Воображаемый друг ребенка: когда стоит бить тревогу? Воображаемый друг у ребенка: стоит ли беспокоиться.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бывает так, что у ребенка появляется невидимый друг и никакой настоящий товарищ по песочнице, сверстник на игровой площадке его долгое время не может заменить. Причем этот друг- невидимка появляется внезапно и неоткуда. Что делать родителям в этом случае?

Дело в том, что реальность ребенка не ограничена, как у взрослого. Во сне, попадая в другой мир, он считает его реальным продолжением привычного. Добавьте к этому еще сказки, прочитанные перед сном и собственные фантазии ребенка. Так вот все это обычное и выдуманное отлично уживаются в воображение ребенка вместе, о других интересных особенностях формирования личности вашего чада можно вот здесь почитать .

Психологи считают, что невидимых друзей родителям не стоит опасаться, если это не является попыткой убежать от реальности. Это значит, что ребенок также занимается с игрушками и продолжает общаться с родными, как и прежде. Насторожиться стоит в том случае, если ребенок отказывается общаться или играть с родственниками, а спешит уединиться со своим тайным, невидимым для всех другом в своей комнате.

У ребенка невидимый друг - что делать

Чтобы понять, что за тайный друг появился у ребенка, можно попытаться представить, что он действительно существует и что его появление -это совершенно нормальное явление для вашей семьи.

А теперь попросите познакомить вас с ним. Может это эльф или сказочный гном, волшебник? А может у него он и не один, а целая веселая компания. Старайтесь не сомневаться и воспринимать серьезно его невидимых друзей. Они существуют, просто вы выросли и перестали верить в чудеса. Научитесь этому снова вместе с ребенком. Фантазируйте и играйте. И не страшно, что в игре нужно раскладывать карточки и для невиданного друга или делать ход за него. Зато вы добьетесь того, что ребенок будет всегда вам рассказывать о нем, и пусть вам он и не понравился, но вы будете знать, что происходит в выдуманном вашим чадом мире, сможете более осознанно проанализировать происходящее. Помните, что если ребенок с кем-то подружился, значит, этот человек заслуживает и вашего внимания. Учитывайте это даже если играть с невидимым другом, доставляет вам мало удовольствия.

Если вы не верите в существования невидимок, это ваше дело. Только важно никогда не отрицать их существование в присутствии ребенка. Не стоит доводить ситуацию до абсурда. Лучше постарайтесь уделить своему чаду немного больше времени, ведь когда малыш постоянно чувствует вашу любовь и заботу, вероятность появления таких необычных друзей сводиться к минимуму.

Помните, общение малыша с родителями не должно заменяться на общение с эльфами и волшебниками. Конечно, когда вы чем-то заняты или просто хотите отдохнуть, есть соблазн иногда отправить ребенка поиграть с невидимкой. Но ведь именно вы и есть самые верные и лучшие друзья для вашего чада. Постарайтесь во чтобы то не стало найти время для личного общения с ребенком, когда вас не будет ничто отвлекать и вы 100 % своего внимания сможете уделить только ем. Пусть это будет хотя бы полчаса в день, поверьте это будут самые дорогие для ребенка минуты, которые он будет вспоминать всю свою жизнь.

Стремление дружить характерно для всех возрастных категорий независимо от пола. И мужчины, и женщины хотят иметь близкого задушевного приятеля. К сожалению, в реальной жизни далеко не всегда рядом верный товарищ, с которым можно откровенно поговорить. А иной раз так хочется доверить ему свои мысли и думы.

Проблему воображаемого друга знали еще в древности. Колдуны снадобьями и заговорами могли вызвать разных духов и джинов. Люди верили, что с помощью таких мнимых приятелей они смогут решить свои насущные проблемы.

У разных народов почитались домашние боги - своеобразные семейные друзья. Например, у славян в языческие времена покровителем фамильных владений считался Чур. У него просили заступничества, чтобы охранял от сглаза дом и близких. До наших дней дошло выражение: «Чур меня!», то есть «Береги меня, боже, от злых сил!».

Стремление иметь воображаемого друга в тибетском буддизме трансформировалось в такое понятие, как тульпа, когда усилием воли можно было вызвать сильную галлюцинацию. В ощущениях вызвавшего ее человека она становилась вполне осязаемым образом (не всегда это мог быть человек), ему можно было довериться и вести с ним откровенные разговоры. В Древнем Риме такого мыслимого приятеля называли Alter ego - «другой я».

