Ребенок в 2 месяц жизни. Колики у новорожденных

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой статье:

За первый месяц жизни организм новорожденного полностью приспосабливается к внеуробной жизни. Он уже реагирует на звуки, различает интонацию голоса, поворачивает головку и вовсю дергает своими ножками и ручками.

Второй месяц жизни новорожденного характеризуется еще большим развитием. Буквально за месяц полностью меняется его режим дня. Он становится еще более активнее и восприимчивее к окружающему миру, его интерес ко всему новому возрастает в несколько раз.

Физиология малыша

Физиологическое развитие новорожденного в 2 месяца имеет свои особенности:

  • пищеварительная система уже практически налажена, за счет чего ребенка реже начинают беспокоить колики, вздутия и спазмы живота;
  • повышается иммунная система – организм малыша, столкнувшись с «незнакомыми» инфекциями, начинает активно вырабатывать специфические антитела;
  • центральная нервная система развита не до конца, поэтому в этом возрасте малыши склонны к генерализации болезненных процессов, которые могут протекать судорогами, менингоэнцефалитом или менингитом;
  • температура тела превышает температуру взрослого человека на 0,3 – 0,4 С;
  • снижается тонус рук;
  • формируется координация глаз – теперь малыш не только слышит звук, но и фокусирует свое зрение на предмете, который его издает.

Также формируется координация работы рук и зрения – когда ребенок видит какой-либо предмет, он не только смотрит на него, но и тянет к нему свои ручки. Он начинает следить за яркими движущимися предметами. Если во время кормления ему показать яркую игрушку, он переключит свое внимание на нее и перестать сосать грудь.

Новорожденный в 2 месяца уже начинает поднимать головку, если его положить на животик, и грудь, упираясь на ручки. Так укрепляются его мышцы. К этому времени исчезает рефлекс ползания, ручки свободны в движении. А вот ножки еще сжаты и согнуты в коленках (повышенный тонус), это говорит о наличии симптома Кернига (невозможность разгибания суставов нижних конечностей в то время, когда они согнуты в тазобедренном).

В этот период малыш также активно начинает набирать весь. За второй месяц жизни он прибавляется в весе 600 – 800 г, а рост увеличивается на 2 – 3 см.

Что касается стула, то у детей, которые находятся на искусственном вскармливании, он происходит около 2 – 3 раз в сутки, а те, кто находится на грудном – 1 – 2 раза. Иногда бывают случаи, что кишечник новорожденных на ГВ не опорожняется более суток. Это явление считается нормой, если малыша не беспокоят боли в животе, и обуславливается тем, что материнское молоко хорошо усваивается в организме ребенка.

Психология 2 месячного ребенка

Психологическое развитие 2 месячного ребенка также выходит на новый уровень. Он уже распознает голоса и узнает маму и папу по внешнему виду, становится жизнерадостнее и пытается уже принимать участие в разговоре со взрослыми – улыбается им в ответ и пытается произносить звуки. Его плач приобретает тот или иной эмоциональный характер, который позволяет родителям определить, что беспокоит ребенка – голоден он или чем-то напуган.

Основными показателями нормального психологического развития являются :

  • умение держать головку, лежа на животе, и фокусировать ее в верхней точке на несколько минут;
  • умение упираться ножками, при держании его подмышками;
  • реагирует, когда с ним разговаривают – улыбается, фыркает, дрыгает ножками и ручками, издает различные звуки;
  • пристальное рассмотрение висячих игрушек;
  • фокусирование зрения на движущие яркие предметы.

В этом возрасте новорожденный ребенок начинает реагировать на изменения погоды, геомагнитные и астрономические явления, что характеризуется непрерывным плачем, беспокойным или продолжительным сном, вялостью или чрезмерной активностью.

Зрение и слух

Младенец в 2 месяца уже отчетливо слышит голоса и различает цвета. При громком звуке малыш вздрагивает и моргает, а услышав чей-то голос или резкий звук – сосредотачивается и пытается найти глазами источник звука.

Также в этом возрасте детки уже начинают различать цвета и фокусировать свое зрение на ярких предметах. Начинают распознавать черты лица людей, которые его чаще всего окружают. При разговоре с ними начинает улыбаться и лепетать.

Очень важно оградить ребенка в этом возрасте от громких и раздражающих звуков. Так как именно в этот период происходит формирование центральной нервной системы, а громкие звуки являются раздражителем для нее, что может отразиться на дальнейшем психологическом развитии малыша.

Навыки и умения

Новорожденный ребенок в 2 месяца уже держит головку и поворачивает ее в разные стороны, осматривая окружающую его обстановку.

Лежа на спине, начинает приподнимать верхнюю часть туловища, делая движения схожие с физическими упражнениями на пресс. Если ребенку предложить в качестве упора пальцы, то он начнет приподниматься, как будто хочет сесть, и у некоторых деток это действительно получается. Однако переусердствовать с такими «упражнениями» не стоит, так как это может повлиять на развитие тазобедренных суставов. Вообще врачи не рекомендуют сажать детей до 4 – 5 месяцев.

У малыша появляется большое желание стоять, что он и пытается делать, когда его держат подмышками. Он начинает разгибать ножки и упираться ими. Это естественное явление, которое позволяет снизить тонус ножек.

Ребенок начинает играть игрушками, крутя и рассматривая их в руках. Для развития моторики ему можно давать не только объемные предметы больших размеров, но и маленькие фигурки, которые имеют разную форму и фактуру.

Сон

В этом возрасте сон крохи занимает уже меньше времени, нежели как на первом месяце его жизни. Дневной сон по своей продолжительности уменьшается, теперь малыш дважды спит по несколько часов, и несколько раз по несколько минут (от 5 до 20). Зато увеличивается время ночного сна до 12 часов, естественно, что кроха просыпается несколько раз, чтобы подкрепится, но потом легко засыпает, и чаще всего это возникает во время кормления.

Уже в этом возрасте детки проявляют себя как «жаворонки» или «совы». «Жаворонки» засыпают примерно в 20:00 и просыпаются около 6:00 – 7:00 часов утра, а «совы» засыпают примерно в 23:00 – 1:00 и просыпаются около 10:00 – 12:00 часов дня.

