Как сохранить здоровье подростка. Родителям о здоровье подростка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Содержание

Введение

Тенденция состояния здоровья подрастающего поколения.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д. Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Здоровье будущего поколения в наших руках, если мы не воспитаем в наших детях культуру здорового образа жизни то это может губительно повлиять на нашу нацию и на здоровье последующих поколений. Наше физическое состояние непосредственно влияет на состояние наших будущих или уже рожденных детей. Это очень глобальная проблема которая зарагивает общекультурные ценности и нормы, она на столько большая что имеет огромное множество проблем которые нам с вами предстоят решить. В своем реферате я затронула только часть проблемы валеологического воспитания подростков их культуры, а в частности такие общеизвестные проблемы как: наркомания, детский и подростковый алкоголизм, психические заболевания подростков и низкая физическая активность. На основании многочисленных источников можно выявить пути возможной профилактики и предупреждения этих проблем.

Факторы влияющие на состояние здоровья подростка

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения.

Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, то есть является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  1. значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  2. стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  3. резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  4. увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Организация правильного здорового питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений.

Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость правильного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других особенностей организации питания, обеспечивающего организм пищевыми веществами и энергией.

Рост - это увеличение физических размеров тела или его частей, связанное с увеличением размера или количества клеток. Под развитием понимают приобретение и совершенствование функций, связанных с дифференциацией и созреванием органов и систем. Рост и развитие детерминированы как внутренними факторами (генетическими, гормональными), так и факторами окружающей среды. В практической медицине под ростом детей подразумевают увеличение длины и массы тела. Так как измерение массы тела проще и доступнее, то задержка массы тела является индикатором задержки роста, хотя не всегда одновременно наблюдается действительная задержка роста тела в длину.

Здоровье подрастающего поколения

Фундамент здоровья молодежи формируется в детском и подростковом возрасте. Статистические данные свидетельствуют, что уровень заболеваемости подростков традиционно выше, чем всего населения. Самыми распространенными являются болезни органов дыхания. В структуре первичной заболеваемости подростков они занимают около половины всех случаев. На втором месте - травмы и отравления, на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки. Состояние здоровья молодых людей определяет множество факторов - как объективных: экология, здравоохранение, качество условий жизни, так и субъективных. Считается, что в молодом возрасте решающее значение имеют субъективные причины. А это - осознание ценности здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом, отсутствие таких привычек, как злоупотребление алкоголем и табакокурение.

Несмотря на очевидность вреда курения, судя по данным опроса учащейся молодежи, проведенного Комистатом в 2007 году (опрошено 960 подростков 15-17 лет), ежедневно курят 34 % опрошенных юношей. Регулярными курильщицами являются 22 % девушек. Каждый восьмой юноша и каждая двадцатая девушка отметили, что несколько раз в неделю или даже ежедневно употребляют пиво. Физкультуре и спорту уделяют внимание менее половины опрошенных подростков (45 %). Отвечая на вопрос о том, что сдерживает их от занятий физкультурой и спортом, 24 % ссылались на отсутствие свободного времени, 16 % - на большую нагрузку в учебном заведении, 15 % - на лень, а 10 % ответили, что никак не могут организоваться.Следствием пренебрежения физкультурой и высоких учебных нагрузок являются многие нарушения здоровья. В 2007 году в республике профилактические осмотры школьников 15-17 лет выявили понижение остроты зрения у 26% обследованных подростков, нарушение осанки - у 23%. Диагноз «сколиоз» был поставлен 5 % школьникам 15-17 лет.Результаты социологического исследования, проведенного Комистатом в 2008 году среди жителей республики (опрошено 2250 человек, среди них 122 - в возрасте 15-17 лет) показали, что в течение прошлого года ни разу не болели только 27 % опрошенных подростков. Несколько раз в году проблемы со здоровьем возникали у 43 % из них. Характеризуя состояние своего здоровья, 60 % подростков оценили его, как хорошее. Каждый третий ответил, что довольно часто болеет или чувствует себя нездоровым, а 5 % опрошенных указали на плохое состояние своего здоровье. Результаты проведенного опроса показали, что в минувшем году подростки имели проблемы со здоровьем чаще, чем респонденты в других возрастных группах (18-50 лет). Показатели заболеваемости населения превысили подростковые только у лиц старше 50 лет.По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 15 % зависит от медицины. Поэтому каждый должен ощущать потребность быть здоровым и правильно относиться к своему здоровью. Прививать эту культуру необходимо с детства. Только тогда мы будем иметь здоровую молодежь, способную активно работать, созидая национальное богатство.

Семиотика - систематическое описание признаков, феноменов психических заболеваний, является важнейшей составной частью общей психопатологии, поскольку именно в семиотике отражаются наиболее специфические особенности данной группы заболеваний. Семиотика психических расстройств детского и подросткового возраста разработана значительно меньше, чем семиотика психических заболеваний взрослых, описание которой содержится в многочисленных книгах и статьях о психиатрии.

