Что такое полигамия. Многомужие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На сегодняшний день в России официальной и социально одобряемой формой семейных отношений является одна – моногамия. Но существуют на Земле и другие вариант отношений между мужчинами и женщинами, имеющие свои психологические и биологические предпосылки и уходящие корнями далеко в историю.

Первая форма семьи – родовая община. С целью выживания было необходимо взаимодействовать со всем племенем и общиной. Хозяйство и дети были общими. Сексуальные отношения возникали, их называли предсемейной формой. Почему предсемейной? Потому что несмотря на близкие отношения индивидуальной ответственности за другого человека никто не нес.

Постепенно роли мужчины и женщины разделялись, возникала ответственность друг за друга:

  • женщина отвечала за эмоциональное тепло, поддержание отношений в группе;
  • мужчина был добытчиком.

В настоящее время такой характер отношений тоже встречается, но не обязательно. Все зависит от общественных норм, распределения власти и ценности мужской и женской роли.

Что интересно: мужские занятия (виды деятельности) обществом всегда признаются как более важные. Если этим же будет заниматься женщина, то важность будет снижена.

Классическое перераспределение ролей хорошо объясняет теория Геодакяна. Согласно ей:

  • мужчина – воплощение изменчивости и обновлений;
  • женщина – воплощение наследственности (сохранение и устойчивость).

И даже в китайской философии инь – это женщина, которой свойственна пассивность и податливость, а янь – мужчина, которому присуща активность. Это две движущие силы эволюции. Они же объясняют вариации структуры отношений.

Но одни лишь природные предпосылки сами по себе мало влияют на функционирование . Решающее значение отводится социальным факторам, которые либо утрируют историю ролей, либо изменяют классический сценарий. Одним из вариантов утрированного принятия роли «мужчина-добытчик и активность, женщина – уют и подчиненность» стала полигамия.

Полигамия

Полигамия – устойчивые отношения одного мужчины и нескольких женщин. Притом в современном понимании это не обязательно сексуальная связь. Речь идет о социальных, материальных и экономических отношениях. В этом контексте возникает вопрос: так ли чужда нашему обществу полигамия? Если рассуждать в этом ключе, то любые отношения мужчины и женщины, в которых активно участвует мать мужчины – вариант полигамии.

Официально полигамия в классическом смысле у нас не приветствуется. Но некоторые мужчины заводят любовниц, что тоже вариант проявления полигамии. Однако современные женщины ничем не уступают в этом плане.

Полиандрия

Полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами. Еще не так давно наличие полиандрии признавалось только у некоторых народов Тибета, но уже сегодня, как подтвердили антропологи, такой тип брака встречается у 53 народов.

Корнями полиандрия уходит в матриархат, то есть формирование семьи вокруг силы женщины. Однозначной теории насчет того, проходило ли общество идею матриархата, нет. Одни сторонники утверждают, что это было (на том этапе, когда практиковалось собирательство и земледелие, а не охота). Другие утверждают, что такого не было вовсе.

Существует и другой взгляд на существование полиандрии – теория адаптации. Согласно ей полиандрия нужна в некоторых места для выживания и безопасности. А в адаптации все средства хороши.

  • Например, в местах со скудными ресурсами это замедлит рост популяции и детской смертности.
  • Решает это и проблему наследства, если братья из одной семьи женятся на одной женщине.

В самых отдаленных деревнях Индии «многомужество» практикуется до сих пор, что вызвано значительным преобладанием женского населения над мужским. Чаще полиандрия встречается в отдаленных уголках Земли (деревнях, племенах). Например, это норма жизни племени Бари. Более того, там верят, что ребенку могут быть отданы сразу несколько мужских семян. И практикуется не только «многомужество», но и «многоотцовство».

Для них – это норма, для нас – дикость, что лишний раз подтверждает влияние культуры и истории общества на психику человека.

Моногамия

Моногамный парный брак – самая молодая форма устройства семьи. Предпосылками формирования таких отношений стали:

  • необходимость постоянных сексуальных отношений и продления рода;
  • избыток пищи и материальных благ (стали передаваться в наследство);
  • из-за передачи накопленных благ острее встал вопрос отцовства, что укоренило необходимость стабильных отношений с одной женщиной;
  • усилились общественные требования к женщинам в вопросах целомудрия.

Еще одним мощным толчком стало выявление и учет особенностей взросления ребенка. Как мы знаем, он долгое время нуждается в постоянной заботе, материнской привязанности, физической и экономической безопасности. И если изначально роль кормильца отводилась исключительно мужчине, то сегодня многие женщины сами могут обеспечивать семью.

Если рассматривать хронологию исторического развития , то отмечается следующая интересная закономерность:

  • изначально воспитание и социализация детей легли на плечи отца;
  • затем роль отца снизилась и воспитание детей легло на государство, но фактически этим занималась мать;
  • сегодня отмечается совершенно другая тенденция: родители стараются переложить воспитание на другие социальные институты или бабушек, дедушек, нянь.

Тем не менее, официально признанной является парная моногамия, хотя на практике семья претерпевает большие изменения.

Силы природы: моногамия или полигамия

Нашему обществу легче принять идею и природные предпосылки к полигамии мужчин, но на женщину за это же посмотрят косым взглядом. На самом же деле каждый человек от природы склонен к полигамии, что подтвердил психолог К. Риан. А мысль о моногамии женщин и полигамии мужчин – не что иное как общественный стереотип. Тем не менее, человек (будь то мужчина или женщина) способен придерживаться моногамии при условии, что это его сознательный выбор. Риан сравнивает моногамию с вегетарианством.

