Семейные традиции подготовки к рождеству. Новый год в православной семье: с чистого листа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К аждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй.

Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.


От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом, с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп. Ночью или утром – праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть – попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.


Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю – спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» – непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»

Я думаю, все испытывали в своей жизни такое состояние: Праздник уже завтра, а настроение далеко не праздничное. Да и сам смысл праздника часто, увы, непонятен. Многие люди воспринимают Рождество как еще один день собраться вместе за столом, для кого-то это лишний повод выпить…

Сейчас идут последние дни рождественского поста. Как создать в доме ощущение грядущего Великого События, как подготовить себя и свою семью к встрече со Христом? Цель моей статьи лишь немного приоткрыть дверь в праздник Рождества, входить же в нее Вы будете сами.

Еслитремя фразами сформулировать подготовку к Рождеству с детьми, то картина получится такая:

1. Что мы видим;2. Что мы слышим; 2. Что мы делаем своими руками.

Теперь пройдемся коротко по каждому пункту.

Человеку всегда легче понять происходящее черезто, что он видит, поэтомуиконы Рождества нам хорошее подспорье в этом. Замечу, что иконографические изображения сильно разнятся, что поможет нам работать с детьми разного возраста и самим во всем обхвате раскрыть для себя Тайну Пришествия Христа.Для совсем маленьких детей существуют простые изображения, не осложненные подробными деталями. Дети 5-6 лет очень любят смотреть на икону, где Младенец нежно прильнул головкой к Богоматери. Подросткам интересна икона, где показаны сомнения Иосифа, поскольку подростки и сами находятся в непростом времени поиска.Важно не просто смотреть с детьми на иконы, но и по возможности читать их, обсуждая. Вы никогда не задумывались, например, почему на одной из икон Богородица отвернулась от Младенца? Дети сразу замечают, и, признаюсь, их этоочень смущает.

Вторая наша фраза звучит, как «Что мы слышим» . Речь, конечно, идет о песнопениях Рождества и о так называемых «христославах». В первую очередь, следует разобрать тропарь и кондак Рождества, детям постарше можно рассказать о «гласах», на которые они поются. « Христославы» и песни на Рождественскую тему помогают настроиться на правильный лад, стать добрее и отзывчивее.

И, наконец, важный вклад в семейный праздник ˗ это поделки своими руками . Украшайте дом вместе с детьми. Превратите это в веселую игру, чтобы помочь ребенку проникнуться духом Рождества. Малышам, конечно, не стоит давать хрупких украшений, ведь они могут разбить их и пораниться. Отдавайте предпочтение фигуркам из бумаги, дерева, пластика и т.п. и не ругайте ребенка, если он делает что-то не так. Помните, что для украшения елки можно использовать и сладости. Например, замечательно будет выстраивать такие «звездные дорожки» к Рождеству. Идея состоит в том, чтобы на окно приклеивать каждый день по маленькой звездочке, предварительно прочитав на обороте какую-то цитату. А в канун Рождества на нашем окне может «загореться» большая звезда. И, безусловно, какое Рождество без вертепа. Его можно как купить, так и сделать своими руками из поставленной ребром коробки из-под конфет, обклеенной фольгой и обмотанной сверху гирляндой. Пространство для фантазии безгранично.

Рассказывайте малышу об особом значении рождественской атрибутики: об ангелах, Вифлеемской звезде, символ которой прикрепляют к верхушке елки и т.п. Можно также прочесть несколько детских рождественских историй. Так вы поможете ребенку понять смысл украшений, которые используются в этот день. Устройте веселый конкурс, если у вас несколько детей. Можно предложить им тематические раскраски, вырезание снежинок из бумаги и т.п. Другой вариант – попросить малыша нарисовать иллюстрацию к рассказанной вами истории. Кстати, это неплохой способ занять детей на некоторое время, пока вы наряжаетесь и накрываете на стол.

