Что должен уметь 3 месячный ребенок. Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Время чтения: 7 минут

Прошло уже три месяца с момента, когда уютную и теплую утробу матери сменил новый, такой большой и непонятный мир. Адаптация малыша к нему проходит очень быстро. Эмоции становятся более осознанными, укрепляются мышцы. Давайте узнаем, как развить ребенка в 3 мес. Он ведь уже почти взрослый — умеет заливисто хохотать, капризничать, легко отличает своих от чужих, исследует окружающий мир.

Календарь развития ребенка на третьем месяце жизни

Ребенок трехмесячного возраста – сверхактивный. Он сильно интересуется происходящим вокруг, старается взаимодействовать с миром. Ожидая, пока вы приблизитесь и улыбнетесь, трехмесячный младенец будет следить за вами, улыбаться первым, вытягивать ручки вперед. А лепет служит своеобразным звуковым сигналом начинать разговор. Подобное развитие малышу в три месяца крайне необходимо.

Рост и вес малыша

За третий месяц жизни ребенок подрастает на 2-3 см, набирая около 800 грамм, то есть, около 200 грамм в неделю. По данным отечественных педиатров, на начало четвертого месяца рост крохи должен составлять от 56 до 62 см. Нормальным для мальчиков считается вес от 4,9 до 7 кг. Для девочек – от 4,8 до 6,3 кг. Отклонения до 5% от граничных значений считаются нормой.

Питание

Наблюдаются изменения относительно количества и качества кормлений: коротких прикладываний трехмесячного малыша становится меньше. Днем ребенок сосет грудь около 11 раз, ночью – 3-4. Перерывы между ночными кормлениями составляют около трех часов. Регулярно задаваемый вопрос – стоит ли начинать прикорм ребенка трех месяцев? Ведь одни мамы могут уже на 4 месяце кормить кроху банановым или картофельным пюре, поить натуральным яблочным соком, а организм младенца будет нормально усваивать подобную пищу.

Но такие случаи – скорей, исключение. Иногда ранний прикорм может быть предписан врачом. Возможных причин несколько: малыш недоношенный, дефицит молока у мамы. Оптимальными продуктами для введения в рацион трехмесячного ребенка являются жидкие каши, натуральные овощные соки. Начинать нужно с минимальной дозировки – четверти чайной ложки. Помните: прикорм должен поначалу включать лишь один продукт, который дают ребенку несколько дней подряд. При появлении у малыша аллергических реакций становится понятно, чем они обусловлены.

Педиатры отмечают, что раннее начало прикорма способно провоцировать развитие у ребенка проблем с пищеварительным трактом, самая безобидная из которых – желудочные колики. Поэтому, постарайтесь немного подождать – уже через месяц-два вносить в рацион малыша разнообразие будет не можно, а нужно. А пока потребности организма младенца удовлетворяются и грудным молоком.

Рефлексы

Движения трехмесячного ребенка становятся спокойными, а рефлексы, характерные для новорожденных, исчезают. Он уже способен самостоятельно удерживать голову, когда лежит на животе, опёршись на локти. Лежа на спине – поднимает ручки, ножки, изучая их. Заинтересованность вызывают перемещающиеся или производящие звук игрушки, малыш разворачивается к ним. Примерно треть деток в три месяца уже научились переворачиваться на бочок, на животик.

Трехмесячный младенец увлеченно играет с собой, начинает исследовать собственное тело – осторожно трогает личико, наблюдает за ручками, ножками. Для игр использует разные игрушки и предметы, ощупывает их ручками, перебирает пальчиками, старается сфокусировать взгляд. Педиатры утверждают, что благодаря тактильным ощущениям мир воспринимается ребенком лучше. Специалисты советуют взрослым принимать непосредственное участие в исследовании предметов малышом.

Слыша голоса близких, детки начинают искать их взгляды. А завидев маму или папу, они радуются: смеются, трясут конечностями и стараются издавать звуки. Ответный смех со стороны родителей нравится малышу. Знайте, что трехмесячный ребенок точно чувствует настроение окружающих. Начинайте показывать младенцу эмоции – радость, печаль, смех, заинтересованность, и он будет вам подражать. Только не переусердствуйте: эмоции не должны выглядеть, как кривляние.

Как правильно развивать малыша в домашних условиях

Периоды сна после трех месяцев сокращаются, малыш чаще бодрствует. Старайтесь не укутывать его слишком плотно – движения ручками и ножками во время бодрствования должны быть свободными. Психика ребенка в три месяца еще неокрепшая, поэтому, перегрузка каналов восприятия может оказать негативное влияние на развитие нервной системы. Комната трехмесячного младенца должно быть по возможности тихой, как комната мамы при беременности. А сейчас рассмотрим, как можно развить ребенка в 3 мес., более подробно.

Развиваем зрительное восприятие

Как и в первые два месяца, трехмесячные детки продолжают следить за движущимися игрушками. Педиатры советуют медленно увеличивать амплитуду перемещений, их направления, отходить дальше. Поле зрения вашего чада будет расширяться. Медленные движения помогут трехмесячному ребенку научиться плавно поворачивать голову. Главное – не торопитесь.

После трех месяцев жизни детки фокусируют взгляд значительно лучше, чем раньше. Начните игру «прятки». Вскоре вы заметите, что малыш не уводит глазки от предмета, за которым вы прячетесь. Вместо того чтобы растерянно водить головой, трехмесячный ребенок будет ожидать вашего возвращения оттуда, где видел вас в последний раз. Это относится также к неодушевленным предметам, например – к игрушкам.

