Ребенку 1 неделя уход. Новорожденный

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни-какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре-ческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци-онный шок. Плод, на протяжении девяти ме-сяцев находившийся в утробе матери, в од-ночасье оказывается в совершенно иных ус-ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая-ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при-выкать. Было темно — а теперь вокруг яр-кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са-мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер-вым криком, малыш находится в особом сос-тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя-ние отсутствия реакции на внешние раздра-жители. Длится родовой катарсис очень не-долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя-тельного организма. Как только прерывает-ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ-ствует тот факт, что на протяжении послед-них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис-лорода значительно снижается, что оказы-вает раздражающее действие на дыхатель-ный центр, расположенный в головном моз-ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю-щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре-бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже-нии всего периода внутриутробного разви-тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу-ществлять одну из основных жизнеобеспе-чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци-онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе-ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра-щения не функционирует. Вместо него суще-ствуют каналы (шунты), характерные иск-лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте-пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали-чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап-ряжения приспособительных реакций. Про-исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово-рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде-ния, он практически постоянно громко кри-чит (это необходимо для полного расправле-ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри-утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече-на, он внезапно оказывается отлучен от это-го ритма, от привычного тепла. Но сопри-косновение с материнской кожей возвраща-ет ребенку чувство защищенности; это каса-ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не-дель внутриутробного развития. Есть пред-положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли-зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко-иться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос-ле родов является основой спокойствия ма-лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо-получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к ко-же» необходим, потому что тактильный ана-лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро-бе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете-нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро-дов — отделению последа в результате реф-лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро-дов) также способствует увеличению коли-чества молока и продолжительности перио-да лактации. Даже если ребенок не будет со-сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци-ей» ребенка, то есть своеобразной привив-кой от многих болезней, так как вместе с мо-лозивом в организм малыша попадают за-щитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел-туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре-бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново-рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с ко-жи матери лучше других приживаются у ре-бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо-ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре-бенка наступает период относительной ста-билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак-репляются, и малыш отдыхает. Если он бла-гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы-пает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо-лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра-ботка тепла. К тому же у всех новорожден-ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на-зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для де-тей, рожденных до срока, у кото-рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас-тую переходя из физиологичес-кого состояния в начальную ста-дию заболевания.

Еще один очень важный мо-мент адаптации — иммунологи-ческий. Находясь в утробе мате-ри, плод пребывает в стериль-ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им-муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко-торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы-вается трансплацентарным. Собственный же иммунитет но-ворожденного весьма несовер-шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло-булинов класса А, которые отве-чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста-точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю-щих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождает-ся, находясь в состоянии имму-нодефицита. Это состояние усу-губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло-да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб-ное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорож-денный оказывается окружен-ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук-вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за-селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про-тяжении очень длительного пе-риода времени. Поэтому для не-го очень важно, чтобы эти мик-роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела-телен непосредственный кон-такт кожи ребенка с кожей ма-тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от-нюдь не стерильным миром, ре-бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо-левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. По-этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль-ной инфекции, поэтому его ок-ружают в стенах родильного до-ма такой стерильностью, поэто-му так строги требования к ре-жиму в детских отделениях род-домов. Иммунитет будет трени-роваться, укрепляться букваль-но с каждым днем. Начнется ак-тивная выработка антител. Но происходит это не сразу, а толь-ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо-чется еще раз подчеркнуть зна-чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по-могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала-дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва-нии мама обычно кормит ребен-ка по требованию, а не по часам.

Итак, беременность и долгие месяцы ожидания ребенка остались в прошлом. Роды завершились счастливым воссоединением матери и малыша.
Первые дни жизни новорожденного могут оказаться самыми счастливыми в вашей жизни, если не буду омрачены переживаниями о том, что с малышом все в порядке. В первые несколько дней за мамой и малышом наблюдают в роддоме, как раз в это время ребенок начинает адаптироваться в новой среде. Однако мама должна обладать всеми возможными сведениями для того, чтобы максимально быстро наладить комфортный быт с младенцем в первые дни его жизни.

Что происходит с новорожденным сразу после рождения?

