Формы обучения в детском саду. Глава III

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Центры раннего развития – частные учреждения, призванные помочь малышам быстрее приспособиться к миру, который они только начинают познавать. На занимательных занятиях, проводимых в игровой форме, дети учат разговорную речь, развивают интеллект и творческие таланты, двигательную активность.

Детский центр First Light Club

Приводят крох в детские клубы многие молодые родители. И это отнюдь не дань моде. Результаты многочисленных исследований показали, что дети, активно развивающиеся с самого раннего возраста, становятся более успешными. Им в дальнейшем легче осваивать школьные дисциплины, они имеют хорошую память.

Чем отличаются детские развивающие центры от детских садов

В детских центрах ребята проводят не целый день, а несколько часов. Занятия могут проходить утром или вечером 2-3 раза в неделю или по выходным дням, быть представленными единичными мастер-классами или комплексными курсами развития. Руководители клубов, как правило, разрабатывают несколько обучающих программ и графиков посещений, что позволяет родителям подобрать максимально подходящее расписание и приводить детей в центр в удобное для них время.

Монтессори-центр Гурёнок

Двери детских клубов открыты даже для самых маленьких, для детей полугодовалого возраста, которые еще не умеют ходить и говорить. Для грудничков разработаны специальные программы. Рассматривая новые предметы, переставляя кубики, играя, дети улучшают сенсорное восприятие, развивают моторику рук. Занятия с детьми грудного возраста происходят в присутствии одного из родителей. Малышей возрастом от полутора лет можно оставить заниматься самостоятельно и ни о чем не беспокоиться: в рассматриваемых учреждениях работают специалисты, разбирающиеся в психологии, любящие детей. Они уделяют должное внимание каждому малышу, учитывают его особенности и желания, заботятся о том, чтобы ребята получили максимальную пользу от занятий и при этом не заскучали.

Как выбрать детский клуб

В Москве функционирует множество клубов раннего развития. Отличаться они могут не только оснащением, педагогическим составом, но и направленностью. К примеру, одни центры специализируются на раннем развитии по методу Монтессори, другие – на творческом развитии, третьи – на психолого-логопедической поддержке, четвертые – на физическом воспитании. Многие центры предлагают новичкам бесплатное пробное занятие. Это отличная возможность понять и оценить, насколько подходит детский развивающий центр конкретно вам и вашему ребенку. Рассмотрим 6 самых лучших развивающих центров Москвы.

Детские развивающие центры Москвы «Сема»

Сеть детских развивающих центров «Сема» имеет обширную географию: Украина, Египет, Кипр, свыше 300 отделений в различных уголках РФ, 15 центров в различных районах Москвы. Огромную популярность рассматриваемый детский клуб получил благодаря использованию уникальных методик, направленных на всестороннее развитие. Специалисты центра создали ряд базовых и дополнительных программ, рассчитанных на ту или иную возрастную категорию (от 9 месяцев до 7 лет).

Детский центр Сёма

Направления центра раннего развития

Для детей возрастом 1–3 года предлагается огромный выбор базовых и дополнительных курсов. Занятия направлены на развитие разных видов чувствительности, эмоциональной сферы и речи, двигательной активности:

  • Курс развития самостоятельности, гигиенических и бытовых навыков.
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Создание поделок в смешанных техниках. Занятия с родителями.
  • Мир сказки.
  • Игры на песке. Занятия с родителями.
  • Общая физическая подготовка.
  • Хореография.
  • Музыка.
  • Курс социальной адаптации.
  • Комплексные курсы раннего развития. Занятия с родителями.
  • Монтессори-группа.
  • Умка (возраст 2-3 года): развитие речи, введение в математику, знакомство с окружающим миром.

Курсы для детей от 3 до 5 лет:

  • Английский язык.
  • Чтение.
  • Мой мир – навыки общения, поведения, знакомство с социальным миром.
  • Физическое развитие.
  • Создание мультфильмов.
  • Музыка.
  • Хореография.
  • Игры на песке.
  • Театральный кружок.
  • Нейрокоррекционный курс.
  • Лепка.
  • Сборка конструкторов.
  • Развитие логического мышления и представлений об окружающем мире путем проведения экспериментов.

Помимо вышеперечисленных, специально для старших дошкольников (возраст 5-7 лет) разработаны следующие курсы:

  • Шахматы.
  • Подготовка к школе.
  • Курс развития психологических функций.
  • Дизайн.

