Седьмой месяц жизни ребенка: развитие, питание, сон, зубы, прогулки, речь. Режим дня и рацион питания семимесячного крохи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда малышу исполняется 7 месяцев, в нем сложно узнать тот беспомощный кулечек, который вы забрали из роддома. Теперь это настоящий человечек со своим характером и даже сформировавшимися привычками, симпатиями. Как быть уверенными в том, что ваш семимесячный кроха развивается нормально, что сделать для его гармоничного развития, и вообще, что должен уметь ребенок в 7 месяцев?

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Физическое развитие

Теперь ваш малыш, наверняка, если и не пополз по-настоящему, нашел альтернативный способ передвижения: кто-то ползает по-пластунски, кто-то пятится задом. Есть и такие быстрячки, которые научились передвигаться на собственных ножках, держась за мебель и стены. С поддержкой под мышки или за ручки малыш любит шагать по всей квартире. Если вы познакомили его с ходунками, он теперь уверенно управляет этим видом транспорта.

Теперь рефлексы новорожденности должны практически совсем угаснуть, кроме, разве что, сосательного. На смену им приходят навыки и умения.

Самое важное, что случается с детками данного возраста – это появление зубов. Испытание тяжелое как физически для ребенка, так психологически для мам и пап. Зато теперь ротик украшает два, а то и четыре белоснежных зубика. Если же зубов пока нет, беспокоиться рано: некоторые детки до года остаются беззубиками, но потом догоняют зубастиков.

Зрительное восприятие

Зрение почти сформировалось, о чем говорит усовершенствованное и точное хватание предметов. Это формирует зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, способствует развитию трехмерного восприятия. Острота зрения еще не сформирована, но уже сейчас может быть выявлена предрасположенность к близорукости, поэтому офтальмолога нужно обязательно посетить в 6-7 месяцев.

Слуховое восприятие

Слух малыша начинает становиться избирательным. Теперь малышу удается немного концентрироваться на определенных звуках, а некоторые игнорировать. Например включите негромко любимую песенку ребенка, он всецело «погрузится» в нее и не обратит внимание на ваш зов, пока песня будет его интересовать.

Малыш стал слышать и различать тихие звуки (шепот, стук капель из крана по раковине, чириканье птиц), и пугаться незнакомых, резких и громких.

Речевые умения

Гуление сменил активный лепет. Теперь малыш подражает окружающим его звукам. Очень важно разговаривать с ребенком. Только слыша речь, можно овладеть ей в совершенстве.

Познавательное развитие ребенка в 7 месяцев

Семимесячный малыш познает этот мир ежеминутно. Он все разглядывает, трогает, пробует на вкус. Сейчас важно обеспечить малышу богатую сенсорную среду. Ведь познание мира – это, в первую очередь, развитие мозга малыша и начальная закладка чувственного опыта, который ляжет в основу познавательного развития в будущем.

«Основным средством, которое мы используем, чтобы познакомить малыша с этим миром – игрушка, - говорит детский нейропсихолог, кандидат психологических наук Ольга Семенова. - Причем игрушка должна развивать возможности и движения, и восприятия. Ею может стать все, что можно схватить, засунуть в рот, бросить».

Эмоционально-социальное развитие

Малыш чрезвычайно общителен. Он улыбчив со знакомыми людьми, но может пугаться незнакомых. Теперь кроха хорошо знает свое имя и отзывается на него.

Если в первое полугодие жизни легко принимал маминого «заместителя» (бабушку, няню), когда ей нужно было отлучиться, то сейчас при отлучении от мамы проявляет беспокойство. Так формируется избирательная привязанность.

Мария, мама семимесячной Яны: «Яна очень привязана ко мне, и это несколько мешает! Мне пришлось отложить защиту диплома, потому что дочка никуда меня не отпускает! Причем, вопрос даже не в питании, мы искусственники с рождения! Но никто не может с ней остаться – ни мои родители, ни даже муж: дочь будет кричать хоть час, хоть два, пока я не приду! Даже в ванную порой беру ее с собой, и спит в нашей постели. Надеюсь, взрастет, и все наладится».

Ребенок становится эмоционально восприимчивым. Он искренне радуется, если ему хорошо и способен всерьез обидеться. Попробуйте сделать вид, что не замечаете его – он расплачется.

Психологические изменения

В период от 7 месяцев и до года в ЦНС ребенка происходят изменения: вырабатывается особое вещество миелин, которое покрывает нервные окончания, что способствует быстрому прохождению импульсов по нервам в мозг. Миелинизируется лобная кора головного мозга, отвечающая за управление собственным поведением малыша.

У ребенка начинает формироваться и произвольное внимание, а так же связь между предметом и его названием. Если спросить, где мама, папа, кошка и т.д., малыш, чуть подумав, укажет на это.

Краткая таблица навыков

Таблица, что должен уметь малыш в 7 месяцев, содержит усредненные значения. Некоторые из данных навыков ваш малыш мог освоить раньше, а некоторые ему только предстоит осваивать. Диагностировать задержку развития может только специалист!



Таблица роста и веса

Каков должен быть рост и вес малыша в 7 месяцев?

Рост

За прошедший месяц ребенок должен подрасти на 1,5 – 2 см. Не ждите, что теперь малыш будет расти так стремительно, как в первые месяцы! Обычно мальчики немного обгоняют девочек по росту.

Вес

Прибавка в весе за месяц тоже незначительна: около полукилограмма. Теперь малыш двигается больше, расходуется больше и энергии. Мальчики, однако, несмотря на то, что обычно незначительно отстают от девочек в развитии, все же весят больше, и эта разница может достигать 2 кг.

Нормы: Педиатры России, ВОЗ

Развивающие игры и упражнения

Занимаясь с малышом, вы значительно ускорите его развитие!

