Модели женской обуви история возникновения. История создания обуви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В самые древние времена наши предки искали способ защитить ноги от холода и грязи. Утверждают, что египтяне первыми догадались пришить к сандалиям голенища. Теи появилась обувь, отдаленно напоминающая современные сапоги. Вначале они практически полностью соответствовали форме ноги. Но у каждого народа существовали свои приемы изготовления данной обуви. Поэтому не удивительно, что фасоны ее были весьма разнообразны. Сапоги тачали в соответствии с национальными традициями, климатом и назначением.

Сапоги считались традиционной обувью персов. По форме они близки к современным моделям, органично дополняя костюм наездника. В VI веке до н.э. в Европу из Персии завезли персиками — тонкокожие сапоги, перетянутые у щиколотки ремнями. Персы, известные своим пристрастием к ярким цветам, предпочитали сапоги желтого цвета с красной оторочкой. Даже представители малоимущих слоев носили такую обувь.

Евреям и грекам больше нравились высокие сапоги. У последних они назывались эмбады. Кроме того, жители Эллады для разнообразия могли надеть эндормисы (эндормиды) — резные сапоги, у которых кожаные голенища закрывали ногу сзади, а спереди они стягивались сложной шнуровкой.

Эндормисы предназначались для торжественных случаев. Их предпочитали военачальники. Полусапожки из тонкой кожи являлись обязательным дополнением к тоге. В этой обуви ходили и женщины.

Существовал еще один вид высоких сапог, голенища которых покрывали всю ногу. Они отличались элегантным кроем. Поэтому греки изображали в такой обуви своих богов. Для того, чтобы иметь о ней представление, достаточно посетить музей, например Эрмитаж.

Любопытно, что в греческих сапогах всех фасонов пальцы, на манер сандалий, оставались открытыми.

Когда древние римляне отправились покорять чужеземные страны, они обули свои ноги в калиги — полусапоги из прочной и грубой обуви. Верх у калиг обычно был плетеным. Известно, что Августа Гая, выросшего в военном лагере Юлия Цезаря, звали Калигулой — Сапожком.

Солдаты легкой пехоты (инфантерии) носили специальные калиги с облегченными подошвами. В них можно было делать многочасовые переходы. Такая обувь очень подходила лазутчикам, потому что она не производила шума.

Калиги кавалеристов, напротив, имели каблуки. В них вбивались гвозди, которые выполняли функцию шпор. Они могли быть серебряными или золотыми. По ним можно было определить чин.

У граждан Рима обувь имела большой спрос, поэтому римские сапожники пользовались особым почетом. Ремесло приносило хорошие доходы. В Милане сохранилось мраморное надгробие с надписью sutor caligariui (тот, кто шил сапоги).

В Византии происходит тот же процесс, что и в других странах: римские сандалии и башмаки были вытеснены высокими сапогами. Позже их сменили богато украшенные полусапожки. С помощью ремней голенища плотно облегали голень и ступню. Женщины также носили полусапожки. Выполненные из мягкой, тонкой кожи, они напоминали чулки. Византийские императоры носили пурпурные полусапожки, расшитые жемчугом, а позже сменили их на высокие красные сапоги.

Скифы, проводившие большую часть жизни в седле, нуждались в обуви, которая соответствовала их образу жизни. Неширокие штаны (анаксириды), чтобы они не мешали при езде, заправлялись в длинные войлочные чулки с пришитой к ним войлочной подошвой. На них надевались сапоги, голенища которых доходили до колен, оставляя открытым верх чулка, богато украшенного орнаментом. Сами сапоги также отличались красотой отделки, поскольку голенища изготавливались из разных квадратиков меха и кожи или меха и цветного войлока. Скифские женщины носили полусапожки с короткими голенищами.

Татарские воины украшали свои сапоги металлическими пластинками и бляхами. На их назначение недвусмысленно указывали острые шипы, прикрепленные на уровне колена.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) в Англии, стране с сырым климатом, были распространены сапоги с отворотами и длинными голенищами, заходившими за колено.