Дополнительные услуги

  • Проведение детских праздников в стиле «Сема» с участием клоуна Семена Батона.
  • Школа молодых родителей.

Детские развивающие центры Москвы «Точка Роста»

«Точка Роста» – сеть детских центров, миссия которых – воспитание интеллекта и творческих умений у детей, начиная с грудного возраста. Применение сертифицированного оборудования, эффективных обучающих методик, пособий и дидактических материалов – во всех центрах создана наиболее подходящая для гармоничного развития среда. Здесь работают профессиональные педагоги, любящие и уважающие детей.

Основные направления

В центрах сформировано несколько групп в соответствии с возрастными этапами развития ребенка:

1) «Горошинки» – для детей от 0,5 до 3 лет. Занятия проводятся в присутствии одного из родителей. Малыши в легкой и веселой игровой форме развивают речь, моторику, память и внимание, познавательную активность и комплексное мышление.

2) «Ростки» – для детей от 4 до 6 лет. Посещая занятия, ребята осваивают специальную программу, состоящую из 9 тематических блоков. Грамотно составленные рабочие схемы направлены на развитие речи и коммуникабельность, логического мышления, навыков социальной адаптации. Дети осваивают различные виды декоративно-прикладного искусства, занимаются музыкой и хореографией, познают окружающий мир, учатся считать и писать, основам грамматики.

3) «Успехи» – для детей старшего дошкольного возраста. В данной группе дети подготавливаются к школе.

Дополнительные программы

  • Академия профессий. Занятия ведутся по авторской программе, направленной на раскрытие талантов через интерес к профессии. За время обучения ребенок может попробовать себя в роли предпринимателя, журналиста, конструктора, врача и правозащитника, спасателя и космонавта, понять, что ему больше нравится, в каком направлении развиваться в дальнейшем.
  • Конструирование и робототехника.
  • Чтение и развитие речи.
  • Рисование, лепка, изготовление поделок из природного материала, мыловарение.
  • Творческая мастерская.
  • Ритмическая гимнастика.

Дополнительные услуги

1) Проведение дня рождения.

2) Летний лагерь.

3) Мини-сад и детсад.

Детский развивающий центр «Логос»

«Логос» – детский клуб, специализирующийся на работе с малышами, имеющими нарушения речи. Группы в «Логос» небольшие, до 6 малышей. Они формируются с учетом возраста и потребностей детей. Такой подход дает возможность подобрать занятия и игры, которые будут интересны всем детям, посещающим одну и ту же группу.

Развивающий центр «Логос»

Основные направления

Специалисты «Логос» составили 3 базовые программы:

1) Для детей возрастом 9-18 месяцев.

Игры и упражнения, развивающие:

  • речь,
  • память,
  • внимание,
  • двигательную активность,
  • сенсорное восприятие,
  • творческие способности.

2) Возраст от 1,5 до 2 лет. К упражнениям, описанным выше, добавляются задачи, направленные на формирование математического представления.

3) Возраст 2–3 года. Развитие навыков чтения, познавательных процессов и интеллектуальной активности.

Дополнительные программы детского клуба

  • Занятия с логопедом. Дипломированные специалисты научат детей правильно выговаривать звуки, говорить чисто и красиво.
  • Групповые развивающие занятия и тренинги с психологом. Играя в ролевые игры, выполняя задания на развитие воображения, дети получают навыки общения, коммуникации, становятся уверенными в себе, не боятся самовыражаться, забывают о страхах и тревоге.
  • Музыкальные занятия для детей младшего и среднего возраста.

Дополнительные услуги

  • Студия «Люди искусства». Уроки живописи и графики для подростков и взрослых от профессиональных художников, огромное количество творческих мастер-классов (оригами, роспись по керамике и стеклу, лепка из японской глины), авторские курсы по дизайну интерьеров.
  • Мини-сад (посещение утром или после обеда).
  • Подготовка к школе.
  • Изучение английского, французского, испанского языка.
  • Индивидуальные консультации психолога.
  • Родительская школа – семинары, посвященные различным аспектам воспитания ребенка.

Центр творческого развития «Амальфи»

Детский клуб «Амальфи» собрал под своей крышей лучших художников, музыковедов, хореографов, искусствоведов, музыкантов и других талантливых и опытных преподавателей. Заслуги многих из них известны не только в РФ, но и за рубежом. Известные артисты балета, театра и кино, сценаристы, мастера спорта проводят увлекательные занятия для взрослых и детей.

