История возникновения вышивка крестом. История развития вышивки крестом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.

Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными . Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.

В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка.

Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую . К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.

Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор . В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.

Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.

Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.

В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.

Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.

На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.

Введение

Вышивка крестом -- это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивание крестом - один из самых распространенных видов народного искусства. История возникновения вышивки крестом уходит далеко в глубь веков, когда появился первый стежок, сделанный первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, хлопка, конопли, шелка, шерсти, а так же применяли натуральный волос.

Пышные орнаменты для вышивки крестом в разных странах приобрели национальные особенности. На белой льняной ткани вышивали преимущественно нитками красного цвета - цвета жизни, которому приписывалась сила, защищающая от злых духов. Рост популярности и выразительности вышивки крестом продолжается и в наши дни. Кажется,что девизом этого искусства для всех эпох стала цитата Гете: « Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство.»

Вышивание крестом - несложное рукоделие, которым, тем не менее, можно «заболеть» на всю жизнь. Этот вид вышивки прекрасно подходит для проработки мелких деталей с многочисленными цветовыми переходами, а издалека смотрится почти как живопись. Можно стать обладателем уникальной копии полотна знаменитого художника, овладев искусством превращения бесценного шедевра мировой живописи в вышитую крестом картину.

Вышивка крестом - это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно, ведь, всё, что надо для вышивания - это терпение.

Эта тема, на мой взгляд, в наше время очень актуальна. Существует очень много специализированных магазинов, где можно приобрести как готовые наборы, которые включают в себя готовую схему, нитки, иглу, канву, так и все эти материалы по отдельности на свой выбор и вкус.

Цели моей работы:

Освоить технологию выполнения декоративного панно швом «простой крест».

Доказать: ручная вышивка - самодисциплинирующее занятие.

развить творческий потенциал моей личности;

научиться планировать деятельность - время, ресурсы;

оценивать результат своей деятельности;

учиться выступать перед аудиторией;

изучить историю появления вышивки;

научиться строго распределять рабочий день на время работы и отдыха;

убедиться, что работы, выполненные собственными руками, экономично выгодны;

Описание

История развития вышивки крестом

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н.э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани. Рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

Первые ткани, которые были пригодны для вышивки, делали из шерсти. Но пальму первенства заняла льняная ткань, которая отличалась белизной и подходящей структурой. Ее родиной является Древняя Индия.

Во времена Средневековья вышивка появилась в Византии. Оттуда через Италию она распространилась на Север и Запад Европы. Именно тогда стали применять и до настоящего времени используются рисунки древненемецкой вышивки по льну. Позднее этот вид рукоделия стали называть « вышивка крестом.

Особой популярности вышивка крестом достигла в Западной Европе в XVI столетии. Это был период популярности церкви, и вышивали чаще всего иконы, библейские сцены и тексты молитв. Узоры строго подчинялись «квадратному» рисунку ткани льняного переплетения.

В ХVII-м и XVIII-м веках произошло обогащение вышитых изделий растительными и цветочными деталями.

Вышивка широко использовалась и на Востоке. Там вышивали чаще всего цветы и использовали огромное количество цветных нитей. Вышивки Ирана и Индии отличались множеством растительных мотивов, изображением различных птиц. Вышивки Византии отличались красотой шелкового шитья и разнообразными узорами.

В России вышивка крестом имеет древнюю историю. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей.

Вышивкой на Руси украшали обувь, одежду, жилище, конскую сбрую, предметы быта. Мотивы, используемые вышивальщицами, были разнообразны. Чаще всего можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных.

Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка крестом подразделялась на крестьянскую (народную) и городскую. Народная вышивка была связана с обычаями русского крестьянства, а городская вышивка крестом испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.

К 13-15 годам крестьянские девочки должны были подготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, головные уборы. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство мастерства невесты.

На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-XII векам. Значит, вышивка крестом существовала и развивалась в эпоху Древней Руси. С языческих времен вышивальщицы создавали в своих вышивках крестом сцены бытовой жизни. Вышивкой украшали простыни, свадебные и праздничные рубахи, полотенца, занавеси, холщевые сарафаны, платки. Позднее, в христианские времена, на Руси появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы зеркала и окна.

Виды крестов

· Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.

· Полукрест -- первый стежок шитья обыкновенного крестика.

· Удлинённый крест -- техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.

· Удлинённый крест со строчкой -- удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.

· Славянский крест -- перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.

· Прямой крест -- состоит из вертикальной и горизонтальной линий.

· Чередующиеся крестики -- эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.

· Двойной крест -- чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.

· Крест «Звёздочка» -- еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.

· Крест Левиафан (Болгарский) -- шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).

· Рисовый шов -- сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых -- более тонкую нитку другого цвета.

Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.

С чего все началось?

Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас - это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.

Только глядя на вышитые одеяния, человек мог существенно изменить свое внутреннее состояние, ход мыслей и побуждающие внутренние желания. С течением времени эти знания постепенно заменялись, искажались бессознательно, в силу ограниченного ума или специально по причинам, известным только посвященным.

