Культурология любви. Развитие представлений о любви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любовь. Что это такое?

Роберт Хайнлайн писал: "Любовь - это когда счастье другого есть необходимое условие вашего счастья".любовь имеет "химическую" основу... А с возрастом химические реакции замедляются. Вот вам и "вечная, бесконечная" любовь...

Какие бы высокие слова мы не говорили о любви, в основе её лежат животные инстинкты. Понятия о любви у молодых и пожилых значительно отличаются. Если для молодых главным фактором является половое влечение и красота, то для пожилых большее значение имеют моральные и деловые качества: забота друг о друге, терпимость и умение прощать, хозяйственность в быту.

Хотя, конечно, любовь бывает разной. что можно сказать о любви? Это чувство, которое живет, развивается и изменяется вместе с каждым человеком и у каждого человека свое понятие о любви. Поэтому никто не может однозначно ответить на вопрос: «Что такое любовь?».

Создать семью без любви невозможно. Любовь – это самое главное условие для существования семьи. Без любви – это уже не семья, а пародия на нее, взаимовыгодное сосуществование, ведение общего хозяйства, но не семья.

Т ри потребности рождающих любовь :

Половое влечение, это не только стремление к воспроизводству живого вида организмов, но и к физической близости, т. е. ко всем тем приятным ощущениям, которые волнуют человека.

Дружба, как форма взаимоотношений между людьми, предполагает уже более близкие отношения между людьми, которых связывает взаимное половое влечение, другие желания и интересы, а также появляются и общие дела, и интересы (включающее взаимные влечения).

Уважение, это потребность ума, т. к. ум выделяет качественные стороны другого человека – вы не станете уважать человека, если не видите и не признаёте в нем никаких достоинств. Поэтому уважение, это отношение признающее достоинство другого человека, его интересы, его потребности.

Все наши взаимоотношения, включая любовь, начинаются с обычного жизненного человеческого стремления продолжать свою жизнь в обществе других людей, иметь друзей, возможность общаться, иметь помощь и возможность удовлетворения потребностей и интересов в своей жизнедеятельности. Само слово общение уже говорит об общих интересах и совместной жизни людей. Однако при совместной жизни многие люди забывая об общих интересах во всех человеческих взаимоотношениях, начинают защищать только личные интересы, забыв о своей зависимости от других и об общей взаимозависимости всех людей. Весь разговор о человеческих взаимоотношениях вполне можно свести к семейным отношениям людей, начиная с которых строятся и все взаимоотношения между людьми.

Культурно-исторический анализ представлений о любви

Переживая любовь, человек переживает всю историю человечества, начиная от каменного века и кончая возможностями, заложенными в его личности.

М.М. Пришвин

Системный анализ категории "любовь", позволил определить любовь как чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Чувства обладают такими характеристиками как социальность и культурно-историческая детерминированность, что обуславливает необходимость анализа представлений о любви в разные исторические эпохи и в разных культурах. Без исторического анализа феномена любви невозможно полное и адекватного понимание дискурса любви в современном обществе. Связь чувств с сознанием и второй сигнальной системой делает задачу исторического анализа решаемой, хотя уровень рефлексии феномена любви в разных культурах различен. Чувства всегда предметны, т.е. направлены на определенный объект. Объекты половой любви трансформировались и переопределялись в процессе развития человека и общества. Анализ мужских и женских образов и стилей поведения в любви позволит более точно понять специфику понимания любви в разных культурах. Объекты любви выделяются в силу их способности устойчиво удовлетворять базовые потребности индивида. Выявление тех потребностей, квазипотребностей, удовлетворение которых связывается в разные эпохи с любовью и близкими отношениями, и определение уровня потребностной сферы, им соответствующего (по классификации В.А. Иванникова ) необходимо для грамотного составления и интерпретации результатов экспериментального исследования, реализуемого в данном проекте.

Таблица 1.

Трансформация представлений о половой любви в различные исторические эпохи

Эпоха, культура

Источники, отражающие представления о любви

Представления о любви

Образы мужского и женского поведения в любви

архаическая культура

мифы, эпосы, народная лирика, наскальные рисунки, петроглифы (Африка)

Секс сакрален. Половое общение виделось как охота: мужчина-охотник, женщина - дичь, фаллос - стрела, женское тело-цель, рана. Родоначальник племени выстреливает душой ребенка через отца в тело матери. Секс, женщина - табу. Охота и война требовали сил для воздействия на души врагов и животных, поэтому нельзя было их расходовать на брачные отношения.

мужчина-охотник: охотится, преследует, побеждает; женщина - дичь: убегает, дает себя преследовать, уступает.

XXIII-XXI в. до н.э., шумеро-аккадская культура

"Эпос о Гильгамеше"

Любовь только начинает выделяться в особую силу жизни: богиня Иштар (Иннин) - покровительница любви и распри, вожделения и войны. Акт размножения священен, от него зависит плодородие семьи и страны. Мужская сила - признак власти правителя. Любовь очеловечивает человека: жрица любви Шамхат изменяет дикого человека Энкиду, превращает его в настоящего человека.

Иштар: вожделеет. отделывается от супруга, отправляя его в преисподнюю, от пастуха, которого любила - сделав его волком, от садовника, который не захотел ее любви - превратив его в паука

Древний Египет (20вдо н.э. - 3 в. до н. э)

любовная лирика, религиозные культы, скульптура, "Сказания о Сатни-Хемуасе)

культ Хатор - богини любви и веселья (Прекрасная, Золотая, Владычица звезд). Возникновение индивидуальной любви (Эхнатона к Нефертити, дочери Ахура к ее брату)

женщина под угрозой смерти остается верной любви, мужчина в скульптуре, архитектуре возвеличивает женщину

Древняя Индия

трактат "Ветка персика", Камасутра (3-5в), драма Шудраки "Глиняная повозка" (4в), индийская мифология

1. формируется отношение к любви как искусству, которому надо учиться;

2. представление о любви тесно связывается с религиозными и философскими представлениями (в жизни человека 3 цели: дхарма - исполнение семейных, общественных, религиозных обязанностей; артха - достижение материального благополучия; кама - удовлетворение чувственных побуждений, успешная женитьба и взаимная любовь способствует достижению этих целей); любовь включается в общую систему ценностей, связывается с успешностью в других сферах жизни.

