Математические считалки.
На елке белый снег лежит,
Над елкой белый снег кружит
Над снегом стайка птиц кружит
На ветку сели снегири
Я сосчитала их:»Раз, два, три…»
Раз, два, три, четыре-
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Разбежались мышки вон.
Раз, два, три, четыре,
А за мышками бежать.
Раз, два, сыч да сова
Ласточка – касатка
Курочка – хохлатка.
В небесах высоко пестрая сорока,
Да опять не все: перепелушка в овсе,
Дядька дятел на суку,
Воробьишко на току,
Синица молодица полетела за водицей,
Да еще скворец, все – конец!
Серый волк пришел из сказки
В парике и доброй маске,
Нет не так: 4,7 и запутался совсем.
Семь братьев дружно живут,
Громко песни поют, понедельник
Вторник, гоп, среда, четверг в ладоши хлоп,
Пятница, суббота руки поднимаем,
Воскресенье ты, ловишка, мы убегаем.
Начинается считалка
На дубу скворец и галка
Улетел домой скворец
И считалочки конец.
1,2,3,4,5 вышел зайчик погулять
Вправо шаг, влево шаг,
Шаг вперед и шаг назад
Кто отстал, выходи!
Мы бежим, а ты лови!
Две подружки, две сестрички
Заплели по две косички
Задаю и вам вопрос: Сколько нас?
На моей руке пять пальцев:
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать, чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ: кошка есть,
А мышек нет.
1,2,3,4,5 вышли точки погулять
Вдруг резинка выбегает
И одну из них стирает.
Что тут делать, как тут быть,
Выходи, тебе водить!
Задачи - шутки.
Как с помощью одной палки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола)
Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их на угол стола)
Надо разделить 5 яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Она должна взять яблоко вместе с корзиной)
Одного человека спросили: «Сколько у него детей?» Ответ был такой: «У меня 6 сыновей и у каждого есть родная сестра», (7)
Едет тележка на четырех колесах. Сколько колес впереди и сзади?
На поляне прыгали зайцы один среди двух. Сколько всего зайцев?
Сколько концов у палки? А у двух с половиной палок?
На столе лежат в ряд три палки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю)
Тройка лошадей пробежала 5км. По сколько метров пробежала каждая лошадь? (5 км)
У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
Росло 4 березы. На каждой было по 4 больших ветки. На каждой большой по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (не растут)
На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у кольца)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (нельзя, улетит)
На скамейке 2 утенка. Под скамейкой 2 котенка. У скамейки 2 теленка. Сколько всего животных?
Тридцать два молотят, один проворачивает. (язык, зубы)
Два братца спереди бегут, два сзади догоняют, а догнать не могут. (колеса)
Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (глаза)
У него два крыла, винт жужжит, как пчела.(самолет)
Две головы да пара рук, а ног шесть. Что такое? (Всадник на коне)
Два соседа – непоседы день на работе, ночь на отдыхе. (глаза)
Под порожком катаются два горошка. (лоб, глаза)
Пять братьев годами ровные, а ростом разные. (пальцы)
Есть у каждого лица два красивых озерца, между ними есть гора, назови их детвора. (глаза, нос)
Один говорит, двое глядят, а двое слушают. (рот, глаза, уши)
Кто берет сено тремя зубами? (вилы)
На дереве сидело 6 птичек. В одну охотник выстрелил. Сколько птичек осталось на дереве?
Кого обидела Лида?
Лида ставила тарелки
На столе ребятам всем:
Ровно семь тарелок мелких
И глубоких тоже семь.
Принесла в солонке соли,
Ложек тоже ровно семь:
Лене, Оле, Жене, Коле,
Мае, Рае, Толе – всем.
Положила вилки с краю
Не забыла ничего,
Говорят ей: «Не хватает
Здесь прибора одного»
И нарочно вслух считает,
Чтобы слышно было всем,
Вот и кончена работа,
Можно звать к столу ребят,
«Ты обидела кого–то»,
Снова Лиде говорят,
И опять она считает,
Огорченная совсем:
«Лене, Рае, Оле, Мае,
Толе, Коле, Жене – семь».
Будет все-таки в обиде
Скоро кто-то из ребят.
Семь мартышек, семь соседок,
Со своих сбежали веток.
