Как приучить ребенка к горшку: в каком возрасте, советы и рекомендации. С какого возраста приучать ребенка к горшку? Этапы, методы, особенности обучения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

– ответы для молодых родителей. Еще недавно в дом принесли маленький сверточек, внутри которого лежал крохотный человечек. Прошли дни и малыш подрос. Молодые родители стали задаваться вопросом, не пора ли отменять пользование памперсами и приучать кроху к горшку?

Сегодня существует несколько мнений, относительно данного вопроса:

  • Высаживание малыша с рождения. Это довольно трудоемкий процесс. Он учитывает то, что молодая мама очень чутко прислушивается к потребностям ребенка. По характеру недовольства, по пришествие временного промежутка, мама понимает, что ребенок хочет в туалет. Она берет мальчика и держит над тазиком, горшком, ванночкой. Консультанты по грудному вскармливанию, советуют проводить ритуал высаживания, не отрывая ребенка от груди. Данная методика пришла к нам из прошлого, от туда, где не было памперсов и времени на стирку, глажку детской одежды. Приученный к высаживанию младенец, подрастая без труда, определяет свои физиологические потребности. В возрасте 7 – 8 месяцев уже может пользоваться горшком.

Данный метод, безусловно, имеет свои плюсы, но также ряд минусов:

  1. Неудобство для молодой женщины. Со стороны, кажется, что молодая мамочка все время проводит над ванной и горшком, в ожидании очередного мочеиспускания. Постепенно эта мысль приходит в голову и самой маме.
  2. Дискомфорт для младенца. Во время держания ребенка над тазиком, он просыпается, проявляет недовольство. В результате малыш может быть раздражительный, нарушается график сна и бодрствования.
  3. Возможность появления неудач. С формированием нервной системы крохи, малыш может осознанно противиться походу в туалет.
  4. Психологические проблемы в будущем. Данную точку зрения поддерживают некоторые психологи, утверждающие, что раннее высаживание может обернуться проблемами в сексуальной сфере в будущем.
  • Современная точка зрения приучения к горшку мальчиков и девочек гласит, что обучать ребенка нет необходимости до достижения им возраста 1.6 – 2 лет. Идеально, если в 1.6 года родители приобретут горшок, полагаясь на выбор малыша. Необходимо объяснить крохе, что это за предмет и как им пользоваться. Отличной идеей будет вовлечь в процесс любимые игрушки ребенка. По мнению педиатров и психологов, процесс приучения к горшку может полностью осуществиться лишь к 3 – 4 годам, и связано это с развитием нервной системы.

Минусы современного метода:

  1. Стирание множества ползунков.
  2. Большие траты на подгузники.
  3. Недовольство окружающих советчиков.
  1. Отсутствие неудобства для мамы и ребенка.
  2. Появление большого количество свободного времени, которое экономиться благодаря постоянному высаживанию.
  3. Физиологическое постепенное взросление малыша. Отсутствие психологических проблем в будущем.


Мамы и папы могут последовать любому вышеописанному методу. Прежде чем осуществить выбор, внимательно ознакомьтесь со статьей и взвесьте все плюсы и минусы приучения к горшку.

Игра является главной деятельностью малыша. Любой процесс обучения должен сопровождаться интересной сказкой и приключением.

  • Насильно заставлять сидеть на горшке;
  • Ругать и наказывать за «неудачи» малышей;
  • Пристыжать ребенка.

Обычно в возрасте 2 – 3 лет, при наличии тщательных разъяснений, малыш самостоятельно начинает садиться на горшок. Если этого не произошло, не стоит отчаиваться, продолжайте попытки. Со временем нервная система малыша сформируется и он поймет, что от него требуют.

Все что требуется от родителей, это приобрести горшок, набраться терпения, напоминать о том, что возможно пора сходить в туалет.