Интересный факт: в природе только птицы от природы моногамны (90 %), остальные животные – полигамны. Лишь некоторые в 3-5 % случаев отличаются верностью.

В чем же ключевая разница в биологических предпосылках полиандрии и полигамии?

  • Природное начало мужчин заставляет их оставить как можно большее потомство.
  • Женщины же направлены на поиск качества, а не количества (наилучший вариант генов).

Однако наше общество в силу цивилизованности вносит немало социальных изменений в природные порывы. Стоит лишь вспомнить об алиментах, как желание оставить как можно большее потомство пропадает. К этому добавляются устои и стереотипы общества, риск приобретения болезней, а не качественного или большого потомства, сложные , нормы морали. И в итоге мы наблюдаем очередную борьбу социального и биологического в нас.

Осознание гипотетической предрасположенности каждого человека к полигамии используется в семейной психотерапии для преодоления тревог, фобий. Осознание влияния природных сил, некоторое их согласованное супругами высвобождение (например, отсутствие таких крайностей, как «не смотри на противоположный пол», «не разговаривай с противоположным полом») – залог крепких отношений на современном этапе развития института семьи.

Пережитки многомужества в Индии

Женское начало в культуре Индии проявляется в сохранении пережитков матриархата в системе родства и в организации семьи. Индия – одна из немногих стран мира, где живут народы, практикующие полиандрию – многомужество. В прошлом полиандрия была распространена здесь значительно шире, причем не только у коренных народов, но и у попавших под их влияние арийских пришельцев. Во всяком случае, древнеиндийские мифы свидетельствуют, что этот обычай встречался в арийских княжествах Северной и Центральной Индии. Эпос «Махабхарата» повествует о девушке Драупади, дочери царя Панчалов, которая вышла замуж за пятерых братьев Пандавов, то есть стала их общей женой. Случилось так, что старший из братьев проиграл красавицу в кости принцу рода Кауравов, что привело череде событий, закончившихся войной между Пандавами и Кауравами. Через тысячу лет после создания «Махабхараты» о многомужестве в Северо-Западной Индии писал Ватсьяяна в «Камасутре» (III–V в. н. э.):

«В области Граманари в Стрираджье и Бахлике многие юноши находятся на равных правах в женских покоях, будучи женаты на одной и той же, и женщины наслаждаются ими или по одному или сразу – сообразно своей природе и обстоятельствам. Один держит ее [на коленях], один угождает [поцелуями и прочим], один [ласкает] нижнюю часть, один – лицо, один – туловище, и они действуют так, постоянно чередуясь».

К приходу англичан полиандрия в Индии сохранилась лишь у горцев Гималаев и в некоторых местах южной Индии. И по сей день многомужество встречается у родственных тибетцам ладакхов, живущих на высокогорном плато Ладакх в штате Джамму и Кашмир. Здесь мало пригодных для обработки земель, но почвы позволяют выращивать ячмень, пшеницу, гречиху, бобовые и корнеплоды. Большая высота над уровнем моря и суровый климат очень ограничивают возможности огородничества и почти совсем исключают садоводство. Недостаток пригодной для обработки земли привел к обычаю нескольким братьям иметь одну жену. Целью такого брака было сохранение маленького земельного надела семьи. Когда старший сын женился (и становился главой семьи), его невеста становилась женой и младшим братьям, чтобы избежать разделения и без того скудного хозяйства. Если жена старшего сына не соглашалась вступать в мужской гарем, то младшие сыновья принимали монашество.

После недели супружеской любви старшего брата черед приходит следующему по старшинству брату – он становиться мужем на неделю, затем следует третий и, если есть, – четвертый брат. Для предупреждения остальных братьев очередной муж ставит свою обувь возле двери общей жены. Если женщина довольна, такие отношения продолжаются всю жизнь. Но женщина может невзлюбить одного из младших братьев. Тогда ему не остается ничего другого, как уйти из дома, завести свою семью (что сложно без земли) или стать монахом. Другая традиция позволяет общей жене брать на испытание мужчину вне семьи. Достойный кандидат принимается на одну неделю. Если женщина находила его достойным, то он становился одним из мужей. Но если он не оправдывал надежд, то покидал семью, получая подарок, например, козу, чтобы не было обиды. Подобно многомужеству эта традиция исчезает. Полиандрия, наряду с обычаем монашества, привели к тому, что в Ладакхе, как и в Тибете, свободных молодых женщин больше, чем мужчин. Поэтому там спокойно относятся к добрачным связям. Внебрачных детей усыновляли дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью возлюбленной полтора месяца (три недели до родов и три после), уходит с миром.

О загадочных тода, живущих в Нильгири – Голубых горах на юге Индии, существует обширная литература. Англичане узнали о в 1812 г., когда топограф Кейс обследовал район Голубых гор. Преодолев болотистые джунгли и перевалив труднодоступный хребет, экспедиция попала в просторную, окруженную горами долину. Там Кейс увидел стадо пасущихся буйволов, крупных, с мощными изогнутыми рогами. Таких буйволов он не встречал в равнинной Индии. Неподалеку от стада стояли, опершись на посохи, два бородатых человека; их одежда походила на древнеримские тоги. Пастухи приблизились к пришельцам и их приветствовали. Так англичане впервые встретились с тода. Многое удивило их. Поразил уже внешний облик: тода были выше ростом, с более светлой кожей, чем лесные племена Южной Индии. Черты лица у них были тонкие, что в сочетании пышными бородами мужчин, важной осанкой и тогами – путукхули, придавало им библейский облик. Выяснилось, что тода живут разведением буйволов, но мяса не употребляют, питаясь молочной и растительной пищей. Оригинальными оказались и жилища тода, и их обычаи, и семейная жизнь.