Жители континентальной Германии в тот же примерно период отдавали предпочтение сапогам, изготовленным из кожи натурального цвета с широким округлым носком. Плоский низкий каблук указывал на то, что эта обувь предназначалась исключительно для охоты и военных походов. В повседневной жизни немцы обходились башмаками, которые носили с чулками.

Французы, которые во псе времена слыли законодателями моды, внесли спою лепту и в сапожное дело. Они ввели новую форму голенищ, которые с тали широкими и очень твердыми и напоминали по форме воронку. Этот фасон особо подчеркивал стройность и крас»» ту ног. Носок у таких сапог оставался широким. Ведь они предназначались для охоты Правда, это не мешало модникам украшать от вороты сапог изящными кружевами. Ввси моду на такую отделку Людовик XVI (1751 1793), слывший большим щеголем.

Сапоги с широким раструбом голенищ дожили до эпохи Директории (существовала по Франции с ноября 1795 по ноябрь 1799 года).

Можно также вспомнить сапоги ковбойские или сапоги в стиле вестерн с узорчатыми аппликациями и инкрустацией. От американских индейцев пришел обычай украшать сапоги длинной бахромой.

Цвет сапог менялся в зависимости от вкусов: широко распространенный желтый сменил светло-коричневый цвет, затем он потемнел до темно-коричневого. Впоследствии желто-коричневую гамму вытеснила чернобелая. Чтобы обувь дольше служила, ее следовало защитить. Начали это делать достаточно рано, для чего шли на всевозможные ухищрения. Например, прикрепляли к сапогам деревянные подвязки-подошвы. Поверх сапог можно было увидеть нечто напоминающее современные галоши. Продлевало жизнь обуви смазывание ее яйцом, кроме того, оно придавало ей немыслимый цвет. Данный рецепт появился в начале XIX века, когда люди еще не знали гуталина и сапожных кремов.

Особо модной обувью сапоги становятся с конца XVIII века, с появлением фрака. Под фрак надевались длинные белые брюки, заостренные или закругленные на подъеме. С боков они снабжались удлинениями, которые настегивались под подошвой сапога.

Военные сапоги в России — предмет особого разговора. Пехотинцы носили низкие сапоги с прямым обрезом. У солдат других родов войск они могли быть достаточно высокими с большим количеством складочек. Сапоги времен Суворова (1730-1800) имели отвороты, закрывавшие колени.

Кавалерийские сапоги практически не имели каблука, поскольку на них приходилось надевать шпоры. Гусарские сапоги отличались от обычных кавалерийских своим щегольским видом: верх вырезался сердечком и был обшит золотым галуном.

Голенища казачьих сапог имели прямую форму, чтобы удобно было заправлять в них шаровары. К тому же казачьи седла не предусматривали ношение шпор.

Матросы носили высокие сапоги пехотного образца. В обычное время брюки надевались навыпуск, но в строю, во время парадов брюки заправлялись в сапоги.

Если солдатские сапоги шились по единому образцу из простых сортов кожи, то офицеры могли позволить себе обувь из шевро или хрома, выполненную на заказ. Фасон, выбирал заказчик, исходя из того, что чем уже будет голенище, тем лучше будет выглядеть нога. Скроенные по икре, правое и левое голенища оказывались разной формы.

Сапоги для парада, чтобы они сидели как влитые, зашивали прямо на ноге. Надевать и снимать узкие сапоги было сущим наказанием. Во время обувания, чтобы облегчить задачу, прибегали к помощи специальных крючков, защепляемых за ушко сапог. Внутрь насыпали тальк или канифоль, которые обеспечивали ступне скольжение внутри сапога.

Снять такие сапоги можно было, использовав приспособление в виде дощечки с вырезом для каблука или крючки. Выглядело это так: офицер упирался на твердый предмет, а денщик становился к нему спиной и тянул сапог.

