Цитаты макаренко воспитывать очень легко. Цитаты о воспитании детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в тохм, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
  • Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизнн социалистического общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.
  • Тот, кто способен относиться к женщине с упрощенным бесстыдным цинизмом, не заслуживает доверия как гражданин; его отношение к общему делу будет так же цинично, ему нельзя верить до конца.
  • Девушек нужно учить большему уважению к себе, к своей женской гордости . Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем.
  • Научить любить, научить узнавать любовь , научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.
  • Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
  • Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
  • Что такое честность ? Честность есть открытое, искреннее отношение. Нечестность есть тайное, спрятанное отношение.
  • В каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива.
  • Дисциплина в нашем обществе - это явление нравственное и политическое.
  • В особенности нужно бояться бессмысленного проглатывания страницы за страницей, безвольного следования только за внешней интересностыо книги.
  • Ничто так человека не учит, как опыт.
  • Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество , все равно в чем - в сдержанности, в прямом открытом слове , в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.
  • Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.
  • Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
  • Я являюсь сторонником производственных процессов в школе , даже самых простых, самых дешевых, самых скучных, потому что только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива.
  • Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль.
  • Школа должна бороться за коммунизм с такой же волей, с таким же мужеством, с таким же напряжением, как и все наше общество. И с такой же радостью!
  • Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт , свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
  • Этот мальчик требует больше ласки и внимания. Он крайне возбудим и чувствителен от рождения. Жди всяких пакостей и сюрпризов. Воспитывать необходимо – L. & N. Magazin

    Реально стоящие разбойники вырастают из балованных деток, которым все позволяется. Воспитатели виноваты. – Евгений Шварц

    Ваше блестящее воспитание требует элитного общества – простолюдины и работяги не подходят. Ваш лоск и глянец может пострадать, даже поцарапаться при общении о неотесанные поверхности в дурно воспитанном обществе.

    Жить хорошо с комфортом не может запретить хорошее воспитание. – Борис Замятин

    Воспитание основано на трех китах – даровании, упражнениях и науках.

    Финансируя детей – родитель уже принимают посильное, важное участие в их этическом и правовом воспитании. – Пшекруй

    Родителей детей воспитывают, создавая историю страны, как составную часть мировой культуры. – А. С. Макаренко

    Самое безнравственное – отношение к детям, будто рабам на плантациях – мерзко, страшно и гадко. Так не воспитывают.

    Счастье видеть рядом детские ладошки. За сервантом – фантики, на кровати – крошки. О всеобщем счастье нам легко ответить. Тот счастлив навечно, у кого есть ребенок!

    Продолжение знаменитых афоризмов и цитат читайте на страницах:

    Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Сухомлинский В. А.

    Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи.(Г.Доман)

    Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жубер)

    Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. – Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929)

    Детей нет, есть люди. (Януш Корчак)

    Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. (Л. Н. Толстой)

    Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой. – Пифагор

    Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни. – Коменский Я.

    Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)

    Детский разум ручонками растёт. (Равиль Алеев)

    Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно. – Нэнси Митфорд

    Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)

    Игра есть, в сущности, рост организма. (Стенли Холл)

    Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину.(А.П.Чехов)

    Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

    Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)

    Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек)

    Гении случаются редко не потому, что они редко рождаются; нет, гений случается редко, потому что очень сложно избежать процесса обработки в обществе. Лишь изредка ребенку удается избежать его тисков. (Ошо)

    Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. – Эрма Бомбек

    Своеволие следует гасить скорее, чем пожар. – Гераклит

    Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. (В. Ф. Одоевский)

    Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Жан-Жак Руссо)

    Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, - необразованный ребенок. (Джордж Сантаяна)

    Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд)

    Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления, это и есть детство. (Антуан де Ривароль)

    Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель. – Мария Эбнерэшенбах

    Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах – не держи его все время за руку. (Виктория Фролова)

    Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс)

    Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)

    Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания. Анатоль Бройяр

    Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. – Пьер Буаст

    Все мы родом из детства. (Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

    Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

    С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор. – Билл Вон

    Становление личностного образа ребенка - процесс внутренний, он обусловлен становлением самосознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не задаются учителем в соответствии с нормативами, а востребуются, поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития. (Е.В. Бондаревская)

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)

    Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье. (В.М.Гюго)

    Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,- это приучить его не встречать ни в чем отказа. – Руссо Ж.-Ж.

    Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. – Руссо Ж.-Ж.

    У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Жан-Жак Руссо)

    Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. (Макаренко А. С.)

    Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Жан-Жак Руссо)

    Первая проблема родителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество. – Роберт Орбен

    В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)

    Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.

    От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. (Л. Н. Толстой)

    Воспитывать - значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению. – Маршалл Маклюэн

    Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. (Алексей Николаевич Острогорский)

    Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего. – Роберт Орбен

    Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. – Э. Гиббон

    Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.

    Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)

    Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство. (Василий Александрович Сухомлинский)

    Воспитатель сам должен быть воспитан. – Карл Маркс

    Берегитесь детей! Когда-нибудь они овладеют миром! (Эшли Брильянт)

    Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.)

    Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)

    Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (Антон Семенович Макаренко)

    У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам – Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм (1790 – 1866) Немецкий педагог-демократ.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти:исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. (Л. Н. Толстой)

    Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)

    Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров. (Борис Кригер)

    Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки. – Виктор Гюго

    Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость. – Андре Моруа

    Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. – Эрнст Легуве

    Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Ульям Артур Уорд)

    Никогда не следует прежде времени рассуждать с детьми о высоких материях, резонерствовать. Ничего нет пошлее детей, с которыми резонерствовали. Рассудок развивается после всех других способностей, и начинать с него - значит начинать с конца. Если бы причины, резоны всех вещей были бы понятны детям, тогда их нечего было бы и воспитывать. – Руссо Ж.-Ж.

    Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. – Сухомлинский В. А.

    Тупые и неспособные к ученью умы - вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)

    Относись к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме. (Индийская пословица)

    Пусть первым уроком ребенка будет повиновение,- тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. – Фуллер Т.

    Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

    Лучшая школа дисциплины есть семья. – Смайлс С.

    В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали. – автор афоризма (цитаты) неизвестен

    Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением. (Жан Кокто)

    Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.

    В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. – Арнольд Мэтью (1822 – 1888)

    Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. (С. Харрис)

    Воспитание часто бывает личиной, пригодной для того, чтобы скрывать под ней безобразие, но оно не дает другого лица. – Аристотель

    На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни. – Буаст Пьер (1765 – 1824)

    Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина. Грамши А.

    Воспитанию хорошо поддаются лишь те, кто не нуждается в воспитании. – автор афоризма (цитаты) неизвестен

    От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы. – автор афоризма (цитаты) неизвестен

    Самовоспитание - труднейшая разновидность самообслуживания. – Эвгениуш Коркош

    Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)

    Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. – Надин де Ротшильд

    Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)

    Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму.

    Детям нужны не поучения, а примеры. – Жозеф Жубер

    Куда не влекут способности, туда не толкай. (Коменский Я.)

    1. Ваше собственное поведение - самое главное в воспитании.
    Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

    Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.

    2. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.
    В этих трех качествах должна заключаться предельная правда вашей жизни. И серьезность вовсе не значит, что вы должны быть всегда надуты, напыщенны. Будьте просто искренни, пусть ваше настроение соответствует моменту и сущности происходящего в вашей семье.

    3. Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке.
    Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. Подумайте хорошо над этим вопросом, и вы сразу увидите и много сделанных вами ошибок, и много правильных путей впереди.

    4. Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок.
    Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. В парниковом воспитании, в изолированном высиживании нельзя этого выработать.

    5. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора.
    В этом деле нет мелочей. В воспитательной работе нет пустяков. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.
    Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

    6. Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь.
    Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы.
    Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает какую-либо операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.

    7. Не платите и не наказывайте за результаты труда.
    Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.
    Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребенка за произведенную работу в присутствии ваших знакомых и друзей. Тем более не нужно его наказывать за плохую работу или за работу не сделанную. Самое важное в этом случае - добиться того, чтобы она была все-таки выполнена.

    8. Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства.
    Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

    9. Никогда не приносите себя в жертву ребенку.
    Обычно говорят: «Мы, мать и отец, все отдаем ребенку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем». Это самый ужасный подарок, какой могут сделать родители ребенку.