Все повисли на одной
На хвостах вниз головой,
Раскачались, раскачались,
Меж собою передрались
Больше всех досталось в драке
Самой главной забияке,
С ветки сбросили ее
Сколько будет без нее?
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Сидят рыбаки, стерегут
Поплавки. Рыбак Корней
Поймал трех окуней.
Рыбак Евсей 4х карасей,
А рыбак Михаил 2х сомов
Изловил. Сколько рыб
Из реки натаскали рыбаки?
Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата сидят и молчат.
За кадушкой один, за кустом один,
Как детей поскорее найти?
За листом один, за кормушкой один.
Их должно быть не меньше…
У стены стоят кадушки
В каждой кадушке по одной лягушке.
Если было 5 кадушек
Сколько было в них лягушек?
Учиться любит старший брат
И воскресенью тоже рад.
Учебных дней в неделю шесть
И день на отдых тоже есть.
Сколько дней в неделе?
Девять рябин и еще одна
В праздничный встали ряд
Девять рябин и еще одна
Словно знамена горят.
Сколько всего рябин?
Алеша на руку надел рукавицу
А пальцы умельца попали в темницу.
Спокойно сидели б они взаперти
Два брата большого не могут найти
Живет он отдельно в своем теремку
И братья дороги не знают к нему
Сколько братьев у большого пальца?
На картину посмотри
К нам пришли богатыри.
Сосчитай-ка поскорей
Сколько здесь богатырей?
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама белка
Девять шишек принесла.
Раздели их на троих.
Сколько каждому из них?
Что подарил нам сосновый бор
Восемь маслят и один мухомор?
Сколько всего грибов?
Ехали две тачки
И еще две тачки
В каждой по две кошки
И по две собачки.
Сколько было тачек,
Кошек и собачек?
У кошки три котенка
Они мяукают звонко.
В лукошко мы глядим:
Куда пропал один?
Вдруг видим из-под лавки
Его выносит кошка
Он первым встал на лапки
И вылез из лукошка.
Сосчитай сколько котят
Еще не научились ходить.
Десять журавлей в облаке курлычут,
Улетая, а один устал.
Один отстал.
И спускается тихонько стая.
Сколько осталось в стае?
Девять утят, девять цыплят
Девять плывут, девять глядят.
По сколько утят и цыплят?
Четыре в комнате угла,
Четыре ложки у стола,
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Гуляет в джунглях старый слон
И одинок и грустен он.
Но подошел к нему сынок
И больше слон не одинок.
Конечно, слону теперь нечего грустить.
Ведь слонов теперь сколько?
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках сидят,
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Сосчитай-ка зверей
Отвечай поскорей.
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Однажды девять обезьян,
Болтая вечерком,
Дойти до жарких стран
Задумали пешком.
«А я, пожалуй, не пойду»-
Промолвил павиан.
«В зоологическом саду
Не станет обезьян».
Сколько обезьян отправились
В жаркие страны?
Вяжет бабушка лисица
Трем внучатам рукавицы.
«Подарю вам скоро, внучки,
Рукавичек по две штучки,
Берегите, не теряйте»,
Сколько всех, пересчитайте?
Ксения Липина
Математическое развлечение в подготовительной группе
Цель : закрепить знания детей по познавательному развитию , развитие смекалки и ловкости .
Задачи : образовательные :
Развивать математические представления ;
Формировать умение отгадывать загадки и называть ответ;
Закрепить умение решать задачи;
Развивающие :
Развитие памяти , внимания, мышления;
Развития речи ;
Развитие двигательных способностей.
Воспитательные :
Воспитывать интерес к занятию;
Воспитывать коллективизм;
Воспитывать умение приходить на помощь к товарищу.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята! Скоро вы пойдете в школу. В детском саду вы научились считать, решать задачи и многому другому.
И вот сегодня я решила проверить как вы можете считать, отгадывать загадки, решать задачи, играть. В это нам поможет мой помощник.
Да но где же он? Вы его не встречали?
Ой, вы слышите кто-то поднимается по лестнице, наверно это он.
Пойду и встречу его. А вот и он?
Ребята вы узнали его?
Дети : Да.
Воспитатель : Верно, это Незнайка.
Ну что Незнайка, начнем наше соревнование?
