История создания романа подросток достоевского. Достоевский «Подросток» – анализ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Аркадий, молодой человек, можно сказать, еще подросток, закончив обучение в Московской гимназии, отправился в Петербург, к своему отцу, чтобы там найти свое призвание и поступить на службу. В Петербурге, так же проживала и его матушка Софья Андреевна.

Аркадию не только не терпелось начать жить самостоятельной жизнью, но еще и хотелось узнать правдивы ли слухи о том, что его отец Версилов – не честный и подлый человек. Слухи эти ходили среди народа уже давно.

По приезду в Петербург, Аркадий поступил на службу к Николаю Ивановичу Сокольскому, который когда то был другом его отца. Но спустя некоторое время, ему пришлось от туда уйти, ведь дочь Сокольского обвинила Аркадия в шпионаже. К Аркадию попали два неизвестных письма, вскрыв которые он обнаружил записи о том, что суд, который выиграл его отец, может быть пересмотрен не в его пользу, предметом судебных разбирательств было наследство Сокольникова. А во втором письме значилось, что дочь Сокольникова считает своего отца слабоумным, и говорит о том, что ему необходима опека.

Аркадий не был глупым или наивным, поэтому он спрятал второе письмо у себя, надеясь, что оно ему еще пригодится. Аркадию становится известно, что Лидия Ахмакова, родила внебрачного ребенка от Версилова, и Аркадий разочаровывается в своем отце, понимая, что слухи о нем, которые ходят в народе, правдивы. Но отцу удается переубедить Аркадия, и доказать ему, что он не виновен.

Аркадий начал играть в рулетку, проигрывая там большие суммы, и много выпивать. В один момент ему становится известно о том, что его сводная сестра Елизавета собирается выйти замуж на Сокольского, чтобы завладеть его наследством. Но не только ее посещают такие крамольные мысли. Друг Аркадия – Ламберт, так же хочет поживиться на деньгах Сокольского, и Аркадий по глупости рассказывает ему о письме. Версилов, решает вновь признаться Ахмаковой в своих чувствах, но она его отвергает. И Аркадий решает вместе с Ламбертом отомстить за унижения своего отца.

Но Ламберт, напоив Аркадия, выкрал у него письмо и самостоятельно отправился к Ахмаковой. Очнувшись, Аркадий отправился за ним, и увидел, что Ламберт угрожает Ахмаковой письмом и пистолетом. Но затаившийся за дверью Версилов, выхватил у него пистолет и хотел выстрелить себе в сердце, Аркадий спас своего отца, и тот лишь ранил себя в плечо.

Главная мысль

Данный рассказ учит нас тому, что, не смотря на молодость и глупость, стоит совершать лишь обдуманные поступки, и извлекать уроки из тех ошибок, которые уже произошли в нашей жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Подросток
  • Хозяйка

Подросток. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гранин Мой лейтенант

    Книга написана не для тех, кто стремиться увидеть глянцевый сюжет войны с победой, патриотизмом и подвигами. Роман Гранина открывает взгляд на ВОВ изнутри. Не от лица маршалов и генералов, которые партиями отправляли на верную гибель солдат

  • Краткое содержание Чехов Хамелеон

    Урядник Очумелов и городовой Елдырин проходят торговую площадь, обходя территорию. Проходя, они слышат возмущенные крики и жалостный визг собаки, видят нетрезвого мужчину, бегущего за бедной собакой и кричащего какие-то ругательства в ее адрес

  • Краткое содержание Толстой Люцерн

    Действия произведения Льва Толстова разворачиваются летом в одном из городов Швейцарии. В этом туристическом городе полно иностранцев. Т. к. англичан больше всего, город перестраивается в соответствии с их вкусами

  • Краткое содержание Русские ночи Одоевский

    Одоевский, в своих девяти мистических сюжетах, затронул глубокий философский смысл, укрепленный рассуждениями, который затрагивает и описывает проблемы, которые касаются современного общества.

  • Краткое содержание Куприн Скворцы

    Рассказ начинается с описания ранней весны: тает снег, появились большие проталины, почки на вербе и березах набухли, вылетели пчелы из ульев.

Главный герой произведения Аркадий Долгорукий, именующий себя также Подростком, излагает в своих записках то, что произошло в его жизни за определенный период времени. Юноше всего двадцать лет, он успешно окончил гимназию, но решает пока не продолжать образование в высшем учебном заведении, желая сначала осуществить свою давнюю мечту.