Отношения мужчин и женщин отличаются у тода большой свободой, а брак неустойчив. У тода существует обычай помолвки, но ее можно расторгнуть в любое время, причем обычно расторгают по желанию девушки. Юноши и девушки свободно встречаются, и если девушка беременеет, то это вовсе не считается позором. Мужчины скорее считали беременность достоинством девушки; взять ее в жены желали многие. Но чаще всего мужа выбирала сама девушка. Если же такая девушка беременна, то отказать ей считалось совершенно неприличным. В прошлом формой брака для тода была полиандрия. Капитан британской армии Уорд, сделавший топографическое описание гор Нилгири в 1821 г., заметил, что у тода нет обряда брачной церемонии. Он также обратил внимание, что невеста обычно выходит замуж за несколько братьев: «Она обязана, в случае, если у него [мужа] есть братья, признать их мужьями и выполнять перед ними супружеские обязанности». Помимо мужей, отмечает Уорд, замужняя женщина тода согласно обычаю может иметь любовника – кумбхала. Уорд пишет:

«Кумбхал имеет отдельную власть над ней. В случае, если молодая женщина находится в доме одного из мужей и кумбхал приходит, муж немедленно ретируется и оставляет ее с любовником. Законные мужья содержат ее, а кумбхал снабжает ее ежегодно одеждой, табаком и другими мелкими подарками».

Братская полиандрия была у тода не единственно формой многомужества: существовала еще матриархальная полиандрия, когда женщина имела несколько мужей не связанных родством. Надо сказать, что мужья тоже не терялись и имели любовниц на стороне. Развод у тода был прост, причем женщина могла потребовать развода и уйти к другому, не объясняя причин. Оригинально было определение довольно-таки неясного отцовства. Когда женщина находилась на пятом – седьмом месяце беременности, то мужчина – обычно, но не обязательно, муж, вручал ей лук и стрелы. Обряд, называемый пурсутпими, закреплял за ним отцовство. Если мужья – братья, церемонию выполнял старший брат и все дети считались общими для братьев. Если женщина ушла от мужа или мужей, тогда лук и стрелу ей давал мужчина, с которым она стала жить и закреплял право на ребенка. Если же женщина беременна, а мужчины у нее нет, то лук вручал любой мужчина, выбранный родственниками. По мнению тода не так уж важно иметь мужа, но необходимо иметь «церемониального» отца ребенка. В настоящее время обычаи тода уходят в прошлое, и преобладают парные браки.

Матриархальное многомужество встречалось еще в XIX в. у наиров Малабарского берега Южной Индии. Наиры (наяры) – кшатрии народа малаяли, живущего на Малабарском побережье. В прежние времена наиры были чрезвычайно воинственны и никогда не расставались с мечом. В средневековом Малабаре все уступали им дорогу, по крайней мере, до прихода португальцев. Португальские фидальго (дворяне) не приняли заведенный порядок, и между ними и наирами постоянно возникали стычки. В итоге, состоялась дуэль лучшего мечника наира и воина португальца. Победил португалец (вопреки мнению почитателей восточных единоборств, европейцы фехтовали лучше азиатов). С тех пор наиры стали уступать португальцам дорогу. Рассказ этот приведен как свидетельство того, что господство женщин вовсе не делает мужчин женоподобными (другой пример – ирокезы Северной Америки).

Ячейкой семьи наиров был таравад (тараваду), состоявший из старшей матери – главы семьи, ее детей, братьев, сестер и детей сестер. Хозяйство было общим; им управлял старший брат матери, но сам он не имел собственности. Все им нажитое переходило не его детям, а сыновьям и дочерям сестер. Членами таравада считались только дети женщин. Дети мужчин принадлежали к таравадам жен и носили фамилии матери. Девочки в 10–12 лет проходили церемонию кетту кальянам, во время которой избранный муж надевал на шею девочки тали – медальон в виде листа на шнурке. В символическом смысле это считалось браком. Настоящий брак – самбандхам, наирская девушка заключала, достигнув половой зрелости. Женихом мог быть наир из другого таравада либо брахман касты намбутири. Мужчина при заключении брака дарил жене кусок ткани. Позднее он должен был давать ей небольшие подарки во время каждого из трех великих праздников. Прекращение дарения было молчаливым знаком расторжения брака. Муж время от времени ночевал у жены. Он приходил поздно вечером и покидал дом жены рано утром, до завтрака. Тот, кто ночевал у женщины, оставлял оружие у дверей ее комнаты, что служило предупреждением для тех, кто пришел позже. И этим связи мужа и жены исчерпывались. Наирские жены могли по желанию прекратить отношения с мужем, могли взять другого мужа, даже иметь по 8 –12 мужей. Ограничение было одно – муж должен был быть наиром или брахманом. Мужья не имели никаких прав и обязанностей по отношению к своим детям. Всех мальчиков воспитывал дядя со стороны матери. В ХХ в. многомужество у наиров заменилось моногамной семьей.

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.14.1. Три Индии как три Орды Скандинавы считали, что ИНДИЯ включает в себя КАВКАЗ - ГОРЫ КАПАГУС , с 63, и что ИНДИЯ включает в себя ИДУС - реку Идус Вероятно, ИДУС - это ИУДЕЯ. Выше мы уже показали, что первоначально ИНДИЕЙ, то есть просто ДАЛЕКОЙ страной, от старого

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Пережитки язычества Ростовскую землю окрестили во второй половине XI века - усилиями епископов Леонтия и Исайи. Примерно тогда же окрещен и полуфинский Муром. Но это опять-таки крещение городского населения.В летописях XI в. утверждалось, что многие в деревнях приносят

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

1. Пережитки «белой» истории: Йоханнесбург «– Скажи, мама, почему не любят евреев? – Потому что они убили Иисуса и отравляли колодцы: когда я была маленькой, меня так учили по Катехизису… Гейдрих: Я знаю, все это ложь, но какая разница; эта традиция может быть нам

автора Тарле Евгений Викторович

Очерк третий Португальская торговля и арабская конкуренция в Индии. Причины кратковременности португальского владычества в Индии. Социальный состав и хозяйство испанских колонистов. Экономические преимущества испанской колонизации в сравнении с португальской.

