Этикет правила поведения за столом для детей. О правилах поведения за столом детям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ирина Анфилова
Конспект занятия по формированию у детей столового этикета «О главных правилах поведения за столом»

Цель – формирование культуры поведения за столом .

Задачи :

1. предметные

познакомить с главными правилами столового этикета , учить их практическому применению;

развивать этические знания учащихся (вежливость – важное составляющее качество воспитанного человека) ;

метапредметные

развивать основы мыслительной деятельности : памяти, внимания, воображения;

осваивать диалог во взаимодействии с людьми (выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями) ;

личностные

развивать речь, расширять словарный запас учащихся;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать уважение, внимание друг к другу, старшим;

воспитывать потребность в доброжелательном общении;

способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;

формировать у детей умение вежливо и культурно вести себя за столом .

познавательные

учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;

регулятивные

учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога ;

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

применять установленные правила ;

учиться оценивать результаты своей работы;

коммуникативные

слушать и понимать собеседника;

строить понятные для партнера высказывания;

личностные

развивать стремление оценивать себя, свои достижения;

формировать идентичность личности (внутренней позиции учащегося – принятие и освоение новой социальной роли воспитанного человека).

Форма организации работы : групповая.

Оборудование :

фотографии о культуре еды;

иллюстрация к сказке (юноша Этикет ) ;

посуда (мелкая и глубокая тарелки, ложка, вилка, нож, стакан; 20 вилок, ножей, ложек для тренинга);

столы , расставленные полукругом;

стол , накрытый скатертью;

Образовательные технологии, использованные на занятии :

игровая технология;

технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская) ;

технология педагогики сотрудничества;

здоровьесберегающая технология.

Методы, приёмы деятельности :

физкультминутка;

обращение к сказке, сюжетно-игровая основа занятия ;

рефлексия и осмысление в конце занятия ;

самопроверка выполнения задания;

игры-тренинги «Как » , «Как правильно сидеть за обеденным столом »;

поощрение;

демонстрация наглядных материалов (фотографий о культуре еды, иллюстрации к сказке (юноша Этикет ) ;

пример для подражания (герой сказки; демонстрация педагогом, как правильно держать столовые приборы ).

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог. Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех.

Вы настроились на хорошую работу.

В конце занятия подведем итоги вашей работы. Вы расскажете, чему научились.

II. Сообщение темы и цели занятия

Педагог. Мы с вами бываем в гостях, в обществе, приглашаем к себе на торжество, путешествуем, ходим в детский сад, школу. И везде не обойтись без питания, без еды. Чтобы не краснеть, а чувствовать себя свободно, выглядеть привлекательно, нужно правильно пользоваться столовыми приборами , обращаться с блюдами, красиво сидеть и вежливо вести себя за столом , т. е. соблюдать столовый этикет .

Что такое этикет ? А что такое столовый этикет ? Чему мы будем учиться?

Дети отвечают.

Педагог. А поможет нам овладеть правилами поведения за столом сказка , а затем игры-тренинги. Вам нужно продемонстрировать свои знания и умения.

III. Основная часть

Педагог. Слушайте внимательно сказку, чтобы ответить на все вопросы.

Жил на свете молодой человек по имени Этикет (показать на рисунок) . Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других.

Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошёл он к доброму волшебнику : «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей».

Тебе надо отправиться в такую страну , где ещё никто не слышал твоего имени. И с первых шагов проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали : «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запомнили, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удобно для других. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать : «Кто так красиво делает?» , «Кто так привлекательно выглядит?» И услышав в ответ : «Этикет » - запомнят твое имя и тебя.

Но я ведь не всё умею.

А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай. Давай попробуем.

Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол , покрытый красивой скатертью, и стул.

Садись, - пригласил волшебник.

Юноша подошел к столу , сел на красивый стул и, чтобы было удобнее, облокотился на стол . И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос …

Педагог. Что услышал юноша?

Дети отвечают.

Педагог. «Можно только положить руки на край стола , но локти надо прижать к себе».

Почему нужно помнить про локти? А как ещё следует сидеть за столом ?

Дети. Следить за своей осанкой.

