Дети от 5 месяцев. Естественные средства против запора

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребенку 5 месяцев: какие изменения ждут малыша к пяти месяцам жизни?

Вашему малышу пошел пятый месяц. Теперь его уже не застанешь просто неподвижно лежащим и смотрящим в потолок отрешенным взглядом – нет, кроха интенсивно продолжает изучать себя и весь мир вокруг. Он активно двигается, тянет ручки к родителям, игрушкам, интересным ему предметам. Все вокруг проходит «проверку» через ротик малыша – и его собственные ручки, и погремушки, пеленки, игрушки.

Внешность крохи становится все более гармоничной. Параллельно этому, происходит стремительное психологическое развитие малыша, быстро растет количество навыков, которые он приобретает. Разве такие серьезные достижения – не повод для радости мамы и папы?

По-прежнему главным для крохи остается любовь и поддержка родителей. Но с каждым днем вы с удивлением отмечаете, как он становится все более и более самостоятельным и умелым. Конечно, о «Я сам!» речь пока не идет, но все же эти ежедневные успехи очень вдохновляют близких, и вселяют веру, что они все делают правильно.

Какие же изменения ждут кроху на пятом месяце жизни?


К концу пятого месяца жизни малыш может удвоить свой «новорожденный» вес – то есть его вес приблизится к 6800-7200 граммов. За месяц кроха наберет около 600-700 граммов, и вырастет где-то на 2-3 сантиметра. Всего с рождения к пятому месяцу дети подрастают в среднем на 14 сантиметров, и теперь их рост колеблется в пределах 64-68 сантиметров.

Конечно, не стоит переживать, если ваш малыш вообще не вырос за месяц, или за неделю «прибавил» 1-2 сантиметра. Детским специалистам хорошо известно, что рост детей происходит скачкообразно, и это вполне нормально. Если же ваша душа неспокойна, посоветуйтесь с педиатром, который с помощью специальных подробных таблиц сверит «правильность» роста и веса вашего крохи. И не забывайте, что все эти средние показатели весьма условны, а ваш малыш имеет полное право на свой индивидуальный график роста.

Самый важный акцент в развитии крохи на пятом месяце жизни – формирование двигательной активности. К концу этого месяца малыш научится изменять положение тела в пространстве, без посторонней помощи переворачиваться с животика на бочок, и потом на животик. Но все эти важные приобретения появятся не моментально. В начале месяца кроха, скорее всего, лишь будет делать попытки к поворотам. С первого раза у него ничего не будет получаться. Но постепенно мама может заметить, как ее карапуз поднимает себя высоко на предплечья, «укладывает» свое тело для первого самостоятельного поворота.

К пяти месяцам жизни почти все малыши уже умеют переворачиваться на животик. А вот обратный поворот – с животика на спинку – кроха освоит немного позже, скорее всего, месяцам к шести. Что интересно: вначале карапуз переворачивается быстрым и резким движениям, а уже вскорости учится делать это движение свободно, чтобы проследить глазами за мамой, достать интересующий его предмет. Такие навыки чрезвычайно важны как для физического, так и для психического развития ребенка. Кроме того, они поддерживают радостное настроение крохи, готовят его к ползанию.

Очень важно помнить, что кроха на пятом месяце жизни не должен никогда оставаться на высоте в пространстве, не ограниченном бортиками (на столе, диване) без подстраховки мамы или папы. Даже если вы уверены, что ваш малыш еще не умеет переворачиваться. Вполне может быть, что он может неожиданно для вас повернуться, когда вы на секунду отлучитесь. Поэтому на пятом месяце жизни крохи родители должны быть очень собранными и осознавать свои действия. Если вам надо оставить карапуза на несколько минут, лучше посадите его в манеж – во-первых, пространство огорожено со всех сторон, во-вторых, достаточно места для таких необходимых для малыша движений.

Все больше времени бодрствования кроха проводит лежа на животе. В этой позиции он сначала опирается на локотки, а потом и на ладошки, поднимая корпус. Таким образом, малышу намного проще наблюдать за всем происходящим вокруг него, и, кроме того, он приобретает первые навыки, подготавливающие к ползанию. Еще совсем немножко – и ребенок поймет, как замечательно можно переставлять ручки, и так крутиться на месте или передвигаться вперед и назад.

Также вы можете заметить, как иногда кроха, опираясь ступнями и головкой о кроватку, вытягивает позвоночник, поднимая ягодицы, пробуя делать «мостик». Также малыш может, подняв голову, вытягивать туловище. Что же, такими способами кроха испытывает возможности своего тела.

Также специалисты выделяют так называемую реакцию Ландау — когда головка малыша устанавливается правильно в любом положении. Но, если вы не заметили подобной реакции у своего крохи в пять месяцев, не стоит волноваться, она непременно появится к шестому месяцу. Так что пока еще «бить в колокола» рано.

По-прежнему, кроха еще не умеет садиться самостоятельно. Но он начинает этому учиться. Так, если его из позиции лежа на спинке потянуть за ручки и попробовать присадить, он поднимет головку и будет ее удерживать. Пока еще не рекомендуется сажать малыша, не поддерживая за ручки. Не торопитесь – всему свое время.

Мышцы спины малыша уже настолько развиты, что он уже может делать «самолетик» — лежа на животике, поднимать головку, ручки и ножки, и махать ими.

Где-то в пятимесячном возрасте полностью уходит гипертонус мышц крохи. Приобретают развитие согласованные мышечные движения, подчиненные конкретной цели. Такие движения увеличивают самостоятельность малыша, предоставляя ему возможность в результате свободно перемещаться в пространстве.

Когда кроха уже научится немножко перемещаться, пятясь ручками и извиваясь, или еще каким-либо способом, попробуйте стимулировать его к ползанию. Для этого недалеко от ребенка положите интересную игрушку, так, чтобы до нее можно было доползти. Но, даже если пока ему не удастся достать желаемое, не забудьте похвалить карапуза за старания и в виде вознаграждения положите игрушку рядом с ним.

На пятом месяце жизни малыши очень любят сосать пальчики ножек, а нередко и пяточки. Детки продолжают изучать свое тело, и это нормальное проявление любознательности.

Продолжается совершенствование координации движений ручек. Малыш может захватить, оттолкнуть, притянуть, поймать игрушку-подвеску, покачать, толкнуть, покрутить, пытается ее ощупать и всячески исследовать. Таким образом, кроха собирает сенсорную информацию об окружающих его предметах, в частности, об их физических свойствах. Малыш анализирует такие параметры, как: особенности поверхности предмета, его температура, цвет, форма, масса, динамика, звук.

Заметив какую-то интересующую его вещь, карапуз направит всю свою энергию, чтобы захватить ее в ручки. Теперь малыш берет предмет двумя руками, и может перекладывать его из одной ручки в другую. Он способен перехватить предмет или игрушку из руки мамы, и берет ее не как попало, а за ручку, то есть самым удобным способом. Также кроха получает первую информацию о силе притяжения, сознательно разжимая ручки и роняя удерживаемую игрушку.

Быстрыми темпами развивается самостоятельность крохи – теперь он может развлекать себя сам с помощью различных игрушек и предметов в течение 10-15 минут. И выбор предмета, с которым было бы интересно поиграть сейчас, малыш делает сам.

Кроха вовсю накапливает чувственный опыт. Поэтому специалисты рекомендуют предлагать крохе в этот период и игрушки-подвески, и различные погремушки – сюжетные, геометрические, с удобными ручками. Самые предпочтительные цвета игрушек – зеленый, желтый, оранжевый, голубой. Также важно, чтобы они воспроизводили различные звуки.

На пятом месяце жизни малыш вступает в новую эру своего развития под названием «ознакомительная игра» — он учится манипулировать предметами.

Чувствительная и нежная кожа крохи становится все более окрепшей. Но она все еще склонна к аллергическим реакциям. Чтобы избежать раздражения кожи малыша, важно постоянно следить за его гигиеной, каждый день его купать, своевременно менять подгузники, обрабатывать раздраженные места детской присыпкой.