  1. Синдром ухода и бродяжничества
Данный синдром, весьма разнородный по генезу, но довольно однообразный по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома или школы, интерната или другого детского учреждения с последующим бродяжничеством, нередко многодневным. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в препубертате, преимущественно у мальчиков. По данным, он встречается у 0,5% школьников 10—11 лет. Как показывают работы ряда авторов Лапидес М. И., 1964; Коссова Е. А., 1971; Иванова Ф. И., 1972; Каспарова С. А., 1974; Большаков А. Г., 1981; Stutte Н., 1960, формирование данного синдрома психопатологически различно и отчетливо зависит от особенностей личности, ситуационных факторов и нозологической принадлежности синдрома. Особое значение имеют личностные особенности. Так, у детей и подростков с преобладанием астенических, эмоционально-лабильных, сенситивных черт характера первые уходы связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия, представляя собой реакцию пассивного протеста, либо со страхом перед наказанием или тревогой по поводу какого-либо проступка. При психическом инфантилизме с эмоционально-волевой незрелостью наблюдаются преимущественно уходы из школы и прогулы, обусловленные боязнью трудностей, связанных с учебой. При преобладании аффективно-возбудимых и гипертимных черт характера у подростков уходы связаны с реакциями эмансипации. У подростков с шизоидными чертами в основе мотивации уходов лежит стремление избежать общения с людьми. Первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами связаны с осознаваемым или неосознанным стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения желаний. Перечисленные варианты начальных уходов и побегов можно отнести к группе реактивных. 2. Синдромы патологического фантазирования Синдромы патологического фантазирования — разнородная в психопатологическом отношении и отличающаяся разнообразием форм группа состояний, тесно связанных с болезненно измененным творческим воображением (фантазированием) ребенка или подростка. Эта группа синдромов выделена и описана в основном советскими психиатрами и психологами. Патологическое фантазирование свойственно преимущественно детям дошкольного и школьного возраста, а также младшим подросткам (13—14 лет). В отличие от подвижных, быстро меняющихся, тесно связанных с реальностью фантазий здорового ребенка патологические фантазии стойкие, косные, нередко оторваны от реальности, причудливы по содержанию, часто сопровождаются нарушениями поведения и явлениями дезадаптации. Данные ряда советских психиатров, упоминавшихся выше, и наш собственный клинический опыт свидетельствуют о том, что разным периодам детского и подросткового возраста свойственны различные синдромы патологического фантазирования. Это связано с возрастной эволюцией воображения от его ранних форм, проявляющихся в игровой деятельности, через преимущественно образное воображение к отвлеченным, словесно-логическим формам воображения. Наиболее ранней формой патологического фантазирования является описанное впервые Т. П. Симеон игровое перевоплощение, которое представляет собой рудиментарное проявление деперсонализации. Ребенок на время, иногда надолго (от нескольких дней до недель), перевоплощается в животное (волк, заяц, лошадь, собака), персонаж из сказки, выдуманное фантастическое существо, неодушевленный объект. Поведение ребенка имитирует облик и действия данного объекта. Мальчик 5 лет, перевоплощаясь в паровоз, мог часами изображать движение паровоза по рельсам, крутил руками, как колесами, двигался по одной линии, наклонив голову и корпус вперед, гудел, делал остановки, чтобы «загрузиться углем и водой». Ребенка было трудно отвлечь от этой «игры», переключить на что-либо другое. Прием пищи, необходимые режимные моменты он выполнял поспешно и механически, тут же возвращаясь к «игре в паровоз». Особая охваченность «игрой> свидетельствовала о лежащих в ее основе механизмах сверхценности. 3. Синдром гиперактивности индром гиперактивности стал систематически изучаться с 50-х годов XX столетия. Это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Кроме того, характерны нарушения школьной адаптации, связанные как с перечисленными нарушениями поведения и внимания, так ис частыми трудностями в усвоении школьных навыков (чтения, письма, счета). Нередки также расстройства засыпания. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее интенсивно проявляясь в конце дошкольного и в младшем школьном возрасте. У детей старше 9—10 лет проявления синдрома, прежде всего моторная возбудимость и двигательная расторможенность, постепенно сглаживаются, полностью исчезая после 14—15 лет. Синдром гиперактивности нозологически малоспецифичен. Наиболее часто он встречается при отдаленных последствиях ранних органических поражений головного мозга. В зарубежной, особенно англо-американской, литературе его часто отождествляют с так называемыми синдромами минимального мозгового повреждения и минимальной мозговой дисфункции. 4. Гебефренический (гебефренный) синдром выделен К. Kahlbaum и Е. Нескеr. В развернутом виде он типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Для него характерно немотивированное двигательное возбуждение с дурашливостью, гримасничаньем, клоунизмом, нелепыми выходками, неадекватным смехом. Больной кривляется, прыгает по кроватям, кувыркается, нелепо хохочет, обнажается, может внезапно ударить или обнять. Одновременно наблюдается речевое возбуждение, также вычурное, с манерностью интонации и произношения (больные своеобразно растягивают слова, произносят их сквозь зубы, говорят необычно высоким, пискливым голосом и т. п.), употреблением исковерканных слов, неологизмов. Нередко отмечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся нескрываемым онанизмом. Двигательное и речевое возбуждение протекает на фоне «пустого», монотонного эйфорического настроения. Часто имеется разорванность мышления с речевой разорванностью. Гебефренное возбуждение, которое проявляется бессмысленным кривляньем, гримасами, кувырканьем, бросанием на пол вещей, плоскими шутками, негативизмом, во многом напоминает кататоническое возбуждение у подростков (см. часть первую). Кроме того, гебефренные расстройства часто сочетаются с кататоническим возбуждением и ступором (стереотипии, эхолалии, вербигерации, импульсивные поступки, мутизм, негативизм и т. п.). В связи с этим такие состояния определяют как гебефрено-кататонический синдром.