Что касается самого Праздника, то замечательно было бы начать с приготовления сочива накануне, обязательно сходи ть в храм, на Службу. После этого можно устроить различные игры, поставить сценку на Рождественскую тему и просто радоваться. Замечу, что Праздник Рождества продолжается еще неделю, а святки до Крещения. Приготовьте праздничные блюда. Желательно выбрать наиболее яркие и красивые варианты, ведь дети порой уделяют больше внимания внешнему виду еды, чем ее вкусу. При желании можно приготовить кутью, оригинальный пирог, несколько салатов, а также сладкие блюда, которые любит ваш ребенок. Накрывая на стол, вы можете поставить в центр пуансетию, которую в Европе называют рождественским цветком.

Устройте тематический спектакль. Для этого достаточно будет сделать ширму или просто повесить ткань, а также сшить несколько кукол. Можно использовать и рождественские фигурки, в том числе ангелов. Разумеется, очень важно, чтобы выбранный вами сценарий был веселым и раскрывал для ребенка традиции Рождества. Дети могут быть не только зрителями, но даже участниками представления, вам лишь нужно подробно объяснить, в чем заключается их роль, а затем давать им подсказки.

Марина Худова 1 курс МГУ

В прошлом году мы с Костей начали учить немецкий язык. Он просил меня об этом уже очень давно, но я все считала, что недостаточно к этому готова. Все же моя целевая аудитория – взрослые, а учить детей немецкому с нуля – это мне казалось чем-то очень сложным! И вот меня посетило вдохновение, я побывала на очень интересном форуме Гете-института, презентовавшего открытие виртуального университета для детей, познакомилась, наконец-то с замечательным педагогом, автором интересных учебников по немецкому языку Ольгой Зверловой. О том, как мы учим немецкий, я расскажу отдельно, но сейчас мне хотелось бы рассказать именно о том, как мы готовились к Рождеству.
Адвент-календари уже стали традиционными во многих русских домах. Мы тоже уже не первый год пытаемся готовиться к Рождеству с такими календарями, но в этом году я решила воспользоваться помощью немецкого образовательного канала WDR. Те, кто не знает немецкого языка, не пугайтесь. Интерактивный рождественский календарь на 24 дня предлагает замечательные занятия, смысл которых часто понятен без немецкого языка. Возможно, наши комментарии еще больше облегчат понимание и вдохновят кого-нибудь на творчество.
К сожалению, пока я готовила этот пост, сам адвент-календарь убрали со страницы канала, видимо как уже утратившего актуальность. Я постаралась найти в Интернете хотя бы часть видео, которые мы использовали.

Итак, 1 день. Рождественский фрукт
http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/weihnachtsfrucht.php5

Вначале мы с Костей очень кратко обсудили, что же называется таким красивым словом «Адвент». Это время ожидания праздника – Рождества Христова. Обычно оно длится 4 недели и наполнено очень важными делами, приближающими праздник. Вот и мы постараемся наполнить каждый наш день волшебством, чтобы праздник к нам пришел как можно скорее.
В первый день ожидания Рождества мы посадим Рождественский фрукт, который, если мы сделаем все правильно, порадует нас 24 декабря. Обычай выращивать рождественский фрукт пришел с востока. Очевидно, из Египта. Обычай распространился в Древней Греции. Оттуда пришел в Европу. Обычно пшеницу замачивают 13 декабря в день святой Лючии или Люсии.
Легенда про Люсию страшненькая. Поэтому я ее изложила Косте очень реферативненько. Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку, маяк потух. Но даже после смерти девушка как ангел стояла на скале с фонарём.
Вместе с Кристофом Биманном, ведущим замечательной программы «Передача с Мышкой» мы узнали, как вырастить дома рождественский фрукт. Для этого нам понадобятся:
˗ зерна пшеницы для проращивания (я купила в магазине здорового питания);
˗ вазочка, в которой нужно будет замочить зерна пшеницы (примерно 2 часа);
˗ тарелка, на которую мы кладем сложенное в несколько слоев смоченное бумажное полотенце;
˗ стакан, который мы ставим дном вверх на тарелку и обкладываем его замоченной пшеницей.
Сбрызгиваем все это каждый день водой и ждем…

Вот что у нас получится.

