Развивающие игрушки вкладыши. Игры с вкладышами для детей раннего возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Что такоеигрушки - вкладыши:

Игры с вкладышами – это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой – развивает координацию движений.

Еще к вкладышам можно отнести игрушки с углублениями и прорезями, куда помещаются предметы, соответствующие им по форме и размеру - сортеры .

Наиболее полезны игры с вкладышами для малышей после года, поскольку развивают пространственное мышление, координацию движений, способствуют различению цвета и соотнесению форм и размеров.

Как выбрать игрушки - вкладыши?

  • Для малышей в возрасте от 18 месяцев лучше выбирать такие наборы, которые состоят более, чем из пяти предметов. Хорошим выбором может стать матрешка с набором кубиков и мисочек, соответствующим по количеству и размеру предметов.
  • Если Вы выбираете игрушку для ребенка постарше , можно обратить внимание на коробки для форм или плоскостные вкладыши, причем лучше выбрать такие, где вкладывание - это часть игрового процесса. Такие, например, где ребенок находит окошко, соответствующее форме изображенных на вкладышах предметов. Или же картинки с предметами - это части большой картины со своим сюжетом. Такие вкладыши дают возможность создавать игровые ситуации, развивающие сюжет интересной ребенку истории или сказки.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Описания игр с игрушками-вкладышами вынесены в статью

В этой статье опишем примеры развивающих игр с вкладышами-мисочками и рамками-вкладышами – для ребенка первого года жизни.

Какие игрушки можно назвать вкладышами?

Многие известные и популярные педагоги разных времен (Монтесорри, Никитины, Зайцев и пр.), в своих учениях о развивающей игре рекомендуют использовать эти простые, но действительно полезные игрушки. Поэтому, игрушки-вкладыши – можно с уверенностью отнести к развивающим игрушкам.

Какие бывают вкладыши?

Вкладыши могут быть самыми разнообразными, но все их подвиды разделяются на две категории:

Вкладыши-мисочки – это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Их можно вкладывать друг в друга, выкладывать из них пирамидку и пр.
Рамки-вкладыши - это рамки (или объемные коробки) – с прорезями-окошками разных форм, к ним существуют «ключики» - вкладыши соответствующих форм – для заполнения этих окошек...

Какие способности ребенка могут развить вкладыши?

Вкладывая составные части вкладыша - друг в друга по размеру и форме, ребенок учится соотносить величину и форму предметов , а также координировать действия руки и глаза . Эти игрушки очень полезны для развития мышления и восприятия формы и размера ребенком , как в конце первого, так и на всем втором и даже третьем году жизни малыша. В процессе игры с этими предметами, ребенок с Вашим участием открывает такие свойства предметов, как: глубокий, плоский, круглый, овальный, большой, маленький и т.д.

Вкладыши дают возможность взаимодействовать с ними разнообразно , поэтому они помогутразвить воображение малыша . Так, например, в игре с вкладышами-мисочками можно как вкладывать их друг в друга, так и выкладывать из них пирамидку. Если же они окрашены в различные цвета, это можно использовать для ознакомления ребенка с цветом . Если у мисочек есть рельефное изображение на донышке, можно использовать их как формочки для игр с песком. Мисочки, с отверстиями на дне и без них, можно также использовать для экспериментов с водой. Фантазиям нет предела – вкладыши в форме кубов можно использовать даже как домики для сюжетных игр .

Как правильно выбрать игрушки-вкладыши?

Кроме основных требований к выбору игрушек при выборе вкладышей необходимо учесть и такие факторы:

Ориентируйтесь на возраст Вашего крохи: для малыша от 10 месяцев подойдет набор полых вкладышей, состоящий из трех предметов, явно различающихся по величине (можно выбрать таковой из полного набора вкладышей). В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Стоит обратить внимание на то, как выполнена их конструкция . Например, вкладыши-мисочки должны быть изготовлены так, чтобы вкладывать их друг в друга - было удобно и просто даже самой неопытной детской руке. Если малыш самостоятельно не сможет справиться с таким заданием – он устанет и откажется от такой игры. Рамки-вкладыши же должны быть небольшие: размером 20-25 см., чтобы кроха мог охватить их взглядом. Отверстия для вкладышей должны четко соответствовать их контуру. В одно и то же отверстие должен вставляться только один подходящий по форме вкладыш. Ведь вкладыш-«круг» тоже можно вставить в отверстие-«квадрат» – если тот будет больше его по размеру.

