Пропорции тела новорожденного доношенного ребенка. Пропорции детского тела

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Рост новорожденного ребенка, как и его вес, часто беспокоит родителей. Это неудивительно, ведь часто именно по ним судят, все ли хорошо с малышом.

Данные ВОЗ

Несколько лет назад ВОЗ были выпущены новые нормы прибавок в росте детей в виде таблиц. Данные, которыми пользовались до этого, были собраны достаточно давно, и содержали информацию о малышах, которые питались смесью.

Исследования показали: малыши, которые получают молоко, растут и набирают вес немного медленнее, чем детки, которые питаются смесью. Появление же и распространение завышенных нормативов набора массы и роста вредно, поскольку такие высокие показатели могут способствовать перекармливанию малышей, получающих смесь.

Таблица роста

Рост новорожденного ребенка в таблице, составленной ВОЗ, отличается для девочек и для мальчиков. Таблица содержит несколько столбцов, в которых показан рост ребенка от очень низкого и до очень высокого. Как очень низкий, так и очень высокий рост встречаются достаточно редко и являются показанием для полноценного обследования ребенка, возможно, для выявления заболеваний и назначения лечения. Так, средний рост для девочек поставляет 46,1 см , очень низкий рост – 43,6 см , очень высокий рост– 54, 7 см . Те же данные для мальчиков составляют 49,9 см, 44,2 см и 55,66 см соответственно . ВОЗ собирала данных по доношенным детям, помимо анализа роста новорожденного ребенка, оценивалась также окружность головы и вес.


Таблица роста до года (клик для увеличения)

Сразу после рождения крохи врачи определяют соотношение роста и веса (этот параметр носит название «Индекс Кетле »). По нему врач судят о развитии ребенка до рождения: о том, достаточно ли он получал питательных веществ, хорошо ли развивался. Для определения индекса нужны вес и рост новорожденного ребенка, таблица с этими данными, по которой сверяют показатели. Вес новорожденного делят на рост, получается двузначное число (нормальным показателем является 60-70 ). Все это справедливо только для ребенка, который был доношен и рожден в срок. Для недоношенных деток показатели развития будут другими.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Особое внимание росту уделяется в течение . Считается, что именно рост малыша больше, чем другие параметры, указывает на развитие ребенка, при расчете используют формулы, учитывающие возраст ребенка, рост, иногда – и вес. Считается, что ребенок с хорошим развитием набирает около 25 сантиметров за первые 12 месяцев .

Что влияет на рост ребенка?

Что влияет на рост? Прежде всего, наследственность: у высоких родителей дети уже в первый год жизни могут быть выше сверстников. Отставать же рост может из-за плохого питания (недостаточного, не по возрасту, несбалансированного), а также из-за некоторых возможных аномалий развития, установить которые может дополнительное обследование.

Итак, рост – это один из показателей развития малыша, который многое говорит как после рождения крохи, так и после него. Определить рост, точнее, соотнести рост и вес, важно, поэтому педиатр во время плановых помещений поликлиники обязательно замеряет рост и взвешивает малыша. Если рост отстает от показателей или опережает их незначительно, не стоит волноваться, это совершенно нормально. Если же расхождение велико, установить причины и выбрать лечение, если оно понадобится, поможет врач.

И, конечно, не стоит забывать, что цифры – это хорошо, но самое главное – самочувствие малыша, его физическое развитие.

Статья

Вот и прошли 9 месяцев в ожидании чуда, то время, когда будущая мама не только предвкушает счастье предстоящей встречи со своим малышом, но и переполнена тревогами и страхами по поводу родов.

Когда же на свет появится младенец, покажется, что все уже позади, но на самом деле сразу же после рождения у вашего ребенка начинается наверняка самый важный в жизни период новорожденности.

Длительность периода новорожденности

Период новорожденности длится до конца первого месяца жизни ребенка (условно 28 дней). А начинается он вместе с первым вдохом малыша. Кроме того, принято выделять ранний и поздний неонатальный период. Ранний период новорожденности длится первые 7 дней жизни, а поздний, соответственно, – следующие три недели.

Сущность и основные характеристики периода новорожденности

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

Характеристика периода новорожденности малыша имеет ряд особенностей:

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

Данный период также является адаптационным к новым незнакомым условиям жизни:

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

Описание младенца в неонатальный период

Описание новорожденного малыша имеет ряд основных особенностей:

1) У новорожденного младенца можно наблюдать отличия в пропорциях тела в сравнении со взрослым человеком. Голова ребенка намного больше в соотношении с телом (у доношенного младенца масса головы составляет около 25% от всего тела, у недоношенного - до 30-35%, тогда как у взрослого человека – около 12%). Такая особенность обусловлена тем, что развитие головного мозга в период новорожденности опережает остальные органы и системы.

2) Окружность головы у доношенных младенцев составляет около 32-35 см.

3) Форма головы может быть разной, и зависит она от родового процесса. При рождении путем кесаревого сечения голова младенца круглая. Прохождение через природные родовые пути ребенка предусматривает подвижность костей черепа, поэтому голова младенца может быть сплющена, вытянута или ассиметричной формы.

4) Сверху черепа у младенца есть мягкое темечко (от 1 до 3 см) – место головы, где нет черепной кости.

Лицо и волосы новорожденного

1) Глаза у новорожденных малышей в первый день жизни обычно закрыты, поэтому тяжело их рассмотреть.

