Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе и зоне дефектолога. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада картотека на тему Комфортное пребывание ребенка детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Консультация для педагогов
Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя­
практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном
подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому
ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта.
Что же такое "психологический комфорт"? В словаре Ожегова слово
"комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических
терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort), как
комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и
внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е.
психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется
удобством развивающего пространства и положительного эмоционального
фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций
организма.
Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на
индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии,
составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у
ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в
доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает
ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и
сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической

обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание
индивидуальных особенностей каждой семьи.
2. Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок,
который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он
представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в
течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых –
необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течении дня ни
педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то
не успевают и куда ­ то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ
являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут
варьироваться с учетом возраста и программных задач.
Для маленького ребенка еда – важное занятие. Никогда, ни в какой ситуации
взрослые не имеют права насильно кормить детей, заставлять их съесть что –
либо.
Дети имеют право на собственные вкусы и предпочтения в еде, выявление
которых, предполагает работа с семьей по определению индивидуальных
особенностей каждого ребенка. У ребенка должно оставаться право не есть
то, что они не любят или не хотят в данный момент. Единственное условие –
это договоренность с родителями о возможности исключения каких­то блюд.
Многие взрослые хорошо помнят, как омрачала их детство необходимость
съедать ненавистные пенки или курицу с кожей. Ведь став взрослыми, люди
сохраняют и позволяют себе многие предпочтения в еде, и никто их за это не
порицает.
При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе.

Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки.
Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя
в группе во время сна.
Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в
помещении за счет сокращения времени прогулки категорически не
допустимо. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями
ФГТ и сохранением всех частей и активности педагога.
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде
и туалету.
3. Обеспечение комфортности предметно­развивающей среды: соответствие
возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не
раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом,
способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;
4. Стиль поведения воспитателя.
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая
нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную
обстановку?
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен.
Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо
отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения
агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость
психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в
развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед
взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать –
мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе:
слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон
для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив,
успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам,
работам, высказываниям детей – «держите паузу».
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут
установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и
признательность (приложение 1).
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его
личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому
ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли.
Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной
значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка ко взрослым и
личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом»
группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия
ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического
комфорта.
5.Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность
ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и
доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным
и нужным членом группы, как и других детей.
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то

делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у
детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы
донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно
ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых
принципов в собственном поведении.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо
подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться
при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру –
например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и
для девочки).
Можно ввести еще один обычай ­ "Круг хороших воспоминаний". Это
мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все
положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня,
например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг
него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать
что – нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть
какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно
сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое
главное, что каждый ребенок услышит о себе что ­ то положительное, а
остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это
создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у
каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и
средней (3 г. – 4 г. 6 мес.) группы.
В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы
просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей.
Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен
знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос,

задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на
"вопросительном месте".
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми
можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать.
Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить,
рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное
ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут
заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации.
Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют
созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями
можно создать благоприятный психологический климат для ребенка.
Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел,
ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается
психологическим пространством безопасной среды, которая является
одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и
психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются
психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а
на учебную деятельность, на творчество. Созданию психологического
комфорта способствуют:

­ работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками,
крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) ­ увлекает детей,
отвлекает от неприятных эмоций;













­ музыкальная терапия – регулярные муз.паузы, игра на детских
муз.инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на
стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи
Пушкина – «золотое сечение»);
­ предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте
самостоятельности и свободы.
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на
эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка
(памятка 2)
Памятка 1
Правила доброго взаимоотношения с детьми.
чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
пойте с детьми и для детей;
цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то
увиденного или услышанного;
стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные
впечатления;
следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем­то заняты;
не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятииях;
поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным
соблюдением всеми принятых в группе правил;
поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания
результаты их усилий;
сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен
и хорош по – своему;

















вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные
качества;
не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном
темпе;
находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль
общения.
создавайте положительные традиции жизни группы.
Памятка 2
Памятка педагогу.
Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
Не навреди! Ищи в детях хорошее.
Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач
дети озлобляются.
Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей
прощать.
На занятии создавай ситуацию успеха.
Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.
Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его
духовного мира.
Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную
беспомощность в общении с детьми.
Оценивай поступок, а не личность.
Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего
мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Создание психологического комфорта в группах детского сада

1. Проблемы психологического здоровья на современном этапе.

Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы - обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

В последнее время педагогам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом. Короче, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Здоровье психологическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства. Можно сказать, что "собственно человеческое в человеке " - это всегда другой человек. Взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития.

Однако на некоторых детей тень "порчи" падает с рождением. О них мы говорим "дети с особенностями развития". Чтобы "расколдовать " ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий Другой.

Специалистам известно широко употребляемое, но обычно крайне расплывчатое определение - "значимый взрослый ". В логике наших рассуждений появляется необходимость наполнить его конкретным психологическим содержанием. Значимый взрослый - это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...

Поэтому целью практической психологической работы с детьми в ДОУ является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием, средством достижения этого здоровья.

Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Разграничение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье»- относится к личности в целом.

Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно, наличие определенных личностных характеристик. И если заботой медицинских работников по большей части является избавление от патологических факторов, то направление действий педагогов, идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации.

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Мы для себя в своей практике выделяем несколько уровней психологического здоровья ребенка, они достаточно условны, однако необходимы нам для организации практической работы с детьми.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности. Этот идеальный образ ребенка редко встречается в практике работы МДОУ, выражает совершенную степень психологического здоровья.

Ко второму адаптивному уровню мы относим большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.

К третьему низкому уровню психологического здоровья, дети либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. Зависимость от среды: не они управляют средой, а среда управляет ими.

Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшеего развития.

Детям второй группы необходима, целенаправленная, психопрофилактическая помощь, с использованием групповой работы.

Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.

Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития внутреннего мира ребенка.

Для того, чтобы обеспечить сохранение и укрепление психического здоровья ребенка мы должны знать его особенности. Необходимо иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в ДОУ систематически отслеживается психолого- педагогический статус ребенка и динамика его психического развития.

Во вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду, таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения. Учебно-воспитательный процесс мы строим по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступили в наше образовательное учреждение.

В третьих, необходимо помочь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой.

2. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Для того чтобы наши дети выросли здоровыми полноценными гражданами необходимо несколько условий которые мы, взрослые можем предоставить им. Это: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры и психологический комфорт.

Рассмотрим последний фактор - это значение психологического комфорта для здоровья ребенка.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи и климатом в группе детского сада, и зависит от характера взаимоотношений со взрослыми.

Психологический климат внутри группы можно определить как характерный для той или иной группы более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием коммуникации с ребенком.

Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым не возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

Разновозрастность групп;

Загруженность воспитателя в группе;

Неблагоприятная семейная ситуация у ребенка;

Дети с особыми образовательными потребностями.

Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и агрессивный.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач, истерика и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада.

Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы,

Доступные и интересные для самого ребенка;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

3. Стили педагогического общения как благоприятный фактор психологической комфортности в группе.

От стиля отношения воспитателей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функции. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия.

Демократический стиль.

Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявления уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Такой педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», воспитатель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь. Причем педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что ломая детей и добивая от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.

Либеральный стиль

Характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к ним.

Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; проявляют безразличие к жизни ребенка.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что педагог проявляет так называемый «смешанный» стиль взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического и либерального. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стилей.

Заключение.

Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психологическое здоровье детей.

Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на принятии ребенка, на педагогическом оптимизме и доверии, на эмпатии, уважении его личности.

Знания не только о закономерностях формирования личности ребенка, но и о психических особенностях детей с ослабленной психикой позволят педагогам не только правильно организовывать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность дать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания.

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада". Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
Ребенок рисует только здание.
Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.

