Проект для детей старшего дошкольного возраста «Нравственно-патриотическое воспитание на основе приобщения их к народной культуре. Проект "Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной куль

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

Научить детей играть в русские народные игры.

Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

Уметь различать изделия различных народных промыслов.

Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.


Петрова Светлана Борисовна

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

    Научить детей играть в русские народные игры.

    Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

    Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

    Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

    Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

    Уметь различать изделия различных народных промыслов.

    Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

    Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

    Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

    Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

    Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

    Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

    Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

    Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

    Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

Много на свете мест, где жить привольно,

но всякого тянет туда, где он родился и жил

с родными своими.

Там всё ему знакомо и дорого.

Наша Родина, наше Отечество – Россия.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить <…> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную терпимость».

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. « Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»,- писал известный русский религиозный философ Зеньковский В.В.

Актуальность данной проблемы. Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций русского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, А.Н. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом, т.к. каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работая с детьми, мы серьёзно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы изучили возможность использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста и определили задачи и содержание работы.

При разработке методики учитывалось, что необходимым условием является взаимосвязь разных задач, условия фронтального и индивидуального воздействия, а также игровые формы для обобщения и закрепления полученных знаний.

Целями работы с детьми по приобщению к истокам русской культуры являются:

    восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры;

    формирование у дошкольников системы элементарных представлений о культуре и истории Отечества;

    воспитание положительного отношения и интереса к культурно-историческим ценностям;

    подведение детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;

    развитие социальной активности детей: желание в меру своих возможностейучаствовать в событиях окружающей социальной действительности.

Решая задачи нравственно – патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу, учитывая следующие педагогические условия:

1. Анализ исследований по данной проблеме позволил нам определить содержание традиций русского народа, доступных детям дошкольного возраста: знания об истории прошлого и настоящего нашей Родины, знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народного творчества, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

При отборе содержания надо строго учитывать принцип доступности при сообщении знаний детям.

2. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор, народно – прикладное искусство), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций русского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

3. Параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран. Ребенок, прежде всего, должен пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом уже осваивать чужое. Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношения полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Человек не может считаться культурным, интеллигентным, если не знаком с другими культурами и народами, не проявляет к ним интереса.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

4. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине - значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина.

5. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, как и прежде, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного нравственно - патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

6. Работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. У нас же пока подобная ситуация не редкость. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

7. Необходима система работы, включающая занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и сюжетно-ролевые игры, развлечения.

8. Определяя методику проведения данной работы, необходимо учитывать взаимовлияние разнообразных форм работы с детьми (занятия, беседы, досуги, познавательные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, прогулки, развлечения и т.п.).

9. Необходимо использовать материальную базу историко – культурных центров нашего города.

10. Необходимо также учитывать типологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

11. В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Исходя из выше сказанного, можно предложить следующие приоритеты:

    Создание атмосферы национального быта;

    Широкое использование фольклора;

    Знакомство с праздниками и традициями русского народа;

    Знакомство с декоративно - прикладным искусством;

    Знакомство с русскими народными играми.

На занятиях, решая цели и задачи, мы используем следующие формы и методы:

Познавательные беседы;

Творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

Оформление в детском саду мини-музея и выставок;

Посещение краеведческих музеев;

Экскурсии, целевые прогулки по улицам города;

Народные праздники.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы. Рассмотрим каждый из этих приемов.

Объяснение всегда предполагает постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития детей. При этом необходимо по ходу объяснения включать детей в процесс обсуждения, в этом случае они успешнее усваивают материал.

Рассказ – монологическое изложение материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Беседа – по своей сути, это разговор педагога с детьми. Сущность бесед заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить детей к припоминанию уже известных им знаний и стимулировать усвоение новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства беседы в том, что она заставляет мысль ребенка следить за мыслью взрослого, в результате чего дети шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Максимально активизируя мышление, познавательная беседа служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, способствует развитию познавательных сил детей, создает условия для оперативного управления процессом познания.