Центр развития «Амальфи»

Основные направления

Специалисты «Амальфи» разработали ряд базовых развивающих курсов для детей различных возрастов. В основу занятий заложены методики наглядности и интерактивности, игровые способы подачи информации. Все это побуждает интерес у детей, помогает легко воспринимать информацию. Так, рассказывая об исторических событиях, педагоги используют наглядные пособия: предметы старинного быта, исторические реконструкции, этнографические материалы. На развивающих музыкальных занятиях звучит живая музыка.

Кружки

  • Группа исторической реконструкции для детей от 7 лет. Здесь научат владеть средневековым оружием и привьют навыки боя.
  • Курсы английского и итальянского языка.
  • Детская хореография.
  • Балет.
  • Хип-хоп.
  • Ритмика.
  • Спортивно-бальные танцы.
  • Школа живописи и вокала.
  • Уроки игры на пианино.
  • Актерская школа.
  • Курс ораторского мастерства.
  • Творческие мастер-классы.

Дополнительные услуги

1) Профессиональное проведение праздников с участием зажигательных аниматоров, множеством увлекательных конкурсов и веселых игр.

2) Летний городской лагерь.

3) Школы танцев, живописи, вокала, шпагата, актерского и ораторского мастерства для взрослых, арт-терапия для беременных.

Сеть детских развивающих центров «Созвездие»

«Созвездие» – сеть лучших в России, по мнению AMI, монтессори-клубов. Как следует из названия, здесь воспитывают свободную, творческую и гармонично развитую личность, применяя одну из самых популярных и проверенных временем методику Марии Монтессори.

Детский центр Созвездие

«Созвездие» целиком соответствует AMI стандартам: уютные помещения, правильно обустроенные монтессори-зоны, качественные и новые монтессори-материалы, квалифицированные педагоги, прошедшие соответствующее обучение. Согласно предписаниям Монтессори, в детском клубе функционирует несколько групп с учетом двухгодичного возрастного диапазона:

  • от 8 месяцев до 2 лет,
  • от 2 до 4 лет,
  • от 4 до 6 лет.

Дети возрастом от 8 месяцев до 3 лет могут посещать группы «Звездочки», «Кометы» и «Кометы Плюс». Здесь занятия происходят с одним из родителей, а дидактический материал направлен на развитие памяти и воображения, мышления, мелкой моторики, словарного запаса. Малыши учатся различать цвета, геометрические формы. Длительность посещений – от 45 до 90 минут в зависимости от выбранной группы. Для ребят младшего дошкольного возраста предусмотрены группы полного или выходного дня, мини-сад.

Кружки

  • Английский язык;
  • Фитнес;
  • Ритмика и танцы;
  • Музыка и творчество;
  • Разнообразные мастер-классы;
  • Услуги логопеда и психолога.

Дополнительные услуги

  • Подготовка к школе.

Развивающие центры «Маленький Принц» представлены двумя отделениями: «Белорусское» и «Бескудниково». Здесь педагоги в вопросах воспитания и обучения придерживаются принципов индивидуального подхода. Каждый маленький человек имеет свои уникальные способности и таланты. Важно своевременно разглядеть их и развить, чем успешно и занимаются сотрудники центра.

Центр раннего развития «Маленький Принц»

Детей обучают чемпионы мира и РФ, мастера спорта, актеры, лауреаты международных конкурсов, члены союзов художников. Авторские методики перекликаются с лучшими достижениями в области педагогики.

Секции и кружки

  • Английский театр;
  • Театральная и художественная мастерская;
  • Лепка;
  • Изучение английского языка;
  • Ритмика;
  • Занимательная химия и физика;
  • Каратэ;
  • Детский фитнес и йога;
  • Шахматы;
  • Бальные и клубные танцы;
  • Создание мультфильмов;
  • Немецкий язык;

Дополнительные услуги

  • Подготовка к школе и к экзаменам в творческие ВУЗы;
  • Проведение дней рождения;
  • Мини-сад;
  • Услуги детского психолога и логопеда.

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.


На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.


Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.


Урочные занятия у дошкольников

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.


Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.


Принцип наглядности - ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.


Задания должны быть доступными для ребенка

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.


Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа - усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.


Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.


Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.


Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.


Обучение чтению по Зайцеву
  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.


Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится.

