Как празднуют святки на руси. История России

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Католическое христианство отмечает между Рождеством и Крещением зимние Святки. Когда начинаются эти праздники? Люди начинают празднование в полдень 6 января и продолжают до 19 января.

Святки - история праздника

Одними из самых любимых и весёлых праздников на Руси издавна считаются Святки. История праздника зародилась еще в V веке. В IV веке принято было праздновать Богоявление сначала в восточной части Римской империи, а некоторое время спустя - и в западной. Этот праздник был посвящен Рождеству Христа, Крещению Христа в реке Иордан и поклонению волхвов. Отмечали его 6 января. Позже Четвёртый Вселенский Собор в 451 году в целях унификации решил установить раздельное празднование для всей Христианской Церкви. Так между Рождеством и Крещением было официально установлено 12 праздничных дней. Согласно церковному уставу в эти дни запрещалось совершать таинство брака, нельзя было наряжаться в кумирские одеяния, устраивать на улицах пляски, игрища и петь песни.

Видео про Рождественские Святки

Однако в многочисленных российских регионах народ нарушал святость этих дней гаданиями и различными другими языческими обычаями.

Сегодня разные церковные поместья называют эти 12 праздничных дней по-разному - Рождественские дни, Святки, Святые дни.

Значение слова «Святки» в православии - 12 святых дней, которые празднуются между Рождеством и Крещением.

Традиции Рождественских Святок

По традиции на Святки принято было ходить в гости к близким и знакомым, дарить подарки, угощать детей сладостями. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся, дарили подарки для детских домов, приютов и тюрем. Иногда даже цари переодевались в простолюдинов и ходили в тюрьмы, чтобы дать заключенным милостыню.

Особенное значение на Святочные торжества имела семейная трапеза. Количество приготовленных блюд обязательно было нечетным. Среди святочных угощений на столах присутствовали такие блюда, как блины, маковники, сбитни, овсяные кисели, шарики из сладких крошек.

Главной традицией святок была и остаётся кутья (сочиво). В переводе с греческого языка «кутья» значит «вареная пшеница». Настоящую кутью принято было готовить из пшеницы, в которую добавлялись мак, грецкие орехи, мёд, изюм. Считалось, что от того, насколько вкусной получится кутья, будет зависеть благополучие всего года.

Сегодня кутья готовится из риса, овса или перловки. В настоящее время специально для Рождественской кутьи в магазинах продают шлифованную пшеницу. Современные хозяйки украшают это праздничное блюдо цукатами, мармеладом или фруктами.

В старину на Руси в первый день святок люди разжигали костры, пламя которых поддерживалось на протяжение все двенадцати дней празднования. Принято было подниматься на холм и спускать с него горящее колесо, символизирующее уход старого года. Люди считали, что вместе с горящим колесом в старый год уходили все невзгоды и неприятности.

В настоящее время Рождественские святки и их прекрасные традиции соблюдаются и современными славянами. Так, например, до наших дней сохранилась традиция коляды . Колядующие наряжаются в костюмы, ходят по домам, поют хозяевам колядки и поздравляют с Рождеством. Хозяева же дарят колядующим сладости или деньги. Как правило, сладостями угощаются дети, которые приходят колядовать к своим крёстным, родственникам или близким знакомым. Для этого накануне детишки усердно учат колядки. Взрослых же приглашают за стол, угощают выпивкой и закуской, после чего колядующие отправляются в следующие дома. Считается, что чем больше колядующих посетило дом, тем благополучнее выдастся следующий год.

Утром, на Старый новый год в каждый дом должен войти посевальщик - мужчина, который поёт засевальные колядки и разбрасывает при этом по всему дому зерно. В этот день женщина не должна входить в дом первой, поскольку считается, что она может принести несчастье или неприятности. Поэтому женщинам разрешается входить только после мужчины. Зерно же, которое было разбросано посевальщиками, нельзя убирать в течение нескольких дней.

