Развлечение на тему экология в средней группе. Развлечение на экологическую тему для детей средней группы «В зимнем лесу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Досуг по экологическому воспитанию

«Путешествие в лес»

Цель: повышение уровня экологической культуры детей 2 младшей группы

Задачи: продолжать учить малышей взаимодействовать с природой, расширять знания о лесе и его обитателях, развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1. рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением леса в разное время года, иллюстраций диких животных, деревьев;

2. чтение стихов и загадок о лесе и его обитателях.

3. дидактические игры «Дикие животные», «Мир животных», «Собери грибочки в корзину», «чей это малыш», «Кто из животных спрятался за пенёчком» и др.; подвижные игры «Сова», «У медведя во бору»

4. знакомство с элементарными правилами поведения в лесу.

Материал: костюм зайца для взрослого; нарисованные следы – птичий, волчий, лосиный, дождевого червя; аудиозапись птиц -дятел, кукушка, сова; маска совы

Досуг проводится летом во время дневной прогулки. Место проведения: участок, изображающий лесной массив (место где растут елка, березы, клены, рябина)

Сценарий:

Воспитатель: - сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по лесу. Хотите ли вы пойти со мной?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть? (предположения детей). Давайте посмотрим.

Воспитатель читает стихотворение, дети парами идут за воспитателем

«Шагай!» - поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагали

мы по дорожке!...

Ведь летом в лесу

Интересно, как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зеленая

Мягче подушки!..

(Б. Заходер)

Воспитатель: - Вот и оказались мы с вами в лесу, здесь много деревьев, птиц, разных диких животных, и чтобы не потеряться идите за мной и внимательно смотрите, что я буду делать, то и вы.

Дети идут за воспитателем между деревьев и повторяют все движения.

Воспитатель: - Ребятишки осторожно, дерево упало, его нужно перешагнуть, ножку выше поднимайте.

Ой, посмотрите, а здесь ямки кругом, что бы дальше пройти нужно перепрыгнуть.

Посмотрите, какая большая веточка на пути, нужно наклониться чтобы пройти..

Ой, сколько вокруг деревьев, кто из вас знает, как они называются.. покажите, где береза? Где елка? Где клен? Где рябина? после каждого показа спрашивает, по каким признакам ребенок узнал дерево.

Смотрите, кто это прыгает?

(взрослый в костюме зайца)

Заяц: Здравствуйте ребятишки, вы меня узнали, кто я? (ответ) Точно! Вы знаете, где я живу? (предположения детей) а где вы живете? Я про лес все-все знаю, а вы? И друзей моих знаете? Кто еще живет в лесу? (Ответы)

Воспитатель: - Ребятишки, а каких еще ма-а-леньких обитателей леса вы знаете? Расскажите зайчику(ответы).

Заяц: Молодцы какие… вы хотите быть моими друзьями? Тогда давайте все вместе поиграем. Выходите на полянку(ровное место). Я буду называть животное, а вы его показывать:

медведь, лиса, еж, бабочка (имитация движений)

а теперь все мальчики попрыгают как зайчики.

Теперь все девочки попрыгают как белочки. Здорово у вас получается!

А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»

Птичий. если дети затрудняются загадать загадку: снится ночью пауку чудо-юдо на суку: длинный клюв и 2 крыла, прилетит - плохи дела! А кого паук боится? Догадались? Это…

Волчий. Загадка: дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой. Он зубами щелк да щелк… очень страшный серый…

Лосиный. Загадка: тяжелы его рога по весу, ходит важно он по лесу. Он хозяин, а не гость, хмурится красавец…

От дождевого червяка. А это чей, такой странный след, может кто-нибудь догадается?

Извивается змеёй,

Проживает под землёй,

На него хороший клёв,

Повышается улов,

(Если плюнуть раза три).

Любит теплые дожди,

Знают это все и так:

это– ... (дождевой червяк).

Нарисуйте след от дождевого червя сами (мелками на асфальте или палочкой на земле)

Дети выполняют задание.

Хорошо. А теперь прислушайтесь!

