Что такое топаз камень. Камень топаз: характеристика видов, свойства и значение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что такое этнос, что такое нация?

Что такое этнос, что такое нация?

этнос нация стереотип

Следует сказать, хотя эти понятия «этнос» и «нация» находятся в фокусе акцентированного научного и политического интереса, тем не менее однозначного ответа на вопросы: что такое этнос, что такое нация до сих пор нет.

Заметим, что характеристики понятий «этнос» и «нация» даны российскими учеными, это придает им определенный гносеологический статус. Тем не менее ощущается познавательная трудность при их анализе. И не только потому, что продолжаются дискуссии об их природе. Данные понятия нуждаются в уточнении по множеству причин. Одна из них связана с тем, что в России сложилась языковая традиция, в отличие от западного лексикона, в которой отождествляются этнос и нация. В российской этнологии термин этнос употребляется почти во всех случаях, когда речь идет о народе и даже о нации. Не вдаваясь в анализ, вспомним традиционную характеристику этноса как менее развитую форму исторической общности людей, которая в своем развитии переходит в другую общность - нацию (подразумевалась, конечно, негражданская трактовка нации). Следует сказать и о том, что в отечественной этнологии реальное содержание этноса подвергалось сомнению, т.е. ставился вопрос: этнос - миф или реальность?

Прежде всего отметим, что этнос рассматривается нами как особый вид социальной общности. Понимание «этнического» зависит от множества факторов. Одним из главных является методология изучения, поскольку выбранные методологические подходы позволяют раскрыть сущность исследуемого феномена и предопределить его значимость в будущем.

«Этническое» образовано от «этнос». Греческое «этнос» первоначально означало «язычник». В этом значении «этническое» применялось в английском языке с XIV века до середины XIX столетия. В США термин «этнические группы» активно употребляли во времена второй мировой войны по отношению к евреям, итальянцам, ирландцам и другим народам, не относящимся к населению Соединенных Штатов, которое имело британские корни.

Однако следует сказать, что общепризнанной оценки теории этноса в отечественной науке нет.

Этнос (по-древнегречески - народ) - исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. В этнографическом смысле «этнос» близок понятию «народ». Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистические группы, например, русские, украинцы, белорусы, болгары и др. - славянская этническая общность) или обособленные части внутри народа (этнографические группы).

В дискуссии по определению этноса заметны три крайние позиции: 1) этнос - это феномен биосферы (Л.Н. Гумилев); 2) этнос является социальным, а не биологическим явлением (Ю. Бромлей, В. Козлов); 3) этнос - мифологическое явление: «этнос существует исключительно в головах этнографов» (В. Тишков).

По словам Л.Н. Гумилева, первая общая концепция этноса как явления самостоятельного, а не вторичного, принадлежит С.М. Широкогорову (20-е гг. ХХ в.). Он счел этнос «формою, в которой происходит процесс созидания, развития и смерти элементов, дающих возможность человечеству как виду существовать». При этом этнос определен «как группа людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни».

Понятие этноса, предложенное С.М. Широкогоровым, не получило поддержки в отечественной науке в силу того, что этнос трактовался как биологическая категория, а не как социальная. Вследствие его эмигрантского статуса данное понятие не вошло в советскую науку.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева разработана в рамках географического детерминизма. Его теория о глубочайшей связи характера, обычаев и культуры народов с ландшафтами психологии народа с биосферой - близка к идеям евразийцев. Этнос составная часть органического мира планеты - возникает в определенных географических условиях. Рассматривая этнос как нечто первичное, как феномен биосферы, он приписывает культуре вторичный характер.

Особенности этногенеза Л.Н. Гумилев сводит к следующим положениям. Этнос - система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец, точнее, этногенез - процесс дискретный.

Универсальный критерий отличия этносов между собой один - стереотип поведения - особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками. Системными связями в этносе служат ощущения «своего» И «чужого», а не сознательные отношения, как в обществе.

Развитие этносов определяется Л.Н. Гумилевым наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией. Активность и деятельность последних являются причиной главных исторических событий в жизни народа. Влияние пассионариев на массы объясняется пассионарной индукцией, а их деятельность связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами (солнечной активностью).

Согласно концепции Л.Н. Гумилева, этнос является не социальным явлением, подчиняющимся законам общественного развития. Он рассматривает этнос как природную общность, не сводимую ни к каким другим типам объединения людей. Это феномен биосферы.

Многие отечественные ученые не приняли концепцию Л.Н. Гумилева. Ю.В. Бромлей полностью отверг учение о пассионариях. Этнос определяется им как «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от других образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

Энциклопедическое определение этноса подразумевает общность территории, языка и самосознания.

