Выглядит ребенок в 11 месяцев. Гимнастика и массаж: обязательно ли выполнять такие упражнения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ребенку исполнилось почти год – это уже человек со своими предпочтениями и привычками. Развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется проявлением самостоятельности, характера, выражением собственного мнения.

Развитие ребенка в 11 месяцев – изменение тела, роста и веса

Средний показатель веса 8-12 килограммов при росте 70-80 сантиметров, незначительные отклонения не являются поводом для беспокойства.

Вес и рост ребенка в 11 месяцев, таблица по данным отечественных педиатров

Рост и вес ребенка в 11 месяцев, норма по данным ВОЗ


В это время практически все малыши имеют около шести зубов или даже больше, пищеварительная система стала полностью развитой. Когда вашему ребенку 11 месяцев, режим дня подстроить, практически не удается. Нужно ориентироваться на биологические часы крохи, чтобы не создавать организму стрессовую ситуацию.

Что умеет делать ребенок в 11 месяцев

11 месяцев ребенку – период активного знакомства с новыми словами с использованием книжек и интерактивных игрушек. Кроха хорошо произносит слоги, и даже отдельные слова. Не забудьте приготовить камеру и запечатлеть первые шаги малыша. В возрасте около года детки прекрасно манипулируют родителями, учатся дружить с другими детьми, вместе играть. Некоторые уже просятся на горшок, если этого не произошло, нужно активно заняться приучением к горшку.

Питание ребенка в 11 месяцев

Так как в этом возрасте у всех новорожденных уже есть зубки, меню ребенка в 11 месяцев максимально разнообразно. Уже можно отказаться от протертого пюре и измельченных каш.

Включите в рацион:
— рыбные и мясные паровые котлетки;

— порезанные кубиками отварные овощи;

— целые фрукты;

— творожок, йогурт;

— обычные каши;

— кисель, компот, сок.

Если ребенок отказывается кушать какой-либо продукт, следует на время от него отказаться.

Развивающие занятия

В 11 месяцев дети с удовольствием ездят в автомобиле и ходят с мамой в магазин за покупками. Ему нравится знакомиться с детьми и заводить друзей.

Поиграйте с малышом в куклы, ее можно кормить, переодевать, укладывать спать. У ребенка уже есть чувство юмора, поэтому создавайте смешные ситуации и увидите, как заразительно хохочет ваш малыш. Покажите ему, как нужно отбивать ритм на игрушечном барабане, приобретите заводные игрушки. Играйте в мяч, кубики, мягкие игрушки, вместе читайте книжки, придумайте веселые игры во время купания.

В этой статье:

В 11 месяцев физическое развитие ребенка характеризуется следующими показателями: девочки весят от 6,9 до 11,2 кг при росте от 67,7 до 77,8, а масса мальчиков составляет от 7,6 до 11,7 кг при росте от 69,9 до 79,2 см.

Некоторые одиннадцатимесячные дети уже пробуют делать первые шаги без поддержки родителей, но большинство начинает шагать на месяц или два позже. Очень важно проявить терпение и не настаивать на том, чтобы ребенок пробовал ходить самостоятельно, поспевая за результатами других малышей.

Нужно понимать, что каждый ребенок развивается по индивидуальной программе и обязательно пойдет сам, когда будет к этому готов. Задача родителей - поддержать и приободрить 11-месячного малыша, помочь ему вырасти уверенным в себе человеком.

Независимо от того, позволяет ли физическое развитие ребенку в 11 месяцев ходить без поддержки, необходимо будет позаботиться о том, чтобы в поле его доступности ничего не представляло опасности.
В этом возрасте даже те малыши, которые не научились ходить, активно перемещаются по квартире на четвереньках, изучая все, что попадается им на пути.

Нужно подумать о том, чтобы малыш не имел доступа к электроприборам, розеткам, бьющимся, режущим приборам, а также химическим средствам. При этом все опасные предметы нужно не просто убрать так, чтобы малыш их видел, но не мог достать, а на время удалить их из поля зрения, избегая лишних запретов и капризов крохи, желающего получить свое.

Интересно следить за тем, как протекает развитие ребенка, наблюдая за игрой, в которой, используя два предмета, он обязательно одному из них отведет роль ведущего инструмента. В этом возрасте кроха уже способен понимать, что есть средством и какой может быть результат при его использовании. Игрушка, используемая в качестве инструмента, в глазах малыша представляется средством, тогда как эффект от действий - не чем иным, как результатом. Так формируются причинно-следственные связи в сознании ребенка.