3. Возникает типологический подход в понимании любви (4 вида любви: 1. любовь приобретенная долгой привычкой, результат постоянного вовлечения чувств в такие действия, как соитие, охота, верховая езда, возлияние; 2. любовь, рожденная воображением - продиктована идеями и чувствами; 3. любовь, возникшая из доверия и основанная на убеждении - взаимная любовь, испытанная на верность, когда смотрят на другого как часть себя; 4. любовь, происходящая из восприятия внешнего объекта и наслаждения от этого - включает другие 3 рода;

4. выделены типы физической конституции мужчин (заяц, бык, жеребец) и женщин (лань, кобыла, слониха); выделены 4 группы женщин по привлекательности (лотосовые, искусницы, раковины, слонихи).

детально разработано поведение женщины (в т. ч. гетеры) и мужчины в любви, выделены те искусства, которые им необходимо знать

античность (4-3 в. до н.э. - 2в. н. э)

мифология, философия, трагедии, любовная лирика: Платон "Пир", Овидий "Искусство любви", "Любовные элегии", Апулей "Золотой осел" (миф об Амуре и Психеи), Ахилл Татий "Левкипп и Клитофонт", Харитон "Повесть о любви Херея и Каллирои", Аристотель "Первая аналитика", "Киномаховая этика", Сенека "Нравственные письма к Луцилию", Плутарх "Наставление супругам", "Об эроте", Цицерон "Тускуланские беседы", Тит Лукреций Кар "О природе вещей", Софокл "Антигона", " Эдип - Царь ", Гесиод "Теогония", Эмпедокл "О природе", Гомер "К Афродите", "Иллиада"

1. любовь осмысливается как сила, играющая огромную роль в развитии мира (Парменид, Эмпедокл), общества (любовь как причина Троянской войны в "Илиаде" Гомера) и человека (любовь как стремление к совершенству, целостности у Платона);

2. выделяются различные виды любви: эрос - страстная любовь, сторге - спокойная любовь-нежность, семейная любовь, филия - любовь-дружба, мания - любовь-одержимость, прагма - любовь по расчету, агапе - бескорыстная любовь-самоотдача;

3. дискуссии о естественности (Платон, Эмпедокл, Лукреций Кар, Аристотель, Плутарх) - неестественности (Диоген, Цицерон) любви для человека; о позитивной: совершенствует человека, укрепляет семью и общество (Платон, Эмпедокл, Аристотель, Плутарх) или негативной: препятствует мудрости, спокойствию, вносит в жизнь тревогу, беспорядок, угрозу (Диоген, Цицерон, Лукреций Кар) роли любви в жизни человека и общества;

Продолжается индивидуализация любви: появляется мотив верности, вечности, амбивалентность чувств любящего

3 основных дискурса в понимании любви:

1. религиозно-мифологический: миф об андрогинах (двуполых людях, посягнувших на власть богов, и за это разделенных на две половинки); две Афродиты (дочь Зевса и Дионы - Пандемос и Урания); для возникновения любви необходимо внешнее действие (стрела Афродиты, Эрота); любви и стрелам Эрота не подвержены 3 богини: Афина (разум), Артемида (охота), Гестия (семья, домашний очаг); любовь выносится из семьи, напоминает сценарий борьбы - состязания; развитие чувственности через искусство, культ тела; связь между богами и людьми через чувственную любовь, дети рожденные в такой любви обладают благословением богов, силой, первородством

2. эзотерический: платоническая любовь - жажда целостности и стремление к ней; субъект любви - душа, а не тело, продукты любви - духовное творчество и забота о себе; любовь есть стремление к Благу, к прекрасному, к совершенствованию личности, поэтому естественный объект любви юноша, а не женщина, на волне полового влечения реализуются идеи и переживания дружбы

3. любовь - наслаждение: с переходом в любовь - извращение

Подвиги во имя любви, жертвование собой для любви (Орфей спустился в Аид за Эвридикой, Пенелопа ждет Одиссея 20 лет, Пигмалион, любовь которого оживляет статую, Лаодамия пожелала умереть вместе с Протесилаем, Эвадна с горя кинулась в погребальный костер мужа, Геро, увидев утонувшего Леандра бросилась в море),

Средние века

Августин Блаженный "Исповедь" (4в), Псевдо - Дионисий "Ареопагитик" (6в), Максим Исповедник (7в) сборник высказываний о любви, письма П. Абеляра и Элоизы (12в)

любовь - сущность Бога и главная заповедь человеку (возлюби ближнего, даже врага, обидчика)

1. духовная любовь противопоставляется телесной: духовная любовь - основа познания Бога и единения с ним (духовный эрос, монахи - возлюбленные Христа, монахини - его невесты), телесная любовь-угроза спасение души, грех.

2. регламентация любовной и супружеской жизни сочетается с расцветом публичных домов, которые содержали даже епископы и аббаты (в соединении супругов не должно быть желания, предназначение брака - рождение себе подобных, любовь мужчины искали в публичном доме; условия брака: нерасторжимость, моногамия, публичность, церковное благословение, согласие вступающих в брак, исключение родственных браков).

3. Максим Исповедник выделяет 5 видов любви: 1. "ради Бога" - так добродетельный любит всех людей 2. "по естеству любовь между родителями и детьми 3. "из тщеславия прославляемый любит прославляющего 4. "из корыстолюбия так любят богатого за дары 5. "из сластолюбия" - плотская любовь, не имеющая целью рождения любви.

