Характеристика системы дошкольного образования в японии. Доклад «Опыт организации дошкольного образования в Японии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Японские детские сады выгодно отличаются от дошкольных учреждений в США и Великобритании. Если в англоязычных странах многочисленные исследования доказывают вредное влияние ДОУ на психику ребенка, то в Японии все наоборот. И не безосновательно.

«Хойкуэны» и «етиены» – ясли и детский сад в стране Восходящего Солнца – больше всего напоминают домашний детский сад. Правда, чтобы попасть в ясли оба родителя обязаны предоставить справки, что работают больше четырех часов в день, подтверждая это дважды в год. Но и доказательства стоят того: график работы детского сада с 8:00 до 19:00, а суббота – укороченный день. Если один из родителей работает меньше четырех часов в день, то остается только «етиэн», где за вашим ребенком присмотрят в течение 6 часов. Плата за детские сады зависит напрямую от дохода: чем больше получаете, тем больше платите за пребывание ребенка в ДОУ.

Цель воспитания в японских детских садах – научить быть частью коллектива. Отсюда и хоровое пение, спортивные игры. «Гениев» и лидеров быть не может по определению: все равны и должны жить интересами коллектива. Проявляется это даже в мелочах: если ребенок выполнил задание воспитателя, то он должен дождаться, пока сосед также выполнит задание, и только потом сдать свою работу.

К воспитанию относятся и проверки на выносливость: ежемесячные походы на целый день, будь то выставка, или соседний детский сад, который пригласил в гости. В дорогу мама должна приготовить ребенку «паек», состоящий из 24 видов продуктов, да при этом в рацион не должна входить свекла, а рис – разваливаться. А отправляя ребенка в детский сад, японская мама не скажет: «Хорошего тебе дня, сынок», а лишь даст напутствия: «Старайся! У тебя все получится».

Чтобы, дети лучше могли находить общий язык со сверстниками и взрослыми, каждый год у группы меняется не только воспитатель, но и внутренний состав.

Количество детей и воспитателей в яслях и детских садов небольшое: один воспитатель на троих детей, то же самое практически в яслях. Кроме этого, ведется подробное «досье» на ребенка: что ему нравится, какие привычки, здоровье, настроение.

Интересная особенность японских детей (согласно исследованию свыше 60% дошколят спят со своими родителями и 30% – иногда) прослеживается и в японских детских садах. Малюток могут уложить спать на коленях прямо у воспитателя. Приятно будут удивлены и сторонники «ручных детей»: в Японии к детскому крику относятся в буквальном смысле как к «крику о помощи»: если ребенок плачет, необходимо его как можно быстрее успокоить, поговорить с ним, взять на руки.

До 5 лет ребенку все позволено: он царь. К нему относятся очень мягко. Телесные наказания? О чем вы! Только любовь, забота и поощрение. Он может идти, куда глаза глядят. Довольно часто можно встретить слоняющихся дошколят по коридорам детского сада, заглядывающих в соседние группы. Воспитатели не должны препятствовать – все направлено на обучение самостоятельности. Ребенок знает, чего он хочет и что ему нужно. Хочет подраться с соседом по шкафчику? Хорошо, деритесь. И если воспитатель вмешается, то не для того, чтобы отругать за драку или разнять малышей, а чтобы объяснить, что оба были неправы. Но как только наступает 5 лет, разговор становится иным: ребенок должен во всем слушаться и не сметь противоречить.

Образование детей в Японии начинается в дошкольных учреждениях. В систему образования детские сады были включены после Второй Мировой Войны. До этого только обеспеченные семьи могли отдать ребенка на обучение в дошкольное учреждение, детский сад не являлся обязательной ступенью образования.

В детский сад японских детей начинают отдавать с трех лет. В нем ребенок учится общаться со сверстниками, быть самостоятельным, развивает способности и навыки в области музыки, лепки, рисования, математики и языка.

Детский сад играет важную роль в жизни ребенка и подготавливает к взрослой жизни. Именно в дошкольном учреждении закладываются основные принципы поведения типичного : уважение мнения окружающих, настойчивость в своей работе, упорность.