Детям интересно наблюдать за тем, как разные инструменты и их использование могут давать разные результат, причем как приятный, так и не очень. Родители должны постоянно
контролировать процесс исследования дома ребенком, следить за тем, чем он играет, в случае опасности деликатно переключая его на другое занятие.

В этом возрасте малыши с удовольствием принимают участие в играх, основанных на «общении». Это может быть совместное пение или танцы с родителями, но больше всего кроха в 11 месяцев любит играть с игрушками, заставляющими его думать. Это могут быть игрушки-вкладыши, всевозможные пирамидки или же простые коробочки разных размеров, которые можно открывать и закрывать.

В поисках понимания и общения

В 11 месяцев развитие ребенка требует постоянного общения. Крохе важно добиться понимания, поэтому он с удовольствием лепечет со взрослыми и детьми, окружающими его, наблюдая за эффектом и наслаждаясь звуками собственного голоса.

Если у крохи
хорошее настроение, то он может «говорить» часами, меняя интонации, тембр и громкость голоса. Если же кроха чувствует раздражение, то по большей мере молчит либо показывает недовольство специфическими интонациями.

В 11 месяцев кроха уже пробует повторять за взрослыми. Он внимательно вслушивается в звуки и слова и пробует их произнести на свой лад. Частично ребенок уже понимает и неплохо повторяет самые простые слова, демонстрируя навыки перед людьми, которым доверяет.

Одиннадцатимесячный
кроха уже пробует проявлять первые признаки самостоятельной личности, но связь с родителями в этом возрасте, особенно с матерью, по-прежнему остается очень крепкой. Если малыш встречается с незнакомыми людьми, он старается спрятаться за родителей, в присутствии которых чувствует себя в безопасности.

Излишне привязанных к родителям детей нужно уже в этом возрасте постепенно приучать к обществу родственников или друзей. Это нужно по большей мере для того, чтобы можно было время от времени слегка облегчить родителям жизнь.

Зрение, слух и тактильные ощущения

Каждый взрослый человек знает, что чем дальше предмет, чем более маленьким он кажется. Например, для взрослого не составит труда сопоставить размеры предметов, которые находятся вблизи или вдалеке от него. Умение осознавать расстояние и правильно определять размеры величин называют постоянством величин.

Психологи придерживаются мнения, что у 11-месячного ребенка это умение развивается самостоятельно, тем не менее некоторые упражнения для совершенствования навыков не помешают.

Если понаблюдать за крохой, то уже можно заметить первые признаки, подтверждающие появление понятия о постоянстве величин. Так, например, большой пес, который находится на другой улице, все равно вызывает у ребенка страх, тогда как крошечный щенок прямо перед ним заставляет его хохотать от восторга.

В этом возрасте малыши уже знакомы с внешним видом целого ряда предметов, о чем спешат сообщить своим поведением взрослым. Так, например, малыш не поймет, почему ему предлагают пить из чашки, перевернутой вверх дном. Его интеллектуальное развитие уже позволяет ему понимать, в каком положении должна находиться чашка, чтобы из нее получилось пить.

В 11 месяцев совершенствуется и звуковое развитие ребенка. Малыши чутко реагируют на звуки, пытаются обнаружить их источники, даже если для этого нужно развернуться на 180 градусов. Ребенок знает, как звучат голоса членов его семьи, по интонациям делает вывод о настроении близких и соответственно реагирует.

Ребенок в этом
возрасте с огромным удовольствием занимается наполнением всевозможных емкостей, а также учится сопоставлять схожие на его взгляд предметы друг с другом.

Достаточно много времени дети в 11 месяцев посвящают забрасыванию всевозможных предметов в коробку по примеру того, как это делали родители, собирая его игрушки. Не удивляйтесь, если в ближайшее время не найдете ключей или расчески. Скорее всего, они в какой-нибудь коробке, куда малыш будет сбрасывать все, что попадется под руку.

Основные навыки одиннадцатимесячного крохи

Психическое развитие 11-месячного ребенка позволяет ему на некоторое время концентрировать внимание на игре, игрушке либо каком-то действии, которое он может выполнять многократно. Со временем, когда кроха отшлифует определенные навыки, он сможет выполнять действия без ошибок.