Незнайка : начнем, только кто же с кем будет соревноваться? Где же команды?
Воспитатель : Верно, давай разделим ребят на две команды «Звездочка» и «Ракета»
Незнайка : А где же табло, на котором я буду вывешивать результаты соревнования?
Воспитатель : Вот и табло, на нем ты будешь выставлять команде «Звездочки» - красные кружочки, а «Ракете» - синие.
Команды запомнили какого цвета будут у вас значки?
Незнайка : А где же командиры?
Воспитатель : Я про них совсем забыла. Командиров пусть выберут команды. Пусть они выберут самого ловкого и смекалистого.
Незнайка : Теперь кажется все! Команды и командиры есть, пора начинать соревнование. Но с чего мы начнем?
Воспитатель : Давай проверим командиров. Незнайка загадай-ка ты им загадки да по сложнее.
Незнайка : 1. У него два крыла
Винт жужжит, как пчела? (самолет)
2. один говорит, двое глядят
А двое слушают. (рот, глаза и уши)
Воспитатель : молодцы, ребята!Не подвели свою команду. Незнайка давай дадим каждой команде по очку.
Проводится физкульминутка.
Незнайка : А теперь надо продолжить готовность команд к соревнованию.
Воспитатель : Теперь каждая команда представляет по 3 представителя.
Незнайка, давай дадим им решить по 2 задачи. Я расскажу трудную задачу представителям команды «Звездочка» , а ты «Ракете»
Задача1 : Шел крестьянин в город, навстречу ему трое знакомых. Сколько человек пошли в город?
Задача2 : Шел крестьянин в город, по дороге догнал трех знакомых. Сколько человек пошли в город?
Задача3 : Сидят три кошки, подошла еще кошка. Сколько кошек? (четыре)
Задача4 : Мне навстречу бежали поросята. Один впереди двух, один между двух, один сзади двух. Сколько всего было поросят? (три)
Если представители затрудняются, помогает команда. В конце конкурс оценивается.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Решили такие трудные задачки.
Ребята, а давайте проверим Незнайку, как он умеет решать, считать, отгадывать загадки?
Воспитатель : И я хочу проверить своего помощника (показываю карточку) .
Посчитай,Незнайка, сколько всего кружков? (шесть)
Ребята, правильно ли посчитал Незнайка, подумайте.
Чья команда исправит ошибку, получает очко.
Незнайка подводит счет очков у команд.
Незнайка : Ребята, не хотели бы вы поиграть?
Я знаю очень интересную игру «Перебежки»
После игры подводятся итоги.
Воспитатель : «Молодцы, ребята! Вы сегодня проявили свою смекалку. Мы с Незнайкой уверены, что в школе вы будете сообразительными и ловкими.
Незнайка : До, свиданья!
Приехал в город, думал дня на три – коронку на зуб поставить, фотки с выпускной вечеринки сына отредактировать, ну и другие дела накопились. Утром, значит, приехал, а вечером звонит папа: «Хочу сообщить тебе дважды пренеприятнейшую новость!» И важно так, пытаясь скрыть азарт и волнение, рассказывает мне, что в обеих наших ловушках у церкви сидят рои, и, по всей видимости, хорошие – под летками целые грозди пчел. Ну, — говорю, — сейчас приеду! Бросаю все дела, хватаю фотоаппарат, кричу сыновьям, что еду снимать сразу два роя и бегу за машиной.
Примчался. Мама уже делит: «Один рой – нам, второй – тебе». Папа готовит улей. А у меня давно приготовленный стоит на точке, с тех пор, как .
Собрались, в нервном волнении дождались, когда почти закончится лет пчел, поехали…
Подхожу к липе. Вот тебе и на! Ловушка-то на метр ниже висит, криво как-то, мелкие ветки вокруг нее обломаны и уже листья подсохли. Крышки на ловушке и вовсе нет. Пчелы у летков в суматохе кружатся…
— Отец! – говорю, — ловушку кто-то трогал, не там она висит!
— А я не обратил тогда внимания, — отвечает, да и вижу плохо. Заметил только, что пчел у летков было много.
