Лучше приучать малыша к горшку. О дневных и ночных высаживаниях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Многие родители считают, что ребенок начинает ходить на горшок тогда, когда придет время. По данным университета штата Мичиган, физических навыков, необходимых для успешного приучения к горшку, уже достаточно к 18 месяцам. Хотя большинство деток и в этом возрасте предпочитают памперсы, категорически отказываясь от горшка, с истериками и слезами. Но к трем годам этот вопрос должен решиться, практически 98% трехлеток полностью обучены проситься в туалет.

Если ваш малыш уже приближается к возрасту трех лет, а до сих пор еще в подгузниках, не паникуйте. Есть много историй, когда ребенок минует горшок и сразу просится в туалет, повторяя за взрослыми. Вместо горшочка в этом случае будет детское сидение на унитаз

2. Но для того, чтобы научить ребенка ходить на горшок, нужно и необходимо видеть некоторые предпосылки. Ищем знаки, что ваш ребенок готов.

  • Если ваш ребенок остается сухим в течение двух-трех часов за день.
  • У него сухой подгузник после сна или когда он просыпается утром.
  • Если он писает в одно и то же время каждый день (после еды, питья , например).
  • У ребенка появляется желание снять грязный подгузник, штанишки или трусики.
  • Если повторяет за взрослыми и не хочет ходить мокрым, проявляя независимость).

Развод и ребенок: как защитить чувства малыша

  • Подробнее

3. Помните, что ваш ребенок может пропустить стадию горшка.

Некоторые родители предпочитают перейти сразу к туалету, а не вести переговоры насчет горшка. Иногда это действует, однако детки более младшего возраста могут найти туалет пугающим для себя. Не заставляйте, если это так. Возможно, для вас это удобнее, но не для ребенка. Пусть приучается сначала к горшочку.

4. Для малыша «по-большому» и «по-маленькому» не одно и то же.

Малыши видят, что оставляет их тело, и не удивляются. Что же касается «пи-пи» – для них это большая тайна. Объясню: когда они писают в подгузник, этого не видно, они это только чувствуют. И не удивляйтесь, что поначалу малышня может писать в горшок, а какать в памперс. Не ругайте, не делайте из мухи слона. Это нормально, и вовсе не только у вас, а у малышей по всему миру. Как говорит писательница-няня Кэтрин Мьюз, автор книги «Реальная няня: ваш малыш и его проблемы»: «Ваш ребенок не будет ходить в школу в подгузниках – расслабьтесь!»

Точно так же не удивляйтесь, когда вдруг малыш расстроится, увидев, как вы смываете его горшок с «какой» в унитаз. Это довольно распространенная реакция для детей раннего возраста. Как считает доктор Шико: «Они чувствуют, что это их личное, вышло-то изнутри». Пройдет. Надо объяснять, что это остатки еды и организм в этом больше не нуждается.

5. Знайте, когда сделать перерыв.

Детские запорчики (бывает нередко) могут привести к тому, что ребенка может пугать горшок. Не настаивайте на нем. Передохните. Через неделю можете вернуться к этому вопросу. Очень важно избавиться от болезненных ощущений, привести кишечник малыша в порядок: пить побольше воды, а не соков, есть сухофрукты, свеклу, инжир и вареную кукурузу. Исключите из рациона (или уменьшите) мясо, сыр, хлеб и сладкое – продукты, которые способствуют запору. Если сажать малыша на горшок насильно, может выработаться синдром постоянных запоров как реакция на подобное насилие.

6. Адаптация к графику.

Признайте, что некоторые события, ваши движения и жизненный устой в это время должен вращаться вокруг мочевого пузыря вашего малыша. Именно так. Постарайтесь сделать автомобильные поездки короткими, не надевая памперс, что вполне может смутить новые навыки малыша. Используйте полотенце или впитывающую пеленку на кресле ребенка. Имейте запасные штанишки. Никаких клеенчатых трусов, это то же самое, что и памперс. Вот так мы контролируем мочевой пузырь, и это важно и ведет к надежности мочеиспускания.

7. Не спрашивайте малыша постоянно, когда он хочет в туалет.