Упражнения на физическое развитие

Важно укреплять мышцы спины и ног: это подготовит его к хождению.

«ПОДЪЕМНЫЙ КРАН»

Упражнение поможет освоить самостоятельное умение садиться. Из положения лежа на спине потяните легонько ребенка за ручки. Малыш должен напрячь мышцы животика и шеи, чтобы у него получилось сесть. Усложнять упражнение можно, если приподнимать ребенка не за ручки, а за зажатый в них предмет (шарф, палочку и т.д.). Начинать стоит с 3-4 повторений.

«ЛЯГУШОНОК»

Это упражнение укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренный и коленный суставы. Исходное положение – лежа на спине. Согните ножки малыша в коленях, прижав стопы к полу. Медленно разведите колени в стороны, следя, чтобы ступни были сведены. Повторять 8-10 раз.

«ПРЫГУНОК»

Укрепить ручки и ножки поможет это упражнение. Возьмите упругую диванную подушку. Держа малыша за ручки, чуть приподнимите его и уприте ножками в подушку, имитируя запрыгивание. Так же спрыгните назад. Выполняйте осторожно, повредить плечевой сустав легко. 3-4 повторения достаточно.

«БОСЯЧОК»

Хорошей профилактикой от плоскостопия, которое наблюдается у многих малышей, станет это упражнение. Приобретите специальный массажный коврик с шершавой поверхностью и постелите в манеж или кроватку, когда малыш встает (если он уже умеет это делать), держась за опору. Можно немного подержать малыша на коврике, придерживая за ручки или под мышками. Несколько секунд стояния и перешагивания босиком достаточно. Специально заставлять малыша ходить и стоять еще рано!

Правильное физическое развитие ребенка – необходимый элемент для формирования интеллекта.



Развитие мелкой моторики

КОВРИК ИЗ ПУГОВИЦ

Сделайте развивающий коврик: нашейте (прочно) крупные пуговицы и бусины, можно приклеить крупу (фасолинки, горошины) небольшими участками. Это развивает и мелкую моторику, и сенсорику крохи.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КРАСКИ

Думаете, ребенок мал для творчества? Порисуйте с ним пальчиками! Выбирайте специальные краски, безопасные в случае проглатывания. Рисуйте ладошками и пальчиками на ватмане, приклеенном к стене или расстеленном на полу. А можно посадить ребенка в ванну и рисовать на ее стенках или кафеле – отмывается все легко и за водой бегать не нужно.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пожалуй, ничто так не развивает мелкую моторику, как пальчиковые гимнастика и игры.

  • Разминая и массируя поочередно каждый пальчик, приговаривайте:

Этот пальчик любит кушать,
Этот – любит сказки слушать.
Любит пальчик в серединке
Как котенок спать в корзинке,
Безымянный братец - палец
Всех боится, словно заяц.
А мизинчик – самый младший
Хочет называться старшим.

  • Сжимайте в кулачок пальчики по одному, повторяя:

Дождик капал за окном,
Спали детки сладким сном.
(разжимая пальчики по одному)
Капать капли перестали –
Детки сразу дружно встали.

  • Сожмите кулачки, чуть постукивая ими друг о друга, говорите:

Тут-тук-тук!
где наш друг?
разожмите кулачки и похлопайте в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп,
Вот, вот, вот.


Эмоционально-социальное развитие ребенка

Научить малыша не бояться посторонних, прививать навыки общения, учиться вежливости помогают развивающие игры.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

Возьмите игрушку – куклу, медвежонка, зайчика. Усадите ребенка в манеж, стульчик для кормления или кроватку. Пусть игрушечный гость показывается из-за бортика манежа, из дверного проема или просто из-за вашей спины и громко «здоровается». Можно протянуть лапку (ручку) и дать крохе пожать ее.

«КТО ТАМ ХОДИТ?»

Подносите ребенка к окну, показывайте прохожих, задавая вопросы: «Где дядя (тетя)?», «Кто там идет?». Можно так играть, дожидаясь папу, возвращающегося с работы, или бабушку, которая обещала прийти в гости. Так ребенок научится узнавать близких издалека, в уличной одежде, у него возникнет понимание, что посторонние люди нисколько не страшные и даже похожи на знакомых.

«ЭТО ТЫ, А ЭТО Я!»

Играйте перед зеркалом! Учите его строить рожицы, проявлять эмоции мимикой, комментируя: «Так я улыбаюсь! Как улыбается наш малыш? А так я сержусь! Как умеешь сердиться ты? и т.д.»

Развитие зрения

«ВЫШЕ-НИЖЕ»

Возьмите яркий мяч, привлеките внимание малыша. Подбрасывайте мяч и ловите, чтобы малыш следил за ним взглядом, это укрепляет глазные мышцы.

«ДЕНЬ-НОЧЬ»

Важно тренировать чувствительность глаз к свету. Можно делать это, если задернуть в комнате плотные шторы, чтобы наступил полумрак. Предупредите кроху: «Сейчас станет светло» и включите свет. Через несколько секунд сообщите, что станет темно, и погасите свет. Промежутки между темнотой и светом не должны быть слишком короткими, досчитайте про себя до 10, прежде чем сменить «время суток».

«ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ»

Не только яркие предметы стимулируют развитие зрения, но и контрастные. Как установлено в результате исследований, у деток первого года жизни разглядывание картинок черно-белого цвета скорее устанавливает связь между нейронами. Дети в результате подобной конртастотерапии становятся более внимательны и спокойны. Можно оклеить стену в детской черно-белыми обоями или приобрести постельное белье в этой гамме.

Развиваем слух

«ТИШЕ-ГРОМЧЕ»

Позовите малыша по имени с обычной интонацией. Когда малыш вновь отвлечется, повторите имя чуть тише. И так каждый раз, пока не сойдете до шепота.

«ПРЯТКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ»

Поиграйте в прятки, чтобы малыш искал вас по звуку колокольчика.

«ЗВУКИ ПРИРОДЫ»

Включайте аудиозапись со звуками природы, например, весеннего леса. Запись должна быть знакома вам. Приучайте кроху вслушиваться в отдельные звуки, тренируйте слуховую избирательность, заранее привлекая внимание ребенка фразами наподобие: «Тсс, сейчас запоет птичка!»

Святослав, отец восьмимесячного Ромы: «У Ромы, оказывается, очень тонкий слух! Понимаю, что сотовый телефон не игрушка, но Рома с ним немножко играет. Я прячу телефон жены, а со своего звоню ей. Рома ползает по дому и ищет, откуда звонок. Находит даже под огромной подушкой на полу, а ведь оттуда звук еле слышен».

Развиваем речь

«ДИАЛОГ»

Включайтесь в разговор малыша, в паузы во время лепета вставляйте фразы «Правда?», «Да что ты говоришь, неужели?». Демонстрируйте свой интерес к разговору, так вы вырастите не только говоруна, но и внимательного слушателя.

ПОЙТЕ, ГОВОРИТЕ

Напевайте знакомые малышу песенки, рассказывайте стихи, комментируйте все свои действия и действия малыша: ребенок впитывает информацию как губка, не только усваивает слова, но и развивает интеллект.

КНИГИ

Яркие и красочные книги из плотного картона с понятными картинками и короткими стихами – отличный тренажер для развития речи, зрения, внимания и слуха. Читайте с книги (даже если знаете наизусть), комментируйте рисунки и обязательно спрашивайте потом у малыша по картинкам: кто? где?

Побуждайте ребенка к разговору! Задавайте вопросы! Постепенно к показыванию пальчиком добавится и речь!



Познавательное развитие ребенка 7 месяцев

Познавательное развитие невозможно без впечатлений! Вызывайте в ребенке эмоции, с ними познание мира станет полным!

Сенсомоторика очень важна для познавательного развития крохи.

«ХОЛОДНО-ГОРЯЧО»

Познавать свойства воды полезно и для тактильных ощущений. Подставьте ладошку ребенка под струю воды и постепенно изменяйте температуру воды, регулируя ручку смесителя. Поясняйте: вот водичка холодная, вот теплее, вот горячая. Будьте осторожны! Не обожгите нежную детскую кожу, держите свою руку тоже под краном.

«НОЖКИ-РУЧКИ-ГОЛОВА»

Ребенок интересуется своим телом и познает его. Не тревожьтесь, если заметили интерес крохи к его половому органу, это не онанизм, а обычный интерес. Не ругайте малыша, а переключите внимание на другие части тела, играя. Задавайте вопросы: «Где наши ручки? Где ножки? А где голова?» Помогайте крохе находить их! Усложнить занятие можно, играя перед зеркалом или просить показывать части тела на игрушках.

«У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»

Выходите на прогулку в любую погоду! Зимой с малышом можно гулять недолго даже в морозную погоду, главное – правильно подобрать одежду. Малыш не узнает, что такое снег или дождь, не ощутив их наяву! Конечно, ко всему нужен разумный подход: в ливень или штормовой ветер, например, от прогулки отказаться придется.

«МИШКА В ОПАСНОСТИ»

Проигрывайте ситуации, опасные для малыша. Только зная об опасности, ребенок сможет ее избегать. Возьмите мишку и покажите, как больно бывает, если его лапку придавить дверцей шкафа. Пусть мишка «громко плачет», свалившись с дивана. Важно проговаривать ситуацию: «Вот что бывает! Так делать опасно! Нужно быть осторожным!»

Развивающие игрушки

Выбирая игрушки для семимесячного, помните, что основной целью в этом возрасте является развитие разных типов восприятия и двигательных функций, поэтому игрушки должны этому соответствовать. Игрушка должна способствовать созреванию неустойчивой пока нервной системы малыша. Основные требования к выбору игрушек:

  • простая форма, без острых углов, удобная для захватывания;
  • яркий цвет, но не пестрый;
  • должна звучать (греметь, пищать или звенеть;
  • легкость в уходе: мытье и чистке.

Не стоит предлагать игрушки с мелкими кнопками: малыш пока недостаточно развил мелкую моторику. Давать за раз больше 2-3 игрушек не нужно, малыша это утомит, а вот менять игрушки полезно.

Замечательно, если игрушки будут разными на ощупь: и гладкие, и шершавые, и мягкие, и твердые.

Что же должно лежать в игровой корзинке ребенка? Погремушки, неваляшки, пирамидки, сортер, немного кубиков. Здорово, если у малыша, неважно, мальчика или девочки, уже будет небольшая кукла (пупс-голыш). Резиновые игрушки хорошо брать с собой в ванную, а зубопрорезыватели из этого же материала облегчат период появления зубов. Положите небольшое ведерко: ребенок очень скоро заинтересуется его способностью вмешать в себя более мелкие предметы.

Развивающие игрушки можно изготовить самим: сшить, вырезать из дерева и т.д. А еще их можно частично заменить и дополнить бытовыми предметами: малыши обожают играть ложками, крышками, шуршать газетами и пакетами.



Заключение

Что умеет малыш в 7 месяцев? Очень многое! Он уже полноценный член семьи: передвигается по дому, кушает за общим столом, имеет собственные развлечения. Кроха активен, теперь для познания мира ему необходимо много времени и энергии, а также присутствие рядом лучших в мире учителей, самых терпеливых и заботливых – родителей!

  • Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет
  • Мари Элен Пляс. 60 занятий по методике Монтессори
  • PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Видео по теме

МИР РЕБЕНКА

Сидя на полу посреди комнаты или ползая, семимесячный ребенок старается обследовать как можно большую территорию. В какой-то момент он находит связку ключей, подбирает ее, "разговаривает" с ней, трясет, перебирает ключи, ударяет ими, машет в воздухе, перекладывает из одной руки в другую и пытается засунуть в рот. Затем он хватает другую игрушку и производит те же действия. Если во время игры кто-нибудь подойдет к ребенку, он ненадолго отвлечется, подняв голову, а затем снова вернется к своему занятию. Ваш ребенок различает все больше и больше предметов и способен возвратиться к прерванному занятию. Поведение малыша свидетельствует о том, что он может концентрировать внимание, а также решать встающие перед ним задачи. Играя с разнообразными предметами, сравнивая и оценивая их качество, ребенок интуитивно обнаруживает, что может одновременно заниматься несколькими игрушками. Его умственные способности развиваются по мере того, как он знакомится с окружающим миром.

Двигательные навыки

Большинство семимесячных детей умеют сидеть самостоятельно. Ребенку уже не нужно опираться руками, чтобы сохранить равновесие, и он совершает ими множество других действий - дотягивается, хватает, ударяет, трясет. Многие дети уже умеют ползать. Особенно активный ребенок способен достичь большего - научиться вставать на ноги. Правда, опуститься обратно вниз это уже труднее. Случается, что, самостоятельно встав на ноги, ребенок начинает в панике кричать, пока кто-нибудь не подойдет и не поможет ему сесть. В этот период сон малыша может быть нарушен. Даже крепко спящий ребенок будет просыпаться, пытаясь во сне ползать или вставать. Он как будто боится тратить драгоценное время на сон, когда у него столько новых важных дел. Семимесячный ребенок, занимаясь с разными предметами, тренирует и руки. Обычно он одинаково использует как правую, так и левую руку, держа игрушку сначала в одной, а затем повторяя те же движения другой. Если малыш использует одну руку чаще, чем другую, это не значит, что он левша или правша. Двигательное предпочтение может меняться несколько раз, прежде чем будет сделан окончательный выбор.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, как будто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его, потом еще один в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга.
В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов в пространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевого мишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает их в обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положение собственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках, запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверх ногами.
В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет может находиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Если какую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на больший предмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розетку можно взять, не трогая блюдце.
Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и задней стороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы, такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельные поверхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того же предмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Он будет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы, найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны.
Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов есть двигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытство малыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана к игрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее 10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги.
Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того, видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку, наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, что есть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со стола на пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцев назад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, как бы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малыша стали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, что погремушка, которая упала на пол, там и осталась.
Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что он способен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когда вы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Он останавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается к игре.
В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки. Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, который исчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мама прячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребенок выражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыш и догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети
Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побыть вместе с малышами его возраста и завести среди них друга.
Слушаем магнитофон
Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своим малышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится и заснет при звуках спокойной, тихой мелодии.
Игрушки, с которыми можно играть
Дети любят играть, находясь в разных положениях - сидя или стоя. Если ваш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы и вместо них разложите его любимые игрушки.
Имена игрушек
Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка, телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия
Покажите малышу картинки
Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки, самолета, ложки, плюшевого мишки.
Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка. Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему.
Кукла в зеркале
Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичную куклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ли ваш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником.
Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка
С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять на окружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могут реагировать на его действия - пищать, растягиваться, выскакивать и т. д.
Падающий шарик
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомый звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.
Развитие координации
Как сохранить равновесие
Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держите перед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, ему придется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие.
Покачайте малыша вверх и вниз
Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего "прыжка".
Игра с надувным мячом
Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до него дотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как он раскачивается.
Перетягивание каната
Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется за один конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится эта веселая игра.
Принятие решений
Игрушка с тесемкой
Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу, как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать".
Маленькие мячики
Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда его большой палец двигается свободно, он может легко играть с ними.
Стукнем друг о друга
Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пусть он попробует повторить ваши движения.
Спрятанная игрушка
Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее.
В какой руке?
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Вы поможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, что они исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Повседневные дела

Время купания
Плавающие игрушки
Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек. Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте ему историю об этом персонаже.
Плавание на спине
Наполните ванночку на 5-10 сантиметров, положите малыша на спину и понаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками.
Игрушка для переодевания
Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столике игрушку, которая могла бы развлечь его.
Пойте малышу песенки
Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку.
Вот как мы моем наши ножки,
Наши ножки, наши ножки,
Вот как мы моем наши ножки
Рано по утру.
Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик, здороваемся и т. д.
Чашка в ванне
Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет, дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ее водой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться.

Время кормления
Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды, например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра.
Рисунки пальцем
Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычно ест, и пусть он размазывает его пальцами.
Дайте малышу спагетти
Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны или спагетти.
Без посторонней помощи
Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если он отказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такой самостоятельности.

Время отдыха
Почитайте малышу книжку
В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите для своего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите его себе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы, показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотри на этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор, пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять ему удовольствие и радость.
Выключаем свет
Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас". Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

Здравствуйте, друзья! Вот и пролетели первые полгода жизни вашего крохи. Сейчас ваш ребенок перестал быть беспомощным новорожденным, а стал настоящим непоседливым исследователем. Седьмой месяц жизни ребенка — очень интересный период, поскольку именно с этого момента ваше чадо каждый день будет радовать вас своими новыми достижениями и умениями.

Седьмой месяц жизни: развитие ребенка

Ваш малыш набрал порядка 400-600 грамм за прошлый месяц и при этом весит около 9 кг. К этому времени он уже должен освоить такие навыки как: сидеть без поддержки и ползанье. Так же если малыша поставить на ножки возле опоры, то он достаточно уверенно будет стоять. К концу месяца он начинает ходить вдоль бортика кровати или манежа.