Вышивка крестом

История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ - крест - являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.

При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.

Вышивка как знак внимания

В ходе течения истории вышивка крестиком ближе к XVIII веку становится доступной практически всем, при этом она постепенно утрачивает основную смысловую нагрузку и сакральный смысл и приобретает больше декоративный характер. Рукодельницы-умелицы украшали не только одежду и предметы интерьера, но и таким образом могли выказать свою симпатию понравившемуся парню, вышив для него рубаху, пояс или кисет для табака.

После падения «железного занавеса» популярность вышивки в России ненадолго упала ввиду засилия новомодных вещей с запада, но в последние несколько лет тяга к этому кропотливому творчеству снова набирает обороты. Можно с уверенностью сказать, что история вышивки еще не закончилась.

Когда люди начали вышивать?

Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.

В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.

Мстерская вышивка

Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней - простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.

XIX век и начало XX - это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.

Еще один вид русской глади

В XX веке этот стиль вышивки стал основой еще для одного подвида - владимирской глади, которая несколько отличается стежками от классической мстеркой вышивки тем, что проходят нити толстым слоем, создавая выпуклые рисунки растительного свойства: цветы, листья с усиками. Во владимирской вышивке гладью история выделяет красный цвет, но иногда использовались небольшие добавки в виде желтого и синего цвета, реже - зеленого.

Со временем в орнаменты стали «вплетать» диковинных птиц, деревья и кусты, сохраняя при этом традицию единения с природой. В 70-х годах прошлого века такой стиль вышивки достиг пика популярности, но потом постепенно спал, только в глубинках страны еще живо мастерство, передающееся по наследству.

Рукоделие с лентами

В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.

Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты - нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.

В заключение

О возникновении разных стилей вышивки в истории мира можно рассказывать еще долго, так как их действительно много: нежное ришелье, потрясающее скандинавские шитье «хандаргер», итальянская ассизи - техника, сочетающая крест и гольбейнский шов, потрясающее барджелло - флорентийская вышивка, которая до сих пор очень популярна. Каждый может найти что-то свое в любом виде взаимодействия цветной нити, иглы и ткани и создать свой шедевр.

На сегодняшний день вышивка крестом — это одно из самых популярных хобби среди женщинВышивка крестом – один из наиболее оригинальных и востребованных видов искусства, которое привлекает к себе очень многих рукодельниц. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды. Со временем искусство вышивки крестиком все больше совершенствовалось. Сейчас вышивание крестом подразумевает под собой искусство украшения различных тканей и готовых изделий красивым орнаментом и красивым сюжетным рисунком. Вышивка может выполняться не только вручную, но и есть машинная вышивка. Сохранившаяся вышивка помогает ощутить всю передаваемую атмосферу прошлого и в полной мере ощутить ее ценность для каждого народа.

Красивая вышивка крестом: история создания

Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.

Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл

Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:

  • Природные узоры;
  • Мотивы, взятые из повседневной жизни;
  • Оригинальные орнаменты.

По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.

Важно! Прежде чем приступать к вышивке, необходимо предварительно тщательно изучить историю ее возникновения, а также особенность каждого из орнаментов.

С чего началась история вышивания крестиком в России

Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.

Если раньше вышивка была привилегией знати, то сейчас различные инструменты, нити и орнаменты для вышивания доступны всем желающим рукодельницам

Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:

  • Серебряные и золотые нитки;
  • Жемчуг;
  • Драгоценные камни.

Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.

Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.

Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы

Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.

Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов

Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:

  • Отображает культуру определенной страны;
  • Национальные традиции;
  • Особенности региона.

Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.

Самые настоящие произведения искусства мастерицы вышивали на Востоке, используя для этого самые оригинальные и причудливые узоры, которые до сих пор завораживают своей необычайной красотой.

Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.

Истории вышивания крестом: с чего все началось

Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.

Вышивка крестом издавна служила не только украшением дома, но и являлась мощным оберегом семьи

Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:

  • Библейские мотивы и узоры;
  • Растительные орнаменты;
  • Оригинальные изображения различных животных и птиц.

Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.

Что таит в себе история вышивки крестом (видео)

Всеми любимая вышивка крестиком имеет свою достаточно интересную историю возникновения этого вида искусства. Кроме того, каждый применяемый для вышивки узор и орнамент имеет свою собственную историю возникновения и обозначение.

Вышивка - одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры.Вышивка тесно связана с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.

В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.

Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)

По своим мотивам орнамент может быть:

  • Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
  • Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
  • Растительный или фитоморфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
  • Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • Шрифтовый (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Орнамент - бывает:

  • Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
  • Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;

Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.

Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные.

Хорошо сочетаются:

  • Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
  • Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
  • Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым;
  • Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным,серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
  • Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.

Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.

Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени и продолжают радовать своей оригинальностью, утонченностью и красотой.



Рассказать друзьям