1.(кукушка): кто догадается, что это за звук? Послушайте еще:

2. (дятел). Догадались?

3. (сова). Днем спит, ночью летает. Ухает, людей пугает. В темноте горят глаза, всем мышам она гроза!

Хотите поиграть в сову и маленьких птичек?

Подвижная игра «Сова»

В лесу темно, все спят давно. (Дети стоят полукругом, изображая спящих птиц)

Все птицы спят, одна сова не спит,

Совушка-сова,

Большая голова, на суку сидит, (воспитатель изображают сову в соответствии с текстом)

Головой вертит, вовсе стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

Повторить 2раза.

Воспитатель: Зайчик, нам очень понравилось в твоем лесу, но уже пора возвращаться. Ребятки, скажите зайчику до свидания…(прощаются) Строитесь парами.

По ровненькой дорожке шагают наши ножки

по кочкам, по кочкам, по травке и листочкам:

Последующая беседа:

Ребятишки, где мы с вами сегодня были? (в лесу)

Кого мы встретили в лесу? (зайку) о чем мы с ним разговаривали?

Какие деревья видели? (елка, берёза, клен)

Каких птиц вы услышали? (дятел, кукушка, сова)

Что больше всего вам понравилось?

Хоровод «Веселей, детвора!» сл. М. Картушиной, эстонская народная мелодия

    Веселей, детвора!

Начинается игра!

Веселей, детвора!

Начинается игра!

Рыжая лисичка

По траве идёт

И хвостом пушистым

За собой метёт.

    Веселей, детвора!

Продолжается игра!

Веселей, детвора!

Продолжается игра!

Ёжики колючие

Хлопают в ладоши,

Радуются солнышку:

Денёк такой хороший!

    Веселей, детвора!

Завершается игра!

Веселей, детвора!

Завершается игра!

Мишенька – топтыжка

Пляшет и поёт,

Кружится и топает,

Радостно ревёт.

Вед.: Ну что, зайка, согрелся?

Зайка: Да, согрелся. Всех я вас благодарю и морковку вам дарю!

Даёт ведущему большую морковку, а в ней гостинец для детей.

Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания; развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Оборудование: красные и зеленые круги по количеству детей; игры: «Хорошо-плохо», «Чей домик»; фонограмма «Звуки леса»; картинки: солнце, облака, цветы, птицы, объемные елочки, деревья для украшения зала; медальки «Друзья леса» по количеству детей; корзина с печеньем в форме грибочков.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседа о лесе, о диких животных; рассматривание альбома «Правила поведения в природе», плаката «Кому нужны деревья в лесу»; разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой».

Действующие лица: ведущая, старик – Лесовик (взрослые).

Ход развлечения.

Дети под музыку заходят в зал и становятся вкруг, их встречает ведущая.

Ведущая. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Ты кто? Обращается к детям.

Дети. Я – Никита, я – Катя…

Ведущая. Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных.

Кто лес уважает, растения не обижает,

Зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает.

Тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Экологический светофор». Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно», «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.

Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры; отдыхать на пеньке.

Ведущая. А теперь можно отправляться на лесную прогулку.

Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса», дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения:

Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,

Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)

Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)

Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)

Белка скачет скок, поскок, (прыжки)

И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)

Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)

По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)

Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

Ведущая. Ребята, вот мы и попали в осенний лес. Я вижу, настроение у всех замечательное.

Появляются старик-лесовик.

Ведущая. Кто Вы дедушка?

Лесовик. Это я – лесной старик, называюсь Лесовик.

Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу.

Ведущая. Здравствуй, Лесовик!

Лесовик. Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?

Ведущая. Мы с ребятами в лес пришли погулять.

Лесовик. Знаю, как вы гуляете. Цветы топчите, насекомых обижаете, зверей пугаете. Не пущу вас в лес!

Ведущая. Лесовик, наши дети лес любят и знают правила поведения в лесу.

Лесовик. Ну, раз так, добро пожаловать в лес. А я для вас разные задания подготовил, вот сейчас и узнаем, что вы знаете о животных, растениях.