Слуховое восприятие

Старайтесь повторять звуки, издаваемые ребенком. Лучше всего, если это будут делать все ваши близкие. Тогда малыш поймет, что одинаковые звуки могут произноситься разными голосами. Скоро ребенок будет повторять конкретные звуки за вами. Объясняйте, чем сейчас занимаетесь, куда скоро пойдете, произносите названия частей тела, игрушек.

  • Используйте аналогичные производящие звук игрушки разного размера – колокольчики, погремушки. Во время игры начните звонить маленьким колокольчиком, потом – средним, большим. Важно дать малышу осознать, какой звук исходит из какой игрушки. Если мелодия будет казаться интересной – трехмесячный ребенок будет сосредоточенно ее слушать.
  • Детки прекрасно воспринимают сложную классическую музыку. Правда, нужно помнить, что пяти минут прослушивания подобных произведений ребенку хватит сполна. Это следует учитывать, чтобы не перегрузить аудиальные каналы восприятия малыша. Внимательно наблюдая за малышом в эти минуты, вы вскоре заметите, что некоторые произведения распознаются ребенком буквально с первых нот.
  • Пойте колыбельные песенки со словами и без них для ускорения засыпания малыша.

Движения и тактильные ощущения

Дополняйте ежедневную программу ухода за трехмесячным малышом массажем, воздушными ваннами, легкой гимнастикой, процедурами в ванночке. Особое внимание следует уделить подбору игрушек – они должны быть полезными для ребенка на этом периоде развития. Если не знаете, как развить любимого ребенка– прислушайтесь к следующим советам:

  • Подбирайте малышу игрушки, выполненные из различных материалов – мягкие и жесткие, гладкие и шершавые. Закрепляйте их над кроваткой не выше полуметра. Чем больше отличается поверхность, тем интересней младенцу исследовать каждую игрушку. Наполните тканевые мешочки крупами, бумагой, ватой. Чтобы развивалось обоняние малыша, кладите внутрь ароматные сухие травы – мяту, ромашку, шалфей.
  • Вещи с пищалками следует класть на живот или грудь трехмесячного малыша. Ему должно быть легко дотягиваться до них каждой ручкой.
  • Развить правильный обхват ладонью ребенку помогут яркие погремушки, похожие на кольца. Их необходимо вкладывать младенцу в ручку, сразу же отделяя большой пальчик от других.
  • В 3-4 месяца активный малыш уже способен отличать игровую зону от зоны отдыха. Наличие внутри манежа разнообразных игрушек заставит ребенка делать переворот со спины на животик.

Развивающие игры для трехмесячного малыша

Педиатрам известно, что выводить двигательную активность ребенка на новый уровень можно с помощью игровых упражнений – позитивный эмоциональный фон поспособствует быстрому овладению базовыми навыками. Перечислим игры, которые будут полезными для развития трехмесячного малыша:

  • Игра «Откуда звук?». Положите в ближайшей комнате музыкальную игрушку или просто включите звук на мобильном телефоне. Взяв ребенка на руки, предложите найти источник звука и отправляйтесь его искать. Покажите радость, проговорив «Ура! Вот мы и нашли музыкальную игрушку!».
  • Игра «Колечко». Пальчики трехмесячного малыша уже крепкие и удержат легкое резиновое колечко. Давайте его ребенку, говоря «На!», а потом просите возвратить, не забыв сказать «спасибо». Данная игра демонстрирует элементарные примеры взаимодействия в социуме.
  • Танцы с мамой. Слушайте легкую музыку и пританцовывайте, держа малыша на ручках. Начинайте постепенно удалять его, выпрямляя руки, немного наклонять в стороны. Это поможет развивать мышцы спины, шеи.
  • Игра «Читаем газету». Позвольте малышу помять, порвать газетный лист или обычную салфетку. Благодаря этому, будут укрепляться пальчики, разовьется моторика. Только не допустите, чтобы малыш тянул бумагу в рот.
  • Игра «Отражения». Это упражнение лучше выполнять перед большим зеркалом. Сядьте перед ним с малышом. Улыбнитесь, нахмурьтесь, посмейтесь. Начните разговаривать, комментируя «я улыбаюсь», «я расстроена», «делаю умный вид». Надевайте вещи на себя и на малыша, проговаривая «у тебя на ручке ленточка», «на мне очки». Ребенок с увлечением будет рассматривать отражение, будут развиваться пассивный лексический запас, эмоциональная база.

Видео-советы доктора Комаровского по развитию грудного ребенка

Три месяца – время, когда восприятие окружающего мира младенцем выходит на новый уровень. Ваши действия должны способствовать планомерному развитию и удовлетворению интереса малыша. Однако не переусердствуйте. Если трехмесячный ребенок во время занятия или совместной игры плачет – это верный признак перегрузки новой информацией. Время взять на ручки, легонько прижать, покачать. В представленном ниже видео известный детский педиатр, доктор Комаровский, рассказывает о ключевых моментах в развитии малыша.

Вашему малышу исполнилось три месяца. Он уже привык к вам и другим членам семьи. Он всё больше адаптируется к жизни, растёт на глазах и приобретает новые полезные навыки.