Школа

Школа в Японии делится на три уровня: начальная, средняя и старшая. Учебный год начинается весной и делится на несколько семестров. Первый семестр наступает в начале апреля и продолжается до конца июля. Затем идут летние каникулы. Второй семестр начинается первого сентября и длится до последней недели декабря. Последний семестр стартует после новогодних каникул. Точных дат начала и конца каникул и семестров не существует, потому что в каждой школе учеба может начинаться с разницей в несколько дней.

В дети обучаются с 6 до 12 лет. Список изучаемых дисциплин в разных школах немного различается. Однако, такие предметы как японский язык, история, математика, природоведение, физкультура, уроки искусства преподаются во всех начальных школах.

В средней школе дети учатся с 12 до 15 лет. Помимо предметов, которые дети изучали в начальной школе, добавляется иностранный язык. Также школьники начинают изучать ряд других дисциплин по выбору.

Со средней школы дети начинают сдавать экзамены после каждого семестра по всем изучаемым предметам. Японские школьники проводят очень много времени на занятиях, в свободное время они посещают курсы и кружки. Японцы тратят так много сил и времени на обучение, потому что хорошее образование обеспечивает стабильную и высокооплачиваемую работу в будущем.

Старшая школа в Японии является подготовкой к поступлению в университет. Дети свое обучение в 18 лет. Помимо общеобразовательных дисциплин старшеклассники начинают изучать такие предметы, как медицина, сельское хозяйство, экономику и другие. По окончанию школы японские выпускники сдают подобие ЕГЭ.

Высшее образование

После школы выпускники могут поступить либо в университет, либо в колледжи. При этом шанс поступить в престижный ВУЗ зависит от умственных способностей ученика, а также от финансового состояния семьи.

В большинстве университетов Японии студенты обучаются сначала четыре года, затем поступают в магистратуру. Срок обучения в японских колледжах составляет от двух до пяти лет. Считается, что учиться в ВУЗе легче, чем в школе. Студент волен выбирать себе предметы для изучения, никаких сложных научных работ не пишет.

Введение

Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения.

Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Японии.

Система детских садов в Японии

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Мисару Ибука - директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей - создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно. Мисару Ибука. После трех уже поздно// Дошкольное воспитание. - 1995. - №3.

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.

Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие. В большинстве же детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям - на улице, в присутственных местах - японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять. Система образования стран запада: Справочник. Ч. II. - М.: РУДН, 2009. - с. 89.

Необходимый элемент японского этикета - поклон. Японцы сопровождают поклоном каждое «спасибо», кланяются при встрече, кланяются перед едой - благодарят высшие силы и хозяев за предстоящую трапезу, кланяются после еды, даже в парламенте - и то кланяются. Раз в неделю директор каждой японской школы произносит речь перед учениками, выстроившимися в колонны на школьном дворе. С окончанием речи школьники должны поклониться. А потом поклониться еще раз - при выносе государственного флага. Требование кланяться в ответ на слова директора не записано ни в каком законе. Этого требует традиция: младшие обязаны слушаться старших и выражать им почтение. Начинают этому учить уже в детском саду.

До недавнего времени Япония была сельскохозяйственной страной. А для крестьян весна - время начала посевных работ. Хотя Новый год японцы теперь справляют по западному григорианскому календарю, апрель по традиции - точка отсчета в деловой жизни японцев. С этого момента вступают в действие заключенные контракты, начинают свою работу вновь нанятые сотрудники, запускаются новые проекты.

Учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

Все учебные заведения страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для студентов, и для школьников, и для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут приходить в детский сад, чтобы поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском саду) и немного побеседовать с воспитателем о жизни. Но занятий в это время не проводится. Огромную роль в сохранении традиций играют праздники. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность - М., Академия, 2008. - с. 70.

Первые ясли в Японии были созданы под руководством американских женщин в 1871 году в Йокогаме, первые собственно японские ясли - в 1894 году в Токио, но идея такого раннего отрыва ребёнка от матери не стала популярной.

Первый детский сад фребелевского типа возник в Токио в 1876 году. Его основная идея - самодеятельность ребёнка - актуальна до сих пор. Сначала открывались детские сады для бедных, в 1900 году были разработаны национальные стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов. «По закону 1947 года детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, но в течение 60-х годов их программы перестали отличаться от программ детских садов» [Парамонова, Протасова 2001: 120].