Важно, чтобы эти формы повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Таким образом, у детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Практика показала, какое важное значение имеет осознанное восприятие для нравственного отношения детей к культурному наследию своего народа. Сначала интерес и любование, затем - бережное отношение к тому, что их окружает.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например; «Мой город», «Столица нашей Родины - Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов (метод познавательных игр ), которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Волге, в прошлое города, в далекое прошлое страны и т.д.).

Это могут быть коллективные и индивидуальные игровые задания, касающихся целых ситуаций или отдельных проблем. В таких игровых ситуациях главным моментом для самого ребенка выступают игровые действия и достижение игровой цели. Но одновременно он, сам того не замечая, овладевает новыми знаниями и навыками. Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.

Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду: создание в группе «уголка погружения в культуру родного края» . В уголке может быть представлена старинная домашняя утварь, изделия мастеров родного края, иллюстративный материал (открытки, фотографии, рисунки и др.) и прочее. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа.

Создавая фольклорную среду как фактор национального воспитания, формирования в растущем человеке гражданской позиции, необходимо помнить, что должна включать эта среда:

    внутреннее убранство помещений учреждения, где живут дети, должно включать элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева и глины; вышитые скатерти, полотенца; детские кроватки, люльки с комплектом постельного белья и лоскутным одеялом; деревянные столы, лавки и т.д.);

    соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей: наличие традиционных игрушек (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка в ассортименте; несколько видов народного театра: пальчиковый, вертепный, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т.д.);

    наличие произведений народного искусства, и, прежде всего мастеров Симбирского края (деревянные изделия, народные костюмы, авторские произведения мастеров из лозы, глины, бересты, бисера и т.д.).

К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты, за исключением наиболее ценных, должны быть в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.). Наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом «знания» об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа».

Без зрительных образов ребенок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми, в том или ином историческом периоде и, тем более, воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях. Музей же дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически освоить его. Чем больше органов чувств будет задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усвоится. Трудно заинтересовать описанием изготовления старинной одежды, если дети не знакомы с данным процессом. Совсем иначе пойдет разговор, когда они освоят две-три операции. Например, поучатся прясть нитку на старинной прялке или проделают несколько движений на кроснах (ткацком станке). При этом, самое главное, создать ощущение сопричастности и подключить все виды памяти.

Обоняние и слух также играют важную роль в освоении традиционной культуры. Музей должен быть наполнен звуками и запахами. Специально созданная фонотека голосов природы, шумов, народной музыки обогатит образовательный процесс. Например, соответственно подобранные народные мелодии могут сопровождать процесс созерцания и труда, а аромат сосны в условной русской избе усилит ощущение ее присутствия.

Основные направления работы мини – музея:

    сбор экспонатов, материалов по краеведению;

    изучение собранного материала, его размещение, хранение;

    создание стационарных и передвижных выставок;

    проведение занятий – посиделок, занятий – путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, занятий – инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

Музейно-образовательная программа активно внедряется в дошкольную практику. Их ценность признается ведущими психологами и педагогами. Поэтому основной задачей стало развитие эмоциональной сферы ребенка, его творческой деятельности средствами музейной педагогики.

Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-нравственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.

Задачи:

Осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время»;

Ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

Приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;

Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Дети посещают музей и знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Посещение музея - неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

После посещения музея необходимо создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, картона они изготавливают понравившиеся предметы.

При оценке результатов детской деятельности педагоги подчеркивают индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечают, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков.

Привлечение детей к участию в народных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха, Троица). Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок.

«Народность» праздника, т.е. участие всего народа – от мала до велика, позволяет естественным путем освоить духовный опыт своего народа: дети старшего возраста, взрослые передают усвоенное малышам, заботятся о них, переходя постепенно от зрелища к активным действиям, малыши осваивают все более сложный материал, подражая старшим, обретают навыки общения.

К проживанию календарного праздника дети и взрослые готовятся в течение определенного времени: разучивают песни, заклички, играют хороводы, знакомятся с обрядами, их значением в жизни человека, предметами быта и т.д. Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становятся частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.

Обучение фольклору начинается с постижения местной народной традиции и опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование.