Вкладыши могут быть сделаны из любого материала (пластмассовые, деревянные, картонные) – в любом случае они должны быть приятны на ощупь.

В рамках-вкладышах следует обращать внимание и на то, что если они выполнены из мягкого материала, то мягкость контура не позволяла вставить в отверстие вкладыш несоответствующей ему формы , так если ребенок его сомнет в руке. Если игрушка это позволяет - то ребенок занимается простым вкладыванием и перестает ориентироваться на особенности формы, не освоив развивающей задачи.

Хорошо, если выбранные вами игрушки будут обладать многофактурностью, широкой гаммой цветов – это поможет развить у ребенка сенсорную активность.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши-мисочки

Для начала предложите малышу всего 2-3 предмета, явно различающихся по величине.

Вкладывание

Дайте малышу несколько вкладышей (2-3) для самостоятельных манипуляций. Понаблюдайте за ним – будет ли он вкладывать их друг в друга. После самостоятельной игры покажите ему, как собрать все вкладыши в один – самый большой. Возможно, кроха удивится – как так – было много, а все поместились в один. Повторяя Ваши действия, иногда ребенок будет пробовать силой втиснуть большой вкладыш в маленький...

Понаблюдайте за ним, и если ребёнок «зациклился» на таком бесполезном действии, не ждите, пока он начнет капризничать устав от собственных «неудач». Ни в коем случае не нужно порицать малыша за его упрямство – оно вполне характерно для его возраста. Просто дайте ему в руку для вкладывания другой подходящий кубик и вместе с ним вложите его. Постепенно, методом проб и ошибок, малыш научится выбирать подходящие по размеру предметы. Вложив все части игрушки-вкладыша, он опять будет разбирать их и собирать вновь и вновь – закрепляя приобретенные знания и навыки.

Прятки

Прятки – это хороший способ разнообразить игру с вкладышами, если она чуть поднадоела Вашему чаду. Итак, у Вас три кубика – маленький, средний и большой. Незаметно от ребенка на столе накройте кубики в указанном порядке полостью вниз, а затем устройте игру в прятки.
Снимите больший кубик на глазах у ребёнка его. Кроха увидит следующий кубик поменьше, потом снимите и его, показав самый маленький. Комментируйте свои действия – побуждая интерес малыша: «Что там у нас тут прячется? Смотри, кубик! А вот еще кубик!» Потом опять – только теперь, чтобы ребенок видел - накройте меньшие кубики большими, приговаривая: «А теперь давай спрячем его вот так. Нет кубика. А теперь и этот тоже спрячем. Вот один кубик остался! Поищи – где кубики спрятались?». Малыш наверняка захочет участвовать в этой занимательной игре. Сначала он сможет только снимать верхние кубики, а Вы будете снова собирать их. Обучите его действуя его руками как можно спрятать маленький кубик, одев на него больший. Также покажите и объясните, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Как только малыш научился взаимодействовать с вкладышами - постепенно игру можно усложнять, увеличивая, например, число вкладышей.
Еще один вариант игры: возьмите три разноцветных вкладыша и одну маленькую игрушку – подходящую для того, что прикрыть ее можно любым из трех вкладышей. Выставите на стол перед ребенком три кубика-вкладыша вверх дном, и прямо перед его глазами спрячьте под один из них игрушку. Выждав непродолжительное время, спросите: «Где зайчик? (игрушка)» Сразу ли малыш найдет ее? Эта игра поможет развить у ребенка память.