2) Нос у младенца крохотный, а носовые ходы – узкие, слизистая оболочка в носу – нежная, поэтому требует особого ухода.

3) Слезные железы еще не полностью развиты, поэтому в период новорожденности ребенок плачет, но слезы не выделяются.

4) Большинство детей рождаются с волосами темного цвета, которые чаще всего стираются, и появляется постоянный волосяной покров. Есть дети, которые рождаются совсем лысыми.

5) Кожа младенца очень нежная и чувствительная. Роговой слой – тонкий. Цвет кожи в первые минуты после рождения – бледный с синеватым оттенком, тогда как немного позже кожный покров становится розового и даже красноватого оттенка.

Видит ли новорожденный малыш?

Бытует такое мнение, что после родов у малыша слух и зрение не полностью развиты, поэтому ребенок ничего не может увидеть и услышать. Только спустя некоторое время малыш начинает распознавать силуэты и слышать голоса и звуки. Так это или нет, нужно разобраться. Выясним, когда ребенок начинает видеть.

Как и что видят новорожденные малыши?

Научно доказано, что новорожденный ребенок способен видеть, ведь эта функция человеческого организма является врожденной и формируется еще в утробе матери. Другой вопрос состоит в том, насколько хорошо развит зрительный орган. Сразу после того, когда ребенок начинает видеть, все предметы и люди вокруг ему кажутся расплывчатыми. Это легко объяснимо, ведь так зрение постепенно адаптируется к новой среде жизнедеятельности и перестраивается.

Точно можно сказать, что ребенок после родов хорошо различает свет и тьму. Он сильно щурится, если на него направлен источник яркого света, и приоткрывает глаза во тьме и полутьме. Это также легко объяснить, ведь даже взрослому человеку сложно привыкнуть к яркому свету после пребывания во тьме. Ребенок в утробе матери находится именно в полутьме, а рождается, как правило, в родовом зале, где яркий свет и лампы.

Хотя бывают и такие случаи, когда первые минуты после рождения малыш может проводить с широко открытыми глазами, и кажется, что он наблюдает за всем происходящим вокруг и не отводит глаз от своей мамы.

На протяжении около 2 недель после рождения малыш может останавливать взгляд на предмете лишь на 3-4 секунды.

Физиологические состояния неонатального периода

Особенности периода новорожденности – это так называемые физиологические состояния, о которых каждая молодая мама должна знать, чтобы не допустить патологий и заболеваний.

1) Эритема кожи (на кистях и стопах она выглядит красноватой с синеватым оттенком из-за расширения сосудов, вследствие снижения температуры от 37 градусов в утробе до 20-24 и изменения водной на воздушную среду обитания). При этом физиологическом процессе температура тела, аппетит и общее состояние малыша остаются неизменными. Через 3-4 дня кожа начинает шелушиться в местах покраснения. Такой процесс не требует лечения и специального ухода.

2) Реакции сосудов в период новорожденности. Чаще всего такой физиологический процесс проявляется у недоношенных детей. Можно наблюдать:

– неравномерное покраснение кожных покровов, когда одна часть тела приобретает красноватый оттенок, а другая – наоборот, бледная и даже с синюшным оттенком вследствие сна или лежания на одном боку;

– мраморные, синюшные проявления на коже возникают из-за незрелости сосудистой системы.

Такие процессы обычно проходят через несколько дней после рождения, но требуют врачебного наблюдения.

3) Желтуха новорожденных проявляется из-за незрелости функции печени и неспособности обезвредить повышенное количество билирубина в крови. Физиологическая желтуха обычно сопровождает новорожденных в первые дни их жизни и проходит спустя неделю после рождения. Недоношенные дети требуют более пристального внимания, ведь данный процесс затягивается и длится около 1,5 месяца. Если желтизна остается, то потребуется обращение к специалисту.

4) Закупорка сальных желез. Часто у новорожденных малышей на носу, лбу или щеках можно обнаружить маленькие белые прыщики, их нельзя трогать. Через несколько недель все пройдет само собой.

5) Акне. К концу первого месяца жизни ребенка могут появиться маленькие прыщики с белым оттенком на лице. Данный процесс не требует лечения и проходит после сбалансирования в организме малыша гормонов – через 2-3 месяца. Соблюдение гигиены и нанесение тонкого слоя "Бепантена" 1 раз в 3 дня – единственное, что разрешено делать в таком случае.

Болезни новорожденных

Заболевания периода новорожденности можно разделить на несколько видов:

1) Врожденные болезни – заболевания, которые развиваются у плода еще в утробе матери в результате воздействия негативных факторов внешней среды. К таким заболеваниям относятся:

– гепатит врожденного типа у новорожденных проявляется в том случае, если им переболела мать во время или до беременности;

– токсоплазмоз, который передается от кошек;

– цитомегаловирусная инфекция;

– листериоз (новорожденный может быть инфицирован данной болезнью во время беременности, родов или в детском отделении);

– врожденная малярия;

– туберкулез;

– сифилис.

2) Врожденные пороки органов и систем:

– пороки сердца, легких и ЖКТ;

– врожденный вывих бедра;

– врожденная косолапость;

– врожденная кривошея.

3) Травмы родовой деятельности:

– повреждения скелета;

– гипоксическая родовая травма.

Такими инфекционными заболеваниями, как корь и краснуха, дети в неонатальный период не заражаются, так как мать во время беременности и после родов вместе с грудным молоком передает им антитела.

