Готовимся к рождеству. Рождество: подготовка и традиции праздника

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

К празднику готовились загодя: верующие люди соблюдали сорокадневный пост, который известен под названием Рождественского. В этот период люди молились, читали Закон Божий, каялись. Ели простую, постную пищу: грибы, овощи, рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака, навагу, кто победней - селедку, сомов, леща.

В города ближе к Рождеству тянулись обозы с мороженой свининой, гусями, индюшками. Перед Рождеством, за 3 дня, на площадях и рынках торговали елками - настоящими лесными красавицами. Вся площадь превращалась в чащу. Среди деревьев мужики в тулупах помогали народу выбрать к празднику елку. Ходили сбитенщики, носили самовары с горячим, душистым и сладким сбитнем (это своеобразный напиток с медом и имбирем).

Простые горожане тоже готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные - белые с голубым - рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер - на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.

Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.

В день перед Рождеством, называемый Сочельником, совсем воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что, по преданию, указала путь волхвам к новорожденному Иисусу.

Во всех семьях, независимо от социального и культурного положения, детям в эти дни обязательно рассказывали о Деве Марии, о явлении к ней архангела Гавриила, о том, как родился младенец Спаситель, о поклонении волхвов, о тех дарах, что они принесли, о значении этих даров.

Дети с малого возраста впитывали в себя обычаи, традиции; духовность, заложенная в православии, органично и легко проникала в их души.

В Сочельник ели сочиво (оттого и Сочельник) - постную кашу и овощи. Варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груши, иногда рисовый или ячменный взвар с медом и ягодами. Этот взвар как дар Христу ставили под образа на сено, символизирующее то сено, на котором лежал маленький Спаситель в яслях.

Высматривали в небе первую звезду, потом шли ко всенощной. В домах зажигали лампадки.

В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.

В прошлом году мы с Костей начали учить немецкий язык. Он просил меня об этом уже очень давно, но я все считала, что недостаточно к этому готова. Все же моя целевая аудитория – взрослые, а учить детей немецкому с нуля – это мне казалось чем-то очень сложным! И вот меня посетило вдохновение, я побывала на очень интересном форуме Гете-института, презентовавшего открытие виртуального университета для детей, познакомилась, наконец-то с замечательным педагогом, автором интересных учебников по немецкому языку Ольгой Зверловой. О том, как мы учим немецкий, я расскажу отдельно, но сейчас мне хотелось бы рассказать именно о том, как мы готовились к Рождеству.
Адвент-календари уже стали традиционными во многих русских домах. Мы тоже уже не первый год пытаемся готовиться к Рождеству с такими календарями, но в этом году я решила воспользоваться помощью немецкого образовательного канала WDR. Те, кто не знает немецкого языка, не пугайтесь. Интерактивный рождественский календарь на 24 дня предлагает замечательные занятия, смысл которых часто понятен без немецкого языка. Возможно, наши комментарии еще больше облегчат понимание и вдохновят кого-нибудь на творчество.
К сожалению, пока я готовила этот пост, сам адвент-календарь убрали со страницы канала, видимо как уже утратившего актуальность. Я постаралась найти в Интернете хотя бы часть видео, которые мы использовали.

Итак, 1 день. Рождественский фрукт
http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/weihnachtsfrucht.php5

Вначале мы с Костей очень кратко обсудили, что же называется таким красивым словом «Адвент». Это время ожидания праздника – Рождества Христова. Обычно оно длится 4 недели и наполнено очень важными делами, приближающими праздник. Вот и мы постараемся наполнить каждый наш день волшебством, чтобы праздник к нам пришел как можно скорее.
В первый день ожидания Рождества мы посадим Рождественский фрукт, который, если мы сделаем все правильно, порадует нас 24 декабря. Обычай выращивать рождественский фрукт пришел с востока. Очевидно, из Египта. Обычай распространился в Древней Греции. Оттуда пришел в Европу. Обычно пшеницу замачивают 13 декабря в день святой Лючии или Люсии.
Легенда про Люсию страшненькая. Поэтому я ее изложила Косте очень реферативненько. Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку, маяк потух. Но даже после смерти девушка как ангел стояла на скале с фонарём.
Вместе с Кристофом Биманном, ведущим замечательной программы «Передача с Мышкой» мы узнали, как вырастить дома рождественский фрукт. Для этого нам понадобятся:
˗ зерна пшеницы для проращивания (я купила в магазине здорового питания);
˗ вазочка, в которой нужно будет замочить зерна пшеницы (примерно 2 часа);
˗ тарелка, на которую мы кладем сложенное в несколько слоев смоченное бумажное полотенце;
˗ стакан, который мы ставим дном вверх на тарелку и обкладываем его замоченной пшеницей.
Сбрызгиваем все это каждый день водой и ждем…

Вот что у нас получится.

2 день. Музицируем вместе с Мышкой и Слоненком. Делаем мандалы.