Особое значение придавалось каблукам, поэтому их изготовление требовало большого искусства. Дело в том, что при ходьбе шпора должна была издавать звон чистого тона. Эффект достигался следующим образом: в основное колечко вставляли два маленьких серебряных. При каждом шаге металлическая шпора толщиной с проволоку падала на каблук, заставляя колечки производить нужный звук. Большим спросом пользовались изделия фирмы Савельева.

Со временем научились шить сапоги из составных частей. Вначале появилось отрезное голенище, что избавляло от складок на месте сочленения стопы и голени, которые во время ходьбы сильно натирали ногу.

Позже уже весь перед сапога кроился отдельно и соединялся с голенищем ниточным швом. Теперь сапог состоял из двух основных частей — переда обуви (головки) и голенища. Переход на машинный способ производства сапог обеспечил более широкое применение кроя: сапоги собирались из отдельных заготовок — носков, задников, голенищ и других деталей.

Усовершенствование модели сапог привело к тому, что они начали активно входить в женскую моду. Сапоги, которые носили паши бабушки и прабабушки, напоминали башмаки с плотно обтягивающим ногу голенищем из тонкой кожи либо ткани. Сапоги украшали бантиками и лентами из черного и золотистого шелка.

Датские сапоги застегивались сбоку на пуговицы. Высота голенища варьировалась. На рубеже XIX и XX веков появились полусапожки. Они просуществовали достаточно доли», Их можно увидеть на фотографиях начали тридцатых годов. Они застегивались либо ни пуговицы, либо имели шнуровку.

В годы революций и войн женщины части носили мужские сапоги. Сапоги с невысоки ми голенищами были распространены во второй половине сороковых годов.

Современный вариант обуви вошел в моду одновременно с возвращением к элементам народного, в частности русского костюма. И пятидесятые годы в моду вошли сарафаны, которые немыслимы были без сапог. На их производство шли самые разные материалы — кожа, замша, атлас, бархат, синтетические материалы. В отдельных случаях их расшивали камнями или жемчугом. В сапогах из ткани или легких кож с прорезным орнаментом женщины ходили и летом.

Сегодня практически ни одна коллекция высокой моды не обходится без сапог. Они шьются из мягкой или плотной кожи, украшаются разнообразными материалами и органически дополняют модель.

Новая пара обуви – повод для радости и блистания в подходящем наряде. Коллекции обуви известных модниц насчитывают тысячи экземпляров и продолжают ежедневно разрастаться, вызывая восхищение и зависть у многих женщин и мужчин. Но так было не всегда. На заре человечества люди охотились и занимались сбором растений, ягод и съедобных корней босиком, не отягощая ступни лишним грузом. История появления обуви стала предметом изучения многих историков и антропологов. Оказалось, что она пестрит множеством интересных фактов и цифр.

Сейчас этот элемент гардероба считается неотъемлемым и привычным. Выбирая, что обуть, люди в первую очередь обращают внимание на красоту, комфорт и удобство. Тем не менее за всю историю человечества требования к внешнему виду и материалам стремительно изменялись.

Зарождение

Человек приходит в этот мир голым и босым. В таком виде первобытные люди и проводили всю свою жизнь, не нуждаясь в добавочных «слоях кожи». Этому способствовал тёплый климат, который стоял в тех широтах, где селились первопроходцы.

Но затем пришли времена глобального похолодания и оледенения. Первым средством защиты от холода стали шкуры, надеваемые на тело, а потом пришла пора утеплять и ступни. Примечательно, что экспериментаторами на этом поприще стали мужчины, которым требовалось выходить на охоту в любое время года при любой погоде. Они были вынуждены каким-либо способом защитить свои ноги от обморожений.

Американский историк Эрик Тринакус, всю жизнь занимающийся изучением этого вопроса, провёл широкомасштабные исследования и предоставил данные о том, что массовое ношение обуви наблюдалось уже 25 – 30 тыс. лет тому назад. Такой вывод можно сделать по изучениям ископаемых останков кроманьонцев, найденных в западной части Евразии. Их мизинец уже деформирован по сравнению с более ранним периодом: он постепенно утратил подвижность и мышечную массу, что стало результатом ношения обуви. После этого изменения коснулись и формы стоп.