Детские сады находятся в ведении Министерства образования, науки и культуры, а центры дневного ухода - Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Между этими типами дошкольных учреждений существуют отличия.

В детском саду делается больший акцент на образование, дети старше 3-х лет находятся в саду около 4 часов в день, с родителями или опекунами заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье, о налаживании социальных контактов, ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения. Всего детских садов более 15 тысяч, в каждом порядка 135 детей, на одного взрослого приходится в среднем 20 детей.

В центрах дневного ухода делается больший акцент на воспитание. Вместе воспитываются младенцы и дошкольники, работают эти учреждения 8 часов в день. Детей направляют в эти учреждения муниципальные власти, плата зависит от доходов родителей. Есть нормативные документы, определяющие деятельность учреждений. В содержание работы входит уход за ребёнком, обеспечение эмоциональной стабильности, забота о здоровье, регулирование социальных контактов, создание соответствующего окружения и ознакомление с окружающим, развитие речи и самовыражения. Всего центров ухода около 23 тысяч, в среднем в каждом из них около 75 детей, по 10 детей на одного взрослого. Есть также специальные учреждения для детей с недостатком развития.

Дошкольное учреждение должно решать следующие задачи: помогать ребёнку иметь хорошие отношения со взрослыми и детьми, уважать природу, приобретать здоровые жизненные привычки, овладевать навыками социального поведения. Общественное дошкольное воспитание оценивается положительно: оно способно помочь вырастить ребёнка неизбалованным, способным к сотрудничеству с другими детьми. Существуют также дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаваньем, музыкой, танцами, искусством и т.д., а также частные детские сады при школах, готовящие к поступлению в университеты, с которыми они связаны.

Наряду с выполнением повседневных обязанностей, воспитатели должны реализовывать дополнительные программы: отмечаются начало и конец учебного года, детей учат правилам поведения на дороге и тренируют в умениях безопасной жизнедеятельности, организуют экскурсии, спортивные соревнования, занимаются традиционными японскими упражнениями в литературном творчестве, отмечают дни рождения детей и традиционные сезонные и национальные праздники. Во многих дошкольных учреждениях детей обучают игре на барабанах и флейте, чтобы они могли принимать участие в маршевых фестивалях, а также разучивают числа и скорописное письмо «кнан» - это делается по желанию родителей.

В книге Л.А.Парамоновой и Е.Ю.Протасовой описан пример работы одного из детских садов Японии (120 детей), наиболее типичного с точки зрения организации жизнедеятельности детей [Парамонова, Протасова 2001: 122-123]. Воспитанники распределяются следующим образом: 12 детей в возрасте до 18 месяцев (с ними работают четыре педагога); 20 детей в возрасте до 3 лет (две группы по 10 человек, в каждой по три педагога и помощник). Остальные дети делятся по возрастному принципу (трёхлетние, четырёхлетние, пятилетние) на группы по 25-30 человек (в каждой по одному педагогу). Группы имеют названия, например «Одуванчики», «Лягушки». Сидения для стульчиков вышиты, дети приносят их из дома. В группе есть миниорга"н, на котором играет воспитатель. Начинает работу детский сад в 7.00. Все свободно играют друг с другом, в 9.30 раздаётся песня «Убери всё на место», после чего дети делают зарядку на улице под весёлую музыку в течение 10 минут. Раздаётся песня «Все в свои группы», и дети бегом возвращаются в группы, снимая в вестибюле обувь. Детей пересчитывают, ведя разговор о времени года. Затем под руководством педагога дети выполняют задание в рабочей тетради на пересчёт и раскрашивание в течение 30 минут. Под выполненным заданием воспитатель наклеивает липкую картинку.

По мере выполнения задания дети приступают к свободным играм. После 20 минут таких игр начинается подготовка к еде. Дети достают принесённый из дома в коробочке завтрак, берут чашки и салфетки. К тому, что принесено из дома, детский сад добавляет горячее блюдо и бутылочку молока. Потом дети вместе поют и приступают к еде, каждый ест в своём темпе - от 10 до 45 минут. Воспитатель сидит вместе с детьми, каждый день за разными столиками. После еды каждый ребёнок убирает свою салфетку, палочки, коробочку.

