Анализ НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительная деятельность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Название: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Сказочные птицы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,ИЗО, подготовительная группа

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Иванинская СОШ»
Месторасположение: Курчатовский район Курская область

Конспект открытой НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Сказочные птицы»

Цели и задачи.

познакомить детей с картиной М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»;

закрепить умение рассказывать о картине, определять и называть цветовую палитру;

рассказать детям о сказочных птицах и их особенностях, познакомить с их внешним видом;

совершенствовать навыки работы с разными выразительными средствами;

учить создавать образ пера Жар-птицы, сочетая нетрадиционные техники с традиционными;

развивать мелкую моторику;

воспитывать уверенность в своих силах;

развивать творческие способности детей, эстетический вкус, чувство прекрасного.

Материалы и оборудование.

Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна- Лебедь», картинки с изображением сказочных птиц, костюм Царя, аудиозапись русской инструментальной музыки, вырезанные из бумаги формата А3 заготовки перьев, фломастеры, кусочки поролона, круги из самоклеющейся лазерной фольги, акварель, красивая шкатулка, свиток «царского указа», готовые перышки из фольги теплой палитры цветов.

Ход НОД

Воспитатель. -Дети, у меня сегодня хорошее настроение, и я хочу подарить его вам. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу! Скажите, вы знаете, что такое Вернисаж? (Ответы детей ) Правильно, это место, где выставлено множество картин знаменитых художников. А мы с вами сегодня отправимся в наш маленький Вернисаж. Я хочу познакомить вас с картиной Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Как вы думаете, к какой сказке написана эта картина? (Ответы детей ) -Молодцы! А кто автор этой сказки? (Ответы) -Дети, а кто из вас вспомнит, как в сказке говорится о Царевне-Лебеди?

Ребенок. -За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Воспитатель. — Давайте подойдем к репродукции картины «Царевна-Лебедь» и внимательно рассмотрим ее. Кто изображен на переднем плане? Что можно сказать о Царевне-Лебеди? (Ответы детей ) У нее нежное, необыкновенно прекрасное лицо. Обратите внимание на ее глаза. Они веселы или печальны? Да, у нее печальные, полные тревоги глаза, застенчивый, беззащитный взгляд. Кажется, что она не знает, что ждет ее в мире людей и боится неизвестного. На голове у Царевны-Лебеди узорчатый кокошник, сделанный из жемчуга и драгоценных камней. Нежная рука в кольцах придерживает воздушную фату, украшенную серебряным шитьем. Что просвечивает через фату? Какого цвета коса?

Огромные крылья как будто переливаются мягким, жемчужно-золотистым цветом.

На каком фоне написана Царевна-Лебедь? (На фоне заката; солнце уже зашло; сгустились сумерки ). Кажется, что фигура нежной, хрупкой девушки светится на темном фоне подобно последнему лучу заходящего солнца. Что еще вы видите на картине? (Огни вечернего города, море) .Море на картине штормовое или спокойное?

Какие цвета преобладают на этой картине? (Холодные ) Какие чувства вызывает у вас эта картина? У вас на душе весело или тревожно? Это из-за использования холодной палитры; из-за печального вида Царевны-Лебеди.

Какой момент сказки запечатлел художник на своей картине? (Момент превращения Лебеди в Царевну ).

Послушайте, как говорит об этом превращении А. С. Пушкин.

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Оглянулась, встрепенулась,

И царевной обернулась.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит-

Словно реченька, журчит.

Как вам кажется, дети, смог художник передать необычную красоту Царевны-Лебеди? Понравилась ли вам эта картина?

Давайте пройдем на стульчики.

Воспитатель. -Скажите, ребята,Царевна-Лебедь - это обычная птица или сказочная? (Ответы ) А что в ней необычного? (Умеет превращаться в девушку ) А какая сказочная птица умеет превращаться в добра молодца? (Финист Ясный Сокол ).

Дети, я предлагаю вам посмотреть на картинки с изображением сказочных птиц. Каких из них вы знаете? (Ответы детей ). Какими сказочными способностями отличаются эти птицы? (Птица Феникс сгорает и снова восстает из пепла; Синяя птица приносит увидевшим ее счастье; у Гарпии вместо перьев острые стрелы, и она умеет метать их в цель; у птицы Сирин человеческая голова на птичьем теле и завораживающе прекрасный голос, услышавшие его часто попадают в ловушки и погибают; Жар-птица имеет оперение, светящееся в темноте подобно огню; огромная птица Рух умеет путешествовать в Царство мертвых ).