Например, малыш может много раз пробовать карабкаться и слезать с дивана, пока не научится это делать быстро и хорошо. Так же кроха может освоить строительство башни из более чем трех кубиков, гордо демонстрируя умения близким.

Способность концентрироваться лишний раз подтверждает, что психика ребенка развивается, поэтому, если кроха сосредоточен на совершенствовании какого-либо навыка, не стоит ему в этом мешать. Ниже приведен перечень остальных навыков, приобретенных к этому возрасту.


В какие игры играть с малышом?

Учитывая, что кроха с большим удовольствием повторяет действия родителей, в 11 месяцев можно поиграть с ним в игры, построенные именно на этом. Например, можно предложить малышу сделать уборку вместе с мамой, предоставив ему маленький веник или мини-швабру. Также можно время от времени давать крохе поручения и обязательно хвалить его за их выполнение. Простые указания отнести грязную футболку в машинку или протереть стол вызовут у малыша восторг
и будут восприняты как новая интересная игра.

Обязательно нужно продолжать как можно чаще выводить 11-месячного ребенка на улицу, в том числе и в парки, где гуляют его сверстники. В этом возрасте уже можно начинать работать над социальной адаптацией крохи, предлагая ему «вливаться» в детский коллектив.

Конечно же, не забывайте играть в игры, развивающие мелкую моторику, например с кинетическим песком или мелкими крупами, бусинами и пуговицами. Но обязательно под присмотром взрослых, чтобы кроха случайно не проглотил задействованные в игре элементы.

За несколько недель до начала второго года жизни малыш радует родителей множеством интересных способностей. Он уже почти самостоятельный, знаком с «взрослой» едой и даже обзавелся собственными предпочтениями. Заботливые мамы и папы могут помочь крохе усовершенствовать имеющиеся и получить новые навыки.

Что умеет ребенок в 11 месяцев?

В указанном возрасте малютка отлично , быстро перемещаясь в нужное ему место. Развитие ребенка на 11 месяце жизни предполагает и попытки ходить, но они пока несмелые и неуклюжие. Первые шажки кроха делает, держась за руку или опору, либо используя специальные игрушки. Малышу еще сложно следить за равновесием и балансировать, поэтому он часто падает.

Что должен уметь здоровый ребенок в 11 месяцев:

  • садиться и вставать;
  • обобщать и конкретизировать предметы (например, выбрать только машинки из игрушек и найти среди них красную);
  • подражать звукам и речи;
  • играть в сюжетные игры (баюкать, кормить куклу);
  • выполнять просьбы – иди сюда, возьми, дай;
  • жестикулировать;
  • произносить короткие слова («мама», «пока»);
  • взбираться на возвышенность и уметь спускаться;
  • держать ложку, должен захватывать ею кашу или пюре;
  • строить башенки из кубиков;
  • перелистывать книжные страницы;
  • различать части тела, показывать их;
  • общаться с другими детьми и знакомыми взрослыми.

Чему можно научить ребенка в 11 месяцев?

Главная задача родителей – поддерживать малыша и помогать ему в совершенствовании навыков, выбирая комфортную форму обучения. Развивающие занятия для детей 11 месяцев предполагают улучшение уже имеющихся умений. Заставлять кроху что-то делать, если он к этому не готов, не нужно. Теоретически есть много вариантов, чему научить ребенка в 11 месяцев, но важно заниматься с малюткой, только если ему интересно:

  • ходить;
  • танцевать;
  • внятно говорить;
  • увеличивать словарный запас;
  • подпевать.

Ребенку 11 месяцев – как научить ходить?

Большинство малышей рассматриваемого возраста пытаются делать самостоятельные шаги. В перечень того, что умеет делать ребенок в 11 месяцев, входит использование ходунков или специальных игрушек («каталок»), служащих поддержкой в этом занятии. Если родители стремятся обучить чадо держать равновесие без посторонней помощи, надо ежедневно тренироваться:

  1. Делать гимнастику и массаж, укрепляя мышечный корсет.
  2. Гулять (родитель должен держать кроху за руку).
  3. Дома сесть на расстоянии от малютки на 1-1,5 метра и звать к себе, протягивая руки.

Самостоятельная ходьба не является обязательным пунктом среди всего, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Если малышу удобнее ползать, а шагать еще тяжело, нельзя его принуждать. Кроха пойдет, когда будет физически и психологически к этому готов. Ползание – тоже очень важная стадия в развитии, которая отвечает за формирование нормальной осанки и пространственное мышление.