Кроха уже умеет держать головку, лежать на животике, выражать свои эмоции. Он узнаёт маму и радуется ей, агукает и любит подолгу рассматривать игрушки. Малыш буквально развивается не по дням, а по часам. Давайте детально рассмотрим, что должен уметь ребёнок в три месяца.

Физическое развитие

К трём месяцам кроха обычно прибавляет около 600–800 грамм в весе. За последний месяц он подрос на 2–3 сантиметра. Мальчики обычно крупнее, девочки – чуть поменьше. Скелет малыша ещё очень хрупкий, поэтому нужно остерегаться падений и слишком тугого пеленания. Делая гимнастику или массаж, будьте предельно осторожны, чтобы не навредить. Ни в коем случае не сажайте ребёнка в подушки, к этому он ещё не готов.

На третьем месяце жизни проходит физиологический тонус мышц, карапуз становиться более подвижным. В 3 месяца ребёнок должен уметь хорошо держать головку, тянуться за игрушками и доставать их. Он часто и подолгу сучит ножками и ручками, рассматривает ладошки и прижимает их к лицу. Лёжа на животике малыш упирается ручками и приподнимает плечи.

К этому возрасту он уже может пить водичку с ложечки. Во время купания кроха обычно радуется и барахтается. Что должен уметь делать ребёнок к этому возрасту вы можете детально узнать из книг или от педиатра. Но не забывайте о том, что все дети индивидуальны в своём развитии.

Психоэмоциональное развитие

Теперь давайте рассмотрим, что должен уметь ваш ребёнок в 3 месяца в плане психического развития. Он узнаёт голоса близких людей, радуется, увидев маму. Он уже может улыбаться или хмуриться, то есть выражает свои эмоции при помощи мимики. Во время плача ребёнок смотрит на реакцию родителей, если ему что-то не нравится, он отводит глаза и отворачивается. Другими словами, развитие ребёнка в 3 месяца становится более осмысленным.

Кроха активно интересуется игрушками и новыми предметами. Он тянется к незнакомым вещам, пытается тянуть их в рот. Его внимания привлекают яркие, блестящие и крупные предметы и узоры.

Малыш в 3 месяца с интересом следит за родными и домашними животными. Он уже может агукать, хныкать, кричать от радости, улыбаться. Если слышит незнакомый громкий стук – вздрагивает и прислушивается. Очень хорошо маленькие дети реагируют на музыку, особенно классическую. Попробуйте своему малышу включить, например, Моцарта. Он затихнет и станет прислушиваться. Классическая музыка благотворно влияет на развитие малыша и даёт ему отдых.

Питание

Когда ребёнку 3 месяца, он съедает около 700–800 миллилитров грудного молока или молочной смеси в день. Грудное молоко – это самая лучшая еда для ребёнка, старайтесь как можно дольше кормить кроху именно им. К вопросу питания следует подходить индивидуально и следить за тем, чтобы малыш кушал достаточно, но не перекармливайте его. Если малыш здоров, весел и развивается согласно норме, то еды ему вполне достаточно и лишние порции ни к чему.

Трёхмесячному ребёнку уже можно начинать давать прикорм. Лучше всего начать с яблочного пюре или сока. Попробуйте дать несколько капель и посмотрите на реакцию организма. Если нет аллергии, кожа чистая, то можно понемногу увеличивать прикорм. Фруктовое пюре или сок можно давать малышу два раза в день по 2–3 чайных ложечки. Со временем можно ввести в рацион малыша другие овощи и фрукты, но перед этим обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Режим дня

Обычно к трём месяцам режим дня уже сформирован. Малыш привыкает засыпать и просыпаться примерно в одно и то же время. Маме становиться легче ухаживать за ним, у неё появляется свободное время для своих дел. Уже можно планировать свой день, поскольку ребёнок спит и бодрствует по часам. К этому возрасту кроха спит около 16–18 часов в сутки. Дневной сон длится по полтора часа 3–4 раза в день. Просыпается малыш примерно в 7 часов утра для первого кормления, отбой обычно наступает в 22 часа.

Кормления происходят с интервалом в три часа. Всего малыш кушает примерно 6–7 раз в сутки. Во время кормления не спешите, пусть оно походит в полутёмном помещении, старайтесь, чтобы малышу не бил свет в глаза.

В этом возрасте крохе необходим свежий воздух, поэтому старайтесь как можно больше гулять. Для прогулок выбирайте парк, лес, то есть максимально далеко от дорог и заводов. Однако при сильном морозе гулять не стоит, это время лучше провести дома, но не забывайте регулярно проветривать помещение.

Постепенно приучайте малыша к солнцу. Солнечный свет очень полезен для детского организма, ведь именно на солнце в организме синтезируется витамин D, который предотвращает развитие рахита и анемии и способствует укреплению иммунитета. Следите, чтобы малыш не находился под прямыми солнечными лучами, обязательно надевайте на него шапочку или панамку. Лучше всего гулять в тени деревьев, не допуская сквозняков.

Развивающие игры

В этом возрасте для ребёнка очень важны тактильные прикосновения и новые впечатления. Как можно чаще носите малыша на руках, показывайте ему обстановку в квартире, подносите к окну, рассказывайте ему истории, комментируйте происходящее. Пусть в общение с малышом включается папа ребёнка и другие родственники. Это положительно скажется на психоэмоциональном развитии.

