Что должен уметь грудничок в девять месяцев. Развитие ребёнка в девять месяцев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Девять месяцев - именно столько времени малыш провел у мамы в животике, и еще столько же прожил как маленький человечек. Теперь он приобретает все большую самостоятельность. И, хотя кроха по-прежнему зависит от своих родителей, он уже не настолько беспомощен, как раньше.

Настало время обратить особое внимание на развитие его личности. Он умеет ладить с окружающими, уважать себя и других. Давайте проследим, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

Физические параметры

Малыш уже неплохо окреп физически. Вес за месяц увеличится еще на 0,5 кг, да и рост добавит к своим показателям пару сантиметров. Поэтому параметры выглядят следующим образом:

  1. Вес ребенка в 9 месяцев составит около 9000-9200 гр.
  2. Рост - приблизительно 74 см (± 2 см).

Кроха к достижению этого возраста осваивает навыки вставания из положения сидя. Он учится управлять своим телом, координируя движения ног во время ползаний, подтягиваясь, где надо, с помощью ручек.

Нередко 9 месячный ребенок уже имеет 2 или 4 зуба. По крайней мере, к этому времени они должны пробиться. Так что, если малыш постоянно капризничает, плохо ест, загляните ему в ротик. Возможно, вас ожидает сюрприз.

Сон

На ночной сон в этом возрасте отводится по 10-12 часов, а также остается два дневных по два часа. Очень хорошо, если ребенок засыпает в одно и то же время, особенно это касается дневного отдыха. Насколько возможно, приучайте кроху к самостоятельному засыпанию, без качаний или кормлений. Так ему будет легче уснуть, если он пробуждается в течение ночи.

Детский сон может прерываться из-за боязни малыша потерять маму . Обычно, когда он начинает ночью плакать, то просто переживает, что потерял ее. Скорее всего, кроха успокоится, как только мама подойдет к нему. Иногда ребенок плохо засыпает из-за перевозбуждения, перенасыщенности дневных событий. Если вы установили, что это и есть причина плохого сна, следует ограничить эмоциональную активность в течение дня.

Основные навыки

  1. Кроха без посторонней помощи встает у опоры. Держась за стену, неуверенно ходит, а в ходунках даже бегает, то радостно подпрыгивая, то приседая.
  2. Самостоятельно садится. Правда, выглядит это довольно смешно, словно он падает на попу. Сидя, умеет дотягиваться до лежащего недалеко предмета, игрушки, чтобы потом с интересом заняться ею.
  3. Мелкая моторика рук становится все более совершенной. Теперь кроха умеет брать маленькие детали пальчиками. Наглядно подобные умения можно увидеть, когда карапуз, сидя под обеденным столом, подбирает крошки на полу.
  4. У малыша довольно крепкий захват руки. Если он взял что-то в свои ручонки, придется постараться, чтобы отнять. Карапуз еще сильнее сожмет кулачки и даже оттолкнет вас.
  5. Малыш неплохо ползает. Правда, не все дети одинаково справляются с этим заданием. Кому-то легко ползать в любом направлении, а кто-то двигается только вперед или назад. Одни сразу встают на четвереньки, другие долгое время ползают по-пластунски.
  6. Ребенок вполне может участвовать в повседневных делах. Например, одевая его на улицу, попросите сжать пальчики в кулачок и просунуть в рукав. Пусть после прогулки он сам снимает носки, предварительно развязанную шапку. Во время водных процедур кроха может помыть ручки и личико.

Тут присели, там встаем. Да, я целеустремлен!

Питание

В возрасте 9-ти месяцев питание смешанное. С одной стороны, мама и дальше кормит грудью (или смесью), с другой - активно вводятся новые продукты в качестве прикорма. Режим питания включает обычно 5 кормлений, а интервал между ними увеличивается до 3,5-4 часов.

Если на 8-м месяце малыш еще не познакомился с рыбными блюдами, пора это сделать. Однако из-за высокоаллергенности продукта вводить его следует с осторожностью, маленькой порцией. Предпочтительней белая рыба: минтай, хек, треска.

Понемножку можно переходить на мелкоизмельченную пищу, чтобы развивать жевательные мышцы. Банан или персик позволительно дать в виде небольших кусочков, конечно, под присмотром взрослого.