К пятому месяцу жизни обычно пропадает физиологическое косоглазие новорожденных. Карапуз может фиксировать взгляд на интересных предметах, следить глазами за движением предметов.

Совершенствуется слух крохи. Малыш реагирует на звуки, узнает их, любит слушать человеческую речь. Поэтому очень полезно для дальнейшего развития слуха разговаривать с ребенком, показывать и называть предметы, хлопать в ладошки, греметь погремушками, рассказывать потешки и стишки, петь.

Малыш на пятом месяце жизни готов к новому режиму дня. В частности, вместо шестиразового питания он уже может есть пять раз в день, спать 14-15 часов в сутки – 10-11 часов ночью и два-три раза днем по 2 часа. Некоторые детки спят, не просыпаясь, всю ночь, другие просыпаются на кормление. Поэтому родители должны прислушиваться к желаниям крохи и строить свой режим в соответствии с ними. Другими становятся прогулки с малюткой – теперь он не просто спит на свежем воздухе, как прежде, а наблюдает за всем происходящим вокруг.

У некоторых детей начинают резаться зубки, поэтому под рукой у крохи всегда должны быть игрушки, которые он может погрызть. К концу этого месяца малыш готов к введению прикорма: он способен проглотить пюре.

В связи с усилением физической активности крохи, педиатры рекомендуют не забывать о массаже и гимнастике. Они помогут карапузу научиться управлять телом, постичь его возможности.


На пятом месяце жизни эмоциональная жизнь крохи значительно обогащается. Важное приобретение в этот период – яркая реакция на родителей и других знакомых взрослых. Малыш узнает их с расстояния 2-3 метров, находясь на руках другого взрослого. Он не просто выделяет близких людей, но и отмечает такие мелочи, как цвет и фасон одежды, прическу. Поэтому сейчас не нужны резкие эксперименты с внешностью – малышу придется заново с вами знакомиться.

Кроме того, кроха способен узнать близкого, даже не видя его, а только по голосу. Незнакомые же люди вызывают у малютки в первую очередь недоверие, и к ним он не так сразу пойдет на руки. Когда рядом мама, малыш ничего не боится. Но если же мамы рядом нет, новый человек в поле зрения крохи может вызвать у него истерику. Поэтому необходимо сначала познакомить малыша с гостем, дать ему возможность привыкнуть, осмотреть и изучить его, и только после этого можно попробовать личный телесный контакт - прикоснуться или взять на руки.

Карапуз различает интонации голоса взрослого, и реагирует на них по-разному. Если, например, мама им недовольна, кроха может расплакаться. Если же родители общаются с ним часто и ласково, малыш обычно пребывает в хорошем настроении, громко и протяжно гулит. На пятом месяце жизни речь крохи переходит из стадии гуления в стадию свирелей – в звуковом потоке распознаются цепочки слогов. Малыш напевает их без участия языка и губ, имитируя услышанное гортанью. Поэтому появляются гортанные звуки «хы», «кх», а также новые слоги «да», «га», наряду со старыми яркими «ау-ау», «а-а-а», «ба-ба-ба» и т.п. Гласные звуки произносятся членораздельно, правильно. Такое гуление – очень важная тренировка речевых навыков.

Гулением кроха старается привлечь к себе внимание. Он пытается имитировать звуки, менять мимику лица. Малыш узнает себя в зеркале, отличает свое отображение от других. Очутившись в новом для него помещении, кроха осматривается.

Среди чувств малыша присутствуют не только «хорошо» и «плохо», но и настороженность, радость, возбуждение, печать, веселье и страх. Родители уже могут различать интонации, звуки лепета крохи, и понимать, о чем он просит.

Очень важно в этот период развивать речь крохи. Помните, новые звуки он может услышать только от того, с кем все время общается. Поэтому постоянно рассказывайте малютке о том, что вы делаете, как называются все предметы из окружающего мира. Задавайте вопросы и сами на них отвечайте, например: «Где стульчик? – Вот стульчик!», и указывайте на стул. Показывайте крохе фотографии членов семьи, называйте всех по именам. И не забывайте малыша тоже постоянно звать по имени.

Познавательная потребность у крохи сейчас очень высока. Он изучает все, что находится вокруг него, интересуется маминым лицом, собственным отражением в зеркале, изучает мамины глаза, нос, брови, губы, прикасается к ним ручками. Малышу не терпится попробовать на вкус и на прочность все предметы, попавшие в зону его досягаемости. Один из главных способов познания крохи – оральное осязание, то есть, попробовать все «на зуб». Поэтому необходимо побеспокоиться о мерах предосторожности, чтобы все предметы вокруг малыша были чистыми и безопасными.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на пятом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • при поддержке может садиться, подтягиваясь на ручках, и какое-то время так же «сидеть»;
  • если его поддержать под ручки, может простоять 3-4 минуты;
  • сам выбирает игрушку, с которой интересно поиграть;
  • распевно и долго гулит «свирелями», в которых улавливаются слоги, лепечет;
  • произносит согласные звуки, слоги «ма», «да», «ба»;
  • осознанно захватывает предметы и держит их, противопоставляя большой пальчик остальным;
  • может схватить, притянуть, удержать, покрутить, толкнуть, опустить интересный предмет;
  • учится сознательно разжимать ручку, чтобы выронить предмет, который держал;
  • ярко эмоционально реагирует на знакомого взрослого (маму, папу, близких родственников);
  • узнает знакомого взрослого на расстоянии в 2-3 метра, находясь на руках другого взрослого;
  • узнает родных по голосу, даже не видя их;
  • по-разному реагирует на позитивную и негативную интонацию голоса взрослых;
  • ведет себя настороженно, увидев незнакомца;
  • с интересом разглядывает лица на картинках;
  • способен сам занять себя игрушками в течение 5-10 минут;
  • переворачивается со спинки на животик, подтягивается на ручках;
  • лежа на животике, опирается на ладошки;
  • лепечет в такт потешкам, играет в «ку-ку»;
  • может делать «самолетик», лежа на животике: вытягивает ножки и ручки, машет ими, поднимает головку, прогибается;
  • сосет пальчики на ножках, а иногда и пяточки;
  • если взрослый пытается отобрать у него игрушку, активно сопротивляется и протестует;
  • имитирует звуки, выражения лица, движения;
  • во время кормления может играть;
  • попав в незнакомую обстановку, осматривается;
  • может хватать и держать предметы как одной, так и двумя ручками;
  • пытается ползать, не отрывая животика от пола;
  • умеет брать предметы, различные по форме, и удерживать их в ручке длительное время;
  • если предмет падает, наклоняется, чтобы на него посмотреть;
  • может порадовать вас первым зубиком.


Каждая мама хочет помочь своему малышу развиваться гармонично. Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Учите кроху манипулировать предметами – таким образом, у него развиваются познавательная активность, мышление и восприятие. Для таких игр выбирайте яркие интересные игрушки. Играя с малышом, показывайте ему, что еще можно делать с предметами: например, мячик не только бросать, но и катить. Это не значит, что карапуз сразу будет повторять за вами, но через несколько месяцев он уже начнет делать все то, чему вы его сейчас научите.

2. Развивайте координацию движений малыша. Для этого можно использовать такие игры:

Неваляшка
Малыш лежит на спинке. Покажите ему матрешку-неваляшку с расстояния в полметра. Покачайте немного игрушку. Потом плавно переместите ее так, чтобы она очутилась сбоку. И опять раскачайте ее, привлекая внимание крохи.

Веселый мячик
Возьмите небольшой яркий мячик. Кроха лежит на животике. Протяните ему шарик и прочитайте потешку:

«Вот такой веселый мяч» — Легонько сжимайте ручку малыша с шариком, потрясите ею.
«Он готов пуститься вскачь» — Без особого усилия потяните за мячик, чтобы ручка крохи напряглась.
«Так и просится играть» — Подергайте мячик в ручке карапуза, побуждая отдать его.
«Трудно будет удержать» — Мячик направьте к другой ручке крохи, чтобы он смог сам перехватить его другой ручкой.
«Мячик прыгал и скакал, 
Снова в ручки к нам попал!» — Покажите свою радость, что мячик снова оказался у ребенка.
Дальше можно менять ручки малыша, перекладывания мячик то в правую, то в левую ручку.

