Что такое скорочтение. Начинаем с самых простых слов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня стала чрезвычайно востребована техника быстрого чтения. И неудивительно, ведь навык читать быстро и понимать прочитанное требуется людям любых профессий. Развить эту способность в себе может каждый, если будет использовать метод быстрого чтения.

Техника скорочтения включает в себя несколько этапов. Но главным в освоении этой методики является мотивация и самооценка человека. То есть, чтобы техника скорочтения успешно применялась на практике, обучаемый должен понимать, для чего он ставит перед собой эту цель. Также чрезвычайно важно, чтобы в сознании того, кто хочет научиться читать очень быстро, отложилась мысль, что всё достижимо и практически у каждого это должно получиться.

Методика быстрого чтения включает в себя принцип «пристрелки». Он заключается в том, что человек развивает в себе умение за несколько секунд мгновенным просмотром выделить в тексте лишь те отрывки, на которые следует обратить особое внимание, отсеяв уже известный материал. То есть, чтобы научиться читать очень быстро нужно уметь секундным просмотром выделить незнакомую информацию.

Упражнение будет выполняться правильно, если обучающийся поймёт его суть, проверив свои способности к выделению главного сначала на предметах. Делается это так: несколько секунд нужно пристально рассмотреть какой-либо предмет. Затем, закрыв глаза, представить его себе во всех мелочах.

Открыв глаза, следует отметить про себя разницу между визуальным представлением этого предмета и реальным образом. Выделив в предмете 3 незамеченных ранее черты, снова следует закрыть глаза и опять вообразить предмет. Теперь картинка будет более полной. Это упражнение проделывается до 7 раз – оно развивает внимание и умение выделять главное.

Техника скорочтения включает упражнения, подобные описанному: Быстро просмотрев текст (но читать его не нужно!) в течение 30 секунд, следует выделить 3 основные мысли отрывка. Закрыв глаза, нужно представить себе эти мысли. Затем метод повторяется ещё 4 раза, но каждый раз следует находить новые мысли и факты, визуализируя их.

Метод нахождения ключевых слов


Но как научиться не только читать быстро, но и ? Для этого существуют упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово».

То есть, перед прочтением следует определиться с тематикой текста и, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме.

Подавление артикуляции

Так как научиться каждому читать быстро можно и самостоятельно, следует просто регулярно проводить необходимые упражнения. Одним из основных «тормозящих» чтение моментов является навык людей проговаривать текст про себя. Мы даже мысленно артикулируем! И на всё это требуется время. Следовательно, для того чтобы научиться читать очень быстро, следует развить в себе навык подавлять артикуляцию. И упражнениями для развития навыка быстрого чтения будут такие:

  • Во время чтения мысленно считать.
  • Отбивание пальцами во время чтения знакомого ритмического рисунка, например, там-тарарам-там-тарарам.

Навык использования зрительной памяти

Научиться читать очень быстро невозможно, если пользоваться способом буквенного чтения. Кстати, сегодня даже в начальной школе многие методисты стараются уже на раннем этапе обучения отказываться от этой методики. Малышей пытаются приучить запоминать слоги, целые четырёх и пятибуквенные слова. А взрослые обладают более развитой памятью, поэтому им следует научиться схватывать (а не читать по буквам!) слова, состоящие их 9, 10 и более букв.

Научиться скорочтению длинных слов, задействуя зрительную память, вовсе не сложно, если выполнять ежедневно необходимые упражнения. Следует подготовить таблички с напечатанными длинными словами, чаще всего встречающимися в текстах (или чисто профессиональными). Можно создать картинки в компьютерных программах с напечатанными словами. В табличку могут входить 2-3 слова или даже больше. Упражнения эти заключаются в том, что обучающийся должен лишь взглянуть на табличку, но не читать слово, закрыть глаза (или убрать с монитора картинку) и произнести то, что написано.

Начинать эти упражнения можно со слов, содержащих 6-7 букв, постепенно усложняя задание. Так как научиться в одно мгновение очень быстро читать невозможно, то следует уделять каждому упражнению ежедневно не менее 15 минут.