Могут начаться первые капризы, связанные с переборчивостью в еде. Некоторые блюда кроха решительно отвергает, отворачиваясь от еды и сцепляя рот. События иногда развиваются таким образом, что внезапно он отказывается от любого прикорма и ничего не хочет, кроме грудного молока. Паниковать не стоит. Попробуйте почаще есть всей семьей в его присутствии, демонстрируя всем своим видом, как это вкусно. Обычно подобная хитрость срабатывает, и реакция не заставляет себя долго ждать.

Психоэмоциональное развитие

  1. У ребенка достаточно большой пассивный набор слов, и теперь он все чаще упражняется в произношении не только слогов, но и отдельных слов: «папа», «мама», «дай», «ну-ну». При этом речь эмоционально окрашена.
  2. Активно просит жестами и «мычанием» вещь, которую хочет взять в руки.
  3. Выполняет несложные просьбы подать что-либо, найти и показать нужную игрушку. Утвердительно или отрицательно кивает головой, когда его спрашивают о чем-нибудь.
  4. Оживляется, слыша свое имя. Он понимает, что обращаются к нему.
  5. Любимое действие в отношении игрушек - бросать и наблюдать за траекторией падения, бить одну о другую, прислушиваясь к получающимся звукам, вкладывать один предмет в другой.
  6. Ребенок сейчас - маленький подражайка взрослых. Он повторяет действия и моделирует поведение, которое «подсмотрел» у мамы или папы. Поэтому дети так любят изображать разговор по телефону, кормить кукол, протирать тряпкой или кухонным полотенцем полы.
  7. Интересуется своими ровесниками. Позволяйте ему поиграть с другими детьми на площадке и понаблюдайте за их общением. Выглядит очень забавно.


Дети - маленькие повторюшки

Меры безопасности

Ваш малыш, почувствовав силу, будет стремиться покорять одну высоту за другой. Самое время подумать о безопасности спального места - детской кроватки. Близится час, когда маленький шалунишка попробует самостоятельно выбраться «из заточения», что чревато падениями с высоты. Совет: опустите бортики кроватки или ее дно, если такая возможность предусмотрена.

Проверьте, нет ли в доме неустойчивых стульев, стоят ли заглушки на розетках. А как с безопасностью на кухне? Советуем готовить на дальних комфорках, а ручки сковородок поворачивать к плите.

Помогаем развиваться

  1. Вместе постройте высокую башню из кубиков. Хотя малыш еще не может сделать этого сам, он с удовольствием будет подавать вам «строительные элементы». Научите кроху собирать пирамидку.
  2. А чем не игрушка туалетная бумага! Ведь ее можно разматывать, рвать на мелкие кусочки, комкать. Надолго отвлечет ребенка и простой отрезок скотча, приклеенный к ладошке.
  3. Самое время познакомиться с красками. Существуют специальные варианты под названием «пальчиковые краски». Они безопасны, нетоксичны и хорошо отстирываются. Некоторые занимаются подобным творчеством прямо в ванной, разрисовывая настенную плитку.
  4. В ванной также малыши любят наливать и переливать воду из одной емкости в другую.
  5. Как идея, можно в коробочку собрать кусочки ткани, разной по фактуре, регулярно пополняя ассортимент новыми экземплярами. Так карапуз развивает тактильные ощущения.
  6. Игры в «Сорока-ворона», «Ладушки» все так же актуальны. Они развивают координацию, чувство такта.
  7. Пойте малышу песенки, танцуйте вальс, кружа его на руках. То, что приносит удовольствие вам, понравится и ему.
  8. На кухне поиграйте с крупами, предложив крохе отыскать в миске с манкой спрятанную игрушку.

Не скупитесь на общение со своим ребенком, играйте с ним, помагая гармонично развиваться. Ставьте цели и достигайте их. Для родителей большое счастье видеть, как растет, а значит, взрослеет их малыш.