Профилактика и лечение психических заболеваний

Методы профилактики и контроля психических заболеваний предполагают действия во многих направлениях и требуют участия официальных лиц и граждан на национальном, региональном и местном уровнях. На национальном уровне усилия должны быть направлены на улучшение условий в психиатрических лечебницах и клиниках, создание новых больниц и центров общественного здоровья, подготовку персонала (психиатров, психиатрических медсестер, социальных работников, клинических психологов), проведение исследований по профилактике и лечению психических заболеваний, просвещение населения с целью стирания клейма, связанного с психическими заболеваниями. В последние годы люди все больше осознают, что эмоциональные расстройства можно вылечить или предупредить с помощью специальных мер. Это меняющееся отношение находит отражение не только в газетах и других периодических изданиях, но и в принятии широкомасштабных программ психической гигиены все большим числом сообществ, общественных организаций, религиозных общин и т.д. Для укрепления психического здоровья населения необходимо осуществление следующих основных мер: 1) инструктаж родителей и воспитателей, направленный на раннее распознание и понимание личностных расстройств у детей; 2) разработка программ психического здоровья для школ, на предприятий, городов и регионов; 3) создание детских клиник для оказания помощи детям с эмоциональными расстройствами и их родителям; 4) ознакомление всех, кто имеет отношение к воспитанию детей, образованию или оказанию социальной, медицинской и юридической помощи, с концепциями и принципами психологии и психогигиены и их практическим применением; 5) координация всех общественных сил, связанных с охраной здоровья детей и юношества, для того, чтобы начать новую главу в истории психиатрии, связанную с предупреждением психических заболеваний. Поскольку эмоциональные расстройства и в значительной мере психические заболевания связаны с тяжелыми переживаниями в детстве (жестоким обращением, социальным стрессом, физическим и психическим угнетением и т.п.), успех или неудача профилактических усилий зависят в конечном счете от ближайшего окружения детей, т.е. эмоционального климата в доме, семье, обществе.

Проблема низкой физической активности молодежи

Причины и статистика физической активности подростков

Физическая активность детей и подростков. Понятие “физическая активность” трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Физическая активность в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре. Физическая активность должна рассматриваться как главная сфера формирования физической культуры личности. Социальный аспект проблемы формирования физической активности школьников связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала подростков имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека.

Установлено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8, 65,0% и 67,3% девочек и девушек 11, 13 и 15 лет соответственно занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий физическими упражнениями. Процентное отношение мальчиков и юношей соответствующего возраста, которые занимаются физическим упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7, 44,6 и 53,9%.

Невысокий уровень здоровья школьников обязывает сегодня считать внедрение здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий одним из стратегических направлений системы образования. В последнее десятилетие жизнь детей, и в особенности старших школьников, значительно усложнилась. Увлечённость общества инновационными учебными заведениями, своеобразная «мода на образованность» приводит к психофизическим перегрузкам учащихся, что сказывается и на общем состоянии здоровья, и на формировании личности в целом, поскольку эти процессы являются взаимосвязанными. Большой объём информации, который требуется освоить, приводит к значительному снижению физической активности. Имеются данные о том, что на школьный период приходится наибольший рост невротических реакций и неврозов, что связывают с увеличением удельного веса неврогенных факторов: повышенные эмоционально-коммуникативные нагрузки, нервное перенапряжение, постоянное психическое утомление учащихся старших классов на фоне выраженной у них гиподинамии. Закономерным итогом становится разбалансировка внутренних сил организма, нарушение деятельности высших нервных центров.