Мария Быкова, преподаватель Московского психолого-педагогического института, " Дошкольное образование"

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Цель: как комфортно чувствуют себя в группе воспитанники ДОУ. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему "Я в своей группе детского сада"..

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

  1. Ребенок рисует только здание.
  2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
  3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о " мире" в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона, коммуникативных способностей....

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \"\"Я в детском саду\"\"

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \"\"Я в детском саду\"\"...

Консультация для педагогов

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

Поступление в ДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.
Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »?

В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей. Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания.
Все это возможно реализовать только в условиях личностного подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек, личность. Я считаю, что из всех показателей оценки детского сада главным следует считать самочувствие в ней дошкольника. Детский сад хорош, если в нем хорошо каждому ребенку.

С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: соблюдение режима дня, отсутствие близких, родных людей, постоянный контакт со сверстниками и т.д. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся раннее связей и быстрого образования новых.

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всестороннее развитие личности ребенка.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Для нормального развития ребенка спокойного и организованного поведения огромное значение имеют окружающая обстановка, четко налаженная жизнь детей и режим.

Ребенок в детском саду. Непростая тема. Первое, о чем задумываются родители – хорошо ли ему там, не обижают ли, не обделили ли ненароком.

Первое и самое важное правило внимательных родителей – чтоб ребенку было хорошо. Конечно, лучше чем с мамой малыш не будет чувствовать себя ни в чьей компании, но решение принято, ваше чадо обретает второй дом, другие люди должны стать ему близкими. И вот вопрос, станут ли воспитатели достаточно близкими для вашего малыша? Можно выбрать самый лучший с точки зрения родителей садик, самых аккуратных педагогов. Но сложатся ли теплые доверительные отношения с ними конкретного ребенка?

Проводя в детском саду большую часть дня, малыш воспринимает его как второй дом. Очень важно, чтоб и во втором доме ему было спокойно и комфортно. Не стоит оставаться безучастными к проблемам ребенка, любые разногласия требуют вмешательства и разрешения, ведь речь идет о здоровье и благополучии вашего малыша.

1. Влияние поступления в детский сад на поведение и самочувствие ребёнка.

Комфортное состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками:

  • он спокоен;
  • весел и жизнерадостен;
  • активен;
  • охотно включается в детскую деятельность и общение;
  • свободен и инициативен в контакте со взрослыми;
  • с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта могут быть:

  • ребенок малоактивен;
  • сторонится детей;
  • испытывает излишнюю робость;
  • тревожится в новых обстоятельствах;
  • в детский сад ходит без желания, скорее по привычке.

Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия, встречает новых людей. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.д. Всё это ведёт к изменению поведения и самочувствия ребёнка:

1. Изменяется эмоциональное состояние. Скопление новых, неизвестных воздействий в детском саду вызывает у ребёнка страх и другие отрицательные эмоции, иными словами стрессовое состояние:

  • У него возникают ориентировочные реакции (что можно, что нельзя) на новые условия проживания, обстановку, людей, правила поведения, режим и пр. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, в доме просился на горшок, а в детском саду отказывается.
  • На кору головного мозга ребёнка действуют отрицательные эмоции, и организм реагирует на это системой защиты – изменениями в гормональной системе: в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребёнок напряжён. В это время в зависимости от биологического темперамента дети ведут себя по-разному: становятся агрессивными, бурно плачут; сжимаются и сильно страдают.
  • Состояние эмоционального дискомфорта нередко ослабляет защитные силы организма, иммунную систему. Без видимых причин может повышаться температура. Поэтому очень часто на пятые-шестые сутки пребывания в детском саду ребёнок заболевает.

2. Нарушается аппетит ребёнка. В садике его может отказываться от пищи, а компенсировать чувство голода дома.

3. Нарушается сон. Ребёнок не спит не только в учреждении, но и дома в результате возбуждения нервной системы.
Всё это симптомы приспособления (адаптации) ребёнка к новым для него условиям жизни в детскому саду. Как правило, они носят временный характер.