4. поляризовано отношение к женщине: 1. на нее возложена вина за Адамово грехопадение, она объявлена сосудом соблазна и вратами адовыми; 2. она объявлена Прекрасной Дамой, которой поклоняются 3. возникает культ Богоматери (синтез возвышенного с женским образом, новое восприятие женского лица).

1. женщина - Ведьма: искушает, соблазняет, губит, обладает тайными силами и знаниями; мужчина поддается соблазну, теряет себя;

2. этикет куртуазной любви: мужчина - рыцарь проходит испытания, служит Даме, поклоняется и обожествляет ее, 4 ступени его положения: таящийся, молящий, поклонник (получил знак расположение), друг (любовник), мужчина должен уметь красиво одеваться, слушать и запоминать стихи, говорить к месту, скрывать от посторонних свои чувства; женщина - Прекрасная Дама: приближает, отвергает, принимает любовь.

3. обожествленный образ женщины, она непорочная Мадонна

Возрождение

живопись (Тициан, Рафаэль, Корреджо), М. Фичино "Толкование на "Пир" Платона" (15в), Пико делла Мирандола "Комментарий к "Песне о любви" Бенивениса", Дж. Бруно "О героическом энтузиазме" (16в), Л. Валло "О наслаждении" (15в), Я. Беме (16в), Эразм Роттердамский (15-16в), Мишель де Монтель (16в)

1. синтез античных и средневековых представлений о любви: формируется идеал индивидуальной свободной любви, в которой чувственная сторона дополняется визуально-духовной, платоническая любовь соединяется с куртуазной, в самой любви объединяется божественное дело и страсть;

2. человек поставлен в центр мироздания, любовь как космическая сила соединяет его со всеми частями космоса и людьми (М. Фичино), делает непобедимым, зовет к подвигам, познанию, объединяет с бесконечной Природой (Дж. Бруно);

3.3. основных вида любви (М. Фичино): любовь равных к равным (гуманизм), любовь высших к низшим (опекунство), любовь низших к высшим (почитание);

4. любовь как земное эротическое чувство воспевается в литературе, живописи ("все, что существует, стремится к наслаждению" Л. Валло).

5. любовь понимается как смерть своего Я, жизнь в другом и поиск красоты, божественного (М. Фичино);

6. самое важное в любви обеспечение продолжения рода через создание семьи (Э. Роттердамский, М. Монтель).

стирается грань между страстью и разнузданностью, порывами сердца и погоней за наслаждениями (мемуары Б. Челлини), отношение к женщине становится более светским (она не ведьма, но и не Богоматерь).

Новое время (17 - сер. 19в)

Р. Декарт "Страсти души", Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк, Н. Мальбранш, Ф. Бекон, Ф. Ларошфуко Д. Юм, Ш. Монтекье, Б. Паскаль "Мысли", Б. Спиноза "Этика", Г. Лейбниц "Об аффектах", Ж. Ламетри "Человек-машина", Д. Дидро "Энциклопедия", Ж. - Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза... " Ф. Баадером "Тезисы эротической философии", Ф. Шиллер "Письма об эстетическом воспитании человека", И.В. Гете, Стендаль "О любви", И. Кант "Метафизика нравов", И.Г. Фихте "Основы естественного права на принципах наукоучения", Ф. Шеллинг, Г.В. Гегель "Любовь и религия", "Дух христианства и его судьба", "Феноменология духа", Л. Фейербах

1. Кризис религиозных представлений, соединение дискурса любви с дискурсом рациональности: любовь опасна, т. к. иррациональна (Ф. Бэкон, Б. Паскаль), здравый смысл - судья любви (Ларошфуко, Юм, Ламетри, Монтескье)

2. любовь анализируется в онтологическом, гносеологическом и феноменологическом аспекте:

а) любовь выступает как объект изучений, предмет знаний, соотносится с другими явлениями: системой мира и общества (Гоббс, Гердер, Кант, Гегель, Фихте), обстоятельствами жизни (Ларошфуко, Юм, Ламетри, Монтескье) и устройством человека, определяется онтологический статус любви;

б) выделяется объект и субъект любви, в гносеологическом плане любовь выступает как преодоление разделенности субъекта и объекта (Фихте, Шеллинг, молодой Гегель)

в) исследуются феноменология любви: детали человеческого поведения, в которых проявляется любовь, любовь психологизируется (изучаются качества и особенности собственно любви, а не Афродиты, Эроса)

3. попытки объективного обоснования причин любви: любовь есть волнение души, вызванное движением "духов", которые побуждают к соединению с предметами (картезианская физиология Декарта), любовь есть удовольствие сопровождаемое идеей внешней причины (Спиноза).

4. строятся "программы" для влюбленных, обосновывающие роль любви в жизни человека:

Стендаль "О любви": существует 4 вида любви: любовь-страсть, любовь-влечение (флирт, сердце холодно), физическая любовь (вспышка инстинкта), любовь-тщеславие (дань расчету, моде); стадии любви (зарождение сомнение, кристаллизация)

И. Кант: долг человека - любить; любовь есть благоволение и благодеяние, любовь предполагает уважение, хотя возможно уважение без любви; любовь возникла исторически, чтобы гарантировать в будущем возможность удовлетворения сексуальных потребностей и совместное воспитание детей.

И. Фихте: брачный союз - единственный способ облагородить человека, брак невозможен без любви, а любовь без брака, мужчине приличествует полная активность, а женщине - пассивность - в постели, в быту. в юрид. правах

Ф. Шеллинг: равноправие полов в любви, каждый ищет своего партнера, чтобы возникла целостная пара, оставаясь при этом целостной личностью, а не половинкой, в любви стремление к обладанию переходит в жертвенность и наоборот, эта двойная сила любви побеждает ненависть и зло.

