Воспитание в ребенке лидерских качеств. Как вырастить ребенка-лидера в семье – секреты воспитания сильной личности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воспитывать ребёнка-лидера в наше время становится модным. Взрослые люди, которым уже далеко за тридцать, часто завидуют современным подросткам, ведь их воспитывали совсем в другой манере: в то время «в тренде» были послушные и прилежные дети. Активные, озорные, своенравные дети высмеивались в школьных стенгазетах, над ними смеялись, их осуждали сверстники и учителя. Современный ребёнок в десять лет способен на большее, чем иные взрослые, которые в таком возрасте были паиньками – на радость родителям.

Однако воспитание ребёнка-лидера некоторые родители понимают не совсем корректно. По их мнению, ребёнок должен, что называется, идти по головам – расталкивать сверстников, унижать более слабых и менее способных, силой доказывать своё превосходство. На самом деле такой «лидер» будет производить отталкивающее впечатление. Истинная задача лидера – увлекать за собой, быть авторитетом (не в уголовном, разумеется, смысле!), подавать пример своим поведением. А прежде чем вести за собой коллектив, лидер должен разобраться с самим собой.

Чему нужно научить будущего лидера?

Лидер должен привлекать к себе внимание. А в первую очередь для этого необходимо научиться хорошо говорить. Многие политики, в том числе и отечественные, обретали популярность исключительно умением говорить, убеждать публику. В современном мире, да и не только в современном, важное значение имеет не только то, что человек делает, но и то, как он себя подаёт. В запущенных случаях вообще не важно, кем ты являешься, главное – кем ты кажешься. Но такие случаи приводить в пример ребёнку не нужно.

Хорошо в этой связи рассказать ребёнку про Демосфена. Этот древнегреческий оратор, быстро ставший знаменитым, в ранние годы был очень застенчив, имел слабый голос и заикался. Красиво говорить он не умел и, собственно, мало кому был интересен. Но за годы усиленных тренировок он исправил свои дефекты речи, выработал громкий голос и освоил ораторское искусство, вследствие чего стал настоящим народным вождём.

Эта история учит не только важности речи, но и тому, что следует работать над своей внешностью вообще: следить за одеждой, соблюдать правила гигиены и т. д. Объектом внимания должно быть любое действие .

Настоящий лидер не боится ответственности. Он – первый среди равных, и по нему судят обо всём коллективе (например, о его классе). Однако не должна довлеть над лидером: быть старостой класса, предводителем дружеского коллектива или капитаном школьной футбольной команды очень интересно.

Лидер – это тот, к кому остальные члены группы постоянно обращаются за помощью, от кого они ждут решающего слова, пример с которого берут. Уметь решать вопросы коллектива – важное свойство предводителя, которым никак нельзя пренебрегать: ведь только так можно сохранить лидерство. Что делали с зарвавшимися правителями, тиранами и диктаторами? Их свергали и уничтожали. И наоборот – правители, поддерживавшие свой народ, пользовались взаимной поддержкой, они дольше всех держались у власти, им прощались некоторые погрешности. То же самое происходит, к примеру, в школьном классе: ученики предпочитают идти за тем, кто сможет каждого поддержать или утешить, а нахальному и капризному дадут от ворот поворот. Коллектив всё-таки сильнее одного человека, и тот, кто хочет держать его в своих руках, должен быть чем-то полезен всем.

Лидер необязательно должен успевать по всем предметам. Достаточно отлично владеть некоторыми, а ещё иметь какие-то увлечения, чтобы с их помощью можно было увлекать людей. Главное – своим азартом, увлечённостью и прекрасными результатами даже в какой-то одной деятельности «зажигать» публику.

Почему – деловую, политическую, творческую, научную, спортивную – чаще всего делают троечники? Потому что отличники «распыляются» на все предметы и в результате не в состоянии уяснить ни один из них на уровне «выше стандартного»; кроме того, «ботаники» отрываются от коллектива и его насущных потребностей, они часто необщительны, имеют слишком высокое мнение о себе. А троечники усваивают основные предметы на среднем уровне плюс какие-то – на «исключительном», с их-то помощью они и приковывают внимание к себе.

Лидерские качества не обязательно связаны с постоянными успехами: нужно уметь проигрывать. Не следует порицать ребёнка за неудачи.

Потерпевший неудачу ребёнок может оценить свои действия, разобраться с тем, где он ошибся, и в будущем добиться успеха или помочь кому-то его добиться. Но это лишь в том случае, если не ругать его за ошибки. Ребёнок не должен бояться неудач, ведь они – основа всякого познания: ошибки делают буквально все из нас. Больше того, известно, что люди с «врождёнными способностями» реже добиваются успеха в профессиях, соответствующих этим способностям, чем те, которые никаких «талантов» не имели и всё познавали на практике – методом проб и ошибок.

Поэтому если ребёнок не смог рассказать заданное стихотворение, его нужно ободрить и утешить, следует убедить его, что в следующий раз он сделает это хорошо. Так мы настроим его на и самосовершенствование.

Должен принимать общие правила поведения. Недаром поговорка гласит – чтобы вести людей, надо идти вслед за ними.

Есть и ещё одна: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Внедряясь в коллектив, любой новичок будет вначале подчинённым, даже если он сразу привлёк чьё-то внимание. Уважение к общепринятым правилам – это уважение ко всем членам коллектива, а без этого уважения настоящим лидером стать невозможно. Поддерживая общие правила, можно в коллективе быстро стать «своим», а это тоже важный шаг на пути к лидерству: подозрительному чужаку публика никогда не доверится.

А главное: истинный лидер – человек самостоятельный, привыкший всего добиваться сам.