Кризис новорожденного ребенка

Кризис периода новорожденности – это сам процесс рождения младенца, проход его по родовым путям матери.

По мнению психологов, для ребенка процесс рождения является очень сложным и переломным этапом.

Выделяют несколько основных причин такого кризиса у новорожденных:

– Физиологические. В результате рождения ребенок физически отделяется от своей матери, что является для него огромным стрессом.

– Малыш попадает в незнакомые для него условия жизнедеятельности, где все отличается от того, что было в утробе (среда обитания, воздух, температура, свет, смена системы питания).

– Психологические причины. После рождения и физического отделения малыша от матери ребенком овладевает чувство тревоги и беспомощности.

Сразу после рождения малыш выживает благодаря врожденным безусловным рефлексам (дыхательный, сосательный, ориентировочный, защитный и хватательный).

Таблица прибавки веса новорожденных

Возраст, месяц Масса, г Рост, см Окружность головы, см
После рождения 3100-3400 50-51 33-37
1 3700-4100 54-55 35-39
2 4500-4900 57-59 37-41
3 5200-5600 60-62 39-43
4 5900-6300 62-65 40-44
5 6500-6800 64-68 41-45
6 7100-7400 66-70 42-46
7 7600-8100 68-72 43-46
8 8100-8500 69-74 43-47
9 8600-9000 70-75 44-47
10 9100-9500 71-76 44-48
11 9500-10000 72-78 44-48
12 10000-10800 74-80 45-49

Таблица новорожденных (вес и рост) включает приблизительные среднемесячные показатели прибавки роста и веса у младенцев.

fb.ru

Новорожденный – характеристика периода новорожденности | anyshka.ru – все про беременность, роды, здоровье, питание

Новорожденный - это ребенок с момента появления на свет, а также в течение первого месяца жизни. В период новорожденности развитие грудного малыша отличается в зависимости от того, родился он недоношенным или доношенным. Доношенный младенец внутриутробный цикл развития проходит за 40 недель (280 суток), т.е. за 10 лунных месяцев. За это время он активно растет и набирает вес и к моменту рождения в среднем имеет рост 47-55 см, вес 3000-4000 г, окружность головы 32-35 см. на эти показатели влияют несколько факторов. Например, возраст родителей, их состояния здоровья и физическое развитие, питание и образ жизни будущей матери во время беременности.

Период новорожденности определяется и характеризуется некоторыми функциональными и морфологическими изменениями, которые возникают в организме малыша в следствии с переходом от внутриутробной жизни к вне утробной. На первые сутки жизни (3-5е) имеет место физиологическая потеря массы тела – 4-8 %. Если потеря массы более 10 % расценивается как патологическая. Обычно на 6-10 сутки масса восстанавливается. В среднем масса ребенка за 1-й месяц жизни увеличивается на 700-800 г.

Температура тела малыша в первые пару недель неустойчива и зависит во многом от температуры воздуха окружающей среды. Гримасничанье, дрожание конечностей и небольшие подергивания возможны в первый день жизни. У новорожденного имеются врожденные физиологические рефлексы, которые исчезнут примерно к 3-4 месяцам. Младенец отчетливо реагирует на сильный звук и свет. Развиты вкус и обоняние.

Тело новорожденного сначала сохраняет позу, в которой он находился в утробе матери, т.е. с согнутыми и прижатыми к туловищу конечностями. Окружность и полноту телу ребенка придает равномерно расположенный подкожный жировой слой. Мускулатура плохо развита. Кожа тонкая, нежная, легкоранимая. Голова составляет приблизительно ¼ от длины тела малыша, туловище немного длиннее ног, руки и ноги приблизительно одной длины. Позвоночник физиологических изгибов не имеет. К позвоночнику под прямым углом прикреплены ребра, грудная клетка имеет бочкообразную (овальную) форму. Остается открытым родничок, который образуется теменными и лобными костями.

Неравномерно по глубине и частоте дыхание (40-60 раз в минуту). Пульс 120-150 ударов в минуту, при крике увеличивается до 160-200 ударов. Желудок расположен горизонтально и мал по объему. Кишечник новорожденного относительно длинен, имеет недоразвитый нервный аппарат, обилие ворсинок и кровеносных сосудов, нежную слизистую оболочку, высокую проницаемость кишечной стенки, слабость эластичного и мышечного слоев, а также недостаточность кишечных желез.

Слюноотделение понижено. Защитная функция слизистой оболочки в полости рта слаборазвита. В наличии имеются все ферменты необходимые для пищеварения (секретин, амилаза, нуклеаза, липаза, сахараза, соляная кислота и т.д.) Заселение микроорганизмами дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта начинается с первых часов жизни малыша. В первые сутки внеутробной жизни выделяется меконий (первородный кал) – темно-зеленая густая однородная масса без запаха, состоящая из слущенных клеток эпителия, слизи и желчных пигментов.

Со временем появляется, так называемый, переходной стул. Он коричнево-зеленого цвета, содержит много слизи, иногда бывает пенистым и водянистым. На 5-7 сутки устанавливается обычный стул (молочный), с характерным кислым запахом. Частота мочеиспусканий в первые 2 суток составляет 3-5 раз, постепенно увеличиваясь до 15-20 раз.