Башенка

Постройка башенки – это еще один отличный вариант игры с вкладышами. Можно добавить количество вкладышей – до 5-6. Поставьте на глазах малыша меньший кубик на дно большего, перевернутого полостью вниз, а самого маленького – на дно среднего. «Удивитесь»: «Вот какая у нас башня получилась!». Позвольте малышу исследовать Вашу работу, скорее всего он развалит башенку. Скажите: «Вот какой ты сильный – развалил такую большую башенку!». Возводите башенки для своего крохи снова и снова. И через определённое количество повторов, ему тоже захочется выстроить кубики в высоту. Ребенок будет ставить один вкладыш на другой раз за разом, и на собственных практических действиях убедится, что башенка растет только тогда, когда маленький кубик ставится на больший. Такая игра будет занимать его до 1,5-2-х лет.

Рамки-вкладыши

Ребёнку нужно для каждого отверстия подобрать подходящую по форме (или размеру) «крышечку», чтобы закрыть его. В рамках-вкладышах должны присутствовать пока только примитивные геометрические фигуры - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Такие малышу будет проще освоить, а уж позднее можно будет включить и сложные фигуры и формы.

Закрой окошко!

Покажите ребенку, как можно закрыть «крышечкой» каждое окошко. Остановитесь на одной форме. Обведите пальцем малыша по контуру, сначала отверстия, а потом – вкладыша. Затем помогите малышу поместить вкладыш самому. Объясните ему: «Видишь, для каждого окошка подходит только одна «крышечка», а другие не помещаются. Попробуй сам!» Вместе с ним подбирайте соответствующие по форме вкладыши для каждого отверстия. Затем предоставьте ему возможность играть самостоятельно.
Следите за тем, чтобы игра ставила перед ребенком задачи определенной сложности. Ведь однообразно играть, после определенного количества повторов, ребенку может просто надоесть, и он потеряет интерес к игрушке. Изменяйте задания, например, за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет способа действия.

Развивающие рамки-вкладыши - это игрушки для детей от 8 месяцев. В эту пору детская любознательность начинает набирать обороты, и малыш стремительно пытается познать окружающий мир. Рамки-вкладыши помогут ему существенно обогатить свои знания об окружающих его предметах и явлениях.

Что же такое детские рамки-вкладыши?

Рамки с вкладышами выполнены преимущественно из дерева. Представляют собой плоские планшеты с выемками разной формы и размеров, куда вставляются вкладыши. Суть игры - правильно подобрать вкладышу его "домик". Вроде бы все очень просто, но для малыша это настоящая игра-головоломка! В работу активно включаются пальцы и кисти рук, зрительные рецепторы (глазомер), мышление, логика. У рамок-вкладышей есть еще один секрет большого назначения:) Для начинающих пользователей на вкладышах есть маленькие ручки-кнопочки. Они сделаны не только для удобства, но и для тренировки 3-х основных пальцев руки - большого, указательного и среднего. Эти пальцы в будущем участвуют в процессе письма, и таким образом происходит косвенная подготовка руки к письму.

Какую рамку-вкладыш купить для своего малыша?

Если вам от 8 мес до 2 лет можно выбрать деревянные рамки-вкладыши из серии "Больше-меньше" и Educo . Они подойдут для первого знакомства с этим видом развивающих игрушек. Также до 2-х лет будут интересны простые рамки на 2-3 вкладыша с потайными картинками . В этом возрасте нужно научить малыша доставать вкладыш и находить его "домик" путем примеривания к форме и размеру выемки путем проб и ошибок. Этим мы тренируем глазомер и развиваем координацию движений. Если вам от 2 до 3 лет , то здесь нужно заинтересовать малыша яркими и красочными рамками-вкладышами, где он встретит знакомых животных, любимые игрушки или предметы и вещи, видимые в жизни. К этой серии относятся рамки "Кто где живет?", рамки с геометрическими фигурами, дизайнерские рамки с животными , рамки с вкладышами-пазлами из нескольких частей и художественные рамки . Художественные рамки-вкладыши предлагают не только правильно расставить вкладыши, но и обвести их по контуру и дорисовать полученную фигуру. Если вам уже 3 , то пришло время знакомиться со счетом, цифрами, дробями, временем и сложными геометрическими формами. Развивающие рамки-вкладыши из натурального дерева с забавными красочными рисунками прекрасно справятся с этой задачей. Пазлы на сложение и вычитание, веселые цифры и часы позволят легко и непринужденно подружить малыша со счетом и понятием времени.