Вы к этому привыкли, верно? Но это неправильно. Такие вопросы мешают ребенку вдумываться о своих естественных потребностях. Ведь он уже в состоянии оценить, когда ему надо пописать. Если спрашивать часто, сам он проситься не будет никогда. Этот совет противоречит здравому смыслу, и все же попробуйте.

8. Сразу же приучаем к гигиене мытья рук.

Попробуйте тест на запах мыла. Сначала дайте понюхать ребенку мыло или ручки после него. Объясните, для чего это надо. Это очень важный шаг для вас и ребенка: сходил в туалет – сразу вымыл руки. Только тут надо все сделать правильно, объяснить, что на ладошках могут быть микробы, и мы их смываем в далекие края. А в ротик мыло брать нельзя, от этого будет плохо животику. И сами в дальнейшем можете этот тест использовать: пахнут ручки, значит, молодец, помыл. Если же, нет, мягко направить ребенка обратно в ванную и обязательно помыть руки.

9. Боремся с желанием помочь. Только научить.

Да, это покажется странным, но как только малыш стал ходить «по-большому» на горшок или в унитаз, мы учим их вытираться (влажными салфетками или бумагой, также может быть подмывание). Научите девочку вытирать по траектории: спереди-назад, а мальчика от задней стенки к передней. Пока бумага не станет чистой. Надо будет повозиться и постирать пару-тройку штанишек. Но учить этому надо сразу! У вас будет соблазн все-таки сделать это самостоятельно, будьте тверды, как с вашим ребенком, так и с самим собой. Это «вытирание» может затянуться надолго, как только ребенок начнет испытывать чувство брезгливости. А такое может быть.

Данная тема волнует многих мам и пап, не все детки спокойно переходят от подгузников к горшку. В самом начале, хочу отметить, что данный процесс перехода весьма трудоемкий и долгий. Это не однодневное дело.

Также не существует строгих периодов, возрастов, когда малыш должен сесть на горшок. Все дело в личном темпе взросления. Усреднено девочки и мальчики переходят на горшок в полтора годика. Как же правильно приучить ребеночка к горшку?

Есть часть мам и пап, которые приучают свое чадо к горшку в девять – десять месяцев (тогда, когда малыш уже научился сидеть). Если приучение к горшку терпит неудачи, и малыш все еще предпочитает памперсы, стоит сделать паузу.

Есть предположения, что навязчивое «тренировка» в данном возрасте (которое без результатов) обернется «боязнью» горшка или расстройствами работы кишечника.

В период первого годика в питание ребеночка вводятся каши, малыш может ходить в туалет «побольшому» примерно два – три раза в сутки. Если мама – папа замечают, что малыш хочет покакать, как вариант, его можно посадить на горшочек, в целях экономии памперсов. Обратите внимание, это еще не приучение.

Стабильный навык появляется около в девять месяцев – один год. Если вы увидели, что ребеночек тужится, то вы получили своеобразный сигнал, что ваш малыш готов к горшку.

Важно знать! Более десяти минут не стоит задерживать малыша на горшке. Особенно важно не давать ребенку при этом какие-либо игрушки.

Ребенок подумает, что горшочек это место для игр. Не стоит при ответственном моменте читать книги или вещать истории вашему чаду. Конечно, не стойте «над душой». Иначе вы превратите горшок в способ приковать ваше внимание. Пройдет некоторое время, и ребеночек сам все поймет, зачем его посадили на горшок и что там делать!

Многие помнят горшки из металла, они были холодные. В наше время супермаркеты в излишестве имеют выбор горшков. Разные цвета, в форме лошадки или динозавра. Обратите внимание, что горшок в первую очередь должен быть комфортным и тепленьким. Не стоит покупать горшок с разными переборами. Но на нем могут быть ручки, как удобство ребеночку.

Чего не стоит делать?

Некоторые мамы и папы хотят сразу же приучить малыша к унитазу. Покупают небольшое сидение и приучают малыша ходить на взрослый туалет. Данный процесс неверен даже со стороны физиологии. Для того, чтобы опорожнить кишечник важно упираться ногами (пятки) о пол. Именно поэтому унитаз не подходит.