Агата Кристи написала десятки детективных рассказов, а на старости лет призналась, что всю жизнь общалась с воображаемыми друзьями. От этого с ума она не сошла, а вот ее творчеству это здорово помогло.

Причины появления воображаемого друга

Так кого же считают воображаемым другом в наши дни, зачем он нужен и вредно ли общение с ним? Перед тем как ответить на эти вопросы, выясним причины его появления.

Почему появляется воображаемый друг у детей


Кто с детства не знаком с Малышом и его другом Карлсоном? Повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен о трогательной дружбе мальчика и забавного толстячка, живущего в домике где-то там далеко на крыше, появилась, думается, неспроста. Как и советская сказка писателя Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Выпущенный из бутылки джин стал реальным другом пионера Вольки и помогал ему в разных смешных ситуациях, которые сам же и создавал, а потом помогал успешно решать.

А что же общего у этих двух сказок? Они - это не что иное, как талантливо рассказанная потребность в воображаемых друзьях у детей.

Стремление «заполучить» себе в приятели мнимого незнакомца лежит в особенностях психики малыша. Считается, что 65% детей от 3 до 7 лет имеют своего воображаемого приятеля. В этом так званом синдроме Карлсона ничего плохого психологи не усматривают. Такие дети духовно богаты, у них большие творческие задатки. Талантливые ребята, одним словом! Воображаемый друг помогает развить им интеллект, что, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни.

Однако такой виртуальный товарищ появляется в жизни ребенка далеко не всегда по его причудливой прихоти. Причины детских фантазий разные и не всегда хорошие, среди них можно назвать такие:

  • Не хватает родительского внимания . Родители постоянно заняты, не уделяют внимания своему чаду, одиночество заставляет его искать себе друга в фантазиях.
  • Ошибки воспитания . Внимание ребенку уделяют, но общение сведено до минимума, малышу хочется, чтобы почитали на ночь сказку, а в ответ: «И без нее уснешь!»
  • Скучное детство . Мало детских игр и забав, все поставлено на рациональную основу: это тебе не нужно (потому что дорого), родители не отдают ребенка в какой-либо кружок, куда его тянет, нет времени водить по спортивным и иным секциям. Дитя изнывает от скуки и придумывает себе друзей и яркие приключения.
  • Нет контакта со сверстниками . Ребенок замкнутый, не может найти общий язык с другими детьми, допустим, в садике. Поневоле уходит в себя и общается с вымышленным другом в своих фантазиях.
Все эти причины вовсе не указывают, что у ребенка проблемы с психикой, но есть опасение, что он может уйти в нереальный мир. А в наше время, когда компьютер во многих семьях заменил книгу и живое общение, совсем не сложно запутаться в собственном воображении и виртуальных друзьях. Но есть и положительные качества воображаемого друга, почему он так нужен детям.

К ним следует отнести:

  1. Воображаемый друг смелый и всегда готов к приключениям . Он верный товарищ, выручит в любой ситуации, с ним без опаски можно пуститься в любое рискованное путешествие, допустим, отправиться в непроходимые джунгли или спуститься на батискафе глубоко на дно океана.
  2. Помогает развить интеллект . Общаясь с таким другом, ребенок становится развитым, у него проявляются яркие творческие способности. Большая вероятность, что со временем малыш может стать яркой творческой личностью.

Важно знать! Воображаемый друг у детей - это не болезнь. Однако, чтобы придуманный приятель не стал доминирующим в жизни ребенка, родителям следует уделять своему дитяти больше внимания.

Причины появления воображаемого друга у подростков


Воображаемый друг у подростков - в наши дни широко распространенное явление и связано прежде всего с инфантилизмом. Парня или девушку вроде бы уже трудно назвать ребенком, а поведение сохраняет детские черты. С медицинской точки зрения, это отставание в развитии. Такие молодые люди «заторможены» в общении, им очень тяжело найти друга или подругу. Дефицит общения вынуждает уходить в виртуальный мир, что сегодня совсем не проблема.

Компьютеры и планшеты теперь доступны практически всем. Для любителей виртуального общения даже появились специальные компьютерные программы. Например, дополнение «Все возрасты» к игре «The Sims 3» дает возможность обрести воображаемого друга.

В Китае и соседних странах юноши увлеклись рисунками в стиле аниме воображаемых подруг на своих фотографиях. Увлечение стало модным, со своими придуманными партнершами парни ходят в кафе, играют в футбол, путешествуют.