Еда

В этом возрасте кормление малыша происходит исключительно материнским молоком или детскими молочными смесями. Ребенок стал активнее, а значит и трата энергии происходит больше. Для восполнения баланса ему необходимо употребление пищи в больших объемах. Так, например, если на первом месяце жизни, малыш высасывал молоко только с одной груди и ему этого было больше чем достаточно, то в два месяца ребенок может высосать молоко из двух грудей и для него это является нормой.

Грудное вскармливание может происходить в любое время по каждому требованию ребенка (хоть каждые полчаса), что нельзя сказать о кормлении малыша молочными смесями. У детей, которые находятся на искусственном вскармливании, наблюдаются частые проблемы с опорожнением кишечника. Как правило, таких малышей очень часто беспокоят вздутия и клики в животе. Поэтому кормление молочными смесями должно происходить строго по графику, то есть каждые 3 – 3.5 часа. Так как потребность в пище у малыша возросла, необходимо увеличить количество разводимой смеси.

Двигательное развитие

В 2 месяца ребенок умеет:

  • держать головку;
  • приподнимать верхний корпус туловища;
  • «стоять» на ножках;
  • держать и играться погремушками.

Малыш начинает активно развиваться, но стоит быть предельно осторожным, играя и держа ребенка на руках. Его косточки и хрящики еще не до конца окрепли, и любое неосторожное движение может привести к перелому или вывиху.

Игры

Малыш уже стал активен, и пришло время развивающих игр и занятий. В 2 месяца ребенку интересно наблюдать за различными движущимися предметами, изучать лица близких людей и обстановку в комнате. В качестве развивающих игр можно использовать следующие занятия:

  • Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, хорошо будет, если они при этом будут издавать различные звуки. При их виде у малыша возникнет желание дотянуться до них и попробовать их «на вкус». Поэтому, если игрушки находятся на близком расстоянии от малыша, то лучше всего использовать пластмассовые изделия, которые легко мыть. Мягкие игрушки хоть и безопаснее, но в них скапливается много пыли и различных микроорганизмов, которые могут вызвать инфекционные заболевания или воспалительные процессы в организме малыша;
  • Можно взять колокольчик, привязать его к ниточке и подвесить его на небольшом расстоянии от глаз малыша (примерно на 20 – 30 см, близкое расположение предметов может вызвать косоглазие). Спрячьте колокольчик в своей ладони и водите им в разные стороны. Малыш сначала будет реагировать на звук, и искать его источник. Затем разожмите ладонь и покажите предмет малышу, не переставая водить им. Ребенок сфокусирует взгляд на колокольчике и будет пытаться дотянуться до него.
  • Чувство ритма у малыша можно развить при помощи чтения книг или пения песен. Когда ребенок начнет издавать звуки, повторяйте их так, чтобы он их слышал.
  • Чтобы помочь крохе начать ассоциировать ваши слова с предметами, возьмите ребенка на руки и походите с ним по комнате, показывая различные предметы и обязательно говоря, что это такое.

И запомните, что ребенок – это личность, которая формируется благодаря вашему воспитанию. Пойте песни и рассказывайте ему истории только те, которые вызывают положительные эмоции. Ваше постоянное присутствие ему просто необходимо, он пока не может отделить свою жизнь от вашей, так как совсем недавно вы с ним были одним целым. Не бойтесь избаловать ваше чадо, ведь ваша любовь и забота, отданная ребенку сейчас, обязательно вернется к вам в будущем от него!

Полезное видео о развитии двухмесячного младенца

Ребенку 2 месяца

2-ОЙ МЕСЯЦ!

Вашему ребенку исполнился месяц - первый юбилей в жизни человека. Теперь его уже нельзя назвать новорожденным. Период приспособления организма к внеутробной жизни закончен и начинается активная фаза роста. Народная мудрость описывает этот процесс словами «не по дням, а по часам», а наука - более привычными фразами о том, что никогда человек не растет так быстро и не меняется так стремительно, как в первый год своей жизни.

Физиология ребенка второго месяца жизни

На втором месяце жизни ребенок начинает очень активно развиваться физически. К концу второго месяца он уже наберет около 800 грамм (что составляет примерно 25% от его веса в конце первого месяца), вырастет на 3-4 сантиметра, окружность его груди увеличится примерно на 20 миллиметров. На втором месяце жизни он по-прежнему много спит (по 20 часов в сутки) и не слишком много бодрствует. Хотя само бодрствование сильно отличается от первого месяца.

Организму для обеспечения такого семимильного темпа роста (т.е., нормального для ребенка) необходимо огромное количество энергии. Получает он ее за счет питания и сна - двух краеугольных факторов развития малыша в первый год жизни. На втором месяце суточный объем материнского молока, который должен получать ребенок, составляет примерно четверть его собственной массы. Это значит, что если ваше чадо весит, например, 4 килограмма, то его дневной рацион должен составлять не менее 800 грамм. Кто-то взвешивает ребенка перед каждым кормлением и после него, строго контролируя таким образом объем еды. На самом деле, это вовсе не обязательно. Малыш отлично знает, какое количество молока ему нужно, и обычно вполне понятно объясняет это маме.

Очень важно, чтобы на втором месяце уже выработался определенный режим сна и кормления. Хорошо, если у вас появится ритуал подготовки к ночному сну. Ночной сон - самый долгий и самый здоровый, в это время ребенок наиболее активно растет, поэтому необходимо психологически подготовить малыша к вечернему укладыванию. Идеальный вариант - купание. Дети обычно купаться любят. К тому же, вода способствует снятию стресса и напряжения, а ребенок в первые месяцы жизни, как бы странно это ни звучало, пребывает в постоянном стрессе. Слишком сильно условия жизни отличаются от тех, к которым он привык, будучи в утробе матери. Новорожденных рекомендуют купать в течение пяти минут, на втором месяце можно немного увеличить время водных процедур, постепенно доводя его до десяти минут. Идеальная температура для купания +24 +26 (воздух) и +37 (вода). Следите, чтобы вода не остывала. Младенцы чувствительны к понижению температуры.

Психология ребенка второго месяца жизни

В первый год жизни психологически ребенок развивается так же стремительно, как физически. Уже на втором месяце его реакции становятся более осмысленными, а внимание более сосредоточенным, чем у новорожденного. Постепенно угасают рефлексы новорожденного, им на смену приходит сознательное (насколько это возможно в таком возрасте) восприятие действительности.

