Психологические особенности леворуких детей. Памятка для учителя начальных классов по работе с леворукими детьми

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Существует несколько видов леворукости, принципиально различающихся по своему происхождению. Различают естественное, генетическое и наследственное левшество и леворукость. Первое означает, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие, и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга. Леворукость же предполагает активное использование временно или навсегда левой руки. Вызвать это могут родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария у таких детей может произойти «волшебное превращение» левши в правшу.

Не следует переучивать ребенка-левшу. «Рукость» нельзя изменять по своему усмотрению - любое вмешательство в работу мозга приводит к непредсказуемым последствиям. Часто у левшей, которых упорно переучивали, развиваются невротические реакции и неврозы. Признаками этих нежелательных явлений могут быть: нарушение сна и аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, дневной и ночной энурез, заикание, тики, навязчивые движения, повышенная возбудимость, раздражительность. Могут возникнуть укачивания в транспорте, повышенная чувствительность к жаре, удушья, запахов, длительное беспокойство, неусидчивость, вялость, заторможенность, ухудшение зрения и даже бронхиальная астма.

Отличительные черты левшей:

Повышенная способность четко воспринимать звуки и интонации, отличать тончайшие оттенки цвета, чего не могут, к сожалению, правши;

Образная память, надолго сохраняет яркие впечатления;

Легкость ориентирования в пространстве;

Влечение к парадоксам.

Тест на определение ведущей руки у ребенка.

1. Перед ребенком положить несколько спичечных коробков и попросить найти спичку в одной из коробок. Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает коробку).

2. Предложить ребенку закручивать несколько бутылок с крышками. Ведущей считается та рука, которая выполняет активные действия.

3. Перед ребенком лежит маленький мячик. Попросите его поднять. Рекомендуется повторить процедуру несколько раз.

4. Предложить ребенку развязать несколько (завязанных не туго) узелков из шнура или веревки. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, а другая рука держит узел.

5. Попросить ребенка поаплодировать своему любимому мультфильму. Ведущей считается активная и подвижная рука, осуществляющая ударные движения о ладонь другой руки.

6. Предложить ребенку взять в руки часы и завести их. Ведущей считается рука, которая поворачивает рычаг часов, а вторая - держит часы.

7. Поиграть с ребенком в игру «Сорока-белобока» и посмотреть: пальцами какой руки ребенок рисует круги. Ведущей считается рука, пальцами которой ребенок рисует круги на ладони другой.

8. Предложить ребенку взять со стола любимую мягкую игрушку и погладить ее, держа в руке. Обычно ведущая рука гладит.

Если большинство задач ребенок выполняет левой рукой, то можно предположить, что у ребенка леворукость. Детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой, называют амбидекстрами.

1. Начало любого занятия нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспомнить, что делали, то есть учитывать закономерности памяти правополушарных людей - от настоящего к прошлому.

2. Необходимо создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу.

3. Предоставлять ребенку возможность погрузиться в атмосферу происходящего, и самостоятельно сформировать некий образ (нужно учитывать, что левши отличаются целостным восприятием, образ у них формируется вместе с событием).

4. Речь во время общения с таким ребенком должно быть образной, эмоциональной; желательно подкреплять слова наглядными образами. При этом речь не должна преобладать над образами, поскольку любая картинка, запах или музыка дадут ребенку больше информации, чем слово.

5. Лучше заниматься различными, но близкими друг к другу видами деятельности, не требующими постоянного изменения места и положения в пространстве.

6. Необходимо помнить, что левши опираются на свое субъективное мнение, поэтому они не особенно считаются с мнением окружающих.

7. Такие дети быстро устают, поэтому необходимо их ознакомить с различными видами отдыха: вдыхание приятных ароматов, релаксация и т.д.. Но при этом следует учитывать, что леворукие дети больше поддаются внушению, так релаксацию целесообразнее проводить с элементами суггестии (внушения).