Кроха значительно расширяет свое жизненное пространство за счет ползанья. Ни в коем случае не препятствуйте его передвижению, ведь данные упражнения помогают укрепить мышцы, пресс, обогащают организм кислородом и тем самым улучшают кровоснабжение всех органов.

Ребенок в семь месяцев уже ест с ложки и можно начинать его учить пить с кружки. Сейчас ваш кроха уже придерживается режима дня и может жестами показать, что пора умываться или расчесываться, если мама вдруг об этом забыла. На данном этапе развития ребенок, скорее всего, может показать, где нос, уши, руки или другие предметы, о которых ему рассказывают.

Седьмой месяц жизни: питание

Именно сейчас по рекомендациям ведущих педиатров стоит вводить в рацион ребенка мясо. Данный продукт очень важен для полноценного развития человека, но стоит отметить, что до седьмого месяца жизни желудочно-кишечный тракт был не в состоянии переварить эту пищу.
Чем же так полезно мясо? Во-первых, это источник животного белка, аминокислот и витамин группы В. Во-вторых, в нем высокое содержание железа, которое очень легко усваивается маленьким организмом.

Первая порция мясного пюре должна быть небольшой – четверть чайной ложки, в течение недели следует дойти до 1 чайной ложки. Если ваш ребенок с недоверием относится к новым блюдам, то можно смешать мясное пюре с овощным.

У малыша семи месяцев необходимо формировать привычки, такие как: мытье рук перед едой и умываться или вытираться салфеткой после. Для того чтобы создать представление о красоте, стоит кормить ребенка с красивой и яркой посуды, возможно, в таком случае и аппетит у малыша увеличится.

Седьмой месяц жизни: зубы

Самым значимым событием этого месяца является появление первого зубика. У некоторых это происходит немного раньше, у кого-то позже, но именно в это время прорезается первый зуб, как правило — нижний резец. Не стоит переживать, если зуба еще нет, все дети индивидуальны. О состоянии здоровья ребенка говорит не наличие зубов, а очередность их роста.
При нормальном развитии первыми появляются нижние резцы, затем два верхних, потом боковые резцы (первые верхние, а за ними нижние). Следующими прорезаются по одному коренному сверху и снизу, затем верхние клыки и нижние и в конце последняя пара коренных. Поскольку рост зубов вызывает у ребенка чувство дискомфорта, то задача родителей облегчить малышу эти неприятные ощущения. Что вы можете сделать:

1. Приобрести в магазине специальные кольца с водичкой. Перед использованием их стоит охладить в холодильнике и после этого дать малышу. За счет холода воспаленные десна немного успокоятся, а малыш на некоторое время забудет о боли, ведь у него появилась новая игрушка, которую можно пожевать.

2. Гель для зубов. Продается в аптеке и содержит противовоспалительные и обезболивающие вещества. Перед применением обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

В период появления зубов обратите внимание на элементарную технику безопасности. Ребенок пытается «почесать» десна о любые предметы, следите за тем, что он берет в рот. Если вы даете ему сухарики, то смотрите, чтобы хлеб не размок, поскольку малыш может подавиться крошкой.
Многие связывают рост зубов с повышенной температурой, поносом, насморком и другими болезнями. Запомните, в некоторых случаях такое бывает, но детские стоматологи убеждены, что с прорезыванием зубов это не связано! Просто на фоне снижения иммунитета, ухудшения сна и аппетита, ребенок становится восприимчив к различного рода инфекциям. Поэтому если у малыша температура превышает 38 градусов и есть признаки заболевания, лучше вызовите врача.

Седьмой месяц жизни: сон

У детей в этом возрасте остается потребность во сне продолжительностью 14-15 часов в сутки. Обратите внимание, что постоянный режим дня помогает наладить навыки сна. В норме малыш должен спать 10 часов в ночное время и примерно 3 раза по 2 часа днем. Если ребенок спит 2 раза днем, то страшного в этом ничего нет, просто один из дневных снов у него дольше.

Седьмой месяц жизни: прогулки на свежем воздухе

Самым оптимальным вариантом для детей этого возраста считаются прогулки на улице в зимнее время года 2 часа утром и вечером, а летом – все возможное время. Не стоит совершать прогулки в очень ветреный день и гулять по солнцепеку.

Седьмой месяц жизни: гимнастика

Физическая активность ребенка возросла. Давайте рассмотрим основные упражнения, которые подойдут для малыша семи месяцев.

1. Положите ребенка на спину. В каждую руку дайте ему по кольцу. Если он крепко их держит, то беритесь за них тоже и сделайте руками крохи пару движений по кругу.

2. Обязательно делайте массаж живота. Напоминаем, он делается только по часовой стрелке.

3. Сгибайте и разгибайте ноги в коленях, при этом обязательно зафиксируйте рукой колено.

4. Массажируйте ноги и стоп.

5. Совершите 2 раза поворот со спины на живот.

6. Массаж груди.

7. Сгибайте руки ребенка в локтях. Если ребенок умеет сидеть, делайте это упражнение сидя.

8. Подтягивайте лежащего ребенка за руки, побуждая его сесть.

9. Поворот с живота на спину 2 раза.

10. Ребенок лежит на животе. Берете малыша под мышки и на счет «раз» ставите на колени, на «два» — на ноги, «три» — кладете на живот.

11. Уложите малыша на спину и помогите ему сесть, при этом держите его только за одну руку.

12. Ребенок лежит на животе, а на полуметровом расстоянии от него яркая, любимая игрушка. Задача крохи доползти до нее.

13. Поставьте малыша перед собой, при этом держа его под мышками, и пусть он сделает 5 шагов.

Это примерный комплекс упражнений. Самое главное – это положительные эмоции вашего малыша. Если ребенок не хочет делать зарядку, не настаивайте на этом.