В каком возрасте приучать к горшку мальчика Комаровский

Комаровский – известный педиатр. К его советам прислушиваются миллионы молодых мамочек и заботливых бабушек. Его мнения обусловлены многолетней практикой во врачебной деятельности. Именно поэтому, мнение знаменитого врача – довольно весомы.

Доктор Комаровский полностью согласен с мнением современных педиатров и психологов. Он считает, что учить пользоваться горшком мальчиков можно только после того, как ребенку исполниться 1.6 – 2 года, но не раньше.

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Абсолютно все мамы и папы ждут с нетерпением того момента, когда же можно будет отказаться от покупки памперсов и подгузников в связи с тем, что ребенок начал ходить на горшок. Приучить малыша справлять свою нужду в специально приобретенную для этого емкость можно довольно быстро. Однако не у всех родителей это получается. Возможные причины — неподходящий возраст, неправильно подобранный горшок, незнание того, как лучше организовать этот процесс. Как приучить годовалого ребенка к горшку, реально ли это вообще в данном возрасте, как приучить малыша постарше — в этих вопросах стоит разобраться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский известен практически всем. Многие мамы и папы следуют рекомендациям специалиста. В одной из своих телевизионных программ доктор Комаровский обсуждал тему, связанную с горшком. Он отметил, что каждый ребенок индивидуален. Нет конкретного возраста, когда дети начинают ходить на горшок. Кто-то начинает это делать раньше, а у кого-то получается несколько позже.

Рассказывая о том, как приучить ребенка к горшку, Комаровский отметил, что наиболее подходящий возраст для обретения «туалетных навыков» — 22—30 месяцев (т. е. не ранее полутора лет). Почему именно в это время рекомендуется начинать работать с малышом, а не раньше? Ответ на этот вопрос прост. В более раннем возрасте головной мозг ребенка еще не готов сознательно контролировать акты дефекации и мочеиспускания, поэтому нежелательно задумываться над тем, как приучить годовалого ребенка к горшку.

Факты, о которых следует знать

Родители, начиная приучать ребенка к горшку, не задумываются над тем, какие умения входят в «туалетный навык» и овладел ли ими малыш. В обретение навыка вовлечено следующее:

  1. Кроха должен чувствовать давление мочевого пузыря и кишечника, он должен понимать, к чему ведут эти позывы, как на них реагировать, как себя сдерживать (именно это и обуславливает оптимальный возраст для приучения ребенка к горшку).
  2. Малыш должен знать, где располагается его горшок, как нужно с себя снимать одежду и как присаживаться на «детский трон».

Почему некоторые дети, научившиеся справлять большую нужду в горшок, не контролируют мочеиспускание? Чтобы найти ответ на этот вопрос, стоит поговорить о сфинктерах. Это мышцы, которые открывают и закрывают кишечник и мочевой пузырь. Сперва маленькие дети приучаются контролировать сфинктеры кишечника. Во-первых, когда возникают позывы к дефекации, у ребенка есть время на то, чтобы понять, что происходит и как на это реагировать. Позывы к мочеиспусканию являются зачастую резкими, сильными и трудно контролируемыми. Именно поэтому маленькие дети немного позже приучаются контролировать сфинктеры мочевого пузыря.

Признаки готовности к овладению «туалетными навыками»

Родители, не знающие, как приучать ребенка ходить на горшок, должны внимательно наблюдать за малышом, ведь существуют определенные признаки готовности к овладению «туалетными навыками». К ним относят следующие:

  • у крохи регулярный стул;
  • у малыша в дневное время подгузник остается сухим на протяжении 1,5—3 часов;
  • ребенок после дневного сна остается сухим;
  • малыш понимает, что ему говорят окружающие люди, реагирует на просьбы;
  • ребенок стремится научиться снимать и надевать одежду или уже умеет это делать;
  • ребенку не нравится находиться в мокрых и испачканных штанишках, он выражает по этому поводу свое недовольство;
  • кроха сам говорит о том, что хочет в туалет, или приносит грязный памперс, указывает на то, что уже справил свою нужду;
  • ребенок начинает готовиться к тому, чтобы справить нужду, бросает играть, отправляется в тихое и спокойное место, присаживается.