Лезу на липу. А чтоб вам руки отсохли! Ловушка разбита, без крышки, наспех прихвачена к ветке обрывками веревки. Горстка пчел сиротливо гудит внутри…
И эйфория улетучилась, и руки задрожали, и одни маты вырываются…Ну какой варвар мог такое сделать? В деревне, где все друг друга знают, за километр здороваются и улыбаются… Что это за люди такие!?
Снял ловушку. Вот, что от нее осталось:
Сот из рамки зачем-то вырезали, а затем прикрутили его на место проволокой и бросили внутрь.
Проволока пчеловодная, для рамок. Значит – какой-то пасечник орудовал. И когда успели-то? Вчера в полдень ловушка была на месте, я смотрел. Получается, после обеда , кто-то его выследил, или случайно увидел, а сегодня рано утром или ночью забрали, пока никто не заметил. Спешили, суетились, все вокруг помяли…
Ладно, пошли ко второй ловушке. Залез на церковь, смотрю, пчелы у летков ведут себя необычно – беспорядочно бегают по всей ловушке, отдельные поднимают вверх брюшко, почти вертикально, и жужжат крыльями. Признак, что у них нет матки.
— Не рой это, папа, — говорю. Скорее всего, оставшиеся пчелы из первой ловушки слетаются на запах «Апироя». Прислонил ухо к стенке – нет того мощного ровного гула, который дает рой. Так, отдельные пчелки дзыкают… Снял ловушку – легкая она, можно сказать, пустая. Так и есть, остатки пчел слетелись.
Смотрю – папа поник, потемнел, чернее тучи. Не курит он у меня, почти. А тут говорит: «Давай в магазин заедем, куплю пачку сигарет». Забрали мы разбитую ловушку, и вторую, с остатками пчел, купили сигарет и молча вернулись домой.
Куда девать пчел-сирот? Их там полторы рамки насобиралось. Выбрасывать жалко… Решили подселить в наиболее слабую семью. Я уже . Поставил сверху пустой корпус через тонкую бумагу, наделал в бумаге проколов. Пчел из ловушки струсили на две рамки, накрыли на ночь.
Утром бумага была прогрызена, и пчел с двух рамок я стряхнул в основную семью. Сирот приняли тихо и спокойно…
Вот такие получились у нас «два роя». Разбитая ловушка ремонту не подлежит. Мы сняли третью, что была в саду и вновь повесили одну над церковью, а вторую тоже рядом, у цветущих лип, но спрятали от посторонних глаз.
Обидно, конечно, что есть у нас такие односельчане, но мы не унываем. Что унывать, кругом красота…
А кто сделал нам такую пакость, рано или поздно узнаем – люди сами же и расскажут. В деревне ничего не утаишь…
34 загадки о самолетах для детей дошкольного и школьного возраста, виды загадок о самолетах, как придумать загадку о самолете вместе с ребенком.
Загадки про самолет: загадки — описания
В этом типе загадок перечисляются признаки отгадки. При отгадывании ребенок перечисляет, по каким признакам, указанным в загадке, он отгадал, что это самолет.
Загадка про самолет 1.
Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт. (Самолет)
Загадка про самолет 2.
В небо птицей он взлетает,
Белый видно фюзеляж,
След на небе оставляет,
Круто делая вираж.(Самолет)
Загадка про самолет 3.
Для него родимый дом –
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда он отдохнёт,
Вновь отправится в полёт.(Самолет)
Загадка про самолет 4
Крылья есть, есть нос и хвост,
Но, поверьте, я не прост.
Есть моторы у меня –
Очень быстрый я, друзья. (Самолет)
Загадка про самолет 5
Есть крылья, как у птицы, и хвост, как у зверя, а вместо колес - шасси. (Самолет)
Загадка про самолет 6
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.(Самолет)
Загадка про самолет 7
Отгадай-ка, кто имеет
Серебристых два крыла?
Быстро он летать умеет –
Не догонит и стрела.
Он летает высоко,
Он летает далеко.
И гудит, когда летит.
На земле сидит – молчит. (Самолет)
Загадки про самолет: загадки с отгадкой — рифмой
Это самые простые загадки для детей младшего дошкольного возраста. В них рифма подсказывает ребенку отгадку и помогает легче отгадать, что это самолет.
Загадка про самолет 8
Без разгона в высь взмываю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полет.