Основные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 65,7 тысяч образовательных учреждений общего образования, в которых занимаются физической культурой более 18 млн. школьников (95.8%); 3872 образовательных учреждений начального профессионального образования - около 1.5 млн. учащихся (93.5%); 2713 образовательных учреждений в среднем профессиональном образовании - около 1.4 млн. студентов (81,9 %); 622 учреждений высшего профессионального образования - около 1.5 млн. студентов (59.4 %.). В настоящее время в стране функционирует 158 врачебно-физкультурных диспансеров и 200 центров медицинской профилактики. Кроме этого, кабинеты (центры) спортивной медицины имеются и при отдельных спортивных объединениях и организациях. Физическая культура в образовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Являясь обязательным элементом образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Одним из важнейших признаков является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех ступенях образования.Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

  • единой законодательной нормативно-правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;
  • совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;
  • систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;
  • сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;
  • системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни;
  • обязательностью требований по контролю динамики физической подготовленности учащейся молодежи в образовательных учреждениях.

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных клубах и коллективах физической культуры. В настоящее время во внеучебных занятиях участвуют более 5 млн. учащихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

С 1993 года Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и РАО проделана определенная работа по формированию нормативно-правового, кадрового и учебно-методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

  • в Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27.04.1993 г. и в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 г. включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;
  • в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г. включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;
  • в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;
  • в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания учащихся и студентов;
  • в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;
  • издан приказ Минобразования России от 01.12.99 №1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";
  • издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 №337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";
  • разработано и издается новое поколение учебной и учебно-методической литературы по физической культуре для учащихся, студентов и преподавателей;
  • утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;
  • формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности учащихся и выпускников образовательных учреждений.

В системе физического воспитания учащейся молодежи работают 124,2 тыс. специалистов физической культуры. Средняя обеспеченность кадрами в расчете на одного специалиста в дошкольном образовании составляет 336 детей; в общеобразовательных учреждениях - 229 учащихся; в начальном профессиональном образовании - 312 учащихся, в среднем профессиональном образовании - 226 студентов; высшем профессиональном образовании - 197 студентов.

Подготовка кадров по физической культуре для системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.

В последние годы открыты четыре новые специальности: 2307 "Туризм", 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "Педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности" - в среднем профессиональном образовании, 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" - в высшем профессиональном образовании, 0323 "Адаптивная физическая культура" - в среднем профессиональном образовании, 022400 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" - в высшем профессиональном образовании.

Для специальности "Адаптивная физическая культура" открыты новые должности для преподавания физического воспитания в образовательных учреждениях. Кроме этого, открыта подготовка кадров в вузах физической культуры по специальностям: 031100 "Педагогика и методика дошкольного образования", 031200 "Педагогика и методика начального образования".

Вместе с тем, в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодежи России. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Стратегия обеспечения здоровья детей, подростков и молодежи путем лечения и медикаментозной профилактики заболеваний является пассивной, не в полной мере отвечающей современным представлениям о повышении и сохранении высокого уровня здоровья.

Несмотря на количественный рост кадров в области физической культуры, спорта и туризма, органы управления образованием субъектов Российской Федерации отмечают недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма. Не хватает также учителей физической культуры для общеобразовательных школах и, особенно, сельских и малокомплектных школ.

Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, выдвигают острую проблему долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются: повышение физической и умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция.

Заключение

В народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и жизнь, в первую очередь, зависят от него самого. Прежде всего, речь идет о формировании у человека здорового образа жизни, опирающийся на сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, не сводящееся к борьбе с болезнями. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены жилищ и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни.

И мы должны воспитать в наших детях культуру здорового образа жизни. Здоровье будущих поколений в наших руках и если мы не примем соответствующие меры по улучшению качества нации, то последствия могут быть плачевными.

Здоровы образ жизни - это четкие знания о вредных факторах и привычках (курение, алкоголь, наркотики) и сознательное негативное отношение к ним. Словом, главная цель- добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Список литературы

1. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27758&p_page=4

2. Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей// Вопросы наркологии. 1993. N3. С.53-59.

3. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.

4. Гульдан В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Представления школьников о

наркомании и токсикомании//Социологические исследования. 1989. №3. С.66-71.

5. Гурски С. Внимание - наркомания! М.: Медицина, 1988.

7. Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений//Вопросы наркологии. 1993. №1. С.66-71.

8. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.

9.Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во МГУ, 1984.

10. Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994.

11. Латышев Г.В., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина. 1991.

12. Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М.: Медицина, 1986.

13. Пятницкая И.Н. Наркомании. М.: Медицина, 1997.

14. Научная статья Ф. Ямбиков "Профилактика наркомании в подростковой среде"

15. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.