Тренировка вертикального чтения

Освоить скорочтение невозможно, если не научиться читать по вертикали. То есть, следует «научить свои глаза» не двигаться вдоль строки, а охватывать всю строчку одним взглядом. Для развития и совершенствования этого навыка существуют специальные разработки – упражнения по системе Шульте .

Этот метод основывается на использовании квадратных разлинованных таблиц с расположенными в них цифрами в произвольном порядке. Начинать упражнения нужно с таблицы в 16 цифр, затем постепенно переходить на 25, 36, 49 цифр. Таблицы отличаются друг от друга расположениями цифр, поэтому будет лучше, если готовить их будет кто-то другой. Удобно заниматься развитием навыков скорочтения вдвоём, тогда табличками легко можно будет поменяться.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы видеть сразу всю страницу, не фокусируя взгляд на мелочах. Поэтому при работе с таблицами следует смотреть чётко в одну точку, расположенную в центре таблицы.

Особенности мозговой деятельности


«Перепутанные буквы»

Так как научиться скорочтению дома самостоятельно удобнее всего вдвоём, будут очень уместны некоторые интересные, в какой-то степени даже креативные, упражнения.

Техника скорочтения базируется на специфических особенностях работы человеческого мозга, открытых сравнительно недавно. Оказывается, мозг воспринимает лучше всего не буквенное чтение, а именно словарное . Причём буквы в словах могут стоять не в обычном порядке, а произвольно, главное – чтобы первая и последняя буква не изменяла своего места.

Использовать эту особенность для того, чтобы читать быстро, можно при помощи следующего упражнения. Оба обучающихся готовят друг другу тексты, в которых переставляют буквы внутри слов. Затем меняются отрывками и проверяют чтение друг у друга.

«Вычеркнутые буквы»

Также для выработки навыка быстрого чтения прекрасно подходят упражнения по вычёркиванию букв внутри слов. Оба обучающихся также готовят друг для друга задания, убирая из текста почти половину букв, например, все гласные. Можно даже устраивать соревнования на время, определяя при помощи секундомера, как быстро сможет читать такой текст напарник.

Чтение через слово

Подобные упражнения способствуют не только приобретению навыка скорочтения, но и стимулируют работу мозга, давая ему тренировку и развивая интеллектуальные способности человека. Навык быстрого чтения приобретается, если знать, как можно быстро читать текст, «не зацикливаясь» на каждом конкретном слове, то есть, через слово.

Упражнения для развития данного навыка также просты. Нужно сначала приготовить материал: текст с вычеркнутыми (стёртыми) словами, например, сначала убрать каждое третье, далее переходить на упражнения, в которых убраны каждое второе слово.

Штурмовая техника — соревнование

Нужно взять два текста или разные отрывки из одного и тоге же и по очереди на время читать с последующим пересказом.

Неважно, читаете ли вы учебник на семинаре по философии или утреннюю газету, чтение может показаться вам утомительным. Освойте технику быстрого чтения, чтобы выполнить эту задачу намного быстрее. Скорочтение ухудшит понимание материала, но при должной практике вы сможете частично преодолеть этот дефект.

Шаги

Часть 1

Научитесь читать быстрее

    Перестаньте произносить слова про себя. Почти каждый читатель мысленно проговаривает текст (субвокализация) или отвлекается на то, чтобы повторить слово. Это помогает читателю запомнить термины, но также тормозит скорость чтения. Вот несколько способов свести эту привычку к минимуму:

    Закрывайте уже прочитанные слова. При чтении ваши глаза зачастую возвращаются к уже прочитанным словам. В основном, это краткосрочные движения, которые никак не улучшают понимание. Используйте закладку, чтобы закрывать слова после их прочтения, отучая себя от этой привычки.