Попробуйте поднести кроху к зеркалу, и он будет веселиться и заигрывать со своим отражением. Малышу очень интересны новые тактильные ощущения. Дайте ему потрогать новые материалы – махровое полотенце, мех, фетр, шёлк. Пусть гладит домашних питомцев, но нужно проследить, чтобы они были привиты и здоровы.

Карапузу очень нравятся погремушки. В этом возрасте он должен различать цвета и видеть разницу между красным, жёлтым и оранжевым. Игрушки должны быть крупными, яркими, но не очень звонкими, это может напугать. Что может делать ребёнок с ними? Дети любят, когда игрушки висят над его кроваткой или манежем. Малыши обычно тянуться к ним и очень радуются, когда достают. Они долго рассматривают их, слушают звуки и тянут в рот.

Развивать малыша помогают книжки. Выбирайте большие форматы книг на плотной основе, иллюстрации должны быть крупными и яркими. Вместе с малышом листайте страницы, читайте стишки, обязательно детально рассматривайте и комментируйте рисунки.

Любые игры не должны длиться более 15–20 минут. Ребёнок быстро устаёт от новых впечатлений, начинает плакать и капризничать. Значит, самое время сменить деятельность.

  • После пробуждения аккуратно умойте кроху. Влажным ватным тампоном протрите его глазки по направлению к внутренним уголкам. Будьте предельно осторожны, не используйте ватные палочки. Лучше скрутите из ваты жгутики и пользуйтесь ими для очищения носика и ушек. Регулярно стригите ногти: на ручках – закруглённо, на ножках – прямо.
  • каждый день до кормления. Температура воды должна быть не выше 36–37 ºС. Детское мыло используйте только 1–2 раза в неделю, чтобы не пересушить нежную кожу.
  • В три месяца ребёнок уже подвижен, поэтому его можно не пеленать. Одевайте кроху свободно, по погоде, в одежду из натуральных мягких тканей. Следите, чтобы он не потел, иначе может возникнуть потница.
  • Памперсы или подгузники меняйте каждые два часа. При необходимости подмывайте малыша. Следите, чтобы он не был мокрым, ведь от этого появляются опрелости и прочие проблемы.
  • Срыгивания после еды – это нормальный процесс. Давайте разберёмся, что делать при отрыжке. Сразу после кормления спокойно подержите грудничка вертикально на руках около 30 минут. Не нужно после еды играть с карапузом, веселить его, щекотать и т.п. Также не кладите его на животик. Если малыш срыгивает не более 20 миллилитров, то это не страшно. А вот если больше и постоянно, то проконсультируйтесь с врачом.
  • Для игры используйте яркие, звучащие игрушки. Они должны быть чистыми, гладкими, без мелких предметов, которые малыш может оторвать и проглотить. Следите, чтобы младенец не тащил в рот упавшие на пол игрушки, лучше их сразу же помыть с мылом и обдать кипятком.

Любите своего ребёнка, уделяйте время развитию его навыков и умений. Помните, что он индивидуален в своём развитии. Ваш кроха уже не беспомощный новорождённый, он – маленькая личность, способная развиваться. Полную информацию о том, что именно должен уметь ребёнок к 3 месяцам, вы можете почерпнуть из соответствующих источников. Но знать о том, что никакие игрушки, гаджеты и телевизор не заменят простого человеческого общения и маминых рук, вы должны уже сейчас.

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.

Что в 3 месяца должен уметь ребенок, интересует молодых мам и пап. Малютка развивается строго индивидуально. Набор веса и психоэмоциональные достижения не совпадают точь-в-точь. Но существуют усредненные нормы, по которым определяется соответствие росту и развитию здорового ребенка. Их следует знать. Если по нескольким точкам одновременно происходит отставание, пора обратиться к врачу.

Педиатр проведет полное обследование, направит кроху на консультацию к профильным специалистам. Коррекция произойдет быстро и безболезненно. В дальнейшем малютка ничем не будет отличаться от сверстников.

Рост и вес малыша в 3 месяца

Рост и вес - важные показатели развития малыша. Они отражают биологическое созревание, соответствие нормальному развитию. В 3 месяца вес крохи составляет 4,5-5 кг. За третий месяц крохотуля наберет около 600 г. Рост трехмесячного малютки будет колебаться в пределах 56-57 см.

Трехмесячный малютка округляется: щечки наливаются, ручки и ножки полнеют, на тельце образуются перевязочки. При сильном отставании показателей врач изучит рацион крошки и проведет коррекцию питания (при необходимости).

Какие навыки должен иметь трехмесячный ребенок

К концу третьего месяца у малыша появляется много новых навыков. Крошка каждый день радует родителей, демонстрирует свои умения.

Члены семьи наблюдают, как развивается малютка, и соотносят его достижения с контрольными точками. При несоответствии по нескольким показателям следует обратиться к педиатру.

Двигательная активность

Это один из главных критериев оценки. Трехмесячный малыш уже достаточно укрепил мышцы спинки и шеи. Теперь он может:

  • подолгу удерживать головку вертикально (от 1 минуты);
  • переворачиваться со спинки на животик;
  • отталкиваться согнутыми в коленях ножками от горизонтальной опоры (при поддержке под мышки);
  • стремится схватить интересующий предмет.

Физическое развитие в 3 месяца приносит родителям и некоторое беспокойство. Карапуз не лежит спокойно, он начинает переворачиваться. Мамочка должна обеспечить ему безопасность, оградить от падения.

