Сказкотерапия в доу как развитие речи цель. Фотогалерея: примеры дидактических игр по сказкам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.
Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

В своей работе мы исходили из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опирались на следующие принципиальные положения:

  • принцип постепенного перехода от более простого к более сложному
  • принцип дифференциации, заключающегося в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы
  • принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
  • принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности педагога, а продолжается в совместной деятельности ребенка и родителя.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова) .

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие просодической стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;

На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.

Задачи:

  • развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
  • выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

II этап. Знакомство со сказкой.

Задачи:

  • подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
  • развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
  • расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  • развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности) . В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

III этап. Путешествие по сказке.

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
  • использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
  • развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников) ;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
  • развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность) ;
  • побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы.

Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели.

Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики.

Задачи:

  • получить информацию об уровне сформированности связной речи
  • определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Заключение

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

  • У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  • Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

Используемая литература:

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. - 128 с, ил.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» Спб. -1998 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ» , 2004 г.
  6. МакунинаЕ. Ж.Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. - СПб., «Детство-пресс» , 1999.
  8. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.

Гайфуллина Светлана Михайловна, старший воспитатель

Овчаренко Татьяна Николаевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Ручеёк», город Новый Уренгой

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Классификация сказок

Сказки можно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:

дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

диагностическая сказка : в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

профилактическая сказка: сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;

медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Функции сказки

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.

1 . Функция социализации. Социализирующая функция - приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

2. Креативная. Креативная функция - это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

3. Голографическая. Голографическая функция проявляется в трех основных формах:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо - земля - подземный мир; прошлое - настоящее - будущее);
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

4. Развивающее – терапевтическая. Развивающее -терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

6. Лексико – образная. Лексико-образная функция - формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Задачи сказкотерапии

Развитие речи

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Снижение импульсивности и тревожности

Развитие навыков взаимодействия

Развитие внимания, восприятия, воображения

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений

Облегчение адаптационного периода.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии

Этапы работы

Игровые приёмы

Познавательно – аффективная ориентировка

Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию

Выражение замещающей потребности

Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров

Методы и приемы, используемые в раннем возрасте

Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Кроме этого каждый день недели имеет свою тему дня (понедельник-день ЗОЖ; вторник- день ОБЖ, ПДД; среда- день познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности; четверг- человек в истории и культуре; пятница-день театрализованной деятельности). В эти дни деятельность воспитанников тесно связана с темой дня. В своей работе мы используем следующие виды деятельности:

- Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания.Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)

- Сказка на песке (помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ)

- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)

- Сказка на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)

- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажейпомогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)

-Импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)

- Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)

- Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения)

В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Иногда, утренний прием проводится с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс "я не умею". Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Презентация:

Вывод

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике.

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает.

Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Список литературы:

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2011 г.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. -352 с.

  3. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с.

  4. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника. Использование приемов сказкотерапии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

  5. Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2012 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Сказкотерапия, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Пономарева И. В.

ГККП я/с № 27

г. Костанай

Ребенок в сказке вырастает мудрым.

И духом тверже и добрее.

Ведь тот, кто сказку с детства любит,

Тот в жизни злым уже не будет.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неуступчивость и т.п.

Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим - значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Я, как родитель и воспитатель на личном опыте знаю и пробую, как с помощью сказки помочь ребенку решить возрастные, ситуативные трудности.

Привлекательность сказки для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно, научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развить творческие способности.

Поэтому в своей работе стала использовать сказки. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка.

Формы организации работы со сказкой при работе с детьми могут быть самыми разнообразными:

использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;

организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;

широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;

включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;

использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;

включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.

Работая в группе, часто сталкиваюсь с детьми, которые ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для окружающих. Для этого беру пример всеми любимой сказки «Золушка». Говорю: «Вы можете себе представить, как Золушка вырывает у кого-то игрушку, рвет книжку». Золушка прекрасна и в старом платье и в новом, она не делает некрасивых поступков. А кто мог так поступить грубо? Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Хотелось бы вам быть на них похожими? Нет, они такие же плохие, как их поступки. На этом примере ребенку становится понятнее чувства и поступки героев.

Например: в театрализации сказки «Заюшкина избушка», мы с детьми беседуем по содержанию: «Хорошо ли лиса поступила, выгнав зайца из избушки?». «Что чувствовала лиса, когда выгнала зайца?». «Что чувствовал заяц, когда его выгнала лиса?». Дети сразу не могли найти словесного определения, тому, что они почувствовали. Поэтому они стали выражать свои чувства мимикой, интонацией голоса, жестикуляцией. Я даю ребенку возможность не только понять поступок персонажа, мотивировать свое отношение к его поступку, но и побуждаю чувствовать добро и зло, как бы примеряя его на себя. У детей большой популярностью пользуются сказки драматизации с использованием кукол. Мастерить кукол занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Вырезав и наклев нарисованных кукол на картон и, прикрепив с обратной стороны подставку, дети начинают разыгрывать, сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами.