1. Задание «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Задание «Загадки о животных»

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)

2. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)

3. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

4. Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)

5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)

6. Длинноухий трусишка, залез в огород,

Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)

Лесовик. Молодцы, ребята, с этими заданиями справились. А теперь помогите животным, птичкам найти свой домик.

3. Задание «Чей домик» Дети подходят к столу и составляют пары «Животное (насекомое, птица) - его дом». Для каждого ребенка по три пары карточек.

Музыкальная пауза. Песня-игра «На лесной лужайке».

Ведущая. Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы лесу?

Лесовик. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.

4. Задание «Что за птица»

1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)

2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока.

3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.)

4. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)

5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)

5. Задание «Хорошо – плохо» Лесовик предлагает детям рассмотреть картинки и разделить их на две части. Для помощи детям предлагается две карточки: солнышко для хороших поступков, а тучка для плохих. По возможности ребёнок объясняет свой выбор.

Ведущая. Ребята, заканчивается наша прогулка. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Воспитатель вручает медальки «Друзья леса». Пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Лесовика за интересную прогулку.

Лесовик. А я тоже приготовил для вас подарки. Лесовик дарит детям корзину с печеньем в форме грибочков. Дети под музыку уходят.

Список литературы:

1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст]: Средняя, старшая, подготовительная группы / авт. сост. Кочергина, А. В., Обухова, Л. А. – М.: ВАКО, 2011. - 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). – 5000 экз. ISBN: 978-5-408-00341-9.

2. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.: ил. ISBN 985-6070-13-9.

3. Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст]: книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д», 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х.

Сценарий музыкально-экологического развлечения «Среда – Забавушка» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе (комнатным цветам).
Атрибуты: столы или подставки для цветов: бегонии, «Щучий хвост», кактус, китайская роза, хлорофитум, папортник, циперус; сосуд с водой и тряпочкой; костюм «Среда-Забавушка».

Дети входят в музыкальный зал под весёлую музыку.
Присаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель приветствует ребят и просит назвать дни недели.

Раздаётся стук в дверь, и появляется гостья «Среда-Забавушка» (педагог-эколог).

Музыкальный руководитель:
Кто же к нам пришёл сюда?.. Ах, да это же Среда!..
Только почему она неулыбчива, грустна?
Надо спросить да скорей развеселить!
Что ж ты, гостья дорогая, невесёлая такая?

Среда:
Я – обычная Среда, в этот день почти всегда
Люди заняты бывали повседневными делами…
Не хочу быть будничной, а хочу быть праздничной!

Музыкальный руководитель:
Ну, так что же? Не беда! Ты приходишь к нам всегда,
По средам наш детский садик не скучает никогда!

Среда:
Неужели это так? Ох, не верится никак!

Музыкальный руководитель:
А давайте, ребята, споём Среде-Забавушке о том, как мы живём и не скучаем в нашем детском саду.

Песня про детский сад (по выбору музыкального руководителя)

Среда:
Поливала я вчера на окне цветочки
И подслушала случайно песенку листочков.
Песня грустная звучала, я спою её сначала…


Жаль, не можем убежать, здесь приходится стоять.
Здесь нам душно, много пыли, видно люди позабыли,
Что дышать они не смогут, коль цветочкам не помогут
Развиваться и расти, всем на радость расцвести!
(говорком) Все растения живые, хоть и разные такие.

(Дети рассматривают растения, форму их листьев, цветков, цвет, размер, форму и т.д.)
Молодцы вы все, ребятки. Вам прочту свои загадки.
1. Я бываю мелколистной, и ворсистой, и ветвистой.
Люблю тепло и яркий свет. Цветка неприхотливей нет.
Если есть на листьях пятна, называюсь «клеопатра».
Живу с людьми в гармонии цветущая …(бегония)
Правильно, бегония.

А кто знает стихотворение о бегонии?

Ребёнок: Цветущая бегония, милее нет цветка,
Живёт на подоконнике, хоть за окном зима.
2. На зелёной тонкой ножке зонтик съёжился гармошкой.
Как польют его водой - оживает зонтик мой!
От воды я распрямлюсь, чудо-зонтик…(циперус)

Среда - Забавушка показывает цветок.