Причины такого успеха воображаемых друзей у подростков лежат в чертах характера и далеко не лучших, допустим, человек замкнутый и неуверенный в себе. Наш век тотальной компьютеризации только потакает таким слабым качествам личности.

К причинам медицинского характера, почему подростки заводят себе воображаемых друзей, следует отнести:

  • Аутические расстройства . Собственно, это слабо выраженное психическое заболевание, когда нет способности поддерживать социальные связи. Такая личность замкнута на своих собственных переживаниях, общение с другими вызывает у нее трудности.
  • Инфантилизм . Подросток мыслит и поступает как ребенок, а потому просто боится решительных взрослых поступков. Ему тяжело найти реального друга для общения.
  • Тяжелая болезнь . Ребенок, допустим, прикован к постели длительное время. Круг общения со сверстниками сведен до минимума. На помощь приходит воображаемый друг.
  • Психологическая травма . Развод или смерть кого-либо из родителей, смена места проживания, конфликты с близкими могут заставить искать виртуального друга.
Существует ряд совсем иных причин, почему нормальные в своем развитии подростки заводят виртуального приятеля. У него, оказывается, немало достоинств:
  1. Умеет слушать . Обладает покладистым характером, всегда с вниманием выслушает своего друга.
  2. Не выдаст тайны . Ему можно смело доверять, никогда никому ничего не расскажет, даже если поделился с ним интимной подробностью своей жизни.
  3. Привлекательная внешность . Если девушка завела себе воображаемого друга, так только красивого!
  4. Никогда не изменит . Всегда будет с тобой в беде и радости, пока сам от него не откажешься.
  5. Не злой . Не вступит с тобой в ссору или драку, наоборот, всегда поддержит в трудной ситуации.
  6. С ним легко общаться . С психологической и финансовой точки зрения. Не нужно долго уговаривать, например, чтобы сходить в кафе, и деньги нет надобности на него тратить.
  7. Не назойлив . Появляется только тогда, когда захочется. И уходит по твоему желанию.
  8. Он одинок . У него никого, кроме тебя, нет, а потому с ним легко общаться.
Из этого можно сделать вывод, что виртуальный друг (подруга) нужен молодым людям с ранимой психикой, у которых проблемы с общением. Однако такие друзья не заменят настоящую живую дружбу. Уход в ирреальный мир, где все зыбко, размыто и надуманно, не сделает подростка счастливым.

Важно понимать! Настоящее счастье можно найти только в реальном общении с настоящими друзьями.

Почему воображаемый друг бывает у взрослых


Воображаемые друзья у взрослых - совсем не редкость. Многие, наверное, замечали, что вот идет по улице человек и разговаривает сам с собой. Кому-то может показаться это странным, мол, псих. А ведь далеко не все такие с психическими отклонениями. Просто мужчина разговаривает со своим хорошим знакомцем - виртуальным другом.

С возрастом большинство людей отказывается от виртуальной дружбы и находит реальных друзей. Однако не все спешат расставаться со своими детскими фантазиями.

Причины, по которым они остаются в душе взрослых, могут быть самыми разнообразными:

  • Затянувшийся синдром Карлсона . Присущ так званым кидалтам (английский термин) - «взрослым детям». Такие мужчины и женщины могут быть вполне успешными в жизни, но иллюзии раннего возраста продолжают греть душу. Расставаться с воображаемыми друзьями они не спешат, такой друг может заменить семью, потому нередко остаются одинокими.
  • Замкнутый характер . Не умел общаться со сверстниками в детстве и юности, таким остался во взрослой жизни. Сложившийся в подростковом возрасте характер практически тяжело изменить, а бывают моменты, когда так хочется близкому другу излить свою душу.
  • Депрессия . Когда на протяжении длительного времени преобладает плохое настроение, круг общения ограничен, человек общается со своим Alter ego - «другим я». Это его настоящий друг.
  • Беззащитность . Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами - мир жесток! - заставляет искать поддержку сильного. Это психологически объяснимо, этому феномену посвящены многие зарубежные и отечественные фильмы. Ведь далеко не все чувствуют себя Рембо, потому для самозащиты находят супергероя в воображаемом друге.
  • Хочется выговориться . Даже общительному человеку иной раз нужна потребность пространно поговорить, а друзьям все некогда выслушать, к тому же, если тема интимная, щепетильная, даже близкие люди - не собеседники. Твою проблему могут разнести по «секрету всему свету». А воображаемый друг надежен, он только твой!
  • Если человек верующий . Такие люди молятся и разговаривают с Богом, со своим ангелом-хранителем. Святых они считают реальными, поверяют им свои житейские заботы, просят у них совета и помощи.
Является ли внутренний диалог с воображаемыми друзьями психическим нарушением? Вовсе нет, однако в каждом конкретном случае нужно разобраться: почему это человеку необходимо. Вполне вероятно, это просто неумение найти своего настоящего друга в реальной жизни, а возможно, - расстройство психики вплоть до серьезного психического заболевания.