3. Развивайте зрение крохи. Теперь малыш может фокусировать взгляд независимо от расстояния, на котором «прячется» интересный предмет. Предлагайте ему новые зрительные объекты, изучайте события во дворе из окна и во время прогулки.

4. Чаще говорите с малюткой, рассказывайте ему об окружающем мире, предметах на улице и дома, слушайте его «ответы». Все свои действия сопровождайте словами, несложными просьбами, меняйте интонацию, выражение лица и жесты. Когда малыш случайно произносит новый слог, весело за ним повторяйте, несколько раз подряд.

5. Играйте с малышом с помощью зеркала. Наблюдайте, как он улыбается своему «двойнику», ловит мимику и движения рук.

6. Помогите крохе познакомиться с его телом. Показывайте и называйте малышу части тела – ножки, ручки, животик, носик, ротик, глазки. В такие игры можно играть в любое время.

7. «Шалите» с малюткой, гримасничайте, корчите рожицы, показывайте язык, и смотрите, как он вас копирует! Можно использовать для игры стишок:

«Мы — веселые мартышки! 
Мы играем громко слишком! 
Мы в ладоши хлопаем! 
Мы ногами топаем! 
Надуваем щечки! 
Скачем на носочках! 
И друг другу даже 
язычки покажем! 
Дружно прыгнем к потолку! 
Пальчик поднесем к виску! 
Оттопырим ушки!
 Хвостик на макушке!
 Шире рот откроем! 
Гримасы все состроим!»

8. Предлагайте крохе новые тактильные ощущения. Давайте ему пощупать лед, прикоснитесь его ручкой к чашке горячего чая. Разрешите карапузу засунуть пальчики в теплый кисель или кашу.

9. Поощряйте попытки малыша ползать. На полу расстелите одеяло, выложите перед крохой игрушки так, чтобы он их видел, но не мог достать. Скоро он поймет, что до игрушки необходимо доползти.

10. Помогайте малышу выражать свои желания различными способами. Например, прежде чем взять на ручки, поманите кроху своими жестами, чтобы он протянул руки к вам. Как только протянет – обязательно похвалите, вместе с ним порадуйтесь, поцелуйте. Малыш будет счастлив, и вы тоже.

11. Стимулируйте мышечную активность крохи. Можно использовать новые упражнения:

  • сгибание и разгибание ручек, скрещивание их на груди;
  • из положения на животике легко приподнять малыша за ручки;
  • когда кроха лежит на спинке, можно сгибать и разгибать его ножки в коленках, подводя к животику;
  • массаж спинки, животика, ножек и стоп.

Лучше всего такие упражнения сопровождать ритмичными стишками и потешками:

«Каравай»
«Мешу-мешу тесто» — разминаем ножки и ручки, поднимаем и опускаем их, поглаживаем головку ребенка; 
«Есть в печи место. 
Пеку-пеку я каравай» — легонько хлопаем по телу крохи; 
«Головушку валяй-валяй!» — аккуратно покачать головкой малыша из стороны в сторону.

«Ку-ку»
Экспериментируйте с различными вариантами игры: закрывая руками глаза; прикладывая одеяльце к лицу и выглядывая из-за него; прячась за дверью и выглядывая; пряча игрушку под одеяло и потом стягивая его.

12. И, конечно же, просто любите своего кроху! Более универсального секрета не существует.

Обратитесь за консультацией к специалисту, если ваш малыш к концу пятого месяца жизни:

  • сам плохо поворачивается с животика на спинку;
  • неуверенно держит головку;
  • не тянет ручки к игрушке;
  • не перестает плакать, когда слышит пение мамы или музыку;
  • не гулит;
  • на руках у мамы не пытается искать глазами названные ею предметы;
  • не может отличить приветливость и недовольство в мимике и тоне.

Помните, данный календарь развития ребенка – это только ориентир для родителей, и все его показатели усредненные. Ваш же малыш – индивидуален, поэтому и график развития у него свой.


Вашему малышу уже 4 месяца! Физические навыки ребенка становятся все более отлаженными, мышцы начинают слушаться. Психологическое развитие ребенка также не стоит на месте.

Кроха уже узнает близких родственников, не только маму и папу, но и дедушку с бабушкой, если они приходят достаточно часто. Малыш отличает их не только внешне, но и по голосу. В новых местах ребенок с интересом или с осторожностью осматривается.

На пятом месяце жизни малыш начинает различать и делить окружающих на «своих» и «чужих». Если до этого кроху мог взять на руки любой, то сейчас ребенок уже показывает, кому он доверяет, а к кому относится с недоверием.

На пятом месяце жизни малыш начинает понимать интонации голоса. Если вы будете нежно и ласково что-то говорить, то ребенок непременно улыбнется, даже если вы не улыбаетесь, и наоборот, если ваш голос строгий, то малыш может расплакаться, даже если вы говорили с кем-то другим. Поэтому уже сейчас все споры решайте без присутствия крохи.

На пятом месяце жизни ребенок весит 6-7 килограмм. Некоторые дети в 4 месяца уже не просыпаются ночью для того, чтобы подкрепиться. Но это все индивидуально: один ребенок может спать всю ночь, а другой добирает это время днем. В целом сон занимает у ребенка 14-16 часов в сутки. В приучении малыша ложиться спать на всю ночь большую роль играет распорядок дня. В этом ребенку должны помочь родители.

У некоторых деток уже начинают резаться зубки или начинается подготовка к росту зубов. Поэтому уже сейчас у малыша должны быть специальные игрушки для жевания и массирования десен. В этот период ребенок может стать раздражительным и капризным. Старайтесь искать причины плача и способы изменения настроения крохи.

Что умеет ребенок на пятом месяце жизни?

  • Лежа на спинке, ребенок может приподнять голову и плечики.
  • Подтягиваясь на ручках, малыш уже достаточно легко садится и при поддержке может какое-то время задержаться в положении сидя.
  • Многие карапузы уже осваивают переворот с животика на бок.
  • Ребенок берет в руки игрушки. Он уже научился захватывать предметы в крохотную ручку, противопоставляя большой палец всем остальным.
  • Может удерживать в ручках небольшой мяч.
  • Среди разнообразия игрушек малыш выбирает именно ту, которую хочет, а не ту, что ближе.
  • У малыша уже появляются любимые игрушки, с которыми он играет чаще других.
  • Если дать ребенку новую игрушку, он с интересом будет ее изучать внешне, тактильно и даже на вкус.
  • Музыкальные и пищащие игрушки вызывают восторг у малыша в 4 месяца. Кроха уже понимает связь его действий и звуков. Хотя очень громкие игрушки могут напугать ребенка.
  • Если забрать у него игрушку в самом разгаре игры, то малыш расстроится или попытается забрать ее снова.
  • Ребенок в 4 месяца подолгу может гулить, радуясь своему голосу, изучая его и пытаясь повторять различные звуки.
  • Малыш пытается общаться, отвечать в разговоре или что-то лепетать в такт любимой «потешке».
  • Малыш с удовольствием рассматривает яркие и красивые картинки в книжках.
  • Если накрыть личико пеленкой, то малыш уже знает, как убрать предмет со своих глаз.

Малышу не терпится научиться ползать, сидеть, ходить, он пробует все новые и новые движения. Время инстинктов проходит. На пятом месяце жизни ребенок совершает свои действия, опираясь на навыки. И чем больше навыков, тем проще даются новые достижения.

Гигиена малыша на пятом месяце жизни

Каждое утро умывайте личико ребенка, протирайте глазки. Чтобы малыш не боялся, во время процедуры напевайте одни и те же песенки («потешки»). Так ребенок уже будет знать, что ему предстоит.

Малыши на пятом месяце жизни становятся очень активными. Бывает, у ребенка на спинке появляется потничка. Купайте малыша, добавляя в воду отвары трав ромашки или календулы. Если сыпь не проходит, покажитесь врачу: возможно, у ребенка аллергия.

