Карл Фаберже: адюльтер и другие малоизвестные факты его жизни. Петер Карл Фаберже (Peter Faberge)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Биография

Магазин Фаберже на Кузнецком Мосту в Москве, 1893

Отец Петера Карла Фаберже, Густав Фаберже , по происхождению из рода гугенотов , был скромным ювелиром, имевшим своё дело с 1841 г. В г. четырнадцатилетний Карл Фаберже вместе с родителями переезжает в Дрезден . Оттуда отец посылает его в путешествие по Европе, он останавливается на более длительное время во Франкфурте-на-Майне , во Флоренции и в Париже . Вернувшись в Петербург в г., Фаберже - теперь уже полноправный мастер - работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В г. к фирме присоединяется финский ювелир Эрик Колин, а в г. Карл Фаберже становится хозяином мастерской своего отца. Колин - его первый главный мастер. В 1882 в дело вошел брат Карла Фаберже - художник Агафон Фаберже(1862-95).

Учётные книги Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о соперничестве Фаберже за императорские заказы с другими более известными ювелирами, такими как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Поначалу, его доля в заказах Двора была незначительной, но с годами она росла, Фаберже всё чаще упоминался в учётных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже . Свободный доступ к экспонатам позволил внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

Ниша, во вкусах и запросах публики, открытая гением Фаберже, теперь заполнялась с его помощью - это был нескончаемый поток полезных вещей - портсигаров, ламп, звонков, часов, - превосходивших друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца. Приобретая эти дорогие игрушки и безделушки, вы попадали в круг «избранных». Фаберже располагал группой уникально одаренных дизайнеров и высочайшей квалификацией своих избранных мастеров. Благодаря постоянному новаторству он легко опережал своих конкурентов. Именно это стремление к новизне позволяло ему утверждать, что в конце каждого года он отправлял в переплавку все вещи, которые оставались непроданными. Фаберже мог с гордостью сказать о себе в интервью журналисту: «…если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 млн рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга ». Это кредо отличало Фаберже от его конкурентов. Он также заявлял, что любая вещь, не соответствующая его жестким стандартам совершенства, уничтожалась.

Пышные празднества в ознаменование 300-летия Дома Романовых , вылившиеся в апофеоз правления династии, для Фаберже означали последний бурный всплеск в количестве заказов. Он проектирует и изготовляет множество предметов и ювелирных изделий с эмблемой Дома Романовых и с датами 1613-1913 гг., включая хранящееся сейчас в Кремле пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых». В документах Кабинета Е. И. В. содержатся сведения о мелких украшениях: значках, булавках, брошках.

С объявлением войны в 1914 году эра Фаберже, проходившая для него под знаком императорской щедрости и покровительства, должна была завершиться. После эйфории первых побед пришли крупные поражения и потери, для всех наступили трудные времена. Для этих лет Фаберже характерны два пасхальных яйца ( г.), их дизайн признан отобразить деятельность императрицы и ее дочерей в Красном кресте.

6 ноября г. Фаберже - в качестве меры предосторожности в трудные времена - организовал акционерное общество совместно с Аверкиевым, Бауэром, Бызовым и Маркетти. 1917 год принес крушение старого мира: последовали Февральская революция , отречение царя 2 (15) марта, арест царской семьи и, наконец, Октябрьская революция. Фирма попала в руки так называемого «Комитета работников товарищества и компании Фаберже» и продолжала действовать в этом качестве до ноября г. В конце 1917 г. Карл Фаберже закрыл свой дом на Большой Морской улице, вверив его содержимое директору Эрмитажа. Он перебрался в Ригу , откуда в Берлин , дальше в Гомбург на Таннасе, потом в Висбаден , где заболел. В июне 1920 г. его жена Августа Богдановна Якобс (дочь придворного столярного мастера) и старший сын Евгений перевезли его в Лозанну . Здесь он скончался 24 сентября г. и по его желанию был кремирован.

Все оставшееся и припрятанное в России, как думалось, «до лучших времен» имущество семьи Фаберже было конфисковано и разграблено.

Семья

Фаберже, Евгений Карлович (29.05.1874 - 1960) - Старший сын Карла Густавовича Фаберже, талантливый художник по украшениям и портретист, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на ювелирном отделении университета в Ханау в Германии, а также у С. Зайденберга и Ю. Оллилла в Хельсинки. В 1897 году работал экспертом на выставке в Стокгольме. В 1900 году за выставку в Париже награжден офицерским знаком Академии Искусств и болгарским орденом святого Александра. С 1894 года работал на фирме отца, с 1898 по 1918 годы вместе с отцом и братом Агафоном Карловичем фактический руководитель фирмы в Санкт - Петербурге. В 1923 году эмигрировал в Париж, где основал вместе с братом фирму «Фаберже и К».

Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 - 1951) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана. В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награжден золотой медалью. Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились, и он не уехал с семьей из России (только через много лет друг семьи сам признался в краже). С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предворительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Жил в Париже.

Фаберже, Александр Карлович (17.12.1877 - 1952) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1895 год и в училище барона Штиглица, затем у Кашо в Женеве. Руководитель и художник московского отделения фирмы, в 1919 году был назначен экспертом Наркомпроса. Эмигрировал в Париж, где работал на фирме «Фаберже и К».

Фаберже, Николай Карлович (09.05.1884 - 1939) - Сын Карла Густавовича Фаберже. Выпускник Петришуле , учился с 1894 по 1902 год. Художник по ювелирным изделиям, учился у американского художника Сэржанта в Англии. С 1906 года проживал в Англии, работал в лондонском филиале фирмы Фаберже.

Яйцо Фаберже

Пасхальные яйца Фаберже

Первое пасхальное яйцо было заказано Фаберже императором Александром III в г. Благодаря его мгновенному успеху, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять пасхальные яйца одно за другим, десять - для царя Александра III, которые тот каждый год, вплоть, до смерти в 1894 г., дарил своей жене Марии Федоровне ; и еще 44 - в период между 1895 и 1916 гг. - для царя Николая II в качестве подарков для его матери, тогда уже вдовствующей императрицы, и для жены, Александры Фёдоровны . В общей сложности, по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца. Можно также предположить, что несколько яиц были подарены в свое время и другим членам императорской семьи. Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году.

Благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга коллекция Форбса, приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на родину в 2004 году.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

1900-1918 - здание ювелирной фирмы К. Г. Фаберже - Большая Морская улица, 24.

Галерея

Ссылки

  • Фаберже & Императорские пасхальные яйца Фаберже, Ювелирное дело Фаберже, Пасхальные яйца Фаберже

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карл Урбан
  • Карл Фабрициус

Смотреть что такое "Карл Фаберже" в других словарях:

    Петер Карл Фаберже - знаменитый российский ювелир Дата рождения: 30 мая 1846 Место рождения: Санкт Петербург (Россия) Дата смерти: 24 сентября 1920 … Википедия

    Фаберже - неизм. I. м. Стиль очень дорогих ювелирных изделий, использующий эмали глубоких насыщенных тонов или тонких переливов различных оттенков, отличающийся тщательностью отделки, уникальностью конструкторских решений. II. в зн. прил. Такой, как… … Энциклопедический словарь

    Карл - (Carl) Иноязычные аналоги: англ. Carl, Charles Связанные статьи: начинающиеся с «Карл» все статьи с «Карл» … Википедия

    Фаберже (фирма) - Дом Фаберже ювелирная компания, основанная в 1842 году в Российской империи, получившая известность благодаря изготовлению знаменитых яиц Фаберже для русской царской семьи. С 2007 года бренд Фаберже принадлежит компании Fabergé Ltd.… … Википедия

Знаменитый российский мастер, прославившийся изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы, известен каждому. Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.