Во время подготовки леворуких детей к школе необходимо учитывать, что на современном этапе выпускаются канцелярские товары для таких детей:

1) особенность ручек, карандашей, фломастеров заключается в том, что выемка на корпусе расположена таким образом, что рука «ложится» правильно, приобретая удобное положение;

2) шкала на линейке написана «наоборот» - не справа налево, а слева направо;

3) кольцо в ножницах для захвата сделано под левую руку (оно больше);

4) лезвие в точилах с левым заточкой, что позволяет ребенку держать точило в правой руке, а карандаш - в левой. Вращательные движения кистью производятся «от себя» (правильно и удобно).

Игры и упражнения с леворукими детьми

Описанные ниже игры очень хорошо использовать в работе с дошкольниками, поскольку они способствуют формированию и развитию моторики, особенно мелких движений кистей рук и пальцев как правой, так и левой руки.

Перед каждым учеником лежат по 15 спичек. Нужно быстрее перенести эти спички одну за другой на расстоянии 30 см и составить таким образом, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переносе спички не должны скользить по столу.

Выполнить условия игры, пользуясь:

а) любыми пальцами обеих рук;

б) любыми пальцами левой руки;

в) только двумя пальцами - большим и мизинцем;

г) только указательным и средним пальцами;

д) только средним и безымянным пальцами;

е) только безымянным пальцем и мизинцем;

ж) двумя мизинцами обеих рук, выложить прямую из 10 спичек;

з) безымянным пальцем и мизинцем, построить 4 треугольника;

а) средним пальцем и мизинцем, построить 3 четырехугольники;

к) указательным и безымянным пальцами, построить «колодец» из 16 спичек.

Попросить ребенка ответить на вопрос: «Какое задание было труднее исполнять?», «А какое-проще?», «Какие пальцы у тебя развиты больше, а какие - меньше?"

Перед каждым ребенком лежит скомканный лист писчей бумаги (когда лист сильно потрется, его следует заменить).

Предложить выполнить следующие задачи:

а) Пользуясь всеми пальцами обеих рук, следует как можно скорее разгладить лист так, чтобы ни один край не остался загнутым.

б) То же сделать, пользуясь одной рукой.

в) Повторить то же, пользуясь двумя большими, затем указательными, затем средними пальцами обеих рук.

г) Сделать то же, пользуясь только двумя мизинцами.

д) Разгладить лист кулаками обеих рук.

е) Разгладить лист большим и указательным пальцами одной руки.

ж) Разгладить лист указательным и средним пальцами одной руки.

з) Разгладить лист средним и безымянным пальцами одной руки.

а) Разгладить лист безымянным пальцем и мизинцем одной руки.

к) Разгладить лист каким-либо пальцем одной руки.

л) Повторить все эти упражнения с закрытыми глазами.

Не обязательно выполнять все упражнения - можно выбрать отдельные, педагог считает полезными.

Близнецы

На столах лежат: газета, свернутая в несколько раз пакетом; ботинок, у которого развязаны шнурки; бутылка, с закручивающейся крышкой, лежит отдельно; коробка, рядом с которой лежат различные мелкие предметы; лента, свернутая в рулон и т.д..

Дети объединяются в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию, таким образом, что у каждого только одна свободная рука: у одного-левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по команде учителя своими свободными руками выполняют команды:

Развернуть газету полностью;

Зашнуровать ботинок;

Закрутить крышку на бутылке до упора;

Составить предметы в коробку;

Развернуть ленту;

Все предметы сдать на газету,

Газету аккуратно свернуть подарочным пакетом и перевязать лентой.

Игру можно усложнить следующим образом. У «близнецов» связывают две руки: правую руку одного ученика и левую другого. Таким образом, у них окажется три руки на двоих. Предложить выполнить эти же задачи в таком положении.

Пальцы - помощники и пальцы - бездельники

Перед игрой воспитатель напоминает, как называется каждый палец на руке. Просит детей показать большой палец, мизинец, средний, указательный, безымянный.