Важно знать! Если человек идет по улице и разговаривает сам с собой, это вовсе не значит, что он нездоров. Просто ему не хватает реального общения.

Основные признаки наличия воображаемого друга


Своего интимного, вымышленного коллегу многие скрывают, но есть вполне определенные приметы, по которым можно определить, кто дружит с виртуальной личностью. К признакам наличия воображаемого друга следует отнести особенности, что кроются в мировоззрении индивида, и личностные качества, связанные с характером.

К мировоззренческим относятся:

  1. Вера . Независимо, какую исповедует человек, это могут быть буддизм, ислам или христианство, а также многочисленные ответвления этих религий. Все они подразумевают духовное общение с высшими потусторонними силами, фактически - с воображаемыми друзьями.
  2. Занятия оккультизмом . Учение, противоположное вере. Мир бесконечен, некоторые верят, что за пределами познаваемого существует иной разум, и стараются контактировать с ним.
К признакам личного свойства относятся:
  • Одиночество . Показательно для зрелого возраста. Одинокий человек нуждается в друге, часто находит его в иллюзорном мире. Юноша может найти виртуальную подругу, мужчина - жену, женщина - воображаемого любовника или мужа.
  • Разговор в одиночестве . Вполне нормальный, успешный по жизни человек разговаривает сам с собой. Так кажется окружающим. На самом деле он общается с воображаемой, созданной им личностью - внутренним своим визави.
  • Стрессовая, депрессивная ситуация . Когда негативные эмоции разъедают душу, а круг общения отсутствует, на помощь приходит придуманный друг.
  • Увлечение компьютером . Виртуальный мир компьютерных игр для некоторых молодых людей и даже взрослых подменяет реальное общение. Здесь они общаются с супергероями и себя считают такими же. Это придает силы и уверенности.

Важно понимать! Все признаки наличия воображаемого друга не говорят о психическом заболевании.

Способы избавления от воображаемого друга


Когда дружба с виртуальным приятелем переросла в мучительное, тягостное состояние, общение с ним перестало приносить так желанное ранее удовольствие, воображаемый друг становится болезнью. Тут уже необходимо принимать срочные меры.

Чтобы избавиться от воображаемого друга, когда приятельские отношения со своим «другим я» становятся невыносимыми, нужно:

  1. Переоценить свою жизненную позицию . Если еще можно контролировать эмоции, нужно попытаться самому избавиться от «неудобного» друга. Важно переосмыслить свои идеалы, изменить поведение, повернуться лицом к реальному миру, чтобы найти поддержку настоящих друзей.
  2. Обратиться за помощью к психологу . Если человек не в состоянии избавиться от своего воображаемого друга, необходима помощь специалиста. Он назначит курс психотерапевтической помощи, это могут быть сеансы гипноза, когнитивно-поведенческой психотерапии или гештальт-терапии. Лечение поможет изжить комплексы, допустим, неуверенности и мнительности, и вернуться к нормальной жизни без мнимых собеседников и героев.
  3. Избавиться от одиночества . Советы тут могут быть разные. Кому-то необходимо просто жениться (выйти замуж), а кто-то найдет радость общения с друзьями нашими меньшими, допустим, кошкой или собакой. Известный русский писатель Иван Бунин в стихотворении «Одиночество» мечтательно произнес: «Хорошо бы собаку купить».
  4. Заняться творчеством, спортом . Только в реальном общении, среди увлеченных людей, можно приобрести не надуманных, а действительных друзей.
  5. Найти любое по душе дело . Стоящее занятие, допустим, рыбалка, поможет забыть мир иллюзий и вернуть здоровое мироощущение.
  6. Необходимо наладить отношения со своими близкими . Семья - реальная опора в жизни, и если отношения были испорчены, следует их наладить. В этом мире ты никому не нужен, кроме своих близких. Все мнимые, воображаемые друзья - это ложь и самообман.