В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало безупречное качество.

Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.

Детство и юность

Родился будущий ювелир весной 1846 года в северной столице. Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец Густав Фаберже родился в Лифляндии (прибалтийский немец) от онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта. В начале 1840-х Густав Фаберже основал в городе на Неве ювелирную мастерскую, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.


Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал отпрыску отменное образование: в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.

После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.


Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Северную Пальмиру. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.

В 1872 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 25-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.

Ювелирное искусство и бизнес

Спустя 10 лет изделия дома Фаберже попали на московскую художественно-промышленную выставку, где их заметил и оценил царь . С этого момента биография ювелира неразрывно связана с императорской семьей, которая покровительствует Карлу Фаберже и популяризирует его изделия в Европе. Романовы заказывают ювелиру украшения, которые дарят родственникам в Дании, Британии, Греции.


В 1900-м русского мастера удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили учрежденный орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи – Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.

Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.


Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.

Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом. унаследовал традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял 2 яйца – матери царя и супруге.


Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. История сохранила имена Михаила Перхина (карельского самородка), Августа Хольстрома, Эрика Коллина. При Романовых торговый дом Фаберже вырос до 500 служащих.

«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для , герцогини Мальборо, Ротшильдов.


Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «неювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.

Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.


Торговый дом выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.

После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.


Конфискованные шедевры власть продавала, наполняя казну молодого государства. Шесть пасхальных яиц приобрел в петроградском магазине Фаберже представитель британского торгового дома Wartski Эммануил Сноумэн.

Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.


Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».

В 2004 году российский предприниматель и миллиардер за $ 100 млн. выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.

Личная жизнь

Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а в начале 1920-х иммигрировал во Францию.


В 1876-м родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х стал оценщиком императорского двора. Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м сбежал в Финляндию, где жил в бедности.

Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К». Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Стал ювелирным дизайнером. С 1906-го работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.


В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.

В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй . Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.

Смерть

Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце.

Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 млн, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.


В сентябре 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Память

  • В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже
  • 19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже
  • В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира
  • В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска
  • В Баден-Бадене есть музей Фаберже - первый в мире, полностью посвященный работам фирмы ювелира
  • В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже

КАРЛ ФАБЕРЖЕ: “ЧТО ПРОКУ В БРИЛЛИАНТАХ?”

О самом прославленном ювелире Фаберже известно немного. Его личный архив исчез в революцию, а в воспоминаниях современников Карл Густавович остался человеком замкнутым, скромным, чуть ли ни затворником. Зато история ювелирных шедевров с клеймом фирмы Фаберже достойна стать сюжетом настоящего авантюрного романа!

Кареты с вензелями в одночасье исчезли с улиц, и вместо великих князей к витринам теперь стремились разудалые матросы с фабричными девицами под ручку - со смесью трусости и наглости в голосе требовали показать “яхонтовые бусы”, указывая грязноватыми пальцами на тридцатитысячное колье.

На Большой Морской, издавна облюбованной столичными ювелирами, закрывались магазин за магазином. А старик Фаберже целый год еще жил так, будто в Петрограде ничего серьезного не произошло. И даже сам входил к покупателям, если таковые находились. При этом формально Карл Густавович уже не был хозяином - еще в ноябре 1917 по распоряжению новых властей фирма перешла в руки комитета работников. Просто с собственными работниками у Фаберже с давних пор сложились прямо-таки родственные отношения.

Фаберже велел сворачивать производство только в июле 1918-го, когда до Петрограда дошла весть об убийстве императора Николая Александровича и всей его семьи. А в ноябре того же года мистер Дерик, секретарь английского посольства, передал ему великодушное предложение королевы Великобритании (давней клиентки фирмы): под видом дипкурьера выехать с супругой за границу.

Прославленный ювелир не стал долго раздумывать: “Я только зайду домой. Дайте нам с женой 10 минут, чтобы надеть пальто и шляпы!”. Англичанин понимающе усмехнулся: ходили слухи, что, кроме драгоценностей на 60 миллионов долларов, конфискованных большевиками из сейфов питерского и московского отделения фирмы Фаберже, у Карла в загашнике имеется и еще кое-что, хорошенько припрятанное, миллионов этак на 45.

На сборы у Фаберже ушло даже меньше десяти минут. Пропустив жену вперед, он на секунду замер у порога, оглянулся, вздохнул, еще чуть-чуть помедлил и, наконец, шагнул на улицу. Ему было семьдесят два года, и он навсегда покидал сою гордость, свидетельство небывалого успеха - этот великолепный дом: на подвалах, четырехэтажный (на этаж выше, чем у единственного серьезного конкурента - шведа Болина), объединявший и жилые помещения, и мастерские, и хранилище, и магазин.

В новую жизнь Карл Густавович взял с собой лишь небольшой саквояж. “Будем надеяться, с вашей поклажей ничего не случиться, - сказал англичанин, кивнув на саквояж. - Дипкурьеров даже большевики пока не додумались обыскивать”. “Пускай обыскивают, если хотят. Тут нет ничего, кроме смены белья”, - рассеянно ответил Карл Густавович, думая какую-то свою, грустную думу.

“Так и сказал? Нет ничего, кроме смены белья?! - Встревожился сын Фаберже, Агафон Карлович, когда мистер Дерик чуть позже описал ему всю эту сцену. - Ну, значит, так оно и было. Не удивлюсь, если старик просто забыл про бриллианты. А что? С него станется”…

САМ СЕБЕ НЕ ЮВЕЛИР

Добрых три десятка лет Карл Фаберже оставался на гребне популярности. Среди его постоянных клиентов были болгарский царь, австро-венгерский наследник, короли и королевы Англии, Италии, Испании, Греции, Дании, Норвегии и Швеции, а также король Сиама по имени Чулалонгхорн.

В Зимнем дворце имелась специальная кладовая, где хранился запас готовых подарков от Фаберже - императорская семья много путешествовала и по пути раздаривала тонны разнообразных предметов с клеймом фирмы. К примеру, императору Японии были подарены пуншевая чаша, два канделябра, ваза из агата, серебряный сервиз (графин с 12 чарками на подносе) и ручное зеркало матового золота в стиле Людовика XV. Китайскому богдыхану - две диадемы, хрустальная чаща с чеканным серебряным петухом, три серебряных вазы с хрустальными вкладками, два хрустальных графина и шпилька для шляпы с рубином и бриллиантами.

Каждый Божий день между 16 и 17 часами к дому номер 24 по Большой Морской съезжались великие князья - посмотреть, что нового Фаберже выставил на продажу. В Зимнем, собираясь в специальном курительном закутке у Церковной лестницы, мужская половина семьи Романовых щеголяла портсигарами от придворного ювелира - высшим шиком считалось иметь каждый день разные.

Однажды в семидесятых годах из-за шедевров Фаберже в высочайшем семействе разразился скандал: император Александр II сослал своего троюродного брата - Николая Константиновича - в Туркестан за … клептоманию. На великого князя пожаловалась его собственная мать - великая княгиня Александра Иосифовна, страстная коллекционерка творений фирмы Фаберже: мол, сын то и дело таскает у нее экспонаты.

Николай Константинович - человек весьма эксцентрический и, увы! не раз позоривший семейную честь Романовых - оправдывался тем, что хочет учиться ювелирному делу и нуждается в образцах для подражания. Он даже попросил Фаберже составить для него список необходимых инструментов. “А зачем в работе с золотом нужен тонкий кожаный ремень без пряжки?”, - поинтересовался великий князь. “Без биться по рукам мастерству не научишь!”, - невозмутимо пояснил Фаберже…

Карл Густавович имел все основания так говорить. В том смысле, что его самого по рукам не били, вот он толком и не выучился мастерству. Ведь ювелир, с легкой руки Романовых провозглашенный “величайшим гением современности” - по натуре своей был скорее историком, знатоком и ценителем искусства, чем истинным художником. И было время, когда к собственной ювелирной фирме Фаберже относился с неслыханным равнодушием!