Как научить ребенка 11 месяцев говорить?

За 4 недели до первого дня рождения малыш умеет общаться, но на примитивном языке. Его лексикон состоит из простейших коротких слов – «дай», «ам», «бай», «да» и других. Часто разговор крохи понятен только близким членам семьи (автономная речь). Развитие мелкой моторики у детей 11 месяцев должно улучшить этот навык. Научно подтверждено: мозговые центры ребенка, отвечающие за двигательные функции пальцев и речь, неразрывно связаны. Если постоянно предлагать крохе пальчиковые игры и занятия для совершенствования мелкой моторики, чадо заговорит быстрее и разборчивее.

Другие способы повышения речевой активности:

  • беседы с малышом;
  • пение;
  • чтение сказок;
  • прослушивание музыки.

Как научить ребенка 11 месяцев жевать?

Ближе к году дети уже неплохо орудуют выросшими зубами и деснами, особенно когда прикорм был начат своевременно. Если в списке того, что умеет ребенок на 11 месяце жизни, отсутствует жевание, следует стимулировать развитие данного навыка:

  1. Предлагать более густую пищу.
  2. Добавлять в супы и пюре мелкие твердые кусочки.
  3. Иногда давать погрызть яблоко или баранку.
  4. Угощать мягким мармеладом и зефиром.
  5. Садиться есть вместе, показывая малютке правильные движения на собственном примере.

Жевание – не обязательный пункт в перечне, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, но лишней эта способность не будет. После года он начнет постепенно переходить на «взрослую» твердую пищу и отлучаться от маминой груди. Корректное пережевывание поможет не только не давиться едой, но и способствует правильному формированию резцов, коренных зубов и челюстей.

Как развивать ребенка в 11 месяцев?

Описываемый возраст характеризуется ускоренным обретением новых умений и знаний об окружающем мире. Существует много методик, как развивать ребенка 11 месяцев дома, но прогрессивные педиатры рекомендуют не придерживаться строгих норм, а просто наблюдать за интересами малыша и поддерживать его стремления и начинания. Почти годовалый человек отличается любознательностью и сообразительностью, поэтому помогать ему в развитии очень легко.

Какие игрушки нужны ребенку в 11 месяцев?

Самые полезные предметы для обучения детей в указанном периоде – средства, способствующие улучшению мелкой моторики. Развивающие игрушки для детей 11 месяцев:

  • сортеры;
  • кубики;
  • пирамидки;
  • стаканчики;
  • мозаики;
  • шарики и мячики;
  • «разрезные» овощи и фрукты (на липучках);
  • матрешки;
  • пластилин.

Дополнительно необходимо иметь сюжетные игрушки для детей 11 месяцев, с помощью которых малыш должен примерить на себя какую-то роль:

  • набор инструментов;
  • комплект доктора;
  • пластмассовую кухонную утварь;
  • куклу с коляской и другое.

Игры с ребенком 11 месяцев

Все знания о свойствах окружающих предметов и поведении живых существ дети получают во время развлечений. Педагоги рекомендуют такие развивающие игры для детей 11 месяцев:

  • покажи, где (носик, хвостик);
  • как говорит (собачка, кошечка, коровка);
  • дай (попросить конкретный предмет определенной формы или цвета);
  • покорми, причеши куклу;
  • сложи игрушки в коробку;
  • покатай мячик (научить подталкивать в правильном направлении);
  • что за окном (показать облачко, солнышко, самолет);
  • прятки.

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

Ребенку 11 месяцев. До первого дня рождения осталось четыре недели. К этому возрасту малышу уже многому научился, и все его навыки активно совершенствуются. Для родителей это и приятное, и в то же время трудное время – кроха становится самостоятельным, не сидит на месте и требует постоянного присмотра. Дневной сон сокращается по времени, а вместе с этим меняется и поведение маленького чада.

Рост и развитие ребенка в 11 месяцев

На одиннадцатом месяце жизни прибавка веса у младенца в среднем равна 400 г, а показатель роста увеличился на 1-1,5 сантиметра. Окружности головы и грудной клетки увеличились примерно на 0,5 см. Темпы роста у здоровых детей могут отличаться, но для определения среднестатистической нормы существуют средние значения показателей физического развития, предусмотренные ВОЗ.