Аркадий стремится стать по-настоящему богатым человеком, по его мнению, деньги смогут обеспечить ему уединение и свободу от других людей, с которыми молодому человеку достаточно трудно общаться. Долгорукому всегда кажется, что на него смотрят с насмешкой и презрением, юноша теряется и начинает вести себя слишком активно, что лишь еще больше мешает ему при любых разговорах. Неуверенность в себе и страхи Аркадия объясняются его происхождением, он является незаконным сыном благородного дворянина Андрея Версилова и его крепостной, и это осознание весьма мучительно для гордого и честолюбивого юноши. Ему дана фамилия его официального отца Долгорукого, также крепостного Версилова, но из-за этой фамилии Аркадий еще чаще сталкивается с унижениями и ехидными замечаниями.

Когда Подросток наконец становится взрослым, отец приглашает его в Петербург, желая, чтобы юноша поступил на службу. Отец значит для Аркадия очень много, хотя в детстве и отрочестве он фактически не встречался с ним. Молодой человек старается узнать о Версилове как можно больше, осторожно расспрашивая разных людей, отец кажется ему настоящим идеалом, хотя порой Аркадий и сомневается в его благородстве и порядочности.

По приезде в Петербург юный Долгорукий твердо намеревается узнать о Версилове всю правду, хотя его имя покрыто множеством тайн, и Подростку о нем почти ничего не известно. Аркадия устраивают служить секретарем к князю Сокольскому, который в прошлом являлся близким приятелем Версилова. Но гордый юноша вскоре решает отказаться от этого места, его глубоко оскорбляет обвинение в шпионской деятельности, исходящее от дочери князя Екатерины Николаевны.

По стечению обстоятельств в руках Долгорукого оказывается два крайне важных письма. В одном из них говорится о том, что судебный процесс, который Версилов выиграл у семьи Сокольских, может быть снова пересмотрен, причем не в его пользу. Второе написано дочерью Сокольского Екатериной, молодая женщина утверждает, что рассудок ее отца уже утратил ясность и над ним требуется установить опеку. Аркадий понимает, что старый Сокольский придет в ярость и лишит дочь наследства, увидев это письмо. Юноша уверяет всех, что этот компрометирующий документ был сожжен, но на самом деле решает его сохранить, понимая, что он может оказаться полезным для него в дальнейшем.

При первой встрече с Версиловым Аркадий отдает ему письмо о наследстве, пожилой дворянин после этого заключает со своим побочным сыном перемирие, но Подросток не может полностью ему доверять. Ему становится известно о том, что у его отца имеется маленький ребенок от некоей Лидии Ахмаковой. Заглянув в квартиру матери, Аркадий случайно встречается там с молодой женщиной по имени Ольга, в ярости и отчаянии обвиняющей его отца в предательстве и подлости. Вскоре Ольга сводит счеты с жизнью, а Долгорукий не знает, что ему теперь думать о Версилове, вспоминая о собственном происхождении и сопоставляя этот факт с новыми сведениями.

Аркадий резко высказывает отцу все, что накопилось в его душе за долгие годы страданий и пренебрежительного отношения окружающих, но затем выясняется, что Версилов все же отказался от наследства ради князей Сокольских. В то же время становится понятно, что его вины нет и в самоубийстве юной Ольги, Версилов предложил деньги девушке бескорыстно, желая помочь, однако она, уже неоднократно сталкивавшаяся с бесцеремонными домогательствами, истолковала его поведение превратно.

Долгорукий довольно быстро осваивается в столице, вскоре он становится настоящим светским молодым человеком, регулярно играющим в рулетку. Аркадий нередко полностью проигрывается, но это его нисколько не останавливает. У него также складываются прекрасные отношения с отцом и с Катериной Николаевной Ахмаковой, дочерью старого князя Сокольского, и юноша чувствует себя вполне счастливым.

В то же время Анна Андреевна, законная дочь Версилова и старшая сестра Аркадия, намеревается выйти замуж за пожилого Сокольского, для нее имеет огромное значение вопрос о наследстве. Она стремится любой ценой получить документ, который порочит Екатерину Николаевну, дочь князя, и готова использовать для этих целей Подростка.

Встретившись однажды в неофициальной обстановке с Екатериной Ахмаковой, Аркадий чувствует, что страстно влюбился в нее, хотя прежде подозревал эту женщину в хитрости и коварстве. Ахмакова отвечает на его искренние признания сдержанно, хотя и вовсе не собирается отталкивать Долгорукого.