Важнейшую роль в жизни новорожденного малыша играет водный обмен. Вода составляет около 75-80 % от массы тела малыша, но связана она в организме непрочно, поэтому легко нарушается водное равновесие. Потребность новорожденного в воде в сутки примерно составляет 160-180 г на 1 кг массы тела. Допаивать ребенка не стоит в том случае, если он находится на грудном вскармливании, потому что грудное молоко содержит достаточное количество воды для новорожденного.

Читайте о развитии ребенка в первый месяц жизни.

anyshka.ru

Определяем размеры новорожденного человечка

Для определения темпов развития новорожденного крохи разработана специальная таблица оптимальных размеров грудничков. Разумеется, каждый ребенок не будет соответствовать общим показателям, но значительное отклонение от нормы может свидетельствовать о нарушениях развития организма, и своевременная помощь поможет исправить возможные аномалии.

Каким должен быть рост у новорожденного?

Основными показателями развития малыша в младенческом возрасте считаются вес и рост. Длина тела грудничка напрямую зависит от нескольких факторов: наследственной предрасположенности, качества и количества питания, заболеваний и окружающей обстановки.

Каждое посещение педиатра сопровождается измерением роста, для этого медсестры используют специальное электронное устройство, позволяющее получить данные с точностью до миллиметра. Однако такую процедуру можно провести и дома своими силами. Оптимальный вариант – уложить ребенка на ровную поверхность, а рядом растянуть швейную линейку. Для проведения первых процедур может потребоваться помощь второго взрослого, который будет удерживать крутящегося младенца. Малыш должен лежать ровно, выпрямив ножки, полный рост – от макушки головы до пяточек.

Прибавка длины тела новорожденного осуществляется постепенно, но самый пик приходится на первую четверть года – в это время малыш прибавляет по 3 см. Следующие три месяца прибавка менее интенсивна – от 2 до 2,5 см ежемесячно. С 6 по 9 месяц кроха вытянется на 1,5-2 см за каждый месяц, а в последнюю четверть первого года жизни рост станет увеличиваться примерно на 1 см. Для удобства существует таблица среднего роста грудничков по месяцам:

  • при рождении – 45-55 см;
  • с рождения до 3 мес. – 45-62 см;
  • с 3 до 6 мес. – 51-68 см;
  • с 6 до 9 мес. – 57-74 см;
  • с 9 до 12 мес. – 63-80 см;
  • с 12 до 18 мес. – 70-86 см.

Конечно, это общие показатели размеров, и принимать их за конечную норму не стоит, ведь каждый ребенок развивается индивидуально, но длительное отклонение от результатов таблицы должно насторожить родителей, ведь это один из возможных факторов нарушения развития грудничка.

Измеряем размеры тела крохи

Каждый месяц на плановом осмотре у врача, наряду с взвешиванием, груднички проходят процедуру измерения размеров тела. Основными показателями, интересующими специалистов, являются рост, окружность головы и груди.

Сразу после рождения тело малыша будет непропорциональным – голова особо выделяется, и ее показатель несколько выше окружности груди. К полугодию окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а после 6 месяцев грудная клетка ребенка начинает расширяться, и пропорции тела приходят к норме.

Окружность головы измеряется горизонтально, охватывая затылок, ушки и лоб. Вы самостоятельно можете провести проверку, используя для этого мягкую сантиметровую ленту.

Таблица размеров окружности головки:

  • при рождении – 34-35 см;
  • с рождения до 3 мес. – 34-40 см;
  • с 3 до 6 мес. – 40-44 см;
  • с 6 до 9 мес. – 44-46 см;
  • с 9 до 12 мес. – 46-48 см;
  • с 12 до 18 мес. – 48-50 см.

Такой показатель позволяет правильно подбирать шапочки и чепчики для новорожденного, поэтому перед покупкой новых вещей рекомендовано измерить голову, это не займет много времени, зато избавит вас от сложностей с выбором детских головных уборов.

Окружность груди также увеличивается по мере роста ребенка, если в начальных месяцах прибавка будет по 1,5-2 см ежемесячно, то после полугода показатель станет стабильно изменяться всего на 0,5-1 см.

Таблица окружности груди для грудничков:

  • при рождении – 30-32 см;
  • с рождения до 3 мес. – 30-38;
  • с 3 до 6 мес. – 38-45 см;
  • с 6 до 9 мес. – 44-50 см;
  • с 9 до 12 мес. – 50-52 см;
  • с 12 до 18 мес. – 52-54 см.

Зная окружность груди, вы сможете без труда подобрать ребенку вещи необходимого размера, что упростит выбор моделей и сэкономит вам массу времени.

Как определить размеры одежды и обуви для грудничка?

Для приобретения обновок гардероба маленького ребенка следует точно знать, какой размер сейчас носит кроха, поскольку грудничку лучше покупать вещи с небольшим запасом, ведь детки очень быстро растут.

Что касается одежды, то оптимальным вариантом станет руководствоваться предлагаемой фирменной размерной сеткой, но это относится лишь к товарам отечественного производства. Модели из Китая и прочие иностранные лучше измерять самостоятельно. Все, что вам нужно знать – это рост крохи (для определения необходимой длины брючек) и окружность груди (чтобы выбрать не слишком широкую кофточку).

А вот обувь лучше мерить по длине стопы ребенка, поскольку разные производители при изготовлении детских тапочек и пинеток используют различные размерные сетки. Длина ножки измеряется от пятки до кончика большого пальчика. Еще один вариант – это обвести ножку карандашом на картонке, и вырезать макет, который использовать для измерения понравившихся моделей.