Ювелирное дело в Петербурге основал его отец, Густав Петрович. Прожив в России 18 лет, Фаберже-старший вдруг решил навсегда обосноваться в Дрездене. Предполагалось, что руководить фирмой станет Карл. Но тот с легкостью перепоручил дела управляющим, а сам предпочел проводить время в реставрационных мастерских Императорского Эрмитажа. Какой-нибудь полуразвалившийся золотой гарнитур эпохи Перикла занимал Карла куда больше, чем товар собственного магазина - густо усыпанные бриллиантами броши, перстни, колье - вещицы весьма заурядные, но пользующиеся неизменным спросом у купеческих любовниц. Примечательно, что в Эрмитаже Карл трудился совершенно бесплатно. Его просто забыли оформить в штат, а сам он за 15 лет так и не удосужился напомнить. Позже умные люди заподозрили в этом хитрый ход - мол, Фаберже таким образом втирался в ближний круг царской семьи.

С ближним кругом все вышло совершенно случайно - в 1884 году нижегородское купечество преподнесло императрице Марии Федоровне вещицу, купленную в магазине у Фаберже, и подарок понравился. Это был букетик ландышей из жемчуга и бриллиантов в миниатюрной золотой корзиночке - копия с древнего китайского оригинала, Бог весть как затесавшаяся среди заурядной продукции фирмы.

Так “предметные фантазии” от Фаберже вошли в моду при дворе. А сам Карл Густавович уверовал в новый жанр!

Теперь он дни напролет проводил в фирме. Давал идеи мастерам. Присматривался к подмастерьям и, заподозря искру таланта, переводил в мастера. Отбирал лучших выпускников Центрального училища технического рисования и черчения и щедро платил им за эскизы. Ведущим ювелирам Фаберже позволял ставить на их творения личные клейма. Состарившихся служащих не гнал, платил жалование даже 82-летнему, совсем ослепшему граверу, работавшему в фирме с 25 лет. И - о чудо! - никто никогда не уходил от Фаберже, чтобы открыть собственное дело, а ведь могли бы - мастера-то подобрались экстра-класса!

Так что же, кроме руководства (сегодня сказали бы “менеджмента”), Фаберже делал сам, своими руками? Только две вещи. Во-первых, разбивал специальным молоточком, который постоянно носил с собой, любое изделие, если оно ему не нравилось - цена здесь не имела значения! И, во вторых - в том случае, если изделие нравилось - торжественно ставил его на ладонь и обходил всех служащих мастерской - рисовальщиков, ювелиров, златокузнецов, камнерезов и эмальеров - со словами: “Посмотрите на эту замечательную вещь, она закончена!”.

Это могло быть что угодно - инкрустированный рубинами портсигар за 30 тысяч, яшмовая ручка для зонтика за 3 рубля или “предметная фантазия”: букет цветов с эмалевыми лепестками, бриллиантовыми тычинками и нефритовыми листочками в вазе с “водой” из горного хрусталя, обсидиановый тюлень, носорог из серой яшмы, человеческие фигурки “Камер-казак Кудинов”, “Певица Варя Панина”, “Дворник”…

Когда в Петербурге широкое распространение получило фотодело, Фаберже стал выпускать рамки для фотографий. Появилось электричество - дверные звонки. Одному журналисту Карл Густавович объяснял: “Есть люди, которым давно надоели бриллианты и жемчуг. Иногда и не удобно дарить драгоценность, а такая вещица подходит.

У меня может купить каждый, ведь есть совсем недорогие предметы!” С легкостью истинного художника Фаберже уравнял в правах драгоценные камни с полудрагоценными, бриллианты со стеклом, фарфором, костью, эмалью. “Если сравнивать с моим делом такие фирмы как Тиффани, Бушерон, Картье, то у них, вероятно, драгоценностей больше, чем у меня. - Сказано в том же интервью. - У них можно найти готовое колье в полтора миллиона рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники”!

ДОРОГО ЯИЧКО КО ХРИСТОВУ ДНЮ

Что же касается гордости и вершины творчества фирмы Фаберже - серии ювелирных пасхальных яиц для императорской семьи, то, по легенде, создание первого экземпляра связано с убийством Александра II. Мол, императрица Мария Федоровна, жена Александра III, была слишком потрясена видом истекающего кровью свекра, когда того принесли умирать в Зимний дворец. Вот новый император и задумался, каким бы занятным подарком хоть на время отвлечь супругу от тяжких дум. А тут как раз приближалась Святая Пасха, и ювелир Фаберже вызвался изготовить пасхальный сюрприз, достойный императрицы…

Но, как известно, народовольцы убили Александра II в 1881 году, а первое яйцо для императрицы было заказано к Пасхе 1885-го. Впрочем, православная Пасха с ее обычаем христосоваться для титулованных особ и сама по себе - нелегкое испытание.

Однажды император записал в дневнике, что обменялся пасхальными поцелуями с 280 лицами во время ночной церковной службы, а в пасхальное утро - с 730 военными.

На долю царицы едва ли приходилось меньше. А, если учесть, что Мария Федоровна в недавнем прошлом называлась датской принцессой Догмарой и с детства к русским обычаям приучена не была, то ей оставалось только посочувствовать. Ну, или поддержать приличествующее Светлому Празднику настроение каким-нибудь милым и занимательным сюрпризом.

Заказав для императрицы пасхальный сувенир у Фаберже, Государь Император не высказал никаких конкретных пожеланий. Любой другой ювелир принялся бы за колье, диадему или гарнитур. Возможно даже, что футляр был бы выполнен в форме яйца, скажем, из живых ландышей, а то и просто из искусно сплетенной соломы - так пасхальные подарки оформляли и задолго до Фаберже. Подарок выходил и в меру символическим, и практичным.

Сувенир же, доставленный в Зимний дворец Карлом Густавовичем, не имел никакого практического применения: десятисантиметровое яичко, снаружи белое (эмалевое), изнутри, как и полагается, желтое (золотое), в нем сидит на яйцах золотая курочка с глазами из рубинов и бриллиантовым гребнем. В свою очередь курочка тоже открывается, и в ней - рубиновое яичко и миниатюрная императорская корона.

Пустяк, игрушка, к тому же относительно недорогая. Но Мария Федоровна с тех пор и вообразить не могла, чтобы Пасха обходилась без яичка от Фаберже. Когда умер ее муж, заказывать пасхальный сюрприз для нее стал сын - Николай II. Он, впрочем, просил делать по два яйца - еще для жены, царицы Александры Федоровны.

Всего для порфироносной семьи Фаберже изготовил то ли пятьдесят, то ли пятьдесят четыре яйца. Самое дорогое обошлось императору в двадцать пять тысяч рублей.

Самое дешевое - чуть ли не в тысячу (для сравнения: тот же Фаберже за жемчужное ожерелье - обручальный подарок наследника-цесаревича Николая Александровича его невесте принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской (будущей Александре Федоровне) - получил 166 500 рублей, и еще 250 000 за другое колье - подарок императора Александра III будущей невестке). Иной раз Фаберже делал яйцо из золота, потом - из горного хрусталя, а однажды - к Пасхе 1916 года - из стали.

Называлось оно “Военное”, по дизайну было весьма простым, а в качестве подставки имело четыре стилизованных патрона (кстати, настоящие патроны фирма Фаберже тоже делала - по приказу Военного ведомства от 1914 года).