В зависимости от того, как ребёнок подготовлен к детскому саду, адаптационный период может иметь как легкий, так и очень тяжёлый характер течения.
Для обеспечения комфортности воспитанников нашего детского сада организация их жизни и деятельности, с точки зрения нашего педагогического коллектива, должна учитывать потребности детей, прежде всего, в признании и общении, а также в познании, движении, проявлении активности и самостоятельности.
Каждый ребенок нуждается в признании, прежде всего детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. И здесь особое значение имеет признание его как игрока по игре. Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для возникновения чувства комфортности. Наши воспитатели хорошо знают статус каждого ребенка в группе, используя наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности и создавая карту устойчивых отношений между ними.
Вторым важным фактором обеспечения комфортности ребенка для нас является общение ребенка со взрослыми. Главным условием построения этого общения мы считаем учет изменений потребности самого ребенка в таком общении на протяжении дошкольного возраста, а это диктует изменение форм общения от простого доброжелательного внимания в раннем возрасте, через сотрудничество и партнерство в среднем, к общению как источнику познания и, наконец, осознанию ребенком, в старшем дошкольном возрасте, взрослого – личностью, обладающей умениями, знаниями, социально-нравственными нормами, строгим и добрым старшим другом.

Исходя из этого, вся воспитательно-образовательная работа нашего коллектива строится на диалогическом (а не монологическом) общении, реализующем как общую детскую потребность (в доброжелательности), так и возрастную. Так, при проведении занятий с детьми младшего возраста воспитатели опираются, прежде всего, на непосредственное общение с детьми.
С более старшими – позиция педагогов меняется: он выступает организатором детского обучающегося сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он может справиться с любым заданием как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого.
По нашему глубокому убеждению - комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность: игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов и т.п. Это задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет его направленность на обогащение общего развития ребенка, а не на интенсификацию развития отдельных психических функций, связанных, прежде всего, с дальнейшим обучением в школе.

2. Условия для комфортного самочувствия ребенка в ДОУ.

Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:

Во-первых, за сохранение , защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;

Во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.

Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.

Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.

Количество и разнообразие игровых материалов влечет детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования.

Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы.

Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других.

Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если:

Они распространяются на всех детей группы без исключений;

Детям понятен их смысл и необходимость;

Они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я - концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.


Рекомендации для воспитателя. Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо:

· принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и плохие родители;

· в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком;

· быть затейником и участником детских игр и забав;

· в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него;

· привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

3.Основная цель воспитательно-образовательного процесса.

В оспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. Целью которого является создание условий, способствующих «присвоению» общечеловеческой культуры. Однако основой успешности достижения цели является создание условий комфортного самочувствия ребенка в дошкольном учреждении, которое характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, активности в общении со взрослыми и сверстниками.

В современном дошкольном воспитании часто не осознаётся основная цель воспитательно-образовательного процесса. Какова же она?
На наш взгляд, это создание комфортных условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового.
Такая цель достигается благодаря специфически детским видам деятельности (игра, рисование, конструирование и др.), субъектами которых являются дети, а сами виды деятельности интересны и значимы для каждого из них. А также обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском саду и прежде всего душевного комфорта, проявляющемся во внутреннем спокойствии, отсутствии разлада с самим собой и окружающим миром. Комфортное самочувствие ребенка как психологическая категория, на мой взгляд, должна занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Создать условия для:

  • Непрерывной системы деятельности детей в едином пространстве семьи и ДОУ;
  • Максимального обеспечения развития творческого потенциала детей на основе формирования психо-эмоционального благополучия;
  • Социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа родителей.

педагогический коллектив основными целями своей работы видит:

1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Обеспечивая комфортное самочувствие ребенка в стенах образовательного учреждения – мы обеспечиваем ему счастливое детство.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых.

Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

4. Роль психолога в осуществлении индивидуального подхода к детям.

Одна из важнейших задач педагогов – сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы.

Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям: ведь проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Конечно, воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием, - застенчивых, робких, неуспешных, одиноких.

Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой «диагноз» и предложить соответствующий «рецепт». Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель должны вырабатывать в каждом конкретном случае совместно. Это тем более необходимо, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Неадекватное отношение воспитателя к ребенку, в свою очередь, возникает как следствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка. Поэтому зачастую углубленная и систематическая работа с воспитателем позволяет изменить его педагогические установки не только по отношению к отдельным детям, но даже к группе в целом.

Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь приближение их жизни в группах к домашней обстановке и налаживание более тесной связи с семьей. Следует всячески поощрять посещение детского сада родителями в любое время, их присутствие на занятиях, участие в играх, прогулках. Хорошо, если в саду систематически отмечаются дни рождения детей, когда каждый ребенок приносит маленький подарок «имениннику», а сам «именинник» и его родители угощают детей печеньем, конфетами и т.п. Поскольку не все родители в достаточной мере подготовлены к участию в таком общении, в сложных случаях психолог может выступить в качестве посредника с тем, чтобы установить более тесный контакт родителей с педагогом и детьми.

Выбирая детский сад, родители хотят быть уверенными, что ребенку в нем комфортно и слышать, что ребенок с желанием туда идет. Именно комфорт и заинтересованность ребенка играют здесь решающую роль.

Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, – ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.
В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма. Необходима тесная связь с родителями, которую мы осуществляем через:

  1. организацию адаптационной группы;
  2. создание комфортных условий организации режимных моментов;
  3. осуществление дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
  4. осуществление учёта индивидуальных особенностей;

В наш детский сад пришли работать только люди по-настоящему любящие детей, знающие как их правильно воспитывать и развивать. Педагоги учитывают тип личности ребенка, его настроение и самочувствие. Они учат малышей дружить, уважать взрослых и детей. Каждый ребенок в нашем детском саду ощущает себя настоящей личностью, которую всегда выслушают и оценят.

Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это эмоциональная и осмысленная деятельность: игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов, которая направлена на обогащение общего детского развития, а не на интенсификацию развития отдельных функций ребенка, связанных с дальнейшим обучением в школе.
Основная задача взрослого в дошкольном возрасте – привить ребенку радость творческих открытий. Ему остается только разглядеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть к дальнейшим творческим поискам. Уважающий себя воспитатель должен быть компетентным в глазах детей, быть интересным для них, вместе осваивать новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментировать, конструировать и т.п. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: предмете, событии, явлении. Такая цепочка наших взаимоотношений с детьми может сильно помочь, во-первых, нам в собственном становлении личности человека-педагога и, во-вторых, откроет детям их человеческий потенциал: кладезь творчества, неведомых мыслей, небывалых решений, непознанного жизнелюбия.

Важным направлением работы дошкольных учреждений является создание условий для комфортного самочувствия ребенка . Организация жизни детей с точки зрения обеспечения их комфортности должна учитывать их потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, самовыражении.

Сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их "пригибание под нормы". Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей его индивидуальности; что в современных условиях вербальное "воздействие" практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью. Было бы утопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания, но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретает влиятельность неформального лидера.

Достигая цель воспитательной работы с детьми, решаются следующие задачи :

Внимательно и бережно относясь к детям, поддерживать и обеспечивать становление личности через участие в деятельности детской общественной организации;

Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения через участие в различных конкурсах;

Способствовать полноценному развитию личности через участие в творческой деятельности;

Создавать условия для формирования благоприятной среды развития.

Таким образом, содержанием воспитательной деятельности является:

Изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самовоспитания;

Организация активной и творческой жизнедеятельности детей;

Педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

В рамках концепции воспитательная работа строится по следующим направлениям:

Спортивно – оздоровительное (формирование здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности);

Работа с семьей (оказание педагогической и психологической помощи родителям).