В последние Святочные дни люди готовились к Крещению . Это большой двунадесятый праздник, в канун которого лучшими деревенскими мастерами прорубалась крестообразная прорубь в замёрзшем водоёме. Прорубь украшалась ледяными кристаллами, узорами из дерева или лентами. После этого в день Крещения люди окунались в этой проруби, смывая, таким образом, со своего тела грехи и болезни. Считается, что в Крещение на Землю опускается Божья Благодать, отчего вся вода становится священной.

Конец Рождественских святок, 19 января - это день, когда люди идут в церковь святить воду. Эта вода называется Крещенской и хранится как святыня целый год.

Как и когда праздновать Святки?

Сегодня, как и раньше, люди празднуют Святки в январе. Однако празднования происходят несколько по-другому, чем это было много лет назад. Старые традиции забываются, а ведь к праздничному столу можно приготовить и кутью, которая привнесёт в дом особенную, волшебную атмосферу настоящего Рождественского праздника.

Многие люди перед праздниками готовят специальные новогодние венки, которые крепятся к входной двери, придавая жилищу праздничное настроение. Вообще Святки ассоциируются с елью, свечами, колядками, кутьёй, мандаринами, мигающими гирляндами, снегом и, конечно же, подарками. Со Святками заканчивается пост и начинаются праздники.

В Рождественскую ночь, с появлением в небе первой звезды, людям, которые постились, разрешается есть любые блюда. Поэтому к празднику всегда стараются приготовить много вкусных разнообразных кушаний. Как правило, на Рождественских столах присутствует мясо, рыба, колбасы, различные сладости и десерты. Современные люди зачастую связывают Святки с выпивкой и едой. Как праздновать эти дни, каждый решает самостоятельно, но всё же следует знать, что считается необходимым в какой-либо из них посетить церковную службу. Среди двенадцати Святочных дней довольно много церковных праздников:

  • 7 января - Рождество.
  • 8 января - день Пресвятой Богородицы.
  • 14 января - обрезание Господне и день святого Василия Великого.
  • 15 января - Серафима Саровского.
  • 16 января - день памяти пророка Малахии.
  • 17 января - день собора 70 апостолов.
  • 19 января - Крещение.

Гадания на Святки

Очень любят Святки незамужние девушки, которые с нетерпением ждут этих дней, чтобы погадать на суженого. Гадания на Святки начинаются ночью 6 января и продолжаются до Крещения. Однако наиболее благоприятными днями для гаданий считаются Рождественский, Васильевский (под Старый новый год) и Крещенские вечера, поскольку в это время наблюдается особая активность нечистой силы и душ покойников. Рождественские гадания, по мнению многих экстрасенсов, являются самыми результативными.

Гадание с домовым

Считается, что в каждом доме обитает «свой» домовой. Для этого гадания следует в Рождественские Святки налить в блюдце молоко и поставить его у порога. Кусочек восковой свечи растапливается и выливается в блюдце, одновременно приглашая домового попить молока и поесть воска. После по получившимся фигуркам из застывшего в молоке воска девушки судят о своём будущем:

  • Наличие в миске множества мелких восковых капелек вокруг основной большой фигурки говорят о том, что девушка будет жить богато. Чем меньше таких капелек, тем меньше денег у неё будет.
  • Большие фигурки извлекаются из молока, внимательно рассматриваются и на основе своего воображения определяется, на что похожа фигурка.

Гадание с обувью

Если сравнивать это гадание с некоторым другими, то можно назвать его одним из наиболее простых и безопасных. С помощью такого гадания девушка сможет узнать, в какой стороне живёт её суженый. Для этого нужно выйти за ворота, снять с левой ноги сапог и бросить его через забор. После этого девушки смотрят, в какую сторону повернулся носок сапога после падения. Если носок повёрнут к гадающей, то в этом году замуж она не выйдет. Направление носка сапога указывает в ту сторону, откуда следует ждать любимого.

