Почему с ребенком не играют в школе. С ребенком не хотят дружить

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детский садик и школа оказывают большое влияние на ребенка. Там он не только получает знания, но и проходит важный этап социализации. Не все дети быстро привыкают к постоянному нахождению с другими людьми, поэтому и с поиском друзей могут возникнуть проблемы.

  • Не стоит бить тревогу , если вашему ребенку не удалось сразу найти друзей в школе. Каждый человек индивидуален, и некоторым требуется больше времени, чтобы влиться в коллектив. Есть активные дети, которые быстро обретают дружеские связи, есть и те, кому надо приглядеться, понять, с кем можно дружить, а кого стоит избегать.
  • Если ребенок испытывает трудности в общении, стоит поговорить с ним по душам . Узнайте, что его тревожит, почему он не идет на контакт со сверстниками. Причина может крыться в застенчивости или боязни показать себя в невыгодном свете. Чтобы ребенок мог поверить в себя и свои силы, поддержите его добрым словом и одобрением.
  • Не всегда друзей получается завести в школе или детском саду. Разнообразить общение можно с помощью дополнительных занятий или походов на детскую площадку.
  • Если вы понимаете, что ситуация критична, стоит поговорить с учителем , чтобы узнать как ребенок ведет себя с одноклассниками. Нежелание других детей дружить с вашим может быть связано и с его поведением. Например, если он проявляет агрессию, не идет на контакт, задирает одноклассников.
  • С учителем стоит поговорить и ситуации, когда вы подозреваете, что ваш ребенок мог стать жертвой буллинга . В таком случае стоит действовать комплексно: разговор с учителем не даст результата, если вы не научите ребенка отвечать обидчику или не обращать внимание на задир.
  • Ребенка можно научить общаться с другими людьми . Проще всего это сделать в игровой форме, например, ролевой.

Надеемся, эти простые советы помогут вашему ребенку не только найти друзей, но и иметь хорошие отношения в любом коллективе.

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Как же помочь таким детям? Портал ННмама.ру спросил у нейропсихолога, гештальт-терапевта, логопеда-дефектолога Центра психологической помощи "Отражение" Алены Сердюк.

Травля ребенка: почему она происходит?

Иногда отверженных детей просто игнорируют, тихо пассивно не любят или терпят, а иногда у них находятся защитники. Другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек со стороны одноклассников.

Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором его травли. Кто лидер, а кто подчиняющийся.

Это очень болезненная ситуация как для детей, так и для родителей. Она приносит и отчаяние, и бессилие, и злость… С другой стороны, очень важно понимать, что дети, которые «притягивают» к себе неприятности и становятся «изгоями» в коллективе, тоже чем - то подпитывают такую ситуацию.

Не верите? А давайте поразмышляем… Такой ребенок тихий, молчаливый, ничем не выделяющийся. У него не хватает сил занять свое место в классе. Он молча сидит на перемене, ни с кем не разговаривает, не участвует в общих играх… Ему нужно больше времени на адаптацию в классе, на адаптацию к какой – то конкретной ситуации. Это может быть как проявление слабости, так и способ удержать власть в отношениях.

Если у ребенка сформировался такой стереотип поведения, то это значит, что рядом с ним есть сильный человек, который берет на себя всю активность. За себя, и за ребенка.

А ребенок, по своему обыкновению, ждет, что ему помогут и окружающие подстроятся под него. У активных детей это вызывает раздражение, злость и непонимание… И запускается процесс «выпихивания» такого участника из коллектива.

Нельзя запрещать детям свободно выражать злость и агрессию на ситуации, с которыми ребенок не согласен. Это блокирует проявление недовольства у ребенка.

Пример: «нельзя так громко на Сашу кричать», «не повышай голос на мать!», «все нужно решать мирным путем», «объясни неправоту Маши словами, а не кулаками», «нельзя грубить».

Дети, выросшие на таких, вроде бы общечеловеческих ценностях, часто не могут дать отпор обидчику, не могут ответить грубостью на грубость. А именно этому и нужно учить ребенка.

Если вы знаете про своего ребенка, что он растет тихим, застенчивым, не всегда уверенным в себе, то это нужно делать вдвойне!