Педагог. Почему так сидеть красиво и правильно ? Такая поза подчеркивает красоту и скромность поведения .

Юноша попробовал, но у него не получалось.

Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно . И когда ты усвоишь, тебе можно будет двигаться дальше.

И перед юношей на поляне появилось чудесное зеркало, которое заговорило : «Смотри на меня внимательно и запоминай» .

Перед юношей появилась девушка, которая легкой походкой прошла к столу , села прямо, естественно, расправив плечи , и легко положила руки на край стола , держа при этом локти, прижатыми к себе.

Это действительно красиво, - воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу .

А вы правильно сидите за обеденным столом ?

Дети показывают умение сидеть за обеденным столом . (Игра-тренинг «Как правильно сидеть за столом » ).

Педагог. Правильно . Молодцы.

Волшебник пожелал юноше доброго пути и хороших, добрых поступков. С этими словами напутствия Этикет отправился в путь .

А у нас физкультминутка.

Физкультминутка

Поднимаем руки все – это раз.

Повернулась голова – это два .

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город.

Здравствуйте, люди добрые, - сказал юноша. – Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?

Добрый день, юноша, - отвечали ему жители. – Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.

Представился Этикет , подошел к столу и сел так , как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.

Красиво и хорошо ты сидишь. Скажи же, какие кушанья тебе подать и какие приборы тебе положить.

Поможем юноше Этикету . Какие блюда вы заказали бы? Какие столовые приборы вам понадобятся?

Дети называют блюда и говорят, какие столовые приборы нужны .

Педагог. В какой руке всегда нож и ложка? Как правильно держать вилку ? Возьмите в руку. Как правильно держать вилку и нож ? Возьмите их. Возьмите ложку.

(Садится за стол , демонстрирует, как правильно пользоваться вилкой , ножом и вилкой. Учит (помогает) правильно держать приборы ).

(Игра-тренинг «Как правильно держать столовые приборы » . Педагог демонстрирует фотографии, как есть компот, как пользоваться столовыми приборами .)

IV. Подведение итогов, рефлексия

Педагог. Чему мы сегодня научились?

Воспитанный человек умеет вежливо и красиво вести себя за столом .

Вы усвоили простые правила поведения за столом , о которых мы сегодня узнали? Сядьте, как юноша Этикет за обеденным столом . Что показалось трудным? А кто не забывал про правила вежливости на занятии ?

Сегодня активно работали… Молодцы.

Домашнее задание : чаще пользоваться вилкой.

Привитие основ правильного «застольного» поведения должно начинаться ещё в раннем детстве, лишь в этом случае культурные навыки станут привычкой и в какой-то степени естественной личностной чертой сначала дошкольника, а потом и школьника.

Однако родителям, которые занимаются проблемой привития ребёнку правил этикета за столом, необходимо учитывать, что их чадо воспринимает взрослые привычки в качестве образца поведения. Значит, важно следить и за собственными манерами, иначе все старания будут напрасными.

Яблоко от яблони

Приучить ребёнка к правильному поведению за столом – задача мамы и папы, а не педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Когда малыш начнёт «трапезничать» вместе со взрослыми, именно последние и должны прививать ему правильные манеры.

Лучший же воспитательный метод – собственный этикет. Если домочадцы сами ведут себя за трапезой достойно, то, скорее всего, и ребёнок со временем станет воспринимать правила поведения за столом как вполне естественный поступок.

Адекватный приём пищи подразумевает не просто тихую еду и применение необходимых столовых принадлежностей, а, в первую очередь, способность ребёнка:

  • кушать, не балуясь с продуктами;
  • не чавкать;
  • не раскачиваться на стуле;
  • не смеяться громко;
  • не толкаться и пр.

Наверняка каждый малыш в раннем возрасте увлекался чем-нибудь из вышеперечисленного, приводя в недоумение гостей или раздражая родителей. Взрослым следует проявить настойчивость в приучении ребёнка и указывать ему на неправильность поведения.

Ребёнок в годик или полтора ещё не способен с первого раза услышать родительские просьбы, понять и поменять своё поведение. Кроме того, в этот возрастной период дети не способны кушать аккуратно в силу физических особенностей – крохотные пальцы настолько неловкие, что не могут отправить содержимое ложки в рот без особых потерь.