В любом случае малыша купайте ежедневно, но мыло применяйте не чаще 3 раз в неделю, чтобы не пересушить кожу. Промывать половые органы нужно после каждого «похода в туалет». Старайтесь уменьшать время пользования памперсами: надевайте их только на ночной сон или прогулку.

Идеальная температура в комнате 21 градус. Проветривать помещение нужно не менее 5 раз в день. Если на улице тепло, уходя на прогулку, оставляйте открытым окно. Ежедневные прогулки на свежем воздухе для ребенка обязательны. В любое время года желательно проводить на воздухе не менее 2 часов в день.


Развитие малыша на пятом месяце жизни

Малыш уже вовсю желает ползать? Не препятствуйте ему, пусть тренируется.

  • Можете научить ребенка интересной игре: положите его на животик лицом к краю кровати и подавайте игрушки, которые он будет сталкивать на пол. Вы удивитесь, как эта забава понравится ребенку. Он с удовольствием будет слушать, как игрушка падает на пол. Эта игра позволяет малышу изучать причинно-следственные связи.
  • На пятом месяце жизни можно играть с ребенком в… «догонялки». Водите игрушкой в пределах досягаемости крохи и время от времени позволяйте малышу поймать ее. При этом хвалите ребенка и радуйтесь победе вместе с ним. Тогда малыш поймет, чего вы от него хотите, и начнет активнее пытаться поймать игрушку. Игра развивает моторику и координацию.
  • Играя с ребенком, рассказывайте все, что делаете, называйте все предметы, которые его интересуют, называйте цвета, формы и пр. Такая игра помогает в развитии речи малыша. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта ребенка. Произнося слова, говорите их четко и правильно, не допуская сюсюкания и уменьшения слов. По время всех процедур пойте крохе песенки, рассказывайте стишки и повторяйте вместе с ним звуки.
  • Малыш с интересом будет наблюдать в окно, возможно, на какие-то звуки он будет реагировать испугом. Ребенок на пятом месяце жизни может беспокоиться, если мамы нет рядом. Если раньше недовольство малыша почти всегда было связано с физиологическим состоянием (голод, холод, боль), то сейчас ребенок уже умеет расстраиваться от отсутствия общения, прикосновений, от невозможности что-то получить или сделать.
  • Малыш уже может тянуть ручки к маме, когда хочет ее внимания или просит взять на ручки. Кроме криков и плача, ребенок учится пользоваться жестами.
  • На несколько минут (5-10) малыш может заняться игрушками самостоятельно, без вашего участия. А потом непременно потребует внимания взрослого. 4 месяца - это период психологического развития, когда огромную роль в развитии ребенка играет общение.
  • По-прежнему развивайте рецепцию кожи ребенка: давайте ему в ручки предметы, различные на ощупь. Добавьте в изучения и такие приемы: дайте малышу потрогать водичку и скажите «мокро», вытрите ручки полотенцем, скажите «сухо». Поднимая вверх малыша, говорите «вверх», опуская, говорите «вниз».

Массаж и гимнастика для ребенка на пятом месяце жизни

  • Лежа на спинке, скрещивайте ручки малыша на груди и выпрямляйте их, снова сгибайте и выпрямляйте.
  • Тяните ребенка за ручки, усаживая его. Снова опускайте на спинку и снова за ручки приподнимайте.
  • Придерживая одну ручку, лежа на боку, тренируйте малыша поворачиваться. Даже если он уже и сам отлично справляется, все равно вы тренируете и разрабатываете его мышцы.
  • Когда малыш лежит на животике, приподнимайте его за локти, помогайте ему встать на колени, потом на ножки.
  • Когда лежит на спинке, помогайте ребенку крутить ножками, имитируя кручение педалей, как на велосипеде.

Прикорм ребенка на пятом месяце жизни

Уже в 4 месяца педиатр может порекомендовать вводить прикорм, если ребенок кушает смеси. Обычно первый прикорм - это фруктовое пюре. Прикорм следует вводить осторожно, так как по консистенции пюре отличается от смеси. Возможно, малыш даже будет выплевывать или выталкивать язычком новую пищу, но расстраиваться не стоит.

Видимо, ребенок еще не готов. В любом случае, в первые дни такой прикорм имеет обучающую цель - познакомить ребенка с новыми вкусами. Примерно через месяц (если малыш не отказался от нового яства) можно будет одно кормление заменить на фруктовое пюре.

Прививки ребенку в 4 месяца: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-2), против полиомиелита (ИПВ-2) и против гемофильной инфекции (Хиб-2).

А что умел делать ваш малыш в 4 месяца? Как вы начинали вводить прикорм? Ждем ваши комментарии!

В этом возрасте кроха превращается в маленького исследователя: с интересом рассматривает и трогает разные предметы, внимательно наблюдает за действиями близких, смеется и гулит, призывая к общению.

Я скоро буду ползать!

В возрасте 5 месяцев у детей появляются некоторые особенности, связанные с развитием двигательных навыков. Мышцы ребенка становятся все крепче, он осваивает новые движения.

Кроха так быстро переворачивается со спины на живот и пробует повернуться обратно, что порой бывает очень трудно уследить за ним. Кроме того, при таком быстром изменении положения угол обзора окружающего пространства меняется так скоро, что малыш, перевернувшись на животик или на спинку, с удивлением начинает разглядывать окружающее: «Где я? Что изменилось?»

Перевернувшись на животик, кроха опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище, пытаясь рассмотреть все вокруг. В этом возрасте возникают первые попытки ползания. Причем все дети осваивают навык ползания по-разному. Некоторые «ползут» на спине, отталкиваясь ногами, согнутыми в коленях. Другие малыши – на животе, по-пластунски, не отрывая тело от поверхности. Третьи, «по-лягушачьи» лежа на животе, группируют ручки и ножки вместе, а затем отталкиваются от пола, теряют равновесие и проползают вперед.

Наблюдать за такими забавными попытками перемещения иногда бывает очень смешно. Тем не менее, возникновение потребности в самостоятельном передвижении – важный этап в физическом и интеллектуальном развитии крохи, который знаменует переход на новую ступень активного освоения ребенком окружающего пространства. Можно помочь ребенку обучиться навыкам ползания с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Тянемся-ползем». 2–3 интересных крохе игрушки или предмета расположите на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Покажите малышу сначала одну игрушку: поместите ее в поле зрения, привлекая внимание, словами побуждайте кроху ползти к вам: «Посмотри, что у меня есть. Протяни ручки, ползи скорее сюда – я дам тебе игрушку. Смотри, какая она красивая» и т.д. Затем зафиксируйте в поле зрения вторую игрушку и т.д. Прекращайте упражнение сразу, как почувствуете, что кроха начал уставать.

Упражнение «Я ползу!» . Постелите одеяло на пол и положите малыша на животик. Подставьте свою ладонь крохе под пяточки. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от руки, пытаясь переместиться вперед. Для поддержания интереса положите перед ним на небольшом расстоянии игрушку. Игрушки для занятий должны привлекать своим внешним видом, быть хорошо заметными на фоне той поверхности, на которой лежит ребенок (например, надувные игрушки, яркие разноцветные мячи и шарики, блестящие предметы). После того как кроха дотянется-доползет до игрушки, обязательно похвалите его.

Возраст «хватайки»

В этом возрасте малыш способен тянуться рукой к предмету, целенаправленно глядя только на него. Этот навык свидетельствует о сформированности системы «глаз – рука». На этом этапе развития движения скоординированы – малыш может быстро, не раздумывая, схватить нужный предмет. Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. В этом возрасте формируется так называемый «ладонный захват» – ребенок берет предметы всей ладонью. Для формирования этих умений полезно выполнять следующее упражнение:

Упражнение «Увижу – схвачу!» . Положить малыша на животик и на расстоянии 70 см от лица медленно перекатывать из стороны в сторону небольшой яркий мячик. Ребенок будет стараться схватить его.