2 день. Музицируем вместе с Мышкой и Слоненком. Делаем мандалы.

Вначале мы посмотрели добрый мультик про мышку и слоненка. Затем мы отправились поиграть на пианино, а потом стали делать мандалы. Раньше я никогда не слышала о мандалах, поэтому вместе с Костей нам было очень интересно узнать, что мандала пришла к нам из Индии Мандала - это модель мира, которую каждый человек создает себе сам, это способ понять себя, улучшить свою память. Раскрашивая мандалы, человек погружается в гармонию и спокойствие. Если в трудных ситуациях создавать мандалы, то можно успокоиться, найти ответ на вопросы, которые тревожат в данный момент.
Мы с Костей создали несколько мандал, используя подручный материал.

3, 8, 15 и 21 день. Рождественская история, рассказанная от лица маленького ослика «Маленький ослик Марии».

Здесь можно скачать героев сказки и сделать театр:
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...

Очень трогательный мультфильм, повествующий историю появления Иисуса на свет от лица маленького ослика. Костю история очень тронула. К сожалению, я нашла на сегодняшний день только одну часть.

1) Перед началом показа м/ф можно сделать дорогу и поставить на нее ослика. Спросить: какие истории ты помнишь, связанные с ослами. Как обычно относятся к ослам? Где ты уже встречался с осликами?

В первой части злой торговец плохо обращается с осликом и продает его Иосифу за бесценок. Когда Ослик узнает, что он куплен в подарок Марии, то старается ей во все помогать.

2) Можно поставить рядом с осликом фигурку торговца. Спросить: как торговец обращался с осликом? Каким он видел ослика? С другой стороны поставить фигурку Марии. Мария чувствует доброе сердце ослика, не видит его внешних недостатков.
3) Можно попросить ребенка нарисовать сердце и спросить, что у ребенка сейчас на сердце. Пусть нарисует все, что он сейчас чувствует или напишет словами. Потом положить это сердечко в коробочку и спрятать до следующего Рождества.

Во второй части злой купец жалеет, что так дешево отдал такого замечательного ослика и просит его вернуть назад. Но Мария говорит, что продать ослик – это все равно, что продать частицу себя, и отказывается вернуть ослика.

4) Можно сделать фигуру ангела. Спросить, кто такой ангел-хранитель.

Царь Ирод приказывает всем отправиться в Вифлеем на перепись населения. Мария и Иосиф хотят ехать на верблюде, но злой торговец отказывается продать им верблюда, отвечая словами Марии: «Я не могу продать часть себя». А помощь приходит ослик.
В третьей части Мария, Иосиф и ослик преодолевают всяческие трудности, чтобы добраться до Вифлеема. Доброта Марии покоряет разбойников. Даже волк не нападает на овец, говоря ослику: «Копи силы, тебя ждет великий день!»

5) Здесь можно проиграть весь путь передвижения Марии, Иосифа и ослика. Как они преодолевают переход через реку, идут через горы, встречают разбойников, идут по пустыне, встречают волка. Ангел все время следует за ними. Так и у каждого из нас есть свой ангел-хранитель.
6) Здесь можно спросить, в каких ситуациях ребенок чувствовал, что ему помог ангел-хранитель или в каких ситуациях ему бы хотелось, чтобы он помог.

Мы прочитали стихотворение Саши Черного «Рождественское» и выучили его наизуст ь.

Рождественское
Саша Черный
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

Сделали маленький рождественский вертеп.