Именно поэтому следует морально подготовиться к тому, что до аккуратных завтраков ещё далеко, а на столе обязательно будет рассыпанная каша, разлитый суп и выплеснутый кисель. Только регулярная тренировка поможет через некоторое время уверенно орудовать столовыми приборами.

Однако одновременно ребёнку нужно объяснять элементарные правила, вроде тех, что нельзя бросаться кашей, стучать ложечкой по тарелке с супом и лить сок на пол. Поведенческие нормы закладываются уже в раннем детстве, поэтому не нужно считать такие пояснения бесполезной тратой времени.

Чтобы ребёнок не баловался с продуктами и столовыми принадлежностями, необходимо отвести для игровой деятельности отдельное время: купить пластилиновую массу, безопасные краски для пальчиков. Это позволит реализовать естественное стремление малышей к игре.

Одно дело, если проблема неаккуратных обедов кроется в несовершенной мелкой моторике – не следует торопить события, всему своё время. А вот если ребёнок специально хулиганит за столом, чтобы привлечь родительское внимание, то необходимо реагировать.

Пусть дети ещё не всё понимают, однако способны разобраться в эмоциональном состоянии родителей. Поэтому маме можно и нужно говорить, что плохое поведение её расстраивает, поскольку она готовила вкусную кашу специально для любимого сыночка (дочки).

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этот возрастной промежуток – самый важный и плодотворный для привития навыков столового этикета, однако ситуация осложняется тем, что дети уже не столь явно доверяют родительским словам. Ребёнок способен заметить несоответствие между требованиями мамы и её неправильными поступками.

Что же должны уметь ребятишки в этом возрасте? Ниже представлен краткий перечень основных этикетных навыков:

Если ребёнок «оконфузился» в гостях, нельзя устраивать ему выволочку в присутствии чужого человека. Поговорить о нарушении нужно дома, в случае серьёзности проступка можно устроить семейный совет.

«Застольный» этикет для подростков

Ребёнок старше 10 лет обычно уже хорошо знает все правила красивого поведения для детей за столом. Он понимает, как правильно обращаться с основными столовыми принадлежностями, осознаёт, когда нужно садиться и выходить из-за стола.

Однако это лишь главные принципы, которые должен знать каждый приличный человек. Теперь необходимо перейти к более узким и специфическим знаниям.

К примеру, можно научить ребёнка пользоваться приборами, которые не применяются каждый день: вилки для крабов и омаров, щипцы для фруктов, льда, салатов. Во-первых, так дети расширят свою эрудицию и кулинарные возможности, во-вторых, это просто интересно.

Помимо советов для каждого возрастного этапа, имеются и общие правила, выполнение которых позволит поскорее приучить ребёнка к «застольному» этикету. Что же рекомендуют специалисты:

Родительский пример – вот тот урок, который лучше всего усваивается детьми. Если мама или папа будет аккуратно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми принадлежностями, мыть руки перед едой и т.д., то овладение навыками не заставит себя ждать.

В чём заключается польза столового этикета?

Не все родители осознают важность обучения ребёнка правилам поведения за столом. А ведь в нынешнее время эти умения становятся действительно необходимыми ля успешной жизни.

Сегодня всё чаще серьёзные дела обсуждаются за обедом в ресторане, там заключаются сделки. Кроме того, не стоит забывать о посещении заведений общественного питания с симпатичной девушкой или парнем, деловым партнёром. То есть соблюдение этикета может как помочь во взрослой жизни, так и навредить.

Выше изложены только общие принципы. Безусловно, каждый малыш – яркая индивидуальность, а в каждой ячейке общества имеются собственные обеденные традиции и ритуалы.

Однако этикет за столом для детей в любой ситуации преследует общую цель – научить ребёнка правильному поведению в социуме, что должно пригодиться во взрослой жизни. Следовательно, родителям стоит немного потерпеть и приложить чуточку усилий, чтобы затем гордиться безупречными манерами своего чада.

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…» . На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.

Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно –

от 1,5 до 5

  • В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
  • Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
  • Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
  • Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
  • Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10

Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.

  • Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
  • Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда. Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

  1. Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
  2. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
  3. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
  4. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
  5. Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.читаем статью с комментариями и экспериментами

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Как правильно сидеть за столом

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Все родители хотят вырастить не только здоровых, но и воспитанных детей, которые смогут вести себя достойно и прилично в любой ситуации, в любом обществе. Хорошо воспитанный ребенок умеет соблюдать этикет за столом, а научить его этим правилам должны родители.

Под правилами этикета понимают нормы поведения в обществе, основанные на уважении к окружающим. Обучать детей, как вести себя за столом, необходимо не только для того, чтобы родителям не краснеть перед гостями или родственниками. Знание правил поведения во время трапезы может помочь ребенку, когда он вырастет.

В некоторых случаях во время совместного обеда могут зарождаться дружеские отношения, заключаться контракты и т. д. Поведение за столом характеризует социальный статус человека, его уровень образования и культуры. Полученные в детстве навыки пригодятся на всю жизнь.

Некоторые родители считают, что окрики, постоянные замечания, а иногда и наказания за шалости за столом – это и есть воспитание. Но такие методы малоэффективны, они не способствуют выработке хороших манер. И в той ситуации, когда ребенок остается без родительского контроля («Сядь прямо!», «Не чавкай!», «Скажи спасибо»), он не может проявить себя в лучшем свете.

Заботливые родители, понимая свою ответственность за воспитание ребенка, хотели бы знать, с какого возраста следует начинать обучение малыша правилам поведения, как легче научить ребенка пользоваться столовым прибором, и не опасно ли его давать маленькому непоседе.

Основные правила поведения за столом

Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

Что можно и нужно делать

  1. Перед тем как сесть за стол, следует . Это необходимо делать даже годовалому ребенку. Конечно же, вначале моет руки младенцу мама, но уже с 2-3 лет малыш успешно может это делать самостоятельно. На первых порах маме придется напоминать о необходимости помыть руки, но потом выработается эта полезная для здоровья привычка.
  2. Принимать пищу за обеденным столом. Даже малышей нужно кормить в столовой или на кухне. Рекомендуется купить специальный стульчик, который позволит ребенку участвовать в семейной трапезе за общим столом.
  3. Обязательным правилом должно стать пожелание приятного аппетита перед началом приема пищи.
  4. Быть аккуратным во время еды, не испачкать ни себя, ни соседей. Маленькому ребенку, пока у него не выработается точная координация движений, следует использовать специальный фартучек (слюнявчик) или заправлять за ворот тканевую салфетку. В более старшем возрасте нужно приучить ребенка пользоваться бумажными салфетками. Перед тем как взять стакан с напитком, он должен аккуратно вытереть губы, чтобы не оставлять на стакане жирные следы (это может быть неприятно для соседей по столу).
  5. Есть и пить следует не спеша, жевать пищу не чавкая, с закрытым ртом. Если вдруг захотелось чихнуть или кашлянуть, то нужно отвернуться от стола, прикрыть нос или рот салфеткой и после извиниться.
  6. Сидеть за столом следует прямо, опираясь на спинку стула.
  7. Только прожевав и проглотив пищу, можно что-либо сказать за столом.
  8. Если желаемое блюдо или напиток стоит далеко, то не стоит тянуться за ним через весь стол. Нужно попросить передать его со словом «пожалуйста» и не забыть поблагодарить.
  9. Если кувшин с напитком или соком тяжелый, следует попросить о помощи взрослых и сказать «спасибо» за услугу.
  10. После окончания приема пищи обязательно поблагодарить маму или хозяйку дома, даже если блюдо не очень понравилось.

Что должно быть под запретом

Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

  1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
  2. Нельзя класть на стол локти.
  3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
  4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
  5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
  6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
  7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
  8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
  9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
  10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
  11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

Когда начинать обучать ребенка?

Желательно начать обучение уже с первого года жизни. Просто уровень правил этикета должен быть разным. Начав вводить , нужно перед кормлением мыть младенцу ручки. Уже с года давать малышу ложку в руки. Конечно же, кормить при этом его придется маме другой ложкой.

Но ребенок, копируя действия мамы, тоже будет пытаться кушать самостоятельно с помощью ложки, а не руками. Пусть у него не все получится, пусть личико будет измазано, но это будут первые шаги по обучению пользованию столовыми приборами.