Специфика образовательного процесса заключается в опоре на импровизацию, как единый творческий процесс развития ребенка, активное включение в работу аудиовизуального восприятия фольклорных традиций детьми, построения обучения на основе игровой деятельности и мотивации детей

Важным условием постижения народной культуры является связь с современностью, с сегодняшней жизнью ребенка.

Но календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей . Семейные культурные традиции способствуют интериоризации, т.е. переносу внешнего регионального культурного опыта предшествующих поколений во внутренний мир ребенка, формированию базиса личностной культуры дошкольника. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Принесенные детьми в группу семейные реликвии – предметы народного творчества – становятся личностно значимыми для дошкольников, т.к. были выполнены или принадлежали родному или близко знакомому ему человеку. Возникает культурная связь поколений в семье, для поддержания которой необходима совместная деятельность детей и родителей, деятельность, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Хорошо, когда семейные занятия включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.

I «Путешествие в историю».

Задачи:

Вызвать интерес к жизни наших предков;

Дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство;

Воспитывать уважение к своему народу.

Раздел «Путешествие в историю» интересен детям своей новизной и необычностью. Он позволяет детям окунуться в мир прошлого, вообразить себя древним человеком, попасть в старинный город.

Опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленное путешествие в прошлое и мы стараемся создать историческую обстановку, чтобы дети представили в своём воображении мир глазами человека иного времени.

II «Быт и традиции».

Задачи:

Знакомить детей с жилищем русского человека (с избой, рубленной из бревен, печью, которая всему голова);

Дать представление о предметах быта: мебели (лавки, столы, сундуки, люльки), посуде (деревянной, глиняной, чугунной), предметах обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка);

Дать сведения об одежде русского человека (порты, рубаха, понёва, передник), о продуктах питания (хлеб, щи, каша, блины);

Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, ярмаркам;

Дать представление о народных праздниках: Масленица, Рождество, Пасха…

III «В чудесном мире русского языка».

Задачи:

Познакомить детей с видами устного народного творчества. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки, перевёртыши;

Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка;

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, получая при этом удовольствие.

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы… В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

IV «Дело мастера боится».

Задачи:

Приобщать детей к миру человека труда, мастера своего дела;

Ввести детей в прошлое ремёсел, побудить их к пониманию, что появление новых ремёсел – это отнюдь не самоцель человека, а желание преобразить окружающую действительность;

Раскрыть перед детьми свойства и качества материалов (керамики, дерева, металла, стекла), которые помогают мастеру изготовить полезную вещь;

Побуждать детей к участию в практической деятельности в каком-либо мастерстве.

Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции-хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции. Может встать под сомнение само существование народа.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» появились в свет новые программы и технологии по духовно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (В.Н.Вишневская, М.Д.Маханева, В.И.Натарова, Л.А.Кондрыкинская, М.Ю.Новицкая, Г.А.Ковалева и др.). Идеологическая направленность таких программ и технологий - воспитание патриотизма.

Необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как «Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество», «Я-человек», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др. .

Некоторые из названных программ рассмотрим более подробно.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева и М.Д. Махалева). Данная программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.

Основная цель программы - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения .

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы.

Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.

Конечно, реализовать такую программу, в отличие от программ «Детство» и «Истоки», могут лишь педагоги, хорошо знакомые с русским фольклором и национальной культурой. Для того, чтобы педагогический коллектив любого детского образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде приложения даются специальные материалы: сказки, былины, литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословицах, и т.д. .

Другая не менее интересная нравственно-патриотическая программа - программа «Детство».

Эта программа разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Государственного педагогического университета им. Герцена в Санкт-Петербурге. Начиналась работа под руководством доктора педагогических наук В.И. Логиновой. Руководителем и научным редактором программы является заведующий кафедры Т.И. Бабаева.

«Детство» - программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах .

У программы две основные цели - начальная социализация и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Главная задача -- ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.

Содержание программы «Детство» кардинально отличается от содержания программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (проигрывание русских народных сказок, исполнение и анализ песен, обыгрывание обычаев русского народа). Оно условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни» .