Гадание по имени

Девушки в полночь в зимние Святки выходят на оживлённый перекрёсток и спрашивают имя первого встретившегося прохожего мужчины. Как зовут прохожего, так и будут звать будущего возлюбленного девушки.

Видео про гадания на Святки

Гадание с носком

В ночь перед Рождеством, Старым новым годом или Крещением девушка ложится спать, одев на левую ногу носок. При этом нужно сказать: «Суженый-ряженый, приходи сегодня ночью меня разувать». Кто во сне придёт к девушке, за того она и выйдет замуж.

Конечно, не стоит рассчитывать на стопроцентный результат гаданий, ведь это всего лишь часть Святочных традиций и повод для молодёжи как следует повеселиться!

А как Вы празднуете Святки? Придерживаетесь ли народных традиций? Расскажите об этом в

Что такое Святки? Это святые дни, точнее, целый комплекс зимнего периода, который состоит из 12 праздничных дат. Как говорят, он длится «от звезды до воды». То есть начинается в то время, когда в канун Рождества появляется первая звезда, и продолжается до освящения воды на Крещение. С древних времен очень много традиций и обычаев связано с таким периодом, как Святки. Когда начинаются гуляния, какие есть традиции и обычаи, как гадают в это время? Все ответы на вопросы представлены в статье. Мы не только подробнее рассмотрим, что такое Святки, но также узнаем немного истории относительно этого магического периода.

История появления Святок

Традиция святить дни между двумя величайшими религиозными праздниками была установлена в 5 веке. Как это произошло? Как начали отмечать Святки? Праздник Богоявления в церкви стали широко отмечаться еще в 4 веке, а происходило это 6 января. Посвящен этот день был трем евангельским событиям: Рождеству Христа, поклонению волхвов, Крещению Христа. Однако к концу 4 века в некоторых церквях на Востоке Рождество начали отмечать 25 декабря, отдельно от Богоявления. В результате в 451 году разрешили раздельное празднование этой даты в рамках христианской церкви, но установили официально для всех 12 святых дней в период между Рождеством (Богоявлением) и Крещением. Вот так появились Святки. отмечается не всеми в январе, а вот об этом особенном периоде известно практически каждому.

Магическая сила периода

Для каждого человека это время ассоциируется с разными традициями. Что такое Святки для людей верующих? Это в первую очередь посещение храмов, соблюдение поста, возможность очиститься, избавиться от грехов. А что такое Святки для большинства людей? Это веселый и бурный период, связанный с обрядами, ритуалами, гуляниями. По поверьям, во время Святок уходит старый солнечный год, а новый открывается. Именно в эти дни активируется, непонятные и загадочные события происходят постоянно. Считается, что души умерших людей находятся рядом с живыми в такое время, как Святки. Когда начинаются стартуют гадания, ритуалы, способные предсказать будущее, приоткрыть завесу над неизвестным.

Традиции празднования

В старину в самый первый день Святок разжигали костер и поддерживали его до окончания периода. Даже сегодня в некоторых сельских поселениях люди с удовольствием поддерживают традиции предков. В этот же вечер все переодевались в праздничные наряды, пели, плясали, ходили по домам с колядками. Считалось, что такие обряды подарят хозяевам дома в будущем году хороший урожай и процветание, поэтому колядующие могли входить в любой дом без стука. Кому же хочется жить бедно?

Еще есть традиция не выметать сор из дома с сочельника и до 14 января, а потом весь мусор необходимо сжечь за один раз. Особое внимание в этот период уделялось снам. Считалось, что рождественские Святки - это время пророческих видений.

Немного о праздничных днях

Рождество с колядками и нарядами было немного описано выше, но нельзя не сказать, чем ознаменованы другие дни периода. Например, 8 января следовало почитать рожениц и повивальных бабок. Это логично - Христос только что появился на свет, значит, нужно отдать должное всем женщинам, которые рожают детей, и тем, которые тоже причастны к этому действу.