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Исламизация Индии Процесс исламизации Индии занял долгие века. В ходе его в ислам были обращены многие миллионы индийцев, вначале на северо-западе страны, в контактной зоне, где его влияние ощущалось особенно сильно (Синд, Белуджистан, Пенджаб), а затем и в других районах,

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Пережитки средиземноморской культуры Возвращаясь от nimia potentia Ургулании к дерзкому честолюбию Танаквили, нельзя не заметить следов, наполовину стертых или запутанных предусмотрительными историками - свидетельств социального статуса женщины, сильно отличающегося от

Из книги Повседневная жизнь советских писателей. 1930- 1950-е годы автора Антипина Валентина Алексеевна

Принудительное соавторство и другие «пережитки прошлого» Характер образа жизни, этических проблем взаимоотношений литераторов с годами практически не менялся. Отношения между писателями были не всегда простыми. Порой на них оказывала влияние политическая

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

В) Античные пережитки в кельтской Британии Территории, оставшиеся за бриттами, были наименее романизированными на острове. Если не считать сохранения христианства, кажется, все указывает на стремительное вытеснение античных традиций: в языке практически ничего не

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

20. Октябрьская революция и коммунистический акт спасения. Предшественники превращаются в «пережитки» - Привыкли считать, что главная цель революции - создать нового человека. Это не восходит к 2000-летней попытке христианства обновить человеческую натуру?- Проще

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Пережитки поганства Те, що ми так мало знаємо про поганський світогляд України, не випливає виключно з того, що він був невироблений і неусталений. Дуже багато причинилося до цього становище христіянського духовенства, що за всяку ціну старалося затерти сліди поганства й

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индоарии в Индии. «Ведийский период» в истории Индии Древние носители диалектов индоарийской ветви (самоназванием их было просто «арья», и в науке их называют индоариями, чтобы отличить от родственных им ираноязычных племен с тем же самоназванием) в середине II тыс. до

Из книги Очерки по истории архитектуры Т. 1 автора Брунов Николай Иванович

2. Архитектура Индии Архитектура Индии разделяется на три больших периода. Древнебрахманский период, от которого почти не сохранилось архитектурных памятников, теряется в глубине веков. Он продолжатся приблизительно до 250 г. до н. э. За ним следует буддийский период,

автора Блок Марк

4. Пережитки старого и ростки нового на пограничьях дробной системы судов Как бы ни была раздроблена, как бы ни была подчинена феодальной иерархии система правосудия, было бы большой ошибкой считать, что в феодальном мире не сохранилось никаких институтов старого

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Пережитки и обновление Начиная с середины XIII века европейские общества окончательно прощаются с феодальным строем. Но все изменения, происходящие в среде, наделенной памятью, происходят медленно, ни одна социальная система не умирает целиком, сразу и

Полигамия в древности и сейчас: особенности и разновидности полигамных супружеских отношений. Предпосылки возникновения многожёнства и многомужества.

Современные психологи и социологи всё чаще говорят о полигамии, причём как в прямом, так и переносном смысле. Разрушение традиционной морали сделало возможными самые разные формы семейных отношений, и брак или сексуальные отношения с несколькими людьми другого пола уже перестал казаться чем-то диким, даже для многих жителей России и Европы.

Полигамия: что это такое

Полигамией называется древний вид брачных отношений, при котором представитель одного из полов состоит в супружеских отношения с несколькими людьми противоположного пола. Возможны два вида подобных отношений:

Полигиния, или многожёнство;
и полиандрия, иначе – многомужество.

Обе формы появились ещё в глубокой древности и связаны с особенностями жизни народа. Однако и в современном мире полигамные браки достаточно распространены. Даже в тех странах, где многожёнство юридически запрещено, наблюдаются супружеские измены, которые психологи также считают одним из проявлений полигамности.

Исторические причины многожёнства


Полигинию можно считать одной из наиболее древних форм брака: исследователи считают, что такие отношения появились ещё в период перехода от собирательства к земледелию. Они были распространены у многих древних народов мира: иудеев, египтян, китайцев, мидийцев, римлян, древних жителей Индии.

В Торе и Ветхом завете упоминается о том, что у «отцов» еврейского народа – Авраама и Иакова – было по нескольку жён. А знаменитый царь Соломон был супругом для 700 женщин! Впрочем, русский князь Владимир Креститель ничем не уступил южным соседям: согласно летописям, он имел несколько законных жён и около 1000 наложниц в разных городах.

Основной причиной полигинии можно считать нескончаемые межплеменные войны. В битвах погибали, в первую очередь, мужчины. Чтобы обеспечить быстрое воспроизводство населения и спасти народ от исчезновения, появилось правило, согласно которому мужчина должен был подарить сына нескольким женщинам. Со временем жизненная необходимость перерастала в традицию: большое количество жён было свидетельством богатства и мужской силы воина.

Отношения к многожёнству в разных странах мира


Полигиния развивалась во многих странах мира, хотя отношение общества к этому было неоднозначным. У некоторых народов многожёнство разрешалось лишь до тех пор, пока прирост населения не достигал определённого уровня. После чего объявлялся запрет на полигамные браки.