    10. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

    «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.»

    - Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.

    «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям».

    - Валентина Постовалова . «Макаренко, которого всем нам необходимо знать»//Народное образование, № 10, 2002 г. С. 196-201.

    Пояснение. При этом Макаренко всячески стремился к тому, чтобы:

      у каждого учащегося было хотя бы 2-3 «любимых» предмета в школе (кружка, секции, участия в театре, оркестре и т. д. вплоть до отряда по борьбе с самогоноварением в окрестных сёлах), по которым он(а) занимался с удовольствием;

      добивался освоения посильных для данного человека уровней освоения каждого учебного «предмета» (они могли быть как выше (подготовка к рабфаку), так и существенно ниже «общей» программы), то есть безделье также не поощрялось.

    «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».

    «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»

    «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества».

    «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».

    - Макаренко А. С. ПСС, т.4, М.1984, с.123

    «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

    «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»

    «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

    «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы“ презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое» .

    Макаренко А. С. Соч. в 7-ми тт. - Т. 1. - М., 1957. - С. 559

    «Книги - это переплетённые люди».

    «Культура любовного переживания невозможна без тормозов, организованных в детстве».

    Антон Семенович Макаренко известен не только в России, но и во всем мире. Его принципы воспитания и обучения продолжают использовать педагоги в своей деятельности. Цитаты Макаренко являются отражением его взглядов не только на педагогику, но и на личность.

    Краткая биография и творчество

    А. С. Макаренко является одним из четырех педагогов, по версии ЮНЕСКО, оказавших большое влияние на формирование и развитие педагогической мысли ХХ века. Антон Семенович родился в семье рабочего-маляра железнодорожных мастерских. Младший брат Макаренко помогал старшему в реализации его педагогической системы. Именно он предложил ввести элементы игры и военизации в занятия.

    Антон Семенович окончил Полтавский учительский институт с отличием, создал трудовую колонию, в которой были "трудные" дети. Именно там он и решил реализовать свою педагогическую систему. Его взгляды понравились М. Горькому, который оказывал всяческую поддержку педагогу. Благодаря успешному перевоспитанию и социализации его воспитанников Макаренко стал одним из ведущих педагогических деятелей страны.

    Когда Антон Семенович переехал в Москву, он занялся в основном творческой деятельностью. Главный его литературный труд — "Педагогическая поэма". Также Макаренко писал другие художественные произведения и автобиографические рассказы. Антон Семенович работал и над научными проектами, из наиболее известных - "Методика организации воспитательного процесса". В литературных трудах были отражены его взгляды на воспитание. Ниже представлены цитаты Макаренко о педагогике и других важных аспектах воспитания.

    О воспитании

    Антон Макаренко считал, что человека воспитывает все: окружающая среда, книги и, конечно, люди. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке личность, о которой нужно заботиться и относиться с уважением.

    "Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги".

    Эта цитата Макаренко о воспитании показывает, что родители и педагоги играют важную и главную роль в формировании детской личности. Поэтому взрослые должны понимать, что они являются примером для детей. Не только родители и педагоги принимают участие в воспитании, но и вся окружающая среда.

    "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно".

    Человек становится счастливым тогда, когда ценит то, что у него есть. Нужно с раннего возраста формировать правильные ценности у ребенка. Важно также, чтобы в его жизни было как можно больше радостных моментов - ведь тогда для него состояние радости будет естественным. И, став взрослым, человек будет стараться помогать людям и учить их быть счастливыми.

    О воспитателях

    В цитатах Макаренко о воспитании детей отражены также и его представления о том, каким должен быть воспитатель. Антон Семенович считал, что воспитатель не должен ставить себя выше ребенка, он должен быть ему другом и помогать познавать окружающий его мир.

    "Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное воспитание".

    Дети во многом являются отражением своих родителей, копируют их поведение, ведь для них родители - это пример для подражания. Поэтому, если вас беспокоит поведение ребенка и его манеры, проанализируйте сначала свое поведение. Ребенок - родителей.

    "Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом".

    Если взрослый только лишь говорит, но никак не подкрепляет свои слова делом или даже наоборот, то для ребенка они не принесут пользы. А вот одно правильно сделанное дело гораздо больше поможет в воспитании.