4 день. Кто это там так уютно устроился в бороде Рождественского деда? (так называют деда мороза в Германии)

Мы слепили маленького мышонка. Костику захотелось еще и друга слепить.

Из спичечного коробка мы сделали ему маленький домик.

Такой домик легко можно спрятать в бороде Рождественского деда.
А как же могут звать этого мышонка. Я разложила перед Костей типичные немецкие женские имена.


Ему больше всех понравилось имя Габи. А потом мы слушали первый куплет песни, и он должен был услышать, как Мышку зовут на самом деле. Оказывается, Мюммель!

Второй куплет – Рождественский дед и мышонок – большие друзья. Дед любит пощекотать мышонка за мордочку.

Третий куплет: что любит кушать мышонок? Костик предложил сыр. Угадал! Мы слепили из пластилина сыр, порезали его на кусочки.

А еще дед дарит мышонку рождественский букетик, тоже слепили.

Вот текст песенки:

Mümmel-Mümmel-Mäuschen



Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann krault seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
am Morgen und am Abend auch das weiche Mäuseschnäuzchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann legt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
zehn Bröckchen Käse jeden Tag ins kleine Mäsehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann schenkt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
tief in der dunklen Weihnachtsnacht ein kleines buntes Sträußchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann kennt eine Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
die hat in seinem langen Bart ein kleines Mäusehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Ну и, конечно же, рождественскими блинами себя порадовали. Костик узоры сам делал.

5 день. Зимнее удовольствие: катание на лыжах

О, этот день Костик особенно полюбил!
Вначале мы поговорили немного о том, как появились лыжи. Это просто фантастика, но уже первобытные охотники додумались ездить на двух палках. Имеются наскальные рисунки в пещерах Норвегии, подтверждающие этот факт. Длительное время лыжи использовались охотниками и военными, поэтому им была нужна только одна палка. Вторая, не трудно догадаться, была занята – оружием.

Следующий этап:
Мы познакомились с героями мультфильма – кроликом, коровой, петухом и поросенком. Сделали для них лыжи и представили себе, как могут кататься начинающие лыжники. Какие трудности им встретятся?


Потом посмотрели мультик (в общей сложности раз семь – Костик хохотал, не мог остановиться).


А потом сделали лыжницу.

6 день. Где живет Николаус?
https://www.youtube.com/watch?v=0qH2dfNgyIg

Еще один немецкий мультик помог нам представить, как живет Николаус. Мультик был создан на основе представлений детей из Германии. Им были заданы вопросы: где живет Николаус, что он ест на завтрак и как проводит свободное время. Вот мы Костиком тоже на эту тему пофантазировали.

1) Какие типы домов тебе известны?
Вспомнили, что уже изучали:
Индейцы – вигвам, типи
Гренландия – иглу,
Италия – трулло
Киргизия – юрта
Китай – фанза
Россия – изба
Африка – рондавель
http://xn----stb8d.xn--p1ai/Portfolio/88/

2) В каком доме мог бы жить Николаус? Сконструируй его дом из подручных материалов? Какие варианты предлагают дети из Германии?
3) Сколько комнат в доме? Какая мебель там стоит?
Сделали для Николауса елку

7 день. Щелкунчик

http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/nussknacker.php5

Два года назад я привезла Косте из Германии настоящего щелкунчика. В Германии верят, что Щелкунчик защищает детей, и он должен быть в каждом доме. В небольшом видео ведущий пытается всяческими способами раскусить орех. Помочь ему может только щелкунчик. Мы оказываемся в небольшой деревушке в рудных горах. Именно здесь изготавливают щелкунчиков.

В нашей традиции есть представление о том, что к великим вехам ведет великий путь. А что значит «подготовиться к празднику»? Дети обычно отвечают: значит, привести все в порядок — надо дом убрать, украсить. А если мы при этом друг другу нагрубили, обидели, будет у нас праздник? Оказывается, еще душу в порядок надо привести. И поэтому Рождественский пост — это время приготовления души к радостному восприятию праздника. А для педагога, работающего с дошкольниками, — это возможность поговорить об очень важных вещах.