Подготовка родителей к обучению ребенка

Перед тем как приучать ребенка ходить на горшок, родителям стоит найти свободное время. Лучше всего планировать процесс обучения на летнюю пору, ведь зимой дети носят теплые комбинезоны, колготки, штанишки, а летом бегают лишь в трусиках. Нижнее белье маленькому ребенку гораздо проще снять, чем иную одежду.

Естественно, необходимо приобрести горшок. Также можно купить какие-нибудь красочные книжки с обучающими картинками для ребенка или интерактивную куклу, умеющую пить и писать. Родители должны будут показать, как с игрушки снимаются подгузники, как она усаживается на горшок, откуда берется «водичка». Если куклы нет, то можно показать процесс на собственном примере. Девочки успешно учатся у мам, а мальчики — у пап. В процессе обучения немаловажную роль иногда играют старший брат или сестра.

Выбор горшка для ребенка

На полках современных магазинов представлено огромное количество детских горшков. Есть как простые, так и оригинальные модели. При покупке горшка рекомендуется учитывать мнение малыша. Если приобретенная модель понравится ребенку, то он будет стремиться пользоваться ей. К примеру, можно приобрести музыкальный горшок, горшок в виде какого-нибудь забавного животного или машинки, горшок-стульчик.

При покупке также важно учитывать следующие характеристики:

  1. Безопасность . Эта характеристика самая важная. У горшка не должно быть заостренных краев, креплений, способных прищемить у маленького ребенка пальчик или попку.
  2. Устойчивость . Горшок детский, как правило, стоит в ванной или туалетной комнате на полу, выложенном плиткой. Именно поэтому желательно, чтобы у приобретаемой модели на ножках имелись резиновые наконечники. Благодаря им горшок не будет скользить.
  3. Простоту мытья. Гораздо проще использовать те горшки, у которых имеется съемная чаша. Ее можно с легкостью вынимать и чистить.

Первый этап в обучении: использование туалетного лексикона

Время свободное найдено, горшок детский куплен... С чего же начинать процесс приучения ребенка к горшку? Первый этап — это применение туалетного лексикона. Ребенок должен знать, какими словами обозначаются его части тела. Применять жаргон родителям не рекомендуется, ведь потом малыш будет называть такие слова, когда пойдет в детский сад.

Также кроха должен знать, как обозначаются действия. Такие слова, как «мочеиспускание» и «дефекация» не подходят. Они очень сложны для восприятия и произношения маленьким ребенком. Наиболее удобны простые слова и словосочетания — «сходить на горшок», «пописать», «покакать».

Второй этап в обучении: связывание процессов и действий

Думая над тем, с какого возраста приучать детей к горшку, стоит учесть, что малыши в 1,5—2,5 года чувствуют позывы и по-разному на них реагируют. Одни убегают в скромные уголки и начинают присаживаться на корточки, вторые пытаются какими-нибудь знаками сообщить о происходящем родителям. Задача мам и пап — помочь крохам сформировать связь между ощущениями и дальнейшими действиями.

Родителям, заметившим, что их ребенок хочет справить нужду, следует сказать такую фразу, как «иди на горшок», и проводить малыша в туалет. Одного такого урока, естественно, будет недостаточно. Подобное нужно повторять регулярно до тех пор, пока малыш не запомнит, что ему нужно делать. Когда ребенок повзрослеет, родителям уже не потребуется напоминать о горшке. Он сам будет отправляться на него.

Третий этап в обучении: приобретение гигиенических навыков

После каждого похода в туалет рекомендуется выполнять гигиенические процедуры. Однако невозможно сказать точно, с какого возраста ребенок садится на горшок, а после вытирает попку и моет руки. Малышей в возрасте 1,5—2,5 лет практически невозможно научить этому. Некоторые только в 4—5 лет овладевают гигиеническими навыками, поэтому мамам и папам не рекомендуется заставлять совсем маленьких крох выполнять эти процедуры.