Седьмой месяц жизни: речь

Сейчас ребенок прислушивается к своей интонации, пытается повторить то, что услышал, обращает внимание на мимику и движение губ. Логопеды утверждают, чем разнообразнее звуки, которые издает ребенок, тем меньше повода для беспокойства у родителей относительно будущей речевой активности ребенка.

Очень важно развивать лепет у детей. Для этого читайте ритмичные стихи и делайте акцент на слоги, которые малыш лучше всего произносит. Вы заметите, как ребенок будет повторять понравившиеся ему сочетания звуков. Также малыш с удовольствием слушает разговор родителей и очень радуется, когда обращаются к нему.

Седьмой месяц жизни: игры

На этом этапе развития детям интересно все без исключения, и если взять ребенка на руки, то он обязательно пощупает вашу одежду, подергает за волосы и серьги. Для того чтобы доставить ему удовольствие повесьте разноцветные бусы – восторга будет море!

Помимо тактильных чувств у ребенка обострено восприятие звуков, поэтому обязательно играйте колокольчиками, бубенчиками, погремушками, шелестите фольгой, пакетами и прочими подручными материалами.

Вы можете играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку-ворону» — это способствует развитию моторики.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять малыша делать что-то или играть в то, что хотят родители. Всегда прислушивайтесь к мнению маленького члена семьи!

Седьмой месяц жизни: навыки и умения

1. Играет игрушками. Именно сейчас просыпается первый интерес к красочным книжкам. Обратите внимание на то, что книги должны быть из толстого картона, нетоксичных и прочных материалов. Рисунки должны быть большими и с четким контуром. Именно такие книги будут изучаться с большим удовольствием.

2. Играет с крупными кубиками, шарами, рамочками Монтессори и специальными игрушками для ванны.

3. Малыш знает свое имя. Это очень важно для формирования собственного «Я».

4. Ребенок умеет отыскивать называемый предмет.

5. Много лепечет, и повторят определенные слоги.

6. Приспосабливается к новой пище. Естественно, материнское молоко остается незаменимой частью рациона. Не стоит забывать, что детей кормить насильно нельзя!

7. Появляются первые зубы, и с этого момента за ними надо следить, чтобы не пришлось потом ставить и проводить дорогостоящее лечение.

8. Понимает смысл многих слов.

9. Испытывает страх при расставании с мамой.

10. Умеет вкладывать в большие предметы маленькие.

11. Твердо стоит у опоры, переступает ножками.

13. Ползает.

14. Ворочается со спины на живот и обратно.

15. Любит играть в «Ладушки» и различные пальчиковые игры.

16. Запоминает последовательность действий.

17. Интересуется людьми, внимательно рассматривает незнакомых.

18. Если вы не обращаете внимание на малыша, то он старается любым способом привлечь его.

19. По просьбе может показать нос, рот и другие части тела.

В этот период времени основная задача родителей обеспечить безопасность ребенка. Ведь он начинает ползать, а для его скорейшего физического и интеллектуального развития стоит спустить его на пол.

Обязательно уделяйте внимание воспитанию и развитию ребенка. Наша повседневная жизнь требует определенных правил поведения и уже пора учить малыша понимать значение слов «Нет!» и «Да, можно». Для этого стоит ласково или сердито откликаться на определенные намерения крохи. Не стоит думать, что вы сразу же научите ребенка послушанию, но ведь вы и не хотите воспитывать безвольного робота! Давайте своему крохе свободу, но учите элементарным бытовым навыкам общения и никогда не забывайте о его безопасности. Помните, что в любом возрасте для ребенка самое главное — родительская любовь!

Когда ребенку исполняется 7 месяцев, то это он уже совсем не похож на тот маленький комочек, которого только что принесли из родильного дома. К этому времени он значительно изменился, и освоился в окружающем мире и своей семье. Он много двигается, и налаживает общение с родителями и родственниками, резко изменяется его режим питания и сна. Когда перед нами ребёнок в 7 месяцев развитие и питание его отличаются от тех, что были ранее.

Что касается физических параметров, то следует заметить, что подрастает маленький человек еще за месяц на 2 сантиметра и набирает около 600 граммов в весе. Вес ребенка в 7 месяцев примерно составляет 7 или 8 килограммов, а рост приближается к 66-71 сантиметру.

Какие навыки должны быть

Что умеют дети в 7 месяцев? Навыки и умения малыша в данном возрасте обычно следующие:

  1. Многие дети уже к этому времени умеют сидеть практически без поддержки или учатся садиться самостоятельно.
  1. Часть малышей в этом возрасте уже активно ползают, однако поднимать тело полностью им еще тяжело, и поэтому чаще всего ползать у них получается по-пластунски.
  1. В положении лежа на животе, появляется возможность облокотиться на боковую ручку, а другой брать предметы или игрушки.
  1. Легко даются ему теперь повороты в разные стороны, поскольку физическое развитие его направляется на повышение активности. В этот период родителям нужно быть особенно внимательными, поскольку велика вероятность возникновения ушибов и травм. Это происходит, потому что на фоне усиление двигательной активности координация движений еще не сформирована, и поэтому оставлять его одного весьма нежелательно
  1. При кормлении малыш может сам держать бутылочку, или поднимать ее в том случае, когда она падает.
  1. Он уже легко привстает на кроватке с перилами, держась за них, или становится на коленки.
  1. Подросший малыш уже способен делать шажки, если его поддерживать в этот момент под мышками.
  1. На седьмом месяце он ручками перекладывает предметы из одной в другую, переворачивает игрушки.
  1. Усиливается активное изучение предметов, при этом малыш тянет игрушки в рот, стучит ими об стол или кроватку, тщательно разглядывает.
  1. Он уже умеет меньшие предметы вкладывать большие.
  1. К 7 месяцам полностью формируется слух и зрение. Даже негромкие звуки вызывают у ребёнка реакцию в виде поворотах головы. По этой причине следует приучать малыша спать при небольшом шумовом фоне, иначе он будет просыпаться при малейших звуках.
  1. Чаще всего у ребенка уже есть первые зубки, маме не следует переживать, если их прорезывание еще не произошло. В норме это бывает и позже, до одного года. Обычно в этом плане большую роль играет наследственность.