С 2 до 5 лет длится процесс освоения базовых правил поведения за столом и хороших манер. Разъяснения родителей заложат основу культуры поведения ребенка. Даже в 2-3 года ребенок не должен баловаться за столом.

Как обучать ребенка этикету?


Обучать ребенка этикету за столом взрослые должны прежде всего на личном примере

Познавая мир, малыш впитывает новую информацию как губка. Следует использовать и объяснения, и визуализацию необходимых навыков, и личный пример, и игры.

Принципами обучения должны стать:

  1. Постоянство: повторяя изо дня в день, к примеру, мытье рук перед приемом пищи, можно добиться выработки полезной привычки. Важно, чтобы требования были одинаковыми для всех членов семьи. То, что нельзя делать сегодня, должно быть под запретом и завтра, и послезавтра.
  1. Визуализация изучаемых правил и игры. Стихи и картинки помогут быстрее запомнить нужное правило. Например, мытье рук с мылом занимает определенное время. Если эту процедуру сопровождать специально подобранным стишком или считалкой, то проблема будет легко решена. Есть целый ряд мультфильмов, способных помочь обучить малыша правилам поведения за столом. После просмотра важно обсудить с ребенком поведение героев мультика, закрепить нужные правила.

Полезно периодически устраивать вместе с ребенком обед для игрушек и кукол. Конечно же, для этого следует использовать игрушечные мебель, посуду, столовые приборы. Увлечение игрой позволяет повторить и сервировку стола, и тонкости использования столовых приборов, и правила культурного поглощения пищи. В игре это легко запоминается, ребенок привыкнет также убирать со стола, научится встречать и провожать гостей. По ходу игры у родителей есть возможность корректировать поведение ребенка и участников кукольного обеда.

  1. Последовательность обучения: освоение правил должно соответствовать возрасту. Если дитя в год важно приучить мыть руки перед едой, в 2 года – умело пользоваться ложкой, то с 3 лет уже можно обучать использованию вилки и ножа, хорошим манерам поведения. Причем столовые приборы важно использовать повседневно, а не только в праздники. Тогда ребенок будет чувствовать уверенность при пользовании ими. Маленьким детям можно давать специальные силиконовые или пластиковые вилки и ножи, которыми малыш не сможет пораниться.
  1. Личный пример: поведение родителей и других взрослых членов семьи имеет огромное значение. Пытаясь во всем подражать взрослым, малыш легко запомнит многие детали их поведения, ведь дети очень наблюдательны. Как бы ни хотелось привить элементы вежливости ребенку, если в семье не принято желать приятного аппетита и благодарить за обед, вставая из-за стола, то и ребенок этого делать не будет. Ваши объяснения так и останутся словами. И если папа кушает во время просмотра футбола по телевизору, то сложно будет ответить на вопрос, почему это нельзя делать другим.
  1. Доброжелательность при обучении обязательна. Нельзя допускать грубых окриков, унижающих маленького человечка замечаний. В качестве проверочных занятий можно использовать праздничный обед в гостях или в кафе. Даже если ребенок допускал какие-либо ошибки, то обсуждать их следует потом, дома, в спокойной обстановке.
  1. Родители должны запастись терпением. Немаловажно помнить и о безопасности, чтобы не допустить травмирования ребенка. Нельзя надеяться, что все получится вдруг и сразу. Но в результате постоянных занятий ребенок в 5 лет уже должен освоить основные правила этикета и хорошие манеры поведения в обществе. Он должен знать, что нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой, уметь пользоваться ими. Не следует поощрять рассказы о чем-либо во время еды, объяснив ребенку опасность поперхивания пищей. Все, что он хочет, можно рассказать после еды, его нужно внимательно выслушать. Важно научить детей не привлекать за столом всеобщее внимание. Особенно это касается слишком активных ребят, привыкших быть «центром вселенной».

Резюме для родителей

Заложенные в детстве правила хорошего тона помогут воспитать из ребенка человека, с которым будет приятно общаться людям. Чтобы обучить любимое чадо правилам этикета, придется потрудиться.

Цели и задачи классного часа:

Познакомить детей с правилами поведения за столом;

Научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.