Программа состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному периоду дошкольного детства -- младшему, среднему и старшему. Все три части программы содержат разделы, освещающие разные стороны воспитания (умственное, нравственное, эстетическое и т.д.) и разные виды деятельности. Эти разделы сходны с разделами типовой российской программы.

Инновационные моменты программы «Детство» связаны с переструктурированием и обновлением знаний и представлений об окружающем мире. Содержание этих знаний лишено дидактичности и идеологизации, что свойственно традиционной программе. Все внимание сосредоточено на человеке. Человек представлен как творец предметного мира, как неотъемлемая часть и в то же время «хранитель» природы, как носитель моральных и нравственных норм поведения. Знания и представления об окружающем мире тесно связываются с собственной деятельностью детей.

Как подчеркивают авторы, основой программы является блок «Здоровый образ жизни». Он представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В разделе указано, что именно осваивает ребенок в том или ином возрасте, какие рекомендуются физические упражнения (бег, прыжки, ходьба и равновесие, катание на лыжах и пр.), и приводятся примерные результаты физического развития детей .

Важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников авторы программы «Детство», также как и программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» считают приобщение к искусству - музыке, литературе, народной культуре .

В плане организации педагогического процесса программа «Детство» рекомендует воспитателям сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Авторы программы нацеливают воспитателей проявлять творческое отношение к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано через самостоятельную детскую деятельность, через совместную деятельность с педагогом, а что целесообразно включить в содержание игр, занятий, развлечений. Поставленные педагогические задачи решаются на основе накопления ребенком эмоционально-практического опыта в игре, в общении, экспериментировании, предметной, речевой, изобразительной и театральной деятельности .

Еще одной программой духовно-патриотического воспитания дошкольников является программа «Истоки».

Эта программа разрабатывалась научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Программа основана на многолетних научных исследованиях, проводившихся под руководством А.В. Запорожца. Самим названием программы авторы (Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, А.Н. Давидчук, Л.Ф. Обухова и др.) стремились подчеркнуть значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека.

Программа «Истоки» направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.

Целями своей программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья (также как и авторы программы «Детство») .

Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии - Л.С. Высотского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. Содержание программы построено по возрастному принципу. Вслед за Л.С. Высотским и Д.Б. Элькониным авторы рассматривают психологический возраст как относительно замкнутый цикл детского развития, своеобразие которого обусловливают: социальная ситуация развития, т.е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками), которая характерна для данного возрастного периода; ведущий тип деятельности, в рамках которого наиболее интенсивно происходит психическое развитие; психологические новообразования (достижения в развитии ребенка в данный период); кризис развития, перестройка системы отношений ребенка со взрослыми, которая происходит в конце данного периода .

Для каждого возрастного периода в специальном разделе «Здоровье» представлен примерный режим дня и даны рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям, к безопасности в ДОУ и общественных местах и др.).

В целом по своему содержанию программа «Истоки» явно перекликается с программой «Детство». В то же время в ней нет столь очевидной стандартности и единообразия в способах работы с детьми.

Программа «Истоки» не регламентирует методические приемы и не дает обязательных установок к проведению конкретных занятий. В этом плане программа оставляет больший простор для творчества воспитателям.

В специальном разделе «Развивающая предметная среда детства» раскрываются основные понятия, функции и содержание отдельных компонентов развивающей среды современного детского сада (физкультурно-оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.).

В приложении к программе представлены возможные факультативные курсы для дошкольников по следующим направлениям: обучение второму языку; компьютер в детском саду; мир живой природы в городе . Подобных факультативных курсов в ранее рассмотренных программах не было представлено

Таким образом, анализ программ духовно-патриотического, социально-нравственного воспитания дошкольников демонстрирует большую творческую активность авторов-педагогов, интегративность и нестандартность идей в разработанных программах и большое желание привить детям любовь к окружающим людям, к своей Родине и ее культурному наследию.

Выводы по первой главе

В последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на воспитание патриотических чувств у детей, и на патриотизм в целом как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности ребенка, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Основы патриотического воспитания дошкольников определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010годы».