Последнее яйцо, приготовляемое к Пасхе 1918 года, было из карельской березы - по понятным причинам, вручить его заказчику не удалось, хотя Фаберже и докучал Керенскому просьбами разрешить посылку в Царское Село (именно там царская семья содержалась под домашним арестом до прихода к власти большевиков).

Что же касается “начинки”, Карл Густавович старался придерживаться принципа актуальности.

В 1891 году, когда цесаревич путешествовал морем в Грецию, Египет, Индию, Сингапур, Китай и Японию, Фаберже спрятал в яйце точную модель крейсера из золота и платины - с крохотным капитанским мостиком, рулевым колесом, тончайшими парусами и всей оснасткой.

К Пасхе 1897 года в яйцо “Коронационное” помещает копию кареты, в которой Николай и Александра полутора годами ранее ехали венчаться на царство: на оконцах из горного хрусталя выгравированы занавески, ступеньки поднимаются, крохотные, меньше рисового зерна ручки поворачиваются, открывая и закрывая дверцы, шасси амортизируют ход.

Наконец, весной 1900 года по случаю завершения строительства Транссиба изготовлено яйцо со сложенным втрое царским поездом внутри (платиновый паровоз и пять золотых вагонов, из которых последний - походная церковь на колесах). Паровоз заводится золотым ключиком и тащит состав несколько метров, сверкая алмазными фарами и рубиновым фонарем. Надписи на вагонах можно прочесть только в микроскоп - ну чем не творение лесковского Левши?

Проект пасхального сувенира каждый раз держался в строжайшем секрете. Бывало, что кто-то из высочайшей фамилии проявлял нетерпение и спрашивал у Фаберже, каким будет следующее яйцо. Карл Густавович неизменно отвечал: “Не извольте беспокоиться.

Ваши Императорские Величества останутся довольны!”. Ему позволялось все, было только единственное негласное условие: никаких яиц с сюрпризами на сторону! То есть заказы на простые ювелирные яйца принимать можно, а вот на яйца “с начинкой” - нет!

Рассказывают, что однажды честолюбивая американская миллиардерша мисс Вандербильд посулила Карлу Фаберже миллион долларов за нарушение этого правила: “мне нужно яйцо, по оригинальности решения сопоставимое с теми, что вы делаете для вашего императора”. В положенный срок она получила от русского ювелира … шкатулку в форме кубика с запиской: “Соблаговолите принять квадратное яйцо”.

И все же по прошествии многих лет выяснилось, что Фаберже обманывал своих высочайших заказчиков. Семь яиц в подарок некой Варваре Кельх почти в точности повторяли царские - за исключением разве что вензеля. Конечно, Варвара с мужем владели Ленскими золотыми приисками, железными дорогами и пароходством и, безусловно, имели возможность щедро оплатить заказ.

Но как-то не верится, что дело тут просто в деньгах. В конце концов риск потерять доверие Императорского Дома не стоит никаких денег! Можно предположить, что тут кроется что-то более личное. Недаром Варвара Кельх слыла женщиной жизнелюбивой, свободомыслящей и весьма кокетливой. В конце концов она убежала от мужа с очередным возлюбленным, прихватив с собой семь шедевров Фаберже.

Что же касается самого Карла Густавовича, то свою супругу Августу он уважал и оберегал от огорчений. Он женился задолго до своего взлета, и брак этот поначалу мог считаться выгодным: дочь мастера придворных мебельных мастерских Богдана Якобса имела и приданое, и связи. Главная же заслуга Августы в том, что она родила мужу четверых толковых сыновей.

…Карлу Густавовичу не пришлось долго ломать голову над тем, кому доверить управление филиалами фирмы, которая постоянно разрасталась. Лондонское отделение возглавлял младший сын Николай.

Старший, Евгений, обучившись ювелирному мастерству, с двадцати лет руководил главным отделением - петербургским. Александр заправлял в Московском филиале. Доли в семейном деле не имел только второй сын, Агафон, и не осталось никаких документов, проливающих свет на причину такой немилости.

Возможно, дело тут в эстетических разногласиях: Агафон Карлович был знатоком камней и страстным коллекционером, с двадцати двух лет занимал должности эксперта Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца и оценщика Ссудной казны и, по мнению некоторых современников, имел куда более утонченный вкус, чем Фаберже-старший с его пристрастием к затейливым и помпезным игрушкам.

Агафон Фаберже не оставил профессию и после революции, и оценивал для большевиков конфискованные у Романовых сокровища. Он прожил в советской России аж до 1927 года, а потом тайно перешел финскую границу.

Другие сыновья Карла Густавовича тоже засиделись в Стране Советов дольше, чем большинство людей их круга. Просто у братьев Фаберже оставалось в России дело: драгоценности фирмы, столь легкомысленно брошенные их отцом.

ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА

В доме на Большой Морской имелся весьма замысловатый лифт-сейф. Днем на нем можно было разъезжать с этажа на этаж, а ночью его частенько держали под током - если было что с особым тщанием укрывать от воров. Понятно, что большевиков этим не остановишь, но братья Фаберже придумали хитрый ход: после отъезда Карла Густавовича сдать дом в аренду посольству Швейцарии.

Во всем мире территория посольств иностранных государств считается неприкосновенной. Могли ли младшие Фаберже предположить, что новой российской власти не писан и этот закон? Словом, шесть чемоданов с семейными драгоценностями провисели на уровне второго этажа на Большой Морской лишь до мая девятнадцатого года. Затем в дипломатическую миссию ворвались чекисты и взломали сейф. Один из них - начальник особого отдела Гатчинского ЦК - тут же и сбежал, прихватив с собой ценностей на 100 тысяч старыми деньгами.

И все же у сыновей Карла Фаберже оставались еще кое-какие “крохи”. Евгений на отцовской даче в Левашове лично закопал чемодан с изделиями фирмы общей стоимостью в 2 миллиона долларов. Он так и не придумал, как переправить их за границу, и, когда в воздухе запахло жаренным, уехал налегке, планируя когда-нибудь вернуться в Левашово. Теперь дача Фаберже разрушена, и место клада найти невозможно, хотя до сих пор находятся желающие попытаться.

Так же безуспешно роют землю и у финской границы - жена Агафона Карловича спрятала там золото-бриллианты “под приметным деревом”. Третье место паломничества кладоискателей - усадьба Мудули под Ригой. Там, где-то под голубятней, которой теперь нет и в помине, изделия Фаберже закопал некто Бауэр, акционер фирмы и бухгалтер московского отделения. В Латвию ценности провезла его супруга, спрятав в одежде и в каблуках туфель.

Но воспользоваться ими все равно не удалось - слухи дошли до Евгения Фаберже, и тот примчался из Парижа в Ригу, чтобы заявить на Бауэра латвийскому министру юстиции. Несколько недель бывшего бухгалтера протомили в тюрьме, а потом выпустили за отсутствием доказательств. В 1936 он умер, указав родной сестре на ту самую голубятню.

Только вот сестра не сумела удержать язык за зубами, а агенты братьев Фаберже были на чеку. На этот раз в Ригу помчался Александр Карлович, перекопал усадьбу вдоль и поперек, но ничего не нашел и вообще еле унес ноги от советских солдат, внезапно оккупировавших Латвию…

…Шестнадцатью годами ранее, в 1920-ом, Карл Фаберже доживал последние дни в Лозанне, почти в нищете. Он вечно, болел, хандрил и не испытывал желания разговаривать. Единственные слова, которые люди слышали от него достаточно часто, были: “Нет, это не жизнь!”… Когда же кто-то из сыновей спросил, почему Карл не воспользовался уникальной возможностью вывезти из России хоть что-то, старик удивился: “Что проку теперь было бы в нескольких горстях бриллиантов?”.