Также у нас в ассортименте классические интеллектуальные рамки-вкладыши Марии Монтессори, которые легли в основу всех ныне существующих детских рамок-вкладышей. Вы можете подобрать рамки Монтессори по уровню сложности в соответствии с возрастом ребенка.

Развивающее значение рамок с вкладышами

Игрушки рамки-вкладыши знакомят ребенка с сенсорными эталонами формы, вырабатывают умение зрительно и на ощупь узнавать и различать форму плоских фигур и их расположение. В игре малыш тренирует оптико-пространственное мышление, наблюдательность и внимание. Ощупывание, обведение вкладышей по контуру и штриховка улучшают координацию движений, развивают мелкую моторику руки, эффективно готовят детскую руку к письму.

Идея рамок-вкладышей, впервые реализованная Марией Монтессори, оказалась настолько гениальна, что была подхвачена и расширена множеством авторов по всему миру. Сейчас существует огромное разнообразие игрушек с общим названием «рамки-вкладыши». Как же ими играть?

Рамки-вкладыши очень разнообразны. Они отличаются друг от друга по форме, тематике, возрастному предназначению, техническому оформлению (например, деревянные рамки-вкладыши). Какова бы ни была игрушка, главное – она приносит огромную пользу крохе. Основная задача игры – вернуть на место вырезанную мелкую деталь, предварительно сопоставив форму и размер элемента и «домика» для него. В некоторых игрушках есть возможность ориентироваться по смыслу картинки, в других же форма и размер являются единственными определяющими характеристиками. Интересно, не так ли?

Начинаем играть рамками-вкладышами

Познакомить кроху с такой интересной игрушкой можно еще до годика. Ребенку понадобятся самые простые рамки, например, с геометрическими фигурами. Отлично, если игрушка будет выполнена в контрастных цветах. Обведите пальчиком малыша по контуру фигур, прокомментируйте действия, попробуйте вместе положить фигурки в «домики».

После года дайте карапузу собранную , пусть кроха попробует ее самостоятельно разобрать. Для малыша это очень сложная работа, поэтому подбадривайте и хвалите чадо. Для того чтобы освоить созидательные действия, нужно сначала научиться разрушать.

Ближе к двум годам простые рамки-вкладыши ваш кроха будет собирать очень быстро. Переходите к более сложным вариантам. Не думайте, что вынимать фигурки и класть их на место – занятие для самых маленьких. Рамки-вкладыши будут интересны для детей и более старшего возраста.

Варианты игр с рамками-вкладышами

Когда ребенок уже собирает рамку уверенно, и это занятие ему надоедает, попробуйте предложить ему новые интересные способы сборки:

  • с закрытыми глазами;
  • левой рукой;
  • двумя руками одновременно (хорошо развиваются оба полушария мозга);
  • пальцами ног (отличная профилактика плоскостопия);
  • по очереди с вами;
  • на скорость: кто быстрее, взяв каждый по рамке с одинаковым количеством элементов;
  • на личный рекорд (чтобы было более наглядно, каждую секунду превратите в клеточку и постройте рекордную башню, объясните, что чем меньше башня, тем быстрее работал ваш малыш, пусть он попробует теперь уменьшить собственную башню). Таким образом, ребенок постепенно будет учиться ставить перед собой цели и задачи и достигать их;
  • исправлять ошибки вашей сборки.

Придумывайте различные сюжеты для придания занятию вкладывания деталей в рамку интересного смысла. Например, геометрические фигуры – это печенье, а рамка-вкладыш – одушевленное существо по имени Рамочка. Ребенку будет интересно кормить Рамочку, вкладывая ей еду прямо в животик. Или же рамка будет домиком для животных, которые изображены на мелких деталях. А быть может, она превратится в кораблик, на котором захотят прокатиться цифры.