Версилов, узнав о свидании сына с Екатериной Николаевной, отправляет ей исполненное гнева и оскорблений письмо. Аркадий пытается объясниться с женщиной, но та всячески избегает общения с ним. В эти же дни ему удается получить крупный выигрыш на рулетке, но молодого человека несправедливо обвиняют в воровстве чужих денежных средств и выставляют из зала.

Юноша тяжело заболевает, и именно в этот период он знакомится с Макаром Ивановичем Долгоруким, который числится его отцом по документам. Этот глубоко религиозный человек долго странствовал, собирая деньги на постройку храма, а теперь неважное состояние здоровья вынудило его временно остановиться у матери Аркадия. Добрый и мудрый Макар вносит свет и в душу Подростка, заставляя его посмотреть на многие жизненные вопросы иначе.

После смерти Макара Ивановича Версилов получает возможность стать законным мужем матери молодого Долгорукого. Но в мужчине вновь вспыхивает прежняя страсть к Екатерине Ахмаковой, хотя женщина уже приняла решение выйти замуж за некоего барона Бьоринга, с которым ей, по ее словам, будет спокойно и уютно.

Аркадий не может объяснить даже самому себе, что он чувствует. Ему жаль отца, он ненавидит Катерину и в то же время испытывает из-за нее ревность, и юноша совершает большую ошибку, он обращается за помощью к старому школьному товарищу Ламберту, бесчестному и хитрому человеку. Ламберт опаивает Долгорукого вином и ночью выкрадывает у него письмо Ахмаковой, заменив его чистой бумагой.

По приезде старого Сокольского Аркадий наотрез отказывается действовать против Екатерины Николаевны, невзирая на все просьбы своей сводной сестры Анны Андреевны. Юноша узнает о том, что Версилов и Ламберт обманом заманили Ахмакову к его тетке Татьяне Павловне. Подросток торопится туда и с ужасом видит, как Ламберт, угрожая женщине письмом, а затем и пистолетом, требует у нее денег. Версилов неожиданно оглушает Ламберта отнятым у него оружием, затем пытается покончить с собой, но из-за отчаянной борьбы с Аркадием попадает лишь в плечо, а не в сердце.

После всего пережитого Версилов решает остаться с Софьей Андреевной, матерью Подростка. Екатерина Николаевна разрывает помолвку с бароном, а сам Аркадий все же намеревается поступить в университет после долгих уговоров окружающих. Тем не менее, юноша вовсе не отказывается от своих планов разбогатеть, хотя теперь собирается применить для этой цели совершенно другие методы. Как признается сам Долгорукий, написанные им воспоминания стали для него настоящей работой над самим собой и важным этапом его взросления.

Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен…

Достоевский

Великие произведения искусства - а роман «Подросток» безусловно одна из вершин отечественной и мировой литературы - имеют то неоспоримое свойство, что они, как утверждал автор «Подростка», Федор Михайлович Достоевский, - всегда современны и насущны. Правда, в условиях обычной повседневной жизни мы порою даже и не замечаем постоянного мощного воздействия литературы и искусства на наши умы и сердца. Но в те или иные времена эта истина вдруг становится для нас очевидной, не требующей уже никаких доказательств. Вспомним хотя бы, например, о том поистине всенародном, государственном и даже в полном смысле слова - всемирно-историческом звучании, которое обрели в годы Великой Отечественной стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока… Лермонтовское «Бородино» с его бессмертно-патриотическим: «Ребята! Не Москва ль за нами?!..» или гоголевский «Тарас Бульба» с его устремленным в будущее словом-пророчеством о бессмертии русского духа, о силе русского товарищества, которых не одолеть никакой вражьей силе, - действительно обрели мощь и значимость духовно-нравственного оружия нашего народа. Совершенно заново были осмыслены в ту эпоху многие произведения русской классической литературы и за рубежом. Так, например, в странах антигитлеровской коалиции в годы войны издание эпопеи Льва Толстого «Война и мир» выходило снабженным картами наполеоновского и гитлеровского нашествий, что «подсказывало аналогию между неудачей наполеоновского похода на Москву и предстоящим разгромом немецкой фашистской армии… Главное, что в романе Толстого… нашелся ключ к пониманию духовных качеств советских людей, защищающих свою родину» .