11 января чтили память младенцев, убитых Иродом. Церковь скорбела о 14 000 мучеников, которых убили по приказу царя, желавшего уничтожить Иисуса.

16 января было принято обращаться за помощью и поддержкой к домовому. Люли были уверены, что именно в этот день злые ведьмы портят домашний скот, а помочь способен только маленький бородатый домовой.

Заканчиваются Святки 19 января, в праздник Крещения. На водоемах и по сей день делают прорубь в форме креста, затем ее освящает священник, а после все желающие могут искупаться там.

Гадания на суженого на Святки

В этот период, как мы уже сказали, многие были не прочь обратиться к темным силам, чтобы узнать ответы на интересующие вопросы. Особенно часто собирались вместе молодые девушки и гадали на суженого, хотя можно было это делать и в одиночку дома. Рассмотрим самые популярные гадания на суженого на Святки.

Приобретаем колоду карт

Это гадание нужно проводить в ночь перед Рождеством. Девушке следует перед отходом ко сну вытащить из колоды и положить карту под свою подушку. Этой ночью, как и всегда, дама должна выглядеть отлично. Поэтому перед сном надо причесаться, умыться, даже нанести После этого следует от души обратиться к высшим силам, попросить их, чтобы этой ночью в ваши грезы пришел суженый. Теперь можно ложиться спать. Считается, что тот человек, которого вы увидите в ночных грезах, и станет вашей судьбой.

Лук поможет узнать имя

Данное гадание особо будет полезно тем представительницам прекрасного пола, у которых есть несколько кандидатов на роль суженого, но вот выбрать среди них самого лучшего сложно. Для этого надо взять столько луковиц, сколько у вас есть ухажеров, и подписать их или обозначить каким-либо образом, чтобы каждый овощ «был в ответе» за определенного мужчину. В первый день Святок поместите луковицы в воду и ждите, пока не прорастет первая из них. Как только это случилось, смотрите на подпись. Чье имя значится на этом овоще, тот человек и будет суженым. Гадание имеет огромную силу и значимость, так как весь процесс происходит в волшебное святочное время, значит, достоверность гадания очень высока.

Петух поведает будущее

Этот способ подходит для тех девушек, которые любят гадать не в одиночку, а в компании, причем делать это можно в любой из святочных вечеров, хотя, конечно, желательно на Рождество. Итак, всем представительницам прекрасного пола, желающим узнать о будущем суженом, следует собраться вместе в одном доме и «пересчитаться». Затем нужно рассыпать на полу пшеницу или любую другую крупу, которой вы кормите свою птицу. В полночь петуха надо «позвать» в дом. Теперь осталось только внимательно наблюдать за ним. Если он проголодался и склевал абсолютно все зерна, то наденет свадебное платье в этом году та девушка, которая рассыпала еду на полу. Если птица насытилась, а некоторое количество зернвшек еще осталось, то в брак вступит та, номер которой соответствует числу поглощенных птицей зерен. А вот если петух не голоден и вовсе не ест, то придется повторить гадание на следующий год, так как никому из присутствующих наряд невесты в этом году не надеть.

Гадаем при помощи волос

Этот способ подойдет тем девушкам, которые уже встречаются с парнем и строят планы на будущее, но вот что-то им не дает покоя, какое-то сомнение живет в сердце. Лучше погадать на Святки и быть спокойной за свою судьбу. Вот только заранее запаситесь волоском с головы своего жениха. Итак, возьмите неглубокую миску, налейте в нее воды, добавьте сюда же по щепотке золы, сахара и соли. Тщательно все перемешайте и отставьте на некоторое время в сторону, чтобы жидкость «успокоилась». Как только это произошло, положите в воду волосок суженого и свой. Теперь спрячьте емкость от посторонних глаз до самого утра, а потом интерпретируйте результат. Если волосинки не только рядом, а даже переплелись, то быть вам невестой этого молодого человека. Если же они в воде далеко друг от друга, то не зря вы беспокоились, отношениям не суждено развиваться далее.