Зрение
Взгляд ребенка становится более сфокусированным, чем в первый месяц. Он уже способен фиксировать яркие или просто новые предметы, попадающие в поле его зрения. Малыш может водить взглядом, сопровождая движущийся предмет, если этот предмет находится на не очень большом от него расстоянии (не дальше метра). И - самое главное - теперь он способен зрительно отличить родителей от других людей. Обычно ничто не радует мам и пап так сильно, как улыбка чада в ответ на их появление около детской кроватки. Улыбка, кстати, тоже становится осознанной, и ей малыш может отвечать вам на ваши ласковые слова и хорошее настроение.

Слух
Наряду со зрением, активно развивается и слух. На втором месяце ребенок уже умеет определять, откуда исходит шум. Если потрясти погремушкой вне поля зрения малыша, вы увидите, что сначала он на какое-то время замрет, анализируя ситуацию, а затем повернет голову в ту сторону, откуда идет звук. Помимо искусственных звуковых раздражителей в этом возрасте ребенок начинает реагировать и на человеческие голоса, а иногда даже различать их.

Также на втором месяце ребенок учится выстраивать первые причинно-следственные связи. В этот период он начинает понимать, что, например, когда он подает голос, к нему обязательно подходят.

Навыки и умения ребенка второго месяца жизни

В течение второго месяца жизни ребенок активно осваивает новые навыки - прежде всего двигательные. Итак, что же умеет малыш в возрасте от одного до двух месяцев?

Может самостоятельно поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении несколько десятков секунд;
Лежа на животе, может приподнимать голову и грудь и удерживать такое положение несколько секунд;
Малыш способен некоторое время удерживать в руках игрушку или другой предмет, крепко держа его ладонью;
Может лежать расслабленно и спокойно, вытянув ручки и ножки. Непроизвольное сокращение мышц происходит значительно реже, чем в первый месяц жизни;
К концу второго месяца исчезает рефлекс ползания.

Советы родителям ребенка второго месяца жизни

На втором месяце ребенок может быть осмотрен педиатром, окулистом, ортопедом и невропатологом. Врачи измеряют физические показатели и оценивают общее развитие.

Обратите внимание на пупочную ранку. Обычно корочка с пупочной ранки отпадает при достижении двухнедельного возраста, но иногда сама ранка нуждается в обработке и на втором месяце.

Если ваш ребенок систематически плохо ест и неспокойно спит, рекомендуется обратиться к врачу. Полноценное питание и качественный сон исключительно важны для нормального физического и психологического развития.

Воспитание малыша


На втором месяце жизни ребенок быстро развивается физически: он растет, набирает вес, больше двигается, больше ест. Главным способом общения с окружающими для него по-прежнему остается плач, но уже появляются и другие звуки, которые малыш все охотнее издает, – гуление. Сейчас его интерес к окружающему миру становится все заметнее.

Как организовать жизнь ребенка в 2 месяца

Выберите звук, которым будете обозначать время кормления и включайте его каждый раз перед тем, как соберетесь покормить малыша: через некоторое время он начнет его узнавать. Можно увеличить количество прогулок, а также начать делать гимнастику и массаж.

Двигательное развитие ребенка в 2 месяца

В это время ребенок охотно крутит головой в разные стороны, изгибается, машет ручками и ножками, прогибает спинку, перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам. У него появляется также желание все хватать – простыню, протянутую руку взрослого, висящую над кроваткой игрушку, до которой малыш может дотянуться.

Лежа на животе или находясь на руках у взрослого, некоторые дети пробуют поднимать и удерживать голову. С двух с половиной месяцев рекомендуется почаще выкладывать ребенка на животик – таким образом, он будет тренироваться держать голову. Желательно также дать ребенку свободу движений, не кутать его и не пеленать – тогда он будет лучше развиваться.

Как играть с ребенком в 2 месяца

В это время малыш может не только долго следить за движущимся предметом, но и задерживать взгляд на неподвижном. Повесьте над кроваткой игрушки разного цвета и размера – от больших мягких шаров до маленьких бубенчиков, – трогая их ручками и ножками, ребенок будет получать различные ощущения и впечатления.

В это время у ребенка появляется интерес к тому, что происходит вокруг – вы можете звонить в колокольчик, периодически меняя его положение, и спрашивать малыша: «Где звенит?»: ребенок будет поворачивать головку на звук. А для того, чтобы пальчики малыша разжимались лучше, подойдет игра в «сороку-белобоку».

Чему можно научить ребенка в 2 месяца

Подражайте тем звукам, которые он произносит, повторяйте их ему, преувеличенно артикулируя – малыш через некоторое время начнет складывать губки так же, как вы. Читайте ребенку сказки и потешки, выбирая те, где присутствуют произносимые малышом звуки.

Показывайте ему игрушки в виде разных зверей и подражайте тем звукам, которые они издают – ребенок будет очень рад вашему мычанию и мяуканью и может даже перестать плакать, если до этого был чем-то недоволен. Еще можно играть с малышом, укладывая его животиком на большой мяч и бережно покачивая – такая гимнастика развивает мышцы и облегчает колики.

Что чувствует ребенок в 2 месяца

В это время малыш улыбается в ответ на ласковые слова уже осознанно, причем улыбается по-разному: американские исследователи заметили у младенцев несколько видов улыбок, которые связаны с дружеским расположением, радостью от собственных свершений или удовольствием от того, что закончилось что-то неприятное. А по вечерам малыш может начать плакать – от того, что устал, не может заснуть или потому, что просто хочет на руки к маме. Конечно, его надо сразу же обнять.

Что слышит и понимает в 2 месяца

С двух-трех месяцев малыш начинает связывать звучание голоса с присутствием взрослого и начинает искать его глазами. Поэтому, входя в комнату ребенка, позовите его по имени, начните разговаривать с ним, чтобы он повернул голову в вашу сторону и посмотрел на вас.

И постарайтесь побольше разговаривать с малышом без сюсюканья – у тех детей, с которыми родители говорят «взрослым языком», речь развивается быстрее. Почаще держите ребенка на руках, ходите с ним по квартире, поднимайте его вверх и опускайте вниз – так у него появится возможность посмотреть на то, что находится в вашем доме, под разным углом зрения.