Многие мамы могут переживать по поводу того, что ребенок не сидит в 7 месяцев сам. Но такие волнения преждевременны. Если малыш себя хорошо чувствует, активен и общителен, то следует просто немного подождать.

Если все что должен уметь малыш в 7 месяцев он не делает, то в этом случае речь идет о значительном отставании в развитии. Тогда его следует немедленно показать педиатру и неврологу.

Особенности психического развития 7 месячного малыша

В психическом развитии тоже происходят значительные изменения:

  1. Ребенок понимает смысл некоторых слов и может даже показать на знакомые предметы.
  1. Общается со знакомыми и незнакомыми людьми при помощи лепета.
  1. Отзывается на собственное имя.
  1. Различает знакомых людей и близких родственников. Теперь у него уже есть чувство определённой привязанности. Однако эмоционально он привязан больше всего к матери и ее уход или отсутствие может вызвать слезы. Это связано с тем, что у малыша нарушается чувство защищенности, и возникает тревожность. Если при этом проявляется страх расставания у семимесячного ребенка, то данный факт говорит о большом продвижении в его психическом развитии.
  1. Малыш уже догадывается по определенной мимике и жестам взрослого человека, о тех чувствах, которые он испытывает. Хорошо отличает интонации в голосе (строгость, злоба, доброта, нежность).
  1. Он способен испытывать чувство вины, в том случае, когда его ругают.
  1. Многие дети в этом возрасте уже умеют проявлять свои чувства. Ребенок трогает за лицо, гладит волосы, прижимается или отталкивается.
  1. Его попытки разговаривать и общаться становятся все более осмысленными.
  1. Если мама называет какой-нибудь объект, то малыш активно поворачивает голову в его сторону.
  1. Ребенок уже умеет обращать на себя внимание при помощи произнесения некоторых слогов.
  1. У ребенка возникает потребность в дружбе, но на данном этапе инициативу он не проявляет.
  1. Как утверждают неврологи, правое полушарие у семимесячного малышам, которое отвечает за работу левой стороны тела, развивается несколько быстрее чем левое. По этой причине становится заметно, что он чаще всего используют левую руку. Но это совершенно не означает что он левша.
  1. В 7 месячном возрасте маленький человек уже начинает бояться очень близких и громких звуков, поэтому желательно не включать поблизости с ним пылесос, фен или другие шумные бытовые приборы.

Как меняется режим дня

Режим ребенка в 7 месяцев и распорядок дня не должен быть слишком строгим, так как его организм, которые активно растет и развивается, самостоятельно находит наилучшие варианты чередования активности и сна в каждом индивидуальном случае. Молодая мама, у которой ребенок 7 месяцев, обязана понимать, что в этом возрасте привычное расписание будет перестраиваться. В первую очередь это происходит потому, что ребенок гораздо большее время проводит в активном бодрствования и ему уже меньше требуется времени на сон.

Расписание считается правильно составленным в том случае, если при его соблюдении ребенок хорошо засыпает в определенные часы, кушает с аппетитом и не требует еду в промежутках между кормлениями, активно играет и не капризничает. Все это свидетельствует, что именно данный режим совершенно соответствует его потребностям.

Особенности сна в 7 месячном возрасте

Что касается длительности сна, то следует отметить, что не каждому ребенку нужно одинаковое количество времени для полноценного отдыха. Одному, например, достаточно будет по полтора-два часа три раза спать днем, а другому достаточно ложиться только дважды.

Количество часов, проведенных во сне, колеблется у детей в семь месяцев от 11 до 13 часов. В последнем случае на дневной сон приходится четыре с половиной часа, а на ночной – восемь с половиной. Для тех малышей, которые ложатся спать дважды лучше выбирать время в утренние часы обязательно с 11 или 12 часов, а в вечернее – от 16 до 17 часов.

Если у ребенка потребность в сне снижается, то это говорит о его ускоренном физическом развитии, поэтому маме не стоит переживать, и пытаться укладывать его чаще, чем ему хочется. Такое явление просто говорит о том, что он стал взрослее, и нуждается в пересмотре распорядка, заведенного ранее.

В некотором случае малыш выбирает для себя другой вариант сна. Во время прогулки он спит около трех часов, а по утрам и вечерам его отдых составляет не более одного часа.

Сколько нужно гулять

В распорядке дня малыша обязательно следует выделить время для прогулок. Они совершенно необходимы для его нормального развития, как в интеллектуальном, так и физическом плане.

Помимо свежего воздуха кроха еще и получает возможность одновременно изучать новый мир за пределами квартиры, и получать множество впечатлений от него. Желательно чтобы мама в это время громко комментировала то, что он видит и слышит на улице.

Поскольку ребенок в этом возрасте становится очень активным и постоянно двигается, основная задача мама соблюдать определенные правила, которые не позволят малышу выпасть из коляски. Для этого его следует надежно пристегивать. В жаркую погоду необходимо прикрывать малыша от попадания прямых солнечных лучей, чтобы не возникало раздражения на его нежной коже.

Организация питания

Кормление ребенка в этом возрасте должно быть пятикратным, промежутки между приемом пищи должны составлять не менее четырех часов. Некоторые малыши по-прежнему встают ночью, для того чтобы немного поесть. И данный факт не считается ненормальным, если не происходит более трех раз за ночь.