Сразу после появления на свет и до первого крика младенец находится в состоянии родового катарсиса - состояния, позволяющего избежать информационного шока при вхождении в наш мир, который так сильно отличается от материнской утробы. Проявляется катарсис отсутствием реакции на внешние раздражители, и длится мгновения. После перерезания пуповины в крови новорожденного резко повышается содержание углекислого газа, а уровень кислорода снижается, вследствие чего младенец делает свой первый вздох. Тогда же запускается система кровообращения. Первые полчаса жизни ребенок почти не замолкая кричит, что способствует окончательному расправлению легких; мышечный тонус повышается.
В этот момент специалисты в роддоме производят осмотр новорожденного, и оценивают состояние здоровья по шкале Апгар. При этом измеряется количество ударов сердца в минуту, осматривается кожа младенца, проверяется дыхание, тонус мышц и рефлексы ребенка. Максимально по шкале Апгар можно получить десять баллов, но подобный показатель встречается не часто. Следует отметить, что хорошим показателем считается присвоение младенцам от 7 до 10 баллов. Таким детям хватает обычного ухода. Малышам, чьи показатели ниже, может понадобится особый уход, в крайнем случае, необходимо будет провести реанимацию.

Кормление новорожденных в первые дни жизни

В первые дни жизни новорожденного следует как можно чаще прикладывать к груди для того, что бы он «насосал» для себя больше молозива и молока. Приложить к груди ребенка желательно сразу же после рождения. Даже нескольких капель молозива, попавших ему в ротик в первые минуты жизни, будет достаточно, чтобы защитить его от микробов и бактерий, атакующих кожные покровы и слизистые оболочки младенца после его появления на свет. Молозиво вырабатывают грудные железы все последние месяцы беременности и первые дни после рождения ребенка. Оно содержит достаточно иммунных веществ, защищающих малыша от микробов, с которыми он сталкивается сразу после рождения.
В первые дни жизни новорожденного происходит снижение массы тела. Желудок младенца пока слишком мал и ребенок вполне наедается молозивом.
После налаживания кормления (при достаточном количества молока у матери) младенец начинает набирать вес. Количество мочеиспусканий в норме должно быть 10-20 раз в сутки, а стул может быть до 10 раз. Размер стула приблизительно равен кругу, который получится, если соединить большой и указательный палец (жест «О`кей»). Все это является гарантией того, что малыш потребляет молока достаточно для того, чтобы расти и развиваться. Со временем выход кала будет происходить реже, а объем стула ребенка увеличится, но к той поре появятся другие способы определить, что малыш в порядке и ему хватает молока. Чем чаще прикладывать младенца к груди, тем больше молока выработается у мамы.

Какие прививки нужны ребенку после рождения

После появления на свет младенцу делают две обязательные прививки: от гепатита В и от туберкулеза (БЦЖ). Эти прививки защитят новорожденного от очень серьезных и опасных заболеваний. Эти две прививки делают еще в роддоме, при условии, что ребенок здоров. Вакцинация вызывает иммунный ответ на возбудителя заболевания. Тогда при столкновении с инфекцией в реальной жизни болезнь или не сможет развиваться, или будет протекать в более легкой форме без тяжелых последствий.
Прививка от гепатита В делаются в течение 12 часов с момента появления ребенка на свет. Это объясняется тем, что при инфицировании младенца гепатитом В, в 90% случаев болезнь станет хронической и будет иметь осложнения и последствия, степень которых сложно представить. Поэтому крайне важно провести вакцинирование в первые часы жизни малыша.
Вторая вакцина подготавливает организм младенца, провоцируя иммунитет вырабатывать антитела к возбудителю туберкулеза, крайне устойчивому к лекарствам и любому виду терапии. Делают прививку после 3 дня жизни новорожденного.
Важно понимать, что вакцина не защищает абсолютно, и возможность инфицирования есть всегда, но даже в случае болезни прививки помогут ребенку и спасут его от тяжелых или летальных форм болезней.
Также на четвертый день в роддоме (или чуть позже в поликлинике) делают специальный анализ (скрининг новорожденных), который позволяет определить некоторые врожденные генетические заболевания.
Но вы имеете право отказаться от прививок и скрининга новорожденны, написав заявление в адрес медицинского учреждения с указанием причины отказа.