Но на момент серьёзных анатомических изменений обувь должны были носить уже много сотен поколений, поэтому историки считают, что зарождение этой практики началось около 50 тыс. лет тому назад. Скорее всего, первым материалом стала грубая кожа и шкуры, которым было далеко до комфортности и удобства современных материалов. Зато такие «портянки», обмотанные верёвками, прекрасно справлялись с сохранением тепла. Внутри располагалась сухая трава, которая служила ещё одним слоем (сейчас эту функцию выполняют стельки).

Такое подобие башмаков обнаружили на ногах мумии мужчины, останки которого нашли в Альпах на границе Италии и Австрии. Учёные установили, что он погиб около 5,3 тыс. лет назад. Несмотря на то, что ходить и бегать в таких шкурах было не так удобно, как в современных кроссовках, без них было ещё хуже.

Древний Восток

В истории Древнего Востока произошёл резкий подъём культуры, что сказалось на всех сферах жизни. Не обошло стороной общее веяние и обувную индустрию. Самыми распространёнными тут становятся сандалии. Материал для их изготовления был всегда под рукой: папирус и пальмовые листья встречались здесь повсеместно. Функция обуви в этом климате была совершенно другой: защита от мороза не требовалась, а вот распечённый песок и камни очень обжигали стопу, поэтому обувь тут стала защитой от ожогов кожи стоп.

Восточные сандалии уже надёжно крепились к ноге при помощи кожаных ремешков. Тут же появились первые шлёпанцы, которые можно было быстро обувать и снимать людям, не нуждающемся в повседневном беге.

Именно на Древнем Востоке впервые в истории появилась тенденция к пышному украшению предметов одежды. Мастера, которые умели украшать сандалии искусными рисунками и камнями, были в большом почёте и даже охранялись законом. Египтяне, занимавшие высокие посты, старались подчеркнуть свой статус наличием в украшении драгоценных камней, стоивших целое состояние.

В Древнем Египте носить сандалии разрешалось только фараону и его советникам: таким образом подчёркивался высокий статус правителя. Даже его жена не имела такой привилегии, не говоря о простых египтянах. Изготовление одной пары обходилось очень дорого: в трудах Геродота есть упоминания о том, что цена пары башмаков составляла годовой бюджет среднего по размерам города.

В истории древних евреев насчитывалось уже три разных вида обувных изделий: лёгкие сандалии, башмаки, которые неизменно были с возвышением наподобие каблуков и крепились шнурками, а также сапоги, впервые появившиеся у солдат и путешественников. Знать норовила выделиться на общем фоне, поэтому к роскошному декору добавлялись эпатажные детали типа флаконов с духами, помещаемых внутрь каблуков.

Развитие во времена античности

В этот период отмечается появление революционного новшества в обувной индустрии, которое быстро закрепилось и осталось навсегда: возникновение пары, где учитывались анатомические особенности правой и левой ноги. До этого башмаки были совершенно одинаковыми, что сказывалось на удобстве во время носки, но с развитием отрасли пришла пора усовершенствования.

В это же время впервые появляются обувные мастера, которые занимаются ремонтом и починкой. Это делает обувь более доступной, что позволяет даже детям не бегать по улицам босиком. Здесь же достигает большого развития мода на женскую модели: появляются сапожки со шнуровкой, визуально делающие ногу стройнее, многие носят кожаные сапоги-чулки и даже кокетливые сапоги без носка.

Не особо баловало во время античности цветовое разнообразие, которое чётко разграничивалось по половой принадлежности: женщинам предписывалась обувь из белой кожи, а мужчинам – из чёрной. Для самых праздничных случаев (свадьба, рождение ребёнка, восхождение на престол) допускался красный или пурпурный цвет.

