрении, слухе, умственному развитию и адекватных условиях обучения. Частота этого явления достигает 20 процентов среди младших школьников. Кроме того, дислексия может вызвать нарушения в письме, потому что оно тесно связано с чтением.

Дислексия возможна вследствие двух причин: наследственности и незначительных мозговых нарушений при неблагоприятном течении беременности матери.

Однако исследования дают основания утверждать: обработка информации в процессе чтения нарушается главным образом потому, что связи между правым и левым полушариями мозга созревают позже, чем другие мозговые структуры, и дети долго не могут запомнить, путают понятия «вправо-влево», плохо ориентируются в тетради при письме, легко теряют и трудно находят место на странице, где остановились, если на мгновение отвлечь. Им сложно сосредоточиться, запоминать, они быстро утомляются.

Во многих дислексия проявляется в неправильном чтении слов: «кот» могут прочитать как «ток» или ребёнок пишет слово так, будто видит его в зеркале: «рот» превращается в «тор» и другие. Некоторые пытаются избежать трудностей, «угадывая» слово за началом или сходством звучания с другим, а не по контексту. Такие нарушения проявляются во втором классе, редко - позже.

Почему эта проблема так важна? Дело в том, что овладение техникой чтения не допускает так называемой ориентации на неуспех, которая сказывается на процессе обучения. Ребёнка надо заинтересовать и убедить, что трудностей не стоит стесняться. Учиться «с нуля» могут только способные. A школьная программа просчитана на детей, которые уже умеют читать.

Ну а родителям, перед которыми стоит эта проблема, следует запомнить несколько советов. Забудьте о наказании или словах «Я в твоём возрасте...» Не отчаивайтесь, если «проигравшие» ошибки появятся снова. Поощряйте ребёнка, а потом, когда проблема будет решена, поощрением станет удовольствие от прочитанного.

Если ребёнок трёт глаза, отвлекается, - значит, устал. Избегайте переутомления, потому что в этом случае результаты не улучшатся, а ухудшатся.

Основные этапы планирования техники чтения такие: запоминание букв; слияние их в слоги (если чтение по слогам не автоматизировать, переход к чтению слов и к письму усложнится). Ребенок будет готов к чтению целыми словами только после того, как усвоит чтение по слогам. А до тех пор школьник читает целыми короткие простые слова, сложные же новые ещё долго будет читать по слогам. Ваша задача - не подгонять ребёнка, а помочь спокойно, по слогам прочитать слово, в котором он делает ошибки. Объясните, что главное - не скорость, а правильность. Попробуйте выполнить такое упражнение: пусть ребёнок самостоятельно прочтёт небольшой текст, расставляя ударения, а затем прочтёт его вам, выделяя их интонационно. Это поможет перейти к чтению целыми словами, но ребёнок ещё не раз будет возвращаться к слогам, когда будет трудно или если устанет либо не сразу поймёт прочитанное. Без упрёков, потому что усложните или нарушите формирование навыка.

Предотвратить «глотанию» окончаний поможет другое упражнение: пусть ребёнок прочитает про себя лёгкий текст и подчеркнёт карандашом окончания слов, а затем прочтёт вслух. Кому-то хватит 3-4 дней, а некоторым - месяца-двух, чтобы «увидеть» окончание.

Ребёнок увлекается книгой, если она интересна. Пока не читает легко, подбирайте книги с большим шрифтом, яркими рисунками, короткими предложениями. Если ребёнку нравится, когда ему читают вслух, предложите: «Я буду читать левую страницу, ты - правую». Или остановите чтение на самом интересном месте «до следующего раза», чтобы ребёнок имел возможность заглянуть в книгу и узнать, чем закончился эпизод.

Современные методики и способы подачи учебного материала на уроках предусматривают быстрое восприятие информации, ее переработку и запоминание. Но что делать детям, которые в силу каких-то особенностей плохо читают?

Почему ребенок плохо читает — причины и следствия

Школьная программа предусматривает обучение чтению на уроках вместе с педагогами в 1 классе начальной школы, но многие родители принимают решение самостоятельно обучить малыша азам грамоты, дабы на уроках ему было проще воспринимать материал.

Однако плохие навыки чтения могут стать следствием неправильной методики родителей, психологической и физической незрелости малыша и многих других факторов.

Как понять, что малыш готов учиться читать, и как организовать процесс?