Гадайте, веселитесь в этот период, создавайте свои и обычаи!

Традиции празднования Святок на Руси

Начиная с Рождественского Сочельника и до Крещения Господня (19 января), проходят Святки. Это 12 праздничных дней веселья и торжества, посвященные Рождеству Христову.

До принятия Христианства древние славяне в этот период времени праздновали свой зимний праздник – святки. Они устраивали праздничные пиршества и колядование, хождение ряженых и различного рода увеселения. Это был самый веселый праздник зимой, посвященный языческому богу Святовиту.

После принятия славянами Христианства, многие святочные обычаи и традиции древних сохранились и прочно вошли в жизнь православных.

Святки еще называют «святыми вечерами» в память о событиях Рождества и Крещения Христовых. По традициям христиан в это время никто не работал. Православные ходили друг к другу в гости, дарили подарки, оказывали помощь людям преклонного возраста, и обязательно давали подаяние нуждающимся.

В старину, в первый день Святок, разжигался костер, который поддерживался 12 праздничных дней, а с возвышенности пускали горящее колесо. Оно символизировало уход старого года со всеми невзгодами.

Традиционно молодежь в праздничные дни Святок обычно наряжались в праздничные наряды, рядились в различные костюмы. Они танцевали, пели и веселились.

Один из популярных старинных обрядов – это колядование. Коляда – так называли православный обряд, который прославлял праздник Рождества Христова. Собираясь шумной компанией, молодежь переодевалась в тулупы в вывернутые наизнанку, надевали маски, наряжались, брали изображение Вифлеемской звезды и ходили по селу от дома к дому колядовать.

Колядки - это праздничные песни, которые исполнялись юношами и девушками, подходя на порог дома. Они желали благополучие и процветание семье, а также исполняли молитвенные песнопения, прославляя Иисуса Христа. В свою очередь каждый хозяин или хозяйка дома одаривали их подарками и различными угощениями.

Среди молодежи очень популярны были святочные гадания . Обычно гадали девушки. Они уединялись в помещениях, распускали волосы, снимали все обереги, крестик и приступали к таинству ворожбы. Были известны различные способы гадания – это гадание по воску свечи, по травам и цветам, по звукам, использовали зеркало, чтобы увидеть своего суженного. Темы гадания была различны – об урожае, об удаче, о дальнейшей жизни, обо всем, что волновало человека.

Святки сопровождались народными гуляниями, устраивались ярмарки и балаганы, где проходили театрализованные представления. На ярмарках можно было отведать различные угощения, купить подарки и повеселиться от души. Люди собирались шумной компанией устраивали катание на санях, строили снежные крепости и веселились под искрометный юмор скоморохов.

Заканчивались Святки 19 января. В этот день по преданию крестили Иисуса Христа , поэтому Православные Христиане приходили к водоему, чтобы окунуться в ледяной воде. Для этого специально проделывали прорубь на водной поверхности в виде креста. Вокруг проруба все украшалось цветными лентами, узорами из дерева и освещалось Священником. Только после этого православные могли искупаться в прорубе.


Первый-то братец -
Рождество Христово.
Второй-то братец -
Крещенье Господне.
Третий-то братец -
Василий Кесарийский.

Святки - период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января), и включали в себя Васильев день (1/14 января).
Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в эти дни на земле появляются души умерших, а нечисть становится особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы размыта. Представления о «плохом времени» нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине Святок; первая половина Святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями, с помощью которых старались обеспечить благополучие на весь год, защититься от бед и несчастий, выяснить свою судьбу.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми, они были в северных и среднерусских губерниях Европейской России, а также в Сибири.