Свобода действий – то, чего не хватает многим нашим детям. Ведь традиционно считается, что ребёнок – существо несамостоятельное и нуждающееся во всесторонней опеке. Конечно, в самые ранние годы постоянная забота более-менее оправдана, ведь малыш не умеет даже самостоятельно ходить. Однако по мере взросления он испытывает всё большую потребность в самостоятельных действиях. Если же её не удовлетворить, потребность пропадает и сменяется полной зависимостью от окружающих, в первую очередь родителей. «Маменькин сыночек» ни в коем случае не вырастет лидером, ведь по своей природе он привык подчиняться. Из него может получиться лишь ревностный исполнитель родительской воли, но никак не предводитель или авторитет.

Любопытно, что понятие «ребёнок» с течением времени меняло своё значение. В древности и в средние века человек 12 – 13 лет считался вполне взрослым; он имел право вступать в брак, мог править городом или государством, командовать войском и т. д. В те времена люди были гораздо более независимы по своему мышлению, невзирая на господство религиозной идеологии. В наше время международное законодательство официально считает человека до 21 года ребёнком, хотя определённые «взрослые» права доступны с 14 лет: в некоторых странах с этого возраста разрешается вступать в брак, водить автомобиль, приобретать недвижимость и устраиваться на работу, в нашей стране выдаётся паспорт. А если неофициально, то «в быту» ребёнком часто считается человек до 30 лет, а то и выше. Так, в организациях пожилой начальник игнорирует мнение «молодого» 30-летнего сотрудника, поскольку тот ещё «не дорос». Популярным стал и «вечный ребёнок» как тип личности, который вплоть до старческого возраста развлекается, играет и имеет романтически-наивный характер. Расхожими стали афоризмы вроде: «Первые сорок лет детства – самые трудные для мальчика».

Корни всего этого кроются как раз в воспитании. Дети, не приученные к самостоятельности, попросту боятся совершать независимые поступки, а если и совершают, то делают это неловко, неудачно и быстро разочаровываются во «взрослой» жизни. Понятное дело, что во взрослой жизни такие люди очень редко бывают руководителями, предводителями и даже «заводилами» в дружеской компании.

Как приучить ребёнка к самостоятельности?

Во-первых, как можно больше времени он должен проводить вне дома, вдали от родителей. Детский сад, песочница, друзья во дворе – во всех этих ситуациях ребёнок сталкивается с незнакомым социумом и окружением, в которых ему приходится учиться ориентироваться. Успех в такой обстановке зависит лишь от его собственных действий, поэтому в ней лидерские качества формируются лучше всего. Время от времени необходимо менять окружение – переводить ребёнка в другой садик, водить в другой парк или другую песочницу; к одной и той же обстановке он быстро привыкает, и умение действовать самостоятельно снижается.

С течением времени садик, и песочница сменяются школой, а также детскими спортивными секциями, творческими кружками и клубами. Следует посоветоваться с ребёнком и подтолкнуть его к тому, чтобы он определил, чего он больше хочет и – главное – как это можно реализовать самому. Интересы и увлечения он может избрать для себя только сам, ни в коем случае не с помощью мамы, бабушки или старшего брата; и только сам он может выбрать кружок или секцию.

Лидерство и экономика

С воспитанием детей-лидеров связаны и такие «глобальные» явления, как успехи страны в экономике. Если жители страны с юных лет приучены к лидерству и самостоятельности, то в будущем можно ожидать появление поколения ответственных организаторов, предпринимателей, руководителей.

Почему образцовыми в экономическом и политическом плане считаются страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии?

  • Всё просто: традиционно для Европы характерно воспитание детей-лидеров, которые в будущем «не посрамят честь семьи». Нередко при наступлении 21-летнего возраста родители выдворяют детей из дома: им самим приходится снимать квартиру, искать работу, устраивать свой быт, находить девушку и т. д. К такому событию детей стараются готовить заранее, и рано научившийся проявлять самостоятельность ребёнок не пропадёт в будущем. Конечно, не везде и не всегда на западе этот принцип соблюдается, но общая традиция именно такова.
  • Для азиатских обществ такая строгость нехарактерна, там ребёнка стараются опекать всеми возможными способами. Однако экономическая система этих стран такова, что ребёнок в семье – это, прежде всего работник, залог будущего достатка семейства. Больше детей – больше рабочих рук. Поэтому, проявляя сильную заботу о детях, в Китае, Корее и других странах стараются вместе с тем привить им любовь к самостоятельности. Ведь мальчик в семье – это потенциальный отец семейства, а значит – глава и лидер. Разветвлённая сеть социальных связей, характерная для азиатского общества, существенно расширяет понятие «семьи»: здесь и многочисленные близкие и дальние родственники, знакомые, коллеги по работе и учёбе, начальство и подчинённые, правительство, духовные наставники… И необходимо стремиться стать во главе всей этой публики – так будет лучше для неё. «Восточная» модель лидерства во многом столь же эффективна, как и «западная».
  • А вот страны Латинской Америки были и остаются аутсайдерами. Не последнюю роль в этом играет давняя национальная традиция: дети до 30 лет часто живут вместе с родителями, чтобы пережить экономические трудности, кризис, безработицу; такое поведение неизменно приветствуется обществом. То же самое наличествует и в таких странах, как Греция и Испания – самых небогатых и «отсталых» странах Европы. Там сформировалось такое явление, как NEET, или «поколение ни-ни»: это молодые люди до 30 лет (а то и выше), которые живут с родителями, не работают, не учатся и не заводят семью. В этих странах аналитики говорят, что «поколение ни-ни» пагубно сказывается на экономическом развитии: выросшие в таких условиях люди неспособны к каким-либо серьёзным самостоятельным действиям, не имеют рабочей или научной квалификации, не имеют лидерских качеств для занятия ответственных должностей. В традициях средиземноморских и латиноамериканских стран – чрезмерно опекать детей и не давать им возможности действовать самостоятельно. В последнее время эта традиция перекочевала и в Западную Европу, что также негативно повлияло на развитие этого региона. Аналогичное явление – «хикикомори» — имеет место и в Японии. Постоянные бедствия, испытываемые Грецией или Испанией, характерны и для нашей страны. Лидерство и самостоятельность в СССР и нынешней России порицаются и высмеиваются при воспитании детей, а в дальнейшем этот принцип переносится и во взрослую жизнь. «Инициатива наказуема» — это выражение на долгие годы стало универсальной формулой жизни в нашей стране. Так формируется привычка подчиняться и угождать, и лидерство над «стадом» неизменно берут всевозможные мошенники, уголовники и иностранные агенты, которые стоят выше закона и традиций и поэтому «знают правду».