Г. Гегель: любовь преодолевает раскол между желаниями человека и действительностью, между субъектом и объектом, объединяет всех конкретно-единичных индивидов; нравственной любовь делает семья и дети.

Л. Фейербах: муж и жена только, соединившись, представляют собой род, т.е. совершенного человека, личность - слаба, беспомощна, несовершенна, любовь - совершенна, сильна, бесконечна.

5. эгоизм (себялюбие) противопоставляется альтруистической симпатии (А. Поп, Юм, Смит. Фергюсон, Хатченсон).

6. формируется 4 основных стратегии отношения к половой любви: 1. истеризация тела женщины (женское тело до предела насыщается сексуальностью, отдается в ведение медицины, т. к. оно патологично, делается социальным, т. к. связывается с воспроизводством населения 2. педагогизация секса ребенка (ставится проблема естественности - неестественности секса для ребенка, онанизма) 3. социализация производящего потомство поведения (через социал, налоговые меря, политическую ответственность, медицинские предписания) 4. психиатризация извращенного удовольствия

7. секс и половая любовь становится средством самоутверждения буржуазии, которая противопоставляет высокую цену своего тела, удовольствий, здоровья голубой крови аристократов.

Дон Жуан: погоня за наслаждениями, пресыщение, постоянная смена партнеров, свобода от морали в любви;

любовь в придворных кругах превращается в искусство флирта, заменяется мимолетными увлечениями, стирается граница между добродетелью и пороком;

Верность в браке и любви в предреволюционной Франции - объект насмешек и издевательств;

Возникает рефлексия и самонаблюдение в любви;

Мужчине предписывается активность в семье и обществе, женщине - пассивность (мужская природа подобна животному, женская - растению, Гегель)

Новейшее время (кон. 19в. - 20в)

А. Шопенгауер "Мир как воля и представление", Ж. - П. Сартр "Бытие и ничто", Ф. Ницше, С. Кьеркегор "Либо-либо", З. Фрейд "Психология бессознательного", В. Рейх "Функция оргазма", К. Юнг "Сознание и бессознательное", Г. Маркузе "Эрос и цивилизация. Философские исследования Фрейда", "Структура влечения и общество", К. Маркс, Э. Энгельс, М. Фуко "Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности"

1. иррациональная трактовка любви: любовь - это фантом, который Мировая Воля использует, чтобы заставить людей продолжать род, это коварная ловушка природы, страсть, избирательность, ревность - лишь маскировка, обманчивая надстройка (А. Шопенгауер), любовь - способ самоутверждения Воли, проявляющийся не только в половой любви, но и в любви к жизни и власти. Эти измерения присутствуют и в половой любви как стремление преодолеть существующее, желание победить и подчинить партнера. Любовь способствует жизненному творчеству и отрицанию существующего - смерти. В любви соединяется самоотрицание и самосохранение: у женщин побеждает желание подчиняться, у мужчин - господствовать (Ф. Ницше), иррациональный, бессознательный Эрос в психоанализе З. Фрейда, коллективное бессознательное, архетипы (К.Г. Юнг), неоанархисткие идеи, социальной и сексуальной революции (Г. Маркузе и В. Рейх). Любовь - сила, пугающая человека и управляющая им.

2. попытки деконструкции любви: историческая деконструкция (К. Маркс, Э. Энгельс, М. Фуко), функциональная и онтологическая деконструкция (З. Фрейд, В. Рейх, К.Г. Юнг, Г. Маркузе, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К. Маркс, Э. Энгельс, М. Фуко и др.)

Представления о любви начинают складываться в архаической культуре. Анимистические верования детерминируют понимание любви в этот период как воздействие души мужчины на душу женщины. При этом охота, война также рассматривались как особая форма воздействия на души животных и врагов. Мужчина, чтобы беречь силы, должен был воздерживаться в такие периоды от общения с женщиной. Формируется уникальный дискурс любви: с одной стороны, охота, война и секс объединяются общим объяснительным принципом - воздействие души мужчины на души женщины, животного, врага. На отношения между мужчиной и женщиной переносятся паттерны поведения, реализуемые на охоте, войне. Мужчина в любви выступает как охотник, который преследует, побеждает, поражает, женщине отводится роль дичи, добычи, жертвы - она убегает, дает себя преследовать, уступает. Аналогия между любовью и охотой отражена в русской свадебной лирике (Н. Ерофееева) и в петроглифах Тиу (Африка), в тюркских языках: Ата - самец, отец, Ат - стрелять, Ана - самка, мать, Ан - дичь - и в русском языке (слова "охота" и "похоть" однокоренные). С другой стороны, любовь противопоставляется охоте и войне, общение с женщиной отнимает у мужчины силы и не дает быть успешным на охоте или войне. Опираясь на классификацию уровней потребностной сферы В.А. Иванникова, отметим, что взаимодействие между полами в архаической культуре строится на уровне организма, вида и природного субъекта. Собственно любви в современном понимании еще нет. Биологической эволюцией у людей разного пола сформированы разные половые органы (уровень организма), действует базовая программа сохранения вида (уровень вида), человек реализует данную программу через сексуальное и родительское поведение, удовлетворяя собственные потребности в удовольствии, безопасности, комфорте.