С 50-х годов в области концептуализации теории этноса, как и культурного плюрализма, произошли существенные изменения. Трансформация политики культурного плюрализма отразилась во многих теоретических подходах, используемых при анализе и оценке причин возникновения этноса и этнической идентичности, нации и национализма: неомарксистском, модернизационном, культурно- плюралистическом, статусно- групповом, рационалистическом и др.

Среди множества подходов к вопросу об этносах и этничности выделим два основных (диаметрально противоположных) «конструктивистский» И «примордиалистский», поскольку они функционируют в течение последних тридцати лет.

Конструктивизм утверждает, что политическое и культурное самосознание является результатом человеческой деятельности. Основной тезис конструктивистов сводится к тому, что этничность рассматривается не как «некоторая данность», а как результат создания, это социальный конструкт (social constructs), создаваемый искусственно с помощью ритуалов, обрядов, разных символов и идеологии.

Примордиалистский (primordial- изначальный, первозданный) подход представляет этничность как объективную данность, то есть этносы рассматриваются как сообщества, которые складываются исторически на основе объективно заданных свойств биологического, культурного или геополитического характера. Так, по словам Э. Гирца, человеческие существа реализуют себя через создаваемую ими культуру, которая играет роль некой данности в общественной жизни. Примордиальные корни этничности также связывают с культурной антропологией Ф. Барт и Ч. Кейс. В их исследованиях в качестве определяющего заметно выступает социально-исторический фактор.

Итак, примордиализм рассматривает этнос как исторически заданную общность, которая может иметь биогенетическую природу, экономическую или культурную детерминации. Примордиалистская точка зрения, по образному выражению М. Бэнка, помещает «этничность» в сердце человека.

«Модернисты» считают, что этничность основана на идее политического происхождения наций и представлено в работах Б. Андерсона и Э.Геллнера. Они считают, что нация является продуктом политического действия. По мнению Геллнера, в традиционном обществе не могло быть чувства национальной общности, потому что общество было разделено многочисленными сословными перегородками и географически. Только небольшая элита владела культурой в ее письменной форме. В процессе модернизации традиционные границы рушатся, растет социальная мобильность. Чтобы овладеть навыками индустриального труда, человеку необходима грамотность. Представители всех классов овладевают письменной культурой, вырабатывается общенациональный язык, на котором идет социaлизaция всех представителей данной нации - в качестве немцев, французов и т. д..

Нация (от лат. nation - племя, народ). Говоря же о феномене нации, следует вспомнить, что в ХУН веке не было ни наций, ни национальностей как субъекта практической политики или объекта теоретических споров. Если подойти исторически к понятию, то нация - это «имя» нового народа, родившегося во Франции. Во время Великой Французской революции в ходе переговоров представителей властей (июнь 1789 г.) с делегацией третьего сословия последняя отказалась считать себя «представителями французского народа». Она назвалась «национальным собранием». Нацией тогда считалось объединение единомышленников, которое выступило против старых порядков.

Франция показала пример формирования нации. Французская нация образовалась из разных этносов (бретонцы, провансальцы, баски, северофранцузская народность), которые сблизились друг с другом в процессе становления общего хозяйственного уклада, национального рынка, государства с единым центром и языком.

Говоря об отечественной исследовательской практике в области наций и национальных отношений, следует сказать, что здесь, как правило, рассматриваются все определения нации, начиная с определения французского философа и историка XIX века Э. Ренана (1877 г.) и кончая определением И.В. Сталина (1913 г.). Изменив традиционную систему исследования, остановимся на (условной) классификации определений нации по ее существенным признакам.

Первую группу составляют психологические определения нации, основа которых заложена Э. Ренаном, его знаменитым изречением: «Существование нации есть ежедневный плебисцит» Австрийский социал-демократ О. Бауэр обозначил в качестве отличительного признака нации «общность характера на почве общности судьбы» Во вторую группу входят культурологические определения. Например, по словам одного из австромарксистов К. Реннера (Р. Шпрингера), нация - «союз одинаково мыслящих и одинаково говорящих личностей». Это «культурный союз». Основу третьей группы - «историко-экономической» - составляет определение известного теоретика марксизма К. Каутского, который в качестве главных признаков нации выделяет язык, территорию и общность экономической жизни.

В 1913 г. И.В. Сталин, опираясь на историко-экономическую теорию нации К. Каутского, дал следующее определение: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культypы». Это материалистическое определение нации и составило основу четвертой группы.

Проблема нации занимает определенное место в марксистских исследованиях, хотя ни К. Маркс, ни Ф. Энгельс специальным анализом национального вопроса не занимались. В рамках марксистской традиции дальнейшее развитие теория нации получила в работах В.И. Ленина. Марксистско-ленинский подход отличался тем, что национальное подчинялось классовому.