Также многие родители. Чтобы помочь малышу имитируют туалетные звуки. Определенно в этом есть плюс, таким образом, малыш может понять, зачем нужен горшок! Самое главное не перестарайтесь! А то малыш будет просто наблюдать за вашим представлением, вместо того, чтобы делать свои важные дела!

К четырем – пяти годам малыш сможет достаточно хорошо контролировать свои походы в туалет. А до этого возраста может случиться так, что ребенок сходит в штаны. Не надо его критиковать! Лучше похвалите его, когда он сделает все правильно. И хвалите каждый раз. Не перехвалите, это точно. Потому что ваша похвала и неприятные ощущения мокрых штанов будут стимулом для приучения к горшочку!

Важно помнить! И мама, и папа должны вдвоем заниматься данной темой. Стратегически вы, дорогие родители, должны вести себя одинаково. И не стоит забывать про бабушек – дедушек, иначе ваши старания могут не оправдаться.

Еще раз о готовности вашего малыша. Большая часть деток готова к горшку уже в полтора – два года. В таком возрасте ребенок уже в силах вытерпеть минутку, пока доберется до горшочка. Но, дорогие мамы и папы, помните у каждого ребенка свой личный темп взросления.

Давайте рассмотрим такие сигналы , с помощью которых вы увидите, что ваше чадо созрело приобрести туалетные способности:

  • Ребеночек начинает вам подражать.
  • Малыш наводит в вещах порядок (хотя бы пытается).
  • Говорит «нет», показывая этим, что он независим.
  • С уверенностью ходит, присаживается, нагибается.
  • Малыш, почувствовав нужду, может сообщить вам об этом.
  • Самостоятельно может надеть и снять с себя штаны.
  • Около двух часов в день прибывает в сухом состоянии. Или встает сухим после сна днем.
  • Терпеть не может мокрых и грязных памперсов, может начать просить их снять.

Осознает обращения, направленные на него, в силах выразить простые желания, начинает произносить простые слова.

Восемь этапов на пути к горшку!

  1. Покупаем горшок. Во-первых, горшок должен быть комфортный и надежный. Во-вторых, горшочек должен привлекать внимание вашего ребенка. Кстати, ребенку достаточно одного раза упасть с горшочка, и он больше не будет хотеть сидеть на нем, не то что бы какать и писать туда. Потрогать, рассмотреть, посидеть следует ребенку на своем новом «стульчике». Поясните, что горшок только для него.
  2. Ставим горшочек в поле зрения малыша. Прекрасно подойдем помещение, где ребенок любит поиграть.
  3. Если у ребенка присутствует настороженность. Пусть попривыкает. Не стоит его торопить.
  4. Для начальной «тренировки» подойдет следующая схема. Единожды в день садите ребенка на горшок, при этом он должен быть надетым. Когда ребенок привыкнет сидеть в штанишках, начинайте сажать его туда без памперсов. Самое главное! Ваши действия не должны быть носильными. Не принуждайте. Всему свое время.
  5. Когда вы дошли до такого этапа, что малыш спокойно сидит на горшке, можно предпринять следующие действия. В след за тем как ребеночек «сходил в туалет» в памперс, посадите его на горшок, а грязный памперс положите в горшочек.
  6. Пришло время ждать! На данном этапе следует высаживать малютку на горшочек по пару раз за день. С утра, немного позднее как вы встали, после того, как поели, перед выходом на прогулку и по приходу. Сразу же после того, как вы поймали момент, и малыш сходил на горшок, похвалите!
  7. Будет неплохо, если вы позволите маленькому погулять по квартире без памперса! И если малыш сам попросится или в туалет, похвала должна быть ему обеспечена!
  8. Не стоит садить маленького в ночные часы на горшок, пока он сам не выучится использовать его днем!

Приведу небольшое, но достаточно интересное исследование. В качестве испытуемых были взяты детки из двух групп. Одни на протяжении всего исследования «носили» тканевые пеленки, а вторые - одноразовые памперсы. По итогу исследования и те, и те детки, единовременно начали ходить на горшок – в двадцать семь месяцев. К чему это все?