Мы не говорим о том, что надо учить своих сына или дочь «лупить всех направо и налево», но проявлять настойчивость, умение отстоять свое мнение, твердо ответить на открытое оскорбление, на хамство – ребенок должен. И этому учить должны родители в самом безопасном для ребенка месте – в семье! Ведь вашему сыну или дочери очень трудно преодолеть стереотипы, внушаемые с детства!

Травля ребенка: что делать?

Родителям желательно почаще присматриваться, в чем причина непопулярности их ребенка.

  • Может выглядит не слишком современно? Тогда следует заняться его гардеробом и внешностью.
  • Слишком слаб физически? Тогда заинтересуйте каким-нибудь видом спорта.
  • Плохо учится? Кто-то из родителей может стать для ребенка репетитором или привлечь специалистов.
  • Недооценивает себя? Помогите ему обрести уверенность в своих силах и способностях.
Подчеркивайте достоинства своего ребенка при каждом удобном случае! Защищайте своего ребенка, проконсультируйтесь с психологом. Не скупитесь на похвалу, восхищаясь своим чадом и не забывайте, что ребенок смотрит на себя глазами своих родителей.

Травля ребенка: что говорит Петрановская?

Конечно, « …"козлом отпущения" может стать каждыи?. Это иллюзия, что для этого надо быть каким-то особенным. Очки (веснушки), толщина (худоба), национальность, дешевая одежда – все может стать основанием для объявления жертвы «не такои?». Причина травли – не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребенок может быть изгоем в однои? группе и своим - в другои?. Или перестать быть изгоем в тои? же самои? за короткии? срок, скажем, после смены классного руководителя

Активная и контролирующая ситуацию роль педагога, классного руководителя, ваше сотрудничество с ним, «не замалчивания» того, что вас волнует, а взаимоотношения в формате диалога, позволит вам понимать, что происходит с ребенком в коллективе.

«В начальной школе очень важно разобраться в правилах общежития, соблюдать эти правила, научиться жить в социуме. И только в этом контексте будут полезны разговоры с жертвой и обидчиками. Это задача взрослых.»

Если о школе тебе напоминают только уведомления, приходящие с сайта «Одноклассники», ты - счастливчик. Если же о школе тебе напоминают родительские собрания, на которых собирают деньги на ремонт облупившегося учителя труда, ты - отец. А потому, папаша, читай , полные советов по преодолению 7 самых частых трудностей, с которыми может столкнуться любой школьник. Мы будем снабжать тебя ими всю неделю.

Вот и настал эпохальный день, когда твое чадо пошло в школу. Ты вздохнул с облегчением: наконец-то у тебя появится время, чтобы дописать роман, досочинить симфонию и достроить модель Эйфелевой башни из тефтелек. Но тут выясняется, что ты рано расслабился. Оказывается, классная парта - не самое спокойное место и в жизни твоего наследника появились непредвиденные сложности. Как заботливый отец, ты просто не имеешь права оставаться в стороне. Иначе кто, кроме тебя, приложит все усилия, чтобы мать ребенка занялась решением этих внезапно возникших проблем? Повысить твою педагогическую компетентность мы попросили нашего постоянного консультанта - ведущего психолога семейного центра «Мы», к.псх.н. Татьяну Свиридову .


Ты только не обижайся, но сперва Татьяна попросила уточнить: а у твоего чада были друзья в детском саду или во дворе? Были? Ну и прекрасно! Это главное. Значит, с навыками социального поведения у него все в порядке. Поэтому рассмотрим внешние причины отсутствия школьных приятелей.

«У детей младшего школьного возраста, с 1-го по 3-й класс, друзья формируются по ситуативному принципу. Живешь в одном доме со мной, ходишь из школы той же дорогой, родители знают друг друга - любого из этих поводов достаточно, чтобы называть тебя моим другом», - растолковывает Татьяна повадки юных.