Далее предлагает детям открыть сумки, рюкзаки. Теперь на правой руке просит прижать к ладони указательный и средний пальцы и держать их крепче большим пальцем. Левую руку заложить за спину, а двумя пальцами правой руки - мизинцем и безымянным - достать из портфеля какую-нибудь книгу и развернуть ее на определенной странице. Напоминает, что выполнить задачу сложно: пальцы не слушаются, почему они такие слабые? Потому что недостаточно работают, не управляются и остаются недорослями. Воспитатель спрашивает у детей, какие пальцы они считают самыми главными (большой, указательный, средний). Затем предлагает отпустить указательный и средний пальцы на правой руке, выполнить предложенное упражнение одной правой рукой: достать книгу и развернуть ее на определенной странице. Спрашивает, как легче выполнить это задание. Впоследствии предлагает начать игру.

На столе лежат четыре иголки и нитки длиной 1м. За стол садятся двое детей. Игру лучше проводить между несколькими парами (для каждой пары готовится стол, на котором лежат иглы и нить). Тогда игра приобретает соревновательный характер. Дети должны прижать к ладони обеих рук по три пальца - большой, указательный и средний, а мизинцем и безымянным одной руки взять конец нитки, а в другую руку - иглу. Дети в паре могут помогать друг другу. Далее задача усложняется. Теперь разрешается пользоваться всеми пальцами обеих рук, втягивать нитку нужно не в два, а в четыре иглы. Учитель сравнивает, как дети выполнили задание в первом и во втором случаях. Сколько времени понадобилось для того, чтобы выполнить предложенную условие игры. Отмечает, что есть пальцы, которые не участвуют в повседневной работе, ничего не умеют делать, а также те, которые постоянно упражняются, - настоящие умельцы.

Особенности обучения леворуких детей письму.

По словам М.М.Безруких, подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Безусловно, можно помочь детям избежать серьезных трудностей при обучению письму.

Целесообразно выделить основные требования к письму в подготовительный период – то, чему должен научиться ребенок:

  1. Научиться правильно сидеть (правильная поза, положение тетради или листа);
  2. Научиться правильно держать ручку;
  3. Четко дифференцировать строку (верхняя, нижняя, средняя линии), уметь писать печатные буквы в строке;
  4. Уметь выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;
  5. Уметь выполнять (писать) основные элементы букв:
  1. Вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
  2. Овалы;
  3. Линии с закруглением внизу и вверху;
  1. Уметь хорошо различать и писать вертикальные (правые и левые) элементы;
  2. Уметь выполнять связные ритмические движения (количество движений в цикле ребенок выбирает сам, темп работы не задается, малыш также выбирает его сам);
  3. Уметь копировать сложные сочетания извилистых линий, например, простейшие иероглифы;
  4. Уметь скопировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
  5. Уметь различать буквы, написанные курсивом.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. При обучении письму, опираясь на то, что ребенку удобно, можно предложить осваивать действия сначала удобной рукой, а потом, при желании, - попробовать другой, как в процессе игры. Затем ребенок сам выбирает способ выполнения действия, а взрослый наблюдает за обязательной тренировкой этого действия и его качественным исполнением (которое у разных детей достигается с разной, только им присущей скоростью).

С этой позиции задача взрослого – совместно с ребенком заново осваивать мир, возможно посредством несколько измененного варианта действий. В данном случае можно говорить о том, что рутинное мероприятие – передача знаний с помощью известного стереотипа – превращается в удивительный процесс приспособления к иному видению окружающего, иному ощущению. Этот процесс взаимного обогащения: ребенок получает опыт взрослого, еще недоступный ему самому, а взрослый вновь смотрит на мир взглядом ребенка.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, максимально проявляя свои индивидуальные качества, ребенок не ограничивал ими ни права, ни возможности проявления уникальных качеств других детей и взрослых. Педагог изучает особенности ребенка и далее направляет свои усилия на то, чтобы максимально раскрыть возможности ребенка, использовать те преимущества, которыми он обладает, и нейтрализовать его слабости. С этой позиции стоит поощрять леворукого ребенка относиться к письму как к рисованию. Пусть он срисовывает слова удобным способом, достигая максимальной точности. Возможно позволять ему писать медленнее, но аккуратнее, чуть дольше, чем другим детям. При этом с ребенка не снимается ответственность за качество письма, умение правильно и грамотно писать, добиваться этого путем упражнений.