Задача родителей

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, окруженным постоянным вниманием и теплом мамы, и при этом приобретать новые впечатления, удовлетворять свой интерес к миру. Если малыш получает достаточно общения и при этом не устает от него, к концу второго месяца в полной степени проявится

Развитие ребенка в 2 месяца заключается не только в физических и физиологических изменениях. Двухмесячный младенец уже узнает маму или другого человека, который осуществляет уход за ним и проводит много времени в обществе ребенка. Большинство детей начинают проявлять интерес к ярким игрушкам и погремушкам и могут демонстрировать первые признаки заинтересованности в общении. Это важный этап социального и речевого развития, который влияет на формирование личностных качеств и особенностей характера. В это время очень важно уделять достаточно времени общению с малышом, так как это напрямую влияет на его психоэмоциональное развитие.

Сколько должен весить ребенок в два месяца

Вес двухмесячных малышей – очень изменчивый показатель, на который влияет много факторов. Дети, получающие в качестве питания заменители молока, могут прибавлять в весе на 100-200 г больше, чем малыши, находящиеся на грудном вскармливании. Это связано с более высокой питательной ценностью и калорийностью молочных смесей, а также большим объемом разовой порции кормления. Дети, получающие грудное молоко, за раз обычно выпивают не более 100-120 мл, так как четкого режима кормлений в этом возрасте нет, и многие мамы придерживаются рекомендаций кормления по требованию.

Объем готовой молочной смеси, который за раз может выпить двухмесячный ребенок, составляет от 120 мл до 150 мл, поэтому дети-искусственники прибавляют в весе немного больше. Этим часто вызван и более интенсивный рост, но данные показатели не сильно отличаются и остаются примерно на одинаковом уровне.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Группа детей Вес, кг Рост, см Окружность головы, см Окружность (обхват) грудной клетки, см
Девочки на грудном вскармливании 5,1-5,3 57,0 38,3 37,8
Мальчики на грудном вскармливании 5,2-5,5 58,0-58,5 38,4 38,0
Девочки на искусственном или смешанном вскармливании 5,5-5,6 58,5 38,6 37,9
Мальчики на искусственном или смешанном вскармливании 5,6-5,7 58,0-60,0 38,5-39,5 38,1

Важно! Если рост или вес ребенка не соответствует параметрам нормы, волноваться не стоит. Физическое развитие детей в этом возрасте зависит от многих факторов: типа питания, экологических и климатических условий проживания, течения родов и периода новорожденности. При значительных отклонениях следует проконсультироваться с педиатром, так как причиной могут быть тяжелые системные патологии: диабет, врожденные пороки сердца, нарушения в работе головного мозга и другие серьезные расстройства.

Читайте также о питании ребенка:

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Список умений двухмесячного ребенка не так уж велик, но это результат работы малыша, над которым он трудился целых два месяца жизни.

Двигательные навыки

  1. На смену рефлекторным движения ребенку приходят осознанные, увеличивается их разнообразие.
  2. У большинства детей мышцы шеи уже достаточно окрепли и уже могут удерживать голову при вертикальном положении тела. Однако, это еще не тот возраст, в котором грудничок уверенно держит голову, поэтому ее все еще необходимо поддерживать.
  3. Выкладывая малыша на животик можно заметить, как тот пробует поднимать головку и удерживать ее. Находиться в таком положении он должен не менее 1 минуты. Некоторые дети способны хорошо удерживать голову 2-3 минуты – это также вариант нормы, говорящий о более раннем физическом развитии конкретного младенца.
  4. Окрепшие мышцы тела позволят совершать больше движений, лежа на спине и животе. Иногда лежа на спине, малыш может слегка поднимать корпус вверх, совершая движения, похожие на упражнения для укрепления мышц пресса.
  5. Мышцы становятся более расслабленными, движения даются легче, кулачки сжимаются и разжимаются, а ножки выпрямлены. Хорошо прослеживаются одновременные движения руками и ногами.
  6. Ребенок уже может уверенно держать погремушку, вложенную в руку.

В организме двухмесячного ребенка также происходят серьезные изменения, влияющие на его здоровье и степень развития. Родители должны отслеживать особенности физиологии в этом возрасте, чтобы вовремя обратиться за помощью, если у ребенка будут наблюдаться признаки каких-либо отклонений.


Физиологическое развитие

  1. Зрение. Усиленно развиваются на третьем месяце жизни и органы зрения. Малыш уже четко фокусирует взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии 45-50 см от него, и внимательно следит за мимикой человека, разговаривающего с ним или осуществляющего гигиенический уход. Следить за перемещающимися игрушками ребенок еще не умеет, но предпринимает первые попытки, говорящие о правильном интеллектуальном развитии крохи.
  2. Слух. Ребенок совершает поворот головы в сторону, откуда раздается звук.
  3. Изменения в работе слюнных желез . В 2 месяца повышается активность секреторной функции слюнных желез, поэтому в этот период у многих детей может наблюдаться гиперсаливация – обильное слюнотечение. Слюна ребенка содержит особый антибактериальный фермент лизоцим, который уничтожает представителей патогенной флоры: одноклеточных грибов-дерматофитов, плесневый грибок и микробов. Это обеспечивает профилактику многих инфекционно-воспалительных процессов полости рта, например, стоматита – воспаления мягких тканей и слизистых оболочек, к которому склонны 30-40 % младенцев в возрасте до 1 года. Достаточное выделение слюны необходимо и для правильного физического развития, так как активность слюнных желез обеспечивает более комфортное сосание груди или соски. Кормление становится комфортным и помогает наладить аппетит ребенка, что особенно важно, если кроха слабо прибавляет в весе.
  4. Работа пищеварительной системы. Организм ребенка все еще вырабатывает недостаточное количество пищеварительных ферментов, необходимых для расщепления пищи, поэтому в этом возрасте еще могут сохраняться. Их интенсивность уже не такая сильная, а количество приступов сокращается до 1-2 раз в день (преимущественно в ночное время). Живот ребенка большую часть дня расслабленный, брюшные мышцы не напряжены.
  5. Сколько должен какать ребенок. Стул двухмесячного младенца уже должен быть оформленным и иметь вид плотных колбасок или очень густой кашицы. Испражняться ребенок может до 3-4 раз в сутки. Если ребенок получает только грудное молоко, стул может появляться 1 раз в день или отсутствовать в течение 2-3 дней подряд. Применение слабительных препаратов обычно не требуется, но только в том случае, если ребенок нормально себя чувствует и сохраняет прежний уровень активности.

