Комплексы подростков – виды и способы борьбы. Характеристика подростковых комплексов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» . Он включает в себя перепады настроения - от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием (Личко А. Е., 1983).

Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой - охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом (Фрейд А., 1993).

3.Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей (Якобсон П.М., 1976).

Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления (Мухина В. С, 1997).

Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними.

Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек. При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П. М., 1976).

Практически каждый человек имеет свой эталон красоты, и хочет ему соответствовать. У подростков появляется целый культ красоты, они постоянно недовольны свои внешним видом. Из-за того, что ребенок негативно относится к себе, начинает развивается неполноценности – он травмирует психику, влияет на отношения с одноклассниками, друзьями, родителями. Кто же виноват в подростковых комплексах? Как от них избавляться?

Основные причины

Подростковый период считается достаточно тяжелым временем. Подростку приходится переживать физиологические изменения, которые отражаются на его внешности. Многие просто не любят свое отражение в зеркале. Почему? Под действием гормонов начинает расти грудь, меняется окружность бедер, ног, ягодиц, могут появляться .

В переходном возрасте тело начинает вытягиваться, теряет свою форму или, наоборот, становится слишком пышным. Изменения заметны в лице: нос становится широким, длинным, а брови заметно густыми. Дети не могут смириться с такими изменениями, поэтому впадают в депрессию, перестают любить себя, придумывают массу недостатков.

Кроме того, каждый подросток выбирает для себя идеальную внешность звезды или персоны с журнала, которая сильно отличается от него. Часто комплексы появляются из-за роста: мальчики переживают, что низкие, а девочки, что слишком высокие. На самом деле важно понимать: девочка растет быстрее мальчика.

Ситуация обостряется, когда в первый раз влюбляется, хочет привлечь к себе внимание, а ему не отвечают взаимностью. Все заканчивается самокритикой, самобичеванием. Ребенок полностью недовольный тем, что подарила ему природа. Девочки с большой грудью мечтают о маленькой или наоборот.

Особенно тяжело наблюдать за мучениями ребенка родителям. Единственное только успокаивает: подростковый возраст закончится и все наладится.

Внимание! Если своевременно не помочь ребенку принять свою внешность, все закончится дисморфией (патологическое восприятие собственного внешнего вида).

Комплексы ребенка мешают ему полноценно жить, развиваться, заметно отражаются на социальной адаптации, учебе.

Когда нужно волноваться?

Важно осознать, что подросток скрытый, замкнутый, он не хочет ни с кем говорить о своих проблемах. Почему?

  • Ребенок не уверен в искреннем отношении родителей. Наперед знает, что родители будут доказывать обратное.
  • Родители перестают быть для подростка авторитетом. Как правило, в этот период становятся авторитетами сверстники, которые следят за тенденциями моды.

Однако только мама и папа могут первыми заметить, что их чадо комплексует. Важно обратить внимание на такие признаки:

  • Подросток не хочет фотографироваться, старается постоянно спрятаться за кем-то.
  • Ребенок отказывается смотреть в зеркало или начинает долго изучать свое тело.
  • Постоянно трогает лицо, грудь, ягодицы руками.
  • Меняет свой стиль – начинает носить мешковатую одежду, чтобы скрыть недостатки.
  • Ребенка интересует внешность других – он обращает внимание на рост, ног, ноги, грудь.
  • Находится в состоянии : не спит ночью, полностью отказывается от приема пищи, перестает общаться с одноклассниками, друзьями, у него наблюдается состояние апатии.

Как избавить подростка от комплексов?

Некоторые взрослые смеются над тем, как их дети относятся к своей внешности. Родители уверены, что их ребенок потрясающе выглядит. На самом деле ребенку неважно мнение родителей, у него в этом возрасте свои понятия о внешности. Поэтому не стоит смеяться, наоборот, нужно к проблеме отнестись с тактом, пониманием.

  • Запаситесь терпением . рано или поздно закончится, потом вы снова станете для ребенка авторитетом.
  • Следите за поведением ребенка . Нельзя быть на 100% уверенным в подростке. Важно наблюдать за его поведением в разных ситуациях, только так сможете понять его волнение, страх.
  • Будьте интересным собеседником. Представьте, что вы вернулись в детство. Поговорите со своим ребенком о своем опыте, как вы комплексовали среди друзей, хотели быть похожими на знаменитость. Только ваши рассказы должны внушать оптимизм ребенку.
  • Поработайте над подростка .
  • Найдите интересное хобби , чтобы ему не было, когда думать о внешности. Купите домашнее животное, абонемент в спортзал, спортивный велосипед. Так он станет более уверенным в себе.
  • Серьезно относитесь к подростковым проблемам . Можете покупать вместе косметику. Например, средства от прыщей, советуйте, что лучше надеть. Подросток должен чувствовать вашу поддержку.
  • Сделайте все, чтобы ребенок по-настоящему поверил в себя.