16. http://psihicheskiezabolevanija.ru/

17. http://www.bigpi.biysk.ru/encicl/articles/39/1003905/1003905A.htm

18. http://stat.edu.ru/CD/section4/s4a1.htm

Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным. Сегодня попытаемся разобраться, чем же такая, здоровая, модель поведения лучше, составляющие и выгоды от ее реализации. Также взглянем на факторы окружающей среды, которые могут помешать естественному развитию человека.

Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных условий, материальное благополучие, рациональное использование свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек, физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.


Водные процедуры — прекрасный закаливающий инструмент

Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:
— закаливанию воздухом, солнцем, водой;
— гигиене;
— обеспечению двигательной активности;
— наличию рационального питания;
— созданию гармоничного психоэмоционального состояния;
— реализацию принципов охраны окружающей среды.

Помещать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:
— недостаточное количество двигательной активности;
— нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием соли и жира;
— стресс;
— наличие вредных привычек;
— неполноценный, нарушенный сон.
Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на человека гораздо больше. Кстати, ВОЗ выделяет порядка двухсот.

Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.


Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой.

Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела.

Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

Влияние физической активности на мыслительные процессы

Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.


Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена.

Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению.

Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебных успехов

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни.


Рациональное питание — основа здоровья

Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а при чем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.

Когда в 15 - 17 лет подростки, поступая в учебное заведение, устраиваясь на работу или готовясь к армейской службе, вынуждены пройти диспансеризацию, выясняется: каждый третий болен, каждый второй предрасположен к болезням подросткового возраста. Причин тому много, но немало сереньких штришков вносит и половое созревание - пубертат. Оно ответственно за целый обвал изменений в организме. У девочек половое созревание обычно начинается с 8 - 10 лет, у мальчиков на два года позже - с 10 - 11 лет. Подробнее об опасностях времени "Ч" поговорим в нашей статье.

Остеохондропатия

Большинство подростков подвижны, как ртуть. Родители радуются, если их неугомонный отпрыск вместо праздного шатания по улицам проводит свободное время в спортивной секции.

Но вдруг молодой и быстрый начинает жаловаться на боль в суставах - коленном и голеностопном. А у активно занимающихся бегом, прыжками, волейболом, футболом подростков суставы иногда даже деформируются. Уж не ревматоидный ли артрит?

Скорее всего это остеохондропатия у детей - недостаток кальция в стремительно удлиняющихся костях. Их ростковые зоны, непосредственно прилегающие к суставам, развиваются в этот период такими темпами, что прежнего количества кальция, получаемого из пищи, уже не хватает. А щитовидная и паращитовидные железы, чья активность влияет на кальциевый обмен в организме, еще "спят", запаздывают и помочь не могут.

Причины

Зоны костей, прилегающие к ростковым, не успевают отвердевать, остаются "голодными", хрупкими. Отсюда боль.

Ваши действия

Снизьте на полгода-год спортивные нагрузки и увеличьте потребление кальция. Побольше творога, пропущенной через кофемолку скорлупы яиц. Принимайте витамины, глюконат кальция, другие препараты, содержащие кальций. Все эти действия согласуйте с лечащим врачом.

Мочекаменная болезнь и пиелонефрит

Иногда, напротив, всасывание кальция из пищи идет избыточно, его соли накапливаются в почках.

Такие метаболические (обменные) нефропатии вполне способны в дальнейшем привести к мочекаменной болезни у детей и воспалению почек - пиелонефриту.

Причина

"Виноваты" в превышении необходимого баланса кальция чересчур активно заработавшие паращитовидные железы - две дольки размером от рисового зернышка до копейки, лежащие рядом со щитовидной.

Обычно этот сбой в обмене веществ "выплывает наружу" именно в подростковом возрасте. Вовремя обнаружить его могут повторные анализы мочи, которые покажут, есть ли в ней "песочек", то бишь соли кальция.

Ваши действия

Всем подросткам от 12 до 17 лет ежегодно нужно делать профилактический анализ мочи, а результаты показывать своему терапевту. Остальное - за ним.

Пубертатно-юношеский диспитуитаризм

Сюрприз" в период полового созревания могут преподнести и надпочечники.

Около 10% подростков, поровну девочек и мальчиков, лет в 12 - 13 начинают заметно полнеть. Жир откладывается на бедрах, талии, ягодицах, шея становится похожей на бизонью. Это пубертатно-юношеский диспитуитаризм.

Причина

Надпочечники избыточно вырабатывают гормоны - глюкокортикоиды. Когда их становится слишком много, ускоряется распад белка, происходит перераспределение жира - организм откладывает лишнее... в запас

Этот процесс нередко оставляет "долгоиграющие отпечатки" на разрастающихся ягодицах, бедрах, в подмышечных складках. Там появляются розовато-фиолетовые стрии - участки с нарушенной пигментацией. Эти полоски длиной 2 - 4 см и шириной около 1 см трудно не заметить.