Вначале мы посмотрели добрый мультик про мышку и слоненка. Затем мы отправились поиграть на пианино, а потом стали делать мандалы. Раньше я никогда не слышала о мандалах, поэтому вместе с Костей нам было очень интересно узнать, что мандала пришла к нам из Индии Мандала - это модель мира, которую каждый человек создает себе сам, это способ понять себя, улучшить свою память. Раскрашивая мандалы, человек погружается в гармонию и спокойствие. Если в трудных ситуациях создавать мандалы, то можно успокоиться, найти ответ на вопросы, которые тревожат в данный момент.
Мы с Костей создали несколько мандал, используя подручный материал.

3, 8, 15 и 21 день. Рождественская история, рассказанная от лица маленького ослика «Маленький ослик Марии».

Здесь можно скачать героев сказки и сделать театр:
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...

Очень трогательный мультфильм, повествующий историю появления Иисуса на свет от лица маленького ослика. Костю история очень тронула. К сожалению, я нашла на сегодняшний день только одну часть.

1) Перед началом показа м/ф можно сделать дорогу и поставить на нее ослика. Спросить: какие истории ты помнишь, связанные с ослами. Как обычно относятся к ослам? Где ты уже встречался с осликами?

В первой части злой торговец плохо обращается с осликом и продает его Иосифу за бесценок. Когда Ослик узнает, что он куплен в подарок Марии, то старается ей во все помогать.

2) Можно поставить рядом с осликом фигурку торговца. Спросить: как торговец обращался с осликом? Каким он видел ослика? С другой стороны поставить фигурку Марии. Мария чувствует доброе сердце ослика, не видит его внешних недостатков.
3) Можно попросить ребенка нарисовать сердце и спросить, что у ребенка сейчас на сердце. Пусть нарисует все, что он сейчас чувствует или напишет словами. Потом положить это сердечко в коробочку и спрятать до следующего Рождества.

Во второй части злой купец жалеет, что так дешево отдал такого замечательного ослика и просит его вернуть назад. Но Мария говорит, что продать ослик – это все равно, что продать частицу себя, и отказывается вернуть ослика.

4) Можно сделать фигуру ангела. Спросить, кто такой ангел-хранитель.

Царь Ирод приказывает всем отправиться в Вифлеем на перепись населения. Мария и Иосиф хотят ехать на верблюде, но злой торговец отказывается продать им верблюда, отвечая словами Марии: «Я не могу продать часть себя». А помощь приходит ослик.
В третьей части Мария, Иосиф и ослик преодолевают всяческие трудности, чтобы добраться до Вифлеема. Доброта Марии покоряет разбойников. Даже волк не нападает на овец, говоря ослику: «Копи силы, тебя ждет великий день!»

5) Здесь можно проиграть весь путь передвижения Марии, Иосифа и ослика. Как они преодолевают переход через реку, идут через горы, встречают разбойников, идут по пустыне, встречают волка. Ангел все время следует за ними. Так и у каждого из нас есть свой ангел-хранитель.
6) Здесь можно спросить, в каких ситуациях ребенок чувствовал, что ему помог ангел-хранитель или в каких ситуациях ему бы хотелось, чтобы он помог.

Мы прочитали стихотворение Саши Черного «Рождественское» и выучили его наизуст ь.

Рождественское
Саша Черный
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

Сделали маленький рождественский вертеп.

4 день. Кто это там так уютно устроился в бороде Рождественского деда? (так называют деда мороза в Германии)

Мы слепили маленького мышонка. Костику захотелось еще и друга слепить.

Из спичечного коробка мы сделали ему маленький домик.

Такой домик легко можно спрятать в бороде Рождественского деда.
А как же могут звать этого мышонка. Я разложила перед Костей типичные немецкие женские имена.


Ему больше всех понравилось имя Габи. А потом мы слушали первый куплет песни, и он должен был услышать, как Мышку зовут на самом деле. Оказывается, Мюммель!

Второй куплет – Рождественский дед и мышонок – большие друзья. Дед любит пощекотать мышонка за мордочку.

Третий куплет: что любит кушать мышонок? Костик предложил сыр. Угадал! Мы слепили из пластилина сыр, порезали его на кусочки.

А еще дед дарит мышонку рождественский букетик, тоже слепили.

Вот текст песенки:

Mümmel-Mümmel-Mäuschen



Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann krault seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
am Morgen und am Abend auch das weiche Mäuseschnäuzchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann legt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
zehn Bröckchen Käse jeden Tag ins kleine Mäsehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann schenkt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
tief in der dunklen Weihnachtsnacht ein kleines buntes Sträußchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann kennt eine Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
die hat in seinem langen Bart ein kleines Mäusehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Ну и, конечно же, рождественскими блинами себя порадовали. Костик узоры сам делал.

5 день. Зимнее удовольствие: катание на лыжах

О, этот день Костик особенно полюбил!
Вначале мы поговорили немного о том, как появились лыжи. Это просто фантастика, но уже первобытные охотники додумались ездить на двух палках. Имеются наскальные рисунки в пещерах Норвегии, подтверждающие этот факт. Длительное время лыжи использовались охотниками и военными, поэтому им была нужна только одна палка. Вторая, не трудно догадаться, была занята – оружием.