Часто подростковые комплексы остаются и во взрослой жизни, они мешают реализоваться, быть уверенным в себе. Ваша задача: научить свое чадо любить себя таким, каким он есть. Вы должны не акцентировать внимание на внешности. Это только оболочка! В жизни особое значение имеют личностные аспекты. Ребенок должен запомнить, если он себя полюбит, будет сиять, дарить счастье окружающим, никто не заметит, какой у него цвет глаз, волос, рост, полный он или худой. Расскажите, что может человек быть красивым, а внутри пустота. В жизни главное красота души. Если вы своевременно научите этому свое дитя, у него не возникнет проблем во взрослой жизни.

Некоторые родители сами виноваты, что их дети комплексуют. Они напоминают им за вес, могут оскорблять, унижать. Этого делать нельзя, так вы «убиваете» в своем ребенке личность. Нужно помнить о моральных ценностях, которые теряются в современной повседневной жизни. Больше всего воспитывается дитя в семье, именно в ней он берет для себя все. Если ему недостаточно внимания, подросток начинает искать его на улице. Затем появляются разные проблемы. Уважаемые родители, все зависит только от вас. Сделайте все, чтобы ваше дитя росло в любви, счастье и никогда не думало о своих комплексах. Воспитайте полноценную и свободную личность!

Наши недостатки не так страшны, как их малюют

NN

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек.

Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика, тем, что тот склочник или любит сплетни и интриги. Он может нормально отреагировать на оскорбление или не обратить на него внимания, может поскандалить с обидчиком, обозвав его в ответ и получив от этого удовлетворение.

Подростки ещё не умеют анализировать, чем вызвано плохое отношение или оскорбление, не умеют и правильно вести себя в сложной ситуации. Они не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелы, поэтому пренебрежение окружающих их очень ранит. Реакцией на психотравмирующую ситуацию могут быть обида, слезы или уход в себя.

Внешняя бравада любого подростка, демонстрирующего своим сверстникам или взрослым, что ему все нипочем, «наплевать» на мнение окружающих, - это лишь маска.

На самом деле и мальчики, и девочки очень озабочены тем, что о них думают окружающие и с обостренным вниманием следят, какое впечатление производят на сверстников и взрослых.

Подростки - эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих.

Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники, если они его за это дразнят, - то это создает основу для формирования комплексов.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе.

Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, - все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.

Самое главное, что нужно подростку - это моральная поддержка родителей.

В некоторых семьях родители никогда не говорят подростку сыну (дочери), добрых слов. Они все время упрекают, что он(а) ведет себя не так и все делает не так, как им хотелось бы, и толку из него (нее) не выйдет.

Один мой пациент рассказывал, что с детства слышал от родителей только резкие слова: «Другие дети - как дети, а ты какой-то недотепа!», «Ты ничего не умеешь, у тебя руки не из того места растут!», «Чего ты развесил сопли, другой на твоем месте умел бы дать сдачи», «Как ты меня достал, убить тебя мало!» - а бывали слова и похлеще. Он стеснялся приводить домой приятелей, боясь, что мать ляпнет при них какую-то бестактность. Он завидовал своему приятелю, у которого дома все было совсем не так. У него действительно сформировалась уверенность, что он никчемный, неумный и ни к чему не способный.

Мальчики и девочки, которые слышат от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это основа многих комплексов.

У 15-летнего Вити с детства были периоды подавленного настроения. Учителя замечали, что он выглядит постоянно подавленным, грустным. Если его расспрашивали, что случилось, чем он так огорчен, не обидел ли его кто из товарищей, он опускал голову и молчал или тихо отвечал: «Нет, все в порядке, ничего не случилось, просто настроение плохое».

Видя грустного сына, мать Вити, вместо того, чтобы проявить ласку и участие, ещё больше раздражалась и кричала на него: «Ну что ты опять нос повесил! Вечно ты всем недоволен, тебе не угодишь!» От её криков и вечных упреков мальчик весь сжимался, втягивал голову в плечи, молчал, уходил в свою комнату и тихо плакал. У него не было друзей и ни одного близкого человека, которому он мог бы довериться.