В современных странах существует несколько юридических подходов к такой форме брака:

1. На Ближнем Востоке, за исключением Турции, эта форма брака существует совершенно официально.

2. В государствах Средней Азии многожёнство запрещено. Но, к примеру, в Таджикистане закон не возбраняет мужчине иметь, кроме одной официальной супруги, 2 – 3 незарегистрированных семьи.

3. В странах Закавказья и Северного Кавказа первый брак, как правило, регистрируется официально, а последующие заключается в мечети.

4. В Афганистане, ОАЭ и Саудовской Аравии к этому вопросу подходят ещё проще: мужчина может брать столько жён, скольким сможет обеспечить достойный уровень жизни.

5. В России, Западной Европе, США и Канаде на государственном уровне разрешены только моногамные браки. Хотя в некоторых европейских странах признаются полигамные браки, заключённые в другой стране. Действует этот закон лишь для эмигрантов из мусульманских стран.

6. А вот в таких странах, как Мавритания и Марокко, при действующем многожёнстве существуют ограничения прав мужчин. Так, первая жена, при заключении брака, может добавить в брачный договор пункт о запрете повторной женитьбы для мужа.

Во многих исламских государствах, допускающих многожёнство, действуют и другие ограничения. Так, в Коране указано, что мужчина может иметь не более 4 жён. При этом придётся документально подтвердить финансовое положение, достаточное для содержания нескольких женщин, и получить согласие первой жены.

Полиандрия и полигиния это что


Полиандрия, вторая форма полигамии, менее распространена в мире, нежели полигиния. Это форма брака, предполагающая наличие у женщины двух и более мужей.

Полиандрия встречалась у тех древних племён, где длительное время проявлялась нехватка женского пола. Впрочем, возможны и другие причины:

Высокий статус женщин, связанный с особенностями ведения хозяйства (например, собирательство);
Малое количество пригодных для земледелия территорий, из-за чего все мужчины одного поколения стараются жениться на одной женщине, чтобы не делить наделы на каждую малую семью;
Вера в возможность зачатия ребёнка несколькими отцами;
Тяжелые условия жизни, при которой моногамная семья не в состоянии обработать неплодородную землю и для того, чтобы обеспечивать пропитанием детей, необходимы усилия нескольких взрослых мужчин.

Полиандрия в современном мире


В наши дни полиандрия существует лишь в нескольких странах:

Северной Индии;
Горном Непале;
Тибетском округе Китая;
Нигерии;
Кении;
Шри Ланке;
В Бутане, у небольшого племени Минаро;
И на Маркизских островах, среди местных аборигенов.

На Тибете и северных провинциях Индии существует необычная форма полиандрии: официально брак заключается лишь с одним, старшим в семье мужчиной, после чего его братья автоматически становятся супругами женщины. При этом все дети, рождённые в такой семье, называют отцом исключительно старшего из мужей матери, а остальные считаются «дядьями».

Иногда в полиандрическую семью приглашают постороннего неженатого мужчину. Это происходит в случае бесплодия законных мужей и лишь с их согласия.

«Неофициальная» полигамия в современном обществе


Несмотря на то, что в большинстве стран многожёнство запрещено законодательно, фактически эта форма отношений между мужчинами и женщинами существует до сих пор. У многих мужчин, кроме законной супруги, существует одна или несколько любовниц. Если же мужчина финансово состоятелен, то он нередко обеспечивает не только самих женщин, но и их детей; то есть, фактически живёт на две семьи.

Психологи отмечают, что большинство мужчин полигамны по своей природе и не в состоянии всю жизнь испытывать половое влечение лишь к одной женщине. При этом интрижка на стороне не всегда означает, что супруг разлюбил свою «вторую половину».

Женщины, по мнению психологов, меньше подвержены стремлению к смене партнёров и поиску новых любовных приключений. Однако и представительницы «прекрасного пола» нередко имеют любовника, а порой и не одного. Правда, в отличие от мужских измен, обычно означает охлаждение чувств к законному супругу.

Психологические предпосылки многожёнства в XXI веке


Психологи называют несколько причин, под влиянием которых мужчины предпочитают полигамные отношения, даже в тех государствах, где такая форма брака запрещена законодательно:

Желание получить большее количество заботы и ласки от женщины;
поиск новых ярких впечатлений и стремление разнообразить свою сексуальную жизнь;
неудовлетворённость в супружеской жизни;
стремление получить наследника (это особенно важно для мусульманских стран, где мужчина, не сумевший зачать сына, воспринимается в обществе как не вполне полноценный).

Кроме того, для многих современных людей большое количество половых партнёров расценивается как некий показатель успешности. Причём это касается не только мужчин, но и некоторых женщин.

Противники однополых союзов часто утверждают, что традиционный брак между мужчиной и женщиной считался универсальным стандартом на протяжении всей истории человечества. Да, он действительно являлся наиболее распространённой формой брака с момента зарождения сельского хозяйства, однако, помимо него, истории известно и множество других концепций института брака.

1. Полиандрия

Полигиния – это многожёнство, а полиандрия – многомужество.

Полиандрия – редкая форма полигамии, при которой женщина одновременно состоит в брачных союзах с несколькими мужчинами. В современном мире полиандрия практикуется в некоторых изолированных деревнях, расположенных на Тибетском нагорье. Для тех культур полиандрия служит способом сохранить фамильное имущество в регионах с ограниченным количеством пахотных земель и высоким уровнем рождаемости. Она является одной из форм планирования семьи. Группа братьев женится на женщине своего возраста, и все они живут и работают вместе. Рождённые в таком браке дети «отцом» называют самого старшего мужа своей матери, остальные её супруги приходятся ему «дядями».