Специалисты, работающие с детьми, советуют прививать гигиенические навыки только после приучения ребенка к горшку. Слишком ранние действия, как показывает практика, не позволяют процессу прогрессировать. Ребенок не справляется с огромным объемом получаемой информации. В итоге он не усваивает гигиенические навыки и не приучается к горшку.

Четвертый этап в обучении: применение похвалы

Все дети без исключения любят, когда взрослые хвалят их за новые достижения. К примеру, если ребенок попросился на горшок и справил свою нужду в него, не испачкал штанишки, то следует сказать ему, что он молодец. Отличная мотивация — выдача каких-нибудь «наград». Можно после каждого успешного похода приклеивать на горшок яркую наклейку.

Ругать и наказывать нельзя, ведь промахи в любом случае будут, независимо от того, с какого возраста приучать детей к горшку начнут родители. Если ребенок испачкал или намочил штанишки, то лучше всего просто снять их с него и надеть новые, ничего не сказав. Можно просто упомянуть, что делать так нельзя, и напомнить крохе о существовании горшка. Те родители, которые ругают своих детей, не добиваются нужных результатов в обучении. У малышей появляется страх к горшку, притормаживается развитие.

Если малыш справляет нужду внезапно

Не все дети в возрасте 1,5—2,5 лет при возникновении желания сходить в туалет отправляются в скромное место или подают знаки родителям. Некоторые справляют свою нужду в подгузник. С какого возраста приучать детей к горшку? В таких случаях нужно думать не о возрасте. Рекомендуется попытаться выработать условный рефлекс — преждевременно садить деток на горшок. Малышам понравится всегда быть сухими. Они постепенно поймут, что лучше ходить на горшок, чем «делать в штанишки».

Однако выработать условный рефлекс не так просто, ведь неизвестно, когда наступит момент дефекации или мочеиспускания. Родителям рекомендуется в течение пары недель наблюдать за своим крохой и записывать время, в которое наступают те самые моменты. По полученным результатам выявляется закономерность (например, у некоторых детей мочеиспускание и дефекация происходит после завтрака). Есть и более простой вариант — не наблюдать за малышом в течение 2 недель, а усаживать его на горшок через каждые 2 часа.

Если малыш отказывается ходить на горшок и капризничает

"С какого возраста приучать детей к горшку?" - вопрос, который задают все родители. Если ребенку исполнилось 1,5 года, а выработать у него привычку не удается, то не стоит мучить малыша. Возможно, он еще не готов к усвоению «туалетных навыков». Отложить процесс обучения на годик — правильное решение. Переживать по этому поводу не стоит. Неважно, в каком возрасте ребенок сидит на горшке. Кто-то приучается в 1,5 года, кто-то — в 2 года, а кто-то — в 2,5 года. Подобное не объясняется тем, что один ребенок умнее другого. Это всего лишь индивидуальные особенности организма.

Некоторых детей не получается приучить к горшку из-за того, что они чувствуют себя комфортно в подгузниках — моча впитывается в изделие и оставляет поверхность сухой. Родителям, пытающимся выработать у своих детей туалетные навыки, рекомендуется отказаться от использования подгузников в дневную пору и сшить штанишки из плотной ткани. Малыши по привычке будут справлять нужду в новые изделия, но ходить мокрыми им точно не понравится. В итоге проблема, как приучить ребенка проситься на горшок, будет решена.

Таким образом, процесс приучения к «туалетным навыкам» не такой уж и простой, как может показаться на первый взгляд. Родителям требуется немного терпения и спокойствия, ведь на пути к горшку будет немало испачканных штанишек. Не стоит переживать, если возникают какие-то проблемы, думать над тем, как приучить ребенка к горшку. Комаровский советует оставить в покое малыша, у которого не получается выработать привычку, и возобновить обучение через некоторое время. Все равно ребенок, несмотря ни на что, научится пользоваться горшком. Нужно лишь время.