Может, он имел в виду: потеряв голову, о волосах не плачут, и жалкие осколки былого богатства никак не утешат того, кто утратил дело жизни и любовь царей. А, может, просто, что драгоценности к 1920 году до неприличия обесценились.

ОТ ФАБЕРЖЕ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ

В Питере в Гражданскую “Фаберже” шел за несколько картофелин. Да и в Европе дело обстояло не многим лучше: ювелирный рынок перенасытили драгоценности, привезенные ордами русских эмигрантов. Когда же к 1922 году рыночная цена на камешки и драгметалы снова стала расти, большевики вспомнили, что в Москве, в Оружейной палате еще со времен Керенского пылятся сотни ящиков с конфискованным имуществом императорской семьи.

Пасхальные яйца вместе с другими шедеврами ювелирного искусства одно за другим забирал у Оружейной палаты Наркомвнешторг: Стране Советов требовались деньги на индустриализацию. Высокую цену на яйца не назначали из принципа: принято было считать, что художественной ценности царские пасхальные игрушки не имеют. Состоятельные иностранцы, понятное дело, не зевали.

Директор Оружейной палаты Дмитрий Иванов бился за каждый музейный экспонат, писал никому не нужные объяснительные записки, а накануне изъятия последних десяти яиц Фаберже покончил с собой. Это, как ни странно, и спасло остатки коллекции - они и поныне хранятся в музеях Кремля.

При том, что художественная ценность творений фирмы Фаберже по-прежнему многими ставится под сомнение (мол, слишком пышно, слишком занимательно, на грани кича, а знаменитые пасхальные яйца - так просто киндерсюрпризы столетней давности), на аукционах такие лоты неизменно производят сенсацию. К примеру, настольная фигурка слона с клеймом Фаберже ушла за 145 тысяч долларов.

Что же касается яиц, то в основном продаются те, что были сделаны для Варвары Кельх. Стоят они дешевле императорских, но все равно цена доходит до трех с половиной миллионов долларов. Самым же дорогим на сегодняшний момент считается “Зимнее яйцо”, проданное три года назад на аукционе Кристи за 9 579 500 долларов.

И уж совсем недавно девять яиц Фаберже из императорской коллекции купил русский нефтяник Вексельберг, уплатив за них на аукционе Сотби то ли 90, то ли 120 миллионов долларов.

Увы! Нынешним владельцам фирмы “Фаберже и Ко”, в 1923 году основанной в Париже Евгением и Александром Фаберже, приходится довольстоваться куда меньшим оборотом. Магазин с громкой вывеской существует и по сей день, но торгуют там отнюдь не императорскими игрушками, а, например, шампунем. Что ж! В некотором смысле на то была воля Карла Густавовича Фаберже.

Представляем вашему вниманию историю легендарного ювелирного Дома, внесшего в историю России по-настоящему драгоценный вклад.

Давным-давно, когда Советский Союз еще и не думал разваливаться, кому-то пришло в голову собрать роскошное подарочное издание, посвященное необычным и драгоценным предметам, принадлежавшим царской семье. В нарядную картонную коробочку втискивались пять тоненьких книжек, напечатанных на отличной тяжелой финской «меловке». Там были «Кареты и экипажи» с обитым парчой детским возком Петра I и «зимним поездом» Екатерины II, ткани — вышитая золотыми и серебряными нитями и жемчугом парча церковных облачений, часы включая уникальный образец деревянных часов, оружие... и изделия Фаберже.

Тираж «пошел под нож», так и не дойдя до магазинов — из-за изобилия царских портретов как раз в книжечке «Фаберже». Ну сами посудите, как такое можно выпускать в мир, когда стандартное описание изделия звучало как: «Украшено миниатюрами — 7 портретов членов царской семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию»...

Хотя какое-то количество работники полиграф-комбината, на котором книги печатали, все-таки растащили по домам...

Но в целом фамилия Фаберже в СССР вовсе не была под запретом, потому что цари царями, а престиж престижем. За сохранившиеся работы этой мастерской на европейских аукционах готовы были платить огромные деньги — и Россия имела полное право гордиться успехом «своего» придворного ювелира.

Фаври-Фабри-Фабьер

Кем же был этот мастер, фамилия которого у нас прочно ассоциируется со словом «яйцо»?

Как мы можем догадаться, он был французом, и, если верить архивам (а отчего и не верить), семья сначала носила фамилию «Фаври», затем «Фабри», потом «Фабьер», пока в 1825 году не остановилась на привычном нам «Фаберже». Родную Пикардию семья покинула еще под старым именем, в 1658 году, — Фаври были гугенотами, и в какой-то момент католическая Франция стала для них слишком неуютной.

Прежде чем «обрусеть», семья «онеметчилась»: в 1800 году ремесленник Пьер Фаври поселился в Ливонии. Здесь в 1814 году и родился его сын Густав — уже под фамилией «Фаберже». Где-то около 1830 года юный Густав приехал в Санкт- Петербург обучаться ювелирному делу. Совершенно точно известно, что в 1841 году он получил звание мастера, а всего год спустя у него был магазин Faberge на Большой Морской улице, в двух шагах от Невского проспекта. Продавались там, впрочем, не столько украшения, сколько драгоценные безделушки для интерьера, — что не странно, ведь обучался он у Андреаса Шпигеля, специализировавшегося на золотых шкатулках.

Увидеть его оригинальные работы мы не можем, но, судя по недавно найденным эскизам, не слишком много и теряем: его стиль был близок таким популярным тогда французским ювелирам, как Кулон, Массен и братья Массе, а изделия — вполне качественные — не выбивались из общего ряда.

Тот самый Фаберже

Но в 1846 году на свет наконец-то появился Фаберже, который нам интересен, — Петер Карл Фаберже, будущий «тот самый».

Он получил неплохое образование: начальное — в Петербурге, в гимназии Святой Анны, где обучали детей «низших слоев дворянства», профессиональное — в России у Хискиаса Пендина и в Германии, куда семья ювелира переехала в 1860 году, у Фридмана из Франкфурта-на-Майне. Россию Фаберже все же не бросали — в их отсутствие магазином управлял надежный человек. В возрасте 18 лет Карл объездил всю Европу, посмотрев работы лучших ювелиров Франции, Германии и Англии и поучившись в Париже у известною мастера Шлосса...

В Петербург молодой ювелир вернулся в 1866 году — работать не «начальником», а рядовым мастером вместе со своим наставником Хискиасом Пендином и прочими работавшими у отца ювелирами — Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. В 1868 году управляющим фирмы стал финский мастер Эрик Колин.

В 1872-м 26-летний Карл Фаберже возглавил петербургскую мастерскую. Тогда же к нему присоединился и младший брат с неожиданным для французской фамилии именем «Агафон». Вы заметили, что никого с фамилией «Романов» в этой истории пока нет? Их и не было до самого 1882 года, когда Фаберже впервые выставили свои изделия на московской выставке «Русское художественное и промышленное искусство». Они получили золотую медаль за копию античного браслета IV века до н. э. В этом не было ничего особенно странного: мастерская уже несколько лет реставрировала ювелирные изделия в Эрмитаже, но император Александр III, не сумевший отличить копию от оригинала, был достаточно потрясен, чтобы приобрести украшение.

Уникальность и «сюрприз»

А в 1885-м он заказал ювелиру первое из множества пасхальных яиц. Оно предназначалось в подарок его супруге императрице Марии Федоровне и было довольно простым — золотое под белой, как скорлупа, эмалью, с маленьким «сюрпризом» — золотой курочкой с рубиновыми глазками — внутри. На этом «матрешечностъ» изделия не заканчивалась — в курочке скрывался рубин в форме яйца, красиво «замыкая» образ. Императрица была в таком восторге от подарка, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно — с полным творческим «картбланшем», имевшим всего два ограничения: I) все яйца должны были быть разными. 2) прятать внутри какой-то «сюрприз». В качестве приложения к такому заказу Карл Фаберже получил звание поставщика императорского двора и право изображения на своем клейме двуглавого орла. А еще через 5 лет он был назначен Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества.