Важно! Избавиться от невежливого воображаемого друга можно и нужно, для этого необходимо приложить максимум сил и стараний.


Как избавиться от воображаемого друга - смотрите на видео:


Воображаемый друг - это особое состояние психики. Вредно ли оно для здоровья, так прямо сказать нельзя. В первую очередь нужно разобраться тому, у кого такой знакомец - самый лучший и близкий. Иногда виртуальные приятели могут стать причиной болезни, тогда необходима помощь психотерапевта. А так общайтесь со своим нереальным товарищем, если дружба с ним доставляет удовольствие. И не стесняйтесь разговаривать, идя по улице. Не ваша забота, когда кто-то обращает внимание. Это проблема того, кто смотрит на вас с ухмылкой.

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль. Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго. Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Являются ли видения признаком одиночества?

На протяжении многих десятилетий взрослые с недоверием и опаской относились к воображаемым спутникам маленьких детей. Подобные видения приписывались обособленным детям, лишенным реальных друзей. Современная поп-культура, во многом сформированная под влиянием известных голливудских фильмов, и вовсе полагает, что вымышленный персонаж может причинить ребенку реальный вред, например, заставив его совершить что-то дерзкое или страшное. Ведущий психолог Лаборатории знаний Университета штата Алабама Энсли Гилпин рассказал о случае, когда отец заподозрил собственную дочь в шизофрении. На самом деле у ребенка был воображаемый друг. Теперь, по прошествии времени, эта девочка жива и здорова, а в ее голове больше никто не живет.

Позиция современных психологов

Это теперь ученые уверены, что в возрасте 3—5 лет для детей совершенно нормально иметь воображаемого друга. Этим малышам не нужна медицинская помощь или психологическая реабилитация. Дети полагают, что взрослая жизнь слишком скучна, а видения помогают им развивать творческий потенциал. Некоторые психологи называют это явление синдромом Карлсона. Несколько последних десятилетий были отданы на углубленное изучение проблемы. Было задокументировано сразу несколько любопытных эпизодов, на основании которых был сделан оптимистичный вывод. Подобную дружбу можно признать одной из самых ярких и восхитительных. Теперь наличие воображаемого компаньона не считается чем-то ненормальным или необычным, а сама жизнь в вымышленном мире помогает малышам развить ценные навыки, которые пригодятся в реальности.

Родителям не о чем беспокоиться

Проведя рад тестов, ученые заверяют, что родителям не о чем беспокоиться, если они узнали о воображаемом друге сына или дочери. По оценкам экспертов, это явление необычайно распространено. Приблизительно 65 процентов детей в возрасте до 7 лет имеют вымышленных друзей. Если вы сами не имели подобного опыта в детстве или плохо помните о нем, спешим вас заверить: дети прекрасно знают о том, что их друзья не настоящие. Большинство исследователей полагают, что воображаемые персонажи не являются показателем одиночества или дефицита социальных навыков. Посредством вымысла дети раскрывают свое воображение.

Каковы самые ранние сроки развития вымышленной дружбы?

Фактически способность создавать воображаемого друга может проявиться в самом раннем младенчестве в то время, когда дети начинают учиться различать черты окружающих. Если мать обычно поднимает брови и раздувает щеки, чтобы позабавить кроху, это тут же находит живой отклик в ответной гримассе. Об этом рассказывает психолог из Йельского университета Дороти Сингер, которая начала изучать феномен вымышленных друзей еще в конце ХХ века: «Копирование мимики взрослых действительно является предвестником некой притворной игры, которая показывает, что ребенок любознателен. Он готов подражать звукам и действиям окружающих». Впоследствии этот навык трансформируется в более обтекаемый персонаж, который селится в воображении малыша.

Это дает когнитивные и эмоциональные преимущества

На основе более ранних исследований можно констатировать еще один любопытный факт: воображаемые друзья могут дать малышам некоторые когнитивные и эмоциональные преимущества. «Во многих отношениях все малыши похожи. Но когда мы тестируем детей, которые водят дружбу с мнимыми компаньонами, мы находим явные преимущества от этой дружбы. Эти дети более общительны, менее застенчивы, также они имеют уровень социальной перцепции, высокий не по годам. Они лучше воспринимают точку зрения другого человека в реальной жизни», — вот мнение Марджори Тейлор, психолога из Университета Орегона. Отметим, что ученые выявили лишь корреляцию, причина улучшения когнитивных навыков остается загадкой. Никто не знает, когда именно формируются перечисленные навыки. Может быть, они были сформированы до создания воображаемой дружбы либо могли стать ее следствием.