Примерная таблица размеров ножки грудничков:

  • с рождения до 3 месяцев – 7-9 см;
  • с 3 до 6 месяцев – 9-11 см;
  • с 6 до 9 месяцев – 11-14 см;
  • с 9 до 12 месяцев – 14-15 см;
  • с 12 до 18 месяцев – 15-18 см.

Даже примерная таблица ростовок поможет выбрать подходящие вещи для маленького ребенка, поскольку на глаз точно определить, какой размер у крохи в данный момент, удается далеко не всегда.

agushkin.ru

Развитие новорожденного ребенка

Рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди - это основные показатели, с помощью которых врачи оценивают физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша - это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Потом, когда ребенок будет взрослеть, именно опираясь на эти параметры, педиатры будут следить за его состоянием здоровья, давать советы по кормлению, режиму, делать какие-то назначения. Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди, головы ребенка должны измеряться один раз в месяц, т.к. малыш очень быстро растет в это время.

Что влияет

То, как малыш будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. При этом наследственность сказывается в большой степени на росте ребенка - если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. А вот главную роль в прибавке веса играет именно качество питания - правильно питается малыш, значит, и прибавка в весе будет хорошей. И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.

Сантиметры и метры

Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46-56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.

Что же происходите ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего - на целых 20-25см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет. Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Еще установлено, что ночью дети растут быстрее, чем днем.

Помимо роста врачи оценивают и другие параметры новорожденного. Обязательно измеряют окружность его головы и груди. У только что появившегося на свет малыша в среднем окружность головы составляет 34-36 см, а окружность груди - 32-34 см. Окружности груди и головы становятся одинаковыми к четвертому месяцу жизни. После чего грудь в окружности увеличивается быстрее, чем голова. У ребенка в один год окружность груди равна приблизительно 48 см, а окружность головы - приблизительно 46-47 см. Но это только средние цифры: ведь у детей, как и у взрослых, разное телосложение, разная форма головы - поэтому возможно небольшое отклонение от среднестатистических цифр.

Граммы и килограммы

Вес новорожденного может составлять 2,6-4 кг. Малышей, родившихся с весом больше 4 кг, считают крупными. Это может быть как особенность конституции (у крупных родителей и малыш будет крупным), так и свидетельство нарушения углеводного обмена у мамы.

Важный факт: масса тела ребенка к выписке из роддома обычно меньше той, с какой он родился, - эти показатели записываются в документах, выдаваемых маме. Не стоит бояться такого «похудения» - это естественный процесс, который называется физиологической потерей веса.

Она происходит из-за потери воды через легкие и кожу, усыхания остатка пуповины, выделения мочи и мекония (первородного кала). Максимальная потеря веса у новорожденных происходит к 3-4-му дню и составляет не более 6-7% от первоначального веса. А уже к десятому дню здоровые дети весят столько же, сколько сразу после рождения. Если ребенок теряет больше указанной нормы или долго не может восстановить потерянные граммы, это может говорить о том, что он нездоров.

В первый год жизни вес малыша увеличивается больше всего. Есть несколько способов расчета прибавки в весе. Например, в первом полугодии ребенок должен прибавлять 600-800 г в месяц. К шести месяцам его вес в норме удваивается. Во втором полугодии жизни темпы набора веса несколько снижаются - он увеличивается на 300-550 г за месяц. Это происходит из-за того, что малыш становится более подвижным: он уже не просто лежит в кроватке, а садится, встает, ползает, активно переворачивается и начинает ходить. К году вес ребенка должен утроиться по сравнению с первоначальным.

Некоторые мамы очень следят за тем, как их малыш прибавляет в весе. Они готовы взвешивать своего малыша ежедневно, чуть ли не после каждого кормления, считая, что с каждым приемом пищи вес должен возрастать. Не стоит тратить на это время -вес ребенка, как и рост, увеличивается неравномерно. Не бывает такого, что ежедневно малыш прибавляет среднестатистические граммы: со временем мама заметит, что бывают периоды, когда вес стабилен или увеличивается незначительно, а потом вдруг происходит резкий скачок.

Для контроля достаточно взвешивать ребенка один раз в неделю, желательно в одной и той же одежде. Для взвешивания детей существует два вида весов: механические и электронные. Сегодня электронные весы более удобны в использовании – они легкие, компактные, мобильные. Некоторые модели автоматически учитывают и вычитают вес пеленки, «запоминают» предыдущие взвешивания, могут показывать динамику изменений веса и даже измерять рост. Если нет возможности приобрести весы, можно обойтись и ежемесячным измерением веса в детской поликлинике. После первого года жизни темпы прибавки веса (как и роста) значительно снижаются. В обычной жизни ребенок, да и взрослый уже никогда не сможет за один год удвоить или тем более утроить свой вес.

Внимание цифрам

У каждого человека есть свое представление о здоровье. Так, некоторым родителям (а также бабушкам и дедушкам) кажется, что малыш должен быть этаким упитанным -боровичком». И недостаточный, по их мнению, вес и рост малыша приводит их в смятение. На самом же деле в наши дни все больше детей с излишней прибавкой в весе, и чаще всего это наблюдается у малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Некоторые родители, желая посытнее накормить своего ребенка, делают смесь более концентрированной или увеличивают число кормлений. В результате дети в весе прибавляют больше необходимого, из-за чего многие из них отстают в развитии от своих сверстников - начинают позже переворачиваться, ползать, ходить, чаще болеют, более склонны к аллергическим реакциям.