Таблица основных параметров физического развития детей в 11 месяцев

Основные навыки

Малыш в одиннадцать месяцев ежедневно совершает новые открытия, познавая окружающий его мир. Кроха настолько любознателен, что стремится всюду залезть (под стул, стол, кровать) и все там посмотреть. Пробует все на вкус и на ощупь, частенько заставляя родителей переживать, не взял ли ребенок чего лишнего в рот. В этом возрасте дети абсолютные непоседы, требующие максимум внимания от мамы, не давая ей ни минуты отдохнуть.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Список основных навыков:

  • самостоятельно вставать, становиться без поддержки, садиться из любого положения, ходить за руку со взрослым или держась за опору;
  • держать ложку и делать попытки есть с неё, при этом от души обмазываясь содержимым тарелки с головы до ног;
  • указывать пальцем на предметы по просьбе взрослого («покажи, где машинка?»);
  • к некоторым из игрушек иметь особенные предпочтения;
  • произносить простые односложные слова и слоги, обозначать действия звуками;
  • пытаться копировать действия взрослых или старших детей в семье;
  • оборачиваться на обращение к нему по имени.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие девочек и развитие мальчиков в 11 месяцев, можно смело утверждать, что психические и физические параметры детей обоих полов находятся в целом на одном уровне. Встречаются мнения, что мальчики позже овладевают умениями ходить и говорить, в отличие от девочек. Иногда это так, но в большей степени процесс развития проходит индивидуально и развитие конкретных навыков зависит от самого ребенка.

Различие между детьми мужского и женского пола на одиннадцатом месяце в основном заключается в активности, поведении со взрослыми, выборе игрушек и т.д.

  • Так, девочки больше времени проводят в размеренном, спокойном состоянии и могут завлечь себя монотонной игрой в кубики как минимум на полчаса.
  • В играх мальчиков больше движения, динамичности, им трудно усидеть на месте. Малыши даже в таком возрасте менее стеснительны, они охотнее своих сверстниц идут на контакт с незнакомыми детьми.

Нейро-психомоторное и психическое развитие на 11-ом месяце жизни

Психическое развитие малыша по сравнению с предыдущим месяцем претерпевает небольшие изменения. К этому возрасту малыш стал уже практически самостоятельной личностью, период полной зависимости от мамы остался позади. Перед вами – почти годовалый человек со своими предпочтениями и привычками.

Чтобы проверить, нормально ли проходит развитие ребенка в 11 месяцев, родителям необходимо пройти с младенцем небольшой тест:

  • оцените, насколько хорошо ребенок садится и сидит сам, стоит и ходит у опоры, ползает на четвереньках;
  • проверьте, стремится ли малыш хотя бы немного имитировать движения, показываемые вами, или которые он видел ранее. Например, ребенок знает предназначение ложки, расчески, полотенца, и пытается провести с ними логически правильные действия;
  • предложите ребенку сложить простую башню из трех-четырех кубиков. Малыш должен попытаться поэтапно положить 2-3 кубика друг на друга.

Если ребенок без труда выполняет вышеперечисленные задачи, то вас можно только поздравить – ваш маленький наследник развивается правильно.

На что еще можно стоит обратить внимание, оценивая физическое развитие малыша, вы можете увидеть в таблице ниже.

Речь Малыш постоянно лепечет, правда, вся его маленькая «болтовня» пока лишь понятна только ему самому. Местами речь становится понятной, можно разобрать звукоподражательные «би-би», «му-му», «да-да» и т.д.
Слух Ребенок осознает все то, что говорят ему родители, но пока о поддержании беседы речи идти не может. Все новые услышанные слова запоминаются крохой и уходят в «пассивный словарь», поэтому взрослым необходимо следить за своей лексикой.
Зрение Любознательность младенца растет. Присутствуя в незнакомом месте (например, в гостях), ребенок уже не пускается в плач, а стремится рассмотреть новый интерьер. Малыш еще не способен отличать на глаз твердые предметы от мягких, поэтому при купании в ванне пытается ухватить ладонью струйку воды.
Эмоции Эмоции у малыша в 11 месяцев подкреплены действиями: если ребенок недоволен, он сердится и кусает/бьет маму; если он рад – смеется и хлопает в ладоши. С помощь взрослых ребенок научится разделять эмоции и действия (к примеру, злиться, но при этом не стараться ударить), и начинать учить этому стоит уже сейчас.
Моторика Кроха научился достаточно ловко наклоняться за игрушкой, не падая на четвереньки и не приседая. Может самостоятельно держать чашку и учится пить из неё. Стоит без посторонней помощи. Делает первые шаги, но еще боится ходить без поддержки, поэтому, не отпуская руку мамы, увлекает её туда, куда хотел бы направиться сам.
Игра В игре ребенок пытается походить на взрослого, и стремится все делать самостоятельно. Если ему дать тряпку, он с удовольствием поелозит её по полу. Малыши в одиннадцать месяцев любят рассматривать книжки с большими яркими картинками, строить башенки из крупных кубиков и собирать пирамидку.