По мнению В.М. Розина, в дальнейшем любовь возникает лишь в тех культурах, где есть оптимальная дистанция между полами. Этнографические данные М. Мид показывают, что любви не возникает в племенах, где люди разобщены, супруги находятся в напряженных отношениях, женщины и мужчины относятся к разным группам, спят в разных частях дома, не едят в присутствии друг друга (племя Манус в Новой Гвинеи). Мужчины в таких племенах являются свободными до свадьбы, а после нее должны работать на тех, кто ее оплатил. Нет половой любви и в племенах, где дистанция между мужчинами и женщинами, напротив, практически отсутствует. В племени арапешей (Новая Гвинея) мужчины и женщины объединены общим делом воспитания, в этом племени нет войн, ссоры редки, работа выполняется совместно. Помолвка осуществляется между девочкой 7-8 лет и мальчиком 13-14 лет. После помолвки невесту выращивают в доме жениха. Если она созревает раньше своего суженого, она вполне может стать женой его старшего брата. Фактически муж и жена растут вместе и испытывают друг к другу скорее братские чувства, нежели страсть, влечение.

В шумеро-аккадской культуре любовь начинает выделяться в особую силу жизни. При этом еще сохраняется архаическое соединение любви и войны: богиня Иштар - богиня любви и войны, распри одновременно (Философия любви). Любовные отношения связываются уже не только с функциями организма, вида и природного субъекта, но и с функциями субъекта социального (культурного). Любовь ассоциируется с гражданскими потребностями человека: от акта размножения зависит плодородие семьи и страны, а мужская сексуальность, сила - становится признаком и атрибутом социальной власти. Актуализируются в любви и этнические потребности, потребность принадлежности к социальной группе. Эта социальная группа пока максимально широка: любовь помогает стать человеком.

К культуре Древнего Египта приписывается возникновение индивидуальной любви: истории любви Эхнатона к Нефертити, дочери Ахура к ее брату стали легендами и дошли до наших дней (Философия любви). Впервые любовь связывается с эстетическими потребностями человека: влюбленные фараоны увековечивают в скульптуре, архитектуре своих любимых. Другая группа потребностей культурного субъекта, с которой соединяются представления о любви, - это потребности безопасности. Мерилом настоящей женской любви становится способность под угрозой смерти остаться верной любимому. Таким образом, любовь противопоставляется потребностям безопасности. Об этом уже в двадцатом веке писал в "Комментариях к жизни" Джадду Кришнамурти: "использовать другого, чтобы удовлетворить свои желания и обезопасить себя - не значит любить... любовь состояние уязвимости... любовь возникает, когда исчезает желание обезопасить себя".

В Древней Индии любовь вписывается в систему жизненных ценностей и целей человека (три цели в жизни человека: исполнение обязанностей, достижение материального благополучие, удовлетворение чувственных побуждений), и, будучи вписана в эту систему, становится предметом религиозных и философских рассуждений. Любовь связывается с потребностью в мировоззрении, с потребностью в поведении по нравственным нормам. В осмыслении любви человечество переходит на уровень нравственного социального субъекта. Любовь в древнеиндийской культуре является предметом познания и пристального изучения, связывается с познавательной потребностью (культурный социальный субъект). Представления о любви дифференцируются: выделяются виды любви и типы мужчин и женщин по их сексуальной конституции и привлекательности.

В эпоху античности происходит осмысление любви одновременно на разных уровнях. Гедонистический дискурс, рассматривающий любовь как способ получения наслаждений, не поднимается в понимании любви выше потребностей организма и природного субъекта. Религиозно-мифологический дискурс связывает любовь с потребностью в создании образа мира (культурный социальный субъект). У Эмпедокла любовь осмысливается как движущая сила развития (синтеза) в мире. Миф об андрогинах объясняет существование двух полов, Афродита олицетворяет персонифицированную любовь. Интересно, что в греческой мифологии существует две Афродиты: Афродита Пандемос (Народная) и Афродита Урания (Небесная), имеющие разное происхождение. Фактически происходит разделение любви на возвышенную и земную, которое в последствие станет основой средневекового понимания любви. Философско-эзотерический дискурс рассматривает любовь в соотнесение с потребностями нравственного социального субъекта. Любви приписывается стремление к самосовершенствованию, к красоте, к целостности. Представления о любви усложняются: возникает мотив верности, вечности в любви (любви после смерти), амбивалентности чувств в любви (люблю, но ревную до того, что ненавижу и т.д.), расширяется классификация видов любви. Любовь возвеличивается, воспеваются подвиги любви, ее красота и сила и одновременно снижается (адюльтер, педофилия, гомосексуализм, лесбиянство, сексуальные извращения) и представляется как нечто ужасное, связанное с муками, изменой, смертью.

Если в античной культуре сосуществуют три дискурса любви, позволяющих дать интерпретацию любви на уровне организма и природного субъекта, культурного субъекта и субъекта нравственного, то в средневековой культуре делается попытка отделить и перечеркнуть потребности организма и природного субъекта, связанные с любовью. Любовь жестко связывается с потребностями вида (рождение детей); она детерминируется церковью, общественным институтом, становится социально нормированной, связывается с гражданскими потребностями субъекта; соотносится с потребностями нравственного субъекта (познание Бога). Запрет на чувственную любовь (супруги могут заниматься сексом только ради рождения детей) приводит к вынесению этого компонента любви из семьи, находящейся под пристальным контролем церкви и расцвету публичных домов, которые содержат даже аббаты (В.М. Розин). Резко поляризуется отношение к женщине. Сексуальность, соблазнительность и греховность приписывается женщине-ведьме или проститутке. Женщина обвиняется в грехопадении человечества. В противовес этому, возникает образ Богоматери. Мадонны, непорочной и святой. Ее обожествляют и ей поклоняются, но она полностью лишена эротического. Наконец, возникает образ Прекрасной дамы, которой также поклоняются, ею восхищаются, посвящают стихи и серенады. Однако и здесь любовь разводится с семейной жизнью. Прекрасная Дама - это всегда жена другого (незамужние девушки были благодаря церкви и воспитанию табу для мужчин). Неслучайно, еще в античной мифологии Гестия - богиня семейного очага, не подвержена силе Афродиты и Эроса.