Я считаю наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я-концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.
В обеспечении комфортности ребенка в ДОУ многое зависит от психологической позиции педагога, которая должна состоять в позитивной оценке личности и деятельности детей, положительном предвосхищении действий ребенка, оценке поступков, а не личности воспитанника, позитивных невербальных проявлениях.
Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к дошкольникам; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.
В решении проблемы сохранения и развития системы дошкольного образования должно сыграть свою роль создание новых форм, таких, например, как консультативный пункт, целью работы которого является обеспечение равного доступа всех детей дошкольного возраста к образовательным услугам. Основной контингент консультационного пункта – семьи, имеющие детей, не посещающих ДОУ. КП является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в КП, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Педагог должен использовать все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач.

6.Создание психологического комфорта.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач, истерика и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья, прививать навыки самообслуживания.

Ведущими элементами эмоционально – эстетической мини – среды являются схемы эмоций, движений рук, поз; персонажи знакомых сказок и мультфильмов, мимические шарики, куклы – образы, иллюстрации и картинки с изображением детей, выполняющих различные режимные моменты с четким прорисовыванием эмоций; подборка различных по характеру, жанру музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Цветовой параметр используется для создания в группе психологического комфорта, стимуляции познавательной и двигательной активности. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребенок – взрослый, ребенок – ребенок), так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным средством создания эмоционально комфортного пространства, но и средством информации, обеспечения безопасности при выполнении упражнений. В групповых комнатах основным является голубой цвет, который в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность, обеспечивает эмоциональный комфорт. Таким образом созданная пространственно – предметная среда обеспечивает условия для самостоятельной двигательной активности ребенка, выступает средством воспитания у него потребности в здоровом образе жизни.

Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДУ.
Созданная у нас предметно-развивающая, ландшафтная среда стимулирует творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создаёт психологический комфорт для каждого из них.
Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому сотрудники детского сада стремятся привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (барные стойки, торшеры, холодильники и т.д.).
При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт: "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада. В рамках воспитательной модели используются такие формы работы с родителями, как совместные прогулки, спортивные развлечения и т.д. В острый период адаптации (около двух недель) ребенок может посещать детский сад вместе с мамой, что позволит сохранить его психоэмоциональное благополучие.

Понимая это, наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата.
Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.
В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые - родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада стараются каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

С весны до поздней осени радуют глаз цветы на оригинальных цветниках, ухоженные газоны. Многообразие кустов и кустарников, деревьев создаёт неповторимый колорит. Вместе с детьми создаём эту неповторимую красоту, ухаживаем и бережно относимся к ней, каждый год стремимся её приумножить.
Когда мы попадаем в группы детского сада, заметна неповторимость стиля каждой групповой, спальной комнаты, раздевалки. Каждая группа имеет свое название и педагоги вместе с детьми и родителями создают своими руками необыкновенные уголки. Дети очень ценят работы, сделанные своими руками, дорожат ими и очень часто приходят в детский сад со своими идеями и предложениями от которых наши педагоги никогда не отказываются. При оформлении стараемся учитывать индивидуальные особенности детей (более "спокойные" тона там, где есть гиперактивные дети), также эмоциональные состояния. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился – можно выходить и снова включаться в общую суету. Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей. Для этого используются такие пособия:
- коврик эмоций в кабинете психолога;
- экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей. Все они разные по стилю, оформлению и содержанию.

Родители и педагоги детского сада – единомышленники, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.
Основное направление деятельности психолога – создание оптимальных условий для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. В рамках этого направления я осуществляю следующую деятельность:

  1. оптимизирую процесс адаптации через наглядную профилактику и психологическое просвещение;
  2. провожу коррекционно-развивающие занятия, тренинги общения;
  3. использую методы релаксации, APT- терапии;
  4. осуществляю диагностическую работу, направленную на изучение комфортности пребывания в детском саду.

Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт. Наш детский очень уютный и красивый, в нем созданы домашняя обстановка, уют и дети с удовольствием приходят с утра и не хотят покидать его вечером.

Детский сад должен предоставить ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Все (взрослые) и всё, что окружает ребенка, должно развивать и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.




Рассказать друзьям