Если родители новорожденного ребенка очень любят говорить о ежемесячной прибавке и сравнивать вес своих детей, то мамы и папы 9-ти месячных малышей предпочитают хвастаться новыми навыками своих непосед. Причем многие при этом сильно преувеличивают их достижения, из-за чего другие родители начинают сомневаться, а не отстают ли в развитии их собственные дети, ведь в 9 месяцев они не умеют самостоятельно пить из чашки, не просятся на горшок и не ходят? Опытные родители и педиатры советуют обращать меньше внимание на такие разговоры и не сравнивать своего малыша ни с кем другим, достаточно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев и соотносить темпы его развития со среднестатистическими нормами. Также не стоит забывать, что примерно с 8-9-го месяца у детей появляются первые гендерные различия – девочки быстрее развиваются эмоционально, а мальчики, обычно, крепче и энергичнее.

Физическое развитие малыша

В 9 месяцев малыш уже достаточно развит физически, обычно в этом возрасте ежемесячный прирост веса и роста составляет примерно 300-400 гр и 1-2 см соответственно. К 9 месяцам большинство детей обзаводятся 4-6 зубами и охотно едят «взрослую» пищу – каши, кисломолочные продукты, творог, мясо, овощные и фруктовые пюре и соки. Физическое развитие малыша во втором полугодии жизни может сильно варьировать, умения и навыки ребенка зависят от множества факторов – от состояния его здоровья, лишнего или, наоборот, недостающего веса, доношенности и, конечно, от того сколько времени и сил уделяют родители его развитию.

Самым главным навыком и основным показателем развития в этом возрасте считается умение ребенка сидеть самостоятельно и стоять, держась за опору.

Большинство детей в 9 месяцев активно ползают, самостоятельно сидят или даже ходят, придерживаясь за кроватку или манеж.

Многие дети начинают самостоятельно вставать или даже ходить, но большинство предпочитает изучать мир на четвереньках или ползком . Дети в этом возрасте необыкновенно энергичны и постоянно находятся в движении – они могут неожиданно быстро преодолевать расстояния, забираться на верхние полки шкафов или на спинки диванов и падать оттуда. Родителям нужно постоянно быть настороже – чувство страха и инстинкт самосохранения у малышей отсутствует напрочь, они еще не умеют оценить глубину и высоту предметов, а вот любопытство и энергия у них бьет через край. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка одного в комнате или отходить, когда он сидит на кровати или диване – девятимесячные дети могут залезть на подоконник, опрокинуть, потянув, на себя шкаф, вырвать электрические провода или просто подползти и радостно упасть с края кроватки или дивана.

Продолжает развиваться и мелкая моторика малыша – он уже умеет манипулировать двумя ручками, любит разбирать игрушки, мять лист бумаги или пластилин, открывать и закрывать коробочки, складывать пирамидку или играть с матрешкой.

Очень важно в этом возрасте уделять внимание физическому развитию ребенка – давать ему возможность больше двигаться и изучать окружающий мир. Оптимально для ребенка 9–ти месяцев – это постоянно находится в движении, в кроватке или манеже он должен находиться только во время сна.

Нервно-психическое развитие

В 9 месяцев малыш не перестает ежедневно радовать своих родителей – каждый день он учится чему-то новому, становится все более эмоциональным и интересным. К концу девятого месяца дети уже не просто произносят звуки и слоги, но и начинают вполне осмыслено «говорить», обозначая какими-то слогами и звукосочетаниями конкретные предметы или действия.

Дети в этом возрасте очень любят различные потешки и пальчиковые игры , с восторгом повторяя за взрослыми их действия. Обычно к 9 месяцу малыши становятся несколько самостоятельнее, давая маме возможность отдохнуть и посидеть спокойно, пока они сами играют с игрушками или бытовыми предметами. Очень часто, несмотря на обилие игрушек, малыши предпочитают играть с окружающими предметами – посудой, книгами, пультиками от телевизора или обувью. Родителям не стоит пытаться ограничивать познавательную активность ребенка, просто все предметы должны быть достаточно безопасными и чистыми, например, нет ничего страшного в том, чтобы дать малышу пластиковые контейнеры с крышками, ложки или чистую обувь.

Научившись сидеть и начиная ходить, дети чувствуют себя более самостоятельными, и их родители могут столкнуться с первыми попытками карапуза отстоять свою независимость. Они могут начать капризничать, требовать конкретную игрушку или отказываться возвращаться домой с прогулки, испытывая нервы своих родителей на прочность. Очень важно родителям суметь найти «золотую середину» — с одной стороны проявлять разумную твердость и дать малышу понять о значении слова «нет», а с другой стороны – не задавить в нем стремлении быть самостоятельным.