Важно! Отсутствие стула в течение нескольких дней подряд может быть симптомом кишечной непроходимости. Это опасное состояние, требующее экстренного хирургического вмешательства, поэтому при появлении беспокойства и других признаков патологической работы кишечника, необходимо обращаться к врачу.

Психическое и эмоциональное развитие

Очень важным этапом социального и психоэмоционального развития в 2 месяца является понимание причинно-следственной связи. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать, что появление мамы связано с плачем, и использовать это для общения с близкими людьми. О любом физическом дискомфорте, страхе и других негативных состояниях ребенок сообщает при помощи плача, поэтому не нужно предлагать ему грудь каждый раз как он начнет проявлять активное беспокойство.

Важными особенностями речевого развития являются:

  • расширение спектра эмоциональных и мимических проявлений и их связь с окружающими событиями и людьми;
  • осознанная улыбка при общении с мамой и родными людьми, которых ребенок хорошо знает и узнает;
  • сосредоточение взгляда на человеке, который обращается к нему;
  • распознавание маминого голоса и различных звуков (колыбельных, сказок, песен);
  • частое и громкое гуление (преимущественные звуки: «е», «а», «у», «о»).

Чтобы развитие малыша было гармоничным, маме рекомендуется уделять больше внимания и времени общению с ребенком. Во время кормления, укладывания, купания нужно постоянно разговаривать с малышом, объяснять свои действия, называть предметы. Кроха не поймет смысл обращенной к нему речи, но он прекрасно воспримет интонацию. Психологи считают, что дети, с которыми в младенчестве много разговаривали, реже страдают психологическими комплексами и замкнутостью.


Как развивать и какие игрушки выбрать

Игрушки – основной инструмент познания окружающего мира у детей первого года жизни. Правильный выбор игрушек и развлекающих предметов может обеспечить не только интересное времяпрепровождение, но и правильное развитие крохи. Педиатры советуют приобретать для двухмесячного ребенка следующие виды игрушек:

  • яркие погремушки с длинной ручкой, чтобы можно было вкладывать их в руку ребенку (лучше выбирать погремушки, окрашенные в естественные цвета, встречающиеся в природе, для развития зрения);
  • тканевые игрушки с шуршащими элементами (для развития слуха и моторики);
  • дуги с погремушками, которые можно повесить на кроватку или коляску;
  • развивающие коврики с блестящими, зеркальными и шуршащими элементами.

Важно! Ни в коем случае нельзя давать ребенку браслеты с бусинами и другие мелкие вещи, так как двухмесячный младенец все тянет в рот, и существует серьезный риск попадания маленьких элементов в дыхательные пути.

Зрение

Развитию зрения и внимания ребенка будет способствовать слежение за игрушкой в руках мамы. Для этого надо взять яркую игрушку, которая привлечет внимание малыша, и приговаривая ласковым голосом, медленно водить ею из стороны в сторону.

Слух

Привлекая внимание малыша разными звуками, можно развивать и слух. Звук погремушки или музыкальной игрушки заставит кроху повернуть голову в сторону их нахождения. Негромкая, мелодичная музыка перед сном наверняка заинтересует ребенка, а позже, войдя в привычный ритуал, поможет ему быстро заснуть.

Видео календарь развития ребенка от 2 до 3 месяца

Если у ребенка есть проблемы с освоением двигательных навыков, необходимо ему помочь их освоить. Важно помнить, что только давая ребенку свободу движений, общаясь с ним, вы вместе достигнете успеха. Одежда ребенка должна не сковывать движения, а лучше всего если он будет голеньким. Так он намного быстрее укрепит мышцы и перейдет к освоению и познанию своего собственного тела.

Как научить держать головку

Укреплению мышц шеи поможет регулярное выкладывание на живот, а чтобы ребенок старался при этом поднять голову, привлеките его внимание звуком погремушки. Все действия должны сопровождаться спокойным и нежным голосом и не вызывать у младенца отрицательных эмоций.

Подготовка к переворотам

Для освоения переворотов со спины на живот и обратно необходимо тренировать соответствующие группы мышц, но перед этим важно показать ребенку сами движения, помогая ему перевернуться. Обхватив кроху за бока руками покачайте его из стороны в сторону, а позже предложите покачаться самостоятельно. Лучше, если мама при этом будет стоять не у изголовья или у ножек, а сбоку, привлекая внимание ребенка разговором, тем самым становясь дополнительным стимулом.

Веселые носочки

Если прикрепить к носочкам или пинеткам малыша колокольчик, то при движении ножками, они будут издавать звон. Малыш наверняка скоро поймет, что чем больше он двигается, тем громче и разнообразнее звуки. Это позволит не только укрепить мышцы, но и будет способствовать формированию причинно-следственных связей и мышления.

Важно! Любые занятия с грудничком в 2 месяца должны длиться не более 5 минут, так как более продолжительное сосредоточение вызывает у ребенка усталость.

Фитбол

Это один из идеальных снарядов для физического развития. Положите кроху животиком на мяч и, придерживая руками, покачайте из стороны в сторону. Это отличное упражнение не только для укрепления мышц, но и для борьбы с кишечными коликами.

Развитие ребенка – сугубо индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов, среди которых генетическая предрасположенность занимает не последнее место. Сравнивать младенца с другими детьми его возраста нельзя, потому что все дети живут в разных условиях. При значительных отклонениях от существующих норм врач направит ребенка на дополнительное обследование для исключения врожденных патологий, но в большинстве случаев показатели, не соответствующие педиатрическим стандартам, являются вариантом индивидуальной нормы.

По прошествии первого месяца жизни ребенка можно подвести некоторые итоги.

2 месячный ребенок хорошо различает свет и темноту, очертания предметов, лица, некоторые цвета, у младенца проходит косоглазие. 2 месячный ребенок без устали разглядывает все вокруг: свою кроватку, погремушки у себя над головой, собственные руки...

Слух у 2 месясчного ребенка тоже улучшается - при сильном звуке младенец вздрагивает и моргает, а услышав резкий звук или чей-то голос, становится сосредоточенным. Он начинает произносить неясные звуки; когда с ним разговаривают, он улыбается. Его плач приобретает ту или иную эмоциональную окраску. Но физически ребенок этого возраста все еще слаб.

Основные показатели психомоторного развития 2 месячного ребенка:

1. Ребенок пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе. В вертикальном положении может ее фиксировать в течение нескольких секунд.