Скажите, какая из птиц вам понравилась больше всего? (Ответы детей ). Все птицы хороши, но, пожалуй, самая любимая из сказочных птиц - это

Ребенок . -Говорят, что птица-Жар

Полыхает, как пожар.

Сколько красок, сколько света,

А огня и дыма нету.

Воспитатель. -Я тоже знаю стихотворение про Жар-птицу. Его написал Владимир Набоков. Послушайте его.

Зелененьким юрким внучатам

Наказывал леший в бору:

По черным ветвям по зубчатым

Жар-птица порхнет ввечеру.

Поймайте ее, лешенечки,

И клетку из лунных ночей

Возьмите у ключницы-ночки,

Да так, чтоб не видел Кащей.

Так дедушка-леший на ели

Шушукал, и вот ввечеру

Как струны, стволы зазвенели

И что-то сверкнуло в бору.

Маячило, билось, блестело…

Заохал, нахохлился дед:

Родимые, знать, улетела

Жар-птица из тонких тенет.

Но утром, как пламя живое,

На пыльном пороге моем

Лежало перо огневое

С цветным удлиненным глазком.

Воспитатель. -Дети, а вы хотели бы превратиться в сказочных птиц? Я могу вас превратить ровно на одну минуту. Пусть каждый из вас представит себя той птицей, которая больше всех понравилась.

Глаза закройте, повернитесь

И в птиц из сказок превратитесь!

Релакс-пауза «Сказочные птицы» (под инструментальную музыку дети «летают»)

Воспитатель. -Минута закончилась. Вы снова дети. Садитесь и послушайте сказку про Жар-птицу.

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Дадон. И была у него Жар-птица красоты неописанной. Любил ее царь Дадон без памяти, из своих рук кормил-поил, а перышки, что она роняла, собирал да бережно в ларец складывал. Днем сидела птица в своей золотой клетке, песни пела, а ночью летала по всему белу свету, оперением своим тьму озаряла. Так бы и радовала птица-Жар весь народ честной в Дадоновом царстве-государстве, да прослышал о ней Кащей Бессмертный.

Захотел он Жар-птицу в подземный мир забрать, свой дворец освещать.

Хотел украсть ее, да не далась она ему в руки.

Стал Кащей просить Дадона продать ему птицу, а Дадон не соглашается.

Рассвирепел тогда Кащей и наложил на птицу-Жар заклятие. Была она яркая да веселая, а стала белая да печальная.

Загрустил народ в Дадоновом царстве. Никто не смог заклятие с Жар-птицы снять. Слышала я, сам царь в путь-дорогу отправился. Ищет он того, кто сможет Жар-птицу расколдовать. Смотрите, кто-то идет. Да это же и есть царь Дадон.

Воспитатель. -Здравствуйте, Ваше Величество! (Дети здороваются ) Проходите, отдохните с дороги! Знаем мы о вашем горе. Расскажите, удалось ли Вам узнать, как расколдовать Жар-птицу?

Царь. -Узнал я от одного старика, что помочь нам может только чужеземец, да и то не каждый, а тот, у которого сердце доброе, душа чистая, а руки золотые.

Воспитатель. — Не волнуйтесь, Ваше Величество! Я знаю, кто может Вам помочь. У наших детей чистые души, добрые сердечки, а руки, я думаю, тоже будут золотыми.

Царь. -А согласны ли будете, ребятушки, помогать мне? (Ответ детей ) -Спасибо вам, ребятки! Тогда я отправлюсь домой со спокойной душой. До свидания! (Дети прощаются с Царем )

Воспитатель. — Дети, давайте украсим перья Жар-птицы. Жаль, конечно, что мы не можем увидеть ее собственное перышко, но у меня есть перья настоящей сказочно красивой птицы — павлина. (Показывает павлиньи перья. ) Давайте рассмотрим их. По центру перышка идет стержень, от которого отходят легкие, пушистые волоски. На кончике пера - яркий глазок, состоящий из нескольких округлых пятен. Перышко ажурное, легкое. Для того, чтобы у нас получилось такое же ажурное перо, мы будем использовать разные выразительные средства.

Давайте обговорим последовательность работы.

— Сначала прорисовываем фломастером стержень и боковые волоски перышка.

— Затем наклеиваем глазок и блики.

— И, наконец, разрисовываем перышко поролоном.