Поэтому воспитание детей-лидеров принесёт пользу не только для самих детей, но и для страны в целом.

Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание

Воспитание ребенка-лидера требует от родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у малыша и как действовать родителям, учитывая его психологические особенности?

Иногда можно увидеть, как один ребенок умудряется вовлечь в игру всех остальных. «Ну, руководитель растет», «Он у вас точно президентом станет» – такие фразы часто слышат родители ребенка-лидера.

Лидерство или неуправляемость?

В общем-то, в современном обществе лидерство – черта одобряемая, востребованная. Лидерство – это практически синоним успешности. «Воспитываем лидеров» – такой лозунг часто можно услышать в «продвинутых» детских садах, школах, различных молодежных организациях. Но даже прирожденный лидер, пока ему не исполнилось 18, – прежде всего еще ребенок. Это значит, что его нужно воспитывать, помочь ему найти пути развития положительных качеств и учить использованию их во благо самого себя и окружающих.

  1. Одна из распространенных ловушек в том, что родители детей-лидеров иногда ощущают себя в чем-то слабее собственного ребенка и осознанно, либо отказываются от воспитательной функции по отношению к нему. Между тем каждый ребенок нуждается в авторитетах, образцах для подражания.
  2. Приказной тон, причем не только среди сверстников, но и в кругу семьи, своеволие, упрямство, агрессия в ответ на любые ограничения – подобное поведение часто путают с лидерством и называют проявлениями сильного характера. И тогда родители, хоть и страдают от такого поведения ребенка, но в глубине души гордятся силой характера, раскованностью и энергией своего отпрыска.
  3. Если ребенку удается таким способом достигать желаемого, да еще он видит негласное одобрение, способ закрепляется.

Основная проблема в том, что в отличие от лидерства истинного, такое псевдолидерство на деле означает полную несамостоятельность ребенка. Зачем уметь что-то делать самому, если все сделают за тебя?!

Умение ладить с людьми – одно из необходимых лидеру качеств

Как узнать настоящие лидерские задатки?

  1. Лидер действует не истериками и приказами. Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.
  2. Настоящий лидер – лидер везде. Если ребенок дома всех «строит», а в детском саду предпочитает отмолчаться, скорее всего, это лишь способ взаимодействия с родителями, а не личностная черта малыша.
  3. Ребенок-лидер имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты, причем это может проявиться уже начиная с 3–4 лет.
  4. Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, чем-то занять себя.
  5. Как правило, маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано. Ребенок-лидер способен убедить сверстников, к примеру, отдать машинки, но не хитростью, а на основе выгоды для другого малыша.
  6. В детском коллективе ребенок-лидер частенько берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.
    «У нас в садике все ребята ссорятся, кому вставать первым, когда мы идем на физкультуру, толкают друг друга, ругаются!» – рассказывает маме четырехлетний малыш. «А ты тоже ссоришься и ругаешься?» – интересуется мама. «Нет, я говорю им, кто должен стоять первым и почему!» – отвечает ребенок. «И они тебя слушаются?» – удивляется мама. «Конечно, я же правильно все им говорю» – отвечает ребенок-лидер.

Как действовать родителям?

  1. Прежде всего, важна последовательность. Если вы говорите ребенку: «Не смей мне приказывать», а через час при нем хвастаетесь своей подруге, что у сына «сильный характер», будьте уверены, он в следующий раз проявит свой «характер» еще ярче.
  2. Вы сами должны осознавать грань и объяснить ее ребенку. Уметь добиваться своего – хорошо, но нужно уметь выбирать для этого методы, не ущемляющие и не обижающие других. Настоящий лидер – тот, кто достигает вершин не за счет других, а вместе с ними. Важно развивать у ребенка-лидера ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций.
  3. Родителям ребенка с лидерскими наклонностями очень важно помочь своему чаду найти дело, в котором он будет самовыражаться. Для кого-то таким делом становится спорт, для другого школьное научное общество, для третьего – организация выпуска школьной газеты и т. д. Лидерские наклонности, которые не могут реализоваться, часто гложут ребенка изнутри, превращаясь в зависть, тщеславие, ревность к успехам других.
  4. Дети-лидеры часто очень чувствительны к оценкам их деятельности, болезненно воспринимают критику, ошибки и неудачи. Очень важно с малых лет учить ребенка воспринимать критику как стимул к развитию, ошибки – как уроки, а неудачи – как неизбежное побочное явление на пути к цели.
  5. Как ни старомодно это прозвучит, но родителям ребенка-лидера нужно уделять особое внимание воспитанию ценностных ориентиров и представлений о морали и нравственности у ребенка. У вас растет личность, способная повести за собой других, и очень важно, куда именно.