Сложности возникают не просто у леворуких или праворуких, а у тех детей, у которых контроль за движением руки находится в другом полушарии, чем контроль за зрением и слухом. В силу мозаичности расположения различных центров и особенностей раннего развития у большинства детей нет равенства между каналами восприятия. Это означает, что кому-то из них проще воспринимать зрительную информацию, кому-то – слуховую, а кому-то – тактильную.

Отличниками в школе обычно становятся дети с правым типом профиля и ведущим зрительным каналом. Именно на них рассчитана школьная программа. Более того, читая книги, они запоминают образ слов, а затем на контрольных лишь сверяют этот образ с тем, что пишут. Они могут не учить правила, но писать грамотно. Чтение повышает их грамотность.

На «четверки» и «пятерки» учатся дети, у которых ведущий канал – слуховой. Даже когда они вертятся, их уши воспринимают объяснение. Им можно не учить устные дисциплины, но им не дается русский язык. Они пишут не то, что написано в учебнике, и даже не то, что написано на доске. Они пишут лишь то, что повторяют сами в процессе внутренней речи. А это означает, что они невнимательно смотрят в текст. Произносят его каким-то только им ведомым способом, а затем именно это воспроизводят. Особенно много ошибок у тех детей, которые при чтении пропускают буквы, «проглатывая их», т.к. затем именно их они и не напишут.

И наконец, двоечники и троечники – это дети с левым или смешанным типом профиля, у которых ведущим является тактильный, или осязательный канал. Для того, чтобы что-то понять, им нужно обязательно пощупать и попробовать. Если этим детям удастся пройти сквозь школьную программу, которая вообще не учитывает эту группу детей, то они смогут стать великими физиками и химиками. Эти науки возникали и до сих пор существуют в значительной мере как практические. Чтобы этим детям научиться писать, им безполезно учить правила: они должны писать, писать и писать, пока их рука не научится автоматически делать это правильно.

Учителю, обучая детей письму, не стоит усиливать достоинства и недостатки каждой группы. Можно развивать все каналы у всех детей, обучая их видеть, слышать, чувствовать. Для этого с самого начала необходимо предлагать детям следующую последовательность списывания текстов из учебника. Сначала по слогам нужно прочесть предложение так, чтобы запомнить его наизусть (тренировка зрительного и слухового каналов). Затем записать его, не глядя в учебник (тренировка зрительного и тактильного каналов). Затем проверить правильность, сверяя с тем, что написано в учебнике (проверка зрительного канала). Подобная тренировка приведет к тому, что все дети будут развивать слабые стороны. Задача учителя в данном случае – не подгонять детей, а учить с возможной для каждого скоростью, возможно делая акцент на одном из этапов освоения грамотного письма.

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Русское письмо – звукобуквенное. Как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а т.к. система русского письма звукобуквенная, то и основной принцип обучения – звуковой, вернее фонематический, а основной единицей обучения является обучение написанию графических элементов (букв). Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.

Письмо имеет сложнейшую психофиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т.п.).

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый подчерк, медленный темп. В тоже время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, сохраняя правильную позу, правильное движение руки, правильную траекторию движений и т.п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, поскольку параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-, семилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость статических нагрузок (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

М.М. Безруких в формировании навыка выделяет три основных этапа:

  1. Первый этап – аналитический, основными компонентами которого являются вычленение отдельных элементов действия и овладение ими, уяснение цели, зрительно-двигательного образа, выделение основных критериев контроля выполнения движения.
  2. Второй этап условно назван синтетическим. Этот этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  3. Третий этап – автоматизация навыка. Это этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений. Плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

В тех случаях, когда выполнение движений по какой-либо причине затруднено (например, у детей с отклонениями в развитии моторных функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций и т.п.), продолжительность движения и паузы увеличивается, а как раз это и характерно для леворуких детей .

Сейчас на начальном этапе обучения письму задается очень быстрый темп работы, от ребенка требуется высокая скорость письма. В связи с этим нарушается естественный и необходимый механизм качественной реализации действия. Резкое сокращение времени паузы снижает качество анализа и оценки, осознание следующего действия; становится невозможной коррекция по ходу действия, и, естественно, нарушается качество собственно письма. При этом создается эффект нарушений моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций в виде нарушений конфигураций, соотношения элементов, дополнительных штрихов, оптических ошибок и т.п.