Не считая перерыва во время Русско-японской войны, традиция «пасхального заказа» сохранялась вплоть до Октябрьской революции. И конечно, «одним яйцом в год» дело не ограничивалось. После смерти в 1894 году императора Александра III мастера стали делать двойную работу — и для вдовствующей императрицы, и для супруги нового императора Николая II. И каждый раз они неукоснительно выполняли оба «дополнительных требования»: яйца были не просто разными, а удивительно разными — золотыми, серебряными, стеклянными, хрустальными, деревянными. Их украшала инкрустация драгоценными камнями, гравировка, традиционная перегородчатая эмаль или более редкое гильоширование — еще одна эмалевая техника, в которой мастера Дома Фаберже были особенно сильны.

«Сюрпризы» внутри тоже были весьма разнообразны: небольшие украшения, фигурки животных, крошечные модели, портреты-миниатюры... В «Коронационном» яйце пряталась карета — точная копия той, в которой Николай II и Александра Федоровна выезжали на коронационных торжествах в Москве. Ее выполнил из золота и эмали мастер Георг Штейн. Окошки были сделаны из горного хрусталя, дверцы открывались... Размер внешнего яйца при этом был 12.7 см.

В конце XIX века Фаберже увлеклись изготовлением «механических» яиц. Из выполненного в стиле модерн яйца «Ландыш» при запуске механизма появлялись и раскладывались веером миниатюрные портреты императора и двух его старших дочерей — Ольги и Татьяны.

Причем слово «сюрприз» здесь говорит не только о скрытости маленьких драгоценностей — они и в самом деле оставались для венценосных клиентов секретом до самого подношения подарка. На все вопросы императора по поводу сюжета новой вещицы мастер отвечал только: «Ваше величество будет довольно...»

От портсигаров до цветов

Конечно же, Фаберже делали не только пасхальные яйца. Они создавали изумительные украшения. Именно из той мастерской вышло ожерелье, подаренное цесаревичем Николаем будущей жене, принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской. А за второе — заказанное для нее же родителями Николая — Карл Фаберже получил самую крупную сумму за всю историю фирмы — 250 тыс. рублей. Кроме этого, сочетая с французской изысканностью немецкую практичность. Карл Фаберже сделал ставку на функциональные предметы — портсигары, лампы, часы, ручки для тростей и зонтов, рамки для фотографий, письменные приборы... Эти вещи далеко не всегда были выполнены из золота или серебра, но неизменно несли печать элегантности, характерную для стиля Фаберже.

А еще мастерская создавала множество прелестных безделушек для украшения дома — миниатюрные деревья, фигурки людей и животных в стиле нэцке (Фаберже сам коллекционировал восточные скульптурки, у него их было более пятисот) и изумительные «букеты», где неувядающие цветы, воссозданные с невероятной точностью из камня и металла, стояли в стаканах, наполненных хрустальной водой... В московском магазине Фаберже была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения, служившие моделями для «каменных цветков». Порой у букетов был свой секрет — так, цветок анютины глазки мог прятать в каждом из лепестков по крошечному портрету.

При этом мастера больше обращали внимание не на фактическую стоимость материала, а на то, насколько точно он соответствует поставленной задаче, — именно поэтому золото, платина и бриллианты могут соседствовать у Фаберже с полудрагоценными камнями, сталью, костью и даже деревом. Именно Фаберже открыл русским ювелирам глаза на бесконечное разнообразие уральских самоцветов, используя в чрезвычайно изысканных и дорогих работах камни, пренебрежительно называвшиеся «поделочными», — нефрит, жадеит, ляпис, аметист, гелиотроп, топаз, горный хрусталь, халцедон, разнообразные яшмы, обсидиан, кварц, авантюрин, . И все это пользовалось неизменным спросом. В какой-то момент мастера просто перестали справляться с потоком заказов и Карл был вынужден привлекать ювелиров из других мастерских для выполнения работ по эскизам Фаберже.

В таком случае на готовом изделии ставились два клейма — фирмы Фаберже и мастера-исполнителя.

Ветер злых перемен

В конце XIX века в штате фирмы Фаберже было 500 человек, помимо головного предприятия в Санкт-Петербурге действовали пять филиалов: в Москве, Одессе, Киеве, Лондоне и Бангкоке. Кроме российских императоров постоянными клиентами Дома Фаберже были члены королевских семей со всего мира — британской, датской, австрийской... даже китайской. К 1914 году по миру было рассеяно примерно 100 000 изделий «от Фаберже».

Но и этот прочный «Дом, который построил Карл» не смог устоять под ветром революции — впрочем, как и Дом его основного заказчика. Последнее яйцо, выполненное мастерской в разгар Первой мировой войны, было суровым — его называют «Военное стальное». И оно действительно выполнено из полированной стали, с подставкой в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита. «Сюрпризом» была миниатюра, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск.

Мировая война, во время которой всем стало не до роскоши, нанесла Дому Фаберже урон, революция его разрушила. В 1918 году Карл Фаберже эмигрировал в Швейцарию, где и скончался через два года.

Его сыновья пытались восстановить дело в Париже и Женеве, но им это не удалось, и они продали бренд торговцу Сэмюэлу Рубину. Тот, понимая, что не сможет восстановить былую ювелирную славу, использовал роскошное название для продажи дорогой парфюмерии и туалетных принадлежностей. После имя еще несколько раз переходило из рук в руки, пока не было приобретено компанией Gemfields, специализирующейся на добыче, огранке и торговле драгоценными камнями. В 2011 году в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве, Париже, Москве и Киеве вновь открылись ювелирные салоны Дома Фаберже.

Знаменитый русский предприниматель, ювелир, художник-дизайнер и реставратор, превративший небольшую мастерскую отца в самое крупное ювелирное предприятие Российской империи и одно из самых больших во всем мире. (род. в 1846 г. - ум. в 1920 г.)

В 1902 г. в залах дворца барона фон Дервиза на Английской набережной Санкт-Петербурга состоялась первая выставка знаменитого русского ювелира Карла Фаберже. Она проходила под покровительством Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны и при участии многих членов императорской семьи и представителей высшей знати столицы. Для размещения драгоценных ювелирных произведений Императорский Эрмитаж предоставил красивые пирамидальные витрины на подстольях в виде золоченых грифонов. Эти витрины и сейчас можно увидеть в залах Эрмитажа. В них выставлены пасхальные яйца, принадлежавшие царской фамилии, каменные цветы, фигурки и другие изящные безделушки из великокняжеских коллекций, из собраний княгинь Юсуповой, Долгоруковой, Куракиной, графинь Воронцовой-Дашковой, Шереметевой, Орловой-Давыдовой.

Прошло более ста лет. За эти годы состоялись десятки выставок Карла Фаберже в разных странах мира, но ни одна из них не была столь же представительной по составу владельцев и тех, по заказу которых делались бесценные экспонаты. Никто из присутствовавших тогда на выставке не думал, что через каких-нибудь два десятилетия эти драгоценные безделушки разойдутся по всему миру и окажутся в чужих руках. Не думали они и о том, что в цитадели могущества России - в Зимнем дворце - почти не останется удивительных образчиков искусства Фаберже, изготовленных и хранимых с неподдельной и глубокой любовью.