Однажды он написал записку: «Я не могу так больше жить», - и попытался покончить с собой. Его спасли, но мне он потом говорил, что зря его спасли, ему не хочется жить, потому что он «моральный урод», ничего у него не получается, как у других ребят, и ничего хорошего из него не получится. Витя не верит в себя, у него никого нет, он страшно одинок и несчастен.

Нам удалось преодолеть и его депрессию, и его комплекс неполноценности. На самом деле он, хотя и застенчивый, но добрый и отзывчивый мальчик. В больнице Витя подружился с другим подростком, потом они стали часто встречаться, Витя сам ездил к другу, так как не хотел, чтобы тот встречался с его матерью.

Этому возрасту и без того свойственная неуверенность в себе, даже если подросток прикрывает свою неуверенность напускной бравадой. А если при этом родители постоянно «долбят», что он никчемный, ни к чему не способный, неполноценный, лентяй, бездельник, растяпа, - то тинэйджеру трудно переломить такое отношение и повысить самооценку, хотя бы реально оценивать себя и свои способности. Он не ценит себя и приобретает уверенность, что на что-то годен, хуже всех. У таких подростков формируется стойкий комплекс неполноценности, который потом переносится во взрослую жизнь.

Очень важно, чтобы девочки и мальчики с самых ранних лет слышали больше добрых и ободряющих слов от своих родителей.

Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Если родители постоянно «тюкают» дочь в её недостатки, ругают и упрекают, то откуда возьмется высокая самооценка? Девочка-подросток начинает оценивать себя глазами родителей, считает себя никчемной неудачницей, неумной, непривлекательной. Причем, очень велики шансы, что это мнение о себе у неё сохранится, а став взрослой, она и в самом деле будет непривлекательной и неудачницей.

То же самое и в отношении мальчиков. Когда родители используют такие слова как «дурак», «оболтус», «бездельник», «бездарь» и прочие в том же духе, то в конце концов подросток и сам в это поверит. Оскорбления и упреки родителей так травмируют психику подростка, что последствия этого трудноискоренимы и могут привести к драматическим ситуациям.

Костю воспитывала мать, родители давно в разводе. Бывшего мужа мать Кости ненавидела, называла его «размазней» и «бабой в юбке». А сыну она говорила, что он - «копия отца», такой же «никчемный недотепа».

Мальчик рос робким, пугливым, стеснительным, очень боялся гнева матери, старался её слушаться, но она все равно находила повод, чтобы накричать на сына и наказать его. Одноклассники его не любили и все время дразнили. Однажды когда он поднимался по лестнице, один из одноклассников подставил ему подножку, и Костя упал и покатился вниз по лестнице. Он получил сотрясение мозга и несколько переломов. В больнице он постоянно говорил о том, что больше не хочет жить, так как его никто не любит, он никому не нужен, все над ним смеются.

Комплекс неполноценности может развиться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка (хромоты, нарушения в строении лица, большого родимое пятно на лице, бородавок, косоглазия или чего-то еще). Ребята в этом возрасте очень жестоки, они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, - то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

Формированию комплекса неполноценности способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основа комплексов - низкая самооценка.

Женя с детства тихий, застенчивый. Он боялся чрезмерно активных сверстников, всегда старался держаться в стороне, если ребята затевали возню, старался быть поближе к взрослым. Его все дразнили «маменькиным сынком», никто из ребят не хотел с ним дружить. Девочки относились к нему свысока. Он чувствовал себя одиноким и несчастным, завидовал решительным, уверенным в себе ребятам, которые запросто общались с девочками.

Комплексы могут развиться в том случае, если мальчик (или девочка) плохо учится в школе, например, дома нет нормальных условий для занятий. Ведь на самом деле для того, чтобы освоить школьную программу, не нужно быть «семи пядей во лбу». Она рассчитана на обычного ребенка со средними способностями. Подросток, у которого дома сложная обстановка, например, родители часто скандалят или выпивают, или они давно разошлись, а мать занята лишь собой, приводит любовников, или мать повторно вышла замуж, а он(а) не ладит с отчимом, или в семье появился младший ребенок от отчима, - растет подавленным, задумчивым, одиноким. Ему (ей) не до учебы, у него свои, недетские проблемы. Несколько раз учителя обратят внимание на плохую успеваемость, выставят в качестве «отрицательного примера», - и у мальчика (девочки) уже сформировался комплекс неполноценности, он(а) считает, что у него (нее) нет способностей к учебе. У подростка опускаются руки - зачем стараться, если все считают его «глупым» и ни к чему не годным?!