Дети в 9 месяцев уже понимают большинство обращаемых к ним слов и выражений, они могут показать предметы на картинках или узнают их по телевизору. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими игрушками, как кубики, крупная мозаика или книжки с выпуклыми картинками.

Мальчик или девочка?

Родители малышей разного пола в 9 месяцев уже могут заметить первые различия в развитии детей.

Девочки обычно быстрее учатся разговаривать, легче усваивают новые навыки, лучше слушают родителей и не так активны физически. Хотя все это очень относительно, но мамы девочек чаще сталкиваются с такими проблемами, как чрезмерная «привязчивость» малышек, их нежелание ни на минуту оставаться одним, но зато они более управляемы, прислушиваются к словам и эмоциям родителей и охотно повторяют все за мамой.

Мальчики в этом возрасте становятся чрезмерно активны, они почти не воспринимают обращения взрослых и их попытки немного «утихомирить» их. Мамы девятимесячных «джентльменов» ни на минуту не могут расслабиться – их дети успевают за 1 минуту открыть и закрыть все шкафы, вывалить все игрушки, залезть на стол, упасть с него и тут же залезть снова. При этом развитие мелкой моторики и разговорной активности идет несколько медленнее, ведь на это у них просто не остается времени. Также мальчики упорнее в своих желаниях и тяжелее поддаются убеждениям, хотя при этом, обычно, более спокойны и уравновешены, чем девочки.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

В 9 месяцев ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться и сидеть без поддержки;
  • Вставать и стоять, держась за опору;
  • Выполнять просьбы родителей вроде: «дай ручку», «покажи ножку», «покажи, где мячик» и так далее;
  • Уметь нанизывать кольца пирамидки, ставить кубик один на другой, брать в руку мячик и кидать его;
  • Издавать разнообразные звуки, произносить слоги и звукосочетания, обозначающие разные предметы или действия;
  • Показывать части тела и знать, где находятся носик, глазки, ушки;
  • Узнавать на картинках игрушки, животных, предметы обихода;
  • Ярко проявлять свое отношения к разным событиям – малыш радуется и смеется, собираясь гулять или при виде родителей, и начинает плакать или кричать, когда ему пытаются постричь ногти или почистить носик.

Родители 9-ти месячного малыша не должны беспокоиться, если их ребенок не умеет ходить или говорить, стоит проконсультироваться с врачом, если навыки вашего ребенка отстают на 1-2 месяцев от тех, что должны быть в этом возрасте. В 9 месяцев поводом для беспокойства может стать неумение садиться самостоятельно, нежелание активно двигаться и отсутствие интереса к ярким картинкам и разбирающимся игрушкам.

В этой статье:

Одним из самых любопытных периодов в жизни ребенка первого года жизни считается 9-й месяц. В этом возрасте многие дети начинают ходить и произносить первые осмысленные слова. Если ваш малыш пока не ходит и молчит, то это не повод бить тревогу, об отставании в развитии это не говорит, просто малыш копит силы.

Физическое и психическое развитие

Физическое развитие 9-месячного ребенка уже довольно прогрессивное — многие уже стоят самостоятельно, а кто-то только пытается встать, держась за бортик кровати или возле другой опоры. Ползает маленький егоза уже довольно быстро, некоторые могут уверенно топать вдоль дивана. Сейчас нужно сделать очередной осмотр жилища на предмет опасности для юного исследователя. Если в ваших розетках до сих пор нет заглушек, то уже пора их поставить. Бытовые прибора пора убирать подальше, видимые провода сократить до минимума. Все шкафы, тумбы и комоды пора проверить на предмет открывания-закрывания, либо заблокировать дверцы либо поставить специальную защиту от прищемления пальцев.

В возрасте 9 месяцев ребенок уже понимает взрослую речь и даже запреты, он знает слова, связанные с едой, прогулкой и сном. Уже в этом возрасте кроха может есть ложкой, конечно, еще не совсем уверенно, но главное, чтобы проявлял интерес. Пора учить малыша пить из поильника с мягким носиком и двумя ручками. Можно давать кусочки твердой пищи — печенье, кусочек хлеба, вареные овощи, даже если у малыша еще нет зубов, жевательные рефлексы нужно развивать.