Античный театр подарил ещё одно новшество обувной индустрии – платформу. Появление высокой платформы смогло увеличить рост актёров, находящихся на сцене. Платформа котурнов (так называлось это изделие) позволяла видеть происходящее на сцене действие даже тем зрителям, которые сидели на задних рядах. Новинка прижилась и быстро вышла за пределы театральных подмостков.

Произошли изменения, повлиявшие и на женскую моду: носить сандалии стало неприличным, поскольку это считалось признаком ветрености и лёгкого поведения, которые проявляли только продажные женщины. В истории начался период целомудрия, которое объединяло все наряды, что стало общим признаком эпохи.

Скифы

История учит, что предки восточных славян – скифские племена – носили сапоги из мягкой кожи, по внешнему виду напоминающие чулки. В них заправляли штаны, что было очень удобно, особенно, в холодные периоды. К ноге они крепились благодаря ремням, которые стягивали ногу в голени.

Выполнены они были очень причудливо: из чередующихся меховых и кожаных кусочков, которые сшиты между собой и напоминают мозаичный узор. Такие сапоги выглядят настолько своеобразно, что получили отдельное название – «скифские». Женские полусапожки у скифов были красными. На них вышивали традиционные орнаменты, украшали при помощи бисера и тесьмы.

Скифы первыми стали надевать под сапоги прототипы современных носков, чтобы уберечь стопу от натирания и надавливания.

Средневековье

Менялись эпохи и изменяли вместе с собой обувную моду. В Средневековой Европе наметился расцвет вычурности, что сразу сказалось на том, во что обувались европейцы. Особая популярность коснулась пуленов – специфических туфлей, на которых были острые носки, причудливо загнутые вверх, а иногда даже обёрнутые вокруг себя в несколько оборотов. Сверху пулены были увенчаны звонкими колокольчиками или бубенцами. Чем громче звенели они при ходьбе, тем моднее был их обладатель.

По тому, как обувается человек, можно было безошибочно определить его ранг и происхождение: придворные и персоны из знатных семей имели самые длинные носки, которые, конечно, мешали при ходьбе, но любые неудобства меркли перед желанием быть модным. Для регламента длины загнутых носков король Франции – Филипп IV – издал закон, в котором прописывались конкретные размеры для всех сословий.

Барокко

Менялись эпохи и менялась мода. С приходом барокко тенденции изменились: юбки перестали закрывать щиколотки и стали намного короче, что сразу предъявило новые требования. На арену вышли туфли из шёлка, парчи, бархата, которые были гораздо изящнее, чем мужские. Победное шествие начали каблуки – неотъемлемая часть современной обувной индустрии.

Увеличению высоты каблуков в истории способствовало восхождение на трон Людовика XIV. Он был невысокого роста и комплексовал по этому поводу, пытаясь различными методами показаться как можно выше. На помощь ему пришли каблуки, которые тогда активно использовались в Персии. Изначально они были привилегией мужчин, причём чем выше был этот элемент, тем более высоким титулом владел его обладатель.

В 1690 году такая мода становится повальной, женщины ходят на таких высоких каблуках, что самостоятельное передвижение становится невозможным. Иногда с ними рядом идёт прислуга, чтобы предотвратить падение, а иногда модницы опираются на тросточку. Всё чаще происходили случаи, когда у женщин случался выкидыш из-за падения во время ходьбы, поэтому для остановки безумия появился закон, запрещающий каблуки слишком большого размера.

Классицизм

С приходом классицизма в моду вошли танцы во время светских собраний, поэтому высокая обувь ушла в небытие. Её место заняли удобные тапочки из шёлка и бархата, которые напоминают современные балетки. В них можно было отплясывать на балах часами, ни капельки не уставая.

Однако, удобная подошва и комфорт были доступны только богатым людям. Простолюдины ходили в громоздких сапогах и деревянных сабо, которые были неудобными, но зато дешёвыми.