Что же это? (Самолет)
Загадка про самолет 9
Крылат, хвостат,
Носат, пузат
Летит, гудит,
Дымит, пыхтит
Людей везёт
Вдаль … (самолет).
Загадка про самолет 10
Крылатый, но не птица,
Летает в небесах.
В мгновенье может скрыться
В пушистых облаках.
Когда взлетает в небо
И набирает ход —
Закладывает уши,
Что это? (Самолет)
Загадка про самолет 11
Птица по небу летит,
Слышно, как она гудит.
Отправляется на взлёт
Серебристый — … (самолет).
Загадка про самолет 12
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица? (Самолет)
Загадка про самолет 13
Взял с собою седока,
И взлетел под облака!
Так отправился в полёт
Чудо-птица — ….? (Самолет)
Загадка про самолет 14
Играет в салочки с ветрами
И прячется за облаками.
Зовет в стремительный полет
Красивый, быстрый … (самолет).
Загадка про самолет 15
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?… (Самолет)
Загадка про самолет 16
Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? – … (Самолёт)
Загадки про самолет: загадки – метафоры
В загадках- метафорах (метафорических загадках) предмет сравнивается с другим предметом по ряду схожих признаков. Но в тексте загадки делаются намёки — подсказки на то, что речь — то на самом деле в отгаде идет совсем о другом предмете. Загадки — метафоры сложны для придумывания и для отгадывания, поэтому они предназначены не для малышей, а для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Например, в этой загадке самолет сравнивается с домом и описываются особенности такого необычного дома:
Загадка 16
В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это … (самолет)
Самолет в метафорических загадках часто сравнивается с птицей, как например, в загадка о самолете, приведенных ниже:
Загадка 17
Вот по небу быстро мчится
К нам стальная чудо-птица,
Всех нас к морю унесёт,
Эта птица … (самолет) .
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит.
(Самолёт)
Загадка 18
В чистом небе серебрится
Удивительная птица.
В страны дальние летала,
Эта птица из металла.
Совершает перелёт
Чудо–птица … (самолет) .
Загадка 19
Взлетела к зарнице
Железная птица…
Есть крылья и хвост,
И след, словно мост.
Мы смотрим вослед,
А следа уж нет. (Самолет)
Загадка 20
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет? (Самолет)
Загадка 21
Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась. (Самолет)
Самолет в загадке — метафоре также может сравниваться с иглой или с мальчиком Антошкой! Или даже … с кобылицей! Например:
Загадка 22
Серебристая игла
Через небо пролегла. (Самолет)
Загадка 23
В небесах летит Антошка —
Белая дорожка. (Самолет)
Загадка 24
Большая птица —
Стальная кобылица
По небу летит,
Внутри ее народ сидит. (Самолет)
Еще одна интересная загадка, построенная на основе метафоры. В ней самолет сравнивается с человеком, который чертит белым мелом по голубой бумаге. Загадывая эту загадку ребенку, обязательно спросите малыша, что это за голубая бумага и что это за мел? (это белый след самолета на голубом небе).
Загадка 25
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой
Над моею головой. (Самолёт)
Загадки про самолет: загадки на основе сравнения или отрицания
Загадка про самолет может быть построена и на основе сравнения. Такую загадку может сочинить даже младший дошкольник в возрасте 3- 5 лет с помощью взрослых. Например:
Загадка 26 -27
Летит как стрела,
Жужжит как пчела.
Или: быстрый как…, летает как…, железный как…. Что это? (Попросите ребенка договорить фразу, запишите его загадку и загадайте родственникам и друзьям).
Еще один простой вид загадок про самолет, доступных самым маленьким деткам для сочинения и отгадывания — это загадки, построенные с помощью отрицания. Примеры таких загадок:
Загадка 28
Не пчела, а гудит,
Не птица, а летит,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет.
(Самолет)
Загадка 29
Не птица, а летает,
Не машина, а ездит,
Не автобус, а возит. (Самолет)
Загадка 30
Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)
Загадка 31
Не пчела, не шмель,
А жужжит.
Неподвижно крыло,
А летит. (Самолет)
Загадка 32
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет. (Самолет)
Загадка 33
Трещит,
А не кузнечик,
Летит,
А не птица,
Везет,
А не лошадь. (Самолет)
Загадка 34
Не кукушка и не дрозд,
Из металла крылья, хвост,
Не гнездо любимый дом,
А большой аэродром. (Отгадка — самолет.