Памперсы вероятнее всего не действую на успешность или неуспех привыкания к горшку. Основная задача ложится не на памперсы, а на родителей!

Памперсы развивают у ребеночка чувство уверенности, именно по этой причине следует отучаться от них потихоньку.

Когда не время «тренироваться» с горшком!

  • В недалеком прошлом маленький болел.
  • Вы незадолго до поменяли квартиру (планируете).
  • Мамочка беременна или недавно родился братик – сестричка.
  • В семье есть серьезно больной, или произошла потеря.
  • Мама с папой разводятся.

Успешного вам взросления!

Понравилась статья? Если да, то мы очень рады! Обязательно прочитайте статью о том, как приучить ребёнка к горшку от детского психолога Надежды Плотниковой.

Вопрос, когда нужно приучать ребенка к горшку и как, встает перед родителями, как правило тогда, когда дитя начинает садиться и вставать.
Начинаются долгие отслеживания мамой малейших признаков, когда малыш захочет в туалет. Но необходимо ли это так рано? Или ждать, когда малыш сам начнет понимать и просится?

Когда нужно приучать ребенка к горшку?

Единственного правильного ответа нет.
Для каждого родителя будет своя правда. Кто-то считает, что чем раньше, тем лучше, неважно какими способами, а кто-то предпочитает подождать более мягкого и естественного привыкания.

  • Мое мнение на этот счет: детей с рождения нужно периодически оставлять без памперса. Это будет полезно для малыша, так как его кожа будет дышать и меньше шансов получить от памперсов.
  • Еще одна причина не затягивать это цистит. Фикалии в памперсе распределяются по телу и попадая в мочевыводящие пути вызывают воспаление мочевого пузыря. Более подвержены этому, девочки из за своего анатомического строения.
  • К делать это чаще, постепенно совсем исключая «броню» из жизни. Даже если намочит штанишки ничего страшного в этом нет, зато малыш будет чувствовать происходящие с ним процессы, и быстрее научится контролировать свои позывы, и даже начнет сообщать вам про то что он хочет в туалет.
  • Чаще спрашивайте хочет ли ребенок в туалет, высаживайте на горшок чаще и обязательно после еды, перед сном и после. Но если он противится, стоит отложить приучение, в противном случае он может сдерживать позывы и это приведет к психологическому запору.
  • После двух, трех дней частого высаживания определитесь с частотой когда ребенок ходит на горшок и садите его уже к определенному времени.
  • Если малыш научился сам проситься на без напоминания, все равно контролируйте время и напоминайте ему если он более трех часов не воспользовался горшком.
  • Когда нужно приучать ребенка к горшку – оптимальный возраст в 7-8 месяцев, но он еще не будет отдавать себе отчет в происходящих действиях. Принято считать, что чем старше, тем легче его приучить к горшку. Но, тем не менее, считаю, что нет смысла тянуть до 3-4 лет, разумнее всего приучить к горшку в период с 14 до 24 месяцев.

Ни в коем случае не стимулируйте мочеиспускание звуками, например льющейся водой. Такой метод формирует неправильный рефлекс: сначала горшок, потом позыв, а надо наоборот сначала позыв, потом горшок.

Как понять что ребенок готов к горшку.

  1. Карапуз умеет сам снимать и одевать штанишки, трусики, носочки. Без определенных навыков самообслуживания приучение к горшку будет бесполезно.
  2. После полуденного сна малыш остается сухим, это свидетельствует о том, что он умеет контролировать свой мочевой пузырь.
  3. Знает как называются части тела и может их показать.
  4. Может сидеть несколько минут разглядывая книжку или игрушку.
  5. Малыш чувствует когда надо сходить по большому, он затихает и сосредотачивается.
  6. Понимает речь и выполняет некоторые поручения, такому малышу проще объяснить, что от него хотят.
  7. Испытывает дискомфорт в грязной и сырой одежде.

Последовательность приучения.

  • Первое, что нужно сделать, когда приучаете ребенка к горшку - отучить кроху от памперсов в домашних условиях, постепенно высаживая на горшочек днем, просто даже сесть, посидеть, по рассматривать всё вокруг.
  • Второе, когда это будет достигнуто, нужно приучить просится в туалет на улице.
  • И самое трудное для многих детей и родителей научить ребенка вставать в туалет ночью.