В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Отмечать Святки собирались обычно в вечернее и ночное время: когда «сядет в угол чернец», то есть наступит темнота. Развлечений у молодежи на Святках было много: обход дворов с праздничными поздравлениями, ряженье, участие в игрищах, проходивших практически каждый вечер, гадания - «испрашивания судьбы» и др.
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.
Девушки и парни небольшими группами отправлялись по Дворам «кликать коляду», то есть петь особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах «колядками», в других - «овсенями», «виноградьем». Колядующие подходили к дому, становились под окно, вызывая хозяев на крыльцо: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» Появление хозяев для колядующих было знаком, что можно начинать песню:

Виноградье красно, зелено!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зелено!
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки,
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке,
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то государь как светел месяц взошел,
А сама-то государыня как утрення заря,
Малы детоньки часты звездочки.
Сам-то государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.

В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конёв», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила»:

Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков -
Столько сыночков.
Сколько осиночек -
Столько свиночек.
Сколько свечек - Столько овечек.

Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки -
Разобью окошки.
Не подашь пирога -
Коровку за рога.

Однако песни-угрозы исполнялись редко. Крестьяне считали, что если поскупиться, то в наступающем году «в избе не будет никакого проку».
Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами: молодежь «дарила» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали пирогами, оладьями, колбасами, пивом, деньгами, печеньем в виде коровок, лошадок, овечек, которое специально выпекали для колядующих. Крестьяне говорили: «Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков». Вечером группы девушек и парней собирались вместе и устраивали пиршество.
Колядование, доставлявшее молодежи столько радости в святочные дни, считается древним обрядом, известным не только русским, но и другим славянским народам. Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к своим потомкам, а одаривание их - как приношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году. В XIX - начале XX века колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен.
В рождественское утро начинался обрядовый обход крестьянских дворов - славление Христа.

Утром его совершали подростки, а за ними, уже к вечеру, шли отдельно парни и девушки или те и другие вместе. Они несли на длинном шесте звезду, сделанную из деревянного широкого обода с длинными лучами из тонких палочек и оклеенную цветной бумагой и фольгой. В народной традиции славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом. Этот обряд вошел в народный быт из православной традиции; вероятно, он начал проводиться со второй половины XVII века, то есть со времен царя Алексея Михайловича. Парни и девушки подходили к дому и громко кричали: «Надо ли Рождество прославить?» Славильщиков полагалось пригласить в избу, где они пели для хозяев ирмос «Христос рождается, весь мир поклоняется», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает». После этого исполнялись так называемые рацеи, в которых пересказывались рождественские события, описанные в канонических и апокрифических Евангелиях прославлялись Христос и Дева Мария, звучало поздравление хозяевам дома с Рождеством. Потом славильщики отправлялись в следующий дом, где их уже ждали.

Ф. В. Сычков. Девушка зимой. 1912. Масло С. Ю. Судейкин. Ряженые. Середина 1910-х Ряженые-«супруги». Фото. I960. Деревня Климово, Горьковская обл.
А. П. Рябушкин. Гадание девушек на Святках. 1885 В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867

К числу любимых развлечений молодежи на Святках относилось ряженье - игровое переодевание с использованием масок. Парни обычно превращались в «страшных наряжонок»: в животных, нечистую силу, покойников; надевали маски, сделанные из бересты, кожи, бумаги, ткани, а при отсутствии масок лица замазывали сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти. Они шли от одной избы к другой, с шумом врывались в них, не спрашивая разрешения хозяев, нарушали покой и порядок, плясали, пели «срамные» песни.


Для девушек такое поведение оставалось запретным. Они рядились «баскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками. Если парни обходили каждый двор, пугая честной народ, то ряженые девушки посещали только те дома, где жили парни - потенциальные женихи.