Придумывайте с ребенком свои загадки о самолет, записывайте первые сочинения малыша, загадывайте их близким и друзьям! Возможно, именно этот первый опыт словесного творчества станет основой для развития любви к родному языку и литературе! Желаю Вам вдохновения!
Еще о самолетах для детей:
Увлекательные материалы для игр и занятий с детьми по теме «Самолет»: познавательную сказку в картинках про виды самолетов, детскую презентацию, видео, дидактические игры, логоритмику и пальчиковую гимнастику о самолетах и многое другое Вы найдете в статье
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Республика Саха (Якутия) Таттинский район, с. Чымнайи,
МБОУ Чымнайская СОШ.
Саввина Галина Моисеевна.
Тема: Урок – игра. Внеурочная деятельность по математике. 1 класс.
Цель: Учить выражать свои мысли, развивать речь, мышление, внимание, память, расширять кругозор, развивать мелкие движения руки.
Оборудования: Таблица, мяч, ручка, тетрадь.
Ход урока :
Игра «Зеркало».
Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.
Игра «Что изменилось?».
Учитель выставляет на доску несколько карточек, чтобы их стало четыре.
— Сейчас мы поиграем в одну игру, которую любят наши герои. Она называется «Что изменилось?». Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, как стоят карточки. Закрыли глаза.
Учитель меняет расположение карточек, после чего дети должны восстановить первоначальный порядок. Игра проводится несколько раз. В процессе игры карточки могут заменяться на другие; некоторые карточки убираются или появляются дополнительные.
Игра «Загадки».
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
Кого один раз в году наряжают? (Елку наряжают на Новый год).
Два братца в одну сторону глядят. (Глаза).
Один говорит, двое глядят и двое слушают. (Рот, глаза, уши).
Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы).
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (Коньки).
Два крыла, винт жужжит, как пчела. (Самолет).
Игра «Лучший следопыт».
Учитель сообщает детям условия игры: «Индеец отправляется в лес на разведку. (Учитель на доске изображает схему расположения деревьев.) В менее опасных местах он оставляет следы – около деревьев писал палочкой примеры, обозначающие номера полянок, на которых останавливался». Учитель на доске около деревьев пишет мелом примеры вида:
Дуб Сосна Береза Ель
16-10= ? 17-10= ? 18-10= ? 13-10= ?
Дуб Сосна Береза Ель
14-10= ? 15-10= ? 12-10= ? 10-9= ?
И говорит: «Мы с вами следопыты. Наша задача – расшифровать номера полянок, пойти по следам разведчика, показать путь его движения и рассказать, в каком направлении он двигался».
Игра на внимание.
Ученик, поймав мяч, брошенный ему учителем, должен слушать и считать вслух хлопки учителя. Когда учитель перестает хлопать, он возвращает мяч учителю. В игру вступает следующий ученик, который, получив мяч, продолжает счет. Игра длится до тех пор, пока дети не досчитают до 20.
Игра «Математические фокусы».
Для закрепления таблицы прибавления и вычитания 2. Задумайте любое число от 3 до 6, прибавьте к нему 2, еще 2, затем вычтите 2, еще 2 и еще 2. Назовите результат, а я определю, какое число вы задумали. Как я догадалась? (Для отгадывания к результату надо прибавить число 2.)
Игра «Проверь незнайку».
Учитель сообщает детям, что в класс пришел Незнайка, который сцепил парами вагоны по правилу игры в домино и предложил детям составить примеры на сложение, учитывая число кружков на табличках вагонов. Учащиеся из разрезных карточек с цифрами составляют примеры:
3+5 3+7 2+5
Учитель предлагает проверить, правильно ли Незнайка сцепил вагоны. Учащиеся замечают ошибки Незнайки, меняют вагоны местами, снова составляют пары примеров на сложение и делают вывод о переместительном свойстве сложения.
3+5 3+7 2+5
Игра «курица и цыплята».
Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети –цыплята.
Учитель читает стихи: «Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки:
Курочка: «Ко — ко –ко -ко -ко, ко-ко-ко»,
Игра: Не ходите далеко».
Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а дети должны откликнуться – пропищать столько же раз.
Итог урока.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.