А теперь, как приучить ребенка к горшку:

  1. Внимательно выбирайте этот предмет. Он должен быть удобен малышу, вызывать приятные эмоции. Лучше, если у него будут ручки, крышка, для мальчиков выступающая часть впереди. Не советую покупать музыкальных, поющих горшочков. Все-таки ребенок должен понимать, для чего нужна эта штука, а все отвлекающие моменты ни к чему.
  2. Горшок не должен быть холодным, это вызовет отрицательные эмоции и отказ садиться на него, поэтому отдайте предпочтение пластиковым моделям.
  3. Определитесь со словами которыми будут называться действия связанные с горшком: «ка-ка», «пи-пи» и другие.
  4. Он должен быть всегда в пределах досягаемости для малыша.
  5. Если малышу сидеть на горшке скучно, то просто предложите взять с собой любимую игрушку или книжку по рассматривать картинки.
  6. Дайте привыкнуть, объясните для чего он нужен, пусть ребенок посидит на нем, не снимая штанишек, изучит его со всех сторон.
  7. Только после того как вы несколько раз дали возможность посидеть одетым, можно приступать к обучению. Не спешите это всё делать в один день, дайте понять что происходит с ним.
  8. Необходимо приобрести штанишки и трусики, которые легко снимаются и одеваются, а так же короткие маечки, чтобы их не надо было поднимать, когда садишься.
  9. Как только малыш сходил в туалет в памперс, посадите его после этого на горшок. Делайте на первом этапе это 2-3 раза в день. Каждый раз объясняйте для чего он нужен. Бросьте в горшочек грязный памперс для наглядности.
  10. Очень хорошо, если есть старшие братья или сестры, которые могут продемонстрировать предназначение этого предмета.
  11. Если их нет, то в продаже есть куклы, которые могут не только кушать, но и ходить в туалет, чем наглядно покажут весь процесс. Кстати, благодаря такой кукле, кроха может очень быстро приучиться.
  12. Когда малыш привык к горшку, ловите момент. Высаживайте после сна, после еды, перед сном. Чтобы процесс пошел быстрее, поставьте горшок в ванной комнате и включите воду. Как известно звук льющейся воды вызывает позыв к мочеиспусканию.
  13. Если это не помогло, или Вы никак не можете «загнать» свое чадо на горшок, то подключите к процессу его любимые игрушки. Вряд ли ребенок устоит, если сходить на горшок ему предложит его любимый мишка или зайчик.
  14. Понятно, что на всех предыдущих этапах ребенку помогали взрослые. Но после того как малыш приучится к горшку, важно научить его пользоваться им самостоятельно, снимать штанишки, садиться, выливать за собой. Но не торопитесь, действуйте постепенно, все это будет, но со временем.

Советы родителям, как приучить ребенка к горшку?

Главный совет, как приучить ребенка к горшку, не навязывайте и не удерживайте кроху ходить на горшок силой. Это может привести к обратной реакции, отторжению и протесту.

Не оглядывайтесь на других. То есть, например, соседский ребенок уже в 10 месяцев сам ходит в туалет, а Ваш ребенок до сих пор носит памперс и не просится в туалет. Помните все разные, смотрите только на свое чадо. Присматривайтесь к его поведению, он сам подскажет Вам когда «пора».

Не наказывайте его за то, что он сходил в туалет мимо горшка, равно как и не старайтесь перехваливать за успех, например, подкрепляя это покупкой подарка. Все это может привести к последующим ожиданиям подарка за малейшие правильные действия. Если получилось сходить в туалет, просто отметьте это, и скажите ласковые слова.

Еще один совет, как приучить ребенка к горшку, не стойте над душой у него, даже не смотря на то, что ребенок маленький, ему может быть трудно, делать свои «дела» под вашим чутким взором. Возможно, понадобится поставить горшок в укромное место.

Наберитесь терпения, процесс приучения, как правило, не одного дня и даже недели, исключения могут составлять, разве что - наглядные примеры в виде старших детей или куклы. В этом случае приучить ребенка к горшку можно очень быстро.