То почтительное отношение, которое имя Фаберже до сих пор вызывает во всем мире, связано с революцией в ювелирном деле, которую Карл совершил сразу после того, как принял от своего отца ювелирную мастерскую. Молодой ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась не богатством использованных материалов, а художественной изысканностью модели и мастерством исполнения. Время доказало справедливость девиза, которым Фаберже руководствовался на протяжении всей своей жизни: «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют».

Художественный дар Фаберже современники сравнивали с гением Бенвенуто Челлини. Но организаторский талант этого человека вызывает не меньшее изумление. За конструкторские находки и техническую виртуозность его величали «Левшой Петербурга», а за неподражаемый стиль - «певцом изящных грез». Сам же мастер именовал себя достаточно скромно и с достоинством - «Поставщик Высочайшего двора».

Предки Карла Фаберже происходили из северной провинции Франции - Пикардии. Из-за преследований, которым, начиная с XVI в., подвергались гугеноты, они покинули родину и постепенно, через Германию и Прибалтику, добрались до Санкт-Петербурга. Отец Карла, Густав Фаберже, родился в 1814 г. в эстонском городе Пернау. После обучения в Петербурге у знаменитых ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля он получил звание «Ювелирных дел мастера». В 1842 г. Густав открыл небольшую ювелирную мастерскую под собственным именем на Большой Морской улице и женился на Шарлотте Юнгштедт, дочери датского художника.

30 мая 1846 г. в молодой семье родился мальчик, которого крестили с именем Петер Карл, однако в России он прославился под именем Карла Густавовича. Когда ребенок подрос, его отдали в немецкую частную школу Святой Анны. Потом он учился в дрезденской Ханделыпуле, а затем - в коммерческом колледже в Париже. Карл работал в Дрездене, Франкфурте-на-Майне, побывал в Англии и Италии, изучая ювелирное искусство венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. Последним учителем Карла был франкфуртский ювелир Джозеф Фридман.

Хотя фирма Густава Фаберже процветала, в 1860 г. он отошел от дел и передал управление предприятием своим сотрудникам X. Пендину и В. Заянчовскому. Поэтому, возвратившись в Петербург, юноша еще довольно продолжительное время работал на стороне - реставратором в Императорском Эрмитаже. Благодаря этому он изучил технические приемы ювелиров прошлых времен и стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи. В результате Карл к 26 годам приобрел блестящие знания ювелирного дела во всей его глубине и исторической широте и смог с полным основанием взять в свои руки дело отца. А незаурядный талант молодого человека, подкрепленный основательными знаниями, стал основой будущего успеха.

Для начала Карл перевел фирму в более крупное помещение на той же Большой Морской улице. Восприимчивый ко всему новому, он точно уловил модные веяния в искусстве конца XIX в. Пока ведущие ювелиры Европы отдавали дань вкусам и стилям прошлых эпох - ренессансу, рококо и ампиру, Фаберже-младший начал смело экспериментировать в новом художественном направлении - модерне. Тяга к техническим новшествам заставляла мастера неутомимо изучать все известные в ювелирном деле приемы, постоянно посещать музеи и библиотеки, не пропускать ни одной художественной выставки и повсюду знакомиться с молодыми одаренными ювелирами. Его отличало редкое умение не только отыскивать замечательных специалистов и убеждать их переезжать в Петербург, но и создавать условия для плодотворной работы.

Фаберже объединил многочисленные мастерские отца, где работало к тому времени около 500 рабочих. Во главе каждой мастерской был поставлен талантливый руководитель: М. Е. Перхин, Ю. А. Раппопорт, Э. А. Коллин, А. Ф. Холлминг и др. По условиям контракта, эти мастера работали только на Фаберже и имели право сами набирать и обучать персонал. Карл считал, что необходимо доверять высококлассным мастерам, удостаивая их права подписывать свои собственные произведения. Основной принцип работы в мастерских Фаберже был прост - каждое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Когда требовалось произвести вспомогательные операции (например покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего изготовителя, но всегда возвращалось к нему для завершения. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения. Тем самым изделие «Фаберже» являлось не безымянной продукцией Дома, а работой автора, именем которого оно было подписано. В этом и заключался секрет феноменального успеха «Фаберже».

В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Карл получил покровительство царской семьи и звание «Ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В том же году в фирме начал работать брат Карла Агафон, ставший вскоре и главным художником. Изобразительное чутье Агафона Фаберже во многом способствовало успеху фирмы.

На нюрнбергской «Выставке Изящных Искусств» в 1885 г. фирма получила международное признание, а копии скифских сокровищ удостоились золотой медали. После выставки Карл Фаберже стал Поставщиком Императорского двора с правом включения двуглавого орла в свой товарный знак и с тех пор постоянно выполнял заказы императорской семьи: например, ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Федоровне император Николай II заказал именно фирме Фаберже.

После 1885 г. на всех международных выставках мастер получал только золотые медали. Изделия фирмы проникли в Америку и на Ближний Восток. Персональные поставки предназначались для шведского, норвежского, датского, испанского и английского дворов. По заказу русского кабинета мастера фирмы изготавливали изделия для дипломатических подарков и различных подношений. В разное время из рук художников Дома Фаберже вышли шедевры ювелирного и камнерезного дела: декоративная ваза для , братина для абиссинского Негуса Менелика, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритовая фигура Будды и лампада для придворного храма в Сиаме. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Клеве и Лондоне и продавала свою продукцию далеко за пределами Европы.

За эти годы выросла семья Карла Фаберже. В браке с Августой Юлией Якобс - дочерью мастера Придворных мебельных мастерских - у него родились четыре сына: Евгений (1876-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939).

В 1890 г. мастер получил другое высокое звание - «Оценщик Кабинета Его Императорского Величества», а также стал «Потомственным Почетным гражданином». Росла и международная слава фирмы. Высокое мастерство исполнения, неиссякаемая фантазия и изящество форм сделали фирму Фаберже признанным лидером мирового ювелирного искусства, непревзойденным эталоном. Императрица Мария Федоровна писала своей сестре, английской королеве Анне: «Фаберже - несравненный гений нашего времени».

Руководя большим, тщательно подобранным штатом первоклассных ювелиров, Карл входил во все мельчайшие детали работы. В его московском магазине была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения, служившие моделями для цветовых миниатюр из камня. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов и орденов. Огромное количество и разнообразие выпускаемых изделий говорит о популярности и доступности этой продукции для населения. При изготовлении всегда учитывались вкусы и достаток различных слоев общества, поэтому изделия фирмы могли приобрести как члены императорского дома, так и люди со средним достатком.

Подлинным открытием фирмы были сувенирные пасхальные яйца. Традиция дарить на Пасху специально изготовленные и украшенные яйца появилась в XVI в., когда французскому королю Франциску I было преподнесено деревянное резное яйцо с изображением Страстей Господних. Позолоченные и расписные яйца стали традиционными подарками при королевских дворах. В России первое такое яйцо из драгоценных материалов было заказано Фаберже в 1885 г. Александром III для подарка своей супруге, императрице Марии Федоровне. В дальнейшем мастера фирмы делали эти подарочные сувениры ежегодно. Условия изготовления были такими: яйцеобразная форма, сюрприз внутри, о котором никто не должен знать, даже Император, и невозможность повторений.

Только для венценосной семьи Романовых Фаберже создал 50 царских пасхальных яиц - подлинных шедевров ювелирного искусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом. Наиболее известное изделие в этом жанре - яйцо, посвященное 300-летию дома Романовых. Оно украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии в алмазных рамках. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613» и «1913». Внутри яйца укреплен вращающийся глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. Поверхность яйца в пространстве между миниатюрами украшена чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит.