Скажите, какая палитра цветов преобладает в оперении Жар-птицы? (Теплая )

Перед тем, как работать, давайте встанем и сделаем пальчиковую гимнастику.

Летели кукушки
Через три избушки. (машут кистями рук)
Так суетились,
Так торопились, (кисти рук «летают» влево-вправо)
Головками вертели, (двигают большими пальцами)
Крыльями махали – (машут кистями рук)
А куда летели,
Так и не сказали! (разводят руками в стороны)

Воспитатель. — А теперь давайте займем места за столами. Ребята, вы будете украшать перышки для хвоста, а я помогу вам и украшу туловище Жар-птицы.

Под русскую инструментальную музыку дети работают. После окончания работы воспитатель предлагает оформить панно «Жар-птица». Дети подходят и размещают украшенные перышки на панно.

Воспитатель. — Дети, как выглядит теперь Жар-птица? Что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось? Как вы думаете, счастлив ли теперь царь Дадон?

Раздается стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и возвращается с большой красивой шкатулкой и свитком в руках.

Воспитатель . -Дети, царь Дадон передал нам свой ларец и царский указ. (Зачитывает указ ) — «Я, Его Величество царь Дадон, объявляю свою царскую волю и высочайше повелеваю: за избавление Жар-птицы от Кащеева заклятия ребятами группы «Семицветик» наградить их по-царски и вручить им ее золотые перья в вечное пользование.»

Воспитатель открывает ларец и вручает перышки детям.

Интеграция образовательных областей : художественное творчество, физическая культура, художественная литература.

Задачи: Совершенствовать умение детей отщипывать от пластилина небольшие кусочки, скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями; учить соединять концы столбика в виде кольца, нанизывать колечки на леску или веревочку; развивать мелкую моторику, ловкость и координацию движений; воспитывать у детей доброту, отзывчивость.

Материалы, оборудование. Пластилин (желтый, красный, синий);

Леска (или веревочка); доски для лепки; нарядная кукла; несколько бусинок в шкатулке.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Люся, послушайте про неё стихотворение (читаю стихотворение Г. Бойко «Кукла»)

Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдёшь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берёшь.

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

Ребята, наша кукла Люся собралась в гости к бабушке, надела красивое платье, хотела надеть бусы, но они порвались и все бусинки рассыпались. Кукла очень расстроилась, ей грустно, жалко бусы. Может мы с вами, сможем ей помочь собрать бусинки на веревочку? (Ответы детей).

Физкультминутка:

Рассыпались у Люсеньки все маленькие бусинки,

Их соберем в коробочку, наденем на веревочку.

(Дети ходят по группе, наклоняются и «собирают» бусы в ручку)

Ребята, а давайте для куклы сделаем новые бусы: будем делать бусинки из пластилина и надевать их на веревочку.

Дети, а какая форма у бусинок, на что они похожи? (Ответы детей) Посмотрите, какие есть бусы у меня - все бусинки на бусах круглой формы.

Потрогайте бусинки: они круглой формы, круглые. Какие бусинки, Кирюш? Лиза, какой формы бусинки? Правильно, бусины круглые.Объясняю, как правильно нужно делать бусинки, как нужно отщипывать и раскатывать пластилин между ладошками, чтобы получилась длинная полоска.

Дети выполняют работу. Когда полоски готовы, показываю, как правильно соединять концы, чтобы получилось колечко. И после того как бусинки будут готовы, их нужно надеть на веревочку. Тогда получатся длинные бусы. Дети нанизывают вылепленные колечки.

А сейчас, наденем бусы на куклу и порадуемся вместе с ней. Вот какие красивые бусы, Люся очень довольна, спасибо, дети, вам всем.

Вот теперь можно и к бабушке идти.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки

Через кочку скок, через ямку прыг

Шли мы, шли - вот и к бабушке пришли.


Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Расцвел подснежник»

Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие .

Интеграция образовательных областей : Художественное творчество , Чтение художественной литературы , Физическая культура, Музыка», «Коммуникация» , «Познание» .

Цель : закрепить с детьми старшей подгруппы использование нетрадиционных техник рисования (рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой) .

Задачи :

1. « Художественное творчество »

Закрепить умение изображать сезонные изменения в рисунке, используя различные художественные техники (стебель и листья ватными гигиеническими палочками, цветок – клеем ПВА и манной крупой) .