Режим 7 месячного ребенка на грудном вскармливании такой же, как и на искусственном. И те, и другие дети в это время уже обычно хорошо приспосабливаются к прикорму в виде фруктовых и овощных супов, различных каш и пюре. Малютка уже может кушать детский творожок. Единственное отличие грудничков состоит в том, что трижды в день они продолжают использовать в качестве еды молоко матери, а искусственники вместо него – молочную смесь, но не менее двух раз в сутки.

Многие мамы задумываются о том, что полезнее для малыша блюдо которое произведено на фабрике или приготовленные самостоятельно. На самом деле можно готовить еду малышу самостоятельно, но только в том случае, если есть уверенность в том, что пища будет состоять из натуральных компонентов (при условии наличия своего сада и огорода). В том случае, когда мама не уверена в качестве ингредиентов, лучше всё-таки покупать еду в готовом виде.

Если готовить кашу самостоятельно, то крупа для неё должно быть максимальное измельчена до порошкообразного состояния. Поэтому удобнее все-таки покупать полуфабрикаты, специально предназначенные для малышей.

Творог, который впервые используется в качестве прикорма у малютки в семь месяцев, должен хорошо переноситься его организмом, поскольку желудочно-кишечный тракт малыша еще не до конца сформирован, и он просто не в состоянии переварить обычный продукт. Творожок, приготовленный специально для маленьких детей, отличается от обычного – по консистенции он более нежный, а кислотность у него низкая.

Такой продукт можно приобрести либо в специализированных отделах магазина от фабрики, производящей детскую продукцию. Или же следует взять его на молочной кухне. Особый способ производства в этом случае полностью исключает наличие в продукте патогенной микрофлоры. Начинать давать творожок, лучше всего добавляя его в пюре из фруктов. Начинать следует с одной маленькой ложечки с постепенным доведением минимальной дозы до трех-четырех ложечек.

Давать новый прикорм следует в дневное время, так как это позволит внимательно проследить за реакцией ребенка и его организма на незнакомую еду. А сытная сладкая каша даст возможность младенцу крепко спать днем (такой совет следует использовать как при кормлении искусственника такое грудничка).

Бывают случаи, когда ребенок просит есть намного раньше, чем это установлено по распорядку дня. Тогда следует его покормить, поскольку пятнадцать или двадцать минут не играют большой роли в данном случае.

Встречается и противоположная ситуация, и малыш полностью отказывается от приема пищи. Что же делать маме? Насильно кормить его не следует, важно выявить причины отсутствие аппетита, а они могут быть следующие:

  • неприятие нового продукта (не нравится вкус его и запах);
  • ребенку хватает материнского молока, и он им полностью насыщается;
  • настойчивое уговаривание со стороны матери, которая насильно пытается его накормить, пугает малыша и вызывает отрицательную реакцию.

Если ребенок плохо ест, при отсутствии вышеперечисленных причин, то возможно это вызвано плохим самочувствием. Поэтому при стабильном отказе от еды следует показать его врачу.

Таблица рациона питания ребенка в 7 месяцев


Чем нужно заниматься с ребенком

Маленький человек, которому исполнилось 7 месяцев, активно исследует внешний мир, пробуют все предметы на вкус, и трогает их руками. Многие малыши довольно быстро ползают, а некоторые даже пытаются привстать на ноги, а особенно развитые – делать первые шажочки. В это время следует обратить особое внимание, если ребенок в 7 месяцев встает на носочки. В ряде случаев это может говорить о наличии неврологической патологии, и если такое явление продолжается, то следует проконсультироваться с детским неврологом.

В данный период следует продолжать проводить занятия в форме игры, это поможет развивать не только ловкость и моторику, но и позволит заложить зачатки интеллекта. Рекомендуются следующее проведение активного досуга:

  1. Чтение вслух книжек и разглядывание ярких картинок в них. Лучше всего покупать большие книги со страницами из картона.
  1. Декламация стихов, в которых повторяются одни и те же звуки и словосочетания. Это поможет развивать речь, и ребенок постепенно начнет повторять их самостоятельно.
  1. В возрасте 7 месяцев он уже хорошо знает свои любимые игрушки. В этом случае рекомендуется поиграть с ними для улучшения развития. Следует положить несколько предметов прямо перед ним, и попросить среди них найти какую-то определенную вещь или игрушку. Если у малыша все получается хорошо, то обязательно его нужно похвалить.
  1. Обычная пирамидка способна ознакомить малыша с новой формой и размером предметов. Вначале ее нужно собрать в его присутствии, одновременно отчётливо комментируя свои действия, после этого нужно дать возможность ребенку разобрать пирамидку.
  1. Хорошо использовать в возрасте семи месяцев динамические игрушки, к которым относятся юла или неваляшка.
  1. Очень полезна игра в прятки. Она заключается в том, что взрослый прячет игрушку на глазах у ребенка, просит найти ее. Потом задачу можно усложнить и предмет следует спрятать, но уже украдкой. Чаще всего ребенок не находит его, поэтому искомое нужно достать самому, чтобы не расстраивать и не огорчать малыша. Немножко позднее взрослый может спрятаться сам, для того, чтобы малютка находил его по голосу.
  1. Для моторики ручек можно приготовить пластиковое ведерко и собирать туда какие-нибудь более мелкие детали, например орехи. Однако прежде следует показать пример, как это делать, ребенок потом уже с удовольствием включается в процесс. Также точно работают бусы или спирали, на которые нанизаны различные кубики. Подобные развивающие игрушки можно приобрести в магазине.

Все эти игры, это то, что должен уметь малыш в 7 месяцев, но с активным участием мамы или других взрослых. Формирование любых навыков требует в создания эмоционально радостного фона. Только в этом случае ребенок будет с удовольствием принимать участие в игре, кроме того, именно таким способом малыш учится достигать поставленной цели.



Рассказать друзьям