Иногда это переносится во взрослую жизнь

Хотя это крайне редко, но даже психически здоровые взрослые люди могут иметь воображаемых друзей. Этот процесс продолжается с детства. По мере взросления человека либо его старые друзья идут с ним бок о бок, либо воображение создает новых, более зрелых персонажей. Наверняка, вам будет интересно узнать, что Королева детективов Агата Кристи всю свою сознательную жизнь имела воображаемых друзей. Об этом писательница упомянула в своей автобиографии, которую написала в 70-летнем возрасте. Там она призналась читателям, что вымышленные друзья нравились ей гораздо больше, чем герои собственных произведений. По словам доктора Тейлор, нет нужды беспокоиться о мнимых компаньонах, в каком бы возрасте они бы не приходили к человеку. Не стоит пытаться выяснить причину, согласно которой они появились. На самом деле вымышленный мир не имеет никаких рамок и ограничений.

Как появляются воображаемые друзья?

Наверняка произведения детских авторов писались на основе чьего-то реального опыта. Если мы обратимся к ним, то увидим, что воображаемые друзья приходят в самый подходящий для этого момент. У Малыша был Карлсон, а герой известного комикса Кельвин дружил с плюшевым тигром Хоббсом. Но самый популярный образ детей абсолютно невидимый. Невидимка существует рядом, разговаривает с детьми и приходит им на помощь при случае, но, как вы понимаете, не имеет никакой обтекаемой формы. В других случаях дети представляют в роли своих выдуманных антропоморфных друзей, например супергероев или призраков, либо животных, обладающих человеческими способностями. Также в роли мнимого компаньона легко представить совершенно обычного незнакомца.

Идеальный друг

Для многих детей вымышленный персонаж является идеальным другом, наделенным характером положительного героя. Дети разговаривают со своим другом, охотно слушают его, а также делятся своими тайнами и секретами. В связи с этим доктор Тейлор не может утверждать, что воображаемые друзья являются идеальными собеседниками. Не исключено, что во время таких диалогов могут возникнуть конфликтные ситуации или недопонимание (как и в случае с друзьями реальными). Однако и такое общение с вымышленным персонажем идет на пользу ребенку. Многие психологи утверждают, что умение существовать в конфликтных ситуациях, пусть и вымышленных, учит ребенка терпимости.

Кем являются реальные игрушки, наделенные характером?

В отличие от несуществующего персонажа со своими уникальными личностными чертами, игрушки, наделенные характером, — это просто игрушки. Они не могут встать на одну ступень с мнимыми компаньонами, так как их образ уже создан, а не рожден сознанием малыша. Чаще всего эта ситуация характерна для детских ролевых игр, где малыш выступает в роли воспитателя.

Содержимое

Взрослые склонны верить только тому, что видят собственными глазами или прочитали в умных книгах. И когда рассказываешь о том, что есть в действительности, они делают беспокойное лицо и предлагают посетить детского психиатра.

Ребенок живет в своем особенном детском мире, где Карлсон - совершенно реальный персонаж, как и фрекен Бок, где варежка превращается в преданного щенка, а Чеширский кот исчезает, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у малыша римерно в трехлетнем возрасте. Это не является каким-то отклонением, и обосновано развитием у детей творческого мышления и воображения. Нужно воспринимать появление таких друзей совершенно нормально.

Причины выдумывания воображаемых друзей очень различны, но по мнению психологов, в большинстве случаев, ваш малыш пытается реализовать невыполненное желание или заполнить эмоциональную пустоту. Некоторые дети придумывают себе друзей, когда чувствуют тоску или одиночество. Особенно это распространено среди детей, не имеющих братьев или сестер. Другие дети придумывают себе наперсников, с которыми можно пообщаться, когда он напуган, воображаемый друг подбодрит и поддержит. А кто-то может выдумать себе друга в качестве «мальчика для битья», чтобы сваливать на него всю вину за собственные проступки, таким методом, детское самосознание выполняет защитную функцию. Воображаемые друзья могут быть даже в некоторой степени полезны. Они помогают решать некоторые вопросы на доступном ему уровне - от разочарования до беспокойства. Если малыш сказал вам, что его выдуманный друг ненавидит его, то таким способом он выражает собственную злость, достигая эмоциональной разрядки. Дети в полуторагодовалом возрасте часто играют в воображаемые игры, часто вы можете замечать, как малыш ест несуществующую пищу или гуляет с выдуманным животным. В таком возрасте дети имеют уже достаточно развитое воображение для создания воображаемого друга или ситуации. Выдуманный друг станет очень хорошей компанией вашему малышу. Психологи оценивают наличие выдуманных друзей у детей примерно в 60%.