Имеющиеся подходы к проблеме нации обусловлены традицией различения «французской» (гражданской) и «немецкой» (этнической) модели нации, которые сложились в XIX веке. Такое различение сохраняется в современной науке.

Итак, обратившись к изучению проблем этносов и наций, исходили из двух обстоятельств. Первое касается понятийной проблемы. Традиционный понятийный аппарат, сложившийся в отечественной науке в области этносферы, не соответствует текущим реалиям по некоторым параметрам. Неоднозначное толкование и междисциплинарный характер используемых понятий затрудняет исследование этнической проблематики. Второе обстоятельство связано с методологией. Дело в том, что отсутствие теории, адекватно отражающей процессы, происходящие в этой области, затрудняет исследование этнических процессов. Правда, как отмечалось выше, накоплен определенный исследовальский опыт, хотя среди отечественных и зарубежных специалистов, исследующих эту проблему, нет еще единого методологического подхода и выработанной общей концепции. С учетом этих обстоятельств внимание было обращено на теоретико-методологические основы изучения и раскрытие историко-философских аспектов понятий, которые будут использованы в работе, определение авторского видения и исследовательских подходов.

Понятие «этнос» включает в себя исторически сложившуюся устойчивую совокупность людей, которые имеют определённое количество общих субъективных или объективных признаков. К этим признакам учёные-этнографы относят происхождение, язык, культурные и хозяйственные особенности, менталитет и самосознание, фенотипические и генотипические данные, а также территорию длительного проживания.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Синонимом этого определения в русском языке можно считать слово «национальность». Термин «этнос» введён в научную терминологию в 1923 году русским учёным С.М. Широкогоровым. Он же дал первое определение этому слову.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы , которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени . Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка . Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость .

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений , которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием . Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов . Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык , однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

ЭТНОС И ЕГО СТРУКТУРА

Чтобы попытаться понять сущность современных этнических проблем, необходимо более подробно остановиться на предмете изучения - этносах и описать этническую структуру человечества.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседневном обсуждении, чаще мы говорим о нациях, народностях, народах, о национальных отношениях, национальных проблемах.

Слово «этнос» является греческим по происхождению и обозначает «племя», «народ», «группа людей», «род». В современном научном языке отсутствует единое понимание сущности этноса. Различные ученые по-разному определяют те признаки, которые составляют понятие «этнос». В науках, изучающих национальные отношения, понятие «этнос» является центральным. Этносы - один из древнейших типов общностей людей.

Этнос - это естественно сложившийся коллектив людей со своими стереотипами поведения, особенностями культуры, психики, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам: «мы» - «они».

От слова «этнос» существует множество производных.Основа слова «этно» используется чаще всего в значении «народный». Широкое распространение получили термины «этнический» (ethnic), «этничность» (ethnicity), но и они имеют в западной науке особое значение и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам. В западной науке значение слова «этнос» крайне редко употребляется в качестве термина; в русском языке термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос».

Понятие «этнос» в русской этнологии часто соотносят с понятием «народ». Слово «народ» имеет несколько значений:

    население какой-либо страны;

    трудящиеся, просто группа, толпа людей (в выражении: на улице много народу и т. п.);

    в значении «этнос», «этническая общность».

Есть еще и другие понятия, такие как субэтнос и супер этнос. Субэтнос - это этническая система, являющаяся элементом структуры этноса. Суперэтнос - этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно на одной территории, и проявляющаяся в истории как целостность.

Каждый этнос обладает такой способностью, как саморегуляция, т. е. способностью развиваться в направлении,обеспечивающем существование и адаптацию к среде с наименьшими возможными затратами и потерями. Этнологи даже применяют меру устойчивости этноса - показатель, определяющий степень сопротивляемости этноса внешним воздействиям.

Этносы (или этнические группы) определяются прежде всего по тем характеристикам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания.

ТИПЫ ЭТНОСОВ

И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Этнос часто рассматривается как родовое понятие. Выделяют три исторически сложившихся типа этноса:

    род-племя (для первобытного общества);

    народность (для рабовладельческого и феодального обществ);

3) нация (для капиталистического общества). Отличительные черты этноса: физический облик,

географическое происхождение, хозяйственная специализация, религия, язык, жилище, одежда и пища.

Существуют базовые характеристики, общие для всех этносов:

    общий язык, религия;

    наличие территории, на которой проживает данный этнос (не всегда исполняется);

    общая материальная и духовная культура;

4) общие представления о территориальном и историческом происхождении;

5) общие оформленные представления о родине и государстве;

6) осознание членами группы своей принадлежности к этносу и основанное на этом чувство солидарности.