Проанализируй конкретные обстоятельства. Возможно, чтобы нормализовать ситуацию, вам с матерью достаточно просто забирать ребенка из школы чуть позже, чем обычно, давая тем самым ему возможность потусоваться с одноклассниками после уроков. Или же приложение твоих сил должно быть более целенаправленным: например, ты можешь почаще останавливаться поболтать с кем-то из родителей, давая детишкам волей-неволей познакомиться поближе, пока взрослые заняты разговором. В крайнем (и при этом самом эффективном) случае для сплочения прекрасно подойдет день рождения ребенка или любой надуманный праздник, на который будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте подобные приглашения от полузнакомого ровесника воспринимаются абсолютно естественно. Обрати внимание на следующее: на формирование мнения у детей младшего школьного возраста учитель оказывает сильнейшее влияние. (Допустим, если учительница курит «Данхилл», весь класс тоже смолит только эту марку.) Расспроси ребенка, как их педагог строит отношения с детьми. Не исключено, что он делит класс на «отстающих» и «успевающих» (или еще по какому-нибудь сегрегационному признаку), и твое чадо попало в категорию изгоев, с которыми «хорошим» детям дружить не следует. Твои дальнейшие действия: серьезно поговори с учительницей как мужчина с учительницей. От нее же затем потребуется во всеуслышание объявить детям, что твой ребенок хороший и что с ним можно и нужно дружить.


Теперь перенесемся в 5–6-й классы. Этот возраст чреват так называемым моббингом . Это ситуация, когда дети сплачиваются и «дружат» против кого-то одного. Вина тут всегда лежит на классе, а не на ребенке-парии. Что бы жертва ни делала, авторитет она себе вернуть не может. Слабак останется мишенью для насмешек, даже если сможет подтянуться на турнике большее число раз, чем его одноклассники, над отличником продолжат смеяться, даже если он специально будет курить и хватать пары. Моббинг характерен для школ, где взрослые ни с чем, кроме уроков, к учащимся не пристают и поведение пускается на самотек. Дети испытывают удовольствие от сплочения против кого-то, это дает им чувство, что они лучше. Такова особенность психологии «незрелых» групп. (К слову, «развитые» коллективы разбиваются на отдельные враждующие кучки, что с психологической точки зрения является более здоровым явлением.)

Сейчас, с исчезновением классных часов, пионерии, сборов макулатуры и прочих пришкольных кружков вышивания по дереву, моббинг стал заметной проблемой. Одному тебе с ним, увы, не справиться. Ты должен бить тревогу в родительском комитете, чтобы с классом провел работу профессиональный психолог и научил эту шайку не самоутверждаться за счет кого-то, а уживаться группой, в которой есть место каждому.

«При этом не важно, что моббинг затеян не против твоего ребенка, а против кого-то еще в его классе», - подчеркивает наш консультант.

Вмешайся. Иначе все может закончиться ЧП, которое заставит бригаду «НТВ», истекая слюной, броситься по направлению к вашей школе. А вот в старших классах отсутствие у отпрыска друзей волновать тебя не должно. Ты же не общаешься с неприятными тебе людьми (ну, не считая соседа по лестничной клетке, любой ереси которого ты вынужденно поддакиваешь, лишь бы он от тебя отстал и дал спокойно покурить). Вот и твой обалдуй уже созрел для таких взвешенных решений.

«Для старшеклассников проблема «дружить - не дружить» носит мировоззренческий характер, - говорит госпожа Свиридова. - Не следует переживать из-за одиночества ребенка. Ты должен уважать его выбор».


В следующей части наш эксперт расскажет, .

В один день, возвращаясь из садика, ваш ребенок говорит, что с ним не хотят дружить. Очень больно такое слышать, ведь он для вас самый лучший. Хочется вмешаться, разобраться, защитить его от всего мира. Да, вы не можете заставить других деток дружить с вашим чадом. Однако можете помочь ему стать интересным для общения. Выполнив пять пунктов, вы значительно поможете ребенку завести друзей.

Первое: собираем информацию с разных источников

  • Поговорите со своим ребенком. Слушайте его очень внимательно, следите за жестами и интонацией. Расспросите о детях в детсаду, почему ему кажется, что с ним никто не дружит. Поинтересуйтесь, есть ли детки, с которыми ему было бы интересно дружить. Важно не критиковать, а выслушать и оказать поддержку. Дайте понять ребенку, что вы любите его любым и можете помочь.
  • Обсудите это проблему с воспитателем. В данной ситуации она — ваш главный помощник в устранении проблемы. Поинтересуйтесь тем, как складываются отношения в группе, во что дети играют больше всего, что они учат, что читают. Узнайте как можно больше, все это пригодится вам для дальнейших действий. Иногда случается так, что дети придумывают проблемы с тем, чтобы обратить на себя внимание родителей. Спросите у воспитательницы совета.
  • Поговорите с другими мамами , поинтересуйтесь, есть ли у них подобная проблема и как они с ней справляются.