Культура нашей страны заставляет детей с раннего возраста окунаться в мир фантазий. Это говорящие мягкие игрушки, сделанные наподобие мультяшных или сказочных персонажей. Они окружают ребенка задолго до того, как он начинает разговаривать.

Воображаемый друг может быть самым разнообразным: любимая игрушка, наделенная человеческими качествами, друг, которого на самом деле нет, но ему необходимо ставить дополнительную тарелку во время обеда или подтыкать одеяло.
Друг может стать и сильным, как супермен, и слабым и беззащитным, нуждающимся в заботе и опеке, или просто обычными мальчиком или девочкой, с кем можно играть. В большинстве случаев, воображаемый друг это не обязательно человек, им может стать какая-нибудь зверушка. Если вы столкнулись с такой «проблемой» не спешите бежать к психологу. Ваш малыш просто очень эмоционален и наделен богатой фантазией. Чтобы выплеснуть все накопившиеся эмоции, он и придумал себе друга. Такой друг может стать отличным материалом для диагностики со стороны родителей. В процессе наблюдения за малышом, когда тот общается или играет со своим выдуманным другом, можно узнать такое, о чем вы даже не подозревали. Ведь в таких играх отражены внутренние проблемы, как детей, так и семьи, в общем.

Проблема гиперопеки

Часто ребенок испытывает давление со стороны родителей. И это не всегда наказания или запреты. Избыточная опека не оставит места внутри ребенка для собственного «я», загонит в угол быстрее любого насилия. Именно из-за чрезмерной опеки взрослых он «убегает» в выдуманный мир к воображаемым друзьям. Развитие событий может происходить в двух направления:

  1. В воображаемом мире, ему можно все то, что запрещают родители: завести щенка, есть варенье ложками, гулять по крыше.
  2. Он играет роль родителя и выстраивает свое поведение соответственным образом: ограничивает своих выдуманных друзей, запрещает, наказывает. В таком случае, его выдумка сделает друзей беспомощными. Это хороший пример для родителей: взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующий вывод: ребенку понимание необходимо больше, чем правила поведения.

Чувство вины

Невротическое чувство вины испытывают не только взрослые, но и дети. Для того, чтобы снять напряжение, дети существуют в придуманном мире с выдуманными друзьями. Здесь появляется модальность наказания: ребенок может наказать своего придуманного друга, (или рассказать как того наказали) или счастливо избежать наказания (оно должно было быть, но случилось нечто, и все обошлось).

Нехватка впечатлений

Первый признак недостатка впечатлений это то, что в рассказах ребенка появляется множество приключений, фантастических миров, путешествий.

Даже взрослому надоедает жить в постоянном круговороте дом-работа-дом. Уже через некоторое время мы лезем на стену, глотаем антидепрессанты и обращаемся к психологу. В отличии от детей, у взрослого гораздо больше возможности разбавить повседневную рутину: сходить в гости или в клуб, засесть в Интернете и насытиться виртуальным общением, пообщаться с друзьями вживую. Вашему мальчику или девочке все это недоступно, он полностью зависит от родителей. И многие просто не задумываются о том, что жизнь ребенка - это тоже рутина: Будильник, детский сад, одинаковые игрушки, мультики, ужин, горшок и сон. Если мама прочитает волшебную сказку про приключения на ночь, то это здорово. А утром снова одно и то же: будильник, детский сад… Единственное нескучное место - это воображаемый мир, где с выдуманными друзьями можно попасть в любое захватывающее приключение, так отличающееся от повседневной серой жизни.
Припомните, куда вы ходили с ребенком последний раз, кроме собственного двора со сломанными каруселями? Малышу жизненно необходимы новые впечатления, и одного раза в неделю ему не хватает. Определенным выходом из ситуации может стать детский сад, который работает по определенной программе, насыщенной множеством значимых для детей «событий». Здесь присутствуют некоторые «но». Как правило, работающие по такой программе садики - платные, что может стать проблемой для мам в декрете, а с другой стороны, такие мероприятия требуют присутствия родителей, что сложно для работающих мам. И кроме того, не многие дети выдерживают большое количество впечатлений, как известно, чрезмерность не очень хороша.