Нужно активно развивать мелкую моторику, особенно важен захват предметов большим и указательным пальцем. В возрасте 9 месяцев дети могут повторять порядка 8 звукосочетаний и говорить осмысленно «мама», «папа», «на», «дай». Уделите особое внимание маленьким ладошкам, массируйте их, делайте «сороку-ворону», учите играть в ладушки. Эти упражнения способствуют развитию речевых навыков.

Девятимесячному ребенку нравится рассматривать себя в зеркале, а также ему нравится брать игрушку из рук взрослого и тянуть ее в рот. В этом возрасте появляется умение подражать действиям взрослого — покажите, что игрушку можно трясти, бить (для этого лучше иметь мягкий молоток во избежание неприятных инцидентов). Учите ребенка махать «привет» и «пока».
Для развития моторики можно просить ребенка пересыпать мелкие предметы, но лишь под вашим наблюдением, чтобы он ничего не проглотил. Научите его открывать и закрывать коробку, прячьте туда игрушку и просите открыть и достать. В этот период ребенок уже умеет радоваться удачным действиям и проявляет интерес к другим детям. По мимике крохи можно понять его эмоции — радость, огорчение, обиду, удивление и так далее.

Речевое развитие

На десятом месяце жизни ребенок уже знает свое имя и отзывается на него. На вопросы «где мама», «где папа» и так далее кроха сморит в сторону названного или показывает на него пальчиком. Просите ребенка подать вам что-то, например, из нескольких игрушек попросите выбрать пирамидку. В этом возрасте дети уже понимают слова «садись», «ложись», «дай», «на» и другие. Знает названия многих предметов и внимательно прислушивается к речи взрослых.

В 9 месяцев ваше чадо может повторять слоги и звуки, некоторые вещи выражает определенными звуками и много лепечет по-своему. При чтении книг показывайте ребенку картинки и называйте их: это кошка, она говорит «мяу-мяу», это собака, она говорит «ав-ав» и так далее. Не коверкайте слова при произношении, произносите их четко.

Режим дня

Режим 9-месячного ребенка почти не отличается от 8-месячного. К этому периоду у малыша уже выработалось одно и то же время для сна, утром он просыпается в одно и то же время, а вечером ложится. Питание пока 5-разовое, сон ребенка должен составлять 9-11 часов ночью и 3 раза в день по 1,5-2 часа. Многие дети переходят на 2-разовый дневной сон.

Утро вашего чада должно начинаться с привычных процедур — умывания, было бы неплохо приучить ребенка ходить по-большому в одно и то же время, так вам легче будет приучить его к горшку. Некоторые детки уже приучены к горшку в этом возрасте, если вы еще не начинали, то можете постепенно приступать. Неплохо было бы начать закаливать ребенка и принимать с ним воздушные ванны.

Гулять нужно 2-3 раза в день по 2-2,5 часа минимум, одевая по погоде. Не нужно сильно кутать ребенка, это ему лишь во вред. Одевать детей нужно так же, как себя, в холодное время года добавив один слой.

Традиция купания перед сном должна быть неизменной, в холодное время года можно купать через день, но подмывать после туалета в течение дня желательно. Разнообразьте купание игрушками, периодически их меняя. Если ваше чадо ночью много крутится, обязательно проверяйте, чтобы простынь прилегала к матрасу плотно во избежание заматывания в нее маленького непоседы.

Питание 9-месячного ребенка

К 9 месяцам ребенок уже многое кушает, пора разнообразить его рацион. Рецепты для 9-месячного малыша можно найти в книгах по воспитанию или в интернете. С этого возраста можно вводить в рацион рыбу, но делать это нужно лишь после консультации с педиатром. Для первого раза возьмите белую нежирную рыбу тресковых пород, хотя карп и судак тоже подойдут отлично. Предпочтение стоит отдать не замороженной, а свежепойманной рыбе.