Зрение

Новорожденный младенец имеет меньшие возможности обзора по сравнению с трехмесячным крохой. Теперь малютка с интересом поворачивает головку, старается осмотреть как можно больше предметов. Держа кроху на ручках, рекомендуется показывать ему окружающие предметы и называть их. Это ускорит развитие малютки, простимулирует формирование речи.

Слух

Теперь малютка поворачивает головку в поисках источника шума. Если он слышит голос мамочки или знакомого человека, останавливает взгляд на лице говорящего. Очень полезно разговаривать с крохой, петь ему песенки, рассказывать стихи.

Эмоции и поведение

В три месяца для крохи характерно проявление комплекса оживления. При виде мамочки или члена семьи он начинает:

  • гулить;
  • улыбаться;
  • шевелить ножками и ручками.

При этом важно похвалить малютку, ласково поговорить с ним.

Речь

Именно в три месяца начинает активно формироваться понимание речи мамы или близких людей. Но пока что малютка больше реагирует на тон, которым произносятся слова:

  • хмурится и плачет при резких высказываниях;
  • улыбается и гулит при ласковом обращении к нему.

Важно помнить: грубость и резкость при разговоре с трехмесячным крохой недопустимы.

Сознание

Третий месяц - новый этап в развитии сознания крохи. Он начинает выбирать, с кем находиться в обществе:

  • мамочка уходит - начинается плачь;
  • мама возвращается - радость и улыбка;
  • член семьи берет ребенка на ручки - радостное гуление;
  • то же делает не понравившийся малютке человек - плач.

Не следует укорять кроху за его поведение: здесь нет каприза, просто идет формирование личности.

Крупная, мелкая моторика

У 3-месячного малютки активно развиваются обе моторики. В спокойном положении кроха держит кисть расслабленной, пальчики - разведенными. Он может не только держать предмет ручками, но и ухватить протянутую игрушку. Важно при этом хвалить малютку и назвать предмет, с которым кроха играет.

В положении лежа на животике малыш сгибает ручки в локтях, разводит в стороны, поднимает головку и опускает ножки. Центр тяжести смещается, лежать становится комфортно.

Социальное развитие

Пока еще кроха не способен различать своих и чужих. В большей степени он ориентируется на интонации голосов и улыбку на лице.

Развитие собственной речи

Именно в 3 месяца ребенок осваивает азы детского лепета. Он произносит звуки, и их уже можно различить. Явно слышатся согласные и гласные, прослеживаются горловые. Мамочка четко слышит бульканье, хихиканье, хныканье. Различаются интонации.

Тактильные ощущения и движения

Кроха начинает пробовать окружающий мир «на вкус». Он тянет в ротик все, что может ухватить. Обычно это собственные кулачки, иногда большие пальчики ножек. Но движения еще нечеткие.

Малютка активно играет с листком бумаги. Он его рвет, сминает и берет в ротик. Разрешать играть с бумажками самостоятельно запрещается.

Правильный уход за ребенком на третьем месяце жизни

Для полноценного развития крохи требуется соблюдать несложные правила ухода за ним. При выполнении рекомендаций педиатров кроха быстро осваивает навыки и радует близких достижениями.

Упражнения для самых маленьких

Для стимулирования развития мамочка должна побольше общаться с крохой. Полезно показывать ему яркие игрушки, давать их в ручки. Гимнастические упражнения укрепят мышцы и позволят скорее освоить новые навыки. Крепкий малыш быстрее начнет присаживаться и ползать.

Крохе нравятся потешки, песенки в исполнении мамы. Он готов подолгу их слушать. Помогут музыкальные игрушки: погремушки, шуршащие пакетики, развивающий коврик. Малютка не должен лениться: и мама должна помочь ему правильно развиваться.

Купание и прогулки

Для грудничка очень важно присутствие на свежем воздухе. Гулять рекомендуется 2 и более раза в сутки по 2 часа (при хорошей погоде). Если на улице ливень, сильный ветер или просто холодно, прогулка откладывается. В 3 месяца полезно совмещать прогулки с дневным сном. Для гуляния рекомендуется выбирать парки, скверы, тенистые аллеи. Запрещается прогуливать кроху вблизи автомобильных дорог и предприятий.

Купать кроху следует за 30-50 минут до укладывания на ночь.

Зарядка и массаж

Трехмесячный кроха нуждается в регулярных занятиях гимнастикой. Эти мероприятия укрепляют мышцы малютки. Гимнастику малыш делает вместе с мамой сразу после пробуждения, перед или после гигиенических процедур. Зарядка позволяет крохе настроиться на позитивное настроение.

Физические упражнения полезно совмещать с массажем. Обычно массаж выполняется перед купанием. Его можно выполнять и самостоятельно, но предварительно рекомендуется изучить курс у профессионального детского массажиста.

Длительность сна

Кроха в 3 месяца спит 5 раз. 4 раза приходятся на день, а последний - на ночь. Главная особенность - малютка привыкает укладываться в строго определенные часы. Для полноценного развития рекомендуется придерживаться определенного графика. Некоторые малютки в 3 месяца спят всю ночь. Но большинство просыпаются 1-2 раза и требуют покормить их.

Выбираем игрушки для малыша в 3 месяца

3- месячный младенец с интересом рассматривает подвешенные над кроваткой погремушки, пытается дотянуться до них. Но ему необходимы и новые.