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социо-культурного опыта, «складывается» человек. В свою очередь, без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Также нами были рассмотрены методы патриотического воспитания дошкольников, которые направлены на целостное, всестороннее развитие и воспитание личности. В своей работе педагоги ДОУ используют разные методы патриотического воспитания в зависимости от поставленных целей занятий, содержания и закономерностей процесса воспитания, а также возрастных и половых особенностей детей.

Наличие программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности дошкольного учреждения. Педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из программ. Переход на новую программу следует начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании и обучении детей и реализованы основные теоретические положения избранной программы.

Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Программа «Истоки» направлена на обогащение психического развития детей, максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода, формирование универсальных способностей и обеспечение для всех детей равного старта развития и укрепление их здоровья.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нацелена на приобщение дошкольников ко всем видам русского национального искусства, на формирование у детей личностной культуры, а также на расширение базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Несмотря на различия в содержании, в целом все авторские программы сближает их идеологическая направленность - воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54

Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно - эстетическому развитию детей

Опыт работы

Тема: « Нравственно - патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре»

Должность: воспитатель I квалификационная категория МАДОУ № 54

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре - проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.

Необходимость формирования высоких нравственных, морально - психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества - все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского воспитания становиться одной из самых актуальных.

Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.

Какие пути и средства патриотического воспитания я использовала в работе при решении этой проблемы?

1.Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2.Русские былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, непримиримость к врагам и т.д.)

3.Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.

4.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

5.Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их использование в работе с детьми.

Проанализировав программные задачи образовательной программы «Детство», я разработала свою рабочую программу «Родники» и в ней конкретизировала разделы по этому вопросу.

Наметила следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора.

3.Знакомство с народными праздниками.

4.Знакомство с народным искусством.

5.Народная кукла.

Поставила цель:

« Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Определила задачи:

* формировать стойкий интерес к национальной культуре;

* приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;

* приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;

* патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей

Родине и осознание принадлежности к русскому народу.

Задачи реализовывала через:

*творческую организацию непосредственно-образовательной деятельности;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* максимальное использование детской деятельности;

* уважительное отношение к результатам детского творчества.

В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:

* целевые прогулки;

* наблюдения;

* рассказ;

* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)

* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

* детское художественное творчество;

* привлечение детей к посильному общественно - полезному труду в ближайшем окружении;

* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к экспонатам музея;

* мой личный пример.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными историческими моментами русского народа вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в 2005 году создала в нашем дошкольном учреждении этнографический музей « Русская изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей воспитанников, жителей микрорайона. Музей - не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

НОД в музее проводила 2 раза в неделю по подгруппам по 8 - 10 человек, что позволяет создать оптимальный вариант для доверительной атмосферы, даёт возможность концентрировать внимание, облегчает общение детей друг с другом, а детям позволяет делиться личными мыслями и впечатлениями. Всю непосредственно-образовательная деятельность детей строила в игровой форме, комплексно, как многовидовая и включала: рассказ педагога-экскурсовода или ребёнка - экскурсовода, русские народные игры, словесные игры по сюжетам знакомых произведений, театрализации, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, продуктивные виды деятельности.

Историческоезначение этнографии рассматривала на НОД во взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего. НОД классифицировала на разные виды. В качестве основных средств, приобщения детей к истокам русской народной культуры широко использовала пословицы, поговорки, заклички, считалки, дразнилки, так же словесные игры по сюжетам знакомых произведений. Н.п. « Задай вопрос другу», « Знатоки пословиц», « Ты - мне, я - тебе». Для развития активного словаря детей средствами словотворчества использовала такие игры как « Ты загадай, а мы отгадаем», « Придумай свою загадку, частушку, небылицу», художественный народный промысел.

Блок «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя: знакомство детей с народным земледельческим календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея « Труд и быт русского народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе НОД - игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь внимание к предмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж. Чтобы дети легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игры « Чего не стало?», « Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет. Экспонаты музеяпомогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга.

НаНОД тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились с народными костюмами областей России. Узнавали особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и оберегах, использовавшихся при шитьекосовороток и сарафанов.