Рано или поздно перед всеми родителями начинает появляться перспектива приучения ребенка к горшку. И многие из заботливых пап и мам хотят сделать это как можно раньше. Оно и понятно, ведь сразу появится возможность меньше уделять времени стирке вещей, экономить семейный бюджет на покупках подгузников для ребенка, посвящать больше времени прогулкам и развивающим играм с малышом и, наконец, перестать краснеть за «маленькие аварии» в общественных местах.

Методика Джины Форд «Довольный малыш»

Как приучить ребенка к горшку? Огромную помощь в этом может оказать специально созданная для этого методика Джины Форд под названием «Довольный малыш». Эта программа уже получила признание огромного числа мам и детей по всему миру. Данный метод поможет легко приучить ребенка ходить на горшок. Но для достижения успешного результата надо, чтобы были выполнены два условия: чтобы малыш понимал речь родителей и умел самостоятельно снимать одежду. С какого возраста приучать ребенка к горшку? Оптимальное время для воплощения этой методики в жизнь наступает по достижении ребенком полутора лет (18 месяцев).

Основные признаки готовности малыша к приучению

  • Сухие подгузники (пеленки) после полуденного сна, которые остаются такими еще примерно 2 часа. Это свидетельствует о том, что ребенок может держать под контролем процесс мочеиспускания.
  • Ребенок понимает, что пришла пора сходить по-большому: становится тихим, сосредоточенным и сообщает об окончании процесса.
  • Способность ребенка понимать и выполнять простые пожелания родителей. Так, он может пойти и принести что-нибудь, положить предмет в определенное место и пр.
  • Ребенок активно участвует в переодевании. Он помогает снимать носочки, брючки, туфельки, понимает, что означает надеть и снять трусики.
  • Малыш умеет показывать части тела, хорошо различает их.
  • Ребенок сосредотачивается и сидит спокойно на протяжении 5–10 минут, увлеченный изучением игрушки или просмотром мультика.
Если у малыша отсутствуют вышеперечисленные умения, скорее всего, его еще рано приучать к горшку.

Необходимая подготовка

Как приучить ребенка к горшку? Вначале родителям придется потратить кое-какое время на подготовку. Начинать ее следует за несколько недель до момента Х.

Покупка горшка

Самым первым шагом должна стать покупка горшка для ребенка. Этот важный предмет должен быть правильно подобран (об этом расскажем чуть позже). Покажите горшок ребенку, заинтересуйте его, предложив хорошенько его рассмотреть. Расскажите, что в него нужно ходить в туалет. Устройте импровизированное представление для ребенка с помощью кукол и мягких игрушек и на их примере покажите, как надо пользоваться горшком. Не забывайте время от времени напоминать о назначении нового приобретения и о правилах пользования им.

Смена подгузников на трусики

Пришло время сменить подгузники на яркие трусики, которые ребенок согласится носить вместо памперсов. Важно, чтобы их было легко снимать и надевать, чтобы малыш мог самостоятельно справиться. Также подберите в своем расписании ближайшую неделю, когда сможете полностью отдать все свое внимание и время ребенку и приучению к горшку. Будет просто замечательно, если в этот период заботу о быте возьмут на себя родственники.
  • Правильное знакомство с горшком должно происходить задолго до самого приучения. Дайте понять ребенку, что этот предмет создан не для игры и использовать его надо по прямому назначению.
  • Выбирайте горшок простой формы, устойчивый, широкий без отвлекающих внимание слишком ярких рисунков. Обходите стороной сложные конструкции. Горшок должен быть удобным и гладким, точно подходить малышу по размеру.
  • Не забывайте о похвале.
  • Во время приучения ребенка отдайте предпочтение коротким майкам – ребенку не нужно будет задирать их вверх во время пользования горшком. Избегайте одежды со сложными застежками и лямками. Ничего не должно мешать малышу осваивать горшок.
  • Помогите ребенку, активно приучаемому к горшку, разбираться в понятиях «сухое», «мокрое», предложив, например, вытереть руки на выбор мокрым и сухим полотенцем.
  • Всегда сдерживайте недовольство в случае, если малыш сделал что-то не так. Психика детей очень ранима, и Ваша реакция может дать прямо противоположный желаемому эффект. Так, ребенок вообще может отказаться от горшка или начнет сдерживать позывы.