Воспитательница. Ира правильно говорит: мальчики у
нас смелые и девочки смелые. Дети, что поправилось вам в рас-
сказе Толи?
Ира. Что дети своими руками сделали горку.
Валерик. Что они трудились.
Вова. Дети потрудились и были рады, что у них получилась
красивая горка.
Андрюша. Что другие им никто не помогал.
Наташа. Мне понравилось, что Толя сказал: «Один маль-
чик боялся и лег на живот».
Воспитательница. Ира, расскажи ты.
Ира. Была зима. Дети решили построить горку. Взяли дома
лопаты и стали делать горку. Снегу было много, и вышла хоро-
шая горка. Они вынесли санки, лыжи и стали кататься. Сережа
был смелый мальчик. Он умел хорошо кататься на лыжах.
Алеша. Почему ты знаешь что Сережа смелый?
Ира. По размаху палок. А шарф у него так и развевался на
ветерке. А двое детей ехали с горки на санках. Смелый мальчик
натянул веревку и мчался, а сзади маленький мальчик держался
за плечи. Один мальчик не уносил лопату домой. Он думал, что,
если будет дырка на горе, он засыплет дырку снегом. (С места
голос: «Не дырка, а полоса».)
Андрюша (встает и говорит). Смотри-ка, санки едут и про-
резывают полосу. (Объяснение Андрюша сопровождает показом
руками в воздухе.) А этот мальчик засыплет снегом полосу, и
тогда не упадешь.
Ира (продолжает). Детям было весело. Щеки у них были ро-
зовые. Они катались до самого вечера.
Андрюша. Зима холодная. Дети не боялись мороза и долго
катались на горке. Одна девочка везла санки в горку. Ей хотелось
еще покататься. Один мальчик из младшей группы держал лопа-
ту. Детям нравилось кататься. Мальчик, который держал верев-
ку, сильно натягивал ее и улыбался потому, что девочка держа-
лась за его плечи и боялась. Потом они пошли домой.
Валерик. Митя вышел с санками во двор. Там он встретив
знакомую девочку. Ее звали Валя... «Давай, Валя, на санках ка-
таться». Валя согласилась, они взошли на горку. Горка была ле-
дяная. Они сели на санки и поставили ноги на полозья. Митя на-
тянул веревку, засмеялся. Они весело покатились с горки вниз.
Была зима, она студеная была, и было холодно. Ни одной птички
не было видно, потому что было холодно. Гора была выше забора.
Дети были смелые и не боялись с нее кататься и были веселые,
румяные.
Прослеживая ход занятия, мы можем убедиться в
том, что дети подготовлены для решения дидактической
задачи: содержание картины близко их опыту и инте-
ресам.
Рассказы детей разнообразны, так как каждый ис-
пользует при этом имеющиеся у него зимние впечатления.
Сообщение детям новых знаний, умений может проис-
ходить в форме наглядно-действенного показа в сочета-

Воспитатель детского сада - воспитывает детей дошкольного возраста. Профессия подходит отвественным и активным людям, которые любят детей. Воспитатель может работать в муниципальных, ведомственных или частных детских садах. Образование может быть средним профессиональным, но для повышения квалификации нужно окончить Существуют для воспитателей детского сада. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Воспитатель занимается воспитательной работой: проводит занятия, игры и в целом организует пребывание детей в детском саду.
Дошкольных воспитателей чаще всего называют воспитательницами.

Мужчины дошкольными воспитателями обычно не работают, а если такое и случается, то это непременно становится сенсацией, о чем обязательно пишут местные газеты и даже снимают сюжеты для теленовостей.

В детский сад ходят дети в возрасте с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст делится на три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Каждый возраст требует особого подхода, воспитательных и обучающих методик. Но в целом можно сказать, что игра для любого детсадника - главное дело. Поэтому воспитатели в своей работе используют много игровых приёмов. Даже в обучающих занятиях используются дидактические игры - они лучше удерживают внимание детей и помогают им усваивать материал незаметно для самих себя.

В программу детского сада входит занятия по развитию речи детей, по математике, музыке, физкультуре. Также детей знакомят с произведениями детских писателей, учат рисовать лепить, прививают им начальные трудовые навыки. Большое внимание уделяется знакомству с природой, окружающим миром.

И конечно, важное место занимает нравственное воспитание и социализация ребёнка: в детском саду он учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получает навыки жизни в обществе. Воспитатель - руководитель всех этих процессов, и очень многое зависит от его личности и умений.