Любое замечание, косой взгляд, а тем более насмешки и «ярлыки», - больно задевают и без того ранимое самолюбие подростка. Формируется стойкий комплекс неполноценности. Став старше, он(а) по-прежнему считает себя ни к чему не способным и заведомо ведет себя как неудачник. А судьба не любит неудачников и больно наказывает тех, кто опустил руки и махнул на себя рукой.

Насмешки сверстников по поводу внешности или фигуры тоже могут создать фон для формирования низкой самооценки и комплексов.

В подростковом возрасте все девочки превращаются в «гадкого утенка». Если находится бестактный одноклассник, который отпустит ехидное замечание в адрес её «плоской фигуры» в то время, как сверстницы уже носят бюстгальтер, или юношеских угрей, или жирной кожи, жирных волос, угловатости и неловкости во время спортивных игр или на занятиях по физкультуре, - то неуверенная в себе девочка начинает по этому поводу комплексовать, хотя все её мнимые «недостатки» типичны для подросткового возраста.

Многие девочки переживают ощущение собственной неполноценности. Здесь многое зависит от правильной тактики родителей. Когда у неё возникают проблемы, нужно ненавязчиво помочь их решить, ободрить, если она огорчена или попала в сложную ситуацию. Родители должны постоянно внушать дочери, что она не только не хуже, а лучше других - самая красивая, самая любимая, самая привлекательная, самая замечательная. Только так они могут поддержать дочь в этом очень уязвимом возрасте и не дать сформироваться чувству собственной неполноценности.

И не стоит думать, что лишней похвалой можно избаловать или «захвалить» девочку, и она слишком «возомнит» о себе. Она лишь приобретет уверенность в себе и научится себя реально оценивать.

Моя десятилетняя дочь очень сенситивна - то есть, ранима, чувствительна. Она как мимоза, хотя мы с мужем постоянно её ободряем и поддерживаем. Я тоже в её возрасте была очень ранимой и обидчивой, чуть что - плакала и замыкалась в себе, хотя моя мама - уверенная в себе, сильная женщина. Дочь вся в меня, какой я была в её возрасте, болезненно переживает неудачи, и мы её всегда хвалим. Она хорошо учится, но огорчается из-за каждой отметки, если считает её незаслуженной, хотя мы никогда не требуем от неё «пятерок», я ей говорю: «Двойка - тоже отметка», хотя «двоек» у неё никогда не было, но даже если и будут, я внушаю, что не стоит по этому поводу сильно переживать. Я сама пережила типичный «комплекс отличницы». И в школе, и в институте у меня были одни «пятерки», и когда я на 5 курсе получила «четверку» по педиатрии, для меня это было настоящей трагедией, хотя теперь мне это смешно вспоминать - какая разница? «Комплекс отличницы» - это тоже комплекс, таким образом девочка, не уверенная в себе, самоутверждается.

Хотя мы постоянно внушаем дочери, что она у нас умница и красавица (а она такая и есть), я уверена, что она никогда не «возомнит» о себе - характер не тот. Но надеюсь, что моя поддержка поможет ей преодолеть трудности подросткового возраста. По крайней мере, на «подколы» одноклассников она совершенно не реагирует. Она уже учится вести себя с достоинством, в ней уже заложена маленькая женщина. Она кокетлива, часто вертится перед зеркалом, трет нос и щеки моим «Скрабом» для очистки кожи, чтобы в будущем у неё не было угрей, любит красиво одеваться. Так что даже если она не станет красавицей, то недостатка в кавалерах, я уверена, у неё не будет. Комплексов у неё нет и надеюсь, не будет. О её самооценке я уж позабочусь.

Комплексы бывают не только у робких и нерешительных ребят, но и у многих подростков, которые внешне кажутся вполне благополучными и уверенными в себе. Просто они их тщательно маскируют и никто об этом не догадывается.

В этом возрасте всем трудно. Каждому подростку нужна поддержка взрослых. Не опека, не мелочный контроль и нотации, а именно психологическая поддержка.

Не все родители понимают, как подросток неуверен в себе и как ему нужна их поддержка. Они говорят не ободряющие слова, которые помогли бы повысить его самооценку и преодолеть его комплексы, а наоборот, ругают, порицают его поведение, указывают на недостатки и читают нотации.