Детские психологи вывели замечательную формулу: говорите своему малышу не более трех «нельзя» в день, и на каждое из них по три «можно».

  1. Присматривайтесь к тому, кого выбирает ребенок в качестве своих кумиров, «злодеев» или «благородных героев», дело в том, что в «злодействе» лидерство обычно более наглядно и очевидно. Так, например, во времена популярности сериала «Бригада» я, работая в школе, наблюдала, как во многих классах – от 3-го до 11-го – мальчишки-лидеры стали подражать главному герою этого фильма, преступнику, копируя его язык, перенимая ценности. Очень уж ярким и притягательным был образ человека, вокруг которого крутятся другие, подчиняются ему.

А вот что рассказывает мама третьеклассника об особенностях воспитания своего ребенка-лидера.

«Мой сын всегда проявлял склонность к лидерству, еще с детского сада. В классе он староста, ребята прислушиваются к нему. И вот недавно произошел такой эпизод. К ним в класс пришел мальчик из другой школы, и вот по причине того, что он новенький и каких-то еще внешних недостатков, его, как это часто бывает, начали в классе «гнобить». Часть ребят начала насмехаться над ним, устраивать злые шутки. Мой сын, рассказывая об этом, очень переживал. Сказал, что мальчика ему жалко, но он боится, что если не будет участвовать в общей затее, то потеряет свой авторитет. Довольно долго мы обсуждали, что это как раз тот случай, когда он может применить свой авторитет в классе ради благого дела. Это, конечно, сложнее, но так он будет больше уважать себя. Беседы мы вели несколько вечеров подряд. Нужно сказать, что ситуация кончилась хорошо. Как только сын выразил свою позицию в классе, к нему сразу присоединилось много ребят, которые сами сделать это боялись. Те аргументы, что мы подобрали вместе с ним, помогли, он взял новичка под опеку. Мне кажется, он горд собой».

Лидерство – это ответственность, важно, чтобы ребенок понимал это.

Ребенок-лидер дома

Как же общаться с маленьким лидером дома?

Он на все вокруг имеет свой собственный взгляд, стремится помочь или посоветовать. Понятно, что нельзя ограничить ребенка вашими желаниями и потребностями, ему необходимо пространство для мыслей, решений и поступков. Но с другой стороны, родитель всегда остается родителем, а это, по существу, роль лидерская. То есть возникает противоречие…

  1. Ребенок в любом случае должен признавать авторитет родителя
    Лучше всего прийти к следующему компромиссу. Стоит обсуждать непростые ситуации с ребенком на равных, давать ему возможность проявить себя и аргументировать свою позицию. Окончательное же решение в сложных ситуациях должно оставаться за родителем. Например, ребенок настаивает на том, чтобы поздно вечером посмотреть по телевизору кино вместе с вами. Пусть он объяснит, что его заинтересовало – сам фильм или возможность побыть подольше с родителями. Так вы сможете предложить альтернативные варианты («Мы завтра найдем этот фильм в Интернете и посмотрим его в дневное время»). А после твердо скажите, что сейчас он идет спать, поскольку должен соблюдать режим. Можно объяснить ребенку, болезненно воспринимающему, что вы решаете за него: «Когда ты будешь взрослым, ты тоже будешь нести ответственность за свою семью».
  2. Постарайтесь так распределить дела и обязанности , чтобы у ребенка была сфера, за которую он полностью отвечает и принимает решения.
    Например, обязанностью дошкольника может стать вытирание пыли в квартире. Важно дать ему возможность самому составить график такой уборки, выбрать себе «орудие труда». Вы же будете лишь изредка проверять качество работы, но не вмешиваться в сам процесс. С возрастом зону ответственности нужно расширять. Кстати, это наглядно покажет важное правило – чем больше ты умеешь, тем больше ты сможешь сам решать. Ведь часто у ребенка-лидера есть амбиции, не основанные на реальном уровне возможностей.

Например, первоклассник может требовать не контролировать выполнение домашних заданий, а сам потратит много времени на игры и просмотр телевизора и не успеет, как следует позаниматься. Тогда вы можете сказать: «Я не буду вмешиваться в сами твои задания, пока ты не попросишь, но твой день мы пока будем планировать вместе, ты еще недостаточно хорошо чувствуешь время и умеешь его организовать».

  1. Не соревнуйтесь с ребенком.
    Иногда родители, если они сами лидеры по натуре, неосознанно начинают устраивать домашнее соревнование «Кто главный?» Очень важно избегать такой ситуации. Чему нужно учить ребенка-лидера, так это сотрудничеству, а конкуренции он научится и сам. «Мы идем в кино!» – говорит папа. «Нет, пойдем на каток!», – настаивает ребенок. И такие споры каждый день, цель их часто лишь в том, чтобы увидеть, кто же кого переспорит. «Давай вместе!» – чаще говорите ребенку-лидеру. Пусть он услышит ваше мнение, а вы услышьте его и примите решение сообща.
  2. Помогайте выстраивать отношения братьям/сестрам.
    В семьях с несколькими детьми соревнования» между ними – тоже не редкость. Важно найти для каждого из детей свою «нишу», где он проявит себя и станет первым. Один ребенок может быть очевидным лидером в точных науках, а другой в творческих занятиях. Объясняйте детям, что настоящий лидер всегда стремится помочь другому человеку в том, в чем он наиболее успешен.

Запереть ребенка-лидера в рамках ваших собственных желаний и потребностей – смерти подобно. Ему необходимо поле деятельности. С другой стороны, вы всегда остаетесь родителем, это особая роль, и здесь тоже нельзя упускать своего лидерства. Ребенок в любом случае должен ценить ваш авторитет и слушаться вас, несмотря на то, что порой у него существует свой собственный взгляд на вещи.
Ищите компромисс . Просто сядьте и, набравшись терпения, обсудите проблему с ребенком как взрослый с взрослым. Он должен почувствовать не просто доверие и теплоту, но еще и уважение. Желаю Вам УСПЕХОВ и ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, ЛЮБИТЕ друг друга!