Первые признаки у новорожденных дцп

Стерилизация бутылочек для новорожденных

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса .

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Каждый любящий свое чадо родитель беспокоится о том, все ли хорошо у его малыша? Правильно ли он развивается? Не имеет ли ребенок каких – то проблем? Для того, чтобы не испытывать лишних тревог и беспокойств, нужно внимательно наблюдать за малышом в процессе его роста, на каждом этапе его развития. В первый год жизни дети растут и обучаются с невероятной скоростью. И помощь в наблюдении за этим родителям может оказать справочник развития ребенка, который разработали специалисты. В нем по месяцам расписаны все навыки и умения, которыми должен овладевать ваш малыш к определенному возрасту. И если вы даете своему ребенку все, что ему необходимо и обеспечиваете ему благополучное детство, то он будет одинаково замечательно развиваться во всех направлениях:

  • физическом (темпы увеличения роста и веса),
  • когнитивном (способность к обучению и запоминанию),
  • социальном (становление реакции на окружающий мир и родных людей),
  • двигательном (совершенствование моторики и навыков),
  • развитии речи (обучение языку).

Факторы, влияющие на детей

Физическое развитие ребенка до года зависит как от наследственных факторов, так и от влияния среды и социальных условий. Существует две группы причин, влияющие после рождения на рост, вес и другие параметры: эндогенные и экзогенные .

К эндогенным факторам относят эндокринные железы и то влияние, которое они оказывают на ребенка. Изначально, в период новорожденности, важную роль играет вилочковая железа, со 2-го года жизни значение имеют тиреоидные гормоны и, начиная с 3-4 лет, в дальнейшем свое влияние оказывает гипофиз. Генотип определяет уровень гормонов с данных органов и чувствительность тканей к их воздействию.

Росту способствуют: соматотропин (гормон гипофиза), гормоны щитовидной железы, гормоны поджелудочной железы. От соматотропного фактора зависит образование хрящевой ткани (причем он мало влияет на рост детей до 3 лет, большее значение имеет в период от 3 до 11), а на развитие костной ткани влияют тиреоидные гормоны. А инсулиноподобные факторы роста 1,2,3 способствуют реализации эффекта гормона роста.

К экзогенным факторам относят условия, в которых живет и растет ребенок. И особенно выделяют среди них качественное питание, которым обеспечивается материал для пластического и энергетического обмена. И если оно недостаточно по количественному и качественному составу, то темпы нарастания массы и длины тела не будут соответствовать возрастным критериям и нормам.

Также к экзогенным факторам физического развития относят ультрафиолетовое излучение, от которого зависят сезонные изменения роста и веса. Играют роль климатические условия и географическая зона обитания. Активность ребенка и подвижный образ жизни влияют на рост костей и обмен веществ.

Для диагностики физического развития детей до года используют следующиепоказатели: изменение массы и длины тела, пропорций тела (окружностей головы и груди), время прорезывания молочных зубов и двигательные навыки.

Длина тела

Изменение роста является наиболее достоверным и статичным показателем физического развития ребенка . Им определяется абсолютная длина тела и соответствующее увеличение его размеров, созревание органов и систем и становление функций. В течение своей жизни ребенок растет неравномерно, скачками. Наиболее интенсивно увеличение роста происходит в первый квартал жизни ребенка, потом процесс замедляется. У доношенного новорожденного длина тела при рождении находится в пределах 48-52 см. В дальнейшем прибавки составляют: в 1-й и 2-й месяцы жизни - по 3 см, в 3-й и 4-й месяцы - по 2.5 см, в 5-й и 6-й месяцы - по 2 см. Таким образом, к полугоду средний рост будет в пределах 63 – 67 см. При гармоничном развитии ребенка возможно изменение месячной прибавки в пределах 1 см, но после 6 месяцев и далее колебание не должно быть более 1 см.

Оценка массы тела

Независимо от роста, да и от всех остальных критериев, вес тела является самым нестабильным показателем, который может довольно быстро изменяться под влиянием различных причин (болезнь ребенка, нарушение аппетита, расстройство сна). Небольшой набор массы тела может быть из-за неполноценного питания, плохого ухода (отсутствие прогулок на свежем воздухе), частых болезней малыша. При избыточной массе, которая чаще бывает от перекармливания, дети страдают от слабости иммунитета, более склонны к сердечно - сосудистым патологиям, диабету.

Наиболее интенсивно прибавка веса происходит в первых 3 месяца жизни. У доношенного новорожденного масса составляет в среднем 3-3.5 кг. При нормальном протекании периода адаптации у большинства детей к пятому дню жизни происходит физиологическая потеря веса до 10% от веса при рождении, которая восстанавливается до нормы через несколько дней. Максимальная прибавка массы тела отмечается в первых полгода (далее темпы ее снижаются) и составляет: в 1-й месяц жизни ребенка – 600 грамм, во 2-й – 800, в 3-й – 750, в 4-й – 700, в 5-й – 650, в 6-й – 600 гр. В среднем к 4.5 месяцам вес тела увеличивается в два раза.

Однако динамика прибавки может сильно варьировать и зависеть от многих внешних факторов и особенностей ребенка. Например, дети, которые находятся на искусственном вскармливании, месяцем позже удваивают массу, чем те, кто вскармливается естественно. Поэтому, в отличие от роста (который является более стабильным показателем и меняется не сразу под влиянием разных условий), вес ребенка показывает текущее состояние организма. Патологией не считается отклонение массы от долженствующей менее чем на 10%.