В эпоху Возрождения делается попытка синтеза чувственного и духовного в любви. Такая попытка, с одной стороны, делает любовь и отношение к женщине более светским (нет больше культа непорочности), с другой, стирает грань между духовностью и страстью, разнузданностью в любви. Человек ставится в центр мироздания, любовь как космическая сила связывает его со всеми частями космоса и людьми. Любовь в эпоху Возрождения не отрицает потребностей организма и природного субъекта, связывается с потребностями культурного субъекта (эстетика женского образа и тела: "Рождение Венеры" Боттичелли), но главное реализует потребности субъекта нравственного в самовыражении и самоактуализации. В любви видится проявление силы человека, его совершенства и свободы. Неслучайно, именно в этот период возникает идеал свободной индивидуальной любви.

В Новое время дискурс любви тесно связывается с дискурсом рациональности: здравый смысл - судья любви. Рациональный подход требует ее всестороннего осмысления: определяется онтологический статус любви через соотнесение с системой мира, общества и с жизнью человека, определяется гносеология и феноменология любви, философами строятся программы любви для людей. Рациональность лишает любовь сакральности, таинственности: формируется образ Дон Жуана, флирт становится популярнее любви, верность высмеивается. По мнению М. Фуко, в этот период секс и половая любовь становятся орудием борьбы за власть, обоснованием социальной значимости. Буржуазия противопоставляет цену своих удовольствий тела, здоровья голубой крови аристократов. Поэтому секс становится предметом пристального внимания: тело женщины до предела насыщается сексуальностью и истеризируется, ребенка постоянно подозревают в сексуальных извращениях, репродуктивное поведение социализируется (через социальные, налоговые меры, медицинские предписания, политическую ответственность). Итак, любовь в период Нового времени тесно связана с гражданскими потребностями (власть, статус), познавательными потребностями (рациональность в любви), потребностью в удовольствиях и видовой программой продолжения рода. Фактически оказываются задействованы все уровни потребностной сферы человека, кроме нравственного. Рациональность лишила любовь уникальности, универсальности как средства самовыражения, самосовершенствования, поиска смысла. Новейшее время характеризуется кризисом рационального постижения мира и любви. В этот период начинает господствовать иррациональная трактовка любви как силы неподконтрольной человеку, таинственной, управляющей им помимо его воли (А. Шопенгауер, Ф. Ницше, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Г. Маркузе, В. Рейх). Любовь соединяется с потребностью нравственного субъекта в поиске смысла жизни, в самоопределении, самоутверждении, но пессимизм заставляет признавать бессмысленность и тщетность этих стремлений, а значит и бессмысленность, и тщетность самой любви. Дискурс любви тесно связывается с дискурсом семьи, возникают образы, совмещающие сбившееся с пути супружество и аномальную сексуальность: невротичная женщина, фригидная супруга, мать, безразличная или не находящая покоя из-за навязчивостей, муж - импотент, садист, извращенец, истеричная дочь, рано созревший, мастурбирующий ребенок, молодой гомосексуалист, отказывающийся женится или пренебрегающий женой. В культуре Новейшего времени любовь обладает огромной силой, но не способствует гармонизации и счастью человека.

В русской культуре долгое время господствует христианская трактовка любви как способа единения с Богом и людьми, как атрибута соборности русского народа. В конце XIX начале XX века отношение к любви поляризуется: возникает материалистический и фисософско-эзотерический подход к любви. Общим для этих подходов было признание исторической изменчивости феномена "любви", широкое использование литературных примеров (в русской философии любви эти примеры подчас заменяли примеры из истории и жизни), акцент на соотношении чувственного и духовного компонента в любви. Представители материалистического подхода: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Сеченов И.М., Лавров П.Л. - стремились уравновесить роль чувственного и духовного в любви: человек не ангел и не зверь; бессмысленно поэтизировать и романтизировать любовные отношения и впоследствии разочаровываться в реальной любви, но невозможно и превращать человека в животное, движимое инстинктами и животными страстями. Религиозно-эзотерический дискурс (Соловьев В.С., Бердяев Н.А., Розанов В.В., Гершензон М.О.) более противоречив в осмыслении платонического и телесного в любви. Н.А. Бердяев отрицает секс, как обезличивающий человека, и проповедует духовную любовь к Деве, В.В. Розанов, напротив, сводит всю любовь к половому акту, который и воспевает в лоне семьи. В.С. Соловьев не отрицает не телесный, не духовный аспект половой любви, однако духовность в любви, по его мнению, выше телесности: половая любовь нужна не для того, чтобы рожать детей (настоящая любовь часто не заканчивается рождением детей (Ромео и Джульетта), а дети часто рождаются и в браках без любви). Смысл любви между мужчиной и женщиной в том, что она помогает человеку преодолеть эгоцентризм, способствует развитию любящих: идеализация в любви есть возможность видеть: каким бы человек мог быть. Русская философия любви предавала огромное значение образу женщины в любви (Вечная Женственность, Непорочная Дева). Подобно средневековым представлениям, женщина идеализируется, превращается в сакральный и потому недоступный объект, отчуждается от этого мира.

Итак, "ЛЮБОВЬ - ДИТЯ ИСТОРИИ, растущее и развивающееся вместе с нею", в ходе культурно-исторического развития происходит трансформация представлений о любви: любовь связывается с все более высокими уровнями потребностной сферы человека. От потребностей организма, вида, природного субъекта в архаической культуре происходит переход к потребностям гражданским, этническим, эстетическим, познавательной - потребностям культурного социального субъекта. Это переход характеризуется гетерохронностью в разных культурах: первые цивилизации (Шумеро-аккадская, древнеиндийская, египетская) первыми пришли к такому пониманию любви. Но и здесь наблюдались различия: с какими именно потребностями культурного субъекта окажется связанной любовь.