«Баские наряжонки» совершали свой обход, как правило, в первую половину Святок, считавшуюся полной святости и чистоты. Свое название этот обряд получил от диалектного слова «баский» - красивый. Девушки вытаскивали из сундуков свои самые лучшие наряды, доставали все украшения: цепочки, янтари, бусы, косники, брошки, кольца, серьги. Поверх всего надевали праздничные шубки, дорогие шерстяные шали. Затем закрывали лица платками, полотенцами, кружевами, чтобы их нельзя было узнать. В таком виде девушки отправлялись по дворам. Подойдя к дому, они становились под окном и «припевали» парню, жившему в этом доме, невесту. Обычно это была девушка, которая нравилась парню и у которой с ним складывалась брачная пара. Девушки в песне нахваливали свою подругу, рассказывали о том, какой она будет хорошей женой. Иногда девушки своей песней старались оказать давление на тех родителей, которым задуманный детьми брак был не по душе. Мать парня, прослушав песню, одаривала девушек пирогами. Затем девушек приглашали в дом, где они веселили хозяев, исполняя кадриль, лансье и запретные для них мужские пляски - «Русского», «Барыню». Обойдя дома, «баские наряжонки» заглядывали на посиделки, часто в соседние деревни. Их встречали плясовыми или игровыми песнями, радовались их прибытию, просили признаться, кто скрывается под маской. Девушки вели себя довольно раскованно, шутили над парнями, предлагали им взять себя в жены, расхваливали себя: «Я девка дюже хороша, платьев у меня много». «Баская наряжонка» могла взять парня за руку и ходить с ним, слегка приплясывая, по избе под такую песню:

Стойте, стойте, росшетитесь,
Дайте молодцу пройти,
Да дайте девицу взять,
У которой без белива лицо беленькое,
У которой без румян щечки аленькие,
Что походочка его да у сердечка моего,
У сердечка моего да у ретивенького,
Поцелую я дружка, да дружка миленького.

Парни пытались «облапить» «наряжонок», шутили над ними, часто очень скабрезно, но святочный этикет запрещал обижать девушек, сдергивать с их лиц маски.
Во многих деревнях России на Святки девушки наряжались цыганами и цыганками, а в казачьих станицах Урала и Дона - турчанками. Костюм, манера поведения, речь девушек, превратившихся на время в «чужих», пародийно обыгрывали существующие стереотипы. «Цыганки» были одеты в широкие юбки, яркие кофты, пестрые платки, а «цыгане» - в широкие штаны, красные рубахи, картузы; «турчанки» надевали на себя множество украшений, заматывали голову наподобие чалмы платками. «Чужие» пели на непонятном языке, плясали под «оркестр», составленный из печных заслонок, ложек, трещоток: «Калапаты-кара-паты, кырымыры кылы». Цыганки предсказывали счастливую судьбу: «Давай погадаю по суженому, по ряженому, счастливой будешь! Золотая ты ручка! Ай, счастливая будешь! Аи, любимая будешь!» Хвалили хозяйку: «Ух добрая, ух красивая! Ух хорошая, товстожопая; ух товстоногая!», выпрашивали подаяние: «Дай сахарку-то, сметанки-то, чайку-то!» Если хозяйка скупилась, то на нее выливался целый поток угроз и насмешек. Наигравшись, девушки отправлялись в следующий дом.
Довольно широко, особенно в Центральной России, был распространен обычай обходить дома и посиделки, нарядившись господами. Бойкие девушки рядились в «барина»: надевали рубаху, штаны, жилетку, картуз, подрисовывали черные усы. «Барыни» были в нарядных платьях, обязательно в шляпках, украшенных бусами, лентами, перьями, в перчатках, с сумочками и зонтиками на длинной ручке. Каждому «барину» полагалась своя «барыня». Пары «господ» одна за другой важно выходили на улицу, а за ними, распевая плясовые песни, шли остальные девушки. Процессия обходила дома и все посиделки, которые были в деревне. В посиделочную избу входили с песнями или частушками. Например, в Рязанской губернии пели:

Разойдитесь, народ,
По сторонушки,
Моя барыня пройдет
По соломушке!
Ах, барин мой,
Что чуфарисси?
Тебя девки не любят,
А ты хвалисся.
В саду пташки поют,
Перелётывают,
Мою барыню целуют,
Перевёртывают.