На пятом месяце малыша можно чаще сажать в специальный детский шезлонг, придавая ему полусидячее положение. Когда ребенок сидит, ракурс обзора окружающего увеличивается: малыш свободно может вертеть головой, смотреть в любую сторону, не нагружая мышцы шеи (как, например, в положении лежа на животе). Кроме того, остаются свободными руки – значит, можно взять игрушку, рассмотреть ее, выполнить с ней какие-то действия. Свобода движений подталкивает малыша к освоению навыков манипуляций с предметами: брать, перекладывать из одной руки в другую, стучать друг об друга, кидать на пол. Действий с предметами становится больше.

В этом возрасте среди детей популярна игра в «бросалки». Кроха берет игрушку из рук мамы и с силой бросает ее подальше от себя. Мама поднимает и отдает игрушку малышу – игрушка вновь летит на пол. Такая игра вызывает приятные эмоции у ребенка – он громко смеется, когда мама в очередной раз наклоняется за игрушкой и вдруг появляется откуда-то снизу с игрушкой в руке. Кроме того, отлично развивается координация движений. Позже малыш научится следить за полетом игрушки и отыскивать взглядом то место, куда она упала.

«Внимание! Внимание!»

Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает. Возрастает интерес к собственному отражению в зеркале.

Упражнение «Это мама, это я!» Подержите малыша перед зеркалом. Пусть он внимательно рассмотрит отражение в нем. Покажите ребенку, где мама, а где он.

Игры с зеркалом способствуют личностному развитию ребенка, освоению им своего образа: малыш получает первые представления о своей внешности. Позже он начнет узнавать себя не только в зеркале, но и на фотографиях, видео.

Пятимесячный малыш способен удерживать внимание в течение 1–3 минут. Особенно долго и внимательно он может смотреть на новые для него предметы и действия, которые и представляют живой интерес. Для развития внимания подойдут следующие упражнения.

Игра «Волшебный фонарик» . Посветите фонариком перед малышом, лежащим на животе. Кроха не отрываясь будет следить за перемещением светового пятна по полу или стене. Перемещайте луч света медленно, давая крохе возможность сосредоточить взгляд.

Игра «Представление начинается». Разыграйте перед крохой небольшую сценку-сказку, используя куклы-перчатки, пальчиковые куклы или мягкие игрушки. Движения «актеров», разные голоса и интонации героев привлекают малыша. Он учится рассматривать персонажей, сосредоточивать свое внимание на действии, следить за перемещением игрушек-артистов, вслушиваться в произносимые ими диалоги.

Учимся думать

Пятимесячный кроха проявляет способности к простейшим аналитическим действиям. Для развития мыслительных процессов и внимания полезна такая игра.

Упражнение «Экран» . Игрушка «забегает» за экран (лист белой плотной бумаги А4) и «выбегает» с другой стороны экрана. Несколько раз показав ребенку этот трюк, вы увидите, что он направляет свой взгляд на ту сторону экрана, откуда должна выбежать игрушка, ждет ее появления и радуется, когда игрушка появляется. Таким образом, малыш устанавливает очень значимую для его развития истину: предмет не перестает существовать, пропав из поля зрения.

Следующая игра способствует формированию способности устанавливать причинно-следственные связи.

Игра «Где собачка?». Малыш может находиться у мамы на коленях. Покажите ребенку игрушку, а затем накройте ее платочком, приговаривая: «Это собачка. Ой, она спряталась! Где же наша собачка? Куда она убежала? Давай ее отыщем!». Малютке очень нравится такая игра, он самостоятельно снимает платочек и радостно гулит или улыбается, когда находит под ним игрушку.

Звуки музыки

В этом возрасте появляются новые особенности слухового восприятия. Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либо звук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малыш живо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, чутко улавливает интонацию голоса окружающих. Он проявляет любопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звук голоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушать музыку, и он часто оживляется при звуках ритмичной, бодрой мелодии.

Попробуйте хлопать ладошами в такт музыке, подпевать. Для прослушивания музыки и движения под нее подойдут самые разнообразные мелодии: громкие и тихие, спокойные и быстрые. Совсем скоро малыш научится различать изменения в ритме.

Для развития слухового восприятия и внимания познакомьте кроху с простыми музыкальными инструментами: колокольчиком, бубном, металлофоном. Их звучание малыш будет различать уже сейчас, и вполне возможно, что именно эти первые игры дадут импульс к развитию музыкальных способностей.

Развиваем осязание

Осязание и тактильная чувствительность играют важную роль в процессе освоения крохой окружающего пространства. Интерес малыша направлен на изучение игрушек и других предметов: познание их свойств, восприятие фактуры материала, формы, цвета. Кроха рассматривает игрушку, ощупывает ее пальчиками, тянет в рот, задействовав множество рецепторов органов чувств: зрения, осязания, слуха. Взаимодействие разных ощущений складывается в целостное восприятие окружающей среды, обеспечивает развитие сенсорной (чувственной) сферы ребенка.

Упражнение «Как пищит уточка?» . Предложите крохе небольшую резиновую игрушку. Она должна быть выполнена из мягкой резины, чтобы ее удобно было сжимать, приложив небольшое усилие. Показав, как пищит игрушка, протяните ее малышу. Кроха попытается сжать игрушку, чтобы получить тот же звуковой эффект. Такое упражнение укрепляет мышцы рук и кисти, а также развивает тактильную чувствительность пальцев. Эта игра хорошо развивает восприятие: малыш учится сопоставлять зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

На специальную перекладину у шезлон-га или детского турничка подвешивайте разные на ощупь игрушки. Это развивает способность ребенка брать разные предметы, ощупывать их то левой рукой, то правой. Малыш в возрасте 5 месяцев уже чувствует потребность брать все предметы в рот: для него это путь познания. Губы и язык –
очень хорошие органы осязания, поэтому взрослый должен предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опаски (например, резиновые, пластмассовые игрушки). Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не смог их проглотить, а если они падают на пол – чтобы их можно было помыть. Полезно давать малышу для изучения и манипуляций предметы быта: небольшие кастрюли, ложки, крышки, пластиковые контейнеры для крупы.

Поговорим?

Малыш проявляет возрастающий интерес к словам, которые произносят взрослые. Его собственный звуковой репертуар существенно расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба», «ма-ма», «да-да-да»). Многие родители очень радуются первым произнесенным крохой «словам» – например, «мама» или «баба». Но, по сути, этот набор звуковых сочетаний, произносимых малышом, не связывается в его представлении с конкретным образом предмета или человека. Пока ребенок произносит звуки-слова неосознанно, желая продлить контакт со взрослым, тренируя речевой аппарат.

Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса, интонации.
Упражнение «Поговорим на твоем языке». Общаясь с малышом, можно попробовать имитировать те звуки, которые он произносит. Интерес ребенка к общению повышается: он завязывает своеобразную «беседу» – активно двигает ручками и ножками, высовывает язычок, улыбается, гулит, певуче тянет звуки, воркует.

Упражнение «Потрогай звук». Малыш начинает проводить эксперименты со своим голосом – произносить звуки, по-разному сочетая их друг с другом. Повторяйте звуки вслед за ним, положив пальчики малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.

Регулярные речевые игры в сочетании с движениями (например, «Ладушки», «Сорока-ворона»), чтение ребенку детских стишков и потешек способствуют тренировке артикуляционного аппарата крохи, активизации нервных центров головного мозга, отвечающих за речь.

В это время накапливается словарный запас: малыш запоминает названия предметов. Называйте каждый предмет, которым заинтересуется ребенок, или сами указывайте на предметы, находящиеся в комнате. Четко и медленно проговаривая звуки, назовите этот предмет несколько раз. Например: «Посмотри, это мяч. Гляди, какой мяч разноцветный – красный и желтый. Возьми мяч. В ручке у Сашеньки яркий мяч». Некоторые дети уже в это время пытаются отыскивать взглядом предметы, которые называет мама.

Мы бодры, веселы!

В этом возрасте младенец начинает активно проявлять инициативу в общении с окружающими людьми. Теперь ребенок сам старается идти на контакт: гулит, агукает, улыбается, желая привлечь внимание взрослого.