Можно играть рамкой-вкладышем и учить кроху . Предложите поместить в рамку все элементы по очереди, а очередь будет определяться: по количеству слогов (сначала все слова из одного слога, потом из двух, трех и т.д.), по количеству букв, звуков, по алфавиту.

Чем полезны игры с рамками-вкладышами

  1. Развитие мелкой моторики и мышц пальчиков . Необходимость брать пальчиками мелкие детали, поворачивать их, подстраивая под «домик», вставлять в рамку, а для самого маленького ребенка даже доставать мелкие детали из рамки-вкладыша – все это прекрасно развивает пальчики, готовит руку к письму. Малыш играет, а учеба идет! Это ли не мечта всех родителей!
  2. Совершенствование зрительно-моторной координации . Ребенок учится визуально оценивать и сопоставлять формы, размеры, подбирая их друг к другу. Для крохи положить круглую фигурку в ячейку соответствующей формы – достижение.
  3. Развитие памяти. Прежде всего, зрительной. Умение запоминать образы значительно облегчит ребенку процесс обучения чему угодно.
  4. Развитие внимания и усидчивости . Естественно, если малыш не будет внимателен, то пропустит нужную ячейку и корова не найдет свой домик, а треугольник попробует попасть в домик квадрата. Чтобы не допустить такой путаницы, крохе придется сосредоточиться, не отвлекаться от своего занятия. Умение собраться, решая поставленную задачу, – это одно из базовых умений, которое определяет школьную зрелость ребенка (ссылка на статью о готовности к школе).
  5. Формирование логического мышления . Собирая и разбирая рамки-вкладыши различных тематик, малыш будет сравнивать, сопоставлять, объединять, классифицировать, находить сходства и различия, а значит, учиться мыслить логически.
  6. Расширение знаний об окружающем мире, общая эрудиция . Для того чтобы малыш повышал свою эрудицию, играя с рамками-вкладышами, родителям стоит позаботиться о том, чтобы ассортимент игрушек был достаточно разнообразный тематически и постоянно пополнялся новыми рамками-вкладышами на еще не изученные темы.

Попробуйте сами собрать одну из рамок-вкладышей и прислушайтесь к своим ощущениям, когда деталь попадает точно на свое место. Не это ли победа? Чувствовать, что все получается, приятно не только взрослым, но и малышам. Подарите крохе уверенность в собственных силах!

Игры с вкладышами - это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления. Чему могут научить вкладыши?

За счет того, что представляет собой такая игрушка (вкладыши-колпачки, матрешки) набор из нескольких предметов, имеющих одинаковую форму, но разный размер, ребенок учится соотносить предметы по величине, а вкладывая один предмет в другой - развивает координацию движений.

Еще к вкладышам можно отнести игрушки с углублениями и прорезями, куда помещаются предметы, соответствующие им по форме и размеру - сортеры .

Наиболее полезны игры с вкладышами для малышей после года, поскольку развивают пространственное мышление, координацию движений, способствуют различению цвета и соотнесению форм и размеров.

Как выбрать игрушки - вкладыши?

  • Для малышей в возрасте от 18 месяцев лучше выбирать такие наборы, которые состоят более, чем из пяти предметов. Хорошим выбором может стать матрешка с набором кубиков и мисочек, соответствующим по количеству и размеру предметов.
  • Если Вы выбираете игрушку для ребенка постарше , можно обратить внимание на коробки для форм или плоскостные вкладыши, причем лучше выбрать такие, где вкладывание - это часть игрового процесса. Такие, например, где ребенок находит окошко, соответствующее форме изображенных на вкладышах предметов. Или же картинки с предметами - это части большой картины со своим сюжетом. Такие вкладыши дают возможность создавать игровые ситуации, развивающие сюжет интересной ребенку истории или сказки.

Как играть с ребенком во вкладыши?