2. «Познание»

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений, закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе (закрепить и обобщить приметы ранней весны, знания о первоцветах) .

3. Чтение художественной литературы

Продолжать знакомить детей с произведениями о природе, развивать выразительность речи, память; воспитывать интерес к художественной литературе .

4. «Коммуникация»

Учить детей отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями .

5.»Физическая культура»

Формировать правильную осанку, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с целью снятия статического напряжения.

6. «Музыка»

Развивать у детей чувство музыкального ритма, свободно ориентироваться в пространстве.

Методы и приемы :

Словесные : художественное слово , беседа, загадки, ситуации общения, повторение, просьба) .

Наглядные : показ иллюстрационного материала.

Практические : нетрадиционное рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой.

Детская деятельность : двигательная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации, альбомов о весне. Беседа о весенних изменениях в живой природе заучивание стихотворения Е. Серовой « Подснежник » , С. Маршака «Март» , «Апрель» . Чтение славянской сказки в обработки I С. Маршака «Двенадцать месяцев» . Изготовление открытки из нетрадиционного материала « Подснежники расцвели » . Рисование с использованием нетрадиционных художественных техник (пальцами, ладошками , пенопластом, паралоном, смятой бумагой, печатками из картофеля, пеной для бритья) .

Материал : 1/4 альбомного листа голубого цвета в форме проталины,шаблоны цветка, простые карандаши, гигиенические ватные палочки, клей ПВА, манная крупа, зеленая и белая гуашь, салфетки, тарелки, музыкальные произведения Чайковского « Подснежник » , Рахманинова «Мечта» .

Планируемый результат :

Сформированы навыки и умения располагать изображение на листе с учетом его пропорций

Дети овладели приемами техники рисования ватными палочками, клеем ПВА и манной крупой.

Расширился и пополнился словарный запас детей.

Закреплен навык заучивания, правильного произношения.

- развито чувство ритма , закреплен навык танцевальных движений, хоровод.

Дети приветствуют друг друга

Дети : - Солнышко, солнышко,в небе свети

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои

Капельку солнышка нам подари. Приветствие гостям.

День у нас сегодня необычный, волшебный. И что-то волшебное у нас произошло. Рассматривание веточки с листочками. НАС с вами ждёт сказка.

Воспитатель : Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Сказку для себя откроем

О которой не забудем.

Под деревом сидит девочка, плачет. Воспитатель обращает внимание детей на девочку.

Воспитатель : Ребята, посмотрите сюда. Кто ты и как ты сюда попала? Что тебе нужно в лесу?

Девочка : Меня зовут Настенька. Мне нужно набрать в эту корзину цветов. А прислала меня сюда за цветками моя мачеха и не велела без цветов домой возвращаться.

Воспитатель : А как же эти цветы называются?

Девочка : Я совсем забыла, как эти цветы называются, но я знаю о них загадку.

Воспитатель : Ну, что же загадывай свою загадку, а мы с ребятами попробуем отгадать.

Девочка загадывает загадку :

Первым вылез из землицы

НА проталинке,

Он мороза не боится

Хоть и маленький.

Ответы детей.

Воспитатель : Я знаю, как помочь Настеньке. Ребята, нам нужно позвать сюда весенний месяц, а вот какой вы должны отгадать :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд,

В домик свой скворец вернулся

А в лесу медведь проснулся

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел? (Апрель) . (звуки птиц)

Входит Апрель.

Апрель : Звали меня?

Воспитатель : Да, Апрель, нужно Настеньке помочь. Мачеха ей приказала принести подснежники , но они ещё не распустились.

Апрель : Ну, что же, я вам конечно, помогу

«Что ни сутки, по минутке

День длинней, короче ночь

Потихоньку, полегоньку,

Мы прогнали зиму, прочь!»

Воспитатель : Ребята, давайте, вспомним, какие приметы весны вы знаете?

Ответы детей : (ярче светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, появляются первые весенние цветы, травка появляется, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появятся проталины, весной часто идут дожди, мокрый снег, птицы прилетают с теплых стран).

Ребята, а вы о весне стихотворения знаете?

Ребята :

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтесь, ручьи

Растекайтесь, лужи

Вылезайте муравьи

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник .

(Воспитатель показывает цветок – подснежник )

Воспитатель : Ой, ребята, смотрите, какой красивый подснежник расцвел .

Девочка : Но он всего один, а мне нужно собрать целую корзину подснежников .