Античная культура подарила человечеству связь любви с потребностями субъекта нравственного: в самовыражении, совершенствовании себя, в поиске смысла жизни, в мировоззрении. Современный человек, по мнению М. Фуко, при ответе на вопрос: "Кто я такой? ", - неминуемо обращается к сфере секса и любви. Такая трансформация связей любви с потребностной сферой человека повлекла и усложнение представлений о самой любви. Впервые возникает противопоставление духовной и телесной любви, которое в дальнейшем будет раскрываться в таких конструктах, как бескорыстность - расчетливость, продажность в любви, психический - физиологический аспект любви, романтизм - реализм в любви, религиозность - светскость, элитарность - общедоступность любви. Возникают мотивы верности, вечности и амбивалентности любви. Дальнейшие культурно-исторические трансформации представлений о любви дают новые интерпретации связи любви с потребностями нравственного субъекта (любовь как способ постижения Бога, любовь как самоактуализация личности, любовь как способ поиска смысла жизни и самоопределения). Фактически, будучи достигнут один раз, новый уровень осмысления любви оказался закреплен в культуре. Культурно-исторический анализ позволяет выделить три переломных момента в осмыслении феномена "любви" (Кошелева Е.В.):

● первобытная культура: возникают первые представления об отношениях между мужчиной и женщиной;

● эпоха великих цивилизаций: возникает связь любви с потребностями социального культурного субъекта;

● античность: любовь становится формой реализации потребностей субъекта нравственного.

Таким образом, в ходе теоретического анализа было дано рабочее определение понятия любовь, исходя из анализа системы понятий "эмоциональное явление - чувство-любовь": любовь - это чувство по отношению к объектам, имеющим устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Опираясь на классификацию потребностей В.А. Иванникова, были проанализированы определения любви, основные психологические теории любви, дан обзор культурно-исторической трансформации представлений о любви.

Смысл любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар

Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире, самоопределение и самопознание составляют основное содержание психологического развития в период ранней юности. Старшеклассники пытаются определить для себя сущность любви и через любовь понять особенности собственной личности. Первая любовь, наступающая, как правило, именно в период ранней юности, делает старшеклассников особенно сензитивными к данной проблематике. В студенчестве меняется социальная ситуация развития молодых людей: увеличивается свобода, ослабляется родительский надзор, расширяется круг знакомых, возникают стабильные отношения с противоположным полом, связанные с планами создания семьи. Основной психологический конфликт молодых людей в 20-25 лет: близость-изоляция. При его позитивном разрешении, установлении близких, доверительных отношений формируется новое качество личности – любовь.

Кардинально меняется социальная ситуация развития молодых людей в момент создания семьи: процесс выбора партнера завершен, начинается этап создания семейных ценностей, установления семейных ролей, распределения обязанностей. Одной из главных задач молодой семьи является сохранение и развития чувства любви, которое в современных семьях является основным мотивом заключения брака. Итак, выбор трех возрастных групп: старшеклассники, студенты, молодые семейные пары - позволяет отследить динамику представлений о любви при изменении социальной ситуации формирования близких отношений, по мере приобретение человеком жизненного опыта.



Любовь как культурная универсалия

Любовь и ненависть – одни из сильнейших чувств человека. Половое влечение является основой возрождения жизни на Земле. Если же подойти исключительно с духовной точки зрения, то не случайно именно любовь – главное, всеобъемлющее чувство, на котором строится христианская этика.

Из этих диаметрально противоположных представлений о любви можно увидеть, сколь широк диапазон этого чувства. Сложился целый ряд концепций любви, основанных на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из основополагающих человеческих эмоции. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. Если такие человеческие качества, как стыдливость, представляются детерминированными отчасти генетически, то между стилем любви и генетическими факторами такой взаимосвязи обнаружить не удалось. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Верно, любовь - это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования.

Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - по крайней мере пока - невозможно.

Известный философ Эрих Фромм в своей книге «Искусство любви» выделяет пять элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание. «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины».

Способность любви давать предполагает достижение «высокого уровня продуктивной ориентации», в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. «Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить», - считает Фромм.

То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. «Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим».

Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готовности «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.

Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. «Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность». Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы, чтоб он был, в качестве средства для моих целей».

«Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание». Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тайны человека», а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет «объектами»: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. «Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях», - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом «любовь» будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию – религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал «эротической любовью», любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

«Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», – пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в свою очередь, несколько путает понятия «влюбленность» и «страсть». Влюбленность чаще всего – чувство «я-центрическое», чувство для себя. Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет.

Любовь поражает человека глубже влюбленности, она проникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее – и поэтому дольше живет в человеке и больше меняет его.

Не-эгоизм и двуцентричность любви – это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, который отличает ее от влюбленности.

В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

· Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга").

· Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми").

· Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания").

· Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь").

· Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)").

· Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) – мой лучший друг").

Таким образом, единого определения любви, как и единой классификации этого понятия, не существует. В разные времена различными исследователями предлагались различные трактовки как самого понятия, так и вариативные классификации предмета. На наш взгляд, это происходит именно из-за высокой полисемичности понятия любовь и еще большего количества значений у ее синонимов. Таким образом, широкое поле человеческих чувств находит свое отражение в линвистической сфере.


Литература

1. Василев С. Психология любви. М., 2002.

2. Гэри. Ф. Келлер Основы современной сексологии (Gary F. Kelly. SEXUAULITY TODAY. The Human Perspective. Sixth edition). СПб., 2000.

3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М., Просвещение, 1989.

4. Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.

5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.


Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.

Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1990.


Ценности» методические рекомендации по изучению проблемы: 5.1.1. Лекция для студентов (текст см. Приложение 1.) Тема: «Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей». План: 1. Понятие «свобода». 2. Эволюция понятия «свобода» в контексте европейской культуры. 3. Взаимосвязь философского, педагогического и культурологического аспектов понятия. 4. Свобода – ...