Ребенок отличает мамин голос от других голосов, чувствует себя комфортнее в окружении близких, так как уже может отличить своих от чужих. Незнакомцы теперь могут вызвать у него настороженную реакцию. Познакомьте малыша с новым человеком: объясните, кто пришел к вам в гости, как его зовут. Пусть кроха проявит любопытство: осмотрит гостя, потрогает, убедится в «безопасности» чужого человека, сидя на руках у мамы. Помните, что негативная реакция ребенка на встречу с незнакомцем и нежелание общаться с новым в его жизни человеком – это нормальное и естественное поведение. Малыш учится отделять своих от чужих, выделять отдельного человека из общего фона. Не торопите события, дав крохе привыкнуть к незнакомцу – через некоторое время детское любопытство возьмет верх.

Помните, что «своими» ребенок считает тех людей, которые занимаются и взаимодействуют с ним почти каждый день. Бабушка или дедушка, которые редко приходят в гости, автоматически являются для ребенка «чужими», поэтому кроху надо каждый раз вновь знакомить с ними.

Для эмоционально-личностного развития ребенка очень важно преобладание у него позитивного настроения. В этом возрасте малыши хорошо различают интонацию голоса. Поэтому недопустимо разговаривать в присутствии ребенка на повышенных тонах, сердиться на него, выказывать гнев.

Крохе жизненно необходимо регулярное общение и взаимодействие с матерью:

Мамино присутствие. Кроха постоянно нуждается в присутствии мамы. Это не значит, что нужно не отходить от малыша ни на шаг. Выполняя работу по дому, занимаясь своими делами, сделайте так, чтобы малыш вас видел или слышал. Работающая мама пусть заведет себе за правило каждый день уделять время для общения с малышом – время, когда мама принадлежит только ему и не отвлекается на посторонние дела. В таком нежном возрасте очень сильна физическая и духовная связь с матерью, и лишать ребенка важного для него общения не стоит.

Нежные поцелуи. Склонившись над малышом, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках, ножки, пяточки. Такие прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела, почувствовать любовь и ласку матери.

Общение через прикосновения. Каждый день делайте крохе массаж. Осторожно погладьте и помассируйте ему ручки, плечи, ножки, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Хорошее настроение. Старайтесь делать так, чтобы ребенок рядом с вами чувствовал себя спокойно и удобно, был уверен в своей безопасности и получал как можно больше положительных эмоций.

Эмоциональный контакт с матерью и другими родственниками остается важным стимулом для личностного, интеллектуального и физического развития. Ласковая забота о малыше формирует его чувства и делает его любящим и восприимчивым.

Важные достижения пятого месяца:

  • ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери ребенок переворачивается со спины на животик, пробует перевернуться обратно;
  • тянется рукой к предмету, целенаправленно глядя на него, захватывает предмет всей ладонью;
  • лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук и приподнимает туловище;
  • стоит и переступает ногами при поддержке под мышками;
  • берет предметы, чтобы рассмотреть их;
  • осваивает новые действия с предметами: хватает, притягивает к себе, удерживает, толкает, вертит, опускает;
  • удерживает внимание в течение 1–3 минут;
  • овладевает способностью устанавливать причинно-следственные связи (например, разжимает кулачок, чтобы игрушка выпала);
  • берет все предметы в рот, исследуя их с помощью губ и языка;
  • осваивает большинство гласных звуков (а, о, у, ы) и некоторые согласные (б, д, л, м, к), произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га», «ба-ба-ба»);
  • отличает знакомого человека от незнакомого;
  • проявляет любопытство к незнакомым людям, находясь на руках матери.

В 5 месяцев малыш уже не только узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!

Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка

Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра , и прибавляет в весе около 650-700 грамм.

Вес и рост. В среднем вес мальчика колеблется от 6,2 кг до 8,4 кг, рост 5-го мальчика от 62 см до 70,3 см. Вес девочек в этом возрасте — от 5,6 кг до 7,7 кг, рост девочек колеблется от 59,4 см до 68,6 см.

Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.

Слух. По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук. Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки , поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.

Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

Что должно насторожить? Поводы для беспокойства

В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно. Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии.

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга, а также патологию нервной системы.

    Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.

    Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.

    Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.

    Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками. Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.

  • Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
  • Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
  • Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону. Если этого не происходит, есть повод обратиться к врачу.

Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.

Питание ребенка: ввод прикорма

Первое, что должна сделать молодая мама, принимая решение о начале прикорма в 5 месяцев – это посоветоваться с педиатром. Это можно сделать, придя на очередной плановый осмотр.

Прикорм назначается врачом-педиатром, если у ребенка:

  • Недостаточная масса тела. В таких случаях рекомендуют постепенный ввод каш.
  • Затрудненное опорожнение кишечника (запор). Введение небольших порций пюре из овощей помогут решить эту проблему.
  • Непроизвольное частое срыгивание грудным молоком или смесью. Для устранения данного фактора назначают прием пищи более густой консистенции.

В рационе питания ребенка в 5 месяцев, кроме или молочной смеси, могут уже присутствовать: овощные и фруктовые пюре, фруктовые соки и каши. Больше никаких новых продуктов до 6 месяцев вводить не нужно.

Прикорм в 5 месяцев – овощные пюре. Овощное пюре вводят в прикорм грудничков, начиная с 5 месяцев. Благодаря своей однородной консистенции лучше всего подходят для первого знакомства с овощами кабачки, цветная капуста и брокколи, картофель.

Чуть позже можно дать ребенку оранжевые овощи: тыкву и морковь, но с осторожностью – ярко окрашенные фрукты и овощи чаще провоцируют аллергию.

Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца. Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой.

Кормить ребенка баночным пюре промышленного производства или готовить овощи самостоятельно – выбор за вами. Баночное питание лучше покупать в аптеке, обращая внимание на сроки годности, а овощи и фрукты предпочтительнее те, что выросли в вашем регионе.

Прикорм в 5 месяцев – фруктовые пюре. Фруктовые пюре часто вводят уже в 4-5 месяцев. Для первого знакомства с фруктовым пюре, как и в случае с соками, лучше подходит зеленое яблоко – оно лучше всего усваивается детским организмом, а риск возникновения аллергии – минимален. Начинать лучше всего с печеного, а не сырого, яблока – это более щадящий для желудка крохи вариант. Для первого раза достаточно будет ¼ чайной ложки, затем количество постепенно увеличивайте, доведя к концу 5-го месяца до 50 мл в день.

Уход за 5 месячным малышом

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

Купать ребенка необходимо и в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю. В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

Плановый медицинский осмотр и вакцинация

Медицинский осмотр в пятимесячном возрасте проводит только врач педиатр. Он определяет вес и рост ребенка в 5 месяцев, окружность головы и груди, смотрит физическое и психическое развитие ребенка и сравнивает результаты со среднестатистическими показателями.

На основании данных календаря прививок плановая вакцинация малышу назначается по исполнении ему четырех с половиной месяцев. В этом возрасте проводится 3 прививки: вторая вакцинация по профилактики дифтерии, столбняка, коклюша(АКДС), вторая прививка от полиомиелита и вторая вакцинация против гемофильной инфекции. Все прививки выполняются в один день после осмотра врача.

Развитие ребенка через игры и упражнения

Дети в это время начинают специально выбрасывать игрушки из коляски или кроватки, требуя, чтобы мама их поднимала. Это не просто каприз, такая игра – способ познания мира. Ребенок делает наблюдения, ставит эксперименты: как долго будет падать игрушка, куда она упадет, с каким звуком. Кроме того, таким способом кроха может пытаться привлечь мамино внимание, для ребенка крайне важно получать как можно больше общения с близкими людьми.

Когда ребенок тянет ручки за игрушкой в ваших руках, попробуйте отодвинуть ее немного дальше, чтобы малыш попытался поймать ее. Передвигайте ее с места на место, стимулируя пятимесячного малыша концентрировать свое внимание и координировать свои движения.

Называйте предметы, которые у вас в руках. , обязательно рассказывайте о том, что нарисовано на ярких картинках. Объясняйте, что находится вокруг. Обогащайте всеми возможными способами багаж слов и понятий грудничка об окружающем мире.