Если ребенок привык к горшку днем в домашних условиях, то затем переходите ко второму этапу приучения на улице. Лучше это делать летом, взяв с собой запасную одежду, и предложив перед уходом сходить в туалет.

Не слушайте чужие советы, когда и как приучать ребенка к горшку. Это индивидуальный процесс и должен быть основан на ваших наблюдениях.

Ночное отучение от памперса может быть самым длительным, как правило, только к 3-4 годам ребенок способен контролировать свои позывы ночью. Не давайте на ночь много пить, и как только памперс на протяжении нескольких дней после ночи будет оставаться сухим можно сделать вывод, он научился контролировать себя во сне.

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.

Тема «туалетных дел» детишек является одной из самых обсуждаемых на любом «мамском» форуме. Факт того, что малыш рано освоил горшок, является своеобразным показателем эффективности маминых воспитательных навыков. В то же время, все большее количество родителей предпочитают не усложнять жизнь себе и чаду, и продолжают спокойно пользоваться подгузниками до двух-трех лет. В этой статье мы расскажем, как приучить ребенка к горшку независимо от того, в каком возрасте произошло знакомство с данным предметом. Формирование навыка осознанно ходить в туалет может занять от нескольких дней до года, поэтому взрослым изначально стоит сместить акцент с быстроты достижения результата на естественность, мягкость самого процесса приучения.

На первом году жизни ребенок не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию – это обусловлено особенностями развития нервной системы. Всё происходит спонтанно, кроха не умеет терпеть, писает и какает до 2-3 раз в час. Тем не менее, новорожденный способен ощущать дискомфорт при наполнении мочевого пузыря и кишечника, даже не понимая, где ему дискомфортно и почему. Именно на этой особенности основана методика естественной гигиены – высаживание с рождения.

Малыш начинает беспокоиться на груди, сучит ножками, или наоборот замирает. Мать, вовремя улавливая такие сигналы, помогает ребеночку, придав его телу наиболее физиологичную позу – держит его под коленки над ванной. Наблюдения показывают, что постепенно такие детки научаются терпеть, в возрасте 6-8 месяцев они остаются сухими всю ночь и во время прогулок.

Возраст, когда карапуз начинает осознанно контролировать туалетные дела, варьируется от полутора до двух лет. Этот промежуток и считается идеальным для приучения к осмысленному пользованию горшком.

Признаки, свидетельствующие о физиологической и психологической готовности детей осваивать новый способ справлять нужду:

  • Способность понимать речь взрослых, откликаться на просьбы, объяснения;
  • Физическая развитость (уверенно садится, ходит, присаживается на корточки и встает);

Двух-трех часовые перерывы между пописами,

  • Наметившийся ритм туалетных процессов;
  • Умение вербально или невербально обозначить свое желание пописать или покакать;
  • Выражение недовольства, вызванное мокрыми, грязными трусиками;
  • Уход от пописов во время дневного и ночного снов.

Учтите, что успешное приучение к горшку возможно лишь тогда, когда чадо находится в расслабленном, спокойном состоянии, поэтому начинать лучше в периоды отсутствия стрессовых ситуаций. Не столь значимо, во сколько приучать ребенка к горшку, гораздо важнее получить устойчивый положительный результат, поэтому не стоит затевать деликатное обучение в моменты семейных конфликтов, во время переезда или начала посещения детского садика.

Как выбрать горшок

Сегодняшний выбор ночных ваз поражает разнообразием форм, функций, размеров и материалов. Большая часть «тюнинга» не имеет практической ценности, являясь всего лишь средством увеличения цены, а в некоторых случаях – пугающим фактором, например музыка или подсветка. При покупке горшка обратите внимание на следующие моменты:

  • Устойчивость;
  • Наличие съемной крышки;
  • Высокая спинка;
  • Размер – ребенок должен удобно располагаться на горшке;
  • Отсутствие отвлекающих спецэффектов (музыкального, светового сопровождения, прикрепленных игрушек);
  • Выбирайте пластиковые модели – они наиболее теплые;
  • Анатомичность: мальчишкам подойдут овальные ночные вазы с выступом впереди, девчушкам – круглые;
  • Если вы много путешествуете, приобретите разбирающийся дорожный горшок.