Двигательная активность малыша в 11 месяцев

11-месячный среднестатистический ребенок может стоять, приседать, наклоняться и передвигаться, держась за опору. В среднем карапуз начнет ходить к 12-13 месяцам, но уже сейчас необходимо создать ему благоприятные условия для развития этого навыка.

  • Организуйте подходящее для ходьбы пространство. Как только ребенок доберется до очередной опоры (а это может быть шкаф с разными предметами), он тут же начнет её изучать, а это не всегда безопасно. Поэтому заранее уберите в недоступное место бьющиеся и потенциально опасные для здоровья младенца вещи.
  • Постарайтесь сделать среду для хождения максимально дружелюбной. Поставьте заграждения перед окнами, радиаторами. Установите специальные заглушки на розетки и выньте ключи из дверей. Острые углы необходимо обмотать тканью или поролоном.
  • Если первые шаги малыша намечаются на весну-лето, почаще бывайте с крохой на природе. Пусть ребенок почувствует босыми ступнями ножек землю, траву, песок – это побудит его к проявлению большей активности и разнообразит некую «копилку» его тактильных ощущений.

На заметку! Если тренирующийся ходить ребенок упал, не бросайтесь ему в ту же секунду «на помощь» – позвольте малышу подняться самостоятельно. В падениях ничего страшного нет, более того, они даже необходимы для более успешной координации в пространстве и развития координации движений.

Режим дня ребенка в одиннадцать месяцев

К 11 месяцам распорядок дня крохи уже полностью сформирован, поэтому если и стоит пытаться скорректировать его, то очень мягко, – резкая перемена в режиме может привести к стрессу у малыша. Биологические часы ребенка дают возможность определить, подрастает у вас маленький «жаворонок» или «сова».

Потребность во сне к данному возрасту равняется 14 часам в сутки. Из них 10 часов ребенок спит ночью, днем же сон длится 1-2 часа. На прогулку с 11-месячным крохой нужно выходить дважды в день, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок провел активно, а часть – поспал на улице.

Примерно так выглядит день 11-месячного малыша:

Обратите внимание! Родителям проще подстроиться под сложившийся режим их чада, это позволит сэкономить уйму времени и сил, не подвергая пыткам хрупкую нервную систему младенца.

Питание младенца в 11 месяцев

На данном этапе все малыши, независимо от того, чем они питались ранее – смесью или грудным молоком, – получают полноценный прикорм. Организм ребенка уже готов усваивать новые продукты и познавать разнообразие вкусов. Отварные овощи малышу уже не нужно измельчать блендером, достаточно лишь размять вилкой и учить кроху откусывать пищу небольшими кусочками.

Важно! Меню и питание ребенка к 11 месяцам все еще сохраняет молочную основу. Материнское молоко (или адаптированная смесь 2 ступени) остается одним из важных продуктов, получаемых малышом ежедневно порциями до 200 мл за один прием пищи.

Для определения объема пищи, который необходим ребенку в сутки, текущий показатель массы тела нужно разделить на 9. В среднем дети данного возраста получают за день 1000-1200 мл питания. Полученный объем равномерно распределяется на количество кормлений и получается средняя порция для грудничка в 200-240 мл.

Ниже мы приводим наименования продуктов и блюд, которые должны присутствовать на столе здорового ребенка в возрасте 11-ти месяцев.

Грудное молоко или молочная смесь (мл) 400
Каша молочная (г) 200
Овощное пюре (г) 200
Фруктовое пюре (г) 100
Сливочное масло (мл) 6
Растительное масло (мл) 6
Детский творожок (г) 50
Мясо (г) 60
Фруктовый сок (мл) 100
Яичный желток (шт.) 0,5
Печенье, сухарик (г) 10
Рыбное пюре (г) 40-60
Кисломолочные продукты (мл) 200
Хлеб пшеничный (г) 10
Общий объем пищи за день (г) 1200

В блюдах, приготовленных для малыша в этом возрасте, уже смело могут встречаться небольшие кусочки. Давайте ребенку «на пробу» толченые овощные рагу, салаты из мелконарезанных овощей, или натертых на крупный терке фруктов. Размер кусочков в порции должен увеличиваться по мере прибавления у крохи молочных зубов.