Но и это, увы, еще не все. Ожирение способствует длительному повышению артериального давления. И попавшийся в его сети подросток - прямой кандидат в группу риска. Примерно треть юных толстяков так и останется с избыточным весом.

У многих из них значительно раньше обычного развивается атеросклероз. Он может проявиться ишемической болезнью сердца, стенокардией, инфарктом миокарда.

10 - 12% будут страдать гипертонической болезнью. А 5 - 6% заболеют сахарным диабетом.

Ваши действия

Строгая диета с минимумом углеводов: мучного, сладкого. Надо показаться эндокринологу. Врач объяснит, как следить за уровнем сахара в крови, чтобы не создавать условий для развития сахарного диабета.

Повышенное артериальное давление

А 14-17 лет возможно преходящее повышенное артериальное давление у детей.

В этот период верхние границы нормы для юношей - 140 х 80 мм, у девушек - 130 х 80 мм рт. столба.

Причина

Все в тех же надпочечниках: они начинают активно работать, выделяя другие гормоны - катехоламины, то есть адреналин и норадреналин.

Причем отдел надпочечников, синтезирующий адреналин, созревает и максимально работает с 11-12 до 14-15 лет. И если раньше ребенок от стыда или смущения розовел, теперь его щеки могут буквально полыхать красно-бордовым румянцем при малейшем волнении. Это надпочечники мгновенно выбросили в кровь адреналин, который увеличивает частоту сердечных сокращений и повышает систолическое (верхнее) давление.

Отдел надпочечников, продуцирующий норадреналин, созревает на год-два позже, поэтому его утихомиривающее воздействие на цвет кожи - побледнение - запаздывает (норадреналин вызывает спазм сосудов и повышает нижнюю цифру нашего давления).

Ваши действия

Ничего опасного в таком временном повышении артериального давления и ярком румянце в общем-то нет. Но если эти симптомы держатся месяц-два и артериальное давление переходит границы нормы, если юноша или девушка жалуется на повышенную утомляемость, головную боль, есть повод обратиться к терапевту или эндокринологу. Иногда такие длительные состояния могут привести к артериальной гипертонии, которая проявится годам к 20 - 25.

Юношеская гетерохолия

Немало родителей одолевает беспокойство, когда их отпрыск вдруг проявляет прямо-таки "волчий аппетит" и при всем при том... остается худым! "Может быть, у него глисты?" Но анализы начисто отрицают эту версию.

А спустя полгода аппетит резко снижается. Родные вздыхают с облегчением. Однако в течение последующих 2 - 3 лет таинственная история может повториться, пугая родителей.

Причина

У подростка возбудимый тип секреции желудочного сока, и на этой почве, вероятно, развивается юношеская гетерохолия, при которой кислотность желудочного сока может резко меняться: от повышенной (много ест) до 0 (нет аппетита).

Ваши действия

Такого подростка надо сразу же показать врачу - это фактор риска развития язвенной болезни, гастрита. Если юноша или девушка питается нерегулярно, любит жирную, соленую, острую и жареную пищу, жвачку, курит, болезни желудка не заставят себя ждать: могут атаковать очень быстро.

Страдающему юношеской гетерохолией, чтобы не было самопереваривания слизистой, необходимо в периоды волчьего аппетита регулярное питье 4 - 5 раз в день. Лучше, если это будет щелочная минеральная вода типа Боржоми, Ессентуки № 4, но не пепси и не фанта! От жирного, соленого, острого, жареного, а также от жвачки и курения придется отказаться.

Неполная блокада правой ножки пучка гиса

При снятии электрокардиограммы во время диспансеризации в 14 - 17 лет у некоторых детей выявляется неполная блокада правой ножки пучка гиса.

Причины и действия

Не беспокойтесь - это вариант нормы, который возникает в связи с ростом сердца и увеличением физиологической нагрузки на его правые отделы. В 99% случаев все исчезает к 20 - 25 годам.

Экологичное родительство: Немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Взрослеть не стыдно

Кара Наттерсон, педиатр и автор серии брошюр для ребят 10-12 лет «Care and Keeping of You», утверждает: немногие родители согласятся с тем, что подростковый период жизни их детей - самый приятный и волшебный. Наоборот, практически 100% детей после 12-го дня рождения - это больше не ваши милые и славные «зайчики», это совсем другие дети. Что нужно помнить родителям в период, когда «трудный возраст» еще только на горизонте?

Обычно я пишу для детей, но все чаще их родители просят научить меня тому, чему я научила в своих книгах их детей. И это очень правильно, потому что если дети будут понимать, что происходит с их телом и психикой, они смогут научиться контролировать свои эмоции и принимать правильные решения. Взрослым это понимание также необходимо. Поэтому, дорогие родители, прочтите те мои 10 советов, которые я даю ребятам от 10 лет и старше :

Взрослеть - не стыдно

Все люди взрослеют, это нормально. Сегодня двочки в среднем могут вступать в пубертатный период уже с 8-9 лет, а мальчики - с 9-10 лет. Конечно, это средние показатели, поэтому половина детей вступает в этот возраст еще раньше или позже. Первые признаки могут быть неявными, а могут и проступить очень четко. Два самых распространенных: резкие перемены настроения и более обильное потоотделение. «Качели» настроения приводят к ссорам с друзьями и стычкам с родителями, а вот обильный пот приводит к появлению неприятного запаха подмышек и ног.