Воспитание лидера становится модной тенденцией, которой пытаются следовать молодые родители. Если советский ребенок должен был быть прилежным, послушным и скромным, то современным подросткам суждено стать активными, озорными и непоседливыми. Представитель поколения Z способен на большее, чем его 30-летние родители. Нередко это связано с регулярным фитнесом для мозга, который предлагает команда «BrainApps».

Однако, формирование лидерских качеств многие родители понимают превратно. Им кажется, что ребенок-лидер должен руководствоваться принципом «вижу цель – не вижу препятствий» и двигаться к своей мечте с упорством танка. Унижение слабых, обход сверстников, изворотливость – вот качества, которыми, по мнению многих родителей, должен обладать их маленький лидер. На самом деле взрослому человеку, который вырос на таких жизненных ориентирах, будет сложно произвести приятное впечатление.

Цель настоящего лидера – подавать положительный пример, вести за собой сверстников и младших, предлагать легкие пути решения сложных проблем. Достигать этих целей помогут постоянные тренировки с помощью увлекательных развивающих онлайн-игр (например, тренажера «Упрощение»).

Внимание, говорит лидер

Лидер должен приковывать к себе восхищенные взгляды, а без грамотной и четкой речи добиться этого эффекта просто невозможно. Многим политикам и телеведущим удалось обрести популярность только за счет умения правильно говорить и грамотно убеждать свою аудиторию. В современном мире важны не только поступки, а их подача. В самых запущенных случаях публика оценивает не внутренний мир оратора, а его внешнюю подачу. Однако, ребенка не стоит знакомить с такими случаями.

Чтобы объяснить ребенку важность поставленной речи, стоит еще раз упомянуть небезызвестный пример древнегреческого оратора Демосфена, которому пришлось радикально бороться со своей застенчивостью, слабым голосом и заиканием. Регулярные усиленные тренировки помогли ему оставить позади дефекты речи и в совершенстве овладеть ораторским искусством. Эта история учит правильно оценивать роль самоподачи: аккуратного внешнего вида, опрятной одежды и грамотной речи. Объектом пристального внимания может быть внешность и действия лидера.

Ответственность

Настоящий лидер не прячет голову в песок, как только ему приходится брать на себя ответственность. По нему обычно складывают впечатление обо всем коллективе. Однако ответственность не должна становиться для лидера непосильной ношей: быть старостой класса, капитаном баскетбольной команды, руководителем группы очень увлекательно. Остальные члены команды спешат к лидеру за помощью в сложной ситуации, ждут от него слов ободрения в случае поражения и похвалы за выигрыш. Умение грамотно и справедливо решать проблемы коллектива – это важный навык, овладение которым нельзя оставлять «на потом».

Взаимная поддержка, внимательность и рассудительность – это качества, которые позволяют чуткому правителю оставаться у власти, тогда как тиранам и диктаторам рано или поздно придется уступить трон с поникшей головой.

Игра «Сложная сортировка» научит концентрироваться на текущих задачах и предлагать креативные решения, чтобы пользователю удалось сохранить лидерство и помочь всему коллективу.

Не успеть все

Ребенку-лидеру не обязательно иметь высший балл по всем предметам. Отличного владения некоторыми дисциплинами и любимого хобби будет вполне достаточно для того, чтобы вести людей за собой. Главное – вовремя «зажечь» публику своей увлеченностью, креативностью и азартом.

Почему успешная карьера чаще всего поддается троечникам? Будущий спортсмен, исследователь, политик или бизнесмен не распыляется на все предметы, а усваивает основные дисциплины на «исключительном» уровне, тогда как «ботаник» не выказывает своей заинтересованности в текущих проблемах коллектива, имеет слишком высокое мнение о себе и тратит свободное время на охват всех школьных предметов.

Проигрывать – тоже искусство

Лидерские качества нельзя связывать с постоянным успехом. Умение достойно проигрывать скажет о человеке больше, нежели его желание получить победу любым путем.

Как сформировать у ребенка умение проигрывать?

  • Настраивайте ребенка на самосовершенствование – не ругайте школьника за неудачу: невыученное стихотворение, неудовлетворительную оценку по математике или последнее место в олимпиаде по истории. В момент неудачи ребенок нуждается в утешении и искренней поддержке.
  • Подтолкните ребенка к самоанализу – помогите разобраться в причине ошибки.
  • Объясните важность практики, приведите конкретный пример успешности метода проб и ошибок.

Люди с врожденным талантом реже добиваются успеха в профессии, которая ему соответствует, нежели те, кто не боялся рисковать и трудиться, не имея природных способностей.

Лидер идет сзади

Истинный лидер должен подчиняться общим правилам поведения. Знакомясь с новым коллективом, изначально человек будет подчиненным. Уважение ко всему коллективу и его правилам позволит человеку стать «своим», общаться со всеми на равных и предлагать креативные идеи.

Подозрительному чужаку и чудаку аудитория никогда не сможет доверять. Не зря говорят: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Самостоятельность

Бабушки, дедушки и родители старой закалки убеждены в том, что ребенок – несмышленое и не самостоятельное существо, которое нуждается в тотальном контроле и всесторонней заботе. Конечно, в первые три года жизни ребенок нуждается в постоянной помощи родителей, однако потом он испытывает сильную потребность в самостоятельных обдуманных действиях. Подавление склонности к самостоятельности приведет к полной зависимости от родителей. Будучи взрослым, не самостоятельный человек становится идеальным подчиненным – безынициативным, спокойным и послушным сотрудником. Ему никак не стать предводителем коллектива. Без надежной опоры «маменькин сынок» не сможет принять ни одного решения.