Ребенку одиноко

Очень часто, ребенок придумывает себе друга, когда одинок. Например, в семье появился брат или сестра и все внимание родителей переключено на него. Или, как вариант, рассеянные родители, больше занятые своими мыслями, чем детьми. А еще бывает и так, что он просто застенчив и очень трудно сходится с людьми. Здесь можно посоветовать только одно - общения должно быть больше. Общение с ребенком, с другими детьми вместе с ним, с другими родителями. Необходимо помочь малышу найти общий язык со сверстниками.

Вытеснение

Со своими выдуманными друзьями ребенок исполняет свои тайные желания. Это самый легкий для диагностики вариант.

Если, например, выдуманный друг появляется для защиты вашего малыша, значит, ему может быть плохо, он просит защиты и снижения давления. Если же друг еще обещает и наказать обидчика, это уже вытесненная агрессия - есть повод обратиться к психологу. Есть, конечно, более простые решения: например, выдуманную собаку легко заменить настоящей, а если у ребенка аллергия на шерсть, всегда можно выбрать бесшерстную породу.

Худшим вариантом будет, если ребенок склонен скрывать своих выдуманных друзей. Это говорит о том, что он не доверяет вам или боится. Хотя есть возможность, что вы просто не заметили придуманного друга, а милый Пашка, который присутствует во всех рассказах ребенка, это всего лишь пластмассовая игрушка.

Как же повести себя, если ребенок стал рассказывать о воображаемых друзьях? Главное здесь - никаких запретов. Можно даже слегка подыграть ему: слушать все истории, рассказываемые им, поставить лишнюю чашку за обедом, интересоваться делами его нового друга. Однако важно соблюдать границу между реальностью и вымыслом, за свои поступки отвечать должен ребенок, а не придуманный друг: «Тарелку разбил Карлсон, но в углу придется стоять тебе».

Придуманные друзья, с возрастом ребенка изменяются. В возрасте двух лет он относится к ним, как к товарищам по игре. В возрасте четырех лет, он может ссориться с воображаемым другом, доказывая свою силу в новой группе садика, например. Шестилетний ребенок может придумать себе товарища, которому будет высказывать свою злость в отношении родителей или друзей.

Очень часто, родители беспокоятся о том, что общение с выдуманными друзьями отрывает малыша от действительности. По исследованиям психологов, такое происходит в очень редких случаях. Дети испытывают эмоции, похожие на эмоции взрослого, которые он испытывает при прочтении книги или просмотре фильма. Сами эмоции реальны, но вы всегда помните что есть действительность, и эти фантазии вас ни к чему не обяжут.

Примерно к девяти годам, выдуманные друзья должны исчезнуть. Если этого не происходит, необходимо обратиться к психологу. Важно правильно выбрать специалиста, избегайте шарлатанов, которые поставят неверный диагноз и пропишут кучу ненужных психотропных препаратов. Необходимо понимать, что при обращении к психологу с детскими проблемами, работать он буде в первую очередь с вами, так как источником детских проблем чаще всего являются родители.

На самом деле, зависит от родителей, точнее от их нахождения рядом с ребенком, есть ли у него воображаемый друг. Некоторые родители относятся к воображаемому другу, как к символу хорошо развитого воображения и креативности. Некоторые просто игнорируют их, так как не находят времени на общение со своими детьми. Многие дети только рады тому, что родители уделяют им внимание, однако позволять воображаемому ребенку манипулировать собой нельзя. Точнее, не стоит обращать на него особое внимание, пока он уважительно относится к установленным в вашем доме правилам.

Перекладывание ответственности. Как правило, друг придумывается для того, чтобы свалить на него всю ответственность за содеянное. Нет повода для беспокойства, в таком случае нужно просто присесть рядом и объяснить малышу, что помогать такому другу мы не будем.

Друзья на всю жизнь. Многие считают, что выдуманные друзья существуют только для маленьких детей и дошколят. Однако, это не совсем так. Такие друзья присутствовать в течение нескольких лет. Дети стараются, чтобы придуманный друг был только их другом, поэтому многие родители даже не знаю о них.

Наличие выдуманного друга совсем не значит, что у ребенка имеется какая-то проблема. Если он здоров и хорошо чувствует себя в реальности, то нет причин считать, что воображаемые друзья - это отклонение.



Рассказать друзьям