Использование кукол на занятиях помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как, управляя куклой, дети учатся управлять собой, отыгрывают в конструктивной форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и действия кукол.

В сказках хорошо отражен труд людей, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. Поэтому сказка с малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а лень наказывается. Дети сочувствуют положительному герою: и обиженной падчерице, и доброй сестрице Аленушке, и наивному, доверчивому петушку, и горько плачущему зайчику. Мы часто сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством воспитателя. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника. Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только воображение ребенка, но и развивает память, умение строить сложные предложения, диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей. Мы часто используем необычный способ изображения места, где происходит действия сказки. С помощью отрезков тканей, различающиеся по форме, фактуре, размеру, цвету, ребенок создает поле, лес, море, луг.

Например, вышел Иван царевич в широко поле, на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная шапочка, появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодами (земляничная поляна). Здесь мы рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяет особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей. Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например они «НЕ видят» ни леса, через который пробирается Иван царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб.

В этом случае помогают иллюстрации. После чтения сказки я предлагаю детям нарисовать, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Наблюдая за детьми, я вижу, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, а рисование поможет понять нравственные коллизии, облегчить процесс пересказывания самой сказки. Когда в своей группе провела анкетирование воспитанников «Читают вам дома сказки?», ответы меня расстроили. В ходе анкетирования, выяснилось, что детям практически не читают дома, по словам детей книг дома очень мало, а если есть, то не соответствуют возрасту. Поэтому подготовила для родителей консультацию «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Что читать детям». Стала привлекать родителей к изготовлению сказочных персонажей, костюмов, различных видов театров, к участию совместных мероприятий в детском саду.

Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы Добра и Справедливости. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.

Я считаю, что сказки приобщают ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же как и сегодня, сказка учит любить добро, труд. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. В сказочных сюжетах отображены ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом: все это отображено в образах сказки. Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему. За добро отплачивают добром. Этому учат сказки. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть - надо только его поискать.

Таким образом, сказка является одним из социально-педагогических средств формирования личности, она, как и любое произведение искусства, заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

УДК 372

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Орловская В.П.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка .

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности .

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

Функция социализации;

Креативная;

Голографическая;

Развивающее – терапевтическая;

Культурно – этническая;

Лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки .

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет -.наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятся ребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

    чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

    рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

    драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические

эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре .

Сказкотерапия это:

    процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;

    процесс переноса сказочных символов в реальность;

    созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

    терапия средой, особой сказочной обстановкой;

    выявление и развитие творческого потенциала;

    снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

    развитие умения преодолевать трудности и страхи;

    формирование навыков адекватного выражения эмоций;

    укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме .

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература:

1 . Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста « Біз мектепке барамыз ». – Астана, 2012. – 63 с.

2. Программа воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста « Зерек бала». – Астана, 2012.- 68 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002

Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста.

«Сказка развивает внутренние силы ребенка,

благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.»

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

    Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто. Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем. Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся малышу. Сказкотерапия способствует пробуждению творческих сил в самом психологе. Сказкотерапия даёт специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии (психодрамы, гештальт-психологии, арт-терапии).

Сказка обычно выполняет три функции:

    Диагностическую Развивающую (профилактическую) Психотерапевтическую (коррекционную)

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

Можно узнать, какая сказка больше всего нравится малышу, а, следовательно, какую модель поведения он будет реализовывать в жизни: Буратино или Джека-Воробья, Золушки или хитрой лисички. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

В диагностических целях ребёнку можно предъявить такую инструкцию: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказку для диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Как инструмент коррекции и терапии, сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по -Евстигнеевой):

    художественных дидактических психокоррекционных психотерапевтических медитативных

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (, Ш. Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, педагогами и родителями. Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

Существуют сказки, воспитывающие женскую мудрость («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие, и качества настоящего героя-мужчины и главы семьи («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина)

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказкотерапевтические технологии (формы работы со сказкой).

Медитации

Первая задача, которую решает психолог на коррекционных занятиях, Ї это снятие психоэмоционального напряжения у детей, накопление положительных эмоций, установление доверительных отношений и настрой на дальнейшую работу. Для этого с детьми проводятся медитации. Они могут быть статическими или динамическими, и в их основе лежат сказки-путешествия, не содержащие конфликтов.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а также с движениями в танце.

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Сказочные задачи, сказочные головоломки.

Сказочные задачи встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете «упаковать» в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.

Сочинение и рассказывание сказок

«Фантастический бином»

Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: «девочка», «лес», «цветы», «волк», «бабушка», плюс шестое слово, постороннее, например, « ».

Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение исполь­зовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.