Стоит вспомнить о том, что временные рамки периода детства неоднократно менялись. С античности до XV века человек 11-12 лет считался взрослым: он имел право создавать семью, восходить на трон и быть командиром войска. Даже находясь под влиянием религиозных доктрин, люди оставались независимыми по своему способу мышления.

Хотя ООН называет ребенком человека до 18 лет, в современном международном законодательстве полное совершеннолетие наступает в 21 год. Некоторые страны наделяют 14-летнего ребенка «взрослыми» правами – разрешением управлять ТС, создавать семью, приобретать дом и нести уголовную ответственность.

В быту рамки детства отодвигаются еще дальше – пожилой начальник считает несмышленым мальчиком своего 30-летнего подчиненного, а мать продолжает чрезмерно заботиться о своем 40-летнем сыне. В таких условиях популярность типа личности «вечный ребенок» вполне оправдана. Такой человек имеет романтические взгляды на жизнь и наивный характер, развлекаясь и играя в игры до глубокой старости.

Ключ к самостоятельности

Причина постоянного детства кроется в неправильном воспитании – запрет на самостоятельность провоцирует страх перед независимыми поступками и ответственными решениями. Неуверенные люди постоянно разочаровываются в себе, поэтому предпочитают быть подчиненными, за которых все решения предпринимает опытный руководитель. Поощрение решительности и самостоятельности позволит вчерашнему школьнику во взрослой жизни вести, а не быть ведомым.

Способы воспитания самостоятельного ребенка:

  • Выход из дома. Ребенок, которому приходится находиться в незнакомом окружении, быстрее становится открытым и свободным. Самостоятельный ребенок не прячется за маминой юбкой дома, а спешит общаться со сверстниками в песочнице, детском саду или школе.
  • Постоянная смена окружения – ребенок учится действовать самостоятельно, когда внезапно попадает в другой коллектив или отправляется на прогулку в незнакомое место. Однообразная обстановка формирует привычку и снижает способность к решительным действиям без подсказки.
  • Индивидуальный выбор увлечений – выбирать между спортивной секцией, интеллектуальным клубом и творческим кружком ребенку предстоит самому. Доверяйте малышу при выборе увлечений и всегда интересуйтесь его мнением.

Связь лидерства и экономики

Воспитание будущих лидеров имеет прямое воздействие на успехи в экономической сфере. Тот, кто приучен быть самостоятельным и решительным в детстве, по достижении совершеннолетия становится ответственным организатором, успешным предпринимателем или чутким руководителем.

Модели лидерства:

  • Западная. Страны Западной Европы оказались в выгодном экономическом положении, поскольку для их граждан воспитание лидеров является базовой задачей, а не временным трендом. Детей с юных лет готовят к самостоятельности, поэтому после достижения совершеннолетия они оказываются за пределами отчего дома. Взрослому приходится самостоятельно искать партнера, ходить на собеседования и снимать жилье. Конечно, западная модель лидерства не всегда и не везде практикуется, но тенденция к ее наследованию сохраняется.
  • Восточная. Жители азиатских стран не привыкли к строгости, поэтому ребенок находится под постоянной опекой своей семьи. Однако, из-за экономической ситуации ребенка воспринимают только в роли будущего работника, которому предстоит содержать семью. Девочке отведена роль домохозяйки, тогда как мальчика считают потенциальной главой семьи и лидером. Главная особенность азиатских семей – разветвленные социальные связи, в результате чего семьей можно называть многочисленных дальних и ближайших родственников, знакомых, коллег, начальников, а также духовных наставников. Возглавить семью – это почетная и ответственная цель каждого мужчины. Во многом восточная модель лидерства не уступает западной в эффективности.
  • Латиноамериканская. По давней национальной традиции, в странах Латинской Америки люди до 30 лет проживают с родителями, скрываясь от кризиса, безработицы и возможных экономических сложностей. Так формируется привычка к подчинению и угождению, в результате которой возглавить общество решаются только иностранные агенты и мошенники.

В Испании и Греции сформировалось целое поколение «ни-ни» – этим собирательным термином обозначают молодых людей до 30 лет, которые не стремятся вступить на самостоятельную тропу: получить образование, найти работу или создать свою семью. Эта тенденция оказывает пагубное влияние на экономическую ситуацию в стране – люди без лидерских качеств не планируют возглавлять ответственные должности или получать рабочую квалификацию.

Чрезмерная опека стала проблемой и в Японии – там иждивенцев, которые максимально изолируются от общества, называют «хикикомори». Получив в наследство принцип «инициатива наказуема», современные россияне тоже не спешат становиться лидерами и стремиться к социальным высотам.

Формирование привычки к пассивному подчинению приносит вред не только самим детям, но и стране. Именно поэтому воспитание лидеров позволит сформировать поколение людей, которые способны к серьезным самостоятельным решениям, имеют научную квалификацию и готовы занимать высокие посты.

В процессе воспитания лидерства не последнюю роль занимают способности запоминать, думать и принимать решения. Регулярный фитнес для мозга от «BrainApps» позволяет развивать логическое и креативное мышление у детей-лидеров.

Для начала следует упомянуть две очень важные вещи:


  1. Успешными в жизни могут быть только лидеры. К примеру, какой-то человек может от природы не обладать харизмой или агрессией, но может быть отличным специалистом в той или области, тем самым становясь успешным лидером в определенном деле.