Двигательные навыки

Двигательные умения указывают на темпы моторного развития ребенка . При этом учитывают способность держать голову, уровень движений руками, динамические функции (перевороты, подтягивание, ползание и пр.).

Ребенок возрастом 1 месяц имеет следующие двигательные навыки:

  • Хаотичные движения рук и ног;
  • Сосательный рефлекс проявляется спонтанно;
  • Руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом состоянии, руки сжаты в кулачки либо ладони раскрыты;
  • Мочеиспускание спонтанное после наполнения пузыря с частотой до 20 раз в сутки;
  • Стул часто, до 8 раз в сутки;
  • Длительность сна около 19 часов в сутки, в течение него ребенок просыпается примерно 8 раз.

Физическое развитие в 2 месяца:


Физическое развитие в 3 месяца:

  • Ребенок уже пытается подтягиваться на руках, делает попытки сесть, упирается в опору ногами, отталкивается от нее;
  • При поддержке под мышками стоит и перебирает ногами;
  • Может длительное время удерживать голову;
  • Сидит с поддержкой на руках;
  • Переворачивается с живота на бок;
  • Получает удовольствие от купания;
  • Хватается за грудь руками во время кормления.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Уже способен переворачиваться с живота на спину и обратно;
  • Лежа на животе, приподнимается на руках;
  • Раскачивается, стоя на четвереньках;
  • Подтягивается за руку, лежа на спине;
  • Зажимает деснами грудь при кормлении;

Физическое развитие в 5 месяцев:

  • При поддержке под мышками способен стоять;
  • При поддержке за обе руки может сидеть;
  • У взрослого на руках «танцует»;
  • Начинает контролировать мочеиспускание;
  • Сам может держать в руках мелкие предметы и игрушки.

Физическое развитие в 6 месяцев:

  • Придерживаясь за опору, сам может становиться на колени, потом на ноги;
  • Способен сидеть без поддержки в течение недолгого времени;
  • Уже может ползать и переползать через невысокие препятствия;
  • Может просить, чтобы его посадили на горшок;
  • Проявляется интерес к взрослой пище, способен ее жевать и проглатывать.

Сроки прорезывания молочных зубов

Закладка зубов происходит на 40 день эмбрионального развития. Ребенок рождается без них, и первые зубы появляются обычно в возрасте шести месяцев . Вначале вырастают 2 передних нижних резца, затем к 8 месяцам прорезываются 2 передних верхних резца, к 10 месяцам -2 верхних средних резца, к году- 2 таких же нижних резца. То есть к году у ребенка имеется 8 зубов. Но, так как процесс зависит от различных факторов, он может как замедляться, так и ускоряться по срокам. Иногда прорезывание зубов начинается уже в 3 месяца.

Малыш растет и развивается с каждым днем и родителям очень важно понимать, что именно происходит с его организмом, а также знать, какие существуют нормы развития в определенном возрасте, чтобы вовремя обратить внимание на возникающие проблемы.

Сегодня мы хотим поговорить о нормах физиологического развития малыша , ведь если в первые три года ребенка скорость роста и набора веса может быть неравномерна и кардинально зависеть от индивидуальных особенностей, то после трех лет показатели прибавки роста и веса достаточно стабильны и предсказуемы.

Рост и вес ребенка

Средний рост ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет обычно вычисляется по формулам:

  • 100 см - 8 (4 - n) для детей младше четырех лет,
  • 100 см + 6 (л - 4) для детей старше четырех лет.

В этой формуле значение n - это возраст ребенка, а 100 см. - примерный рост четырехлетнего карапуза.

Исходя из формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см., пятилетнего - 106 см., а шестилетнего - 112 см.

Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно: в 3 года прибавка в весе составляет 1,0 - 1,3кг., а в шесть-семь лет - 2,2-2,5 кг.

Насколько масса тела вашего малыша соответствует общепринятым нормам можно вычислить по формуле: 19 - 2 (5 - n), где n - возраст ребенка.

Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 15-16 кг, в четыре - 16-17 кг, в пять лет - 17-18 кг. Формула верна только для детей в возрасте до 5-ти лет, после пяти массу теля ребенка можно рассчитать по формуле 19 + 3 (n - 5), где n - количество лет. Исходя из подсчета по этой формуле, в 6 лет ребенок в среднем должен весить 20-21 кг.

Окружность головы, пропорции тела

Одним из важных признаков здорового развития является окружность головы ребенка . После года изменение размера головы ребенка сильно замедляется. За второй год жизни, малыши, как правило, прибавляют лишь 1,5-2 см, за третий год - 1-1,5 см.

Показатель окружности головы также можно рассчитать по формуле:

  • 50 см. - 1 (n) для ребенка младше 5-ти лет;
  • 50 см. + 0,6 (n ) для ребенка старше пяти лет.

Переменная n в этой формуле - возраст ребенка, а 50 см. - окружность головы пятилетнего ребенка.

Таким образом, согласно формуле, примерная окружность головы у малыша в составляет в среднем 47-48 см., в четыре - лишь 48-49 см., в пять - 49-50 см., а в шесть лет - уже 50,6 см.

Норматив окружности грудной клетки отражает формула: 63 см. - 1,5 (10 - n), где n - возраст ребенка, а 63 см. - средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см., у четырехлетнего это уже 54 см., в пять лет она составляет 55,5 см., в шесть лет - 57 см.