2. Когда его держат под мышки, упирается ножками.

3. Улыбается на разговор с ним взрослого.

4. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки.

5. Следит за движущейся перед глазами игрушкой.

Физические упражнения нужны всем, даже новорожденным. Но не все знают, что есть специальные упражнения для детей первого года жизни. И родители заранее должны им обучиться. Поначалу упражнения нужно выполнять под контролем специалиста. Гимнастика должна начинаться с первых дней жизни (не позднее 1-1,5 месяцев).

В противном случае можно нанести вред здоровью малыша. А пока это могут быть массаж , прикосновения и легкие упражнения для расслабления и напряжения различных групп мышц, нормализации работы пищеварительных органов, что очень важно в первые месяцы жизни.

Несколько важных правил занятий с малышом

Малыш просыпается совсем не для того, чтобы вы сделали с ним гимнастику, а чтобы поесть. Поэтому сначала его нужно накормить и через 15-20 минут можно начинать заниматься. В эти 15-20 минут ребенка не стоит класть на спину, наоборот, необходимо подержать вертикально, чтобы вышел воздух, который мог попасть вместе с молоком. После 3-4 месяцев можно будет делать зарядку и до кормления.

При выполнении упражнений с малышом нужно находиться в хорошем настроении. Ничего не надо бояться! Ваша уверенность обязательно передастся малышу.

Продолжительность занятий зависит от настроения ребенка и ваших физических возможностей. Как правило, для новорожденных детей - это несколько минут, а к 3-м месяцам - 20-30 минут и более. Ваша одежда должна быть спортивной. Малыш дома может заниматься голеньким, а на открытом воздухе - в зависимости от погоды.

Никогда не занимайтесь "через силу" и напоказ. Не стремитесь к спортивным результатам, в этом случае возможны травмы, перегрузка, стресс. Если вы чувствуете, что ребенку что-то не нравится, он беспокоится и испытывает страх, особенно при первых попытках проделать с ним упражнения, всегда надо успокоить его. Занятия должны быть веселой игрой, желательно под музыку. Помните: чем больше малыш двигается в первый год жизни, тем более выносливым, активным и умным он будет в дальнейшем!

Ребенка надо положить в удобную для него и для вас позу и начать поглаживать, прикасаться к нему, легкими движениями пальцев рук помассировать тельце, ручки, ножки. Ему это должно быть приятно. В этот момент ребенок узнает ваши руки, фиксирует и запоминает ваше отношение к нему. Хорошо, если этим займется папа младенца. Далее, положив малыша на спинку, на приготовленное заранее место (на пеленальный столик или на жесткую кровать), проделайте несколько упражнений.

Купание новорожденных детей

Запомните твердо важное правило: новорожденного ребенка нельзя мыть под краном! Подмывать - можно. И нельзя обливать из душа! При этом происходит раздражение нервных окончаний на коже, что приводит к неврозам и стрессам, расстройству нервной системы.

Не надо охлаждать воду для плавания до 30-28°С. Температура воды должна быть такой, чтобы малышу было приятно, а это, как правило, 33-35°С. Лучше не снижать исходную температуру воды, когда ребенок в нее погружен, а увеличивать время пребывания малыша в воде до 20-30 минут и более по мере роста ребенка. При этом температура воды в ванной снижается на 2-3 градуса.

В какой ванне купать малыша? Конечно же, в большой. Маленькая ванна для плавания не годится. В ней ни развернуться, ни повернуться. А "взрослая" ванна для маленького человечка - целый бассейн, где можно с комфортом и пользой для здоровья провести время.

Как купать ребенка? Давайте разбираться. Главное - малышу должно быть комфортно. Когда ребенок плавает на спине, одна рука мамы или папы поддерживает его голову, вторая - страхует тельце. При этом в воде совершаются плавательные движения "восьмеркой". Волосистая часть головы и ушки находятся в воде. Не бойтесь этого! Дети, которые плавают и ныряют, как правило, не страдают "ушными" заболеваниями.

Когда малыш плавает на животике, правой рукой мама или папа поддерживает его за подбородок, при этом под подбородком находится безымянный палец, а на подбородке средний. Средний палец страховочный, он "следит", чтобы вода не попала малышу в рот. Вторая же рука, левая, за затылок поддерживает ребенка. Плавание осуществляется так же, как и на спинке, - "восьмеркой".

Надо ли обливать ребенка холодной или ледяной водой после купания? Специально это делать совсем не обязательно. Лучше облить малыша среди дня или утром, обязательно перед этим его надо разогреть, проделать массаж или зарядку. Температура воды в первое время может быть прохладная, а не холодная. Это не значит, что все зря и ваш малыш не получит закаливания. Если вы это будете делать регулярно, постепенно снижая температуру до холодной, ваш малыш не будет болеть.

Обливать надо из ковшика. Перед тем как это делать, погрузите ножки ребенка в воду, которой вы собираетесь облить малыша, а затем, не медля, выливайте воду на него, причем с головой, стараясь, чтобы как можно больший поток воды попал на тельце. Как правило, после этой процедуры происходит самопроизвольное мочеиспускание. Вместе с этим - разрядка нервной системы и выплеск эмоций, то есть малыш кричит, правда, очень быстро потом успокаивается. Это не страшно. Попробуйте себя облить холодной водой, согласитесь, кричать хочется, но мы, взрослые, сдерживаем свои эмоции, а грудной младенец не способен себя контролировать.

Другой метод закаливания - более мягкий. Делаем холодное пятно в теплой воде в последние 3-5 минут купания. То есть из крана течет холодная вода в ванну, она не должна попадать на ребенка, малыш проплывает из теплой воды в прохладную и холодную, чувствуя контраст и тренируя свои сосуды и терморегуляцию.

После плавания или обливания заверните малыша в мягкое полотенце. Одевать его лучше в комнате. На голову чепчик или косынку одевать не надо.

Слышим, видим, осязаем

Говорят, что глаза - это зеркало души. А у новорожденных - это два окна в его мозг. Как же младенец узнает лицо своей мамы или своего папы?

В первые 5 недель малыш различает только контрастные участки лица - волосы, контуры лица, подбородок, шею и т. д.

Но с 7 недель он ищет глаза. Узнавая лица родителей, он познает окружающий мир. И в то же время учится предугадывать будущие события. Это доказал Маршал Хэйт, детский психолог. Он утверждает, что младенцы понимают, что такое последовательность событий, умеют собирать информацию, а значит, учиться.