Звездочки радости

Ожидание делает праздник праздником. И это нужно использовать как определенный методический прием, наполняя занятие смыслами, связанными с содержанием праздника. И когда ребенок узнает эти смыслы, он становится на «ты» со своей традицией, он понимает пространство храма, понимает язык изображений.

Когда мы говорим с малышами, им сложно объяснить, что постом нужно стать лучше. Ведь каждый из них себя воспринимает хорошим. И неслучайно в Церкви принято исповедоваться с семи лет. Это значит, что для того чтобы мужественно сказать в семь лет о себе плохое, у ребенка к этому времени должно сформироваться четкое различение добра и зла и понимание, что зло не вне его, а что оно прорастает в его сердце и он хочет с ним бороться. Сколько у педагога дошкольного образования времени, чтобы воспитать это понимание? С трех до шести лет, у семьи — семь лет.

Поэтому с малышами мы говорим не о том, что нужно стать лучше за пост, а о том, что нужно мамины улыбки видеть чаще, чтобы радости в доме прибавлялось. И о том, что для этого нужно сделать, а что делать нельзя. Поэтому, готовясь к празднику, мы зажигаем звездочки на календаре Рождественского поста. Мы становимся на эту дорогу, чтобы к празднику принести радость. Перед ребенком открывается путь, большая задача, и жизнь становится осознанной.

В первый день Рождественского поста, 28 ноября, зажигается маленькая звездочка, которую еще надо отыскать. Но то, что она появилась на окошке студии или на потолке, это весть о том, что наступило особое время. А для педагога это повод для целого спектра видов деятельности вместе с детьми.

Звездочка зажглась, и это наш первый шаг к светлому празднику, который будет, когда мы сделаем 40 шагов. Мы идем к празднику Рождества. А что это за слово такое — «рождество»? День рождения. А что же это за День Рождения, который собирает столько людей по всему миру? Даже ночью люди приходят в храм, чтобы отметить этот праздник. И начинаем мы с беседы о Вифлеемской звезде, глядя на икону.

После беседы дети делают звездочки. Подмечают вокруг себя то, из чего соткана добрая ткань жизни, и учатся за это благодарить. Каждый день мы садимся с детьми в круг, ставим икону, зажигаем фонарик, создавая атмосферу доверительного общения. И обсуждаем: как мы готовимся к празднику? Зажигаем звездочки добрых дел на небе. А небо нарисовано на листке ватмана, там же снежное поле, по которому вьется дорога поста. Недели на ней отделяют верстовые столбики или елочки, мы можем двигаться по ней на саночках, а впереди нас ждет часовенка с закрытыми дверями. Но если открыть их и подглядеть, то можно увидеть икону Рождества.

Вестники праздника

Каждую неделю мы узнаем что-то новое о Рождестве. У каждого праздника есть свои вестники, мы делаем их своими руками. Первый вестник — звезды, которые позволяют нам говорить о чуде Вифлеемской звезды, о том свете, за которым встали и пошли мудрецы из дальних земель. И мы на эту звезду смотрим и помним о Том, Кого нам надо искать. Звезды выполняем в разных техниках. То есть не просто сделали звездочки и ангелочков, а объединили все в единый рассказ, провели системное занятие.

Следующие вестники — Ангелы. Если каждый сделает одного ангела и повесит его на обруч из ветвей березы, перевитый голубой лентой, то получится целое ангельское воинство. Мы обсуждаем с детьми, что за крылатые существа изображены на иконе. Это Ангелы, а «Ангел» значит «вестник». В Библии говорится о том, что Ангелы приносят людям вести от Бога. Рассматриваем иконы Благовещения, Рождества, Воскресения Христова, обсуждаем, какие вести принесли Ангелы, читаем Евангелие.