Важно! Воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.

Обычно воспитательница ведёт одну группу детей, начиная с младшего возраста до самого их выпуска из детского сада. Воспитатели группы работают в паре, сменяя друг друга по графику: кто-то работает с утра, кто-то - во второй половине дня, и наоборот. Методическую помощь воспитателям оказывают методисты - педагоги с высшим образованием.

Рабочее место

Муниципальные, ведомственные, частные детские сады.

Оплата труда

Зарплата на 20.02.2019

Россия 15000—50000 ₽

Москва 25000—70000 ₽

Важные качества

Хорошему воспитателю присущи любовь к детям, жизнерадостность, отсутствие раздражительности, высокое чувство ответственности, чувство справедливости, высокий уровень культуры, организаторские способности, активность.

Знания и умения

Воспитатель должен владеть педагогическими методиками, навыками организации воспитательного процесса.
Также обязательны правильная речь, хорошие манеры.

В этой статье:

Детский сад - беззаботное время игры. Хотя на первых порах у вас с ребенком могут быть проблемы. Все дело в адаптации. Тут роль играет как психологическая, так и физическая адаптация малыша к абсолютно новым условиям.

Если вы не подготовили ребенка к тому, что его ждет, то могут начаться неприятности: плохой сон, постоянные истерики перед походом в садик, нежелание общаться, даже агрессия. Детям не очень понятно, что же произошло, почему они больше не могут вести привычный образ жизни . Подготовить малыша не составит особого труда, так что процесс адаптации пройдет проще. Первое и самое важное - разговор с родителями. При поступлении в садик изменится очень многое, особенно социальная составляющая жизни ребенка. Будьте готовы отвечать на вопросы и давать советы.

Один в садике

Вы отводите маленького ребенка (трех-, а иногда и двухлетнего) в сад, прощаетесь и идете на работу, по своим делам. Малыш остается один в новом месте, среди чужих детей, с незнакомыми взрослыми. Для его психики это огромный стресс, особенно если родители не подготовили малыша к садику. Что меняется:

  • Социальная жизнь

Он был центром вашей маленькой вселенной, единственным (очень часто) ребенком. Все игры шли по его правилам, а взрослые только и делали, что пытались порадовать малыша, угодить ему. Теперь же детей много -
10-15 в группе. Воспитатель выполняет другую функцию. Она наблюдает за тем, чтобы все было хорошо, чтобы дети вовремя поели, не ссорились. Уделить максимум внимания всем детям не получается.

Значит, малышу необходимо приспособиться самому, найти свое место в обществе. Детский сад - это первый социальный институт для детей. Здесь они учатся искать свое общественное «я», занимать какое-то положение, играть роль в обществе.

  • Режим

Приспособиться к новому режиму довольно сложно . Это важная часть физической адаптации, которая у многих проходит весьма остро. Изменение режима сказывается на настроении, психике, развитии малыша.

  • Общение со взрослыми

В жизни ребенка появляются новые взрослые, к которым уже нельзя относиться как к родственникам или друзьям. Это воспитатель, учитель, нянечка. С ними тоже необходимо найти общий язык. А еще нужно их слушаться, выполнять их требования.

Что ждет родителей

Будьте готовы к тому, что на первый месяц или даже дольше адаптация к садику станет важной частью жизни ребенка. А значит, и вашей жизни тоже. Многие дети не могут справиться с эмоциями. Детский сад они воспринимают как некое наказание. Малыш может просить не отводить его в садик , обещая «вести себя хорошо», «делать все, что мама скажет», «больше не баловаться».

Очень важно сейчас не отступать, позволяя малышу не ходить, если не хочется. Лучше разговаривайте с ним, отвечайте на вопросы, помогайте подружить с другими детьми. Если вы правильно подготовили малыша, то адаптация займет минимальные сроки.

Чаще всего именно утром перед походом в сад начинаются проблемы. Малышу не хочется уходить из дома, от любимых игрушек и привычной атмосферы. Днем же он занят в садике уроками, играми, совместной деятельностью . Это позволяет забыть на время о том, как не хотелось сюда идти.

При поступлении в детский сад малыш делает огромный скачек в своем психическом развитии. Сначала в это трудно поверить, ведь из спокойного ребенка он превращается в непослушного, нервного. Но как только адаптационный период подойдет к концу, вы увидите быстрые изменения, взросление. Новые условия жизни, самостоятельность, социализация необходимы для правильного развития малыша.