Нет исключений

Почему-то взросление часто связывают с девочками, пока мальчик «вдруг» не оказывается «дядькой» с усиками. Это потому что девочки начинают созревать раньше и заметнее в начале, они также чаще демонстрируют свои эмоции по поводу этого. Но с мальчиками взросление тоже происходит не в один момент.

«Качели» - вещь неприятная

100% мальчиков и девочек говорят мне, что им самим не нравятся их перепады настроения. Они прекрасно понимают, что реагируют резко, грубо отвечают, делают глупости или находятся в угрюмом расположении духа, но ничего не могут с этим сделать. И вот почему: их мозг созревает медленно. И если ребенок выглядит как почти взрослый, то от него ждут «взрослого» поведения, а ведь его мозг еще не повзрослел. К 12-13 годам эмоциональный центр мозга уже полностью сформировался, это подпитывает импульсивность и готовность к риску. Зато префронтальная кора головного мозга, которая должна уравновешивать эмоциональный центр - совсем еще не готова. А она как раз отвечает за рациональное мышление, просчитывание последствий наперед и так далее. Сформируется она уже после 20 лет. Нет, у подростков она тоже есть и работает, но ее «мощностей» не хватает на то, чтобы уравновесить эмоции и импульсивность. Если детям объяснить это, они с облегчением поймут, почему они вроде бы знают, как правильно, а делают все равно не так, как надо.

Мозг можно перехитрить

Я долго объясняю детям, как созревает их мозг и как можно научиться принимать правильные решения, даже если префронтальная кора еще «не выросла». Вот некоторые подсказки:

    Посчитай до 10 перед тем, как что-то сделать : написать комментарий в соцсети, например, или сесть в машину с нетрезвым человеком, или пересказать сплетню. Просто посчитай медленно до 10 (до 20 или до 100) - пусть префронтальная кора получит время, чтобы проанализировать и решить, что делать.

    Не проси чего-то, к чему ты не готов. Если ты знаешь, что в определенной ситуации не сможешь правильно принимать решения - не лезь в эту ситуацию.

    Используй своих родителей как «отмазку» : очень трудно иногда сказать «нет», особенно друзьям, поэтому лучше «вали на серого». Скажи, что мама просто ужасная, она абсолютно не разрешает туда-то идти и то-то делать. Поэтому - нет. И можешь даже не благодарить маму за это «правило».

С 12 лет друзья имеют больший авторитет, чем родители

Вот это меня как врача пугает больше всего. Хорошо обратиться к другу, чтобы выяснить границы его знаний, узнать его мнение. Но когда нужна информация о фактах, обращаться следует к родителям или другим взрослым, которым ты доверяешь.

Если не доверяешь родителям, найди другого взрослого

Интернет - это не взрослый, достойный доверия. Это стоит запомнить. Во-первых, там полно непроверенной и неправдивой информации. И потом, в интернете полно самых разных изображений. Часто бывает, что подросток ищет научную информацию, а в итоге видит порно. Поговори с родителями или доверенным взрослым, если у тебя есть вопрос, который ты не можешь задать им. Родители, а вы, пожалуйста, не обижайтесь, если ребенок обращается не к вам.

Питание, спорт, гигиена, сон

    Это должно быть основой, которая никуда не девается в подростковом возрасте. И обычно именно вокруг этого и разыгрываются горячие споры детей и родителей. Но спорить тут не о чем: если хочешь вырасти здоровым, все это надо будет выполнять как и в детстве.

    Хорошо питайся, ты сам знаешь, что в твоем рационе слишком много фастфуда и не надо говорить 100 раз, насколько вредна сладкая газировка.

    Если не спорт, то физкультура, можно делать упражнения со всякими компьютерными играми и приложениями. Всего часа в день хватит, чтобы ты почувствовал себя лучше.

    Гигиена - это значит быть чистым. Немногие люди тебе скажут, что у тебя в зубах застрял салат, не говоря уже о запахе от тебя. Делай хотя бы минимум: душ с мылом, умывайся, чисти зубы утром и вечером, пользуйся дезодорантом.

    Сон - это дар, это время, когда ты растешь, поэтому для роста нужно спать. Во время сна все, что ты узнал днем, переносится в долговременную память - значит ты сможешь лучше написать контрольную и сдать экзамен. Во время сна лучше сгорают калории, а значит меньше откладывается жира. А еще здоровый сон - это более стабильное настроение на весь день!