    • Эти «обратные скачки» также происходят, когда вам не удается понять материал. Если ваши глаза прыгают на несколько слов или строк назад, это признак того, что вам стоит замедлиться.
  1. Перейдем к движению глаз. Во время чтения ваши глаза двигаются рывками, останавливаясь на одних словах и пропуская другие. Чтение происходит только, когда ваши глаза останавливаются. Если вы сократите количество движений на строку текста, вы научитесь читать гораздо быстрее. Но будьте осторожны – были проведены исследования, которые обнаружили предел того, что читатель способен увидеть за раз:

    • Вы можете прочитать восемь букв справа от позиции ваших глаз, но лишь четыре слева. Это примерно два-три слова одновременно.
    • Вы замечаете буквы на расстоянии в 9-15 интервалов вправо, но не способны их прочитать.
    • Рядовые читатели не могут прочитать слова на других строчках. Научиться пропускать строки и все равно понимать материал чрезвычайно сложно.
  2. Уменьшите количество движений, которые совершают ваши глаза. Обычно ваш мозг решает, куда передвинуть глаза в зависимости от того, насколько длинным или знакомым является следующее слово. Вы сможете читать быстрее, если вместо этого научите свои глаза переходить к конкретным местам на странице. Попробуйте следующее упражнение:

    • Возьмите закладку и положите ее над строчкой текста.
    • Нарисуйте знак «X» на закладке над первым словом.
    • Нарисуйте еще один X на той же линии. Поместите его на три слова дальше для хорошего понимания, на пять слов для простых текстов и на семь слов, чтобы просмотреть ключевые моменты.
    • Продолжите рисовать знаки «X» с тем же интервалом, пока не дойдете до конца строки.
    • Постарайтесь как можно скорее прочитать строчку, опуская закладку вниз и концентрируясь лишь на тексте под каждым знаком «X».
  3. Читайте быстрее, чем успеваете понять текст. Многие программы построены на принципе наращивания скорости чтения с помощью рефлексов, чтобы мозг постепенно научился подстраиваться под новый темп. Данный метод не был тщательно изучен. Ваша скорость перемещения по тексту, несомненно, увеличится, но вы почти ничего или вообще ничего не поймете. Попробуйте этот метод, если вы стремитесь достичь максимальной скорости чтения, и надейтесь, что несколько дней тренировки помогут вам лучше понять материал. Вот как это сделать:

    • Следуйте за текстом карандашом. Придумайте словосочетание, на произнесение которого в спокойном темпе у вас уйдет ровно одна строчка текста.
    • Попробуйте две минуты почитать со скоростью движения карандаша. Даже если вы ничего не поймете, сконцентрируйтесь на тексте и не останавливайте глаза на протяжении полных двух минут.
    • Отдохните минуту, а затем ускорьтесь. Теперь попробуйте читать на протяжении трех минут, но теперь карандаш должен пересечь две строчки, пока вы будете проговаривать словосочетание.
  4. Используйте программы для скорочтения. Если вышеописанные методы не помогли вам добиться цели, попробуйте быстрое последовательное визуальное предъявление. Согласно этой методике, телефонное приложение или компьютерная программа показывает текст по одному слову за раз. Это позволяет выбрать любую скорость чтения. Но не поднимайте скорость слишком высоко, иначе вы не сможете запомнить большую часть слов. Этот метод полезен, чтобы быстро просмотреть новости, но не во время учебы или чтения в свое удовольствие.

    Часть 2

    Быстрый просмотр текста
    1. Знайте, когда быстрый просмотр оправдан. Этот способ чтения может использоваться для общего ознакомления с текстом без глубокого его понимания. Вы можете быстро просматривать газету, чтобы найти интересную статью или определить ключевые моменты, просматривая учебник перед контрольной работой. Быстрый просмотр не заменяет полноценного чтения.

      Читайте названия и заголовки разделов. Читайте только названия глав и всех подзаголовков в начале больших разделов. Читайте названия всех новостных статей или содержание в журнале.

      Прочитайте начало и конец раздела. Все параграфы в учебниках обычно содержат введение и выводы. Что касается других видов текста, прочитайте первый и последний абзац главы или статьи.

      • Читайте быстрее, если вы знакомы с темой, но не пытайтесь перегнать самого себя. Вы сэкономите себе время, пролистывая лишний текст, но важно все-таки понять смысл прочтенного.
    2. Обведите важные слова в тексте. Если хотите узнать больше, то вместо обычного чтения быстренько пройдитесь по тексту глазами. Теперь, когда вы вникли в суть раздела, вы сможете выделить ключевые слова и отметить важные области. Остановитесь и выделите следующие слова:

Быстро читать и осмыслять прочитанное - это путь в блестящее будущее для ребенка. На чтении базируются все процессы познания в самой школе и, тем более, после нее. Уровень успеваемости напрямую связан со скоростью чтения у ребенка.