Три типа адаптации

Психологи выделяют три типа адаптации при поступлении в дошкольное учреждение. Кстати, чем больше контактов со сверстниками имел малыш до этого, тем проще ему будет в садике. Если же первые 3-4 года жизни он провел только с родителями, бабушками и дедушками, то будет гораздо сложнее.

Родители должны понимать, что это совершенно
нормальный процесс
. Адаптивный период есть у всех и везде. Когда уже взрослый человек поступает в институт, ему приходится приспосабливаться к новым правилам, распорядку, экзаменам, преподавателям, группе. А смена места работы, даже если вам 35-40 лет, может стать травмирующим опытом.

Приспособиться к новому всегда тяжело. Взрослые люди тоже переживают адаптивный период, просто не показывают эмоций. Хотя часто мы говорим друг другу утром: «Не хочу на работу, вот бы остаться дома хоть на денек». Для маленьких детей это еще сложнее, ведь часто смысл похода в садик для них неясен.

Итак, есть три формы адаптации, из них легкая и средняя самые распространенные.

Легкая

Легкая адаптация - самая желанная. Она длится от нескольких дней до пары недель. В этот период кроха уже нашел себе компанию в садике, ему проще приспособиться к новому. Наша психика борется с раздражителями - малыш тоже не хочет идти в детский сад по утрам, просит скорее забрать его домой. Самое главное – его социализация идет быстрыми темпами . После утренних слез он очень скоро забывает об этом, начинает играть и общаться. Нет проблем с агрессией, ребенок настроен дружелюбно.

Средняя

Самая распространенная у детей средняя адаптация длится около месяца. Бывают частые перепады настроения. С одной стороны, малышу нравится садик, у него появились друзья, он рассказывает про воспитателя и уроки.

С другой - он не хочет туда идти, просит маму оставить его дома хоть на пару дней. В этот период дети раздражительны, иногда проявляют агрессивность, плохо спят и кушают . Сейчас важно сосредоточиться на том, чтобы помочь малышу любыми средствами.

Тяжелая (проблемная) адаптация

Встречается лишь в 10% случаев и считается довольно редкой. Проблемная адаптация наблюдается прежде всего у детей с нарушениями психики и
психического развития.

При поступлении в садик такие дети становятся агрессивными, часто дерутся с другими детьми. У них не получается выстраивать отношения со сверстниками и воспитателями, они не следуют режиму. Чаще всего уже через 1-2 недели воспитатель рекомендует обратиться к детскому психологу . Проблемная адаптация может стать причиной отказа принять малыша обратно в группу дошкольного учреждения.

Почему адаптация так важна?

Рано или поздно придет время идти в школу, а потом и во взрослую жизнь. Вашего ребенка будут окружать новые люди, ему придется принять правила жизни в обществе , необходимые нормы поведения. Проще всего
привыкнуть к ним играя. Именно так происходит основная часть обучения в садике - через игры. Чем младше кроха, тем легче ему воспринять правила социума .

Конечно, можно оставить детей дома до самой школы, но тогда они столкнутся с проблемой адаптации, уже гораздо более серьезной. Чем быстрее, проще, спокойнее пройдет период приспосабливания к садику, тем скорее жизнь малыша войдет в нормальное русло. Помочь тут могут родители и воспитатели.

Как помочь детям привыкнуть к садику?

Начните подготовку еще летом, и тогда при поступлении в детский сад будет в разы проще. Очень важно психологически подготовить ребенка к тому, что его ждет. У него будут возникать вопросы, на которые вам необходимо давать только честные ответы. Кстати, нелишним будет родителям сначала сходить в тот самый садик, познакомиться с воспитателями, все у них узнать.

Разговоры и ответы на вопросы

Объясните, зачем вы хотите отдать малыша в садик. Расскажите про свой опыт, о том, какие у вас были игрушки, игры, как было весело. Поясните, что ходить в сад нужно будет почти каждый день. У детей обычно много вопросов:

Когда ты будешь забирать меня домой?

Зачем нужно спать днем?

Во что мы будем играть?

Что мы будем кушать?

Можно ли уйти раньше, если мне не понравится?

Не нужно нервничать или ругать ребенка за его интерес. Объясните все столько раз, сколько потребуется. Так он уже заранее начнет привыкать к новой реальности .