Наша приуготовительная к Рождеству традиция вся поющая, вся мелодичная. Ведь христославия — это не только те радостные песни, которые могут быть исполнены, когда праздник уже наступил. Есть множество христославий, которые не столь бодрые и танцевальные, потому их можно начинать петь уже постом. Они более мелодичны, напевны, и в них разворачивается вся история Рождества:

Пастухи у стада

В эту ночь не спали,

Святый Ангел прилетел к ним,

Из небесной светлой дали.

Страх объял великий

Тех детей пустыни.

Он сказал им: «О, не бойтесь -

Всему миру радость ныне.

Ныне Бог родился,

Людям во спасенье;

Вы пойдите, посмотрите

На великое смирение».

Нужно подобрать христославия, которые сопровождали бы занятия, помогали вам рассказывать истории, сплетать их между собой, чтобы не было отдельных уроков, а было единое занятие.

В вышине небесной

Много звезд горит,

Но одна всех ярче

Радостью блестит.

То звезда Младенца

И Царя царей -

В ясли Он положен

Матерью Своей.

И волхвы с востока

За Звездой идут,

И дары с любовью

Господу несут.

Мы делаем на рукоделье дары и беседуем о волхвах, которые всю мудрость свою сложили к ногам Младенца. Потому что Сам Бог пришел на землю. И мы с детьми тоже делаем дары тем, кого любим. Причем делаем это втайне от родителей, прячем подарки в шкатулки и мешочки. Дети это очень любят, но их нужно научить дарить, радоваться этому не меньше, чем когда подарок дарят им.

Обязательно обсуждаем с детьми: почему на Рождество наряжают елку? Потому что вечнозеленые ветви ели — это напоминание о том, в какую жизнь открывает дорогу Своим Рождеством и Воскресением Христос — в жизнь вечную, которой конца не будет. Со всех деревьев листочки опадают и напоминают нам о бренности. А елка говорит о вечности. Поэтому мы украшаем елки в храме и дома. Круг из веток ели, который принято делать на Западе, — тоже символ вечности, бесконечности. Напоминание: «Человек, ты в вечности живешь. Найди туда дорогу». Потому что есть два пути — принять Того, Кто нам эту дорогу открыл, или отвергнуть. И каждый человек свой путь выбирает.

Скоро наступит Рождество…

Прежде чем рассказать о Рождественском вертепе, который мы тоже делаем с детьми, хочу отметить, как важно ответственно отнестись к выбору вертепной истории. Очень часто преподаватели, почувствовав, что в нашей традиции заложено что-то такое, что им в помощь, начинают неизбирательно относиться к традиции. А ведь что такое культура? Это поле неоднородное, и растут там и прекрасные маки, и целебная мята, и чертополох, а пустоцветов сколько! В этом поле нашей культуры — и матерные частушки, и скабрезные анекдоты, и порой непростые отношения между старшими и младшими. Все это есть наряду со многими прекрасными и замечательными явлениями. Культура — это поле ценностей и смыслов, она помогает человеку быть человеком, народу быть народом. И нам, педагогам, надо брать то, что этому ядру ценностному не противоречит.

Сюжет традиционной вертепной истории, которую радостно выбирают многие педагоги, состоит в следующем. К царю Ироду приходит мать Рахиль и говорит: «Твои воины хотят убить мое дитя. Дай ему хоть три денечка пожить». А Ирод отвечает: «Да я и трех минут не дам». Мать просит два дня, потом один. Ирод отказывает и отдает приказ воину. Воин за сценой убивает дитя. Потом идет песня-плач Рахили. А потом эта сцена повторяется в зеркальном отображении, когда к Ироду приходит смерть. Царь просит три дня, два, один. А смерть подхватила царя и в ад унесла. Так вот, я убеждена, что эта история не для дошкольников. Потому что мы говорим о радости Рождества, о светлом празднике. Потому что наша православная традиция окрыляет человека, Небо ему открывает. Наша вера знает страх Божий, но не в том житейском, упрощенном понимании. А эта история не о радости. Ее можно рассказать уже более старшим детям, но не как основное повествование о празднике.