Закономерности этноса:

    поведенческие модели, которые типичны для всех членов этноса;

    поведенческие, коммуникативные, ценностные, социально-политические и культурные модели определенных групп внутри этноса. Они регулируют отношения между различными группами внутри этноса.

Исторически первыми типами этнических общностей были роды и племена. Родоплеменные общности просуществовали в течение нескольких десятков тысяч лет, и, по мере усложнения общественной жизни, возникают новые типы этносов - народности. Они складываются на основе различных племенных союзов, проживающих на определенной территории.

Но позже эти процессы сменяются противоположными тенденциями объединения, консолидации в более целостную этническую систему - нацию. Нация - это тип этносов, консолидирующийся в единый организм прежде всего на основе общности экономической жизни.

В мире живет несколько тысяч этносов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку и культуре, расовому облику.

Численность разных этносов весьма значительна. Так, численность крупнейших народов (китайцев, американцев США, русских, бразильцев…) превышает 100 млн человек. Крошечные вымирающие этносы не насчитывают и 10 человек. Существенны различия этносов и в социально-экономическом развития. Рядом сосуществуют высокоразвитые этносы и находящиеся еще на стадии первобытности. Каждый народ говорит на особом языке, хотя бывает, что один и тот же язык используют несколько этносов или, наоборот, один этнос говорит на нескольких языках. Вместе с тем многие языки родственны между собой. Значителен также диапазон сходств и различий в культуре разных народов.

К этносу также применимы такие понятия, как ассимиляция, консолидация, интеграция, миксация. Например, межэтническая интеграция – процесс взаимодействия народов, не связанных родством, в ходе которого возникает новый этнос.

Этносу также присуща социализация, которая происходит с помощью таких институтов, как школа, окружение человека, религиозные институты, семья и др.

Неблагополучные факторы развития этноса:

    высокий уровень детской смертности;

    высокая смертность взрослых;

    распространение респираторных инфекционных заболеваний;

    алкоголизм;

    большое число неполных семей, разводов, внебрачных детей, абортов, отказа родителей от воспитания детей;

    низкое качество жилья, скученность;

    социальная пассивность;

    высокий уровень преступности, включая подростковую;

    безработица.

ЭТНОНИМЫ

Все этнокультурные общности идентифицируются своим названием. Иногда самоназвания отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе. Их два вида - эн доэтнонимы и экзоэтнонимы.

Эндоэтнонимы - это самоназвания, которые группа сама присваивает себе. Экзоэтнонимы - это названия, данные извне в ходе культурных контактов, административного управления или предложений, сделанных учеными.

Например, ирокезы - это название, первоначально данное индейцами-алгонкинами своим соседям и сообщенное европейским колонистам. Термин «бушмен» долго использовался колониальной администрацией, а затем и учеными для обозначения аборигенов, проживающих в лесистой саванне Южной Африки. Наименования чеченцы и ингуши происходят от названий населенных пунктов Чечен-аул и Ангушт на территории бывшей Российской империи; узбеки, ногайцы - от личных имен ханов кочевых племенных группировок; грузины - от искаженного имени Св. Георгия (Гурджи).

Названия ряда народов утвердились на основе географических и политико-административных терминов и прочно вошли в самосознание. Иногда ранние племенные самоназвания означают на соответствующих языкахпросто «люди» («ненец», «нивх», «айну», «инуит») и др. Очень часто народы на родном языке свое название произносят иначе: грузины называют себя картвели, армяне - хай и т. д.

Активисты этнополитических движений иногда выступают за смену названий народов в пользу «исконных», особенно если этнонимы имеют какое-либо негативное значение (например, «эскимосы» - «те, кто ест сырое мясо»). Иногда переименования совершаются без особых мотиваций, исключительно в целях дистанцирования от политических режимов (например, смена названия «якуты» на новое самоназвание «саха»).

ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОСА

Существует несколько основных подходов к изучению этноса.

Примордиализм - возник в XIX в. в Германии. Основатель примордиалистского (от англ. - «изначальный», «исходный») подхода - Ю. В. Бромлей. Этничность безусловна и не подвержена изменениям. Подход разделяется на два направления: природное и эволюционно-историческое:

    возникновение этничности объясняется с помощью эволюции. Основное понятие подхода - непотизм - альтруистическое поведение, которое уменьшает вклад отдельного индивида в генотип следующего поколения, но увеличивает вероятность передачи генов этого индивида непрямым путем;

    эволюционно-историческое направление, согласно которому этнос - это группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение. Этнос обладает общими, относительно стабильными ценностями культуры и психики. Язык выступает не только условием формирования этноса, но и итогом этногенеза. В соответствии с этим подходом существование этнической группы может быть определено объективно; этнические группы также можно объективно отличить от других социальных и биологических сообществ типа классов, сословий, конфессиональных групп, рас, каст и т. д. Этнические группы рассматриваются как базирующиеся на культурном единстве и, следовательно, как онтологически реальные.