Для реализации задач НОД блока « Народно-прикладное творчество» музее имеются экспонаты по художественно-декоративному искусству. Это вещи, украшенные узорами работы народных мастеров: кружева и вышивка, керамические и тканевые изделия, жостовские и тагильские подносы, плетёные изделия, использование которых обогатили представления о мастерстве рук человеческих, расширяли кругозор детей, развивали детское творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской росписями игрушек, русских прялок, глиняной посуды. Изделия народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту русской души. Дидактические игры « Реставраторы», « Разбитая тарелка», « Собери целое», «Составь узор» помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок данного вида росписи на своём изделии. Знакомство с народно-прикладным искусством происходило и на костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел.

Для каждой ярмарки дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового материала в творческой мастерской «У Данилы - мастера».

Блок НОД «Народная кукла» самый любимый у детей. Дети изготовляли кукол из ниток, кукол - скаток, кукол - пеленашек, кукол - ангелов, кукол-зерновушек, кукол-скруток.

Тематический блок НОД «Праздники и развлечения» строила, на обычаях и традициях русского народа отмечать народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в обрядах и действах, дети приобщались к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к труду.

На Рождество дети пели русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались в ряженых, распевали колядки, исполняли русские народные танцы.

На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли с ними

На Масленицу узнавали о традиции встречи весны, сжигали « чучела Масленицы», знакомились с рецептом выпеканием « символа» Масленицы - блинов, играли в русские народные подвижные игры, водили хороводы, угощались блинами, катались в санях на лошади.

Блок НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширял представление детей о традициях русского народа пить чай из блюдца, дети узнали о городе Туле и печатных пряниках с затейливыми рисунками и надписями.

Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей силу, выносливость, глазомер, воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.

Проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому « Я и моя семья». Передавая экспонат в музей, дети сами рассказывали его легенду. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок.

При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети - экскурсоводы музея проводили экскурсии для детей, родителей, сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда. В «Книге отзывов» посетители музея оставляли записи о своих впечатлениях. Дети - экскурсоводы детского сада принимали участие в городских смотрах - конкурсах музеев и были награждены грамотами и памятными призами.

Совместно с детьми проводила работу по направлению «Связь поколений». Дети встречались с ветеранами, которые делились секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии.

Ежегодно вместе с моими воспитанниками проводим акции, такие как «Ветеран», «Милосердие», «Неделя добра», «Вдовы», «Сувенир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская лента», «Мы за МИР!». В мастерской «У Данилы - мастера» они мастерят подарки и сувениры для поздравления ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Музей неоднократно награждался почётными грамотами Управления образования города Кушва - 2005г., 2006г., 2008г.,2009г.,2010г., 2012г., 2015г., 2016г. занимал I место в городских смотрах - конкурсах «Лучший кабинет » среди образовательных учреждений города.

Моя работа отмечена Грамотами и благодарностями в рамках областного смотра - конкурса «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и Дворца Молодёжи г. Екатеринбург.

Деятельность этнографического музея « Русская изба» МАДОУ № 54 по приобщению детей к истокам русской народной культуры освещалась в городских печатных изданиях и «Педагогическом вестнике», показаны сюжеты по местному телевизионному каналу «Кушвинское телевидение».

Я думаю, что работа, проведённая по патриотическому воспитанию, не пройдёт даром. Уже сейчас могу сказать, что дети владеют первоначальными знаниями по истории страны.

Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности, что они никогда не будут « Иванами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину.

Список литературы:

1.Бударина Т.А., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-Пресс 2000

2.Ботякова О.Л. Солнечный круг Детство-Пресс 2002

3.Баранов Д.А. Русская изба

Искусство 1999

4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь Детская литература 2001

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Детство-Пресс 1998

6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор

С-Петербург 2008

7. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа

Паритет 2007

8. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях ОЛМА-ПРЕСС 2009

9. Терещенко А.В. Быт русского народа Русская книга 2010

10.Тихонова М.В. Традиции русского дома

ОЛМА-ПРЕСС 2010

11. Шангина И.И. Русский народ



Рассказать друзьям