3. На качелях – стебельках детки малые сидят,
С высоты на мир глядят. Мой зелёный… (хлорофитум)
Удивляет всех подряд.
Правильно, хлорофитум.

Среда - Забавушка показывает цветок.

4. В бору под старой елью растёт мой старший брат.
Когда-то был я деревом и выше во сто крат.
Резные листья лапы раскинул широко.
Я - ваш домашний (папортник), меня узнать легко!

Среда - Забавушка показывает цветок.

5. Листья крупные, резные, нет колючек и шипов,
Поливай меня почаще, я – царица всех цветов!
Боюсь сквозняка, и жары, и мороза!
Узнали меня? (Китайская роза)
Верно, китайская роза.

Среда - Забавушка показывает цветок

6. Саньсевьера, «щучий хвост», в Южной Африке живёт.
Листья длинные в полоску, словно щучие хвосты.
Только плавать нам непросто, мы не рыбы, а цветы!

Среда - Забавушка показывает цветок.

7. Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне. (Герань)

Среда - Забавушка показывает цветок.

Музыкальный руководитель:
А сейчас программы гвоздь – наш заморский редкий гость!
Ёжик странный у Егорки на окне сидит в ведёрке.
День и ночь он дремлет, спрятав ножки в землю. Это- (Кактус)

Среда - Забавушка показывает цветок.

Песня «Кактус толстокожий» Н.Лукониной в исполнении Музыкального руководителя.

Среда:
Все цветы дают нам кислород, вот!
Вы о них не забывайте, их не рвите, не ломайте!
Поливайте, протирайте! (Показывает)
Чтобы песенка звучала, я спою её сначала…
(поёт на мелодию р.н.п. «Как у наших, у ворот»)
Мы растём, растём, растём, людям кислород несём,
Людям кислород даём, все по-разному цветём.
(говорком)
Будем с вами долго жить, если будем мы дружить!
Запомнили, как называются наши друзья-цветочки?

(Повторить с детьми названия цветов )

Среда:
А теперь пора прощаться и домой всем собираться. До новых встреч. До свидания.

Дети выходят под весёлую музыку.

Дети входят под музыку и садятся на стулья.

В: Мы сегодня собрались здесь неспроста, а зачем вы узнаете отгадав загадку.

Ни начала, ни конца

Ни затылка, ни лица

Но знают все и млад и стар

Что она огромный шар.

Стихи

1 Ребёнок. Много раз встречали праздник в этом зале, но такого мы ещё не знали.

2 Ребёнок. Сегодня мы отмечаем День рождения Земли-нашего общего дома .

3 Ребёнок. Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река,трава.

Хорошо под мирным небом.

Слышать добрые слова.

4 Ребёнок. Хорошо зимой и летом.

В день осенний и весной,

Наслаждаться ярким светом

Звонкой мирной тишиной.

5 Ребёнок. Посмотри, как он хорош.

Дом, в котором ты живешь!

6 Ребёнок. Край, который с детства дорог,

Родиной зовётся.

7 Ребёнок. Посмотри, как он хорош.

Дом, в котором ты живешь!

В: Огромную часть на земле занимает лес и сегодня я предлагаю вам отправиться в наш весенний лес. Готовы? Тогда давайте вспомним правила поведения в лесу. (проговаривают и отправляются)

Вбегают мальчики и едят конфеты, фантики бросают на пол.

В: Что ты делаешь мальчик?

М- Что,что, конфету ем, хотите я и вас угощу.(вытряхивает из рюкзака мусор, протягивает конфету)

В: Зачем ты мусоришь?

М: Ой, ну что тут такого?

В: Ты, что не знаешь правила поведения в лесу?

М: никаких правил я не знаю и никогда о них не слышал.

В: Ребята давайте расскажем мальчику о правилах поведения в лесу.

(Ответы детей)

В: Для этого давайте поиграем в игру «Если мы пойдем в лесок »

Игра «Если мы пойдем в лесок»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

В зал входит Лесовичок и причитает: Кто мне спать не даёт? Я свой лес стерегу, богатства берегу.