В дальнейшем резкое увеличение скорости ведет к искажениям, перестановкам, пропускам букв, характерным уже для нарушений слухо-лингвистических функций. На самом же деле это также связано с резким сокращением паузы, необходимой для звукобуквенного анализа (кстати, в этом и состоит отрицательный эффект безотрывного письма, не позволяющего ребенку отвлечь внимание от собственно написания на звукобуквенный анализ) .

Таким образом, учитывая особенности формирования движений на письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов и фактически можно «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом важно, чтобы один и тот же элемент всегда выполнялся одинаково.

Е.И. Николаева считает, что такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы сначала на примере печатного, а потом уже письменного начертания. Можно использовать специальное лото с элементами букв, в каждой клеточке которого – часть буквы (буква может быть разделена на элементы не только по вертикали, но и по горизонтали). Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, их расположение на строке, сочетание и последовательность – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется каждое движение при написании основных элементов в буквах.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  1. Нужно специально зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма слева направо;
  3. Необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  4. Вместе с ребенком очень подробно разберите инструкцию;
  5. Несколько раз выполните движение в медленном темпе;
  6. Попросите ребенка «продиктовать» инструкцию педагогу, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  7. Выполните все задания в медленном темпе.

Для леворуких детей правильная инструкция особенно важна, т.к. позволяет использовать вербальный компонент оценки и контроля деятельности.

По утверждению М.И. Лобзяковой ведущее значение имеет усиление элемента осознанности при обучении. Письмо обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие. Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить (и учить этому специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву.

И еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма: нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. Исследования показали, что при инструкции «пиши быстрее» в течении всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивалась, а лишь сокращалось время микропаузы, т.е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, в течение всего букварного периода, всего первого этапа обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули». Переделать неверный графический навык очень трудно, а в большинстве случаев практически невозможно.


Памятка для учителей

Леворукими являются около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения.

Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!

В леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

· Сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графического изображения; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

·Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти: зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смещение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении расположения предметов в пространстве;

·У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

· Леворуких детей отличает более медленный темп письма.

·Особая стратегия переработки информации: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности;

· Слабость внимания: трудности переключения и концентрации внимания;

· Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

· Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%.

·Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже".

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени – чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Поэтому в работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.

Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для леворуких.

Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо. Можно рекомендовать расположение тетради или листа бумаги таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

При постановке техники письма следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей). Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка.

При обучении и воспитании левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса. Педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Способы и приемы, с помощью которых леворукие дети усваивают знания

1. Довольно часто, леворукие дети, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована маркировка левой руки, браслетом, часами или чем-либо другим.

2. Как показывают эксперименты, формирование вербальных и невербальных рядов, а также пространственно-временных отношений у левшей часто задерживается по сравнению со сверстниками правшами.

3. Работа по формированию рядов требует систематических занятий и может осуществляться в различных . При этом педагог обращает внимание на направления ряда, - слева направо. Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд. Здесь может использоваться мозаика, выкладывание из ее элементов различных узоров, при соблюдении правила - начинать выкладывать с левого верхнего угла по направлению к правому верхнему углу, затем, как бы перейдя на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, по такой же схеме как осуществляется письмо и чтение.

4.Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, которое основано на ряде и чередовании элементов, можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности, это может быть картон, или банки, бутылки, украшая их семечками овощей и фруктов, опять же в определенной последовательности, ребенок "превращает" их в вазы для цветов.

5. Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно проводить зрительный диктант, для которого могут использоваться геометрические фигуры, различные трафареты, картинки и т. п.

6. Полезно будет предложить леворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, опять же соблюдая лево-правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

7. Могут использоваться такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их с выстраиванием ряда картинок.

8. Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий. При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание ребенка.

9. Начиная обучать леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении "зеркального" написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую .

10. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки.

11. Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, несформированность звуко-буквенного анализа, присущая леворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

12. У леворуких детей могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте. Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

13. При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать не последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Во избежание таких проявлений внимание ребенка необходимо обратить на место начала чтения, можно ориентироваться на маркированную руку. Если это оказывается неэффективно, то следует закрыть текст и открывать только читаемый слог. Сначала это делает взрослый, затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким способом до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

14. Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут, затем необходимо предоставить время для отдыха и после восстановления сил можно занятие учебной деятельностью продолжить.

Список литературы

1. 1. Безруких, М.М. Обучение письму леворуких детей (информационное письмо) / М.М. Безруких // Начальная школа. - 1996. - № 10. - С. 76 – 80;

2. Кузнецова Н.В., Вадяева Ю.Н., Работа над каллиграфическим навыком письма у леворуких детей. Филологические науки / Методика преподавания языка и литературы, Мордовский государственный педагогический институт им М.Е.Евсевьева. Россия;

3. Кульчевская В.Г., «Коучинг–инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся, журнал «Региональная школа управления», Ростов н/Д,2013, №1

4. Ларченко Я.Г., Формирование графо-моторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста// Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский Психолого-Социальный институт»/ г.Надым;

5. Соболева А.Е., Емельянова Е. Н. Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога.

Особенности леворуких детей. Ознакомительная консультация для учителей начальных классов.


Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Описание: представляю Вашему вниманию материал на педагогическую тематику "Обучение и воспитание леворуких детей".
Публикация может быть полезной учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольного образования. Материал содержит информацию, которую можно использовать на родительских собраниях, педсоветах.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
1. Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных психолого-педагогических показателей.
2. Создавать условия для полноценного развития и обучения воспитанников.
3. Продумывать виды и формы педагогической деятельности при обучении и воспитании учащихся, имеющих склонность к левшеству.
Содержание материала.
Большая часть человечества – «праворукие» люди и, только 5-10% составляют «леворукие». Специалисты подчеркивают, что «леворукость» – индивидуальный вариант нормы. Леворукие люди ничем не хуже и не лучше праворуких. Они просто другие.
На Руси к левшам относились подозрительно. Им даже запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол.
"Следы" такого отношения остались во многих языках. Например, в русском языке существует до сих пор множество примеров такого рода. "Левый товар" - товар, проданный незаконным образом, или товар фальшивый, подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п.
Или, такие словосочетания и выражения "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги", "сходить на лево" и др.
В советских школах маленьких левшей переучивали в обязательном порядке. Попытки переделать, переучить леворуких обязательно вызывает у них серьезные нарушения психики!
Почему это происходит?
Мозг человека состоит из правого и левого полушарий.
Каждое из которых, необходимое дополнение к другому. В одном и в другом полушарии сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека.
Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление,
правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.


Доказано, что при доминировании левого полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого – страх и печаль.
При доминировании левого полушария, ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого полушария - левая.
Существуют следующие понятия. Термины «леворукость» и «левшество» следует различать.


Леворукос ть - это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий. Леворукими могут стать дети, у которых была серьезная травма правой руки в раннем возрасте. Таким образом, леворукость в большинстве своем связана с патологией.
Что касается понятия «левшество» , то это проявление устойчивой, неизменной характеристики, организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.
А вот амбидекстры могут одинаково владеть как правой, так и левой рукой. Для них совершенно нет разницы, какой рукой писать или держать ложку. Они могут делать эти действия одинаково хорошо как левой, так и правой рукой. Иногда вместо термина «амбидекстр» говорят «двурукость». В противоположность амбидекстрам есть и ещё один термин – амбисинистры . Эти люди не могут использовать не только правую руку, но и левую.
Основные причины левшества.
Генетическая – передающаяся по наследству (если в роду были левши, то вполне вероятно, что ваш малыш тоже такой)
Патологическая – является следствием повреждения мозга в процессе внутриутробного развития. Либо родовая травма, в результате которой повреждается правое полушарие.
Социальная – когда происходит насильственное переучивание.
«Вынужденное» левшество – выбор ведущей руки у таких детей обычно связан с травмой правой руки (невозможность ею пользоваться какое-то время), но может быть и результатом подражания родным или друзьям.