Техника быстрого чтения имеет свои методики, постичь которые можно через специальные упражнения. Чтение - это комплексный процесс работы психики, он включает в себя осмысление прочитанного и техническую правильность, выразительность и быстроту.

Когда можно обучать скорочтению детей

Не зря в начальных классах так много внимания педагоги уделяют проверкам скорости чтения и отсутствию искажений. Каждый год в младших классах проходят тесты по скорочтению. Вот примерные нормы, которых желательно придерживаться:

  1. За первый год в школе малыш должен научиться читать 30 слов в минуту
  2. К окончанию второго года норма увеличивается до 50 слов за минуту
  3. В третьем классе - 70 слов
  4. И к концу четвертого года 100 слов

Эти норма несколько варьируются в зависимости от стандартов самого учебного заведения. Но самое время учить ребенка осваивать скоростное чтение - именно младшая школа. Потому что навык воспринимать информацию, запоминать ее, когда мышление еще не зациклено какими-либо табу - лучшее время, чтобы научиться скоростному чтению. Малыша еще не удивляет, что сказочные животные говорят, а в лесу живут драконы. Для ребенка естественным процессом является придумывание нереальных персонажей, соединение их воедино логически, с точки зрения взрослых, невозможными способами.

Ошибки приводящие к снижению скорости чтения у детей

При попытках научать ребенка читать быстро, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Техника быстрого чтения предусматривает некоторые правила, нарушая их, теряется уровень скорости поглощения информации, который априори должен быть высоким.

  1. Скорочтение для детей имеет свои проблемы - одной из главных считается артикуляция или проговаривание слов, а также внутренняя речь . Когда ребенок пытается проговорить всё прочтенное им вслух, либо мысленно, это снижает быстроту поглощения им информации в разы. Поэтому, при желании научить малыша читать достаточно быстро и бегло, чтобы техника быстрого чтения была на высоте, постарайтесь устранить этот фактор. Но в данном случае, мы говорим о детях, уже умеющих довольно бегло читать, без ошибок, то есть 8-10 лет.
  2. Глаз должен видеть не только ту точку, куда направлен взгляд, но и в некотором радиусе вокруг нее. Как правило, дети имеют небольшое поле зрения. Но существует очень мало методик, как ребенку расширить поле зрения.
  3. Следующая ошибка, замедляющая скорость чтения - эффект регрессии. Это самый распространенный недостаток. Методика повышения скорости чтения не позволяет делать обратные движения глаз с целью прочтения уже пройденного повторно. Привычка регрессировать формируется весьма плотно и трудно искореняется, поэтому стоит научить ребенка не делать этой ошибки изначально. Обращайте внимания на возвраты по тексту: это отсутствие внимания или непонимание прочитанного?

Однако, есть исключение - если регрессия возникает в результате переосмысления или возникновения новых идей, то это называется - рецепция и является оправданным действием.

Но, поскольку, цель методики быстрого чтения - развитие скорочтения у детей, то осмысление ранее прочитанного текста лучше проводить после того, как прочтен был весь текст. Иначе, ненужные возвратные движения взгляда считаются недостатком, приводящим к медленному чтению. Освобождение от регрессии повышает скорость чтения в двое или трое.

Кроме перечисленного, восприятию информации при скоростном чтении мешает проблема непонимания смысла текста ребенком. Понимание психологи трактуют как связь между предметом и уже имеющимся багажом знаний. При запоминании текста нужно сначала его лучше понять.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Первое важное правило, как научиться скорочтению - ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту. В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.

Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.

Анаграммы

Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:

ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ

Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот - отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:

«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».

Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.

На буксире

Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.

Скороговорки

Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения - . Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.

Расширяем поле зрения

Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:

  • Рисуем солнышко в центре листа. По кругу вокруг солнышка нарисуйте . Попросите ребенка смотреть только на солнышко, но назвать остальные фигуры.
  • Нарисуйте таблицу из цифр. Пусть цифры располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Напишите цифры не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до максимального числа как можно быстрее.
  • Развиваем фотопамять. Печатаем слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на слова 20 секунд. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово "..." ?
  • Играем со словами в «находилки». Назовите ребенку номер страницы, начинайте читать. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.