Специалисты выделяют ряд особенностей:

  • обучать малыша буквам, последующему составлению их в слоги и слова можно с 4-5 лет. В этом возрасте дети уже имеют сформированную картину мира, понимают абстрактные понятия, хорошо ориентируются в пространстве и открыты к изучению нового;
  • перед началом занятий необходимо подобрать методику и пособия для освоения знаний. Большинство педагогов рекомендует комплексное изучение чтения и письма. На таком принципе и построен набор развивающих книг из набора . Благодаря этому пособию ребенок будет последовательно овладевать навыками устной и письменной речи;

Кстати, материалы разработаны в соответствии с образовательными стандартами и адаптированы для младшего школьного возраста. В книге много интересных и веселых заданий, благодаря которым ребенку не будет скучно в процессе обучения.

  • дитя должно хотеть учиться читать, проявлять интерес к печатной продукции. Осваивать чтение с принуждением не стоит, ведь именно это может стать причиной сложностей с этим процессом в будущем.

Еще одной причиной проблем с чтением может служить дислексия — особый вид развития ребенка, при котором он не очень хорошо воспринимает письменность.

Основными ее признаками может служить то, что малыш коверкает слова, заменяет буквы, угадывает слова, плохо узнает их в 3-4 классе.

Ученые говорят, что это связано с тем, что такие дети мыслят не понятиями, а образами, отличаются высоким уровнем творчества. Они умеют хорошо излагать мысли в устной форме, но со всем, что имеет отношение к написанным буквам, у них возникают сложности.

Плохое восприятие письменности может быть связано и с физиологическими нарушениями слуха, зрения, осанки. Посетите с малышом доктора, получите грамотную и исчерпывающую консультацию по поводу состояния его здоровья. Уделите внимание культуре питания, ведь недостача витаминов также влияет на скорость работы мозга.

Узнайте, нет ли психологических травм у маленького школьника. Возможно, у него конфликт с кем-то из ребят или он не может найти друзей, его дразнят или не принимают в компании — все это также сказывается на уровне успеваемости малыша.

Выявить основную причину и истоки проблем могут только опытные педагоги и психологи, они же и подберут специальную методику, которая позволит самым лучшим способом решить ее.

Ребенок плохо читает: что делать?

Именно с таким вопросом очень часто обращаются родители к учителям, ища способ улучшить навыки грамотности во 2 или 3 классе. Если же сложности с чтением наблюдаются в возрасте 10 лет (примерно 4 класс), то это вызывает у всех закономерный ужас.

В первую очередь сохраняйте спокойствие. Ссоры, нервная обстановка и принуждение еще никогда не приносили хорошего результата. Чтобы добиться успеха на этом простом пути, желательно соблюдать такие правила:


Работа с плохо читающими детьми

Кроме того, что малыш плохо читает, делает это по слогам и медленно, основной проблемой может стать то, что он не воспринимает написанное, не понимает его значения. Такая ситуация может стать причиной отставания на уроках, пробелов в школьном материале, снижения успеваемости в период с 1 по 3-4 класс.

Для того чтобы это изменить, попросите малыша пересказать то, что он прочитал, ответить на несколько вопросов. В начале выбирайте небольшие отрезки текста, абзацы и работайте с ними, со временем увеличивайте объемы материала. Если с первого раза дитя не смогло воспроизвести информацию, прочитайте текст еще один или несколько раз — до тех пор, пока ребенок не сможет передать суть написанного.

Хвалите малыша за все успехи и достижения, демонстрируйте поддержку и гордость, не относитесь с пренебрежением даже к самой маленькой победе. Но и не ставьте слишком высоких планок, которых будет очень сложно достичь.

Хорошим решением проблемы будет посещения групповых занятий при развивающих центрах, на которых школьники младшего возраста могут в небольших группах читать детские рассказы, ставить сценки, учить стихи и помогать друг другу.

Выбирайте группу так, чтобы в ней были дети примерно одного возраста и уровня знаний, с четким планом работы педагога и проверенными методами. Посещайте занятия 2-3 раза в неделю и не пропускайте их, чтобы выработать систему, структурировать полученную информацию.

Подобные дополнительные уроки может проводить учительница в вашей школе для группы ребят или индивидуально для вашего малыша (за отдельную плату). Подобный вариант хорош тем, что педагог уделяет максимум внимания вашему чаду, знает к нему подход и слабые стороны, над которыми нужно поработать.

Выбирая способ достижения нужного уровня знаний, исходите из интересов дочки или сына, спрашивайте их мнение, не принуждайте и не навязывайте свое видение ситуации, чтобы ваши благие намерения не привели к худшему результату: потере интереса и желания учиться, страхам и комплексам.



Рассказать друзьям