Конечно, все эти примеры остросовременного, гражданского, патриотического звучания классики в условиях экстремальных. Но - ведь это все-таки факты. Реальные исторические факты.

И, однако, «Подросток», о котором пойдет речь, по своему общественному гражданскому заряду - очевидно - далеко не «Бородино», не «Тарас Бульба» и не «Война и мир» или «Что делать?» Чернышевского или, скажем, «Тихий Дон» Шолохова. Не так ли?

Перед нами обыкновенная, чуть не сказал - семейная, хотя скорее уж - бессемейная, с элементами детектива, но все же - достаточно обыденная история, и, кажется, не более того.

В самом деле: лет двадцать назад, двадцатипятилетний тогда Андрей Петрович Версилов, человек образованный, гордый, преисполненный великих идей и надежд, увлекся вдруг восемнадцатилетней Софьей Андреевной, женой своего дворового человека, пятидесятилетнего Макара Ивановича Долгорукого. Детей Версилова и Софьи Андреевны, Аркадия и Лизу, признал Долгорукий своими, дал им свою фамилию, а сам с сумой и посохом ушел странничать по Руси в поисках правды и смысла жизни. С тою же, по существу, целью отправляется скитаться по Европе Версилов. Пережив за двадцать лет скитаний немало политических и любовных страстей и увлечений, а заодно и промотав три наследства, Версилов возвращается в Петербург едва ли не нищим, но с видами обрести четвертое, выиграв процесс у князей Сокольских.

Приезжает из Москвы в Петербург и юный девятнадцатилетний Аркадий Макарович, у которого, за недолгую его жизнь, накопилось уже немало обид, мучительных вопросов, надежд. Приезжает - открывать отца: ведь он, по существу, впервые встретится с Андреем Петровичем Версиловым. Но не только надежда обрести наконец семью, отца влечет его в Петербург. В подкладке сюртука подростка зашито и кое-что материальное - некий документ, вернее, письмо неведомой ему молодой вдовы, генеральши Ахмаковой, дочери старого князя Сокольского. Подросток знает наверняка - и Версилов, и Ахмакова, и, может быть, еще кое-кто отдали бы многое, дабы заполучить это письмо. Так что Аркадий, собираясь наконец броситься в настоящую, как ему представляется, жизнь, в жизнь петербургского столичного общества, имеет виды проникнуть в него не бочком, мимо зазевавшегося швейцара, но прямо-таки властелином чужих судеб, находящихся в его руках, а точнее, пока - за подкладкой сюртука.

И вот, чуть не на протяжении всего романа нас интригует вопрос: а что же там все-таки в этом письме? Но ведь эта (далеко не единственная в «Подростке») интрига - скорее уж более детективного свойства, нежели нравственного, идейного. А это, согласитесь, совсем не тот интерес, который преследует нас, скажем, в том же «Тарасе Бульбе»: выдержит ли Остап нечеловеческие пытки? Уйдет ли старый Тарас от вражьей погони? Или в «Тихом Доне» - к кому в конце концов прибьется Григорий Мелехов, на каком берегу обретет правду? Да и в самом романе «Подросток» окажется в итоге, что ничего такого уж особенного, пожалуй, в письме и не обнаружится. И мы чувствуем, что главный интерес вовсе не в содержании письма, но совсем в другом: позволит ли подростку его совесть использовать письмо ради собственного самоутверждения? Разрешит ли он себе стать хотя бы на время властелином судеб нескольких людей? А он ведь уже заразился мыслью о собственной исключительности, в нем уже успели пробудить гордыню, желание попробовать самому, на вкус, на ощупь, все блага и соблазны этого мира. Правда - он еще и чист сердцем, даже наивен и непосредствен. Он не совершил еще ничего такого, чего бы устыдилась его совесть. У него еще душа подростка: она открыта еще добру и подвигу. Но - найдись такой авторитет, случись одно только, потрясающее душу впечатление - и он равно и притом по совести - готов будет пойти той или иной дорогой жизни. Или - хуже того - научится примирять добро и зло, правду и ложь, красоту и безобразие, подвиг и предательство, да еще и оправдывать себя по совести: не я-де один, все такие же, и ничего - здравствуют, а иные так и процветают.