Родители тоже были подростками

Мир поменялся за одно поколение, а вот мозг и тело человеческие функционируют так же. Если тебе нужен совет или помощь - обащайся. Если родитель не так понял или делает что-то не то - говори. Иногда ребенок идет с вопросом, а через 10 минут уже горько сожалеет о том, что спросил, потому что начинается лекция: «Вот я в твоем возрасте…» Просто скажи, что их воспоминания тебе не помогут, перенаправь их.

Выбирай правильные слова

Не надо говорить эвфемизмами, когда речь о частях тела - другой человек может не понять твоего «кода». Иногда разговор о чем-то может оказаться совсем о другом, отсюда и дезинформация. Некоторых пугают анатомические термины, потому что они думают, что это плохие слова, но в правильных словах ничего плохого нет.

Общение

Мир действительно изменился, способы коммуникации тоже, но, пожалуйста, получив нужную информацию из интернета, выключи гаджет и найди время для живого общения. Объясни родителям, что такое для тебя быть подростком, что ты чувствуешь. Поверь, они очень хотят об этом узнать!опубликовано

©Кара Наттерсон


Переходный возраст заставляет подростков особенно тщательно следить за своим здоровьем, ведь очень важно, чтобы в этот период физическое и психологическое развитие проходило без проблем. Поговорим о здоровье подростка .

Подросткам, как и всем людям разного возраста, важно поддерживать свое здоровье и регулярно проходить медицинское обследование . Помочь в этом и рассказать ребенку о его здоровье должны родители. Рассмотрим основные проблемы со здоровьем ребенка в переходном возрасте.

Сколиоз и нарушение осанки

У человека должна быть нормальная осанка, то есть правильное физиологическое держание тела . Это не значит, что подросток должен быть как солдат в строю, с абсолютно прямым положением тела. У нормальной осанки есть некая физиологическая кривизна, но она выражена умеренно. Если, например, осанка патологически сутуловатая, то у подростка будет впалая грудная клетка, согнутые и выступающие вперед надплечья, выпяченный живот. Когда осанка плоская, уменьшен угол наклона таза, а грудная клетка уплощается.

Здоровье подростка обязательно нужно контролировать, ведь при неровной осанке может развиться более серьезное заболевание - сколиоз . Это боковое искривление позвоночника. Сколиоз может быть как врожденным, так и приобретенным.

Чтобы осанка подростка была нормальной, и не развивался сколиоз, необходима физическая активность . Это прогулки, а также физические нагрузки. Можно записать ребенка в какой-нибудь спортивный кружок. Это поддержит здоровье подростка и поспособствует нормальному физическому развитию. Следите за тем, чтобы при сидении за столом подросток держал спину ровно.

Лечение сколиоза зависит от тяжести заболевания.

Сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система подростка развивается очень быстро . Сердце стремительно увеличивается, сердечная мышца, сокращаясь, выбрасывает большое количество крови в сосуды. У подростков частота сокращений сердечной мышцы уменьшается и со временем становится такой, как у взрослых. Здесь проблема со здоровьем подростка кроется в том, что сердечно-сосудистая система может развиваться медленнее, чем организм подростка. В этом случае подросток может ощущать усталость, слабость, предобморочное состояние. Чтобы сердечно-сосудистая система подростка развивалась нормально, нужны правильные физические нагрузки .

Эндокринная система

Функции эндокринной системы определяют биологические особенности подросткового возраста . Эндокринная перестройка ведет к изменению гормонального фона. От гормонов щитовидной железы зависит работа всех внутренних органов. Они определяют физическое развитие, интеллект, адаптационные возможности, участвуют в обмене веществ и работе мозга. Здоровье подростков во многом зависит от количества гормонов щитовидной железы, которых в подростковом возрасте не хватает. В результате щитовидная железа может быть увеличена.

Подросток должен обязательно наблюдаться у эндокринолога, который назначит правильное лечение .

Как сберечь здоровье подростка

Чтобы сохранить здоровье подростка, нужно, чтобы ребенок соблюдал режим дня . Подросток должен стараться ложиться спать в одно время, много времени проводить на свежем воздухе. Прогулки улучшают сон и укрепляют иммунитет. Обязательны физические нагрузки, очень полезно плавание.

Здоровье подростка поддержит вакцинация . Она поможет предотвратить вирусные заболевания.

Подросток должен правильно питаться . Ему необходимы витамины и полезные вещества. В рационе подростка должны быть овощи, фрукты, зелень, каши, мясо, рыба и молочные продукты. Ограничьте подростка в употреблении сладкого.

Здоровье подростка имеет очень важное значение для последующей жизни, ведь именно в этот ответственный период происходит физиологическое и психологическое развитие человека. Следите за здоровьем подростка, способствуйте посещению врачей, ведь это очень серьезно .