Инструментализм. В его рамках этничность рассматривалась в качестве инструмента, используемого политическими лидерами для достижения своих интересов, в борьбе за благосостояние, статус, власть. Существенной чертой всех инструменталистских теорий является их опора на функционализм и прагматизм. Этничность - это продукт этнических мифов, которые создаются элитой общества и используются ею для достижения определенных выгод и получения власти. Культурные особенности, ценности и деятельность этнических групп являются орудиями элиты, используемыми для достижения этих целей. Ради реализации на практике идей равенства, справедливости и человеческого достоинства этнические группы поддерживают элиту в ее устремлениях, мобилизуясь на их осуществление. Подход ориентирован на выявление тех функций, которые выполняются общностью и этносами.

Конструктивизм (США, Канада, Австралия). Его появление объясняется отсутствием в этих странах естественной укорененности этносов за исключением коренных индейских племен и племен австралийских аборигенов. Согласно конструктивистскому подходу этничность представляет собой интеллектуальное построение, создаваемое писателями, учеными, политиками. Для конструктивизма этничность - вопрос сознания, членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Этнос в конструктивизме - это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации. Признаком этнической общности является представление или миф об общей исторической судьбе этой общности.

Современная этнология, основанная на философии постмодернизма, идет еще дальше и подчеркивает неопределенность, бесконечность и текучесть этничности. Сейчас используется самое широкое определение этноса, подчеркивается значение субъективного психологического аспекта рассмотрения проблемы: коллективного сознания, мифологии, воображения.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА. ТЕОРИЯ ПАССИОНАРНОСТИ Л. Н. ГУМИЛЕВА

В современной российской этнологии существуют две радикально различающиеся друг от друга теории этноса.

Автором одной из них является Л. Н. Гумилев, который рассматривает этнос в качестве природного, биологического явления. По Гумилеву, этнос - это биофизическая реальность, облаченная в ту или иную социальную оболочку, это биологическая характеристика. Этнос - явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом. При этом человек - это еще и часть биосферы нашей планеты. Своей деятельностью человек нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой. Наступление такого экологического кризиса является одной из причин гибели этносов.

Другой сущностной характеристикой этноса является его тесная связь с энергией. Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных процессах. Источник энергии - Солнце, космические излучения и радиоактивная лава в недрах Земли. Гипотеза Гумилева заключается в том, что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается воздействию какого-то вида космического излучения повышенной активности. Это свойство Гумилев назвал пассионарностью, а людей - носителей этого свойства - пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят общие цели и добиваются их осуществления. При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают, либо дисгармония. В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором - нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА

При классификации этносов наиболее объективными и простыми являются демографические характеристики, прежде всего численность. Отметим в связи с этим, что численность народа не только характеризует его размеры, но и отражает его этническую историю. Количество нередко и здесь переходит в качество; формирование и развитие крупных народов обычно значительно отличается от формирования и развития мелких этносов. Взаимодействие народов и развитие этнических процессов во многом определяется численным соотношением контактирующих групп. При исследовании этнических процессов количественные соотношения обычно рассматриваются в тех или иных территориальных рамках (административных границах).

По данным на 1983 г., в мире существовало 7 народов численностью свыше 100 млн человек: китайцы (1 млрд человек), хиндустанцы (св. 200 млн человек), американцы США (180 млн), бенгальцы (св. 160 млн), русские (ок.150 млн), бразильцы (ок.. 130 млн), японцы (ок. 125 млн). Эти народы составляют более 40 % всего населения Земли. Ещё 11 народов, каждый из которых насчитывает от 50 до 100 млн человек, составляют 16 % населения планеты. В то же время 170 народов численностью от 1 до 5 млн человек представляют 8 % населения человечества. На Земле существуют этносы, насчитывающие несколько тысяч и даже сотен человек (например, ижорцы - народ финской группы, проживающий на территории Ленинградской области, насчитывает 600 человек, или юкагиру в Якутии - 800 человек).

Возникает вопрос об исторической перспективе самых малочисленных этносов: не ожидает ли их полное поглощение более крупными этносами? Возможность поглощения (ассимиляции) малочисленных этносов более крупным, безусловно, существует; более того, это явление происходило на протяжении человеческой истории и происходит сейчас. Однако этот процесс ассимиляции довольно длительный и, случается, малочисленный этнос уже почти полностью интегрируется в окружающую его этническую группу в культурно-языковом плане, но и течение многих поколений сохраняет этническое самосознание. Во многих странах мира под эгидой ООН и ЮНЕСКО проводятся мероприятия по сохранению малочисленных этносов.