На заметку! Сливочное и растительное масло добавляются в пюре и каши домашнего приготовления в том случае, если готовое питание для ребенка не содержит в своем составе дополнительных жиров.

Как развивается малыш в 11 месяцев – опыт мамы (видео):

Массаж для ребенка на 11-м месяце жизни

Легкое воздействие массажем на поверхность кожи малыша в 11 месяцев помогает познавать границы собственного тела, развивает внимание и способствует развитию сенсорного восприятия. Во время процедуры очень полезно разговаривать с ребенком, рассказывать ему потешки, петь и играть с ним. Кроме того, благодаря массажу между мамой и ее малышом возникает особенный психологический контакт.

Массаж животика
  • поглаживание 2-3 раза: круговое, встречное, по косым мышцам;
  • стимулирующее легкое пощипывание вокруг пупка;
  • растирание поверхности кожи подушечками пальцев.
Массаж груди
  • поглаживания верхней части груди 2-3 раза;
  • поглаживания по межреберьям 2-3 раза.
Массаж спины
  • поглаживания по всей поверхности спины 2-3 раза;
  • растирание спины подушечками пальцев, движения по коже ребенка ребрами ладоней;
  • разминание мышц спины и ягодичных мышц;
  • вновь поглаживания;
  • легкое пощипывание спины и ягодичных мышц.

Гимнастика с крохой

Заниматься общеразвивающей гимнастикой с ребенком в 11 месяцев можно ежедневно или через день. Комплекс упражнений поможет малышу научиться контролировать свое тело с младенческого возраста. Правильно выполняемая гимнастика активно развивает и укрепляет детский организм.

Упражнение «Бокс»

Дайте ребенку в ручки пластмассовые или резиновые колечки, удобные для захвата. Держась за них, разгибайте и сгибайте руки ребенка. Необходимо выполнить 5-6 раз каждой рукой.

Упражнение «Тачка»

Ребенок лежит на животе. Приподнимите его и поддерживайте только за бедра – пусть малыш попробует опереться только на руки. Положите перед крохой игрушку и побуждайте малышу переставлять ручки, чтобы приблизиться к ней.

Упражнение с наклонами

Поставьте ребенка спиной к себе на твердую поверхность (например на стол). Ладонью левой руки придерживайте его колени, чтобы они не сгибались, а свою ладонь правой руки положите крохе на живот. Поставьте перед малышом привлекающий его предмет/игрушку, и попросите: «Наклонись и достань кубик (мячик, машинку)». Важно следить за тем, чтобы ребенок наклонялся, не приседая.

Развивающие игры с ребенком в 11 месяцев

Интерактивные панели, детские музыкальные наборы, коими родители стремятся обзавестись для своего почти годовалого чада, не могут полностью удовлетворить потребность малыша в играх. Каких же развлечений ждут от своих родителей крохи в 11 месяцев?

Ребенок в 11 месяцев: игры и упражнения с крохой (видео):

Также мы подобрали для вас несколько несложных, но очень забавных вариантов игр с детьми данного возраста.

Игра «Сюрприз»

Приготовьте ведерко со сложенными в него 3-5 мелкими предметами. Пусть малыш вынимает их по очереди, а вы в это время произносите вслух название каждого «сокровища». Потом, на глазах у ребенка, закройте один из предметов ладонью, и спросите, куда же исчезла вещь. Эта игра развивает у детей зрительное восприятие и учит соотносить слова с предметами.

Игра «Разрушитель»

Постройте башню из пластмассовых стаканчиков или кубиков, и дайте малышу её радостно разрушить. Такое простое занятие доставит младенцу много счастливых, полных озорства минут, и в то же время эта игра просто отлично развивает внимание.

Игра «Ложки-поварешки»

Принесите с кухни ребенку разнообразные ложки – из металла, пластика, дерева. Дайте малышу вволю постучать ими по разным поверхностям. Таким образом в игре вы развиваете с крохой все типы сенсорного восприятия, крупную и мелкую моторику рук.



Рассказать друзьям