Описание классного часа

Уроки воспитания

Учитель: Ребята, чтобы вы поняли, о чем сегодня пойдет речь, предлагаю вам послушать шуточное стихотворение Андрея Усачева «Уроки воспитания».

Выходят несколько ребят.

1-й ученик:

Учит крошку-людоеда

Папа людоед:

2-й ученик:

Если хочешь съесть соседа —

Вспомни этикет.

Не кидайся, как на кость,

На гостей в квартире:

Если в дом заходит гость —

Улыбайся шире!

3-й ученик:

Пусть соседу будет сто

Или стукнет десять,

Помоги им снять пальто

И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!

4-й ученик:

Есть в прихожей — ни за что!

Людоед здоровый

Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,

Что вещают предки:

Нет обеда, если нет

На столе салфетки.

5-й ученик:

И красиво не забудь

Разложить приборы,

А не то про нас пойдут

Слухи, разговоры.

На обед придут бомжи

Или королева —

Ножик справа положи,

Ну а вилку слева.

6-й ученик:

Это твердо изучи.

Ну, а где же ложка?

И на папку не рычи.

Повторяю, крошка:

Что в тарелке ни лежит —

Яд или отрава —

1-й ученик:

Вилку слева положи,

Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть

И прилично гостя съесть —

Чтобы быть упитанным,

Нужно быть воспитанным!

Учитель: Хотя стихотворение и шуточное, но я думаю, вы поняли, о чем пойдет речь? (Вариант ответа ребят: о вежливости и культуре поведения за столом.) Всякому с детства хорошо знакомо одно незыблемое правило, которое необходимо соблюдать перед началом трапезы: «Мойте руки перед едой!» Слова эти воспринимаются как девиз, призыв, руководство к действию! И верно: оно является основополагающим, но не единственным!

Обсуждение ситуации «Как правильно сидеть»

Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует широко расставлять локти и опираться ими на край. Исключение делается лишь для женщин. Им позволено ненадолго опереться на стол одним локтем. Казалось бы, ничего сложного в этом нет. Чтобы воспитать легкость и непринужденность, в некоторых семьях в старину детей учили управляться с приборами, держа под мышками большие книги.

За столом не следует играть приборами, рюмками и чашками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги — это доставит неудобство вашим соседям.

Во время приема пищи голову позволительно лишь слегка наклонять вперед, поднимая ложку или вилку.

Ситуация-практикум «Накрываем на стол»

Учитель: Но перед тем, как сесть за стол, надо знать правила поведения за столом. По правилам этикета нож держат в правой руке, вилку — в левой. Масло для хлеба берут вилкой, а не ножом. Кусочки мяса едят с помощью ножа и вилки. Нож не употребляется, когда едят макароны, лапшу, желе, омлет или рыбу (кроме специального ножа для рыбы). Не употребляют нож, когда подают на стол мягкую мясную пищу — тефтели, котлеты.

Длинные макароны едят с помощью большой ложки и вилки: ложку держат углублением вниз, а вилкой, уперев ее в углубление ложки, наматывают макароны.

Ни в коем случае не привлекайте к себе внимания, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.

Теперь не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки...

Сев за стол, выпрямьтесь. Сидеть лучше всего прямо, слегка опираясь спиною на спинку стула. Для стула найдите среднее оптимальное положение — чтобы он не стоял впритык к столу, но и не был отодвинут слишком далеко. Естественно, не позволительно раскачиваться на стуле.

Не кладите локти на стол — это неприлично: на столе и без того не очень много места, да и вам неудобно пользоваться вилкой и ножом, когда локти на столе.

Привыкните к тому, что за столом руки должны забыть о существовании вашего лица: не следует поглаживать лоб, поправлять волосы, подпирать подбородок, уже не говоря о том, что нос и уши за столом должны быть запретной зоной для рук.

За столом нужно вести себя так, чтобы не мешать окружающим: ни в коем случае не класть локти на стол, накладывать в тарелку столько салата, сколько вы сможете съесть, и стараться, чтобы из тарелки еда не вываливалась на скатерть и на колени соседей по столу.

Не наполняйте рот большим количеством пищи — так недолго и подавиться. Не чавкайте, не втягивайте шумно жидкость.