5-ти месячный кроха пытается руководить своими действиями, если малыш поймал вас за руку или схватился за какой-либо предмет, попробуйте отобрать это у него. Пусть он приложит усилия вернуть вещь себе обратно. Обязательно уступите ему, пусть ребенок испытает радость своего достижения. Новыми игрушками пятимесячного малютки могут стать мягкие кубики или подушки из поролона.

Это могут быть различные геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар, призма, куб. На них должны быть пестрые рисунки, всевозможные полоски. Грудничка можно уложить животом на одну из таких мягких игрушек или усадить верхом. Подложите ему под грудь подушечку, чтобы он мог перекатываться по ней. Так малыш будет учиться познавать свойства предметов. Небольшие предметы позволят развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок их трогает, перебирает, перекладывает с места на место, из руки в руку.

Упражнения для малышей 5 месяцев:

  • Велосипед. Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.
  • Легкие шаги. Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.
  • Ползание. Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.
  • Занятие гимнастикой. Ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.

Возможные проблемы у ребенка 5 месяцев

В дальнейшем диатез может развиться в аллергическую реакцию на тот или иной вид продуктов. Обычно диатез проявляется в виде кожных высыпаний красного цвета, либо в виде опрелостей в складочках, либо в виде шелушения, в том числе и на волосистой части головы. Однако диатез может появиться и у малышей, находящихся исключительно В этом случае мама должна пересмотреть свой рацион на наличие белка, поскольку именно белок симулирует выработку антител, которые и провоцируют аллергические реакции.

  • Первые травмы. В пять месяцев ребенок уже достаточно подвижен, может переворачиваться на бочок, может пытаться сесть либо ползти, и именно эта приобретенная активность может стать виной получения травм. Родители привыкли, что их малыш еще такой маленький и что его можно оставить на диване или кровати, и он никуда не денется. Однако очень большой процент первых травм приходится как раз на этот период, поскольку детки просто напросто падают на пол. Поэтому теперь (как никогда ранее) не стоит оставлять малыша без присмотра, например, на родительской кровати, а лучше переложить в его собственную кроватку с бортиком, либо соорудить своего рода преграду для того, чтобы ребенок случайно не упал.

Пятый месяц жизни очень важен для становления малыша. Развитие ребенка в 5 месяцев ускоряется, в его жизни начинаются серьезные перемены. Родители радуются первым попыткам самостоятельного передвижения ползком и первым внятным словам. У многих уже проглядывает первый зубик. Появляется много новых физических навыков. Ребенок самостоятельно меняет различные позы, переворачивается, все увереннее управляет своим телом, а оно становится все крепче и послушнее.

Одновременно происходят значимые психологические открытия. Заметнее становятся признаки социальной адаптации малютки. Ему нравится узнавать родных, он понимает обращенный к нему тон и реагирует на него, учится общаться при помощи все более выразительных улыбок и лепета. В этот период закрепляются и совершенствуются ранее полученные навыки, и появляется много новых.

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев переходит на новую стадию. В этот период малютка подрастает и прибавляет в весе не так быстро, как раньше. Параметры роста пятимесячного младенца варьируются от 64 до 68 см. Это значит, что прибавка в росте составляет около 15 см с момента рождения. Вес к этому времени увеличивается примерно в два раза и находится теперь в диапазоне от 6 до 8 кг. В течение этого месяца он вырастет в среднем на 2 см и поправится на 0,7 кг.

Иногда в 5 месяцев ребенку удается опередить развитие: вес и рост могут превышать общие нормы. Причем по статистическим данным мальчики весят обычно на 0,6 кг больше, чем девочки, а рост их отличается от роста девочек на 2 см. Ребенок больше времени проводит не в состоянии сна, а активно бодрствуя в течение дня.

Новые навыки и умения на 5 месяце

Некоторым пятимесячным детям уже удается переворачиваться с живота на спину и наоборот. Как только они осваивают и закрепляют такое умение, к ним приходит мысль не останавливаться на достигнутом. Продолжаются попытки движений руками и ногами: по-пластунски, в лежачем положении, не отрывая животика от поверхности. Такие жесты больше напоминают плавание и предупреждают о том, что малыш в скором времени должен поползти. В этот момент следует быть особенно осторожными и не оставлять ребенка на открытой поверхности даже на небольшой высоте, ведь падение хотя бы с 30 см может его всерьез травмировать.

У него пока еще не получается сидеть без поддержки, зато младенец удобно будет чувствовать себя в полусидячей позе, например, в детском стульчике или просто в подушках. Для него это будет самое лучшее положение для поддержки спинки. Более того, ему уже так сильно хочется попробовать себя в роли взрослого, что если взять его руками под мышки в вертикальном положении, он будет упираться прямыми ножками в пол, да еще и перебирать ими, имитируя ходьбу. Если малыша, находящегося в положении лежа, взять за руки, то он сам подтянется за них и будет удерживать голову, не давая ей запрокинуться назад. Движения эти пока рефлекторные, но малыш их закрепляет в памяти и повторяет позднее уже осознанно.

Навыки координации движений

Особенности развития ребенка 5 месяцев заключаются в совершенствовании двигательных навыков. В 5-тимесячном возрасте у крохи уже получается крепко сжимать кулачки, ловко завладевать погремушкой или пальцем мамы, удерживая их двумя руками, приближая к своему лицу, а также перекладывать из одной руки в другую. Стремление к взрослению проявляется в умении самостоятельно удерживать бутылочку с водичкой или смесью, что доставляет огромное удовольствие малышу, следящему за одобрительным взглядом мамы.

Лежа на животе, малютка сам умеет приподниматься на локтях и твердо удерживать головку. Таким образом, нормы развития ребенка в 5 месяцев заключаются в следующем:

  • ему очень хочется встать на ножки, а при поддержке он сможет продержаться несколько минут в вертикальном положении;
  • он может долго находиться в полусидячем положении, у него получается самостоятельно садиться, подтягиваясь с помощью рук;
  • может сознательно захватывать предметы и удерживать их двумя руками;
  • живо переворачивается на бочок, а также с живота на спину и обратно;
  • он долго издает певучие звуки и наслаждается, прислушиваясь к ним.

Совершенствование ловкости рук

Малыш развивает и совершенствует сноровку, как приподнимать голову и плечи, лежа на животике. Точка опоры перемещается у него с локтей на кисти, а время, которое он способен продержаться в этой позе, увеличивается с 1 минуты до 5 минут, тем более что с такой позиции ему гораздо интереснее разглядывать мир вокруг.

Нового уровня достигает и регуляция движений. Жесты рук теперь координируются с помощью зрения: ребенок точно может дотянуться до интересующего его предмета, независимо от направления и расстояния.

Развитие ребенка на 5 месяце жизни позволяет почувствовать изменение в мелкой моторике рук: малыш долго удерживает предмет, берет его у взрослых, перекладывает из одной руки в другую, нажимает на кнопки. Мамина помощь в овладении новыми движениями заключается в массаже ладоней, тренировке со сгибанием и разгибанием пальцев, совместных играх с погремушками и другими яркими интересными предметами.

Ребенка начинает интересовать собственное тело, что проявляется в ощупывании своих конечностей. Со стороны это выглядит смешно, но нормально для их возраста, не стоит стараться остановить ребенка, наоборот, надо прокомментировать, как называются эти части тела.

Сколько спит ребенок в 5 месяцев

Ребенок в 5 месяцев уже подрос, его развитие и режим меняются. Здоровый младенец в возрасте 5 месяцев, если он хорошо поел и его ничего не беспокоит, может проспать ночью в течение 10 часов, не просыпаясь для ночного кормления. Чтобы получить такой результат, мать старается обеспечить рационально организованный дневной покой своей малютки. Для этого ей следует разбить дневной сон на три 2-хчасовых промежутка.

Первый раз укладывают ребенка по окончании 2-х часов утреннего бодрствования. Лучше всего провести это время на прогулке, потому что именно утром сон на свежем воздухе, особенно при благоприятной погоде, пойдет малышу на пользу. Второй раз кроху укладывают спать после обеда, и снова это можно совместить с прогулкой, особенно в теплое время года. Третий раз приходится уже на вечер.