Второе: анализируем домашнюю обстановку

Дело в том, что дети всему учатся у взрослых. Посмотрите, как у вас обстоят дела с друзьями. Часто ли в вашем доме есть гости, присутствует ли при встречах с другими людьми вВаш ребенок. Видит ли он, как хорошо проводить время с друзьями. Не отправляйте малыша в другую комнату, когда знакомые в доме. Пускай общается на равных в кругу гостей. Таким образом он развивает свои коммуникабельные навыки и учится быть интересным.

Третье: играем с ребенком в ролевые игры

Информацию вы собрали, проанализировали. Увидели, что проблема действительно существует. Приступайте к игре, так как именно в процессе игры ребенка можно научить многому.

Предложите ребенку поиграть в театр, где актёры попадают в такую же ситуацию, как ваш малыш. Пусть он сам выберет себе роль, а вы разыгрывайте сюжет, показывая, как надо завязывать знакомства, как дружить и сопереживать.
Сочините вместе с малышом сказку на тему дружбы, которая покажет плюсы дружбы.

Пример сказки. В лесу жил одинокий зайчонок. Ему было грустно одному ловить бабочек. И вот однажды, гуляя по поляне, он увидел, как рисуют ежики. Ему очень хотелось подойти, но он не решался. Постояв немного и набравшись смелости, зайчишка подбежал к ребятам и сказал: «Приветик, а можно с вами?». Те не согласились. Тогда зайчонок подумал, в какую игру будет интереснее играть втроем, и предложил: «А давайте в догонялки вместе поиграем?» Ежики охотно согласились, ведь чем больше зверей играет в догонялки, тем веселее.

Включайте воображение, фантазируйте вместе, это добавит больше уверенности вашей крохе. Важно, чтобы в игре вы обыграли все возможные ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в садике.

Четвёртое: развиваем навыки, необходимые для дружбы

Бывает так, что дети в возрасте 4-6 лет еще не обладают необходимыми навыками для общения со сверстниками.

Выделяют три основных навыка:

  1. разговорный;
  2. межличностного общения;
  3. эмоционального контроля.

Итак, разговорный навык очень важен при общении. Проверьте, может ли ваш ребенок задавать вопросы, поддерживать беседу, рассказывать, что ему нравится, а что не нравится. Если малыш плохо разговаривает, дети могут его просто не понимать. Для устранения этой проблемки необходимо разучивать чистоговорки . Возможно, попробовать записаться на консультацию к логопеду. Сюда относится и умение вежливо разговаривать.

Практика межличностного общения происходит везде: в магазине, на остановке, на площадке. По возможности, берите детку с собой везде, где только можно. Чем больше будет контактов с незнакомыми людьми, тем увереннее малыш будет себя чувствовать. Конечно, эти контакты нужно контролировать, чтобы от них остались только положительные впечатления.

Все люди время от времени испытывают отрицательные эмоции. И дети — не исключение. Важно научить ребенка эмоциональному контролю, объяснить, что другим детям не понравится, если на них будут кричать или их будут бить. В этом возрасте дети уже умеют контролировать свои эмоции, если им подсказать. Ну, и, конечно, самим родителям следует держать свои эмоции под контролем. Так как дети всегда были отражением своих пап и мам.

Пятое: помогаем деткам знакомиться ближе

Вы, конечно, не можете приказать детям играть с вашим малышом, однако можете посодействовать. Вместе с ребенком подготовьте открытки, в которых пригласите детей прогуляться в выходные в парке или к себе домой. Обязательно предварительно обсудите такую возможность с другими мамами. Обычно те с радостью на это идут. И дети после совместных мероприятий становятся ближе.

Конечно, посещение детского сада — это волнующее событие в жизни ребенка и мамы. Однако надо быть готовыми к тому, что в нем присутствуют и проблемы. А родители и даны для того, чтобы помогать детям адаптироваться в этом мире и научить их получать радость от общения с другими.

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.



Рассказать друзьям