Как бы вы ни были голодны и каким бы вкусным не было блюдо, никогда не следует набивать им полный рот и торопливо жевать.

Если вы запиваете еду каким-либо напитком — соком или газированной водой, то прежде нужно проглотить то, что находится во рту и вытереть рот салфеткой, и только после этого запить.

Колбасу или сыр обычно берут из общего блюда не рукой, а вилкой.

Если вам хочется попробовать салат, который стоит на другом конце стола, не нужно ложиться на стол и тянуть к себе блюдо, проще попросить соседа передать салатницу.

Если блюдо вам не понравилось, то не выплевывайте его на тарелку; постарайтесь прожевать и проглотить или, не привлекая к себе внимания, выйдите в туалет.

Неприлично есть с ножа, даже если он широкий и еда с него не сваливается. Ножи рядом с тарелкой лежат для того, чтобы разрезать мясо или горячие бутерброды, при этом нож берут в правую руку, а вилку в левую.

Подавая нож соседу по столу, следует протягивать его ручкой, а не острием.

Ножи и вилки нужно держать за середину ручки, а не у самого лезвия ножа и развилки. Ни в коем случае нельзя облизывать нож, это очень опасно и неприлично.

Ложку держим всегда в правой руке — она лежит на среднем пальце, указательным придерживаем ее сбоку, а большим пальцем сверху.

Нож держим всегда в правой руке, вилку — в левой, только когда мы едим пищу, которую не режут, держим вилку в правой руке. Не полагается сначала нарезать ножом с вилкой, а потом есть нарезанные куски одной вилкой.

Варенье или мед берите из вазочки специальной ложкой, положите в розетку и лишь потом начинайте пробовать.

После того, как вы размешаете сахар в чае, не забудьте вынуть ложку и положить ее на блюдце.

Положив себе сахар или соль, поставьте сахарницу или солонку на прежнее место, не оставляя надолго у своего прибора.

Не следует играть столовыми приборами, сворачивать край скатерти и заплетать на скатерти косички, некрасиво вытягивать ноги под столом, кидать друг в друга хлебом или мандариновой кожурой.

За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

Не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.

Оставшиеся на скатерти крошки или кусочки пищи можно собрать в бумажную салфетку другой салфеткой, но ни в коем случае не следует смахивать на пол или собирать крошки руками.

Выходя из-за стола, постарайтесь, чтобы не было много шума.

Учитель: А теперь представьте себе такую ситуацию: к нашим мальчикам в гости пришли девочки. Мальчики приглашают их к столу и накрывают на стол. (В данной игре должно участвовать равное количество пар. Если в классе равенство девочек и мальчиков нарушено, то в игре участвуют только несколько пар.) Итак, задание:

1. Всем подняться.

2. Мальчики предлагают девочкам сесть за стол, но при этом отодвигают стул и помогают девочкам сесть.

3. Девочки правильно кладут руки за столом.

4. Мальчики берут листок бумаги («тарелку») и с левой стороны кладут ее перед девочкой.

5. Теперь мальчики берут ручку («нож») и карандаш («вилку») и правильно кладут их по бокам «тарелки».

6. Девочки берут в руки «нож» и «вилку» и показывают, будто они едят кусочек мяса.

Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь, в завершении нашего разговора об этикете, мне хотелось бы предложить вам «10 правил для школьников», (автор Мухаммади Куддус), и расскажут их вместе со мной наши ребята.

Учитель:

Для тебя я, друг, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

1-й ученик:

Как проснулся — так вставай:

Лени воли не давай!

2-й ученик:

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

3-й ученик:

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

4-й ученик:

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь!

5-й ученик:

В школе, в классе не сори,

Сор увидишь — подбери!

6-й ученик:

Не таскай в кармане мела, —

Это, милый мой, не дело!

7-й ученик:

Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр, и пятен!

8-й ученик:

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

9-й ученик:

Знай: хорошие отметки —

Как плоды в саду на ветке!

10-й ученик:

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Подведение итогов . После прослушивания стихов учитель подводит итоги классного часа, где вновь напоминает учащимся, как надо сидеть за столом.



Рассказать друзьям