Устали глазки?

Ничего сложного нет в таких тренировках, главное - это ежедневная практика. В процессе занятий обязательно делайте простую гимнастику для глаз ребенка:

  1. Закройте глаза. Легко придавите глазные яблоки ладонями.
  2. Под закрытыми веками повращайте глазами по 4 раза в каждую сторону.
  3. Теперь медленно откройте глаза.
  4. Повторите вращения с открытыми глазами.
  5. Задержите взгляд на кончике носа, затем переведите его в небо. Повторите несколько раз.
  6. В конце снова легко надавите ладонями на веки.

Память: как она связана с быстрым чтением и как ее развивать для улучшения скорости чтения

Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства - всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.

Что есть память - это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?

У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого - научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.

Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:

  • Нарисуй животное, которое от вех прячется, поэтому его никто не видел.
  • Спой, какие песни поют облака.
  • Какого цвета запах маминых духов?
  • Что будет, если потрогать синий цвет на радуге?

Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его - пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.

Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.

Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.

Очень важно чтобы процесс быстрого чтения не стал механическим повторением слов, смысл которых непонятен ребенку. Необходимо не только быстро прочесть произведение, но и понять и прочувствовать его. Это и есть полноценный процесс чтения.

Техника скорочтения помогает усваивать большой объем новых знаний. Она пригодится в процессе учебы старательным студентам и тем сотрудникам, у которых работа связана с изучением новой информации.

Так, редактору литературного издательства приходится прочитывать множество книг молодых авторов перед приемом их в печать. Чтобы читать с большой скоростью и работать продуктивно, надо изучить методы скорочтения.

Скорочтение: как научиться быстро читать

О том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное, мечтают все, кому просто необходимо изучать много книг, учебников. В наши дни время летит стремительно. Успешная учеба, работа, карьера часто зависят от скорости, с которой человек способен изучать, усваивать текстовый материал, принимать решение на основе полученных знаний, делать выводы.

Специалисты, которые углубленно занимаются этим вопросом, отмечают, что обычно скорость чтения зависит от нескольких «тормозящих» аспектов:

  • регрессия;
  • диапазон зрения;
  • угол обзора;
  • траектория движения глаз;
  • проговаривание про себя и вслух, прочитанного;
  • время осмысления;
  • не избирательность.

Что же такое регрессия? Чтобы читать учебник и запоминать прочитанное, наши глаза просматривают каждую напечатанную строчку текста слева направо, а потом возвращаются и пересматривает еще раз. Такие возвратные скачки, которые служат для лучшего запоминания и осознания смысла, называют регрессией.

Набор упражнений для скорочтения на повышение скорости чтения начинается с того, чтобы обходиться без регрессий. Стараться просматривать строчки рассказа, любой информации, без возврата к предыдущим словам. То есть, необходимо тренировать глаза двигаться только в одном направлении, независимо от того, успели вы понять смысл написанного или нет.

Поймите, что в этот момент вы тренируетесь просматривать читаемую строчку в направлении слева направо. Для осмысления прочитанного, вернетесь к этому второй раз. Это будет не регрессия, а повторение пройденного, так как вы опять будете стараться читать, двигая глаза в одном направлении.

Диапазон и угол зрения у всех разный. Один человек отчетливо видит всего одно длинное или два коротких слова на строчке одновременно. Лучшие чтецы видят несколько слов рядом и несколько строчек вверх и вниз. Кто-то способен даже целый абзац, длиной в 5-6 предложений, разглядеть сразу.

Эту способность вырабатывают специальными упражнениями и тренировками. Асы, освоившие метод чтения с расширенным углом обзора, читают целыми блоками. Прочитывать таким способом можно несколько книг за неделю.

Траектория движения взгляда по вертикали тоже бывает разная. Есть люди, которые постепенно опускают взгляд сверху вниз, пробегая строчку за строчкой. Другие двигают взгляд сверху вниз, придерживаясь середины страницы.