Ни в коем случае нельзя использовать погремушки для успокаивания малыша. Треск и шум могут довести ребенка до глухоты. И вообще, чрезмерный шум возбуждает нервную систему человека, делает его нервозным, невнимательным, рассредоточенным. Погремушками можно играть только в спокойном состоянии. Они должны иметь негромкое мелодичное звучание, а звук доставлять удовольствие.

С первых дней жизни начинайте развивать слух ребенка. Уже доказано, что младенец реагирует на музыку, которую он слушал внутриутробно. Поэтому очень важно стимулировать и развивать слух младенца.

С 7-8 недели ребенок поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. С этого времени очень хорошо использовать вертушку с яркими звучащими игрушками, которая закрепляется над кроваткой малыша.

Уход за 2 месячным ребенком

Каждый день надо осматривать кожу ребенка. Не кутайте и не перегревайте малыша - при этом часто возникает - мелкие точечные высыпания. Если такое произошло, то не надо смазывать эти прыщики вазелиновым или каким-нибудь другим маслом или кремом, лучше всего сделать воздушную ванну или искупать в воде с добавлением слабого раствора марганцовки (светло-розового цвета) или травы чистотела. Раствор марганцовки обязательно должен быть свежеприготовленный, так как марганец быстро разлагается, и процеженный через 2-3 слоя марли (если кристаллы марганца попадут на кожу, будет ожог).

При обширной потнице рекомендуется УФО (ультрафиолетовое облучение) или солнышко в теплое время года. Не бойтесь солнца, только использовать его надо с умом. Солнце - это здоровье, это лучшая профилактика рахита. На открытое солнце можно выносить ребенка утром до 11 часов и вечером после 16-ти, когда оно не очень активно, сначала на 1-2 минуты и постепенно увеличивая время.

Есть еще одно средство профилактики потницы: после подмывания, которое лучше проводить после каждого туалета, вместо вытирания ваткой или салфеткой используйте фен. Теплый поток воздуха быстро высушит все складочки. Кожа всегда будет чистой. Дети очень любят такую процедуру. И полезно и приятно!

Часто причиной появления опрелостей , сыпи на туловище и лице детей, находящихся на грудном вскармливании, становится нарушение диеты матерью. Внимательно проанализируйте свое питание за прошедшие 3 дня, не использовали ли вы какие-либо продукты, деликатесы (колбасы, сосиски, шоколад, консервы, цитрусовые, бульоны) даже в незначительных количествах или же обычные продукты (например, молоко) в избыточных количествах.

Специально промывать и прочищать нос, уши, глаза не надо. А умывание заменяется двухразовым купанием в день - плаванием и нырянием. Мыло для новорожденного ребенка лучше не использовать.

Подмывать малыша нужно спереди назад, крепко и удобно держа его при этом. Вода для подмывания должна быть комнатной температуры - это один из методов закаливания. Кремы и присыпки нужно использовать только при необходимости, для профилактики их применять не рекомендуется.

Следите за ногтями, их стричь нужно каждые два-три дня, обрабатывая после пилочкой. А вот закрывать руки, одевая рубашечки с закрытыми рукавами, ни в коем случае нельзя, так как таким образом вы лишаете ребенка практики осязания.

Как правило, все младенцы зажимают в кулак большой палец. С самого рождения ежедневно не менее 4-6 раз в день необходимо заниматься ручками малыша, пытаясь как можно быстрее разогнуть большие пальцы.

Гимнастика для пальцев очень важна. Чем больше ребенок двигает пальчиками, тем быстрее он заговорит, ведь все взаимосвязано, особенно речь и мелкая моторика.

Помимо этого, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Массировать надо, начиная с кончика каждого пальца, от периферии к центру. Массируя, не забывайте говорить вслух, как каждый палец называется. И еще не забывайте массировать ладошку. Таким образом ребенок очень быстро сможет разомкнуть пальцы, и его рука начнет действовать и захватывать предметы правильно. Как правило, это происходит к 2,5 месяцам.

Развелась с мужем пять лет назад. От брака двое детей 9 и 11 лет. Надоело решать и тащить на себе все семейные проблемы, да ещё к тому же муж начал гулять. Ушла от него как говорится "с одним узелком"... Всё это время с нуля обустраивала дом, выплачивала три кредита, растила детей, было не легко. Слава Богу повезло и я поменяла работу, стала больше зарабатывать. Более менее жизнь начала налаживаться. Год назад познакомилась с мужчиной... И О Боже... Это тот мужчина о котором я мечтала. Полная противоположность моему бывшему мужу. И забота и внимание. Одно Но... Он отец одиночка... Его с ребёнком бросила жена, ушла к его лучшему другу. В принципе меня эта ситуация не испугнула и я думала ну где два ребёнка там и третий не помехой будет... Но оказалось всё не так то просто... Я как мудрая женщина сразу стала искать подход к ребёнку, купила ей игрушки, полностью заменили её гардероб, у бедного ребёнка не было даже приличных вещей, всё было на столько застирано.... Напокупала ей кучу красивых резиночек в сад. Пыталась всячески угодить. Девочке 5 лет... Ребёнок проблемный, ничего не понимает, в саду на неё жалуются, что не слушается, не хочет заниматься.... Дома творит что попало, не реагирует на замечания. Говорит что поняла и тут же творит опять!!!
Мама никак не участвует в воспитании ребёнка, алименты не платит, ссылаясь на то что она выплачивает совместный кредит... Ну да ладно, Бог с ней...
Прожили мы все вместе год... Я думала что она изменится и мы заживём счастливо... Но ничего не менялось...
Меня бесило её поведение и на почве этого у меня постоянно не было настроения, поэтому с Алексеем мы начали ругаться. Я не могла сказать ему что меня бесит его дочь... Я понимаю что он её любит больше жизни... Думала расстаться, но я его люблю и он меня очень любит....и с моими детьми он хорошо общается, с сыном ходит на шахматы.... Не знаю что делать.. Мне кажется что его дочь никогда не изменится и я никогда не смогу её полюбить....