  • развивающий коврик с музыкальными клавишами;
  • безопасное зеркало (кроха будет с интересом рассматривать свое отражение);
  • погремушки со звуковым эффектом (шуршанием, музыкой, голосами животных);
  • пластиковые игрушки с пищалками;
  • мягкий тканевый мячик;
  • тряпичные мешочки с наполнителями из крупы, пуговиц.

Важно при этом обеспечить безопасность крохи: игрушки должны быть прочными, крупными.

Развивающие игры

По сравнению с месячным, малыш подрос и окреп. Развитие 3-месячного крохи требует наличия специальных предметов. Их можно изготовить самостоятельно или купить в магазине. При этом важно соответствие игры возрасту малютки.

Перед тем как играть, родителям следует изучить инструкцию и самостоятельно проверить безопасность аксессуара.

Для зрительного развития

Лучшие друзья крохи - яркие игрушки. Он подолгу рассматривает подвешенные над кроваткой гирлянды из погремушек, пытается ухватить их ручками. Малютка активно играет на развивающем коврике. В комплект игрушки входит безопасное зеркало. Кроха любит рассматривать свое отражение.

Интересуют малыша цветные кубики с фактурной поверхностью. Для удобного хвата рекомендуется приобрести набор из ткани с липучками: предметы сжимаются под пальчиками, малютке проще удерживать их. Но играть он должен в компании мамы. Она должна называть цвета предметов, протягивать погремушки крохе, брать протянутые ей.

Для слухового восприятия

Кроха любит слушать песенки, потешки, заклички, сказки в исполнении мамочки. Очень важны тон и темп исполнения. Крайне полезна известная игра «Сорока-ворона». Это одновременно и потешка, и гимнастика для пальчиков, и массаж ладошек. При недостатке времени рекомендуется поставить аудио-диск со сказками или песенками. Малютка с удовольствием послушает и его.

Отклонения в развитии и способы корректировки

Есть контрольные показатели, от которых нельзя отмахнуться. В 3 месяца кроха обязательно должен делать определенные вещи. Следует насторожиться, если малыш не умеет:

  • держать головку (хотя бы 1 минуту);
  • фокусировать взгляд на ярких игрушках и лицах;
  • следить глазками за движущимися предметами;
  • хватать яркие погремушки;
  • реагировать на громкие звуки;
  • ощупывать свое личико.

Суммарное количество времени плача не должно в 3 месяца превышать 1 час. Если кроха плачет долго и бесцельно, следует сообщить об этом педиатру. Появление тревожных симптомов не является поводом для паники. При своевременной коррекции отставание легко устраняется.

Важно вовремя заметить недостатки и поставить в известность участкового педиатра. Врач проведет осмотр, назначит обследование у невролога, окулиста, отоларинголога, хирурга и ортопеда. Это требуется для исключения тяжелых диагнозов.

Затем последует назначение коррекционных процедур. Для избавления от отставания в развитии рекомендуется:

  1. Приобрести цветные погремушки разных размеров и формы. Их следует попеременно передвигать в медленном темпе перед глазками ребенка. Цель упражнения - помочь малышу сфокусировать взгляд.
  2. Над кроваткой для развития слуха следует повесить мобиль с несколькими мелодиями. Их требуется включать попеременно.
  3. Играть с крохой следует различными по цвету, фактуре и размеру игрушками. Требуется словами характеризовать цветовую гамму и названия предметов.
  4. Кроху требуется мотивировать к движению. Родители должны стимулировать передвижение, подложив под ножки ладонь. Перед малюткой рекомендуется разместить яркую игрушку и заставить его протянуть к ней ручку.
  5. Малыша следует почаще брать на ручки, обнимать, нежничать с ним, танцевать. С крохой требуется постоянно общаться: петь ему песенки, играть с ним.

Выполнение несложных процедур требует от мамы большого количества времени. Но при регулярном их проведении карапуз быстро догоняет сверстников. Отставание в развитии остается позади.

Ребенок в 3 месяца уже значительно отличается от новорожденного. Он значительно подрос, более осознанно смотрит на мир, улыбается и гулит. В течение первого года жизни ребенок очень быстро развивается. Почти каждый день появляются новые умения, чаще проявляется целый комплекс новаций в поведении и восприятии. В статье подробно рассмотрим, что умеет ребенок в 3 месяца, как развивать трехмесячного ребенка, на что стоит обратить внимание родителям во время развития (в конце данной статьи будет видео для закрепления материала).

Что умеет ребенок в 3 месяца и чему нужно научиться?

Развитие ребенка в 3 месяца проходит стремительно. Родителей на данном этапе волнуется вопрос, что должен уметь ребенок в 3 месяца, однако, не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному и какие-то умения ребенок освоит в конце третьего месяца, другие же — позже.