    О дружбе

    Важно воспитать в ребенке правильное отношение к дружбе. Друзей нужно уважать и помогать им, как сказано в этой цитате Макаренко:

    "Никогда дружба невозможна без взаимного уважения".

    Бывает так, что когда ребенок начинает ощущать себя лидером, то появляется некоторое пренебрежение к друзьям. Но нужно понимать, что каждый человек - это личность со своими особенностями, и к ней нужно относиться с уважением. Настоящий друг всегда поддержит своих друзей, поможет им справиться с недостатками и стать лучше.

    Один из важных педагогических принципов А. С. Макаренко - это способность работать в коллективе. Умение дружить и уважать своих товарищей является залогом продуктивной коллективной деятельности. Дружба формирует такие понятия, как сопереживание, уважение, умение правильно построить диалог и организовать деятельность друзей.

    О любви

    Каждого ребенка нужно воспитывать в атмосфере любви. Часто дети становятся угрюмыми, необщительными и непослушными из-за ее недостатка. Именно на любви и уважении должно быть построено воспитание.

    "Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству".

    Человек, который не считает любовь проявлением слабости, человек, который не боится проявлять ее по отношению к своим близким - сильная и правильно воспитанная личность. Такой человек будет бережно относиться к чувствам других людей, будет заботиться о них. Каждому приятно знать о том, что его любят и о нем заботятся.

    "Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности".

    Эти цитаты Макаренко о любви учат не только педагогов, но и родителей тому, что не только строгость нужна в воспитании, но и бережное отношение к формирующейся личности. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря на его ошибки, его все равно будут любить. И это даже больше относится к детям, которые воспитывались в неблагополучных семьях. Именно в такой атмосфере и воспитывал своих подопечных Антон Семенович Макаренко.

    О характере

    Каждый хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым, целеустремленным, трудолюбивым и обладал внутренним стержнем. Все это можно и нужно воспитывать, конечно, учитывая личностные особенности.

    "Самая трудная вещь - требование к себе".

    Важно научить ребенка объективно оценивать себя и свои возможности, предъявлять разумные требования не только к окружающим, но и к самому себе, потому что именно так человек сможет совершенствоваться в дальнейшем.

    "Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ".

    В этой цитате Антона Семеновича Макаренко уделяется внимание определению воли. Ведь тот человек, у которого есть сила воли, может добиваться поставленных целей и самосовершенствоваться. Но большинство рассматривает ее только с одной стороны: добиваться того, чего хочешь. Но настоящая сила воли проявляется и тогда, когда человек может отказаться от чего-то, если это принесет пользу ему или окружающим.

    О цели

    Одним из важных направлений в воспитании является воспитание целеустремленности. Ребенок должен понимать, что у любого дела существует цель - тогда его деятельность принесет пользу. А взрослые должны уметь правильно организовать деятельность ребенка (даже игру).

    "Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".

    Только понимая, какого результата хочется достичь, человек получит от своей деятельности радость и пользу, тогда будет стараться ее сделать хорошо.

    О родителях и детях

    Главными педагогами для ребенка являются его родители. На их примере он учится правильно себя вести и общаться с окружающими.

    "Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит - и историю мира".

    Родители должны понимать, что их дети - это будущее. И в зависимости от того, как они их воспитают, будет зависеть дальнейшее развитие общества. Важно выработать в детях уважительное отношение к окружающим, трудолюбие и целеустремленность, научить их состраданию, тогда люди смогут сформировать общество, в котором все будут уважительно относиться друг к другу.

    "Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным".

    Цитаты Макаренко о детях показывают, что именно они являются движущей силой развития общества. Ради них люди стараются создавать лучшие условия, развиваться. Дети являются радостью в жизни человека и отражением родителей.

    Деятельность Антона Семеновича Макаренко оказала большое влияние на развитие педагогической мысли. У его системы воспитания было много последователей, придерживавшихся принципов, которые находились в основе методов воспитания А. С. Макаренко. Главное в его системе педагогических взглядов - это быть примером для формирующейся личности и проявлять уважительное отношение к ребенку.



    Рассказать друзьям