Физиологические особенности новорожденного

Нужно помнить, что первые дни жизни младенца - это трудный период адаптации к новым условиям. Чтобы не навредить малышу, необходимо знать особенности строения его тела.
Кожа новорожденного тонкая с множеством капилляров и она пока не способна к устойчивой терморегуляции, поэтому в первые дни новорожденного важно его не переохладить. Хотя и перегрев также вреден. Костная система сформирована полностью, однако косточки мягкие, на черепе имеются роднички - места, где кости не соединены (для возможности наслаиваться друг на друга в момент прохода по родовым путям).
Дышит младенец часто и поверхностно потому что дыхательная система еще не полностью сформирована. Пищеварительная система малыша также пока еще не сформирована — пищевод короткий, желудок имеет объем всего около 7 мл (со временем он будет увеличиваться). Полость рта очень чувствительна к инфекциям. У некоторых младенцев на языке может появится белый налет — так называемая, молочница. В этом случае малыша необходимо показать педиатру. Лечится молочница чаще всего смазыванием слизистой рта бурой в глицерине (натрия тетраборат).
Нервная система также имеет свои особенности. С первых дней жизни у малыша имеются врожденные (безусловные) рефлексы. Они носят временный, защитный характер и обеспечивают нормальную жизнедеятельность ребёнка после его рождения. К таким рефлексам относятся сосательный, хватательный, поисковый рефлекс, помогающие ребенку с поиском еды, а также верхний защитный, обеспечивающий ребенку доступ к кислороду в случае, если он окажется на животе. Некоторые рефлексы остаются с ним до конца жизни. К таким относится, к примеру, глотательный рефлекс.
Абсолютно нормальным является слабое проявление сосательного и глотательного рефлекса после еды. Данные рефлексы становятся отчетливыми непосредственно при ощущении ребенком чувства голода.
Иногда случается так, что какие-то рефлексы срабатывают позже, или слабо выражены. Такое иногда случается при родовой травме, или является сопровождением какой-то болезни. Бывает, организм ребенка таким образом реагирует на введение лекарств. Заторможенность рефлексов часто наблюдается у недоношенных детей, либо у новорожденных, испытавших асфиксию в момент рождения.
Если же у новорожденного отсутствуют все рефлексы, врачам необходимо проводить немедленную реанимацию. Однако потенциал организма младенца невероятно велик, и чаще ребенок все же успешно восстанавливается.

Уход за ребенком в первые дни жизни

В первые дни жизни новорожденный особенно требователен к вниманию и уходу.
Выделите малышу самый светлый уголок квартиры. Кроватка или место, где ребенок будет спать, не должно находится в углу, так как в углах комнаты воздух проветривается хуже. Чистота и свежий воздух - залог развития здорового ребенка, поэтому помещение следует регулярно проветривать. Зимой проветривать следует каждые несколько часов, летом желательно, чтобы окна были открыты все время. Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, должна составлять 21-22 градуса, а влажность не ниже 50%.
В первые дни новорожденному лучше ограничить контакт с другими людьми, кроме самых близких. Постарайтесь сохранить установленный за первые дни в роддоме режим сна и кормления.
Гигиена новорожденного:
Здоровый малыш плачет, как правило, в двух случаях — либо когда хочет есть, либо когда у него мокрая пеленка или подгузник. Старайтесь не допускать переполнения подгузника, а если вы пользуетесь тканевыми пеленками — меняйте их сразу после того, как малыш их намочил.
Туалет ребёнка проводят ежедневно утром, желательно перед кормлением. Для этого необходимо раздеть малыша, внимательно осмотреть кожу на предмет аллергии и опрелостей. В случае обнаружения опрелостей необходимо больше давать коже дышать. Также следует проверить, не перегреваете ли вы ребёнка чрезмерной одеждой, или тугим пеленанием. Если в области паха есть опрелости, возможно, используемые подгузники не подходят и марку лучше сменить. Можно использовать специальные кремы от опрелостей или присыпку. При появлении признаков аллергии необходимо выяснить причину и устранить ее. При грудном вскармливании высыпания на лице и теле младенца чаще всего появляются из-за несоблюдения мамой диеты, употребления слишком пряной и аллергенной пищи. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то сыпь появится, если смесь не подходит для организма малютки.
Лицо и руки малыша моют чистой тёплой водой. Можно протирать лицо и руки ватными дисками или тампонами, смоченными теплой кипяченой водой. Глаза протирают от внешнего угла к внутреннему. Не стоит протирать оба глаза одним и тем же ватным диском. Также необходимо протирать кожу за ушами младенца. При обнаружении сухости кожи за ухом или корки, можно обработать кожу персиковым маслом (можно купить стерильное персиковое масло в аптеке) или прокипяченным подсолнечным. Уши чистят осторожно, протирают только поверхность ушной раковины. Нельзя использовать ушные палочки, спички и иные предметы для очищения ушей младенца. При обнаружении истечений из ушных раковин следует немедленно обратиться к врачу.
Ноздри при необходимости прочищают ватой, скрученной в жгут.
Складки на теле ребенка протираются также персиковым, или любым другим детским маслом. Пупок обрабатывается зеленкой при помощи ватного диска.
Ногти регулярно подрезают. Для этого лучше иметь отдельные ножницы с тупыми концами.
В первые 5 — 7 дней (пока не заживает пупочная ранка), новорождённому не делают общую ванну, а только обмывают Ежедневно водой с детским мылом. До заживления пупочкой ранки лучше купать ребёнка в кипяченой воде. Температура воды должна составлять 35-36.5 градусов. При купании желательно, чтобы в уши не попала вода. После купания ребёнка обдают чистой водой той же температуры, или на градус ниже.