  2. Семейное воспитание – это не тоже самое, что воспитание лидерства. Семейное воспитание – это, в первую очередь, воспитание и становление личности, раскрытие и совершенствование того, что у ребенка есть. Ребенок вполне может не обладать лидерскими качествами, так что лидерство может быть не тем путем.

И все же, как помочь ребенку стать лидером, если он предрасположен к этому?

Лидер этот тот, кто умеет принимать решения. Лидер должен вести за собой и точно знать, куда ему надо идти. Для того, чтобы развивать такое качество, необходимо тренировать в ребенке навык принятия решений. Ребенок должен сам решать – что именно ему одевать, куда отправить на прогулку или в какие игрушки ему играть. Если вы видите ситуацию, при которой ребенок сможет принять самостоятельное решение, спросите его мнение или промолчите, давая ему возможность сделать выбор самостоятельно. Конечно, некоторые решения, которые или время здоровью, или бьют по финансам, вы можете оспорить, но суть в том, что чем больше решений он сможет принять, тем лучше.


Лидер – ответственный человек. Во взрослой жизни необходимо быть ответственным не только за себя и свои поступки, но также и чувствовать это чувство по отношению к тем, кто идет за лидером. Понятно, что безответственные решения могут навредить людям, а за каждое из них придется отвечать лично лидеру. Необходимо дать ребенку понять это, пока цена за безответственность еще достаточно мала. Если ребенок какое-то неправильно, но он может понести ответственность – дайте ему право на ошибку. К примеру, он не хочет делать уроки, тогда следует один раз напомнить, что он должен их сделать как можно раньше, чтобы и погулять, и выспаться. Но только один раз. Если он не сделает их вовремя, он поздно ляжет спать, он не выспится, он будет сонным завтра, его будет тяжело будить. Все это будет, но ведь от этого никто не умер. Но, зато ребенок поймет, что нужно правильно рассчитывать время на труд и отдых.


Лидер – человек понимающий. Настоящий лидер должен уметь вести за собой людей и управлять коллективом, так что следует обратить особое внимание на адаптацию ребенка в социальном плане. Следует разбирать вместе с ребенком конфликты и сложности, которые происходят между ним и другими подростками, вместе с ним придумывать различные модели поведения и хвалить его, если он поступает правильно. Необходимо предоставлять ребенку возможность попробовать себя в секциях, кружках, соревнованиях, если, конечно, они интересны ребенку.


Лидер – человек с повышенной самооценкой. Помните о том, что лидер всегда должен быть уверен в себе и в своих силах. Он должен выдерживать конкуренцию и критику, уметь справляться с ошибками и уметь убеждать других. Для того, чтобы воспитывать самооценку, необходимо всегда отмечать каждое его достижение и поддерживать его. Но хвалить тоже надо умеючи, то есть только тогда, когда он действительно старался и прилагал значительные усилия, а не просто так, без дела. В противном случае, это будет уже самоуверенный человек, которого жить жестоко побьет.


Внимание! Если ребенок не проявляет никаких лидерских качеств, не стоит его переделывать, потому что тогда ребенок будет чувствовать себя неполноценным, ущемленным и даже ущербным.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, воспитанным, вежливым и достиг в жизни многого. Многие просто недоумевают, когда их ребенок становится не таким, как они хотели.Ничего удивительного в этом нет. Родитель должен понимать, что будущее ребенка, конечно же, зависит от многих факторов, но основоположник его характера, манеры поведения, стремлений и увлечений – это все-таки родитель.

Давайте сегодня разберемся с тем, как воспитать ребенка лидером , что для этого необходимо делать и чему учить?

Признаки ребенка-лидера

Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.

На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.

Родители достаточно часто стараются потакать своему ребенку во всем, соглашаться с ним практически всегда, дабы сделать из него лидера. Такое поведение со стопроцентной уверенностью можно назвать неправильным.

Такая вседозволенность не является истинным лидерством, в конечном итоге, ребенок становится несамостоятельным и неуправляемым. Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:

  • Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
  • Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
  • Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.

  • Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
  • Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
  • Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
  • Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
  • Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.

Не у всех детей качества лидера проявляются с раннего детства, и не стоит родителям томиться в ожидании, когда они все же проявятся, потому как этого может и не наступить. Поэтому родители должны самостоятельно прививать и развивать в ребенке лидерские качества.

Здесь сразу же хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.

Ребенок-лидер в детском саду

Многие мамы и папы не придают особого значения поведению ребенка в раннем возрасте, считая, что ребенок должен сформироваться сам. Такое безразличие родителей в конечном итоге может привести к раннему формированию у детей не тех черт характера, которые бы хотели в них видеть родители. Поэтому без корректировки старших, чаще всего, нормальное формирование личности, а тем более, лидерских качеств, просто невозможно.

Детский сад – это первая «инстанция», где ребенок может проявить себя в обществе, и родители должны уделить этому особое внимание.

Важно интересоваться у воспитателей, как ребенок ведет себя в обществе с другими детьми, какие особенности в них заметили взрослые. Не стоит упускать эти детали, потому как ребенок дома может быть одним, а в садике совершенно другим.

Если не контролировать развитие личности ребенка, то лидерские качества, которые были явными в детском саду, со временем могут превратиться в тиранство. Необходимо понимать, что многие взрослые, почувствовав власть, не могут совладать с собой, что тогда можно говорить о детях 3-5 лет.

Если в детском саду работают квалифицированные воспитатели, они без проблем смогут выявить лидера и помочь ему нести это «бремя» правильно. Несмотря на то, что в садике с детьми занимаются и развивают, родители не должны отстраняться от воспитания детей, потому как только они смогут воспитать в ребенке характер лидера и научить быть им.