Апрель : И эта беда поправима. Я сейчас превращу всех ребят в маленьких волшебников, и они нарисуют для тебя много подснежников . Ведь ребята подснежники занесены в Красную книгу, их рвать нельзя. И постараемся сделать их так , чтобы нельзя было отличить от настоящих. А теперь, подойдите ко мне, я поделюсь с вами своим элементом волшебства и вы становитесь волшебниками.

Апрель прикрепляет каждому ребенку по цветочку. ФИЗ минутка «Подснежник»

Дети,давайте вспомним, как пробуждается подснежник.

Подснежник проснулся

И потянулся

Солнышку улыбнулся,

К земле матушке прикоснулся

Счастью своему удивился

Капли росинки его умывали

Звери и птицы сразу узнали

« Подснежник проснулся

Весну обещает.

Подснежник, подснежник

В лесу расцветает.»

Воспитатель : Ну, что же, маленькие волшебники, проходите на свои места.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель :

Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним какой он?

Дети :

Весенний, первый, нежный, голубой, солнечный, красивый, тонкий, смелый, легкий.

Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок- подснежник .

(Дети называют части цветка.)

Воспитатель : Ребята, вы, наверное, заметили, что на столе нет кисточек? Мы с вами будем рисовать необычным способом, недаром вас превратили в волшебников. Стебли и листья вы будете рисовать гигиеническими ватными палочками, а цветы - с клеем пва и манной крупой.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте вспомним последовательность рисования подснежника . Что мы рисуем сначала, каким цветом будем рисовать стебель и листья.

Воспитатель : Давайте, приготовим наши пальчики :

Пальчиковая гимнастика «Подснежники».

Подснежников цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Мы головку наклоняем

Аромат цветков вдыхаем.

Работа детей.

Продолжаем работать. Включить музыку «Мечта» .

(В конце занятия все рисунки выложить на полянку.

Отметить, что все дети старались , и получилась очень красивая поляна.)

Девочка : Ой, сколько подснежников расцвело , и какие они все красивые. Ребята, вы настоящие волшебники!

Воспитатель : Ребята, а мы давайте поблагодарим месяц - Апрель за помощь. И я предлагаю вокруг нашей поляны завести весенний хоровод, который так и называется «Веснянка» .

(Дети приглашают в хоровод Настеньку и месяц Апрель.)

Апрель : Ребята, мне у вас очень понравилось, но мне пора уходить, Ведь у меня ещё много дел.

Воспитатель : Вы все очень старались , вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук.

Ребята, нам пора возвращаться в группу.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

В нашу группу мы вернёмся,

Но сказку мы не позабудем.

Ребята, что понравилось в сказке,чему новому научились?

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию в средней группе. Тема: «Превращение гусеницы».

Задачи:

  • Учить детей эстетично воспринимать природу. Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Познакомить с нетрадиционными материалами и техниками рисования и аппликации.
  • Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных техник и материалов.
  • Познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни. Развивать интерес к жизни насекомых.
  • Учить слушать и понимать сказку, объяснения воспитателя. Пополнять лексический запас.
  • Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.
  • Формировать у детей созидательное отношение к природе. Воспитывать желание проявлять заботу о других. Учить включаться в совместную деятельность. Стимулировать желание выполнять коллективную работу.
  • Развивать интерес дошкольников к выполнению разнообразных движений танцевального и имитационного характера, к пальчиковой гимнастике. Развивать общую и мелкую моторику, глазомер.

Оборудование:

Гуашевые краски желтого, синего, красного, черного цветов; гофрированная бумага, разрезанная кругами; клей ПВА; вырезанные из бумаги заготовки бабочек с нарисованными головой и туловищем; зубные щетки, ватные палочки, клеенки, салфетки матерчатые; тонированный зеленый лист; картофель в разрезе; слайды с изображением гусеницы и кокона-куколки бабочки; аудиозапись музыкальных произведений.

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям прослушать сказку про гусеницу. Звучит спокойная музыка.

Рассказывание сказки

Жила-была гусеница. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна. Проснулась гусеница, высунула наружу усики, чтобы посмотреть, нет ли там никого, кто бы мог над нею посмеяться. Никого не оказалось. Тогда она вылезала целиком из своего кокона.

Гусеница чувствовала, что на спинке ей что-то мешает. Она встряхнулась и вдруг … полетела. (Воспитатель имитирует полет бабочки игрушкой-бабочкой на палочке или ниточке). Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями.

«Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!»

Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка. Горько заплакала бабочка, так как не было у нее сил лететь дальше.

2. Физминутка

Наша бабочка встряхнулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

И нектара всласть поела.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

3. Рисование симметричной кляксографией «Бабочка».

Давайте нарисуем ей подружек-бабочек. Вот у нас есть бабочки, а мы сделаем их крылышки яркими, красивыми. Нам помогут волшебные краски и кляксы. Кистью с краской мы поставим на одном крыле бабочки разноцветные кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и легонько придавим ладошкой. Теперь раскройте бабочкины крылья. Отложите в сторонку бабочек, пусть они подсохнут.

4. Рисование с помощью зубной щетки «Цветы»

Вам жалко бабочку? Давайте ей поможем: нарисуем пушистые, яркие цветы. А в этом нам помогут краски и волшебные зубные щетки.

Дети рисуют щетками цветы на тонированном общем листе – на «лугу».

Вот и расцвели красивые цветы на лугу. Как вы думаете, понравятся они нашей бабочке? А почему? Зачем бабочке нужны цветы? Бабочки едят цветочный нектар.

5. Аппликация из гофрированной бумаги «Цветы».

А пока бабочка лакомилась цветочным нектаром, на лугу подросли еще цветы. Их было много: красные, желтые, голубые, белые, розовые. Поможем цветочкам распуститься.

Дети сминают в центре круги из гофрированной бумаги разных цветов, обмакивают нижний край «цветка» в клей и прикладывают к поверхности «луга».

Увидела бабочка красивые цветы и стала порхать с одного на другой. Воспитатель дает положительную оценку выполненным детьми цветам.

6. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

На красивую бабочку и великолепные цветы прилетели посмотреть любопытные божьи коровки.

Вот ромашка-краса,

Перекрестить раскрытые и повернутые ладонями вверх кисти рук.

А в ромашке роса.

Легкое постукивание указательным пальцем правой руки по раскрытой ладони левой руки и наоборот.

Как из чашки, из ромашки

Сложить обе ладони в виде чашечки

Будут пить росу букашки.

Наклонить голову к «чашечке»-ладошкам

Божья коровка приползла.

На раскрытую ладонь левой руки посадить «божью коровку» т – сложенную в шепоть огругленную кисть правой руки

И водички попила.

Поглаживание ладони левой руки большим пальцем правой руки.

7. Рисование картофельным штампом и ватными палочками «Божьи коровки».

Давайте нарисуем на нашем лугу божьих коровок.

Дети ставят на «лугу» оттиск картофелем округлой формы, обмакнув его в красную краску, а затем ватными палочками, обмакнутыми в черную краску рисуют точки «божьей коровке».

Увидела бабочка как много божьих коровок, какие они дружные, и захотела, чтобы и у нее было много подружек. Отгадайте загадку и узнаете, о каких подружках мечтает бабочка.

Загадка

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

8. Приклеивание бабочек.

Ах, какие бабочки-красавицы! Давайте посадим наших бабочек на цветы.

Дети окунают линию сгиба в клей и прикладывают к цветам.

Посмотрите, как красиво получилось!

И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки, осматривается по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».

Как вы думаете, почему бабочка так говорит? Почему она чувствует себя счастливой?

8. Итог. Дети выкладывают из своих работ один большой луг и возвращаются на свои места.


МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида " Сказка"

Омская область с. Азово

КОНСПЕКТ НОД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Крейк Ольга Юрьевна

Вид деятельности: Изобразительная.

Форма организации деятельности: Мастерская.

Тема НОД: "Золотая осень."

Цель: Формирование представления у детей о жанре живописи - пейзаже.

Задачи:

1. Учить создавать пейзажную композицию, изображая природу осенью.

2.Закреплять знания детей о временах года, об изменениях в природе осенью.

3. Развивать наглядно – образное мышление, внимание, речь, творческие способности.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, заготовки (солнце, дерево, грибы, туча, птицы) для моделирования пейзажа, слайды с изображением пейзажей, натюрморта, акварельные краски, кисти, непроливайки, листы белой бумаги, подкладные клеенки, салфетки.

Ход занятия.

1.Мотивация.

Ритуал приветствия:

Руки другу протяни (дети стоят в кругу),

Крепко за руки возьми (держатся за руки).

Справа друг и слева друг (поворачиваются и смотрят друг на друга),

Получился дружный круг (поднимают руки вверх).