Впечатления, соблазны, неожиданности новой, взрослой , петербургской жизни буквально захлестывают юного Аркадия Макаровича, так что он вряд ли даже готов вполне воспринимать ее уроки, улавливать за потоком обрушивающихся на него фактов, каждый из которых для него едва ли не открытие, - их внутренние связи. Мир то начинает обретать в сознании и чувствах подростка приятные и столь много обещающие ему формы, то вдруг, будто рухнув разом, вновь погружает Аркадия Макаровича в хаос, в беспорядок мыслей, восприятий, оценок.

Каков же этот мир в романе Достоевского?

Социально-исторический диагноз, который поставил Достоевский современному ему буржуазно-феодальному обществу, и притом, как всегда, - поставил пропорционально будущему, пытаясь, а во многом и сумев разгадать будущие итоги его нынешнего состояния, этот диагноз был нелицеприятен и даже жесток, но и исторически справедлив. «Я убаюкивать не мастер», - отвечал Достоевский на обвинения в том, что он слишком-де сгущает краски. Каковы же, по Достоевскому, основные симптомы болезни общества? «Во всем идея разложения, ибо все врозь… Даже дети врозь… Общество химически разлагается», - записывает он в тетрадь мысли к роману «Подросток». Рост убийств и самоубийств. Распадение семей. Господствуют случайные семейства. Не семьи, но какие-то брачные сожительства. «Отцы пьют, матери пьют… Какое поколение может родиться от пьяниц?»

Да, социальный диагноз общества в романе «Подросток» дается преимущественно через определение состояния русской семьи, а это состояние, по Достоевскому, таково: «…никогда семейство русское не было более расшатано, разложено… как теперь. Где вы найдете теперь такие «Детства и Отрочества», которые могли бы быть воссозданы в таком стройном и отчетливом изложении, в каком представил, например, нам свою эпоху и свое семейство граф Лев Толстой, или как в «Войне и мире» его же? Ныне этого нет… Современное русское семейство становится все более и более случайным семейством».

Роман «Подросток» был задуман Достоевским в 1871 г., о чём сообщил Катков, издатель «Русского вестника», которому Достоевский рассказал сюжет романа. Писатель работал над текстом в 1874-1875 гг. По мере написания издавались части романа в журнале «Отечественные записки» за 1875 г. (№№ 1, 2, 5, 9, 11, 12). Отдельным изданием роман вышел в 1876 г.

Замысел Достоевского первоначально состоял в том, чтобы написать большой роман, объёмом с «Войну и мир» . Роман должен был состоять из 5 повестей и называться «Житие великого грешника».

На роль великого грешника предназначался Версилов. Он должен был иметь автобиографические черты самого Достоевского, пройти путь от атеизма, через веру и сектантство снова вернуться к атеизму. Великим грешником может считаться и сам подросток, и его юридический отец Макар Долгорукий.

Образ Версилова восходит к статье Авсеенко «Исторический роман», напечатанной в журнале «Русский вестник» в 1874 г. Достоевский полемизирует с автором о том, каков настоящий «хищный тип», и выделяет такие его черты как широта взглядов, красота идеала, которая соединяется с безобразной и беспорядочной жизнью, раскаяние, не прекращающее дальнейшего грехопадения.

Основной причиной всех бед Достоевский видит человеческую гордость, названную «высочайшей, дьявольской», которая впоследствии облекается в слова Аркадия: «Нет мне судьи». Другая черта, прописанная ещё в набросках – высокие требования, которые герои «хищного типа» предъявляют к себе самим, никому не давая отчёта.

В самом начале работы Достоевский обозначает идею романа: хищных типов так много, что они влияют на общество, провоцируя общественный беспорядок, который становится всеобщим, а нравственных идей в обществе совсем не остаётся.

Первоначальное название романа «Беспорядок» Достоевский меняет вместе с формой повествования (не от автора, а от первого лица), выбором героя, названного в черновиках «мальчик». Этот 19-летний вчерашний гимназист считает себя великим грешником.

Для описания общественных беспорядков Достоевский обращается к документам: хроникам, газетам. Множество героев имеет прототипов, в роман вошли документальные события (уголовные дела об убийствах, подлогах, истории самоубийств).

Кружок Долгушина стал прототипом кружка Дергачёва, отношения между проходящими под следствием в деле о подделке акций Тамбовско - Козловской железной дороги отражены в мошенничествах Стебелькова и Сергея Сокольского, чьим прототипом также является некто сумасшедший Шуттенбах, продававший недействительные купоны Рыбинско – Бологовской железной дороги.