Осуществив классификацию этносов по их численности, мы пока не коснулись другой важной стороны проблемы: динамики численного состава этносов. В одних этнических группах происходит бурный прирост их численности, численность других - стабилизировалась или увеличивается незначительно, для других - наоборот, характерно уменьшение. Причем распределение этносов по динамике их численность имеет ярко выраженныйтерриториальный характер. Наименьший прирост населения наблюдается в европейских странах, наибольший прирост населения характерен для стран Азии и Африки, несколько меньше - Латинской Америки.

Вновь Вас приветствую, уважаемые друзья! На основании опыта ведения разных курсов подготовки к ЕГЭ по обществознанию, осознал, что одна из труднейших тем — о том, что такое этнос? Кстати, тема эта входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ.

Если не представлять себе, что понимается под этим термином, то смело можно сказать, что «Социальную сферу» ученик не знает и не сможет адекватно решать тесты, экзамены сдавать. Потому что в любой отрасли знаний все темы между собой взаимосвязаны. Только последовательно изучая раздел за разделом в голове образуется ясная картина и целостное представление, так необходимое на любом экзамене. Однако, рассмотрим этнические общности понятие, виды и многое другое.

Определение этноса

Сам термин произошел от греческого Έθνος, что понималось и как народ, и как племя и как толпа, группа, класс людей. В Древности этим словом пользовались для обозначения роя, стаи. Но уже в раннее средневековье Сегодня в науке нет единого понимания смысла этого понятия. Наверное это и вносит сумятицу в головы сначала школьных учителей, затем репетиторов, а потом и будущих выпускников. Однако сразу расставим точки на i.

Этнос — это, во-первых, социальное объединение людей. Если Вы выпускник, то должны четко понимать, что общность — самое крупное социальное объединение, после групп, организаций и институтов. Конечно, говорят и об этнических группах.

Во-вторых, этнос — это межпоколенное социальное объединение, объединенное единством языка, культуры и территории проживания. Это самое точное и емкое определение.

Им может быть и племя, и народ, и нация. Согласно Ю.В. Бромлею (известному советскому историку и этнологу), выделяется этникосы и этно-социальные организмы. Этникосы — это обычные этносы (народы, племена) имеющие общий язык, культуру, историю, территорию проживания. А этно-социальные организмы объединены политической властью и как правило существуют в форме государств.

Другие отечественные ученые, такие как А.С. Арутюнов, определяли его на основе общего обмена информации. Дескать люди, живущие на одном месте плотнее обмениваются разного рода информацией — вот и возникает этнос.

Есть и позиция Л.Н. Гумилева, согласно которой этническая общность - результат колонизации той или иной территории. Дескать, люди творчески, по-своему преобразуют природу, отсюда и получается единство территории, общий уклад жизни, и, понятно, общий язык.

Из всего этого вы должны уразуметь только одно: этнос — общее понятие, включающее такие понятия как «племя», «народ», «нация» и другие, связанные с этими понятиями социальные общности. Разумеется, ни в коем случае нельзя путать эти объединения с классовыми общностями (например, «рабочие», «менеджеры», «врачи» и пр.), территориальными (например, «пермяки», «москвичи» и пр.), конфессиональными и прочими.

Признаки этносов

Самоназвание, этноним. Любое такое объединение людей обычно называло себя особым образом. Причем важно понимать, что самоназвание явно отличается от того наименования, как их называют со стороны. Например, немцы себя изначально называли дотчи (Deutsch ), французы их называли — алеманы (les alemanes), а русские — немцами, потому что по-русски не говорят, как немые. Кстати, в России немцами называли всех: и французов, и голландцев.

Антитеза «мы — они». Любое социальное объединение, которое окружено другими такими же, будут противопоставлять своих членов другим участникам социальных групп. В этом смысле эти объединения похожи на социальные группы, если вы понимаете, о чем я. Например, мы россияне «свои», а французы («лягушатники»), англичане («овсянники») и прочие — другие, чужие, не такие как мы. Именно эта антитеза является основанием для мифотворчества со стороны разных политических сил.

Самосознание — это коллективная форма отражения действительности, с присущими особенностями. Например, общие убеждения, установки, стереотипы — характерные черты того или иного такого объединения. Кстати, самосознание характерно и для социальных групп.