Послеродовой период женщины

После родов маме стоит уделить максимальное внимание и себе — ведь ребенку нужна здоровая и довольная мама. Часто женщинам во время родов ставят капельницы с внутривенными средствами, что ведет к лишней отечности и набуханию груди. Тогда ребенку бывает сложнее взять грудь. Чтобы снять отечность лучше делать упор на употребление белковой пищи. Некоторое время после родов у женщины возникают послеродовые кровотечения, так называемые лохии. При поднятии тяжестей или резком изменении положении тела, кровотечения могут усиливаться. Также распространенной проблемой у женщин в послеродовой период являются запоры. Чтобы упростить себе задачу, можно прижимать промежность чистой тканью или прокладкой, тогда расслабиться получается гораздо легче.
Сон для роженицы важен не менее чем сон новорожденного ребенка, поэтому обеспечьте себе комфортное место для сна и создайте все условия, чтобы в это время вас ничего не беспокоило.
В первые дни после роддома мама должна быть освобождена от домашних дел и полностью посвятить себя адаптации ребёнка к новой жизни.

Вы обязательно научитесь всему, что нужно знать и уметь маме в самом процессе бытия мамой. Какие-то умения придут с легкостью, к чему-то придется приложить много усилий. Малыш - прекрасный учитель! И он научит вас всему, что нужно. Учитесь друг у друга. Обязательно найдите и попросите быть рядом именно тех людей, кому вы доверяете, кто сможет помочь вам и поддержать вас в любое время дня и ночи! Помните, что очень важно верить в себя и доверять себе.
В один прекрасный день вы поймете, что вы замечательная мама! И вам это понравится.

Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,
- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,
- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш новорожденный ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни, в том числе и в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

Рекомендуется регулярно взвешивать ребенка. Это можно делать в условиях поликлиники. Но удобнее, конечно, дома. На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес. Если же линия пошла вниз - сразу же обратите на это внимание вашего педиатра.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

    Нельзя поднимать ребенка за руки.

    Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

    Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно чрезмерно нянчить ребенка и целый день таскать его на руках. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать. Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выясните причину плача - у новорожденных таких причин 4: мокрый, что-то болит, голодный, хочу к маме . Бывает, стоит малышу поменять подгузник, и он сразу успокоится.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не подходит ли время кормления вашего малыша.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Родители обычно называют это потничка. Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки. Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром, от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости: не использовать "памперсы" дольше трех часов или в жаркое время года, стремиться перепеленать ребенка вовремя; обратить внимание на качество стирки пеленок и ползунков (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца жизни ребенка - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся. Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом и только после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в минуты бодрствования звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком. Но спать малыш должен в тишине и покое.

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу - яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см. Здесь будет уместно вспомнить рекомендации ученых к чтению: чтобы книга от читающего человека находилась на расстоянии 25-30 см. Как вы думаете: это случайное совпадение?

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания... Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно. Играйте с ним, берите за ручки, поглаживайте.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики и подгузники, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания. Основной теплообмен у новорожденного происходит через кожу головы, и важно не допустить "перегрева".

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В материнском молоке даже появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Но это делают лишь в крайнем случае, потому что как раз первые капли материнского молока - это питье для малыша, а остальные - еда. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Обычный ритм кормлений новорожденного - 7 раз в сутки, через три часа с ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить чаще, покормить ночью. В общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности. В последнее время педиатры почти единогласно рекомендуют кормить ребенка по потребности, но мамочки зачастую неправильно понимают эту фразу. По потребности - это не означает беспорядочное кормление, а значит установление режима кормления, индивидуального для вашего малыша. Когда ребенок кушает ежедневно в определенное время, лучше работает пищеварение, не беспокоят газики, ребенок гораздо спокойнее себя ведет.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений лучше не допускать. Жировые клетки человека закладываются в первые годы жизни и проявляются во взрослый период.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

    Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

    В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

    Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

  • Вздрагивает и мигает при резком звуке.
    Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.
  • Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.
    К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения. Общие движения еще заторможены.
  • В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.
    Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
  • В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
    Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!
  • Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.
    Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие "а”, "кх”, "ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже "храп”.
  • Движения еще не координированы.
    Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Через 2-3 недели с новорожденным малышом уже можно гулять на улице, подальше от более взрослых детей. Оденьте ребенка, соответственно погоде. Но и до этого часто проветривайте комнату, в которой находится малыш (естественно, переместив ребенка на это время в другую комнату или одев соответствующим образом). В летний период можно принимать солнечные ванны перед открытым окном для профилактики желтушки новорожденных и рахита. Пусть ваш малыш растет здоровым!