Сходить вместе в садик

Если раньше детей просто отводили 1 сентября в детский сад, оставляя на попечение нянечек и воспитателей, то теперь все стало гораздо проще. Многие детские сады предлагают родителям гибкий график. Сначала можно сходить с ребенком вместе, посидеть, поговорить с другими мамами, пока дети знакомятся . Рядом с родителями им совсем не страшно, все
воспринимается как игра. Всего 1-2 часа за день, и вот малыш уже изучил некоторые правила садика.

Далее оставляйте его на несколько часов. Лучше всего приводить ребенка чуть позже, чем большинство детей. Тогда он не увидит слез малышей, которых оставляют рано . Все уже играют, общаются, всё выглядит более дружелюбным. Первое время можно забирать его до прогулки или сразу после нее. Потом уже оставляйте малыша на обед.

Постепенная адаптация дает возможность сгладить все острые углы. Пусть это займет больше времени, зато вы поможете ребенку привыкнуть безболезненно.

Поиграйте дома

Отличная тренировка - игра. После разговоров и вопросов предложите малышу поиграть в детский сад. Мама или бабушка выступают в роли воспитателя. Вы даете ребенку простые задания, рассказываете о новом распорядке дня. Потом, если будет желание,
поменяйтесь ролями
. У детей познание мира еще плотно связано с игровой деятельностью – так они будут чувствовать себя увереннее.

Таким образом, при поступлении в садик ребенок уже будет примерно представлять себе, что же там происходит. Согласитесь, неизвестность пугает, а особенно маленьких детей. Простая игра займет малыша максимум на 1 час в день, зато он уже будет подготовлен к тому, что такое урок, как следует самому мыть ручки после прогулки, кушать ложкой и вилкой.

Особенности физической адаптации

Психологическая адаптация - это лишь половина проблемы. Вторая половина - физическая адаптация. Это не менее сложный процесс, и его родители тоже могут облегчить. Главное - вовремя начать подготовку. Лучше всего, если вы уделите ей 2-3 месяца . За это время малыш полностью привыкнет к мысли, что детский садик обязательно будет, что это надолго, но главное - там нет ничего страшного. Сделать это просто, если приложить усилия заранее.

Режим

Если до садика кроха долго спал и потом неспешно кушал, то теперь все это в один момент заканчивается. Детей отводят рано - многие мамы забегают в садик перед работой, а это около 8 утра. Значит, придется рано вставать. Конечно, в саду предусмотрен дневной сон, но не всем малышам удается уснуть . К вечеру малыш может быть уставшим, перевозбужденным, плаксивым. Новый режим дня дается с трудом.

К сожалению, теперь вставать
рано и уставать к вечеру станет нормальным еще на много-много лет. Но не пугайте такими рассказами маленьких детей. Лучше помогите подготовиться. Еще с лета перемещайте время подъема. Если раньше ребенок просыпался в 9-10 утра, то нужно постепенно будить его на 30-40 минут раньше.

Так ранний подъем не будет таким болезненным. Кроме того, пусть ребенок обязательно спит днем. Для детей 3 лет это 1,5-2 часа отдыха, особенно если малыш активный, подвижный. Когда ложиться спать, решайте сами – это зависит от последнего приема пищи. Следите, чтобы ночной сон длился не менее 9-10 часов. Так проводится частичная адаптация к новым условиям.

Новое питание

Для многих родителей еда в детском саду станет самой большой проблемой. Конечно, это не бабушкины котлеты и супчики, приготовленные максимально вкусно для конкретного ребенка. Кто-то не ест вареную морковку, а кто-то жареную печень, хлеб, огурцы… Родители стараются давать детям только то, что те готовы быстро скушать.

Но в саду никто не будет выбирать вареный лук из супа или
доставать лавровые листики. Тут подается еда, которая максимально подходит для всех детей. Многим она не нравится, и тогда воспитатели и нянечки начинают сердиться, а дети по часу плачут над тарелкой каши. Конечно, это не делает посещение садика приятным. Дети жалуются родителям , что там «невкусно», что они такое не едят, а их насильно заставляют.

Тут мало что можно поделать. Нельзя же оставлять ребенка голодным весь день! К сожалению, детский сад не может предложить индивидуальное меню для каждого малыша. Возможно, если все это вам только предстоит, то уже сейчас не стоит дома уделять так много внимания кулинарным предпочтениям ребенка . Поймите, что ему будет намного проще в жизни, если он вырастет непривередливым и «всеядным».



Рассказать друзьям