Как учить: первый этап

Не забывайте хвалить ребенка не только тогда, когда он успешно сходил на горшок, но и во все остальное время. Иначе малыш начнет думать, что заслуживает одобрения только тогда, когда ходит в туалет. Пусть слова «хороший(-ая) мальчик (девочка)» станут частыми в Вашей речи. Начните усаживать ребенка на горшок во время приготовления вечерней ванны перед отходом ко сну, после завтрака, перед дневным сном и после него. Не беда, если такие «посиделки» на горшке ничем не окончатся – все равно это будет отличной тренировкой.
Приучать ребенка ходить на горшок не рекомендуется, если присутствует один или несколько следующих факторов:
  • большая загруженность текущими делами;
  • приближение праздничных дней;
  • недавно перенесенная ребенком болезнь;
  • ожидание приезда гостей;
  • переезд;
  • проблемы со сном у ребенка и пр.

Как учить: второй этап

Второй этап приучения к горшку наступает в большинстве случаев после одной-двух недель от начала первого. Однако если ребенку уже исполнилось 3 года (36 месяцев), процесс привыкания к горшку пойдет гораздо быстрее. От мамы в этот период требуется максимальная сосредоточенность на ребенке. Если в доме есть старшие братья и сестры, отложите приучение к горшку до выходных, когда заботу о подросших детях сможет взять на себя отец. Выделите день, когда ребенок будет ходить по дому в одежде, чтобы дать ему возможность понять и запомнить, что такое мокрое и сухое.
Достигнув возраста 3–4 лет, в большинстве случаев дети уже могут самостоятельно пользоваться горшком. Но бывает и так, что приучить малыша становится возможным только к 3–4 годам. Иногда ночное недержание вдруг появляется после того, как его не было долгое время. Родителям, столкнувшимся с проблемой детского энуреза, нужно отнестись к ней со всей серьезностью, чтобы грамотно разобраться с ситуацией и не причинить ребенку психологического дискомфорта.

Вторая методика: приучение малыша к горшку за неделю

1-й день . Начните утро, сняв подгузник и объяснив, что он ребенку больше не нужен, так как малыш уже подрос и в нем не нуждается. Оденьте малыша в одежду, которую сам он сможет снять без труда. Подготовьте несколько сменных комплектов вещей. Предлагайте горшок каждые 15 минут, но не заставляйте ребенка подолгу сидеть на нем. Оптимальное время нахождения на горшке для детей – 10 минут, даже если желаемый результат достигнут не был. Подождите немного и предложите присесть еще раз. Не отвлекайте ребенка от основного процесса во время того, как он сидит на горшке. Оставьте мультики и игры на потом. Этот день можно назвать самым трудным. Вы не застрахованы от неудач в виде горы мокрой одежды. Но не отчаивайтесь, запаситесь терпением и не забывайте о поощрении и поддержке ребенка даже при промахах в сложном деле приучения к горшку.
2-й день . Продолжаем закреплять полученные навыки. Внимательно наблюдайте за поведением малыша, не забывая регулярно предлагать горшок. Не давайте ребенку с головой погрузиться в игру и забыть о самом главном.
3 -й день. Кроме уже знакомых действий с горшком прибавьте другой опыт – прогулку. Естественно, выход на улицу нужно совершать без подгузника. Перед прогулкой усадите ребенка на горшок, похвалив за достигнутый результат. Гуляя, не забывайте спрашивать о его желании сходить в туалет. Лучше не отходить далеко от дома. Захватите с собой комплект сменной одежды, салфетки, а если есть, то и дорожный горшок. Эти прогулки позволят закрепить умение сдерживать позывы до определенного момента (однако лучше не переусердствовать с этим).
4–7 -й день. В эти дни продолжается активное закрепление новых умений пользования горшком. К радости родителей досадные неприятности случаются все реже. Позывы становятся легко узнаваемыми по специфическому поведению ребенка: жестам, мимике, словам. Не забывайте во время игры напоминать малышу о том, что уже пора сходить «по делам».