Дорогие мои читатели, сегодня я объявляю старт своей новой рубрике «Наши дети». Думаю, что вполне естественно было бы начать ее с самого начала — с момента рождения ребенка. Поэтому я начинаю свой рассказ про первые дни жизни новорожденного уход за ним в домашних условиях, родными и близкими. Конечно, основные заботы лягут на молодую маму, у которой нет еще опыта в этом деле, но она безумно любит своего малыша и ужасно боится навредить или сделать что-то неправильно.

В основу этой статьи положены книги, с которых я черпала информацию в то время, когда об интернете еще никто не знал, и мой опыт, а ему уже 25 лет, он работает программистом и имеет свою семью. На этой информации выросли дети моих соседей и друзей. И если она пригодится и вам, поверьте, я буду безумно счастлива, ведь наши дети — это маленькие ангелы, которые согревают нас своими добрыми улыбками.

Но сейчас они еще беспомощны, они только родились, это их первые дни жизни. Мы называем их новорожденными — новыми человечками на этой планете. Им сейчас очень нужно наше внимание и хороший уход.

Индивидуальность новорожденных детей

Новорожденный малыш в первые дни жизни, с помощью взрослых осваивается в этом мире, к своим новым условиям обитания. Его организм работает на допустимом максимуме, еще бы, ведь нужно защититься и выстоять перед гигантским войском пагубных бактерий и микробов. Поэтому и аккумулирует он все свои силы для этой борьбы:

  • В крови находится повышенное содержание эритроцитов, а это значит, что в первые дни жизни у ребенка повышен гемоглобин, на котором лежит ответственность за транспортировку углекислого газа и кислорода.
  • Повышенное количество лейкоцитов — именно он ведет борьбу с вредными микроорганизмами.
  • Выброс крови сердцем маленький, а обмен веществ большой.
  • Пульс в первые дни жизни достигает 120-150 ударов в минуту, он может прыгать, поскольку нервная система еще не научилась управлять организмом и сердечной деятельностью, в частности.
  • Частота дыхания — 40 раз в минуту, сравните, к семилетнему возрасту оно становиться 23-26 раз в минуту.
  • Мышечная масса еще плохо развита, но она интенсивно наращивает темпы развития, особенно тех, которые важны для жизни.
  • Нормальная температура тела 35-37º, но у новорожденных в первые дни жизни она колеблется. При перегревании или переохлаждении может незначительно выходить за нормальные пределы.

С самых первых дней жизни организм новорожденного учится переваривать пищу, поддерживать стабильную температуру тела, реагировать на внешние раздражители. Он начинает видеть и слышать. В нем проявляются с рождения заложенная способность глотать, сосать, моргать. К концу первого месяца он уже хорошо начинает понимать в какой позе ему дают кушать, поэтому достаточно принять привычное положение, как малыш сразу начинает причмокивать губами, готовясь к очередному приему пищи. В идет быстрыми темпами, спеша адаптироваться в новом для него мире.

Уход за малышом в первый месяц

В начале своей жизни ребенок мочится 17-20 раз в сутки и 3-4 раза у него бывает стул, поэтому в первые дни жизни новорожденного уход особенно важен. Его кожа очень нежная и чувствительная, она легко размокает, травмируется и воспаляется. Остатки мочи и кала раздражают его кожу, поэтому уход за ней в этот период очень важный и ответственный момент.

А разделить его можно на три вида.

Утренний уход

  1. Сначала вымойте руки сами.
  2. Ватный тампон, смочите в кипяченной воде, протрите лицо.
  3. Полусухим тампон протрите глаза, по направлению от уха к носу. Для каждого глаза используйте разные тампоны.
  4. Чистим носик ватным жгутиком или тампоном. Если в нем накопились сухие корочки, смочите тампон в вазелиновом масле или в стерилизованном растительном масле. А слизь в носу, если такая появилась, можно отсосать маленькой резиновой грушей, которую можно купить в любой аптеке.
  5. Уход за ротиком новорожденного в первые дни жизни не нужен. Слизистая оболочка рта очень нежная и легко травмируется.
  6. Теперь просмотрите ушные раковины — нет ли на них царапин, покраснения за ушками. Эта область обязательно должна быть сухой, без опрелостей.
  7. Пупочная ранка должна осматриваться вами не мене пристально и подвергаться тщательному уходу. Обычно она заживает на 7-10 день жизни, на ее месте образовывается рубчик. Ее обязательно должны осматривать участковый педиатр и медсестра детской поликлиники. А ваша задача, дорогие мамы, держать пупочную ранку в чистоте и обрабатывать ранку. Не забудьте перед эти вымыть руки! Ну и, конечно же, следить за процессом заживления, а при первых признаках плохого заживления обратиться в поликлинику.
  8. Обязательно просмотрите область половых органов и заднего прохода — кожа должна быть сухой и не воспаленной.