С развитием культуры и образования практика полиандрии начинает постепенно устаревать. Тем не менее, результаты недавно проведённых исследований показывают, что полиандрия в прошлом была не такой уж и редкой формой брака, как многие предполагали. Она практиковалась в общинах от Арктики до Амазонки. Возникновение полиандрических союзов, как правило, связано с неблагоприятными условиями окружающей среды и недостаточным количеством женщин фертильного возраста; они характерны для относительно эгалитарных обществ.

У полиандрических браков есть немало преимуществ. Наличие нескольких мужчин создаёт большее чувство защищённости и безопасности в семье. Результаты исследований, проведённых среди представителей народа барии, показывают, что дети, у которых есть несколько признанных отцов, имеет больше шансов выжить, чем те, у кого всего один папа.

Некоторые видят в полиандрии решение проблемы гендерного разрыва, наблюдаемого сегодня в Индии и Китае, однако такое предложение вряд ли будет воспринято положительно в бюрократических обществах с классовыми системами.

2. Левират и сорорат

В данных случаях брак рассматривается как союз не двух лиц, а целых семей, который должен продолжаться даже после смерти одного из супругов. В нём особое значение придаётся правам и обязанностям членов родственных групп. Левират – это когда мужчина женится на овдовевшей жене своего покойного брата. В некоторых случаях дети, рождённые от такого союза, считаются сыновьями или дочерьми первого (умершего) мужа женщины. Они остаются частью его родословной группы и, следовательно, не могут быть разлучены с матерью. Левиратные браки практикуются в племенных общинах Америки, Африки, Индии и Австралии.

Сороратные браки практикуют представители туземных племён Северной Америки и Индии. Сорорат – это обычай, согласно которому овдовевший мужчина должен вступить в брак с сестрой своей покойной жены. В некоторых культурах сорорат также допускается в том случае, если первая жена окажется бесплодной. Дети, рождённые от второй жены, принадлежат, как правило, первой супруге. В ситуациях, когда у покойной жены или мужа нет подходящих сестёр или братьев, взамен могут быть предложены другие соответствующие родственные отношения.

3. Временный брак

Временные браки были особо популярны в древнем исламском мире. Иногда их называли «срочными браками» или «браками для удовольствия».

Временные браки заключались между мужчиной и женщиной по взаимной договорённости на определённый период времени. Чтобы заключить временный брак, нужно было, по традиции, соблюсти ряд условий. Мужчина мог жениться на мусульманке, христианке или еврейке, хотя настойчиво рекомендовалось заключать временные браки только с целомудренными женщинами мусульманской веры. В свою очередь, мусульманским женщинам не разрешалось вступать во временный брак с немусульманскими мужчинами.

Если у мужчины уже имелась жена, он должен был спросить у неё разрешения на заключение временного брака. Если он хотел жениться на рабыне, от него требовалось получить разрешение её хозяина. Двумя главными условиями временного брака считались заранее оговоренный срок и приданое. Некоторые источники утверждают, что временные браки практиковал даже сам пророк Мухаммед.

Временные браки являются нормой для шиитов, в то время как у суннитов они запрещены. Сунниты признают, что временные браки допускалось практиковать в первые дни существования ислама. Однако они в защиту своих убеждений ссылаются на аяты в Коране, которые запрещают иметь сексуальные отношения с кем-то другим, кроме законной жены или рабыни. Сунниты утверждают, что практика временных браков была отменена вторым Праведным халифом, Умаром ибн аль-Хаттабом.

Сегодня временные браки широко распространены в Иране; здесь они используется в качестве прикрытия проституции. Это вызвало бурную негативную реакцию со стороны общественности, однако некоторые аятоллы уже обратились к правительству с просьбой создать специальные центры, где можно было бы заключать временные браки между мужчинами и женщинами. В Великобритании временные браки используются мусульманскими молодыми парами, которые хотят просто встречаться и при этом не нарушать законы шариата. Временный брак рассматривается как способ установления баланса между традиционными убеждениями и современным западным образом жизни.

4. Посмертный брак

Во многих частях мира считается допустимым жениться или выходить замуж за человека, которого уже нет в живых (либо соединять узами брака двух покойных людей). В Китае принято хоронить умерших холостяков рядом с женщинами, чтобы они не скучали в загробном мире. Сегодня в стране развелось немало расхитителей могил, которые вкапывают трупы недавно умерших незамужних женщин и продают их организаторам посмертных браков. Цена на «мёртвых невест» колеблется в пределах 16-20 тысяч юаней (2600-3300 долларов).

Причины, по которым заключаются посмертные браки, весьма разнообразны. Согласно одному обычаю, младший сын в семье может жениться только после того, как это сделает его старший брат. Если старший брат умирает, его женят посмертно, чтобы спасти младшего от пожизненного одиночества. В Сингапуре посмертные браки чаще всего являются инициативой родственников, которые не хотят, чтобы их умершие дети, не успевшие выйти замуж или жениться при жизни, оставались одинокими в загробном мире. Здесь даже есть брокеры, специализирующиеся на организации посмертных бракосочетаний. В некоторых случаях свадебные церемонии проводятся прямо на похоронах.

Посмертные браки также практикуются представителями племён нуэр и атуот (Южный Судан). Если мужчина из племени нуэр или атуот умирает, не оставив после себя наследника, одна из жён его брата выходит замуж за призрак покойного. Все дети, которых она родит впоследствии, будут считаться наследниками умершего брата. Подобная практика, известная как «асепиклерос» ("asepikleros"), была широко распространена в Древней Греции.