Общность исторического происхождения. Исторический процесс — объективный процесс. В ходе него отдельные социальные общности развиваются. Стадо трансформируется в род, род — в племя, племя — в народность, народность — в народ, народ — в нацию.

Единство языка. Причем того языка, на котором представители данного объединения думают. Ведь иначе - хорошо было бы: выучил английский — и англичанин ты; выучил японский — японец!

Единство территории и культуры. С этими признаками, думаю, все понятно. Если нет — задавайте в комментариях вопросы! Кстати, рекомендую пост .

Типы этносов

Как мы ранее сказали, этносы формируются исторически. В начале были стада полуобезьян-полулюдей. Затем длительное время существовал род — где все общинники родственники. Затем несколько родов объединились в племя.

Племя — первый тип этнических общностей. Власть в племени не политическая, потому как в и интерес только один и всего племени выжить. Да и вождь там избирается по законам биологии.

Народность — представляет собой союз племен, который как бы растворился. Теперь каждый человек считает себя не частью своего племени, а частью народности. Например не поляне, а Русская земля.

Нация — это высшая стадия развития этносоциальных организмов. Главное отличие ее от народности в том, что она обладает литературным языком. В России нормы русского литературного языка складываются в Золотой век русской литературы после Отечественной войны 1812 года.

Также существуют этнические группы — например диаспоры. Например русская диаспора в США, или китайская, или какая бы то ни было другая.

Надеюсь, вы, дорогой читатель, получили представление об этнических общностях! Ставьте лайк, делитесь с друзьями! Им тоже бы полезно было бы это прочесть .

С уважением, Андрей Пучков

исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный расовой, языковой или национальной идентичностью. Термин неточный, так как различие иногда проводится между культурным и политическим этносом. Кроме того, расовые атрибуты не всегда являются определяющей особенностью этнических групп.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭТНОС

локализованная большая общность людей, консолидированная как форма активной их адаптации к региональным условиям природной среды посредством выработанного уникального способа деятельности - культуры. В существующей дискуссии по проблеме этноса одна из точек зрения, в концентрированном виде представленная в работах Ю. В. Бромлея, определяет Э. как явление по своей природе, т. е. по генезису и сущности, социальное. Социальность его определяется тем, что он есть продукт объективного процесса разделения труда, становления и развития экономических и политических общественных структур. Содержание понятия Э. образуется совокупностью признаков в их интегративности. К ним относятся: наличие определенной группы людей, имеющих общую территорию проживания и деятельности; наличие устойчивого самоназвания, этнонима, который трансформируется в языках других народов; самосознание через антитезу "мы - они", включающее историческую память, знание о возникновении и исторических этапах жизни своего этноса, национальные чувства и интересы; общая культура, включающая язык, религию и т. д.

Такой принцип определения Э. через перечисление различных его характеристик методологически не совсем оправдан, т. к. позволяет исключать одни признаки и привносить другие. И если какой-либо из признаков Э., а в отдельных случаях - несколько из них - отсутствует, что в реальности встречается часто, невозможно рассматривать данный социум как этническую общность. В данном подходе не представлено функциональное назначение этнических определителей, например, подчеркивается необходимость обшей территории, но неясно, как же территория "формирует" Э. Наконец, здесь раскрывается вопрос не о самой сущности Э., а лишь об отдельных сторонах существования реальных этнических общностей. Поэтому возникает необходимость поиска единого предельного основания существования Э., обусловливающего представленность человечества через совокупность этнических коллективов, не похожих один на другой. Такой подход к проблеме природы и сущности Э. представлен, в частности, в концепции Л. Н. Гумилева. Э. рассматривается им при этом как результат творческого процесса интенсивного освоения общностью людей уникального природного ландшафта, точнее, зоны их оптимального сочетания. В процессе освоения ландшафта общность формирует новый уникальный "стереотип поведения". Это понятие, включая в себя особый способ деятельности, отношения к миру, характеризует Э. как носителя определенного культурного типа, если понимать культуру как специфическую "технологию деятельности". Данный подход предполагает идею константности этнических различий, обусловленную константностью природных условий различных регионов; идею несовпадения этнического и социального "ритмов" человеческой истории (Э. рассматриваются не как форма социально-экономических процессов, а как самостоятельные феномены, функционирование и взаимодействие которых во многом определяют ход истории). Постепенная гибель через упрощение внутренней структуры - судьба всех Э. Для поддержания своей жизнеспособности этническая общность создает социальные, политические структуры, институты, однако этногенез носит глубинный характер, и процессы, например, этнического старения, не зависят от характера социального строя, политической системы и т. д.