Текущий уход

Основная его задача заключается в подмывании младенца, после того как он сходит в туалет. Ну с памперсами, здесь все понятно и просто, снял, помыл ребенка, одел чистый. Но если вы используете пеленки или ползунки, несмотря на то, что моча новорожденного не пахнет и не оставляет пятен, их нужно простирнуть, чтобы смыть все соли, которые оставаясь на ткани, могут вызвать раздражение на коже.

Правила проведения текущего ухода

  1. В первые дни жизни новорожденного подмывать только кипяченной водой.
  2. Обмывать паховую область спереди назад. Это особенно важно при уходе за новорожденной девочкой.
  3. Вытирают ребенка сухой пеленкой, промакиванием. Это очень важно для нежной кожи!
  4. Когда высохнут паховые и ягодичные складки припудрить детской присыпкой.
  5. Если на коже появилось покраснение или раздражение, эти места нужно смазать детским кремом или стерилизованным растительным маслом. Использовать одновременно присыпку и крем нельзя. Могут образоваться комочки, которые тоже станут источником раздражения.

Вечерний уход

Основой вечернего ухода за новорожденным является купание. Его желательно проводить перед последним . Для этой процедуры заранее нужно подготовить холодную и горячую воду. В первые дни она только кипяченная! Все принадлежности, которые вы планируете использовать для купания тщательно вымыть. Температурный режим должен быть таким:

  • В помещении для купания — 23-24º.
  • Воды для купания — 37º.

Новорожденного карапуза аккуратно опускают в воду, оставляя головку над водой. Другой рукой, с помощью мягкой варежки или губки обмывают все тело, особенно тщательно эту процедуру нужно делать в районе складок и половых органов. Голову моют аккуратно, следя за тем, чтобы вода не попала в глаза и дыхательные пути. Детский шампунь используют 1-2 раза в неделю.

После купания малыша обливают теплой водой из кувшина по спинке. Температура воды должна быть на 1º меньше, чем во время купания, так вы начинаете закалять своего карапуза. Купание законченно, теперь мягкой пеленкой промакивают тело, пеленают или одевают ребенка. Ну вот и все, теперь покушать и баиньки.

А для молодых мам я подобрала замечательное видео, с очень ценными для вас, мои дорогие, советами, особенно если их дает профессионал: уход за новорожденным в первые дни жизни, пеленание «солдатиком» или «свободное».

Теперь, мои дорогие, вы знаете, что главным акцентом в первые дни жизни новорожденного уход за его кожей. Ведь чистая и здоровая кожа — это надежная защита ребенка от болезнетворных бактерий. Она является зеркалом, в котором отражается состояние организма новорожденного малыша в целом.

Я желаю вашим деткам здоровья, пусть они растут крепкими и жизнерадостными. А вам, дорогие читатели, предлагаю — оставляйте свои комментарии, делитесь своим опытом, он очень важен и ценен для молодых мам.

Я всем желаю счастья, Наталья Мурга

Наконец-то случилось то, что вы так ждали 9 месяцев – в вашей семье родился малыш. Он такой крохотный и хрупкий, что страшно взять его на руки. Боязно пеленать, а тем более купать. Кажется, он почти ничего не весит. Помочь крохе быстрее адаптироваться к новой жизни, стать крепким и сильным, поможет правильный уход за новорожденным младенцем.

Первый день, когда малыша забрали из роддома, всегда является испытанием для молодых родителей. Маленький человечек в это время особенно уязвим, ему нужна помощь и любовь. От мамы и папы в этот период требуется особая забота и внимание к беспомощному ребенку. Организовать правильный уход за грудничком и соблюдать его – это главная задача взрослых.

Важность правильного ухода в первые дни обусловлена слабым иммунитетом грудничка. Из почти стерильной среды младенец попадает в мир с множеством микробов и инфекций. У крохи только формируется процесс терморегуляции. Малейший ветерок или перегрев может вызвать заболевание ребенка.