  • Кисти рук немного закрыты, пальцы рук согнуты незначительно. Ребенок в 3 месяца активно рассматривает свои руки, особенно увлекает его сжатие и разжатие пальчиков и наблюдение за этими процессами. Он понимает, что это именно его рука и управляет ей он сам.
  • Ребенок в 3 месяца умеет поднимать голову под углом 30-40 градусов и удерживать ее на протяжении 10-30 секунд. Не стоит забывать, что у крохи еще мышцы шеи не окрепли и ему еще нужна перестраховка родителей. Ребенок в 3 месяца отлично контролирует движение своей головки. У крохи лучше получается удерживать и крутить головкой в вертикальном положении.
  • Ребенок в 3 месяца, прикасаясь к различным предметам, учится отличать мягкие и твердые материалы. Если мама дает ребенку игрушку, он пытается брать её рукой. Ему очень нравиться трогать и хватать разные предметы, стоит позаботиться о безопасности и использовать для игр безвредные погремушки. Желание все потрогать говорит о развитии тактильных ощущений и познавательного интереса. В тоже время укрепляются пальчики.
  • Ребенок на 3 месяце развития может попытаться попробовать игрушки на вкус или просто подносить предметы к лицу. Кроме того, все, что попадает к нему в рот, он сразу же принимается сосать, будь то пальчик или край пеленки, одежка. Но есть разница между едой и просто сосанием и он хорошо это отличает. Можно пронаблюдать, когда младенец не голоден, он может сосать пустышку, в противном случае он просто ее выплевывает и требует грудь.
  • Совершенствуются зрение и слух. Услышав звук погремушки или колокольчика, малыш повернет голову к источнику звука, захочет посмотреть на него. При незнакомых звуках ребенок сначала замирает, прислушивается, а потом начинает активно двигать ножками и ручками. Младенец хорошо может отличать звуки, звонок телефона, шорохи, шелест.
  • Ребенок в 3 месяца жизни смеется осознанно и, тем самым, приносит радость маме и всем родным.
  • Наблюдает за предметами, которые движутся вблизи от него. Поворачивает головку в направлении движения игрушки или родителей.
  • У младенца развиваются речевые навыки на ряду с пополнением словарного запаса. Малыш уже активно начинает гулить, звать маму, используя различные звуки. Лексикон крохи еще невелик, однако, звуки: «Л», Б», «П», «Ф», «М» ребенок начинает задействовать во время взаимодействия с предметами и людьми.
  • В этом возрасте малыш начинает распознавать родителей, узнает маму и папу.
  • Меняется способ сосания, ребенок в 3 месяца умеет уже крутить головкой в поисках груди, а затем захватывать её губами.
  • В положении на спине ребенок может делать попытки перевернуться с бока на бок, ножки в этот момент будут подгибаться. Однако, это лишь попытки. Как правило, детки начинают переворачиваться с 4-го месяца.
  • Малыш может делать попытки ползанья, но для данных движений ребенку понадобится больше сил.

Многие родители подумают, что это обязательный список, что должен уметь ребенок в 3 месяца своей жизни, однако это не так. Некоторые умения трехмесячный ребенок может освоить чуть позже. В этом нет ничего страшного, все детки индивидуальны.

На что нужно обратить внимание?

Данный список умений ребенка в 3 месяца, которые малыш не освоил к концу этого периода, должны насторожить родителей.:

  1. К концу 3-го месяца малыш не может поднять головку выше, чем на 5 см.
  2. Не может держать голову в вертикальном положении
  3. Ребенок в 3 месяца не может приподняться лежа на спине
  4. Если ребенок не тянется рукой к игрушке, которую дает ему мама
  5. Если на источник звука реагирует плохо или не реагирует вообще
  6. Отсутствие улыбки на лице

Этот перечень, является тем минимумом, что должен уметь ребенок в 3 месяца. При обнаружении какого-либо из пунктов, обратитесь за консультацией к педиатру.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Чтобы развитие ребенка в 3 месяца было продуктивным и многие умения были достигнуты, существует ряд физических и обучающих упражнений, которые помогут преуспеть малышу в развитии.

  1. Упражнение «осваиваем перевороты». Как правило, развитие ребенка в 3 месяца не позволяет делать полноценные перевороты, но уже можно постепенно в конце этого месяца делать подготовку. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Вы поднимаете правую ножку (можете также поднять правую ручку) и легонечко тянуть правую ножку к левой ножке. Положение ребеночка должно меняться и постепенно потянув за правую ножку вы должны перевернуть ребеночка на бочок. Опять таки, если упражнение дается сложно, то можно брать и за правую ручку и за ножку одновременно. Тоже самое можно проделать, взяв малыша за левую ножку.
  2. Играйте с ребеночком игрушками недолго, 10-15 минут будет достаточно. Если ребенок устал, дайте ему спокойствие и отдых.
  3. Как было уже сказано в статье, у ребенка в 3 месяца стремительно происходит процесс развития речевого аппарата, поэтому важно петь песни, рассказывать стишки в момент игрового процесса, купания, перед сном. Заметьте, что все слова, которые вы произносите должны быть четкими. Малыш не поймет смысл слов, но звуки, которые вы будете произносить, станут хорошим укреплением фундаментального развития речи.
  4. Развитие мелкой моторики для малыша в 3 месяца это также не менее важный этап. Следует проводить массаж в виде поглаживаний стоп и ладошек, пальчиков. Прощупываем фактуры конечностей.
  5. Показывайте яркие картинки вашему ребенку и проговаривайте детали, которые размещены на картинке. Не забывайте о четкой речи.
  6. В борьбе с недугами и болезнями, родители прибегают к закаливанию. В разумных приделах без фанатизма можно немножко понижать температуру во время купания. Еще одним хорошим способом является грудничковое плаванье.
  7. Упражнения, связанные с улучшением координации движений, благоприятно влияют на развитие ребенка в 3 месяца. Для этого нужно положить ребеночка на живот и на расстоянии в 10-15 сантиметров положить игрушку от него. Чтобы завлечь внимание, вы можете потарахтеть игрушкой, но не давать в ручку. Ребенок будет слышать звук и пытаться узнать, что же это за интересное звучание. У младенца появится интерес и он захочет «познакомиться» с предметом и начнет тянуться к нему. Это упражнение поможет в дальнейшем развить мышцы и поползти, однако развитие ребенка в 3 месяца не предполагает этого.
  8. Пищащие игрушки можно укрепить на кроватке, между прутьями. Малышу очень понравиться задевать их ножками или ручками, что бы услышать звук.
  9. Для развития тактильных ощущений в ручку надо вкладывать различные ткани, они могут быть шуршащими или мягкими. Бархат, вельвет, мешковину можно скрепить и развесить на разной высоте, чередуя твердые и мягкие предметы.
  10. Для развития зрения на ручки и ножки можно надеть цветные манжеты или носочки. Сначала на ручки, потом на ножки, а потом на все конечности.

Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 3 месяца. Эти простые упражнения помогут освоиться на данном этапе развития и улучшить способности малыша.

Важны физические упражнения, укрепление ножек и ручек малыша. Можно проделывать упражнение «велосипед», он сам начнет толкать руки взрослого. Слегка подтягивайте его за ручки, голова не должна запрокидываться, если все же не держится еще, то со временем шея окрепнет.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок все активнее начинает реагировать на окружающий мир. У ребенка в 3 месяца совершенствуется обоняние, он хорошо отличает родителей не только по голосу, но и по запаху.

Трехмесячный малыш активно проявляет свои чувства, он может плакать и кричать в знак протеста на дискомфорт или неудобства. Активно улыбаться и гулить, когда он доволен. Плакать он может из-за:

  1. боли и дискомфорта;
  2. испуга;
  3. голода;
  4. неудобства;
  5. желания спать.

Все детки любят быть на руках, особенно у мамы. Ребенок в 3 месяца уже понимают, что на руках у мамы ему тепло и удобно. Младенец всегда ожидает контакта, сам пытается отвечать на прикосновения, протягивает ручки. Все дети любят, когда с ними ласково беседуют или играют. С самого раннего возраста важно правильное психологическое развитие, а для этого надо обеспечить постоянный контакт с младенцем.

Проявление любви родителей повлияет на дальнейшее психологическое развитие ребенка в 3 месяца. В этот момент ему так важно чувствовать любовь родителей.

Питание ребёнка в 3 месяца

За одно кормление ребенок должен получить до 150 граммов, не менее 130 граммов. В сутки это примерно 1/6 веса. Лучшим питанием остается грудное молоко. При его недостатке нужно стараться сохранить хотя бы часть кормлений именно грудным молоком. Сколько бы не было его, вначале надо приложить ребенка к груди, а только потом докормить из бутылки. Чтобы понять, сколько он смог высосать, надо взвесить его до и после кормления. При необходимости можно использовать адаптированную детскую смесь. Как правильно ее приготовить написано на коробке. Обязательно надо следовать инструкции.

Уход за ребенком в 3 месяца

Вы уже знаете, что умеет ребенок в 3 месяца и каким должно быть питание, пришло время затронуть вопрос об уходе за младенцем.

К 3 месяцам у ребенка должен наладиться регулярный однородный стул. Важно проследить за этим. При запорах, которые продолжаются по нескольку дней надо обратить внимание на питание мамы при кормлении грудью. В случае если стул редкий, но мягкий и однородный волноваться не стоит, это говорит об отличном усвоении грудного молока.

Ребенок всегда должен быть чистый и сухой. Купать его можно каждый день, а менять подгузник следует не реже чем через 3 часа или меньше при необходимости.

Кожа по-прежнему требует особого ухода, ежедневно надо использовать детский крем или молочко после купания и сна. Крохотные ноготки растут очень быстро, и подстригать их требуется очень часто. В противном случае он может поцарапать себе личико. Надо научиться правильно подстригать ногти, чтобы они не врастали в кожу.

Для трехмесячного ребенка в некоторых случаях характерно появление ярких красных пятен, которые потом могут покрыться тонкой сухой коркой. Они могут зудеть или даже болеть. Это явление назвали молочными корками (молочный струп) — это сигнал о неправильном обмене веществ, экссудативном диатезе.

На третьем месяце может появиться . Стоит знать его признаки:

  • Младенец становится беспокойным, сильно пугается резких звуков.
  • Появляется потливость. Капельки пота могут быть при кормлении, а ночью голова настолько мокрая, что остаются следы на простынке или подушке.
  • Из-за выпадения волосиков на затылке ребенок старается потереться ею.
  • Наблюдается и резкий запах в моче из-за увеличения количества аммиака.

Многие родители пренебрегают массажем и зарядкой. Обязательно стоит начать выполнять упражнения. Их длительность может быть уже до 25 минут в день. Но делать массаж надо только тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не капризничает и не голоден.

Спать трехмесячный ребенок должен столько же как и раньше. Разница в том, что он начинает ощущать время суток. Многие малыши могут спать всю ночь от вечернего до утреннего кормления. Трехмесячный ребенок может просыпаться, если ему требуется «перекус» ночью.



Рассказать друзьям