Ведущий: Не сердись, Лесовичок. Мы с ребятами в гости к тебе пришли, поиграть, повеселиться.

Л: Поиграть и повеселиться? А мусорить и шуметь не будете? А то,

о природе люди думать перестали. И лесные жители обижаться стали, деревья часто вырубают,реки засоряют, травы выжигают и о жителях лесных ничего не знают.

В: Нет Лесовичок, мы с ребятами не такие, и о лесных жителях мы много чего знаем.

Л: Вот сейчас я и проверю. Я буду задававать вам вопросы, а вы на них отвечать.

Самое пугливое животное?

2 Где живут червяки?

3. Кто живет в скворечнике?

4. У какого дерева можно брать весной сладкий сок?

5. Какую птицу называют доктором?

6 Чем мы дышим?

7. Самое косолапое животное?

8. Самое колючее животное?

9. Кто летает над землей ?

10. Самое хитрое животное?

11. Как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края?

12. Какие животные спят зимой?

13. Где живут рыбы?

14. Кто меняет шубу на зиму?

В: Лесовичок, мы очень любим животных и нашу природу.

Л: может вы мне тогда поможете?

В: Конечно поможем, правда ребята?

Л: Одни туристы очень засорили мне поляны и реки, помогите пожалуйста их очистить, а то мои лесные друзья ранят свои лапки об мусор который оставили люди и не могут пить воду из грязной реки.

ИГРА- ЭСТАФЕТА « Очисти и озелени поляну»
Л: Вижу я что вы добрые ребята и поэтому поиграю с вами в веселую игру « Скворечники»

ИГРА « Скворечники» (6 обручей и 7 детей дети под музыку бегают, с окончанием музыки должны занять скворечники)

(Мальчик находит мухомор и хвастается)

Л: Ребята, а вы умеете различать съедобные грибы от несъедобных?

(ответы детей)

Л: Вот сейчас мы и проверим.

ИГРА « Собери грибы»

Л- Молодцы ребята!

В: Мальчики, ну а вы поняли как важно не засорять нашу землю?

М: Да,мы все поняли и запомнили.

Л:А вот сейчас мы это и проверим. Вам нужно будет выбрать только те карточки на которых изображено только то, что разрешается делать в лесу.

ИГРА « Выбери что разрешается»

В: Ребята, нам с вами пора возвращаться в детский сад, я предлагаю напоследок в знак любви к нашей планете встать всем в круг, сделать большой земной шар и немного поплясать.

ПЛЯСКА и прощание с Лесовичком.

Экологический игровой досуг для детей среднего дошкольного возраста с участием родителей: «Звери зимой»