Идея поиска объективного основания феномена Э. во взаимодействии человека и природы имеет давнюю историко-философскую традицию. Вопрос о природе Э. рассматривался в рамках т. н. "географического детерминизма". Такой феномен, как "дух народа" (Монтескье), "темперамент рас" (Л. Вольтман), "национальная идея" (Э. Ренан), определяющий всю хозяйственную, политическую, социальную жизнь народа, зависит от климатических, ландшафтных и прочих природных условий. Так, Л. Вольтман в качестве определяющих форму и способ государственного правления рассматривает два рода факторов: во-первых, природные условия и тип хозяйства; во-вторых - психологические особенности народов. И. Г. Гердер, также анализируя особенности политической жизни народов, приходит к выводу о влиянии природных условий и этнической динамики на особенности государственности. Социология XIX в. в лице, в частности, Ф. Г. Гиддингса ставит в зависимость от условий природной среды уже такие феномены, как социальная структура, способы организации общественной жизни народов. Т. о., общей для представителей данного направления в обществознании является идея о соответствии общественных структур естественному "священному закону развития" (Л. Вольтман) отдельных народов, и именно это соответствие должно выступать высшим критерием деятельности управленческих структур. Позднее эта идея развивалась самыми различными течениями в исторической, социологической, социальнофилософской науке, от русского славянофильства, философии Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева до современной зарубежной историографии, в частности, работ Ф. Броделя. Здесь можно указать на работы социологов XIX в.: К. Риттера, Г. Т. Бокля, Ф. Ратцеля, Н. Кареева, Л. И. Мечникова и др.

Если по своим объективным основаниям Э. рассматривается как явление природное, точнее - "территориальное", то по способам самоорганизации он - социокультурный феномен. Действительно, связывая решение вопроса о представленности человеческого рода через совокупность этнических коллективов с представленностью земной поверхности через систему территориально-ландшафтных зон, нельзя не поставить следующий вопрос: а что же является критерием устойчивости каждого отдельного Э., при условии, что территориальная целостность для многих народов со временем утрачивается или же Э. оказывается расселенным в пределах нескольких ландшафтных зон? Что выступает внутриэтническим системообразующим фактором, "охраняющим" Э. от проникновения в систему "чуждых" для него элементов? Здесь тоже есть ряд исследовательских подходов. Некоторые авторы рассматривают в качестве такого критерия и фактора этническую эндогамию и наследственность. Однако надо учесть, что на процессы воспроизводства генофонда влияют и историко-культурные традиции, и завоевания, и привычки, и уровень жизни народа. Наследственность воплощается, в частности, в особенностях антропологического типа. Но известно, что антропологическая типология не имеет абсолютного совпадения с этнической структурой общества. Другие авторы видят этнические константы в самосознании народа. Истоки этого подхода - еще в обществознании эпохи Просвещения. Но этническое самосознание выступает и как отражение совместной деятельности данного человеческого коллектива; специфика, уникальность мировосприятия того или иного народа определяется спецификой его деятельности по освоению среды. Одна и та же деятельность различными народами осуществляется по-разному, одни и те же стороны реальности каждый народ воспринимает по-своему. Культура как "совокупность способов человеческой деятельности", "технология деятельности" и накопленный на ее основе специфический исторический и социальный опыт, закрепленный в традициях, в этнической памяти, - и есть внебиологический устойчивый механизм, конституирующий уникальную целостность, автономность и относительную устойчивость Э. Он существует как общность людей, имеющая единые хозяйственно-культурные особенности и, в то же время, - общую историческую судьбу; понятие Э. определяет именно меру взаимосвязи единого хозяйственнокультурного типа и общей исторической судьбы.

Э. - это динамическая система, претерпевающая непрерывный внутренний трансформационный процесс, однако, имеющая некоторую устойчивость в своей изменчивости. Культура - это фактор и критерий этнической устойчивости, система внутриэтнических констант. Безусловно, в самой культуре есть внутренняя изменчивость: она меняется от эпохи к эпохе, от одной социальной группы в составе Э. к другой. Но пока она сохраняет свое качественное своеобразие, Э. существует как автономное целое, даже если он утрачивает единую территорию, язык, единство антропологического типа и т. д. Национальная культура, прежде всего через традиции: нравственные, религиозные и пр. - оказывает определяющее влияние и на действие собственно биологических факторов самовоспроизводства Э., таких как этническая эндогамия, выступающая способом сохранения национального генофонда. Качественное своеобразие культуры составляет те наиболее устойчивые образцы деятельности, которые складываются в период становления этнической системы и определяются спецификой "этнической родины" и которые Э. "берет с собой", "путешествуя в пространстве и во времени". Они составляют "код" внутриэтнической информации, формируя для Э. его особое отношение к миру, органично увязывая во времени его предшествующие и последующие состояния.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Рассказать друзьям