Именно родители должны помочь своему ребенку преодолеть комплексы и повысить самооценку. Подростки, которые растут в семье с хорошим эмоциональным климатом, когда родители не лезут в его жизнь, но всегда рядом, ободряют и поддерживают, - как правило, не страдают от комплекса неполноценности.

Тебе уже исполнилось 14 лет и ты стала замечать некоторые изменения в своей внешности? Это из ребёнка ты превращаешься в девушку-подростка. Меняется не только твоя внешность, но и характер, и даже твоё настроение. В этот период, когда ты меняешься, мнение твоих родителей, друзей и просто окружающих людей очень важно для тебя. У тебя бывало такое, что негативно сказанная фраза по поводу твоей внешности, умственных способностей, достижений, наталкивала тебя на мысль, что ты не совершенна? А та стопка глянцевых журналов у тебя на столе наверняка заставляла тебя задуматься о том, что до таких красоток, как на фото, тебе далеко. Выискивая в себе недостатки и постоянно сравнивая себя с другими, ты зарабатываешь себе комплексы. От подростковых комплексов потом очень тяжело избавиться во взрослой жизни. Задумайся над этим. Возможно, у тебя уже зародились подростковые комплексы. Тогда стоит начать бороться с комплексами прямо сейчас!

Комплексы – это некие рамки, в которые мы сами себя загоняем. Большинство недостатков, которые мы в себе находим, просто наша выдумка. Заостряя на них внимание, мы забываем о достоинствах, которых у нас тоже не мало. Подростковый возраст – это время, когда мнение твоих сверстников, а особенно мальчиков, для тебя очень важно. И любые намёки на твою внешность или материальное положение делают тебя замкнутой, угрюмой, грустной. От мнения окружающих в основном зависят неуверенные в себе девушки. Поэтому первый шаг избавления от комплексов - это стать уверенней в себе!

Полюби себя такой, какая ты есть. Научись воспринимать своё отражение в зеркале. Не придумывай себе то, чего нет на самом деле. В большинстве случаев девушки-подростки страдают от комплексов, потому что сами себе их навязывают или чересчур доверяют мнению других людей, которые на самом деле далеко не совершенны. Постарайся поменьше читать глянцевых журналов. Запомни: все фотографии – это фотошоп! Просто ухаживай за своей внешностью и тогда ты будешь выглядеть не хуже, чем модели на фотографиях.

В период полового созревания все изменения в твоей внешности и фигуре только временны. Потом спустя некоторое время ты превратишься в прекрасного лебедя. А сейчас твоя задача - научиться воспринимать себя такой, какая ты есть, и давать отпор тем, кто пытается убедить тебя в обратном. Даже если у тебя есть реальные проблемы с весом или действительно слишком выдающиеся уши, то всё можно исправить. Вес легко убрать, если заняться спортом и подобрать правильное питание, а уши легко скрыть с помощью объёмной причёски. А если тебя волнует проблема маленькой груди или роста, то не волнуйся, ты ещё только развиваешься, и со временем всё у тебя будет!

Кроме комплекса, связанного с внешностью, ты можешь комплексовать по поводу твоих умственных способностей. Например, кто-то в классе лучше тебя решает уравнения, а кто-то красиво рисует. Тебя волнует, что ты так не можешь? Тогда попробуй отыскать в себе свой собственный талант. Наверняка есть что-то, что получается у тебя особенно хорошо. Вот на этом и заостряй внимание. А подтянуть свои знания по математике можно, записавшись на дополнительные занятия. Главное - тренироваться и постоянно развивать в себе навыки.

Некоторые девушки-подростки могут страдать от комплекса бедности. Тебя может огорчать то, что у тебя нет такого крутого телефона, как у Ани, и юбка твоя давно вышла из моды, а все девочки в классе одеты стильно и красиво. Во-первых, пойми: родителей не выбирают. Так уж сложилось, что по каким-то причинам они не так много зарабатывают, но тем не менее, они любят тебя. Скажи спасибо свои родителям за то, что они кормят тебя, одевают и пытаются дать тебе образование. В конце концов, хорошую вещь можно найти не только в дорогом магазине. Главное – знать, где покупать, и следить за скидками. Тогда ты будешь выглядеть не хуже своих одноклассниц.

Главный секрет как бороться с комплексами – это любить себя, активно действовать, не идти на поводу у мнения людей, концентрировать своё внимание на достоинствах и хорошее настроение. Ты заметишь, как сама начнёшь меняться. У тебя появится больше друзей, ты повеселеешь, и мир вокруг тебя изменится.

Юля Михайлик специально для "Будь счастливой!"



Рассказать друзьям