Просвещение

Век Просвещения отразился в истории не только на культуре и науке, он повлиял и на то, что носили люди. В первой половине XIX века модными становятся классические туфли – оксфорды. Они очень удобны, и носить их могут как знатные, так и обычные мужчины. Впервые они появляются в Шотландии и быстро распространяются по всей Европе.

Не всегда в истории законодателями мод становится элита, иногда новые веяния приходят из нижних социальных слоёв. Так произошло и с брогами – ботинками с перфорациями на верхней стороне. Впервые их применили шотландские крестьяне. Главной целью было проникновение воздуха и хорошая аэрация во время работы, чтобы нога не потела так сильно. Эти дырки для вентиляции приглянулись многим мастерам и стали воспроизводится сапожниками во всех европейских странах. Современные мужские туфли произошли именно от оксфордов и брогов.

XX век

В России к началу XX века сложилась двойственная ситуация: обувная индустрия тут была на высоте, к русским мастерам обращались для индивидуального пошива богатые заказчики из-за границы, но оплата за их работу была крайне низкой. Им приходилось работать по 12 – 14 часов не покладая рук в тяжёлых условиях. С тех пор слово «сапожник» стало нарицательным для малокультурного человека, который курит и пьёт.

В начале века механизация начинает вытеснять ручное производство обуви, что увеличивает масштабы выпуска. После Первой мировой войны встаёт вопрос об использовании более дешёвых материалов, таких как резина, кирза, войлок, парусина и пр. В настоящее время качество синтетических материалов настолько возросло, что оно практически не уступает натуральным.

Как ни крути, а обувь нужна всем: она защищает наши ножки от повреждений и холода, и является неотъемлемой частью одежды. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. История обуви очень интересна, полна загадок и неожиданностей. Так что приготовься удивляться!

Самая старая кожаная обувь, найдена на сегодняшний день, - это чарохи (узкие туфли с заостренными концами). Их обнаружили в Армении при раскопках пещеры Арени в 2008 году. Археологи утверждают, что этим туфлям уже 5500 лет!

Первая обувь в истории человечества, по мнению ученых, напоминала портянки из медвежьих шкур, утепленные сухой травой. Именно такие были найдены в Эцтальских Альпах (на границе Италии и Австрии) на ногах мумифицированного мужчины, жившего где-то 5300 лет назад.

Трудно поверить, но до ХІХ века не было левого и правого сапога - обувь шили одинаковой. И только потом придумали шить разные сапоги - для левой и правой ноги.

Думал, каблуки выдумала какая-то древняя модница? А вот и нет! Появлением этого элемента обуви мы обязаны мужчинам средневековья. Они прибивали каблуки к сапогам, чтобы во время верховой езды стопа не выскальзывала со стремени. А еще каблук значительно увеличивал ногу, и за счет этого человек шел быстрее. К тому же, возвышение на обуви помогало сохранить ногу чистой, ведь средневековые города просто утопали в грязи и мусоре.

Поразительно то, что долгое время каблуки носили исключительно мужчины. И лишь в ХVІІ веке на них стали женщины, но уже исключительно с эстетических соображений.

Вообще, мода на каблуки пришла в Европу из Персии, когда правил Людовик XIV.

Особенно популярными во времена Средневековья были пулены - туфли с заостренными и загнутыми вверх носами, которые украшались бубенцами и колокольчиками. В Франции такие туфли носила преимущественно знать, мало того, «нос» удлинялся с увеличением ранга.

А это сандалии из картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» 1434 года:

А вот еще один интересный факт. Страна-лидер по изготовлению обуви и сама похожа на сапог. Ты уже догадался? Конечно же, это Италия! Государству с таким очертанием границ грех не иметь первоклассных мастеров-сапожников и самых престижных обувных фирм. Может, именно поэтому в Италии обувь выпускают больше 30 000 предприятий.