Своего прототипа имеет повесившаяся девушка Оля (хотя девица-прототип, оскорблённая женихом, застрелилась на балу), также правдивы истории о подпольной рулетке, о пьяном студенте, пристававшем к женщинам. Достоевский умышленно объединяет все изученные им нарушения общественного порядка вокруг одной группы людей, делая пространство романа совершенно беспорядочным, сгущая краски и так достигая своей цели.

Литературное направление и жанр

«Подросток» - реалистический роман, в котором Достоевский, как в зеркале, отразил не только типичные характеры современного отца и сына, но и проблемы общества, в том числе и нравственные. Достоевский ставил перед собой цель «написать роман о русских теперешних детях, о теперешних их отцах в теперешнем их взаимном соотношении».

В жанровом отношении роман «Подросток» сочетает в себе черты романа-воспитания (скорее, самовоспитания), то есть романа о мальчике, а также философского романа, то есть романа об идее. В произведении есть черты семейной хроники. Авантюрность романа связана с зашитым в сюртуке подростка письмом, компрометирующим Ахмакову. С ним связано множество интриг, раскрывающих характеры героев: шантаж, борьба, похищение Ламбертом. По форме роман – записки героя.

Проблематика

В средине 1874 г. Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток. То есть Достоевский поднимает актуальную во все времена проблему отцов и детей (детей и отцов), причём не только в отдельной семье Версилова, но и в обществе в целом. К этой проблеме примыкает проблема воспитания.

Общественная проблематика романа проистекает из темы, которую сам Достоевский указал: «О будущем России – детях». Тенденции негативных изменений, обозначенных как проблемы романа, он выискивал в газетах, журналах и хрониках: общественный «беспорядок», который является следствием душевной неупорядоченности, «хроника случайного семейства», противопоставленная Достоевским историям семейств, чтящих традиции и берегущих «честь»: «Капитанская дочка» Пушкина , «Война и мир» Толстого .

В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.

Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку. Подросток любуется им, допускает возможность разврата. Созерцание прекрасного образа приводит к одномоментной внутренней перемене в человеке, в крайнем случае, образ прекрасного накапливается - и человек преображается.

Ещё одна проблема романа, проходящая через торчество Достоевского - двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.

Сюжет и композиция

В романе описывается несколько месяцев (с 19 сентября по 13 декабря 1872 г.), но только те события, которые Аркадий Долгорукий считает правильным изложить в своих записках.

Некоторые исследователи отмечают, что роман соответствует принципу драматического построения. Единство времени соблюдается так: события каждой части занимают только три дня. Таким образом Достоевский сжимает время. Необходимый в драматическом произведении конфликт перерастает из драматического в трагедийный.

Роман состоит из трёх частей. В первой части Аркадий Долгорукий, только что окончивший гимназию, приезжает в Петербург по просьбе своего фактического отца, Версилова. Он – носитель идеи, суть которой раскрывает читателю на последних страницах первой части, называя её «ротшильдовой». Аркадий мечтает разбогатеть. Для этого он выбирает путь медленного накопления и аскетизма, ни за что не желая добывать деньги нечестным путём. Подросток отказывается не только от «нечистых» способов накопления, но и от случайных. Все эти способы представлены в романе как соблазн для героя: мошенник Стебельков, получивший наследство Версилов, выгодный брак старшей дочери Версилова, игра младшего Сокольского, шантаж Ламберта, ростовщичество. Но идея состоит не только в том, чтобы разбогатеть. Подросток хочет накопить миллион не как Плюшкин, не для того чтобы тратить в своё удовольствие, а чтобы раздать людям.

Вместе со столь благородной идеей Аркадий привозит в Петербург доставшееся от родственницы письмо, компрометирующее Ахмакову, дочь старика Сокольского, однофамильца младшего. Её подросток намечает своей жертвой. Тема жертвы появляется в первой части также в образе самоубийц – Крафта, передавшего Аркадию другое письмо, позволявшее Сокольским претендовать на спорное наследство, полученное Версиловым; бедной повесившейся Оли.

Во второй части подросток уклоняется от своей идеи, испытывается и роскошью, и игрой, примеряет на себя жизнь аристократа. Ведь идея стать миллионером важна для Аркадия не сама по себе, а как возможность стать выше всех, потешить свою гордыню. В конце второй части наступает прозрение.