Рождественский вертеп тоже может помочь нам построить разговор с детьми. Как правило, преподаватели показывают на праздник вертепное представление. Но ведь вертеп — это тоже повод для целого ряда видов деятельности. После разглядывания иконы мы начинаем с детьми творить вертепное пространство. Взяли коробку из-под телевизора и большими кисточками начинаем раскрашивать. А в какие цвета? Можно разными, но интересно заглянуть в сегодняшний Вифлеем и узнать, что такое пещера, как она выглядит. Затем из коричневого пластилина прикрепляем бляшки и на них накладываем скорлупки от грецких орехов. А можем залить монтажной пеной и потом раскрасить.

Внутри выкладываем травку, плетем из нее коврики. Лепим барашков. Делаем ясельки и рассказываем о том, что это такое. Но Младенца там нет, Он там появится на Рождество. Вспоминаем, сколько осталось шагов до этого. Дети очень ждут.

Пастухи могут греться в вертепе, а вот волхвы двигаются потихоньку к вертепу, подогревая ожидание праздника. Дети спрашивают: «Ну, когда же?». А воспитатель напевает:

Падает снег, всюду светло,

Скоро наступит Рождество…

Когда дети чего-то очень ждут, оно должно наступить. Вот они приходят в группу на Рождественской неделе и обнаруживают вертеп преображенным. Воспитатель уже без них обвил гирляндой вертеп, золотой фольгой внутреннюю стенку обклеил и поставил икону Рождества. Не надо заполнять пространство вертепа куколками. У нас есть прекрасный образ, и пусть он у детей запечатлеется.

И ребенок видит: все сияет, пришли пастухи, волхвы, домашние животные смотрят на ясли. И мы с детьми встали и запели:

Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришли

И Младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились —

Днесь Христово Рождество!

Анастасия Абрамова, сотрудник Московского семейного клуба «Рождество»

К празднику готовились загодя: верующие люди соблюдали сорокадневный пост, который известен под названием Рождественского. В этот период люди молились, читали Закон Божий, каялись. Ели простую, постную пищу: грибы, овощи, рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака, навагу, кто победней - селедку, сомов, леща.

В города ближе к Рождеству тянулись обозы с мороженой свининой, гусями, индюшками. Перед Рождеством, за 3 дня, на площадях и рынках торговали елками - настоящими лесными красавицами. Вся площадь превращалась в чащу. Среди деревьев мужики в тулупах помогали народу выбрать к празднику елку. Ходили сбитенщики, носили самовары с горячим, душистым и сладким сбитнем (это своеобразный напиток с медом и имбирем).

Простые горожане тоже готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные - белые с голубым - рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер - на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.

Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.

В день перед Рождеством, называемый Сочельником, совсем воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что, по преданию, указала путь волхвам к новорожденному Иисусу.

Во всех семьях, независимо от социального и культурного положения, детям в эти дни обязательно рассказывали о Деве Марии, о явлении к ней архангела Гавриила, о том, как родился младенец Спаситель, о поклонении волхвов, о тех дарах, что они принесли, о значении этих даров.

Дети с малого возраста впитывали в себя обычаи, традиции; духовность, заложенная в православии, органично и легко проникала в их души.

В Сочельник ели сочиво (оттого и Сочельник) - постную кашу и овощи. Варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груши, иногда рисовый или ячменный взвар с медом и ягодами. Этот взвар как дар Христу ставили под образа на сено, символизирующее то сено, на котором лежал маленький Спаситель в яслях.

Высматривали в небе первую звезду, потом шли ко всенощной. В домах зажигали лампадки.

В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.



Рассказать друзьям