Современные педиатры рекомендуют придерживаться именно такого режима сна для пятимесячного ребенка, считая его разумным. При условии, что малыш уснул слишком крепко и проспал больше 2-х часов, его надо бережно разбудить, чтобы не нарушить устоявшийся распорядок дня. То же самое следует делать, если он проснулся раньше, чем через 2 часа: уложить его в привычное время.

Режим сна и бодрствования зависит от характера и условий жизни. Иногда младенцы даже могут перепутать день с ночью, но если правильно организовать режим, маме будет легче справляться с воспитанием ребенка.

Питание в 5 месяцев

В этот период происходят изменения в режиме дня младенца, поэтому рекомендуется перевести его с шестикратного кормления на пятиразовое, соблюдая днем промежутки между ними в 4 часа. Норма питания составляет уже около литра молока в день. Малыш не дремлет во время приема пищи, а активно насыщается.

Теперь ему уже не требуется материнская грудь для убаюкивания. Наступает удачное время, чтобы отучить его от привычки засыпать во время сосания груди, поэтому дневной сон рекомендуется начинать укачиванием, а не кормлением. Только перед ночным сном надо как следует накормить ребенка. Для него это будет не только получение питания, но и возможность успокоиться, в результате малютка будет крепко спать ночью.

Получающим грудное молоко пятимесячным детям еще не требуется прикорм, им хватает тех полезных веществ, которые они получают с молоком матери. Если малышу не хватает маминого молока и он капризничает, плохо набирает вес, его следует переводить на смешанное вскармливание, используя при этом сначала безмолочные каши, а спустя какое-то время и молочные. Каши могут быть рисовыми, гречневыми, кукурузными. В рацион детей, находящихся на искусственном вскармливании, прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте.

До 5-тимесячного возраста малыш питался только жидкой пищей. Но в пять месяцев кроха может кушать гомогенизированное негустое детское пюре, и большинство мам уже начинают добавлять его в рацион ребенка, хотя педиатры советуют подождать с введением прикорма до следующего месяца.

Вводить новые продукты в меню детей нужно по одному и осторожно, обязательно наблюдая за его стулом и кожей. Если появилась сыпь, изменился цвет кала, то новое питание необходимо отменить.

Режим питания не изменился. В пятимесячном возрасте допустимо вводить прикорм в случаях, когда:

  • у мамы не хватает молока;
  • малютка плачет, недостаточно прибавляет в весе;
  • его беспокоит живот;
  • мало пачкает памперс.

В таких случаях нужно получить консультацию педиатра. Он должен определить диагноз и посоветовать нужный прикорм.

Психическое и умственное развитие

Пятимесячному ребенку уже отлично известно его близкое окружение, заслуживающее доверия, он прекрасно отличает своих от чужих, к которым начинает демонстрировать недоверчивость, поэтому согласится пойти на руки не к любому, кто его позовет.

У малыша прекрасно получается различать интонацию говорящих людей. Ласковый тон вызывает у него улыбку, а сердитый голос может привести к плачу. Если раньше все свои чувства он мог разделить только на комфорт и дискомфорт, то теперь возникает множество новых оттенков: возбужденность, удовольствие, опасение, грусть, тревога.

Болтовней кроха может выражать различные просьбы. Он умеет демонстрировать неудовольствие, если его что-то не устраивает. Его раздраженный крик выразит протест, когда у него заберут заинтересовавшую его погремушку или положат в кроватку, а ему хочется еще поблаженствовать на ручках у мамы.

Большой окружающий мир открывается для малыша, и он пытается изучить все предметы не только визуально, но и на ощупь, а заодно и на вкус. Когда игрушка почему-либо перестает интересовать младенца, он может ее уронить и забыть о ней. Буквально месяц назад любая вещь, попавшая в руки крохи, сначала оказывалась во рту и обследовалась на вкус, а потом уже подробно рассматривалась. Но сейчас первым делом ребенок вертит ее, разглядывает со всех сторон, даже трясет, и только потом отправляет в рот.

Слух малютки в этот период настолько тонкий, что он вертит головой, в попытке обнаружить первоисточник даже самого тихого шороха. Практически все малыши обожают ритмичную музыку и активизируются, услышав оживленную жизнерадостную мелодию.

Развитие речи

В пятимесячном возрасте ребенок пытается подражать разговору взрослых, в частности интонации. Продолжается формирование и совершенствование речи малютки, который расширяет объем произносимых гласных и согласных звуков, целых слогов, экспериментируя с их комбинациями.

Такой лепет образуется иногда частыми, неоднократными воспроизведениями повторяющихся слогов. Эти детские словечки еще не имеют пока никакого смысла, но уже радуют родителей. Восторженная реакция окружающих будет побуждать малютку снова повторять сочетания звуков, которыми ему удалось привлечь внимание и одобрение родителей. А иногда ему нравится разговаривать самому с собой.

Игры

В плане общения малыш уже начинает динамично взаимодействовать со взрослыми. Он сам предлагает и охотно поддерживает общую игру, например, может бросить игрушку, чтобы мама ее подняла и вернула ему. Психологическое значение игры заключается в подсознательном закреплении у ребенка стабильности его положения в мире и в семье. Это очень весомый фактор: формируется доверие к окружающим, которое помогает гармоничному личностному развитию.

Все ребятишки обожают популярную игру в «ку-ку», без которой не вырос ни один младенец, и которая сильно влияет на отношения мамы и малыша. Это для него значимое доказательство материнской любви – мама думает о нем и разыскивает его. Нравятся малышам игры, связанные с воспроизведением звуков разных животных. Для всестороннего формирования крохи ему будут необходимы несколько красочных игрушек, желательно звучащих.

Умный и любопытный пятимесячный малыш уже постиг значение таких слов, как «нельзя», умеет откликаться на слова «дай», «на», «иди ко мне». Восторги малыша вызывают двигательные игры, когда его подбрасывают в воздух, держа под мышки.

Рекомендуется читать деткам книжки, показывать картинки, рассказывая стишки и потешки. Желательно продолжать знакомство ребенка с наименованиями разных домашних предметов при осмотре помещения с малюткой на ручках, а также с физическими свойствами вещей, предлагая их потрогать.

В этот период все педиатры советуют не забывать о массаже и гимнастике. Это требует всего нескольких минут, но дает очень ощутимый эффект. Малыш постигает основы управления своим телом. Для обучения ползанию, крохе необходимо пространство. Упражнение заключается в том, что под пятки ему подставляют взрослую ладонь, чтобы можно было от нее оттолкнуться и продвинуться вперед.

Некоторые родители обучают своих деток плаванию, которое много дает для здоровья ребенка и ускоряет его развитие. Систематические плавательные тренировки расширяют легкие, улучшают координацию движений. Тренированные детишки быстрее становятся на ножки и начинают бегать. Чтобы малышу нравились занятия плаванием, процедура должна ограничиваться 10 минутами, а само занятие превратиться в занимательную игру.

Существует много комплексов упражнений для малышей. Все они направлены на развитие опорно-двигательной системы, больше всего на укрепление спинных мышц, потому что в скором времени крохе предстоит учиться сидеть. Такие занятия требуют ежедневно от 20 до 30 минут. Желательно сопровождать их ритмичной музыкой или счетом для формирования чувства ритма.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев

Процесс развития ребенка, родившегося раньше срока, зависит от уровня его недоношенности. Очень важную роль в его развитии играет любовь и преданность родителей.

Развитие недоношенного ребенка в 5 месяцев начинает выравниваться. К 5 месяцу у недоношенных детей исчезает спастический тонус конечностей, который пугал в первые месяцы. Приходит время начинать общаться с ним и развивать. Малыш уже умеет реагировать на звуки, поворачивать голову в их сторону, узнавая их источник. Движения становятся более осмысленными. Младенец начинает издавать различные звуки, интересуется окружающими, на лице у него появляется улыбка. Хорошее настроение проявляется веселым смехом. Он может захватывать интересную для него игрушку руками.

Недоношенный малыш требует гораздо больше внимания и заботы от родителей, только в этом случае он постепенно догонит своих ровесников.



Рассказать друзьям