У малыша открыта пупочная ранка, которая требует тщательной обработки. Пупочек является одним из основных факторов риска в первые дни жизни: спонтанными движениями ручек малыш может поцарапаться и занести инфекцию. Первые дни, пока не установится режим дня у младенца, мамочке надо проводить как можно больше времени со своим ребенком.

Недоношенные детки, родившиеся с недостаточным весом, имеют очень слабую иммунную систему. Взрослые должны тщательно отслеживать все изменения в поведении грудничков, а в случае заболевания немедленно вызывать врача и не заниматься самолечением.

Уход за новорожденным ребёнком должен основываться на желании помочь крохе адаптироваться к внешнему миру, создать комфортные условия проживания, помочь освоиться в новой жизни. Создание уюта начните с корректировки освещения детской комнаты. Яркий свет, громкие звуки, – все это пугает грудничка, и являются факторами стресса.

Еще одним из существенных факторов стресса является потеря чувства защищенности, отсутствие четких границ. Во время утробного развития, младенец все время ощущал вокруг себя плотную доброжелательную среду. Справиться с чувством подобного страха помогает пеленание. Грудничку важно ощущать прикосновения всем своим телом. Конечно, мамочка может попробовать носить круглые сутки ребенка на руках.

Итак, ваш малыш дома. Вы приглушили свет в его комнате и кроха уснул. Во время сна ребенка, не стоит разговаривать шепотом, говорите обычным голосом. Главное, избегайте криков, скандалов, чтобы младенец не напугался. Пока малыш спит, подготовьтесь к его пробуждению.

Основные принципы

Организуя уход за новорождёнными детьми, необходимо соблюдать определенные принципы, которые облегчат жизнь младенца и взрослых:

  • Чистота тела младенца и окружающих вещей.
  • Ежедневные гигиенические процедуры.
  • Ежедневная влажная уборка детской комнаты или комнаты, в которой находится грудничок.
  • Во время прогулок обязательно проветривайте детскую комнату.
  • Ежедневная смена постельного белья и одежды младенца: распашонки, чепчики. Все детские вещи стирать специальным детским порошком или детским мылом. Тщательно прополаскивать, проглаживать горячим утюгом с двух сторон.
  • В комнате у грудничка не должно быть вещей, накапливающих пыль, например, ковры или мягкие игрушки. Если в доме есть животные, то первые месяцы необходимо изолировать кроху от их близкого присутствия, чтобы не вызвать аллергическую реакцию.

Первые дни после выписки из родильного дома не стоит собирать гостей в вашем доме. Малыш слишком слаб и легко может подхватить инфекцию от любителей подержать его на руках.

Принадлежности для ухода

Еще до выписки из роддома необходимо приготовиться к встрече нового члена семьи. Приобрести:

  • Кроватку. Очень удобны кроватки, у которых можно опустить бортик, тогда ее можно использовать и как пеленальный столик.
  • Пеленальный столик или договориться заранее, где вы будете пеленать младенца.
  • Детская аптечка. Что должно входить в состав аптечки, уточните у врача. Главное требование – соблюдение срока годности. Аптечку разместите на видном месте, чтобы ее не надо было долго искать.
  • Гигиенические средства по уходу: ватные диски, влажные салфетки, ушные палочки и т.п.
  • Соски-пустышки и несколько бутылочек. Даже если ребенок находится на грудном вскармливании, питьевая детская вода должна всегда быть под рукой.
  • Одноразовые, многоразовые и непромокаемые пеленки.
  • Одноразовые и многоразовые подгузники. Подгузники можно использовать вместе с пеленанием грудничка.
  • Детская ванна и вкладыш — ванночка для купания.
  • Погремушки.
  • Ножницы с закругленными кончиками.
  • Детская косметика. По поводу детской косметики обязательно проконсультируйтесь у педиатра. Злоупотребление кремами, маслами может вызвать аллергию.

Список будет расширяться по мере роста грудничка. Как именно ухаживать за новорождённым ребёнком, какие дополнительные принадлежности понадобятся, может подсказать детский врач.

В современной педиатрии процессу ухода за грудничком посвящено много работ, где с научной точки зрения доказывается важность и значимость правильного ухода за младенцами с первых дней их жизни.

Ежедневные процедуры

  1. Уход за пупочной ранкой.

Пупочек заживает в среднем за 2 недели. Все утренние гигиенические процедуры необходимо начинать с обработки пупочной ранки. Ни в коем случае не пользоваться ватными дисками или ватными палочками, чтобы в ранку не попали волокна. Сама процедура проходит следующим образом:

  • На пеленальный столик постелите одноразовую пеленку, сверху положите еще одну пеленку из ситца или фланели, в зависимости от погоды.
  • Разденьте малыша и спинкой уложите на поверхность.
  • Из пипетки с круглым концом капните 2 раза перекисью водорода на пупок. Подождите, пока перекись высохнет.
  • Промойте пипетку. Капните 2 капли зеленки на ранку. Подождите, пока зеленка высохнет.