Составила: Астапова Светлана Александровна, воспитатель ГБОУ Школы № 1474 САО г. Москва.
Описание материала:
Предлагаю вам спортивное экологическое развлечение для детей среднего дошкольного возраста с участием родителей. Материал будет полезен для педагогов, работающих с разным дошкольным возрастом, и для формирования взаимоотношений между детским садом и семьей воспитанников. Так же этот досуг можно использовать для смешанных групп, где роли исполняют старшие дошкольники.
Цель:
Формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Развивать познавательный интерес ребенка к миру природы;
Способствовать накоплению у детей представлений о жизни диких животных;
Развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал;
Формировать навыки ориентировки в пространстве;
Устанавливать эмоциональный контакт между родителями, детьми и педагогами.
Оборудование: шапочки животных: медведь, еж, заяц, белка, лиса, волк; картинки с насекомыми, земноводными, рыбами; белая простыня; 2 силуэта ежа без иголок из картона; прищепки по количеству детей; дуги для подлезания; обручи по количеству детей; две гимнастические скамейки; орехи (каштаны) и шишки по количеству детей; две корзинки; два длинных шнура.
Предварительная работа: краткосрочный проект: «Животные русского леса»; посещение Зоологического музея.Ведущий: Здравствуйте, ребятки! Послушайте загадки.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой!
Ведущий : Правильно ребята! Зимой холодно, мы одеты в теплую одежду, а как же животные, особенно лесные? Вот сегодня мы вам расскажем, как зимуют некоторые животные.
Выходят три родителя с картинками в руках. На картинках изображены: насекомые, рыбы, земноводные.
1 родитель (с картинкой насекомые): Насекомые: жуки, мухи, комары осенью прячутся под опавшей листвой.
2 родитель (с картинкой рыбы): Рыбы прячутся в ямах, под илом, глубоко под водой, на дне.
3 родитель (с картинкой земноводные): Лягушки и ящерицы зарываются в землю. А змеи прячутся в норах мышей, кротов.
Ведущий: И все они засыпают до весны. Всю зиму спят. А кто еще зимой спит?
Дети: Медведь.
Выходит медведь (родитель в шапочке медведя).
Медведь: Я в лесу огромней всех,
И ношу богатый мех,
Я в берлоге до весны
Днем и ночью смотрю сны.
Медведь накрывается белым покрывалом (простыней, изображается сугроб), спит.
Ведущий: Мишка, просыпайся!
Мишка, просыпайся!
Ничего не слышит Мишка,
Помогите мне, детишки!
Дети: Мишка, просыпайся!
Мишка, просыпайся!
Ведущий : Спит, не слышит ничего,
Будем мы будить его.
Проводится игра: «Медвежьи догонялки».
Ведущий: Повторяйте за мной.
Подошли ребята к Мишке (дети подходят медленно к медведю)
Сладко спит наш шалунишка.
Мы в ладоши громко хлопнем (дети хлопают)
Раз, два, три!
И ногами так притопнем (дети топают)
Раз, два, три!
Просыпайся, Мишка,
Мишка – шалунишка, (грозят пальцем)
Из берлоги вылезай
И ребяток догоняй!
Медведь сбрасывает с себя простыню и догоняет детей. Они убегают на места.
Медведь: В берлогу я ложусь поспать.
Пусть мне приснится мед!
Всю зиму буду почивать
Проснусь, когда весна придет.
Медведь уходит.
Ведущий: Всю зиму спит медведь в берлоге и сосет лапу. Если его разбудить, он будет сердиться. Пусть мишка идет спать, а вы послушайте загадку:
Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонько лежала.
Потом вдруг побежала.
Дети: Еж
Выходит ежик (родитель в шапочке ежика)
Ведущий: Что ж ты, Еж, такой колючий?
Еж: Это я на всякий случай;
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Ведущий: Ребята, ежик зимой то же спит, как и медведь. Он всю осень утепляет свое логово, натаскивая в него побольше сухих листьев, травы, мха. Сворачивается в клубок, превращаясь в колючий шар и спит до весны.
Устанавливаются силуэты двух ежей без иголок, и дуги для подлезания. Каждому ребенку дается по прищепке.
Еж: Посмотрите, ребята, мои ежата без колючек. Помогите им, а то ежатам не чем будет защищаться от лис и волков.
Ведущий объясняет детям выполнение задачи.
Ведущий: Ребята, надо добежать до дуги, подлезть под нее и прицепить прищепку на спинку ежонка. Вернуться к своей команде и только потом бежит следующий, чтобы вы не столкнулись. А так как два ежонка нам надо разделиться на две команды.
Дети делятся на команды и выполняют поставленную задачу при помощи ведущего и ежа (родителя). После чего садятся на стульчики.
Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы, помогли ежатам, им теперь не будет страшно.
Еж: Уф, не осталось больше сил,
Ведь я охотился все лето:
Грибы искал, мышей ловил.
Положен отпуск мне за это.
Еж уходит.
Ведущий: Многие животные спят зимой: ежи, медведи, сурки, хомяки, еноты и барсуки. Но не все.
Шуба серая для лета.
Для зимы другого цвета.
Кто это?
Дети: Заяц.
Выходит заяц (родитель в шапочке зайца).
Заяц: Пора мне, зайчику, линять.
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу –
Меня увидят на снегу.
Ведущий: Зимой зайцы становятся белыми, чтобы прятаться на снегу от волков и лис. Едят они кору деревьев и кустарников.
Ну-ка, зайка-молодец,
Длинноухий удалец,
С малышами поиграй,
Свои лапки разминай.
Проводится игра: «Бездомный заяц»
На полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку дети и заяц (родитель) передвигаются по залу, обходя обручи, когда музыка прекращается дети должны занять любой домик. Игра проводится 2-3 раза. В конце игры заяц (родитель) должен остаться без домика.