Удачным ходом может стать предложение малышу поучаствовать в выборе своего нового предмета гигиены. Покажите маленькому непоседе картинки наиболее понравившихся вам моделей и позвольте ему выбрать окончательный вариант.

Уход от памперсов – создание благоприятных условий

Правильное приучение к горшку основано на соблюдении простых рекомендаций, позволяющих сделать процесс легким, мягким, естественным, а иногда более быстрым. Что делать, чтобы снизить частоту «аварий» и настроить детей на нужный лад?

  • Пожалуй, самое сложное для родителей – снять памперсы. Сразу или постепенно, но от них придется отказаться, смирившись с тем, что придется регулярно вытирать лужи. Чтобы минимизировать разрушительные последствия на напольные покрытия и мебель, можно: сделать непромокаемые чехлы на диваны, временно убрать ковры, следить, чтобы голопопый ребёнок не находился на постели.

Решить проблему луж помогут многоразовые тканевые подгузники на кнопках. Внутренний флисовый слой пропускает влагу, однако остается влажным и грязным, сигналя карапузу о дискомфорте, следующем после испражнения в штанишки. Наружный плотный влагостойкий материал препятствует образованию луж на полу.


Логичнее всего начать приучение ребенка к горшку весной или летом. Минимальное количество одежды значительно облегчает процесс как для родителей, так и для ребенка, которому придется предварительно снимать все вещи.

Не оставляйте кроху сидеть на горшке дольше 3-4 минут, старайтесь не совмещать туалет с играми или чтением книг. Подобная тактика чревата тем, что маленький человечек будет подолгу засиживаться на своем «троне», а дела так и не будут сделаны.

Пять этапов приучения к горшку

Чтобы научить отпрыска осознанно ходить на горшочек, взрослым нужно последовательно пройти пять основных стадий знакомства с этим нужным предметом гигиенического обихода:

  1. Для начала малышу показывают горшок, объясняют, что с ним нужно делать. Для демонстрации процесса можно использовать специальную резиновую игрушку с отверстием, которая умеет «писать». Уделите внимание сопутствующим действиям – пусть ребенок сразу учится снимать штанишки, вытирать попу, опустошать, мыть новый «туалет», относить его на место.
  2. Следующий этап – ненавязчивое высаживание в определенное время: «вокруг» снов и прогулок, через 10-15 минут после еды. Делать это нужно максимально дружелюбно, без настаиваний, уговоров, важно не вызвать активное сопротивление крохи.
  3. Убедившись, что малышок согласен пробовать новый способ справлять нужду, начните оставлять его без памперса – сначала в дневное время, а когда карапуз будет оставаться сухим до утра, то и на ночь.
  4. Следующий шаг – поощрение ребеночка, если у него получилось пописать или покакать в горшок. Не нужно слишком бурной восторженной реакции, но стоит отметить, что дитя растет, взрослеет, учится, успешно справляется с новыми задачами.
  5. Закрепление результата происходит тогда, когда родители замечают желание малыша сходить в туалет и своевременно предлагают ему это сделать. Постепенно отпрыск научится самостоятельно справляться со своими гигиеническими нуждами.

Семидневная и трехдневная методики

Известная британская няня, создательница книг по взаимодействию с детьми Джина Форд разработала систему воспитания «Довольный малыш», которая включает в числе прочих отвечает на вопрос «Как быстро приучить ребенка к горшку?» — авторка утверждает, что результата можно достичь за неделю.

Семь дней

Данную схему можно применять, если малышок умеет снимать, надевать трусики, выполнять просьбы взрослых. Методика пошагово описывает, как приучить ребенка к горшку — в год и 6 месяцев с помощью мамы и ее пристального внимания карапуз способен освоить новый способ гигиены в течение недели.

В эти дни лучше находиться дома, совершая недлинные прогулки, не принимать гостей и не отвлекаться на серьезные дела – понадобится постоянно следить за ребятенком, тесно с ним взаимодействовать.