Дети-лидеры в классе

Лидерство – это то, за что соревнуются все и во всем мире. Быть первым хочет каждый, и неважно, взрослый ты или ребенок. Существуют личности, отрицающие все и вся, безразличные ко всему, но даже они в душе хотели бы оказаться на месте лидера.

Школа — это то место, где уже явно проявляются лидерские качества. Несмотря на то, что учителя в учебных заведениях должны быть психологами и разбираться в людях, случается так, что даже они ошибочно выбирают лидера (причин такого поведения может быть много, включая личную симпатию).

Родители не должны думать, что если их ребенка назначили командиром класса, он будет по жизни лидером. Очень часто командирами назначают одних, а «управляют» одноклассниками – другие дети, так называемые негласные лидеры класса.

Если у ребенка есть выраженные организаторские способности, он может стать лидером.

Такие личности не боятся ответственности, волевая сфера у таких детей достаточно развита уже в школьном возрасте. Ребенка-лидера не всегда все любят, но, несмотря на это, к нему прислушиваются, его уважают и в какой-то степени даже боятся.

В любом обществе, в том числе и школьном классе, люди разбиваются на несколько групп, в каждой из которых есть свой лидер. Несмотря на это, есть всеобщий лидер, который является основным в классе. Такой ребенок может повлиять на мнение большинства, не прилагая для этого особых усилий.

Ребенок-лидер должен получать поддержку не только от одноклассников, но и от родителей, учителей. Такое подтверждение признания со стороны старших, стимулирует ребенка к стремлению развиваться дальше.

Несмотря на массу позитивных и положительных моментов, в лидерстве ребенка есть и негативные стороны, последствия.

  • Необходимо понимать, что лидер в классе постоянно находится в неком психологическом напряжении. Он боится оступиться, потому как даже малейшая ошибка или оплошность может пошатнуть его статус.
  • Родители должны понимать, что ребенку-лидеру приходится нелегко, и поддержка с их стороны – залог успеха и спокойствия школьника.
  • Родители также должны объяснить, что не нужно зависеть от мнения всех и каждого, главное, чтобы его родные и близкие друзья поддерживали его, и что только к их мнению он должен прислушиваться.

Если с вашим ребенком хотят дружить и девочки и мальчики в школе, это очень хорошо, ведь именно такие личности обладают коммуникабельными способностями. Такие дети не стремятся никого обидеть, но и себя в обиду никогда не дадут, они могут постоять за себя и за тех, кто слабее их. Именно таким поведением лидеры завоевывают свой авторитет и располагают к себе окружающих.

Когда ребенка любят все вокруг, он чувствует себя комфортно. Легко идет на контакт и ходит с удовольствием в школу.

Но здесь тоже есть свои нюансы – привыкая к всеобщей любви, лидер боится разочаровать окружающих и забывает про то, что нужно именно ему и что для него важно.

Родители должны объяснить ребенку, что нельзя быть хорошим для всех.

Ребенок-лидер в семье

Если ваш малыш с раннего детства не воспринимает вашу критику, сам принимает решения и пытается везде и во всем быть первым, возможно, в вашей семье подрастает будущий лидер или же вы неправильно воспитываете своего ребенка. «Как отличить лидерские качества от капризов и неуправляемости ребенка?»- выясним прямо сейчас.

Родителям в таких ситуациях, в первую очередь, необходимо обзавестись терпением и научиться понимать своего «командира». Мама и папа должны понимать, в каких ситуациях то или иное изречение или поведение ребенка допустимо, а где нужно «обрубить на корню».

Врожденные качества лидера в ребенке могут проявляться уже в первые годы его жизни:

  • самостоятельное распоряжение всеми игрушками
  • командный голос за столом, на улице
  • самостоятельная организация новых игр
  • привлечение в свое общение и игры других детей

Родители достаточно часто полагают, что дети-лидеры обязательно будут отличниками в школе, но это не всегда так, потому что в них преобладает желание быть первыми не в учебе, а в «покорении» своей воле окружающих, поэтому родители должны контролировать процесс учебы, а не пускать все на самотек.

Родители должны знать некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:

  • Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует» дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.
  • Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.
  • Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.

Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.

Игры для детей на выявление лидера

Каждый ребенок любит играть, именно поэтому общение родителей с ним должно быть в игровой форме, тогда ребенок будет лучше воспринимать всю преподнесенную ему информацию и советы. Давайте поговорим о том, какие существуют игры для выявления лидерских качеств в ребенке.

  1. Первая, самая банальная игра, которая проводится в детских лагерях, садах и школах – ведущий, вожатый или учитель просит, не совещаясь, подняться определенное количество детей. Стоит отметить, что лидеры будут вставать всегда, независимо от того, какое количество человек будет названо.
  2. Второй конкурс-игра – попросить детей создать какую-нибудь геометрическую фигуру, держась за руки. Лидер сразу же начнет руководить процессом и расставлять всех по местам.
  3. Игра «Построй дом». Взрослый предлагает детям построить из подручных материалов дом, и дает на этот процесс определенное количество времени. Ребенок-лидер не бросается сразу строить дом, а размышляет над тем, кто и что будет делать, чтобы работа была слаженной и чтобы группа вложилась в указанное время.

Таких игр можно придумать очень много, тематика их может быть самой разнообразной. В принципе, какой бы игра не была – лидера видно в ней невооруженным взглядом, он пытается руководить, сплотить окружающих, привлекать всех к процессу.

Для того чтобы воспитать ребенка лидером, не обязательно быть тираном и следить за каждым его шагом. Главное — общаться со своим ребенком, изучать его, стать ему другом и наставником и тогда в вашей семье будет расти лидер, который в будущем добьется многого и поблагодарит вас за поддержку и понимание.

Видео: Как вырастить лидера из ребенка?



Рассказать друзьям