Какие способы приучения ребенка к горшку нельзя использовать

Главная цель, которой нужно добиться в процессе приучения, – сформировать у ребенка рефлекс «позыв – горшок – опорожнение». Достаточно много мам прислушиваются к устаревшим советам женщин старшего поколения, приучая малыша к опорожнению под звуки струящейся воды или в сопровождении характерных звуков «пи-пи» или «а-а». При использовании такого метода велика опасность сформировать неверный рефлекс «горшок – позыв – опорожнение», отучить от которого впоследствии бывает чрезвычайно сложно. Известно, что мальчики начинают овладевать контролем за естественными отправлениями гораздо позже девочек. Воспользуйтесь следующими советами о том, как приучить ребенка к горшку:
  • помните, что каждый малыш, будь то мальчик или девочка, индивидуален. Не расстраивайтесь, что сын подруги сел на горшок раньше Вашего;
  • помните о том, что приучить малыша к горшку можно только при наличии перечисленных выше признаков.
Еще один вопрос, волнующий многих мам мальчиков: как учить писать ребенка – стоя или сидя? Начинать рекомендуется только с усаживания на горшок, так как процессы дефекации и мочеиспускания у детей обычно сопровождают друг друга. И уже после того, как мальчик может понимать и различать позывы, наступает момент, когда надо показать, как можно писать стоя.
Вплоть до трех лет Вас ожидает множество мелких и не очень аварий – это вполне нормально. Особенно часто ребенок пропускает посещение туалета, когда заиграется или переутомится. Не сердитесь и не проявляйте агрессию, а лучше предложите малышу помочь убрать результат его «промаха». Так он поймет, что за последствия своих действий надо отвечать.

Интересный факт: одноразовые подгузники стали «камнем преткновения» с момента их появления, поскольку сразу встал вопрос: что лучше и физиологически правильней для малышей - подгузники или пеленки.

С какого возраста приучать ребенка к горшку?

Старшее поколение, чьи детки выросли без подгузников, уверены до сих пор, что высаживать ребенка на горшок надо как можно раньше.

Их можно понять, ведь запачканные пеленки приходилось стирать именно им, и чем раньше кроху приучали делать «важные дела» на горшке, тем спокойнее была мама.

Свое мнение старшее поколение обосновывало тем, что непромокающие подгузники явно будут «мешать» формированию привычки опорожнять кишечник только на горшок, к тому же у детей сформируется косолапость, если ходить «с мокрым комком между ножек». Разумеется, ничего подобного не происходило, «подгузничные» детишки первого поколения выросли, проблем с туалетом нет. Но и годы спустя молодые мамочки пытаются, как можно раньше приучить малыша к горшку, считая это более гигиеничным и правильным.

Хотя, если подумать и разобраться, то подгузники не дают возможности ребенку почувствовать дискомфорт, влага впитывается так быстро, что кожа остается сухой.

Дискомфорта нет, контролировать выделительную функцию нет нужды. Это лишь версия, поскольку никто этого доказать не может, малыш не скажет уютно ему и неприятно. Привыкание к подгузникам есть у взрослых, не у детей, которых и в два, и в три годика считают маленькими несмышленышами.