311

Ольга Морозова

Здравствуйте. Я тут уже как то создавала тему про соседских псов, как их отвадить. Осенью, в сентябре, соседский пес загрыз котенка нашего, посреди дня, можно сказать, на глазах у соседа(хозяина пса) и наших(я и сын видели). Просто напросто не успели ничего сделать, много ли надо 3 месячному котенку. Я тогда на нервах соседям много чего высказала из-за их собак. Они извинялись, обещали присматривать за ними, но при этом прозвучала фраза: собаки охотничьи(обычные дворняги при этом) и на кошек будут все равно нападать, обрадовали называется(((
Честно говоря, не хотела больше кошек заводить, но в октябре на день рождения дочери принесли ей подарок-котенка..Лоток дома есть и кошка туда ходит, но только по маленькому, а по большому привыкла на улицу. Выпускали, всё время присматривали за ней. И вот на той неделе соседская псина перескочила по сугробам к нам во двор и прихватила кошку прямо у крыльца. Я под навесом в это время развешивала белье на просушку, он меня не видел, но и я его сразу не увидела/не услышала-без звука напал. Выскочила я на визг кошки. Отбила, при этом он полоснул зубами по рукаву куртки и порвал рукав мне. Когда немного успокоила и обработала кошку и сама успокоилась, пошла к соседям, сказала буду жаловаться. Выходные прошли, они никаких мер не приняли(пес как бегал по улице, так и продолжает бегать). Сегодня написала жалобу участковому, но поразили слова его, мол, никаких мер принять по отношению к хозяину пса не можем, наказания или штрафа за это нет. Только если вы дальше пойдете и в суд на них подадите, на материальный и моральный ущерб. Но с судом связываться из-за кошки и порванного рукава не хочется. Неужели действительно нет никаких законов, чтобы участковый, опираясь на них, мог как то воздействовать на хозяев собак, которые на самовыгуле и по чужим дворам душат кошек? В общем много написала, просто если уж начинать войну с соседями, то опираясь на законы...Может кто что подскажет...

268

Елена Нефедова

Сразу скажу, что врачей обходили в 2 года, никто никаких проблем не увидел. Это характер?
Дочке младшей 2.1. Говорит не очень много, фраз нет, слов наверно 20-30. Остальное - не разобрать. Исполнительная, все понимает, отзывается на имя, выполняет просьбы. Ходит на горшок, ест сама.
Но последние месяца 4 поведение просто аут... Психует если что не по её. А когда психует - начинает все швырять. То есть прям специально берет все что есть под рукой и швыряет. Или смахивает со стола. Игрушку, пульт, чашку - что угодно. Очень обидчивая. Швырнет что-то - хлопнуть ее могу по руке. То есть по силе - как руку просто положу на ее руку, даже о малейшей боли речь не идет - начинает реветь и орать, вся краснеет. И пока вот либо я не Сдамся или кто-то не подойдет ее пожалеть - не успокоится.
Еще прикол - если не хочет куда-то идти на улице - садится на землю. И вот нет и все. Либо пол часа стой уговаривай, либо силой хватай и беги. Если уйти - не побежит за мной. Ну и также бывает дома может в знак протеста лечь на пол.

Это вообще нормально? Со старшей ничего такого не было никогда. Так что я в легком шоке, хотя все окружающие только и говорят, как мне повезло, что дочка младшая такая спокойная и послушная. Гдееее? К слову, в саду ее обожают, она просто идеально там себя ведет. Вот как так?
И такое поведение и со мной, и с мужем, и с дедушками - бабушками!!

211

Катерина

Тема поболтать. А вы додумываете умелки своих детей? Объясню. У подруги сын младше моего на пару месяцев, и вот она мне гордо присылает видео, где ее малыш как червяк елозит по полу. Она радостно пишет, что он начинает ползать. А по мне так это просто возня на ковре))) Или он попу назад отклячивает, а она думает, что он на четвереньки встает. Я просто либо слишком критична к сыну, либо реалист. Но пока он конкретно не пополз хотя бы сантиметров 30 - я как-то и не говорила, что он начинает ползать. И если он сидит с опорой на одну руку - это еще не сидит. А вы к какому лагерю примкнете и почему?

205

Аноним

Устроилась на работу пол года назад. Ребёнку 3,5 . Ходит в сад. Осенью нормально ходил. Я вышла на полный день. И вот уже почти весь февраль и половину марта сижу дома. Устраивалась по знакомству, никто мне ничего не говорил за пропуски, но крайний раз уже намекнули, что надо бы что то решать с больничными. Нашла няню через агенство, но моя мама подняла панику, что няню не надо (у меня мама командир тот ещё) , она сама его встречает из сада, но больничные говорит будем сидеть по очереди, 2 дня она, три я. Но часто она то улетает куда-то, то театр у неё, то вообще не хочет и ненадёжно все. И ничего хорошего с этого не вышло. Няня в итоге нашла ещё какую то работу посменную и теперь не может приезжать по щелчку, только в выходные свои. Мама ещё подкалывает,что я половину зарплаты отдам на няню. Нормально работать у меня не получается. Уходить я не хочу, так как муж сейчас зарабатывает недостаточно для всего, я себе покупаю одежду, в е женские необходимости, плюс оплачиваю отпуск, могу отложить на ипотеку, мы копим. Мама поняла, что мы просто так не может накопить на квартиру, перестала попрекать купленной квартирой, до этого мужа тюкала постоянно, что о чем он думал когда семью создавал. Муж хоть и считает себя добытчиком, но на все не хватает. И я не хочу терять работу, стаж,квалификацию. А ещё это очень тяжело морально по 2 недели сидеть с ребёнком. Мне на работе лучше, но я не могу туда попасть. Только сходит в сад 5 дней и снова на 2 недели дома. Я постоянно нервничаю. Как же и работать и ребёнка при этом смотреть. Как женщины это делают?

160

LTA LTA

Добрый день, уважаемые форумчанки. Нужен коллективный разум, у меня уже мозг не работает. Дано:есть небольшая студия по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: русский, англ, общество и матем. Планирую расширение-открыть вторую в другом районе, и изменить название обеих студий. Так называемый, ребрендинг произвести. Сейчас название -АбвЕГЭ. Хочется что-то интересное и по делу. Муж предлагает "студия подготовки к ЕГЭ фамилия имя". Мне не нравится, слишком пафосно. Помещение-небольшое, три класса и стойка админа, за которой я и стою, если урока нет. Курсами не назовешь. Буду благодарна за советы: как можно назвать интереснее.

82

Рассказать друзьям