Заяц: Пойду я, ребятки, в лес, там для меня домик под каждым кустом.
Заяц уходит.
Ведущий: Вы не видели в лесу
Ярко-рыжую лису?
Эта рыжая плутовка
След свой прячет очень ловко.
Выходит лиса (родитель в шапочке лисы).
Ведущий: Вот и лисонька пришла,
Снежок хвостиком мела.
Лиса: Посмотрите-ка какая,
Вся горю, как золотая,
Хожу в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Ведущий: Лиса меняет летнюю шерстку на более теплую зимнюю. Охотится она зимой в основном на мышей, мелких птичек, редко на зайцев. Когда лиса не может найти пищу в лесу, она приходит к домам людей, чтобы утащить курочку или уточку.
Лисонька, поиграй!
Детишек ты поймай!
Проводится игра: «Лиса в курятнике», проводится 2-3 раза.
Лиса: Не поймала никого, побежала в лес мышей ловить – «мышковать».
Лиса уходит.
Появляется белочка (родитель в шапочке белки).
Ведущий: И белочке зима
Шубку новую дала.
Серенькая шубка
Нравится малютке.
Белка: Тащит белка в погребок,
То орешек, то грибок,
Чтоб зимой холодной
Не остаться ей голодной.
Ведущий: Белка запасы делает осенью: в разных тайниках прячет орешки, шишки, а на веточках развешивает разные грибы. Ребята, давай те поможем белочке собрать разбросанные шишки и орешки.
Дети делятся на две команды. На полу в беспорядке раскладываются шишки и орешки. У белочки две корзинки, куда дети должны складывать орешки и шишки. Одна команда собирает орешки, вторая шишки.
Белка: Спасибо, ребята, понесу припасы в лес.
Белка уходит.
Ведущий: Страшный, серый и свирепый
Он на всех наводит шок.
Все зверушки разбежались.
Испугал зверушек…
Дети: Волк.
Ведущий: Волки всю зиму бродят по лесу. Днем они прячутся в кустарниках и оврагах, а ночью выходят на охоту. Охотятся они в основном на больных зверей, поэтому волка называют санитаром леса.
Выходит волк (родитель в шапочке волка).
Волк: Зимой всегда трещит мороз,
И отморозить можно нос.
Ведущий: Ты, волк, на месте-то не стой.
А бегай лучше или пой.
Волк: У-у-у! У-у-у!
Очень скучно одному-у-у!
Ведущий: Хвать, волк, завывать,
Давай-ка, лучше с нами играть.
Проводится игра: «Дети и волк»
Дети ходят в рассыпную.

Ведущий: Дети по лесу гуляли, землянику собирали.
Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
Дети, дети не зевайте, волк за елью – убегайте!
Дети разбегаются и садятся на стульчики. Игра проводится 2-3 раза.
Ведущий: Ребята, кого мы сегодня с вами встретили?
Дети: Медведя, Ежа, Зайца, Белку, Лису, Волка.
Выходят все звери (родители в шапочках зверей).
Ведущий задает вопросы детям для закрепления:
Кто зимой спит? Что зимой происходит с зайцем? Что кушает белка, лиса? Как называют волка?
Дети отвечают.
Ведущий: Снег порошит, укрывая поля.
Снег порошит, украшая леса.
Под белым ковром исчезает земля,
В нору запряталась даже лиса.
Белый снежок побелит зайчонка,
В теплую шубку оденет бельчонка,
Пухом своим закроет цветок,
Чтобы весной он цвести уже мог.
Природа мудра – она наша мать
Все звери вместе с ведущим:
Законов ее нельзя нарушать!

Примечание: роли оговариваются с родителями за ранние, для родителей можно сделать подсказки, а также в развлечении могут участвовать не только родители, но и старшие братья или сестры, старшее поколение и другие родственники.



Рассказать друзьям