Добрый день вам, детвора,

Рада видеть вас всегда!

Облака почти не сходят с неба. Мелкие дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая.

А в настоящее время во всех странах осень?

Но она не везде такая как у нас. Кто знает какая осень, например, в Африке? (круглый год жарко и не бывает таких красивых деревьев как у нас, нет листопада, грибов лесу).

А как сделать, чтобы дети, живущие там, узнали про то, какая у нас в Сибири красивая осень?(можно рассказать этот отрывок, который написал автор, а можно нарисовать картину и отправить письмом).

А если на картине изображены леса, поля, моря, реки, озера, горы, город, деревня - как называется такая картина? (пейзаж)

Сейчас … прочитает нам стихотворение:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется …..(пейзаж).

2.Целеполагание.

Вот сегодня мы с вами будем рисовать гуашевыми красками красивый осенний пейзаж. А потом положим в конверт и отправим ребятам в Африку!

3.Совместная деятельность воспитателя и детей.

Теперь внимательно посмотрите на слайды. Подумайте, какая картинка лишняя?(слайд № 1: пейзажи: зима, весна, лето, осень и портрет).

Почему именно эта картинка?(это не пейзаж).

Скажите, какое время года нарисовано на каждой картине?(слайд № 2: пейзажи: зима, весна, лето, осень).

Как можно сказать по - другому, зная, что картина о природе - это пейзаж?(зимний пейзаж, весенний, летний, осенний).

Скажите, пожалуйста, красиво изобразили художники природу на этих картинах?

А что нужно делать, чтобы она всегда оставалась такой же красивой?(бережно относиться к ней: не вырубать деревья, не жечь костры в лесах, не ломать ветки и т. п.)

Конечно, природу нужно любить и беречь ее!

Покажите картину с осенним пейзажем.(слайд№3: осенний пейзаж).

Почему решили, что изображена осень?(ответы детей).

Что еще происходит в природе осенью?(солнце меньше греет, часто идет дождь, день становится короче, а ночь длиннее, перелетные птицы улетают на юг).

А теперь я предлагаю составить(смоделировать) свой осенний пейзаж.

Что можно нарисовать, если пейзаж - это картина о природе?(дети выбирают дерево из трех предложенных: осеннее, весеннее и новогодняя ель).

Какого цвета на деревьях листва осенью?(красная, желтая, коричневая, оранжевая)

Что еще? (солнце)

А какое солнце вы нарисуете, если оно с каждым днем все меньше греет? (с короткими лучиками)

Что на небе нарисовать можно? (тучки, идет дождь)

А когда идет дождь, что появляется?(лужи)

А в лесу что растет?(грибы)

Вот какой пейзаж у нас получился.

Ну, а теперь давайте разомнемся.

Физминутка:

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели, мы летели, мы летели

(руки в стороны)

И на землю тихо сели (присели)

Ветер снова набежал и листочки все поднял

(покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(покружились, спокойно сели на место).

Теперь я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и нарисовать свой пейзаж.

4. Самостоятельная деятельность детей.

Давайте вспомним, как надо сидеть, держать кисть.Как надо рисовать кистью,чтобы получилась тонкая линия?(кончиком кисточки проводить линию).

А если мне нужен оранжевый цвет, а его нет, как его получить? А голубой? Коричневый?

А если вы поработали одной краской и вам понадобилась другая, что надо сделать?(промыть хорошо кисть).

А чтобы ваши пейзажи получились красивые, надо работать аккуратно, не размазывать руками краску по листу бумаги.

Вы можете добавить что-то свое, например, как идет дождь. Можете нарисовать листопад, или как птицы улетают на юг.

(Ребята выполняют работу по музыку, воспитатель оказывает помощь при затруднениях).

Возьмите, пожалуйста свои рисунки и станьте в круг.

4.Рефлексия.

Что мы сегодня рисовали?(природу или пейзаж)

Как называется картина, на которой изображена природа? или Что такое пейзаж?

А зачем мы рисовали пейзаж?

Если дети из Африки посмотрят на наши картины, они поймут, что мы нарисовали осень? По каким признакам можно определить, что мы рисовали с вами осенний пейзаж?

Мы справились?

Скажите, а все закончили свои рисунки или кто-то из вас хотел еще что-то дорисовать? Мы отдохнем и обязательно закончим ваши работы.

Молодцы! Спасибо вам за работу!



Рассказать друзьям