Дети снова начинают играть с картинками и карточками, которые помогают изучать буквы. Далее примерно в течение 30 минут дети занимаются оригами, в это время воспитатель знакомит детей с некоторыми геометрическими понятиями. Потом дети идут на улицу со своими поделками, гуляют, играют на участке. По возвращении воспитатель рассказывает какую-нибудь историю, показывая иллюстрации. Снова исполняется песня и дети приступают к полднику. Затем поют песню и снова идут гулять. С участка родители забирают детей с 16.30 до 18.00.

Обращает на себя внимание, что воспитатель почти не делает замечаний детям, которые плохо себя ведут, рекомендует им самостоятельно решать возникающие конфликты. В некоторых случаях он вызывает директора (заведующего, обычно это мужчина), который объясняет детям, как нужно себя вести. Специальных занятий по развитию речи нет. Японцы хотят, чтобы дети были как дети: не только счастливые, но иногда и сердитые, расстроенные, эгоистичные. Они учатся пользоваться формальной (приветствия, прощания, благодарности, поощрения) и неформальной речью. Языку учатся как средству выражения групповой солидарности и общего социального намерения.

В Японии в обучении не придерживаются определённой теории: заимствуют наилучшие достижения, удачные модели, эффективные методы, безусловно приносящие успех, но при этом традиционные ценности продолжают почитаться и проявляются даже в мелочах - при организации индивидуально ориентированного, связанного с дарами природы питания, при воспитании дисциплины и ответственности и т.п. Считается, что нужно предоставить всем детям равные условия. Важна не одарённость, а терпение, усидчивость, характер. Хорошее поведение - такое, при котором ребёнок рано встаёт, даже в выходные дни и каникулы, много работает и играет, делает физические упражнения, хорошо питается, уважает старших и внимателен к чувствам других. Положительным считается умение зависеть от других и понимать их, то есть считаться с теми, кто находится рядом, видеть, что они делают, в каком настроении находятся, подчиняться общим правилам и быть терпимым. В идеале стремятся сбалансировать индивидуальность и принадлежность в группе, обязанности и способность чувствовать, находить правильное соотношение между детским садом, семьёй и обществом.

В Японии начиная с дошкольного возраста знакомят со смертью: детям рассказывают о смерти, читают и обсуждают книги о ней. Тематика войны, смерти связана с большой работой японских детских садов по воспитанию детей в духе национального гражданства. Например, в детских садах Осаки эта работа организуется по следующим направлениям:

Изучение детьми таких глобальных тем, как цвет кожи различных человеческих рас; национальный костюм; формы приветствия; куклы разных народов.

Познание повседневной жизни разных народов через изучение национальных блюд, животного мира, природных условий, через организацию контактов с зарубежными образовательными учреждениями и приглашение к себе гостей из разных стран.

Благотворительная работа. С помощью аудиовизуальных средств и рассказов воспитатель знакомит детей с голодом, с трудной жизнью людей из-за нехватки еды и медикаментов. Во время рождественских праздников дети приносят коробки с едой и лекарствами для передачи в бедные страны.

Знакомство детей с несчастьями, которые приносит война. С этой целью воспитатели организуют беседы у большого костра с приглашением бабушек и дедушек, которые рассказывают о войне, а потом дети рассуждают о счастливой мирной жизни. Иногда дети вместе с воспитателем пишут письма с просьбой запретить войну и отправляют в различные международные организации.

Японские педагоги особое значение придают воспитанию детей в коллективе, это они рассматривают как одно из основных принципов демократического воспитания. Детский коллектив - это модель общества. воспитатели и учителя формируют ту систему, которую они считают образцом свободного общества конца 20 - начала 21 века.

Русскому человеку часто бывает сложно понять, как сказать по-японски «детский сад», потому что в японском языке для этого существует два слова. Но в чём же между ними разница? В данной статье рассматриваются различия между двумя видами детских садов в Японии, а также сложности, с которыми сталкиваются родители малышей.

В Японии существует два вида детских садиков: 保育園 хоикуэн и 幼稚園 ё:тиэн .