День 1. Утром снимите с чада подгузник, объяснив свои действия: взрослые детки пользуются специально отведенным для испражнений местом, как мама с папой, таким образом соблюдается чистота и аккуратность. Посетите туалет вместе, покажите, как все происходит, посадите детку на ночную вазу на 7-10 минут. Если желаемого не произошло, надевайте трусики и попробуйте снова через 15 минут. Так проведите весь день.

День 2. Продолжайте действия первого дня. Попытайтесь отследить по поведению крохи, когда он готовится совершить «туалетные дела».

День 3. Выходите на прогулку, не надевая памперс. Подождите, пока отпрыск пописает, потом собирайтесь на улицу. Расскажите, что во время гулянки можно будет сбегать в кустики или (если прогулка во дворе) дойти до дома. На улице интересуйтесь каждые 15-20 минут, не хочет ли малыш в туалет, следите за сигналами.

Дни 4-7. Тактика остается той же, мама и ребятенок уже находятся на одной волне и понимают друг друга. «Осечки» все еще случаются, это нормально, однако если ваше взаимодействие взаимодействие в предыдущие дни было достаточно тесным, вы очень быстро научитесь угадывать, когда нужно предложить присесть на горшок.

Магические три дня

Еще одна экспресс-методика, набирающая популярность последнее время, — техника трех дней. Попробуйте этот способ, если:

  • Малышу от полутора до двух лет;
  • Он остается сухим два часа подряд;
  • Не хочет надевать памперс;
  • У него устоялся определенный ритм дефекации.

Примерно за неделю до трехдневного цикла сделайте следующее:

  • Принесите и покажите крохе горшок;
  • Купите удобные трусики, пусть детеныш сам выберет модель, цвет, картинки;
  • Напоминайте о том, что скоро произойдет важное событие, новый этап, малышу предстоит ответственное дело, и вы очень рады за него (только не переусердствуйте, придавая слишком большое значение «горшочному» навыку);
  • Продумайте, чем вы будете заниматься дома, отмените все дела, встречи, гостей.

Теперь можно начинать:

День 1. Постоянно наблюдайте за ребеночком, стараясь уловить каждое побуждение к туалетным делам. Если видите, что чадо куксится, беспокоится, напрягается, замирает – сажайте его на горшок, объясняя, для чего. Если процесс мочеиспускания или дефекации уже начался, аккуратно подставляйте горшочек, чтобы в итоге кроха уловил взаимосвязь. За успех – хвалите (смотри, ты пописал в горшок, это очень по-взрослому), промахи игнорируйте. Каждые 15-20 минут предлагайте пописать. На сон наденьте памперс.

День 2. Организуйте прогулку, захватив с собой смену белья. Выходите только после того, как кроха пописал и покакал. Гуляйте рядом с домом, так вы будете чувствовать себя уверенней.

День 3. Добавьте еще один выход на улицу. Дома продолжайте делать все то же, что и предыдущие два дня. Усаживать на новый «туалет» при каждом позыве помочиться или опорожнить кишечник, радоваться попаданиям. Предлагать сходить в туалет после и перед прогулкой, отдыхом, приемом пищи.

Положительный результат достигается только в тех случаях, когда кроха справляет нужду в горшок каждый раз, без промахов, поэтому самое важное – обеспечить ежеминутный контакт со взрослыми, которые будут пристально следить за своим отпрыском. Обычно приучение проходит легче, если эти три дня с малышом заняты мама и папа, вместе.

Отказ садиться на горшок

Успешно приучить ребенка ходить на горшок возможно при условии, что дитя не оказывает сопротивления, не боится, понимает предназначение этого предмета, согласен пробовать взаимодействовать с ним. Даже если процесс обучения организован максимально мягко, в какой-то момент может произойти так называемый «откат», вызванный рядом причин:

  • Резкая негативная реакция родителей на «аварию»;
  • Падение с туалета или громкий внезапный звук, напугавший малыша однажды во время дефекации или мочеиспускания;
  • Кризис развития, болезнь, запор;
  • Стресс, вызванный переездом, скандалом в семье, началом посещения детского дошкольного учреждения.


Рассказать друзьям