Чем кормить 9-месячного ребенка: грудное молоко или смесь, овощные и фруктовые пюре, каши на воде и фруктовые соки. Многие детки в этом возрасте уже употребляют творожок или кефир.

Развивающие игры

В этом возрасте игры с ребенком должны быть направлены на развитие моторики и мышления, то есть более осмысленными. Игрушки для 9-месячного ребенка могут быть любыми — логические (пирамидка), мячи, машинки и так далее. Главное, чтобы они не несли опасности здоровью крохи. Музыкальные игрушки вызывают особый интерес.

Можно дать ребенку в руки мелок и показать, что он оставляет след на бумаге. Можно купить пальчиковые краски и рисовать вместе с ним, например, на старых обоях. Не забывайте про массаж и гимнастику. Приговаривайте прибаутки во время занятий, ритмично считайте, меняйте интонацию.

В виде гимнастики подойдут упражнения возле опоры — просите малыша сесть-встать пару раз, водите его за руки вперед-назад, поползайте, детям очень нравится вовлекать взрослых в игру.

Существуют даже специальные мультики для 9-месячного ребенка, нацеленные именно на этот возраст. Но не увлекайтесь ими, если малыш не проявляет интереса — комментируйте все, что происходит на экране, если все равно интереса не возникло — не нужно настаивать, в конце концов, успеет еще посмотреть.

В этом возрасте дети пытаются залезть повыше, поэтому будьте начеку, чтобы маленький летчик не совершил опасную посадку с дивана или стула.

Не забывайте хвалить ребенка за его маленькие достижения, для него это очень важно. Многие дети получают таким образом мотивацию от родителей, побуждение к действиям. Но не переусердствуйте хвалите только в нужные моменты, не надо сыпать похвалы за любое действие, чтобы не выработать психологическую зависимость. У ребенка должен быть здоровый интерес ко всему, а не ожидание похвалы.

На прогулке рассказывайте ребенку обо всем, гуляйте одним маршрутом и через несколько дней он будет узнавать дорогу сам. Например, он будет знать, что за углом детская площадка или большое дерево.

Не гонитесь за умениями других детей, каждый ребенок уникален по-своему и научится определенным действиям тогда, когда придет время.

Интересное видео о развитии малыша в 9 месяцев

Девятимесячный малыш уже активно и самостоятельно передвигается по комнате, общается со взрослыми и даже выражает отношение к происходящему. Тело крохи готовится к первым шагам. В этом возрасте укрепляются мышцы бедер и плеч, развивается координация. Дети уже не спят и не лежат в кроватке большую часть времени, как это было раньше. В данной статье мы узнаем, что должен уметь ребенок в 9 месяцев.

Физиологическое развитие, вес и рост

Как мы уже сказали, у ребенка укрепляется мускулатура, мышцы и связки, развивается вестибулярный аппарат, координация и умение ориентироваться в пространстве. Кроме прочего, у малыша улучшается слуховое восприятие. Теперь услышанные звуки он может сопоставить с знаниями. Кроха активно показывает эмоции, в том числе радость, огорчение, печаль, обиду, злость и так далее.

У многих деток начинают прорезываться вторые резцы, сначала сверху, а затем внизу. Но не переживайте, если они еще не проявились, так как зубки могут начать расти только к годику. Одновременно с этим развивается челюсть, и ребенок постепенно учится жевать.

В процессе девятого месяца масса тела малыша увеличивается примерно на 0,5 кг, а рост – на полтора сантиметра. При этом можно заменить снижение темпа повышения веса, так как малыш более активно двигается. В среднем рост младенца составляет 70-72 сантиметра. При этом ребенок должен весить примерно 8-9 кг.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Развитие ребенка в 9 месяцев отличается тем, что он понимает большинство фраз обращенных к нему, Он может выполнить легкие действия и просьбы. Малыш ищет и находит спрятанные предметы, указывает на называемые вещи и так далее.

Ребенок понимает и выполняет просьбы “возьми”, “дай”. Он узнает и реагирует на знакомые звуки или мелодии, любит танцевать и может пританцовывать или кивать в такт музыки.

Детки в данном возрасте уверенно ползают на четвереньках, могут легко встать на ножки без опоры, а при помощи поддержки может самостоятельно стоять, даже пробует делать первые шаги и переступать ножками.