«Господ» везде принимали с почетом: сажали в передний угол, предлагали им чай и сладости.
На Русском Севере и в Центральной России девушки на Святки ходили «свадьбой». Одна из девушек становилась «женихом», другая - «невестой». «Жених» надевал мужской праздничный костюм, на его статус указывало полотенце, повязанное вокруг талии, ширинка - небольшой платочек, прикрепленный к шапке, букетик искусственных цветов с ленточками или какой-нибудь другой знак, принятый в данной местности. «Невеста» была в нарядной рубахе и шелковом сарафане, ее голову прикрывали вуалью из марли или украшали искусственными цветами. «Красота» жениха подчеркивалась нарисованными углем усами и пышными кудрями из льняной кудели, «красота» невесты - накрашенными губами, бровями, наведенными сажей, множеством мушек на лице. Остальные девушки исполняли роли других свадебных чинов - дружки, поддружья, свашек, тысяцкого. Свадебное шествие по деревне открывал «дружка», который пропахивал дорогу веником, как и полагалось на настоящей свадьбе. Подойдя к тому или иному дому, участники процессии кричали: «Свадьба идет!» Хозяева выходили на крыльцо и приглашали «свадебников» в дом. Гостей сажали за стол, на который ставили еду, принесенную самими «свадебниками» или приготовленную хозяевами, и начинался «свадебный пир». Молодым пели величания, кричали «горько». Однако гулянье было недолгим - «свадьбе» предстояло обойти еще много домов. Вариантов хождения «свадьбой» было множество: в некоторых деревнях «жениха» и «невесту» возили по деревне на санях, «невеста» изображала свадебный плач, припевки пели не свадебные, а «шутейные», девушки закрывали лица полотенцами и т. д.
Обход дворов девушками, ряженными «баскими наряжонками», цыганками, господами, свадебниками, мог проводиться и в другие дни: в Филипповское заговенье (14/27 ноября) - перед Рождественским (Филипповским) постом, на Масленицу, в Петров день (29 июня / 12 июля), в Покров (1/14 октября), в день Кузьмы и Демьяна (1/14 ноября), в конце посиделочного сезона. Обходные церемонии развлекали девушек и укрепляли их союз. Кроме того, девушки могли познакомиться с родней будущего жениха, посмотреть его дом, показать себя будущей свекрови, что было очень важно перед наступавшим после Крещения свадебным сезоном. После обхода своей и соседних деревень парни и девушки обычно собирались на игрище, где веселились почти всю ночь.

Колядки на Рождество. Фотография: О. Левченко / фотобанк «Лори»

С вятки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января - тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров - времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много - ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

Народные святочные гулянья в музее деревянного зодчества «Витославлицы», Великий Новгород. Фотография: С. Холявчук / ИТАР–ТАСС

Рождественские колядки в Ивановской области. Фотография: В. Смирнов / ИТАР–ТАСС

Запеченный молочный поросенок с кашей. Фотография: Н. Лисовская / фотобанк «Лори»

«В Рязанской губернии ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она-то несла кошель для пирожного сбора; она-то предводила толпу и распоряжалась дележом сбора».

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

За угощение, благодарили:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Святочные гадания. Фото: В. Прокофьев / ИТАР-ТАСС

Деревенское гадание "на курицу". "Святки в Витославлицах" прошли на территории музея деревянного зодчества под Великим Новгородом. Фото: В. Малыгина (ИТАР-ТАСС)

Рождественские народные гуляния, вновь ставшие традиционными, прошли на подворье Федоровского городка (на снимке) в Царском Селе. Фото: Ю. Белинского / ИТАР-ТАСС

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено - это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое - плохим. Если полено толстое - муж будет богатым, а тоненькое - бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью... петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну - муж будет богатым, если к воде - пьющим, к деньгам - будет заядлым игроком, а если к золе - курящим.



Рассказать друзьям