Вкладыши дают возможность придумать множество игр , в которых с удовольствием будет участвовать Ваш малыш, попутно развивая необходимые навыки и умения: мелкую моторику, координацию движений, умение сортировать предметы, ориентируясь по форме, воспитывать познавательную активность, коммуникабельность и многое другое...

О том, что предстваляют из себя эти игрушки, и как рпавильно их подбирать под возраст ребенка - мы писали здесь .

А теперь:

Примерные развивающие игры с игрушками вкладышами:

Игра «Пряталки»

Для такой игры могут подойти полые кубики, или любые другие полые предметы одинаковой формы и разного размера. На примере кубиков игра может выглядеть следующим образом. 4-5 кубиков ставятся на столе друг на друга полостью вниз. Сначала малыш видит только самый большой кубик, а затем, когда вы по очереди будете их снимать друг с друга, он увидит, что под каждым кубиком прячется еще один, поменьше.

Затем вместе с ребенком можно в обратной последовательности спрятать кубики. Сопровождается игра примерно такими словами: «Что же у нас там прячется? Кубик! А здесь еще один! Давай их спрячем снова. Нет кубика, теперь и этого нет. Снова один кубик остался!». Ребенок очень быстро освоит эту игру и радостно будет прятать и искать кубики. Вы можете помочь малышу, взяв его руку и продемонстрировав, как один кубик надевается на другой. Число кубиков, или других вкладышей, которые могут быть использованы для «пряталок» можно постепенно увеличивать.

«Строим башню»

Для такой игры используются кубики. Покажите малышу, как ставятся кубики один на другой - на дно кубика побольше ставится кубик поменьше и т. д. Вы можете прокомментировать эту стройку радостными словами: «Какая большая и красивая башня у нас получилась!» Ребенок наверняка сразу захочет присоединиться и начнет строить башню уже сам. Впоследствии эту игру можно разнообразить: благодаря тому, что кубики полые, на разных этажах построенной башни можно прятать шарик, или другой небольшой предмет, который так интересно и радостно находить. Такая игра поможет в развитии координации и внимания.

«Разложи по местам»

В раннем возрасте детей очень увлекает процесс раскладывания по емкостям разных предметов. Вкладыши могут сделать этот процесс интереснее и познавательнее. Вот как Вы можете это осуществить. Все элементы из набора вкладышей (мисочки, полые кубики и т. п.) расставляются в ряд от большего к меньшему. Показав ребенку один раз, что все предметы раскладываются по емкостям так, чтобы не осталось ни одной незаполненной, можно предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. После того, как Ваш малыш научится заполнять все мисочки, раскладывая в них по одному предмету, можно приступить показать ему, как предмет соответствует размеру емкости: в большую мисочку - большой шарик, в маленькую - маленький. Впоследствии для ребенка уже не составит труда заполнить емкости предметами, соответствующими им по величине.

Игра для нескольких детей с доской-вкладышем «Окошки-крышечки»

Доска-вкладыш может быть интересна детям постарше. С ее помощью можно организовать совместную игру для 3-4 ребят в возрасте от 2,5 лет. Посадите ребят за стол, на котором разложены фигуры разной формы, и каждому из них раздайте по карточке, на которой нанесен рельефный контур, соответствующий одной из фигур. Сначала нужно дать малышам внимательно рассмотреть свои карточки, потрогать их. Предложите обвести пальчиком контур на своей карточке каждому из детей. После этого обратитесь к одному из детей: «Маша, посмотри, какой крышечкой можно закрыть твое окошко?» Даже если Маша сразу не найдет подходящую по форме фигуру, не стоит говорить о том, что эта крышечка не подходит. Вместе с детьми проверьте фигуру, дайте убедиться, что выбрана не та. Когда будет найдена подходящая крышечка, порадуйтесь, продемонстрируйте достижение всем ребятам, пусть Маша несколько раз откроет и снова закроет свое окошко. Когда у всех детишек получится это проделать, можно предложить им поменяться карточками с окошками. Эту игру можно продолжать столько времени, сколько она будет интересна детям.
Можно проводить игру «Окошки-крышечки» и с одним ребенком, заменяя карточки одну за другой и по мере освоения игры, усложнять ее, предлагая всё новые фигуры.