Малыш садится из положения лежа и ложиться из положения сидя, слезать с дивана, кресла или кровати и забираться обратно. Он может вставать и ходить внутри кроватки или манежа, держась за бортики. А непоседы пытаются даже приседать.

Развиваются чувства и эмоции. Малыш расстраивается, когда не получается что-либо сделать самостоятельно. Он понимает похвалу и запреты, злится и реагирует на слова “нет” и “нельзя”. Кроха активно лепечет, говорит несложные слоги и короткие слова, при этом детская речь эмоционально окрашена.

Хорошо развита моторика. Кроха может брать и удерживать вещи в обеих руках, хватать предметы щипками двумя-тремя пальцами. Одной рукой он уже умеет держать ложку, а двумя – кружку, пытается самостоятельно пить из чашки. Он способен открыть и закрыть дверцы шкафа, выдвинуть и задвинуть ящик в столе.

Детки в этом возрасте играют с игрушками по назначению. Катают машинки, строят пирамидку, бросают мяч и так далее. Малыш может самостоятельно играть без взрослых и занять сам себя минут на двадцать. Учитывайте, что кто-то развивается быстрее, у кого-то способности и умения появляются позже. Для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие.

Но каждый девятимесячный малыш обязательно должен уметь сидеть и удерживать равновесие в сидячем положении, переворачиваться и ползать в разные стороны на четвереньках. Он должен повторять слоги за взрослым и пытаться пить из детской кружки. Если малыш этого не умеет, не проявляет никаких эмоций, следует обратиться к специалисту.

Игры, занятия и упражнения

Ребенку девяти месяцев нужно позволить развивать самостоятельность. Давайте крохе ложку или кружку, пусть он выбирает игрушку, с которой хочет играть. Пусть попытается снять одежду, умыться. Предоставьте ребенку место для ползания. При этом следите за чистотой и безопасностью помещения.

  • Для развития детской моторики используйте фасоль или горох, небольшие камушки, пуговицы. Насыпьте предметы в емкость или на поднос, пусть кроха трогает их. Очень полезно пересыпать подобные изделия ложкой или совочком, а также переливать воду из стаканчика в стаканчик;
  • Для лепки используйте соленое тесто или пластилин. Достаточно одного кусочка. Слепите шарик или колбаску. Также можно начинать использовать пальчиковые краски. Здесь тоже достаточно одной баночки. В процессе игр не давайте больше двух-трех игрушек или предметов для творчества и развития за раз. Иначе ребенок не сможет сосредоточиться;
  • Играйте в ладушки , катайте мячик, устраивайте ползание с препятствиями, прячьте игрушки и просите найти. Кстати, можно перевернуть предметы и подождать, пока малыш не поймет, что здесь не так;
  • Называйте малышу по имени, а не используйте местоимения, так как они не понятны крохе. Не говорите “ты”, “он” или “я”, а говорите “Таня (имя ребенка), принеси кубик”, “Мама готовит кушать”, “Папа пришел с работы”, “Таня с бабушкой пойдет гулять” и так далее;
  • Ежедневно уделяйте время чтению. Рассматривайте картинки, читайте короткие истории, рассказы и сказки;
  • Разговаривайте с малышом постоянно, пойте песенки и разучивайте потешки. Отвечайте на лепет крохи и поддерживайте разговор, используйте простые слова и выражения, говорите понятно и четко, не быстро.

При психологическом развитии крайне важен эмоциональный и телесный контакт с родителями. Ласково разговаривайте с малышом, целуйте и обнимайте, хвалите и уделяйте достаточное количество времени. Носите кроху на руках даже, если он уже ползает или пытается ходить. Это оказывает положительное влияние на малыша.

Детки растут более спокойными и уверенными в себе, эмоционально и психически устойчивыми. Они меньше стесняются и меньше капризничают, легче привыкают к новому окружению и находят друзей, проще переносят разлуку с мамой и стресс.

Для физического развития выполняйте массаж и приседания, легкую зарядку. Тренируйте ходьбу с поддержкой, разгибайте и сгибайте ножки, ручки, пальчики грудничка. Каждое упражнение выполняют не дольше 15 минут, иначе кроха потеряет интерес.



Рассказать друзьям