Во второй части также развиваются три любовные интриги: Версилов-Ахмакова, Лиза – Сергей Сокольский, Анна Андреевна – старик Сокольский.

Третья часть о том, как заблудшая душа делает выбор. В преддверии выбора-катастрофы появляются перед подростком два пути, обозначенные двумя новыми героями – Ламбертом, которого сам Аркадий называет ужасом, и Макаром, стремящимся к божественной красоте.

Третья часть превращается в покаяние великого грешника и его исповедь. Ложная идея Ротшильда заменяется идеей Христа, который становится идеалом подростка, фактически ставшего взрослым.

Как семейная хроника роман имеет основную любовную сюжетную линию: отношения Версилова с женой и Ахмаковой. С этой сюжетной линией тесно связана линия главного героя, его сына, в душе которого соединяются любовь и ненависть к отцу. Кроме того, Аркадий как подросток во всём зависит от Версилова. Беспорядок в душе Версилова передаётся не только сыну, но и дочерям, которые сумбурно строят свои отношения с Сокольским-младшим (Лиза) и Сокольским-стариком (Анна Андреевна). Все второстепенные герои тоже оказываются втянуты в интриги семейства Версиловых, хаос приходит и в их жизнь, распространяется на всё общество.

Герои романа

Главный герой – Аркадий Макарович Долгорукий, незаконный сын Версилова. Сегодня 19-летнего героя мы бы назвали юношей, но Достоевский зовёт его подростком и так объясняет своё название: «Дитя уже вышло из детства и появилось неготовым человеком». С наступлением совершеннолетия приходит ответственность за свои поступки и ясность в различении добра и зла. Этих умений обычно нет у подростка, герой и сам понимает свой недостаток.

Основное качество Аркадия – гордость, перерастающая в гордыню. Именно из гордости проистекает его идея стать новым Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности. Подросток решил для себя, что воровать не будет, а также не станет ни закладчиком, ни процентщиком. Другая идущая из детства черта – стремление к уединению, а чисто подростковая – личная свобода и жажда могущества.

Аркадий хочет насладиться жизнью сполна, о себе он говорит, что ему и трёх жизней будет мало.

Причиной обострённого самолюбия становятся унижения, которые Аркадий перенёс в детстве в пансионе Тушара. Унижения связаны с фактом его незаконного рождения, поэтому отношения юноши к отцу двойственны: восхищение, похожее на влюблённость, готовность к любой жертве – и ненависть.

Аркадий стремится найти в обществе путь добра, отличимый от злого. На деле же оказывается, что благие намерения не приводят к добрым поступкам.

Версилов, отец Аркадия, - первооснова беспорядка. Он двойственен во всём, начиная от двух его женщин. Его гордыня приводит к затмению благородных идеалов, самообожанию и пренебрежению к другим: «Люди для него - мыши». Христианство является для него идеалом, по его словам, он Бога любит, но на чувство это не способен. Расколотая надвое икона – символ двойной жизни Версилова. Его идеал красоты меркнет в глазах подростка.

Аркадий находит для себя новый путь, открытый его юридическим отцом, в чьём благообразии, то есть богоподобии, нет гордыни. Бога Макар Долгоруков считает единой истиной. Его уверенность передаётся Аркадию, который называет её «твёрдое в жизни». Макар Долгоруков благороден, три тысячи, отданные ему Версиловым за жену, он оставляет Софье Долгоруковой, чтобы она в случае смерти Версилова не осталась без гроша.

Женские образы романа оттеняют мысли, чувства поступки главных героев. Мягкая и безвольная мать Аркадия, готовая на разлуку с сыном и целиком посвятившая себя Версилову, воспринимается им как вещь, которую он может погубить. Версиловские черты видны в умной и твёрдой Анне Андреевне, в чистой сердцем, гордой, смелой, мужественной Лизе, которая, как и её отец, склонна к авантюризму.

Катерина Николаевна Ахмакова – единственная женщина, способная противостоять Версилову благодаря собственному стержню.

Особенности стиля

Герои романа имеют литературных прототипов, о которых упоминается в тексте. У Версилова это и Чацкий, и Онегин, и Отелло. У Софьи Долгорукой и Ахмаковой один прототип – Татьяна Ларина, которая, в случае с Софьей, идёт за Онегиным, а в случае с Ахмаковой – нет. Литературными прототипами Аркадия становятся Скупой Рыцарь , воплотивший вожделенную «ротшильдову идею», и Германн из



Рассказать друзьям