Матрешки позволяют придумать множество игр, которые будут интересны как одному ребенку, так и группе детей. Вот примеры таких игр:

«Познакомимся»

Для игры используется матрешка из 10-12 элементов, если такой под рукой не окажется, то ее могут заменить две матрешки пятиместные. Суть этой игры - в первом знакомстве с этой замечательной игрушкой, в том, чтобы ребенок открыл ее главный секрет. Устроившись рядом с малышом, достаньте новую игрушку, обрадуйте ее появлением Вашего малыша: «Смотри, какая красивая твоя новая игрушка! Какой у нее красивый платочек, какие румяные щечки!..» Затем возьмите ее в руки и удивленно сообщите: «Матрешка тяжелая, она гремит, давай посмотрим, может быть, у нее есть что-то внутри?» открывая матрешку, можно произносить примерно такие слова: «Матрешка, покажись нам немножко», «Откройся, матрешка, покажись нам немножко». Когда Вы вместе с малышом удивитесь тому, что в матрешке обнаружилась еще одна, рассмотрите обе матрешки, попросите ребенка показать, какая из них большая, какая маленькая, какого цвета их фартучки, платочки. Расскажите, что форма матрешек одинаковая, а по величине они разные. Таким образом доставайте по очереди всех матрешек, сравнивайте их, разглядывайте, выстраивайте в ряд по росту. После того, как Ваш малыш познакомился с матрешкой, можно приступать к следующей игре - «Детский сад»

«Детский сад»

Расскажите ребенку, что матрешки, точно так же, как и дети, ходят в детский сад. Большие матрешки - в старшую группу, а маленькие - в младшую. Разделив стол на две части, которые будут двумя группами, попросите малыша отвести каждую из матрешек в свою группу. Если ребенок перепутает, поставьте матрешек рядом и спросите, какая из них больше, какая меньше. Когда же все матрешки будут в своих группах, стоит еще раз отметить, что большие и маленькие матрешки в разных группах. Усложнить задачу можно, собирая матрешек на прогулку. Пусть малыш сначала построит их по росту, а затем большие матрешки найдут себе пару среди маленьких: самая большая матрешка из старшей группы выберет самую большую из младшей и так далее. Пары, нашедшие друг друга, отправляются на детскую площадку, на другой край стола. Когда все матрешки вышли на прогулку, они могут поиграть в прятки. Еще раз отметьте для малыша, что в большую может спрятаться только та матрешка, которая меньше ростом. В игре «Детский сад» можно придумывать множество различных сюжетов: матрешки могут пойти к медсестре для того, чтобы измерить рост, можно подбирать тарелочки для их обеда соответственно их размерам, подбирать им кроватки для сна и т.п. Основная цель - донести малышу, что все матрешки отличаются друг от друга, но при этом они похожи - они могут быть подружками или родственниками.

Две приведенных выше игры показывают, что с матрешками можно играть, создавая самые разные ситуации, что не наскучит ребенку.

И напоследок еще несколько общих рекомендаций по организации развивающих игр с вкладышами для ребенка:

- не оставляйте матрешку в свободном доступе для ребенка , пока он не начнет осмысленно играть с ней, иначе игрушка может быстро надоесть и ожидаемую от нее пользу будет получить уже сложнее;
- первые игры с матрешкой лучше проводить с Вашим участием , причем участием эмоциональным, фантазийным, постарайтесь сделать игры максимально выразительными.
- Ваше участие не подразумевает ограничение свободы для Вашего малыша , наоборот, его побуждайте его к мыслям, активным действиям. Не исправляйте неверные действия самостоятельно, лучше направить к верному решению наводящими вопросами. То есть цель Вашего участия - помощь в освоении увлекательной игрушки. А результаты таких игр Вы сможете увидеть уже очень скоро после начала знакомства с новой игрушкой.



Рассказать друзьям