Важные правила, которые следует знать беспокойным родителям:

  • если мочеиспускание, опорожнение кишечника - это безусловный рефлекс организма, то контролю над этими действиями малыш обучается самостоятельно. Это требует времени, не торопитесь, и не передавайте эту тревогу своему ребенку;
  • если горшок есть в доме, можно считать, что «процесс пошел». Если хоть раз получилось сделать «важные дела» в него и карапуза сразу похвалили, то волноваться не стоит. «Всему свое время», малыш поймет, как приятно получать похвалу за то, что естественно;
  • совершенно без разницы, когда вы начнете сажать ребенка на горшок - в год или в три. Пока он не почувствует приятность/неприятность мокрых трусиков, стремление сделать «пи-пи» в горшочек не проявит себя. Не тревожьтесь понапрасну, не думайте о неприятном.

Ведь вот что забавно: педиатры и психологи в Новосибирске провели годовой эксперимент с целью определить, во сколько месяцев разумно начинать такое приучение? В эксперименте приняли участие 42 семьи с детками годовалого возраста.

Половина родителей пользовались для гигиены малыша одноразовыми подгузниками, вторая половина использовала исключительно пеленки.

К изумлению второй группы, где были убежденные противники заменителей пеленок, все дети начали проситься на горшок примерно в одном возрасте - от полутора до двух лет. Так стоит ли копья ломать, если при правильном подходе детки к этому возрасту смогут контролировать акты дефекации и мочеиспускания?

Конечно, если у родителей избыток времени, то можно учить ребенка делать «пи-пи» только над какой-либо емкостью. Но, пожалуйста, учтите - малыш до года еще ничего не должен, его функция контроля естественных физиологических отправлений не сформирована.

Когда нужно начинать приучение к горшку

Если малыш давно самостоятельно кушает (с небольшой помощью взрослого), сидя играет, устойчиво стоит и даже ходит с опорой о стенку, то может хватит пачкать штанишки? Со скольки лет малыш должен сам ходить на горшок? Педиатры однозначно ответить не могут, но обозначают период, когда навык должен сформироваться по чисто физиологическим причинам - до трех лет. Как только малыш начнет понимать, чего ему хочется и сможет контролировать свои нужды, проблема горшка и мокрых штанишек будет решена.

Не будет «горшочных» проблем, если ваш карапуз в полтора года уже имеет следующие навыки:

  • активно выражает свои желания, пользуется жестами или словами для достижения цели;
  • реагирует на ваши указания адекватно;
  • понимает ваши требования, выраженные словами;
  • копирует ваши действия;
  • ходит, садится на стульчик самостоятельно, умеет снимать штанишки;
  • понимает, для чего надо использовать горшок;
  • знает, что похвалу надо заслужить, и пытается сделать все правильно.

В любом другом случае, не торопитесь, посоветуйтесь с педиатром, который наблюдал вашего малыша с рождения. Вероятно, что есть какая-то понятная причина нежелания ребенка пользоваться горшком или детским унитазом.

Можно приучать ребенка к использованию туалета еще до года, но будьте готовы, что сделав один раз «пи-пи» правильно, через полчаса малыш может сделать то же самое в подгузник или штаны. Независимо от ваших усилий, малыш начнет самостоятельно пользоваться туалетными навыками к возрасту, когда сформируется понимание-чувствование, что пора покакать, пописать, и это совершено правильно. Торопить природу бесполезно, можно «поймать» тот момент, когда ребенок понял, что надо делать «эти дела» в горшок. Похвалите, помогите, и хвалите каждый раз, когда все прошло успешно.

Помните, что на акт самопроизвольного мочеиспускания у детей влияет стрессовая ситуация, поэтому если вы сами не готовы учить ребенка туалету, не начинайте. Если все идет не так гладко, как написано в памятках для родителей - это не значит, что имеется отставание в развитии! Каждый ребенок - это уникальный конкретный мир, в котором все происходит в свое время. Большинство детишек к трем годам с помощью или без помощи взрослых начинают использовать горшок по назначению.



Рассказать друзьям