В яйцо, посвященное коронации императора Николая II в 1896 г., вложена миниатюрная карета, в которой ехали император и императрица. Цветовой гаммой яйцо напоминает коронационное платье Александры Федоровны, двери кареты открываются, ступеньки складываются, окна сделаны из хрусталя. Внутри кареты висит еще одно крошечное яйцо с бриллиантами.

Кроме того, мастера Дома Фаберже довольно часто изготавливали миниатюрные копии известных произведений искусства из драгоценных материалов, например, царских регалий. Фирма Фаберже сумела возродить средневековую технику прозрачной эмали «гильоше». Мастера применяли ее вместе с машинной гравировкой, широко используя цветовую палитру эмалей: голубых, ярко-красных, нежнорозовых, палевых, серебристых. После покрытия эмаль тщательно полировали, так что рисунок выделялся лишь под определенным углом. А забытую с эпохи Возрождения технику «кватра колор», т. е. применение в изделии золота красного, желтого, зеленого и белого цветов, мастера фирмы не только возродили, но и стали использовать новые оттенки этого металла - оранжевый, серый, голубой и другие. Подобный прием позволял достигать сложнейшей цветовой гаммы без привлечения каких-либо других отделочных материалов.

Фирма выпускала много утилитарных вещей: рамки для фотографий, часы, пеналы, портсигары, бонбоньерки, флаконы для духов, набалдашники для тростей и многое другое. Широко использовались серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Причем, драгоценные материалы смело соединялись с деревом, сталью и стеклом. Личной заслугой фирмы Фаберже стало широкое использование в работе отечественных поделочных камней, которые раньше в ювелирном деле не применялись. Впервые в одном изделии с драгоценными металлами и камнями смело сочетались уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Вопреки установившимся традициям и канонам, мастера включали в некоторые украшения олово и вороненую сталь, а прямоугольные броши из карельской березы, оправленные в бриллианты, с легкой руки Фаберже тут же вошли в моду.

Совершенно новым в ювелирном деле были небольшие скульптурные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней, выполнявшиеся искусными резчиками фирмы, умевшими тонко выявить природную красоту камня. Причем камни разного цвета и текстуры часто склеивались. Изготовление этих фигурок Фаберже начал под влиянием японских нэцкэ, которые он коллекционировал. Особый интерес к подобным миниатюрам проявила английская королева, для которой Карл изготовил 170 статуэток.

Выполняя заказы Российского Императорского и королевских дворов Европы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 000 ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и удивительно продуманных, выполненных с непревзойденной изобретательностью и с величайшей тщательностью. Карл в каждом новом изделии старался превзойти предыдущее по оригинальности, остроумию замысла, качеству исполнения. В мастерских Фаберже все вещи выполнялись только в одном экземпляре, а если заказчик настаивал на повторении, то вносились изменения таким образом, чтобы каждое изделие оставалось оригинальным. Предметы, не отвечающие высоким критериям фирмы, безжалостно уничтожались или продавались без клейма.

Пиком славы Дома Фаберже стала Всемирная выставка 1900 г. В Париже. Карл Фаберже был одним из членов жюри, а его изделия экспонировались в отдельном зале. После этой выставки он получил звание «Мастера Парижской гильдии ювелиров» и орден Почетного легиона. Парижская гильдия мастеров золотого дела удостоила его звания мэтра. Старший сын Карла, Евгений, там же получил пальмовую ветвь - знак офицера Академии изящных искусств, а многие мастера фирмы были отмечены золотыми и серебряными медалями. В том же году семья Фаберже и его фирма переехали в новый дом. Перед этим, во время полной перестройки здания, был заново отделан фасад, для чего впервые в истории города использовали красный гранит из Карелии.

В 1902 г. в Петербурге с огромным успехом прошла благотворительная выставка изделий Фаберже. На ней впервые предметы, изготовленные по заказам титулованных особ, были представлены широкой общественности. Один зал был полностью отведен под изделия фирмы,

принадлежавшие Императорскому двору.

Накануне 1914 г. в мастерских Фаберже работало около 600 человек. Начавшаяся Первая мировая война сократила производство, но фирма приспособила свои мастерские к нуждам военного времени. Поначалу в них делали судки, тарелки, кружки, табачницы, а после получения военного заказа стали выпускать ударные и дистанционные трубки, гранаты, части приборов. Там же выпускались броши из золота и бриллиантов со знаком Красного Креста. Военное ведомство неоднократно ставило изделия фирмы Фаберже в пример за точность и тщательность изготовления. При этом Фаберже не переставал выполнять заказы и для царской семьи.

К 1914 г. фирма Фаберже создала около 100 тыс. предметов. В это время наряду со старыми мастерами в ней уже работали четыре сына Карла. Все они учились в Петербурге и были способными художниками. Сыновья руководили отделениями фирмы: Евгений и Агафон в Петербурге, Александр - в Москве, а Николай - в Лондоне. Первая мировая война нанесла сильный удар по благосостоянию фирмы, а революция 1917 г. уничтожила ее совсем. Отделения фирмы закрылись в 1918 г., магазин в Москве работал до февраля 1919 г.

В 1918 г. с помощью Британского посольства Карл Фаберже уехал с семьей из Петрограда в Швейцарию (в России остался только Агафон Карлович). За границей, лишенный возможности заниматься любимым делом, он мучительно страдал от бездействия. Окружающие в этот период часто слышали от него: «.такая жизнь - это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить нет смысла». В Лозанне 24 сентября 1920 г. великого мастера не стало. Несколько позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Каннах.

В парижской эмиграции Евгений и Александр Фаберже открыли небольшое предприятие «Фаберже и К°», которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 г., когда умер последний из членов семьи, работавших там, - Евгений Фаберже. И хотя магазин фирмы существует до сих пор, теперь у него другие владельцы. Агафон Карлович, крупный знаток камня, уже после революции вместе с академиком Ферсманом был членом комиссии, описывавшей Алмазный фонд СССР. В декабре 1927 г. он с семьей ушел в Финляндию по льду Финского залива. Его сын Олег жил и недавно умер в Хельсинки, ювелирным делом не занимался.

Младший из братьев Фаберже, Николай, еще в 1906 г. открыл филиал фирмы в Лондоне. И хотя в 1917 г. ему пришлось закрыть магазин, из английской столицы он не уехал. Здесь родился его сын Тео, впоследствии продолживший дело деда и отца. Тео, единственный из ныне живущих потомков династии Фаберже, который работает не только с драгоценными камнями, но также занимается резьбой по дереву и слоновой кости, росписью по фарфору.

За всю историю Дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. После революции советское правительство продало в Великобританию и США значительную часть уникальной коллекции. Из 56 пасхальных яиц восемь были уничтожены, и лишь десять хранятся сегодня в Оружейной палате в Москве. Остальные рассеяны по частным коллекциям в разных странах.

Весной 2003 г. в Москве была открыта выставка «Фаберже - возвращение в Россию», на которой впервые широкому зрителю были продемонстрированы самые известные пасхальные яйца, привезенные из-за границы. Интерес к продукции знаменитой российской ювелирной фирмы необычайно возрос на рубеже веков. Так, 1992 г. ЮНЕСКО объявило «Годом Фаберже». С успехом прошли выставки в Москве, Петербурге, Лондоне, Париже. Они способствовали накоплению знаний об изделиях фирмы, их научному изучению, выявлению подделок. А в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице вновь открыт ювелирный магазин «Яхонт», в котором до 1962 г. сохранялись старые дубовые прилавки. На фасаде и сейчас можно прочитать надпись «Фаберже». Ныне в первом этаже дома находится АООТ «Ювелирная торговля Северо-Запада», объединившая ювелирные магазины Северной столицы и близлежащих городов России.

Елена Васильева, Юрий Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»



Рассказать друзьям