В Японии данная традиция отличается от других мест. Умершего здесь женят на кукле, которая олицетворяет дух невесты, связанный с Дзидзо (буддийская бодхисаттва). Посмертный брак возник в 1930-х годах в регионе Тохоку; тогда в войнах в Маньчжурии погибло немало молодых, неженатых мужчин. Посмертные браки стали популярными по всей стране после выхода документального фильма, посвящённого данной теме.

5. Сложный брак

В XIX веке Джон Хамфри Нойес создал в штате Нью-Йорк утопическую общину под названием «Онейда». Он свято верил во Второе пришествие Иисуса Христа и считал, что пока Царство Небесное не настало, у людей есть время и возможность достичь совершенства в этом мире. Он указывал на то, что в Библии нет никаких упоминаний о существовании традиционного брака в Царстве Небесном, и призывал практиковать так называемый «сложный брак», согласно которому все члены общины «Онейда» приходились друг другу жёнами и мужьями. Моногамия и ревность считались греховными и идолопоклонническими. Члены общины наказывали тех, кто предпочитал моногамные отношения.

Чтобы сократить уровень рождаемости и обеспечить сексуальное удовольствие женщинам, Нойес проповедовал практику «мужского воздержания» – вступление в половой контакт без эякуляции. Предположительно, это должно было содействовать самоконтролю. Система Нойеса в сексуальном плане предоставляла женщинам больше свободы, нежели мужчинам. Каждая женщина была вольна принимать или отвергать ухаживания любого мужчины. Это способствовало развитию эгалитарного общества, в котором женщины и мужчины имели бы равные права, и, возможно, улучшению экономического положения общины.

Минусом системы Нойеса была сексуальная индоктринация. Вскоре после полового созревания к подросткам приставляли зрелых, опытных наставников, которые должны были приобщить их к занятию сексом. Сам Нойес, предположительно, знакомил с сексуальной культурой двенадцати- и тринадцатилетних девочек. Также он ввёл временную евгеническую программу, нацеленную на рождение «идеальных детей».

Община «Онейда» просуществовала три десятилетия. Она распалась по двум причинам: первая – растущее недовольство институтом сложного брака; вторая – Нойес бросил всё и бежал в Канаду после того, как его обвинили в изнасиловании несовершеннолетней.

6. Девадаси

В этой южноиндийской практике молодая девушка выходила замуж за божество или храм. Слово «девадаси» буквально переводится как «служанка бога». Некоторые девушки выходили замуж за бога или храм до появления на свет. Они должны были быть привлекательными, трудолюбивыми и умными, а также петь и танцевать по утрам и вечерам в честь своего бога. Храм, при котором жили девадаси, содержался на пожертвования зрителей. Кроме того, их часто приглашали на свадьбы и другие торжественные церемонии, поскольку они олицетворяли собой благополучие. Девадаси, по традиции, пользовались большим уважением и имели более высокий статус, нежели другие женщины в обществе. Быть женой бога считалось за честь.

Когда практика перестала быть популярной, девадаси, чтобы заработать деньги на содержание храмов, превратились в проституток для аристократов и священнослужителей. Некоторые утверждают, что это произошло после того, как храмы были захвачены брахманами (после падения буддизма в Индии) – буддийские монахини также были вынуждены стать проститутками. Вскоре девушек из бедных семей, принадлежащих к низшей касте, начали продавать в храмы, где они были вовлечены в занятие проституцией. Им запрещалось выходить замуж, поскольку считалось, что они уже обручены с богом или богиней.

В 1988 году данная традиция, наконец, оказалась под запретом в Индии, однако она продолжает существовать между членами касты неприкасаемых и в некоторых деревенских храмах. Молодых девушек здесь сексуально эксплуатируют и насилуют, а после того, как они перестают быть привлекательными, их выгоняют из храма, обрекая на жалкое существование. Одна из бывших девадаси, потерявшая зрение и вынужденная питаться объедками, подаваемыми религиозными фанатиками, в интервью с журналистами " The Guardian" заявила: «Моя мать-девадаси посвятила меня богине Йелламме и оставила на улице, где я подвергалась издевательствам и насилию. Я больше ничего не хочу, просто дайте мне умереть».

7. Детский брак

В средневековой Европе дочерей, как правило, выдавали замуж в возрасте двенадцати лет. Это можно объяснить тем, что в те времена отмечался крайне низкий уровень продолжительности жизни. Однако Вы будете сильно удивлены, узнав о том, что девочки также имели право вступать в брак, начиная с семи лет.

Понятия детства не существовало вообще. С детьми начинали обращаться как с полноправными членами общества, как только они переставали быть зависимыми от родителей (обычно в возрасте между пятью и семью годами). Развитие экономики помогло поднять возраст совершеннолетия и позволило создать концепцию детства как отдельной стадии жизни человека – от младенчества до взросления.

В конечном счёте, детские браки исчезли в Европе, однако они по-прежнему практикуются во многих развивающихся регионах мира, несмотря на активные усилия, направленные на их искоренение. Родители продают или насильно принуждают своих малолетних дочерей вступать в брак со взрослыми мужчинами, чтобы облегчить материальное бремя семьи. Детские браки широко практикуются в Чёрной Африке, Южной Азии и некоторых частях исламского мира.

Самой бедной страной арабского мира считается Йемен. Здесь девочек заставляют вступать в брак в возрасте восьми лет. Согласно статистическим данным,14% йеменских девочек выходят замуж до пятнадцати лет, 52% – к восемнадцати годам. В 2009 году была предпринята попытка установить минимальный возраст для вступления в брак – семнадцать лет, однако она встретила отпор со стороны консервативных законодателей, которые посчитали, что это противоречит законам ислама.