И в завершение расскажу Тебе одну удивительную историю. Жили когда-то два брата: Адольф (Ади) и Рудольф (Руди) Дасслеры. И вот в 1924 году им в голову пришла мысль создать компанию по производству спортивной обуви «Обувную фабрику братьев Дасслер». Не трудно предугадать, что было дальше. Братья поссорились, и поделили фирму пополам. Новым предприятиям нужны были названия, и братья назвали их по начальным буквам своих имен и фамилии. Вот так и получились известные бренды ADIDAS (Ади Дасслера) и RUDA (Руди Дасслера), которую со временем переименовали в PUMA.

История обуви

Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее


Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)


Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.


Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).


Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.


Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.


Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».


Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.


Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.


Женские портреты начала XVII века



Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690-1700 гг


Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690-1720 гг


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века


Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год


Франсуа Буше «Туалет», 1742


Европейские туфли, 1750-1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг


Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780-85 гг


Женские туфли с защитными паттернами


Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.


Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830


Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792


Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год


Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг


Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории


«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг


Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении


Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.


Вечерние туфли, 1875-85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году

История возникновения обуви уходит глубоко корнями в древние времена, когда наши предки довольно стремительно адаптировались к условиям сурового окружающего мира и придумали способ безболезненно продвигаться по местности, догадавшись сшить себе накладки на ноги из шкур. Есть предположения, что первая обувь была изобретена около 30 тысяч лет назад в западной части Евразии.

Первая обувь представляла собой нечто наподобие портянок из шкуры медведя, при этом утепленной изнутри сухой травой. Однако по истечении столь колоссального срока времени, исследователям и палеонтологам сложно определить точную историю возникновения первой обуви.

Более достоверными фактами являются сведения об обуви в Древнем Египте, где египтяне обувались в сандалии, состоящие из папируса, а также пальмовых листьев, привязывающихся к стопе ноги кожаными ремешками.

В Древней Греции, помимо обыкновенных сандалий люди обучились шитью полуботинок с задником, а также сапожек на шнуровке, имевшим огромный спрос среди женщин. Но настоящим прорывом в эволюции обувной моды, стал момент изобретения греками пары обуви, в которой ботинки шьются по разным лекалам.

У римлян того времени присутствовало две разновидности обуви - это туфли покрывающие всю ногу и спереди затягивающиеся шнурком, а также сандалии защищающие только подошву ноги и крепящиеся к стопе ремешками.

По истечении времени, Средневековая Европа отказалась от классических сандалий. Они предпочли грациозные туфли с длинными, поднятыми и даже загнутыми вверх носами. Наиболее интересным является то, что по длине обуви определялся социальный статус их владельца. К примеру, рядовые дворяне имели разрешение на покупку обуви на полтора сантиметра больше истинного размера ноги, в то время как князьям на целых три сантиметра.

В начале восемнадцатого века произошла ещё одна значимая революция в обувной моде. По той причине, что юбки стали гораздо короче и обувь перестало скрывать длинное платье, поэтому подошву изящных и легких туфелек стали делать всё выше и выше. Обувь обрабатывали шитьем и разнообразными украшениями, охотно выставляя напоказ.

Эпоха Просвещения внесла немалые коррективы в обувную моду. Таким образом, лидерство шелковых туфель заняли комфортные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви преображается став более практичной и жесткой, на ней появляется шнуровка или застежки.

Новаторство обувной моды двадцатого века, обуславливается тем, что форма обуви начинает иммитировать форму стопы и стелька становится ассиметричной. Дизайнеры и разработчики активно начинают экспериментировать с более дешевыми материалами, нежели кожа. В ход пускают войлок, парусину, резину и многие другие тканевые материалы.

В современном мире совершенствуется не только форма и оформление обуви, но в основе приоритетности стоит разновидности продаж в розницу. Возникают специализированные обувные магазины и бутики. Наибольшую популярность завоевывают брендовые названия обуви, коллекции выставляются на различных показах мод. Однако, как и в самом истоке появления обуви, наиболее ценной продукцией считается обувь выполненная ручным трудом из красивых видов кожи и ткани, а также с декоративной отделкой любой тематики.



Рассказать друзьям