Читать по диагонали удобнее третьим. Писатель Горький читал, рисуя глазами сверху вниз по странице зигзаг. Этим людям читать быстро и правильно помогает способность видеть строчку под расширенным углом зрения. Обычный угол – всего два градуса.

Еще один нюанс, мешающий быстро прочитывать печатные книги, это необходимость произносить про себя текст. Одним людям достаточно воспроизводить текст в уме, другим надо прошептать, шевеля губами и языком, а третьи, пока не проговорят вслух, не понимают, о чем читают.

Это зависит от опыта. Тем, кто читает больше, достаточно произносить текст про себя, в своем сознании. Но те, кто читают мало, обычно проговаривают вслух прочитанное. Эта привычка, естественно, очень замедляет скорость чтения.

Люди с ограниченным кругозором, с трудом могут освоить смысл сложного текста. Взрослому, мало начитанному человеку, трудно читать без ошибок и понимать прочитанное. Малограмотные, деградировавшие люди очень медленно понимают даже простую информацию. Разная способность усваивать информацию существенно влияет на скорость и запоминание текста.

В каждом печатном тексте есть слова ключевые, в которых содержится основной смысл и слова несущие полезную информацию. Но достаточно и слов связок, предлогов, частиц. Существуют даже стоп-слова и предложения, которые называют водой.

Их пишут для перехода от одного абзаца к другому, а также для создания красивого изложения. Если внимательно прочитывать все слова и делать остановки на каждой запятой и точке, чтение будет очень медленным.

Набор упражнений для повышения скорости чтения

Первое упражнение полезно для расширения угла зрения. Не выполняя тренинги, человек легко различает знаки, расположенные на площади сотни пикселей от точки направления взгляда.

Натренированные способности позволяют достаточно хорошо видеть группы печатных знаков. Тренировка, развивающая периферический обзор, пригодится, когда взгляд скользит зигзагом или от верхнего угла страницы к противоположному нижнему.

Отличное периферическое зрение увеличивает скорочтение, позволяя охватывать одним взглядом сразу нескольких слов. Если еще вычленять полезную информацию и «воду» пропускать мимо, скорость освоения текста увеличится.

Интернет предлагает специальный тренинг, когда человек концентрирует взгляд на экране с цифрами, буквами, после чего считает одинаковые знаки, видимые боковым, рассеянным взглядом. На клавиатуре надо набрать полученный результат.

Если вы правильно посчитали, круг для тренинга окрасится в зеленый цвет и увеличится. При отрицательном ответе круг становится красным и сужается. Так можно самостоятельно учиться читать быстро и правильно.

Уроки скорочтения советуют начинать с простейшего. Следите за движением своих глаз, не позволяйте взгляду возвращаться к предыдущим словам. Самостоятельно выбирайте для тренировки интересный или знакомый текст. Навык скорочтения приобретается, когда вы стараетесь обходиться без регрессии.

Не расстраивайтесь, если без повторного прочтения предыдущих слов на строчке, вы не все запомните и чего-то не поймете. Если информация не важна, в этом нет никакой потери. Но, когда вам эта информация интересна и нужна для работы, учебы, повторите прочтение этого абзаца, блока еще раз.

Но при этом взгляд пусть опять продвигается по строчке без регрессии, не нарушая плавное поступательное движение слева направо. Эти приемы скорочтения будут успешно усвоены, если вы уделите тренингу достаточно длительное время и повторите работу много раз.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Открывая секреты скорочтения, Павел Багрянцев на своем виртуальном канале современного мужчины раскрывает вопрос с несколько неожиданной стороны. Он предлагает научиться прочитывать целую книгу всего за 20 минут и запоминать прочитанное.

Его методика скорочтения основана на знании основных принципов написания книг. Если взрослому человеку вспомнить уроки русского языка и литературы, ему многое станет понятно. Любой учебник литературы советует начинать сочинение с составления плана. В плане всегда есть вступление, перечисление основных глав сочинения и заключение.

Также и в каждой книге есть оглавление. Для того, чтобы успешно усваивать информацию, Павел предлагает рассмотреть обложку книги, с двух сторон. Прочитать все, что там написано. Обычно в заглавие и короткую аннотацию на задней обложке автор вкладывает основную идею книги.