Существует двойственная позиция левшества.
Первая основана на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Это связано с тем, что левшество чаще встречается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также существует факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.
Согласно второй позиции, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Объясняется это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, банкоматы, устройство компьютера, созданные в расчете на правшей).
Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Для более точного определения индивидуальных особенностей леворких детей необходимо учитывать всю совокупность ассиметрий человека. Поэтому в современной психологии употребляется термин "индивидуальный профиль латеральности (ассиметрия) организации функций" (ПЛО), который обозначает определенное сочетание сенсорной и моторной асимметрии.


Для определения этого профиля (т.е. выявления возможного левшества) психологами разработана методика, которая включает три группы тестов: для определения ведущей руки, ведущего уха и ведущего глаза. Иногда дополнительно определяют и ведущую ногу, хотя эта информация не входит обычно в анализ получаемого профиля.
Приведем самые простые визуальные тесты.


1. Сложить руки в «замок» . Переплетите руки в «замок». Если сверху оказался большой палец правой руки – вы правша, левой – левша.
2. Тест «аплодисменты» . Поаплодируйте. Ведущая рука окажется сверху.
3. Скрещивание рук . Поза «Наполеона». Если вы правша, кисть правой руки окажется сверху на левом предплечье. Если вы левша, то кисть левой руки окажется на правом предплечье.
4. Упражнение «Узелок» . Развяжите несколько узелков на веревке. Правша это будет делать правой рукой, левша левой.
5. Прицел глазом . Закройте один глаз, потом другой. Если точка прицела сместилась, когда вы закрыли правый глаз, то вы правша. Если она сместилась при закрытом левом глазе, вы левша.
Закинуть ногу на ногу.
Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей.


К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям.


Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.


Для активации правого полушария отлично подойдет упражнение «Арабское чтение». В арабском языке слова пишутся и читаются справа налево. Такой способ письменности и чтения отлично активизирует правую сторону нашего мозга.
Прочитайте текст на картинке, начиная с места, обозначенного стрелкой (читаем справа налево). Данное упражнение поможет Вам расшевелить сознание, научиться мыслить иначе. Ведь иногда так полезно посмотреть на мир с новой стороны!


Каждый человек рождается для какого-то дела.
Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Эрнст Миллер Хемингуэй

Упражнение «Ухо-нос» выполняется для активации и синхронизации работы обоих полушарий.

В этой статье:

Леворукие дети - почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?

На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.

Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых - помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.

Кто такие левши?

Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей - они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша - это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.

Главное - своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.

С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то
вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

Важно понимать, что леворукость - это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.

Психические особенности левшей

Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны
контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.

Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.

Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.

Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!

Нужна ли левше помощь?

Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.

Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей - это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.

Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.

Причины леворукости

Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:

  • генетическая предрасположенность;
  • поражения левого полушария;
  • вынужденная или намеренная леворукость.

Итак, наиболее частая причина - это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.

Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.

В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.

Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.

И еще один вариант леворукости - с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из
двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.

Отсутствие межполушарного взаимодействия - единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.

Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.

Сравнительная характеристика левши и правши

На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.

Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.

Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.

Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не
такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.

Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.

Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.

Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы

Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету - навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:

  • медленному восприятию и запоминанию букв в процессе обучения чтению;
  • формированию зрительного образа цифр и букв с путаницей в отношении похожих по конфигурации элементов;
  • путанию похожих по форме геометрических фигур;
  • неустойчивому почерку;
  • написанию букв в зеркальном отражении;
  • замедленному темпу письма.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.

Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в
особенностях функционирования полушарий мозга.

Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша.

Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.

Как помочь адаптироваться леворуким детям?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение - помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.

В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:

  • помочь организовать для ребенка рабочее место таким образом, чтобы свет падал справа;
  • не акцентировать внимание ребенка на правонаклонном и безотрывном письме;
  • объяснять алгоритмы двигательных действий;
  • играть и выполнять упражнения, способствующие развитию моторики и зрительного восприятия;
  • позитивно относиться к особенности малыша.

В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша - это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.



Рассказать друзьям