У детей от 3-х до 6-ти лет руки и ноги растут значительно быстрее, чем туловище. Приблизительно к 6-7 годам обычно длина тела ребенка увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук - почти в 2,5 раза, а длина ног - в 3 раза и более. Это приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз, благодаря чему ребенок может двигаться гораздо увереннее и быстрее, чем раньше.


Центральная нервная система

Головной мозг ребенка приблизительно к пяти годам по размеру и массе почти равен мозгу взрослого (на 90%). После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.

К 3-м годам нервные клетки уже полностью дифференцированы, в ходе их развития возникли необходимые индивидуальные изменения.До пяти лет интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.

Несмотря на то, чтомозг дошкольника напоминает мозг взрослого человека, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому : нет уравновешенности, преобладает процесс возбуждения, а процессы торможения, наоборот, опаздывают в развитии. Этим объясняется непосредственность и искренность ребенка, так же знакомая всем родителям непоседливость и сложность с концентрацией.

Зрение и слух

После четырех лет достигается максимальная острота зрения , и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам - более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать. К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.

После 3-х лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков. Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды , приводящим к дефектам зрения, поэтому родителям стоит следить за количеством времени, которое ребенок проводит за компьютером и у телевизора.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет слух ребенка не отличается от слуха взрослого . Однако из-за анатомо-физиологических особенностей строения уха ребенок в этом возрасте предрасположен к заболеваниям уха, таким, как , одним из осложнений которых является снижение слуха.

Хирург-отоларинголог, ЛОР-врач высшей категории, консультант сайта LIKAR.INFO, Кот Вячеслав Федорович рассказывает: « Острый средний отит - инфекционное заболевание, причиной которого является респираторная инфекция (вирусная или бактериальная). Также предрасполагающими факторами для развития среднего отита могут быть избыточные размеры аденоидной миндалины (гипертрофия) или хронический воспалительный процесс (хронический аденоидит), но необходимо различать понятия причина и предрасполагающий фактор. Активное лечение острого среднего отита, в зависимости от тяжести течения, агрессивности инфекции, состояния общего и местного иммунитета длится 7-14 дней, а полное восстановление поврежденных тканей и функции слухового анализатора может затягиваться до 3-4 недель».



Костно-мышечная система

Кшести-семи годам у ребенка начинают выпадать , которые способствовали лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет.

В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань , кости малыша еще очень податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь под их влиянием. Ваш непоседа не может долго без движения стоять или сидеть в одной и той же позе? Это замечательно, ведь длительное отсутствие движения у ребенка в возрасте 3-6 лет может привести к различным нарушениям осанки, сутулости, искривлению позвоночника, изменению формы ног и свода стопы. Формирование скелета кисти почти завершается перед школой, создавая важное условие для успешногообучения ребенка.

В возрасте 3-6 лет в первую очередь плеча и предплечья, и только к шести годам - мышцы рук. В связи с этим тонкая работапальцами детям удается не очень хорошо, из-за чего могут возникнуть проблемы с письмом и рисованием. Занятия в таком возрасте должны быть достаточно короткими, чтобы избежать утомления еще неокрепших мышц кистей рук.

Двигательная активность

Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Сначала ребенок осваивает общие навыки двигательной активности - учится бегать и прыгать, бросать и лазать, чуть позже, после 4-х лет, он осваивает рисование, аппликацию и лепку - подключается . Если в три-четыре года многие движения ребенка резкие и угловатые, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается ловкость малыша, однако выносливость мышечной системы еще достаточно низкая.

Ребенок в 3 года способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м. и чуть дальше. В три года малыш может бросить мяч на 1,3-1,5 м., в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на короткие дистанции (10-30 м.), в пять-шесть лет - уже можно осваивать средние (100-120 м.).

Органы дыхания

У детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет продолжает увеличиваться объем легких , совершенствуются функции органов дыхания, частота дыхания начинает уменьшаться.

Увеличенная глубина дыхания приводит к тому, что кровь лучше насыщается кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три года.

С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают , из-за увеличения которых дыхание через нос затруднено.

Сердечнососудистая система

Рост и развитие мышц сердца у ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет прямо пропорционально изменению длины тела: к трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте у ребенка снижается пульс: от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.

Артериальное давление у дошкольников ниже, чем у детей старшего возраста. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению с взрослыми, нагнетательной способностью сердца.


Органы пищеварения

Для того чтобы пищеварение проходило нормально пищу нужно измельчить - разжевать. Для этого зубы ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет должны быть здоровыми , а прикус - правильным. Также пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков.

Однако у детей 3-6-летнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка. Физиологическая емкость желудка у трехлетнего малыша приблизительно 400-600 мм., у шестилетнего - ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей - от 12 до 24 часов.

Органы мочеобразования и мочеотделения

К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки по сравнению с новорожденным увеличивается в 5 раз, длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5-6 см, у девочек - 1-2 см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл.

Кровь и иммунитет

У ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет количество гемоглобина превышает 120 г/л., в лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. Чем старше становится ребенок, тем меньшим становится количество лейкоцитов у него в периферической крови.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет иммунная защита организма достигает определенного уровня зрелости, однако дети часто болеют из-за большого количества контактов в детском саду и школе. Также дошкольники склонны к возникновению различных аллергических реакций.



Рассказать друзьям