Описывая российские реалии, мы всегда будем использовать слово ё:тиэн , однако важно понимать, что то, что под ним подразумевается, разительно отличается от привычного нам детского садика.

Рассмотрим, в чём же состоят эти отличия.

保育園 хоикуэн

Хоикуэн иногда переводится на русский язык как «ясли», несмотря на то, что японский вариант подразумевает под собой совершенно другую реалию. В хоикуэн ходят малыши в возрасте от нуля до шести лет. За ними приглядывают воспитатели. Дети играют, поют песни, спят в тихий час, но… совершенно не занимаются какой-либо учёбой или подготовкой к школе. Программа хоикуэна не подразумевает никакой образовательной деятельности: лишь присмотр и уход за детьми в отсутствие родителей. Иногда воспитатели могут по своей инициативе обучать детишек чтению и письму, однако встречается подобное довольно редко. Детей в хоикуэн родители приводят утром, а забирают вечером после работы.

Детскими садами хоикуэн заведует министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии.

幼稚園 ё:тиэн

Ётиэн – это скорее не детский сад, а образовательное учреждение, в котором детей готовят к школе. В ётиэн принимаются малыши от трёх до шести лет. В этих учреждениях дети занимаются учёбой и совсем не играют в игрушки. Поэтому в день они проводят в ётиэне лишь около четырёх часов. Это вызывает определённые сложности, поскольку при подобном графике ребёнка необходим человек, который сможет присматривать за ним в свободное от его учёбы время. Такой профессии как няня в Японии не существует, а бабушки и дедушки не всегда находятся рядом, чтобы присмотреть за детьми.

Детскими садами ётиэн заведует министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии.

Какой садик выбрать?

Обычно, если ребёнок поступает в хоикуэн, он продолжает посещать его до шести лет, ведь, учитывая описанные обстоятельства, чтобы отправить малыша на подготовку к школе, мама должна не ходить на работу.

Однако современные условия жизни в Японии подталкивают женщин зарабатывать деньги. Посещение детского сада необходимо оплачивать, и довольно часто необходимую сумму могут позволить себе только семьи, в которых работают оба супруга. Детские садики хоикуэн обходятся родителям дешевле ётиэнов, поскольку в оплату последних также входят расходы на учебные материалы, кондиционер, содержание помещения, а иногда даже специальный автобус.

Затраты на хоикуэн обычно колеблются от 15 до 20 тысяч йен в месяц в зависимости от возраста ребёнка (чем старше малыш, тем дешевле оплата садика). Ётиэны бывают государственными (дешёвые) и частными (дороже). Цены на обучение обычно колеблются от 24,5 до 53 тысяч йен в месяц.

Таким образом, чтобы обеспечить своим детям достойную социальную жизнь, японским родителям приходится усердно трудиться и зарабатывать деньги.

Как обстоят дела?

Когда встаёт вопрос о выборе одного из двух видов учреждений, становится очевидно, что наиболее оптимальным вариантом с учётом всех сложившихся обстоятельств будут являться детские садики хоикуэн. Они и дешевле, и работать могут сразу оба родителя. Вот только здесь появляется уже другая проблема. А заключается она в том, что этого мнения придерживаются практически все.

В последнее время в детских садиках хоикуэн перестаёт хватать свободных мест. Однако вызвано это не только тем, что большинству родителей удобнее выбирать именно этот вид учреждений.

По правилам при возрасте детей до одного года один воспитатель должен приходиться максимум на трёх малышей. От одного года до двух лет – один воспитатель на шесть малышей, от трёх до четырёх – один воспитатель на 20 детей и старше четырёх – один воспитатель на 30 детей.

Таким образом, при большом количестве детей необходимо большое число педагогов. Однако зарплата воспитателей в Японии считается очень низкой (100 000 иен), поэтому всё меньше людей приходит в эту профессию. В результате на должность воспитателя начинают брать некачественных специалистов, что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве оказываемых детским садиком услуг.

Из-за нехватки мест в детских садах женщинам приходится оставлять работу ради воспитания детей. Иногда обязанности по воспитанию разделяются между мужем и женой.

Проблемы с детскими садиками служат одной из причин того, почему в Японии по сравнению с другими странами невысок процент работающих женщин.

14 0

Рассказать друзьям