Сказки «наизнанку»

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» ска­зочной темы.

    Красная Шапочка злая, а волк добрый... Мальчик с пальчик сговорился с братьями убежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева... Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха... Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь и стала сообщницей их бандитских набегов.

Карты Проппа

Согласно системе Проппа, сказка состоит из функций — их тридцать одна. Если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы составить сказки с опорой на эти функции, оформленные в виде карт.

Отлучка кого-либо из членов семьи; запрет, обращенный к герою; нарушение запрета; выведывание; выдача; подвох; невольное пособничество; вредительство (или недостача); посредничество; начинающееся противодействие; герой покидает дом; даритель испытывает героя; герой реагирует на действия будущего дарителя; получение волшебного средства; герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков; герой и вступают в борьбу; героя метят; антагонист побежден; беда или недостача ликвидируется;

20) возвращение героя;

21) герой подвергается преследованиям;

22) герой спасается от преследования;

23) герой неузнанным прибывает домой или в дру­гую страну;

24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания;

25) герою предлагается трудная задача;

26) задача решается;

27) героя узнают;

28) ложный герой или антагонист изобличается;

29) герою дается новый облик;

30) враг наказывается;

31) герой вступает в брак.

С помощью этих «карт» ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Ребята любят также тасовать карты и придумы­вать свои правила; например, строить рассказ на вы­тащенных наугад трех картах, или начать сочинять с кон­ца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занима­тельнее.

Колоду «пропповских карт» может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллю­страции можно и обойтись.

Групповое придумывание сказки

Сказка из 10 слов

Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка (взрослого) смысло­вых ассоциаций и были из разных областей жизни.

Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них име­на собственные, другие , читать наоборот и пр.

Сочинение сказки по кругу.

Дети, сидя в кругу, поочередно достают из мешочка картинки со сказочными персонажами или волшебными животными. Первый ребенок, взявший картинку, придумывает начало сказки, затем подключается второй ребенок со своим героем, он сочиняет еще пару предложений и так продолжается до тех пор, пока все дети в кругу не придумают по несколько предложений. В итоге получается новая, интересная сказка.

Рассказывание сказок

Среди психологов, работающих с детьми, бытует мнение, что лучше использовать аудиокассеты, на которых записаны коррекционные сказки. Обычно это объясняется легкостью использования такого сказочного материала для работы и тем, что «актер профессионально рассказывает». Это действительно так, но нельзя забывать о «личностном» факторе в такой работе. Слушая кассету, ребенок активизирует свой аудиальный канал восприятия. Остальные же не задействованы. Когда сказку рассказывает человек, другой человек видит его эмоциональные реакции, мимику. Подключается визуальный канал восприятия. Если в момент рассказывания сказки мама или психолог держит ребенка за руку, то подключается и сенсорный канал восприятия.

Рассказываются сказки несколькими способами: от имени рассказчика; от имени сказочного героя (здесь есть возможность рассказать одну и ту же сказку от имени всех героев) и др.

После рассказанной сказки можно побеседовать с ребенком о смыслах, заложенных в ней; о том, что происходило с главным героем; каким образом он решал сложные ситуации.

4. Сочинение сценария спектакля и его постановка

Когда мы работаем с проблемой ребенка, мы ищем пути ее разрешения. При использовании метода сказкотерапии мы можем зашифровать проблему в сказочный контекст. Это может сделать и сам ребенок, если вы попросите его придумать сказочную историю. Если для ребенка, с которым вы работаете, это сложная задача, ее решите вы, сочинив для него коррекционную сказку и предложив ее проиграть в виде спектакля. Психолог исполняет роль рассказчика или ведущего спектакль, а ребенок играет все роли по очереди.

При групповой работе чаще всего разыгрывается сказка, сочиненная группой под какую-то проблему или поставленную ей задачу. Роли распределяются внутри группы. Возможно многократное проигрывание одного сценария, при смене ролей в группе.

5. «Сказочные» игры

Можно бесконечно говорить о пользе игры в психологической практике. Существует огромное количество игр, направленных на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие познавательных процессов (дидактические игры), развитие коммуникативной сферы (коммуникативные игры, и многие другие). Задача психолога, использующего сказкотерапию, Ї «упаковать» их в сказочный контекст. Это легко сделать с любой игрой. Например, всем известной Ї «Хвост дракона». Если вы работаете с группой агрессивных детей, то она может быть включена в одно из занятий и обыграна, как встреча со сказочным драконом, который только и делает, что пытается поймать свой хвост, а тот норовит убежать. Вообще, вокруг этого дракона можно построить все занятие.

Обычно игры подбираются к уже продуманному сказочному контексту занятия, исходя из того, какие психологические задачи вы хотите на нем решить.

Попадая в сказку дети легко воспринимают «сказочные законы» нормы и правила поведения.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, отыгрывая спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.




Рассказать друзьям