8. Тунчи

В Китае на девушек оказывается огромное социальное давление в плане замужества и рождения детей. Принятие гомосексуализма здесь является крайне низким по сравнению со многими западными странами, поэтому большинство мужчин гомосексуальной ориентации единственное решение своей проблемы видят в заключении брака с гетеросексуальными женщинами. Как утверждает один китайский сексолог, к такому способу в Китае прибегает 90 процентов мужчин-гомосексуалистов. Браки между геями и женщинами традиционной ориентации в Китае называют «тунчи» ("tongqi") – от слов «тунчжи» ("tongzhi" – товарищ и эвфемизм для мужчины гомосексуальной ориентации) и «чидзи» ("qizi" – жена). Обратной стороной таких браков является то, что женщины до замужества понятия не имеют о настоящей сексуальной ориентации своего будущего супруга. Во время совместной жизни их постоянно терзают чувство обиды и сексуальная неудовлетворённость.

Также в Китае сегодня набирает популярность движение мужчин и женщин гомосексуальной ориентации, которые выступают за так называемые «кооперативные браки». Кооперативные браки позволяют паре поддерживать отношения на стороне, не вызывая лишних вопросов со стороны родственников и общества.

9. Брак с духами

Представители народа бауле, проживающего в Западной Африке (Республика Кот-д’Ивуар), верят, что до рождения каждый человек вступает в брак с духами. Их называют «блоло биан» («мужчина из другого мира») или «блоло бла» («женщина из другого мира»). В семейных раздорах между земными парами иногда винят духов-супругов, которые ревнуют или чувствуют себя несчастливыми. Духовные наставники рекомендуют вырезать из дерева фигурку «мужчины или женщины из другого мира», промаслить её, одеть, украсить и отнести в храм. Это должно успокоить духов-супругов и установить мир и порядок в семье.

С духами-супругами можно общаться во сне. Поскольку они пребывают в сфере между духовным и реальным мирами, то к ним относятся как к реальным, живым людям. Одна женщина из народа бауле заявила, что её земной брак стал намного счастливее после того, как она построила небольшой храм для своего духа-супруга. Женщина считала, что её земной муж и дух-супруг соперничают друг с другом. Ночью она по очереди спала с деревянной фигуркой духа-супруга и своим земным мужем.

10. Традиционные однополые браки

Некоторые консерваторы считают однополые браки «недавним нововведением». Сэмюэль Алито, судья Верховного суда США, сказал, что они возникли позже, чем «мобильные телефоны или Интернет». В реальности же формы однополых браков существовали на протяжении всей истории. В 1960-1970-х годах некоторые гей-активисты добились разрешения вступать в однополые браки, хотя движение за права геев всерьёз развернулось лишь в начале 1990-х годов.

Доказательств существования санкционированных однополых отношений в древнем мире очень мало, однако выводы о том, что они имели место быть, можно сделать, судя по вавилонской литературе, общественным нравам древних греков и могиле, в которой были похоронены двое мужчин-придворных из V династии фараонов (правившей приблизительно в 2504-2347 годах до нашей эры) и найдено изображение, где они страстно обнимают друг друга.

В Древнем Риме также практиковались однополые браки. Император Нерон, к примеру, вступил в брак со своим евнухом, устроив грандиозную свадебную церемонию. Поэты Марк Валерий Марциал и Децим Юний Ювенал упоминали о гомосексуальных браках в своих произведениях. Первый относился к ним с пренебрежением, второй называл их «мимолётным любовным романом» и считал декадентскими.

Однополые браки были настолько распространены, что в III веке нашей эры, после обращения Римской империи в христианство, они были официально запрещены. Первые католические и греко-православные церкви практиковали адельфопоэзис (буквально «братотворение»). Историки расходятся во мнениях по поводу того, были ли эти браки основаны на любви или нет. Данная практика не получила широкого распространения в европейских странах и в XIV веке была осуждена византийским императором. В XVI веке она продолжала существовать в некоторых частях Греции и на Балканах.

У американских индейцев также существовали однополые браки – благодаря концепции «людей третьего пола» (бердаши). Наиболее выдающимся примером является индеец Ви’Уа, который заключил брак с мужчиной, став самым знаменитым представителем племени зуни в Соединённых Штатах. Также известно, что однополые союзы были нормой и для племени мохоки. Представителей племени мохоки считали гомосексуальных мужчин хорошими партнёрами, поскольку они были «исключительно старательными и трудолюбивыми жёнами». Однако с ними было очень тяжело развестись, ведь они могли «хорошенько побить своего супруга».

Представители некоторых африканских культур также принимали однополые союзы, которые чаще всего использовались для того, чтобы связать два поколения.

Кроме того, в некоторых африканских культурах практиковались однополые браки между двумя женщинами, одна из которых брала на себя правовую и социальную роль отца и мужа.

Однополые церемонии, имитирующие брак, были распространены в южной части Китая во времена правления династий Юань и Мин. В свою очередь, женщины, которые принадлежали к династии Цин, отказались выходить замуж и вступили в ряды старых дев (их называли «соу хей»), иногда образовывали лесбийские пары и скрепляли свои отношения браком.

Подобная практика появилась в Америке в XIX веке в виде «бостонских браков». Это понятие относится к двум женщинам, которые жили вместе и были полностью независимыми от мужчин. Так, по крайней мере, считалось в обществе. Что же на самом деле происходило за закрытыми дверями, никто не знает. В «бостонских браках» одни видели взаимную поддержку и независимость, другие считали их способом скрыть от общества гомосексуальные отношения.

Как бы там ни было, история однополых браков и союзов длинная и охватывает немало различных культур и континентов.

Материал подготовила Rosemarina - по статье сайта listverse.com

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?




Рассказать друзьям