Пронизана чувством любви, представления о которой постепенно расширялись и трансформировались, достигая в позднейших стихах глобально космических масштабов. Говоря о концептосфере слова «любовь» в творчестве Ахматовой надо сказать о индивидуальности и в то же время непосредственной связи с общеязыковыми, общенародными представлениями, репрезентируемыми в словесных выражениях. Данная концептосфера...

... ? (2) если пространство и время - условия всякого бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия? Проблемы сознания в истории философии Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания: 1. Религиозная (сознание дано...

Повседневность захламлена и запущена. Но никак не меньше ему нужны пламенные носители веры и смысла, ибо только взятое в духовном измерении оно обретает единство. Цивилизационный процесс имеет два взаимосвязанных аспекта: инструментально-практический, инфраструктурный, призванный обеспечить единое экономическое, информационное, правовое пространство, и духовно-ценностный, призванный сообщить...

Чувство любви люди испытывают вне зависимости от того в какой стране и на каком континенте они родились и живут. Говорить о семейном счастье можно лишь в том случае, когда сердца обоих супругов согреты любовью. Супружество без любви – это тяжелое испытание, ведь не каждый сможет терпеть рядом с собой нелюбимого человека, рано или поздно раздражение и неприязнь возьмут верх и брак начнет трещать по всем швам. Но, что, ни говори, а общество всегда оказывает определенное влияние на то, как склонны люди называть свои переживания, чего они от своих чувств ожидают и как строят близкие взаимоотношения.

Разные культуры по-разному варьируют определение «идеальной любви». Так, в Европе, например, «настоящая любовь» традиционно ассоциируется с шекспировскими страстями в духе Ромео-Джульетты. Романтическая, да еще вдобавок к этому страстная любовь-влечение захватывающая двух людей является важным стимул для заключения брака в европейском обществе. Подчас такое чувство выступает в качестве решающего стимула. В то же время существуют общества, не одобряющие романтической любви . Они не считают такую любовь идеальной, и даже ее осуждают!

Понятие романтической любви в различных культурах

1.Опрос и его результаты

Известный психолог Роберт Левайн вместе с коллегами провел опрос молодых людей (в основном это были студенты) в 11 странах.

Один из вопросов звучал так: «Предположим, что ваш партнер (партнерша) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не испытываете влюбленности в этого человека?» В результате опроса выяснилось:

а)В европейских культурах, а также в культурах, основанных на европейских ценностях в США, Бразилии и Австралии, подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно.

б) В то же время, для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде) браку по любви придается минимальное значение.

2 . Установки по отношению к романтической любви

Исследователи сравнили установки по отношению к романтической любви среди различных представителей Европейских стран. Опрошены были студенты колледжей в Германии, Японии и США. В итоге участники эксперимента из Германии оказались приверженцами самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. У американцев - промежуточная позиция.

3. Полярные взгляды на любовь

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе представляет собой бурное личное переживание. Влюбляясь, человек как бы погружается в мир своих переживаний и ощущений по отношению к предмету своего обожания. Он настолько увлечен внутренним миром своего предмета обожания, что забывает об окружающих: друзьях, семье, близких. Решение о том, с кем устанавливать отношения, а ком жениться или за кого выходить замуж человек чаще всего принимает единолично. Не исключено, что он советуется с родными, ставит их в известность, но считает совсем не обязательным прислушиваться к мнению и советам близких. Что касается восточных коллективистских культур, то там человек, даже чувствуя любовь к партнеру, должен в обязательном порядке учитывать пожелания родителей, семьи, членов группы, к которой он принадлежит. В действительности на востоке браки часто устраиваются по расчету, и семьи порой еще задолго до того, как их дети войдут в брачный возраст, сами составляют будущую пару.

4. Влюбленный европеец себя спрашивает: «Что я чувствую?».

Китайца волнует вопрос: «Что скажут другие люди?». Изучая различные виды любви, исследователи сделали вывод, что молодые жители азиатских стран, по сравнению с западными сверстниками, чаше ассоциируют свои чувства с дружеской любовью. Этот стиль любви меньше всего разрушает сложную сеть существующих отношений в обществе и семье.

@Н. Орлик, специально для сайта О счастье

Любовь - самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его.

Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Узнаем как представители различных культур воспринимают любовь!

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира .

Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным.

Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии.

Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур?

Романтическая любовь - это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения.

Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств - это суть романтической страстной любви.

В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор.

Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?"

При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски.

Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг" . Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения.

Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку.

Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" - чувство , которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.

Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» — эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ» ; самое близкое по значению слово — зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное - это то, что она есть в Вашей жизни.

Любовь - это чувство, которое люди испытывают повсеместно. Однако общество всегда оказывает влияние на то, как люди называют свои переживания, чего они ждут и как строят близкие взаимоотношения. В разных культурах определение «идеальной любви» варьируется. В Европе, например, «настоящей любовью» традиционно считаются шекспировские страсти в духе Ромео и Джульетты. Романтическая (страстная) любовь-влечение между двумя человеческими особями - важный, подчас даже решающий стимул для заключения брака в западном обществе. В то же время есть общества, которые не одобряют романтической любви, не считают ее идеалом и даже осуждают ее.

Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).

Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.

Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе - это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и семью. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично. А вот в восточных коллективистских культурах человек, когда чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.

Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же прежде всего задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.

Так, у китайцев существует понятие «ган куинг», обозначающее близкие и важные для человека взаимоотношения. Оно отличается от западных представлений о романтической любви, в которой обязательно подразумевается сексуальная подоплека (влечение партнеров). «Ган куинг» зарождается, когда мы просто помогаем другому человеку или что-то делаем для него; например, «романтическим актом» можно считать починку водопроводного крана или помощь в учебе.

Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» - это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» - эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово - зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.



Рассказать друзьям