Теперь просмотрите первые страницы. Найдите полезную информацию. Иногда здесь бывает предисловие и короткое сообщение об авторе. На второй странице уже можно увидеть оглавление. Внимательно почитайте его. Вы сразу сможете определиться, какая глава вас интересует больше всего.

Откройте страницу заинтересовавшей вас главы. Прочитайте первые два предложения или первый абзац главы. Обычно в этих предложениях раскрывается информация всей главы.

В последнем абзаце подводится итог главы и короткое ее содержание, резюме. Чтобы быстро понять, о чем пишется в главе, достаточно прочесть первые и последние абзацы.

В принципе, вы уже и прочитали книгу. Если какая-то тема зацепила, вы можете спокойно насладиться подробным прочтением, покачиваясь на гамаке, теплым летним вечером. Задача скорого чтения выполнена полностью: информация, которой посвящено произведение вам понятна. На это ушло всего несколько минут.

Конечно, так нельзя читать учебники. Их изучают подробно и вдумчиво. Но обычное развлекательное чтиво, вроде рассказов о том, как разбогатеть, можно просмотреть, что-то запомнить, на чем-то заострить внимание и смело отложить в сторону.

Так изучают множество книг, расширяют свой кругозор, выуживая из большого количества информации то, что полезно и важно для деятельности человека, что необходимо запомнить.

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами. Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс.

Как научиться скорочтению в домашних условиях

Чтобы не перезагружать свой мозг лишней информацией, заведите будильник минут на 20-30. И в это время только читайте, без регрессий, помня об избыточности текста, стараясь увидеть сразу несколько слов и передвигая взгляд быстрее вниз, по диагонали, по прямой, как вам удобнее.

Можно вести по краю книги кончиком карандаша или прижимая указательный палец.

Не отвлекайтесь в это время на телевизор, телефон, электронную почту, пейзаж за окном. Концентрируйте свое внимание на одном чтении. Погружение в содержание книги, сконцентрированное внимание играет важную роль в развитии высокой скорости усвоения информации.

Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты. Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла.

Для тренировки памяти, повторяйте по пять раз упражнения, заучивайте стихотворения, которые вам нравятся. Концентрация, развитие периферийного зрения и память – важные моменты, на которые следует обратить внимание, когда вы тренируете скорочтение в домашних условиях.

Лучшие книги по скорочтению

Полезных книг для тренировки быстрого чтения много. Но каждый человек, зная свои ошибки и способности, самостоятельно должен выбрать понравившуюся методичку. Рекомендуемый список литературы, известных авторов, приводится ниже.

Питер Камп «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» ()

Оригинальный сборник, в нем размещены специфичные задачки, технические советы, развивающие способности скорочтения.

Природа мозга и ума в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться разными способами. Для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения установится, ничто не мешает таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Затем вы настраиваете метроном на неестественно- быстрый темп.. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки.

Как работают глаза при чтении

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

Можно ли следить за текстом пальцем?

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Компьютерные упражнения (тренинги) на расширение (измерение) угла зрения

  • Угол зрения и чтение - упражнение для вхождения в состояние скорочтения
  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Упражнение на расширение угла зрения - правильное запоминание цифр
  • Таблицы Шульте - расширение угла зрения для вхождения в состояние медитации и режим быстрого чтения.

Компьютерные упражнения (тренинги) на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Чтение и ритм

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

  • Чтение задом на перед (наоборот)

Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать - это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Большинство людей могут читать, используя только 2 скорости: беглый просмотр и чтение. Скоростное чтение открывает промежуточные его ниши. Теперь вы можете просматривать текст, читать без озвучивания в голове, быстро читать , медленно читать и даже ползти по тексту, в случае если смысл непонятен или сложен.

Материал надо сделать интереснее, прежде чем браться за книгу. Сделать интересным для того чтобы без труда концентрироваться на нём во время чтения.

Погружение в читаемый материал

Если вы увидите что материал интересен, вы сможете полностью погрузиться в него. Полное погружение в материал может сократить время чтения, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтения для освоения навыка скорочтения

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый. Знайте, когда читать медленнее

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.



Рассказать друзьям