Пока пупочек не зажил, купать ребенка не рекомендуется. Можно проводить ежедневные обтирания теплой водой. В комнате должно быть тепло, без сквозняков. Если пупочек не заживает, из-под корочки выступает гной, вокруг пупочной ранки вы заметили покраснение, – вызовите врача. Не пытайтесь сами почистить пупок, чтобы не занести дополнительную инфекцию.

Во время ухода за пупочной ранкой необходимо обеспечить к пупочку свободный доступ воздуха. Можно использовать подгузники, в которых есть специальная выемка под пупок. Днем применяйте свободное пеленание.

Утренние процедуры начинайте с умывания. Вода должна быть кипяченная, комнатной температуры. Умывайте грудничка ватным диском: намочите диск и немного отожмите его. Вода не должна литься по лицу ребенка.

  1. Протираем глазки.

Слизистые младенца могут легко загноиться, поэтому протирание глазок необходимо проводить ежедневно. Смоченным в кипяченой воде ватным диском аккуратно проводят от наружного к внутреннему уголку глаза. Для каждого глаза используется отдельный диск. После протирания, таким же способом глазки высушиваются.

  1. Уход за носиком.

Существуют два мнения, как ухаживать за носиком новорождённого ребенка. Одни специалисты настаивают на ежедневном очищении. Другие считают, что чистить носик надо только в случае болезни, например, при насморке, чтобы не травмировать слизистые носа. Если кроха дышит свободно, то не стоит лишний раз лезть в носик.

При простуде:

  • Сделайте несколько жгутиков из ваты. Не применяйте ватные палочки. Если малыш дернется, а у новорожденных нередки случаи спонтанных движений, то можно повредить слизистые носа.
  • Приготовьте перекись водорода или физраствор.
  • Смочите жгутик в приготовленной жидкости. Ввинтите жгутик в носик и быстро выньте. При необходимости, повторите процедуру несколько раз, каждый раз меняя жгутики.
  • Если в носике скопились корочки, смажьте их стерильным маслом. Потом жгутиком быстро и аккуратно удалите.

  1. Чистим ушки.

Насчет правил чистки ушей, мнения специалистов также делятся. Одни предлагают чистить ежедневно. Другие считают, что достаточно прочищать ушки 1 раз в 3 — 5 дней.

  • Ватными дисками обтираются внешние стороны ушек. Следите, чтобы вода не попала внутрь. Для этого обязательно отжимайте диск.
  • Сделайте жгутик из ваты и слегка смочите перекисью водорода. Не засовывая жгутик глубоко, прочистите ушки. Вместо жгутиков можно использовать ватные палочки с ограничителями, которые не позволят углубиться далеко.

Правильно подмываем ребенка.

  1. Чтобы понять, как правильно ухаживать и подмывать новорожденного ребенка, необходимо учитывать физиологические особенности мальчиков и девочек. При подмывании мальчика сдвигать крайнюю плоть не нужно, это может привести к сращениям. Подмывать грудничка надо ежедневно, и каждый раз после физиологических отправлений.

Так как у девочек половые губы еще плохо прикрывают вход во влагалище, то подмывать следует по направлению к анальному отверстию, чтобы кишечная палочка не попала на половые органы.

  • Ребенка положите на одну руку.
  • Под теплой проточной водой промойте детским мылом грудничка.
  • Протрите насухо полотенцем.
  • Обработайте тальком.

В летнее время малышей стоит подмывать чаще, так как детки потеют, а в складках скапливается пот.

Для ухода за кожей используем специальные детские масла и крема. Обязательно проконсультируйтесь у педиатра. В случае высыпаний, прекращайте применять детскую косметику, и проверьте у ребенка аллергическую реакцию.

Купание

Купать малыша можно только после полного заживления пупочной ранки. Чтобы малыш не боялся воды, для первых процедур укутывайте ребенка в тонкую пеленку.

Перед купанием с малышом можно поиграть или сделать легкие гимнастические упражнения. После купания полезен легкий расслабляющий массаж. Если ребенок испугался воды, процедуру следует немедленно прекратить. Повторить только через несколько дней.

Соблюдение правил процедур по уходу за грудничками позволяет выработать иммунитет у крохи, уберечь малыша от заболеваний.



Рассказать друзьям