Следующий этап:
Мы познакомились с героями мультфильма – кроликом, коровой, петухом и поросенком. Сделали для них лыжи и представили себе, как могут кататься начинающие лыжники. Какие трудности им встретятся?


Потом посмотрели мультик (в общей сложности раз семь – Костик хохотал, не мог остановиться).


А потом сделали лыжницу.

6 день. Где живет Николаус?
https://www.youtube.com/watch?v=0qH2dfNgyIg

Еще один немецкий мультик помог нам представить, как живет Николаус. Мультик был создан на основе представлений детей из Германии. Им были заданы вопросы: где живет Николаус, что он ест на завтрак и как проводит свободное время. Вот мы Костиком тоже на эту тему пофантазировали.

1) Какие типы домов тебе известны?
Вспомнили, что уже изучали:
Индейцы – вигвам, типи
Гренландия – иглу,
Италия – трулло
Киргизия – юрта
Китай – фанза
Россия – изба
Африка – рондавель
http://xn----stb8d.xn--p1ai/Portfolio/88/

2) В каком доме мог бы жить Николаус? Сконструируй его дом из подручных материалов? Какие варианты предлагают дети из Германии?
3) Сколько комнат в доме? Какая мебель там стоит?
Сделали для Николауса елку

7 день. Щелкунчик

http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/nussknacker.php5

Два года назад я привезла Косте из Германии настоящего щелкунчика. В Германии верят, что Щелкунчик защищает детей, и он должен быть в каждом доме. В небольшом видео ведущий пытается всяческими способами раскусить орех. Помочь ему может только щелкунчик. Мы оказываемся в небольшой деревушке в рудных горах. Именно здесь изготавливают щелкунчиков.

Александр ПАРМЕНОВ, ответственный редактор интернет-сайта “Православие.ру”, Москва:

Быть вместе в этот праздник

У меня четверо детей, двое из них еще маленькие. И, конечно, в младшем возрасте особенно внимательно и с особым умилением воспринимаются рассказы старших о самом событии Рождества Христова.

Уже загодя, в период поста, дети вместе с другими учащимися приходской воскресной школы начинают готовиться к празднику, репетируют предложенные там инсценировки (а участвовать в них они начинают с 3-4 лет), разучивают рождественские стихи и песенки. А возвращаясь домой, они продолжают “находиться в теме”, что выражается чаще всего в рисунках и вопросах.

Думаю, нашим младшим детям Рождество запоминается еще и тем, у них кончается пост на сладости и развлечения. Если говорить о разговении, то вместо рождественского гуся мы готовим рождественского куренка. У нас обычно не сложный, не изысканный стол, но достаточно вкусный, особенно после поста. А старшим Рождество запоминается, наверное, тем, что мы отмечаем его всей семьей, собираемся вместе как в храме, так и дома. Ведь в обычные дни у старших детей свои дела и занятия, свои компании, а тут им выдается возможность побыть в семейном кругу.

Конечно, есть и праздничная елка. Она небольшая, зато настоящая, с этим особым запахом хвои. Дети очень любят ее наряжать, сами мастерят украшения. Младшие любят устраивать для нас на Рождество импровизированные сценки, домашние концерты. А мы дарим им необычные подарки, всегда стараемся подбирать что-то особенное – то, о чем мечталось каждому из детей.

Об остальном заботится наш приходской храм и воскресная школа. Там устраивают специальные детские праздники, предлагают угощение. Мы стараемся ездить в церковь всей семьей, чтобы быть вместе в этот светлый праздник.

Екатерина ВАСИЛЬЕВА, народная артистка России, Москва:


Быть внутри радости

Мы стараемсясделать так, чтобы детям в Храме Священномученика Антипы, где служит мой сын, Рождество по-настоящему запомнилось. Ведь это, пожалуй, самый главный праздник для детей наших прихожан!

Уже несколько лет мы устраиваем рождественские представления. Вначале они были семейными, но потом мы поняли: наша квартира не может вместить всех желающих принять участие в празднике, и начали проводить рождественские мини-спектакле в храме. Все истории, которые мы разыгрываем в этот день, связаны с Евангелием. И теперь, когда мы проводим праздник в храме, каждому ребенку можно найти подходящую роль, которая придется ему по сердцу: чтобы никто не остался за рамками этого светлого праздника! В наших спектаклях участвуют все, детям ведь не важно – быть первыми или последними, они не знают, что такое главная роль – им просто нужно быть внутри этой радости!

Людмила СОБОЛЕВА, директор школы-интерната №55 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кузьминки, Москва :

Выполнить мечту…

Мы очень любим Рождество и с удовольствием его празднуем. Недавно у нас открылась “мастерская Деда Мороза”: все дети и взрослые нашего интерната на Рождество и Новый Год готовят друг другу подарки, сделанные своими руками. Еще мы пишем детям хорошие, добрые слова в открытках и кладем подарочки им под подушки.

В Рождественский вечер дети с воспитателями сами готовят угощение, обязательно зажигают свечи и гирлянды огоньков, начинается отмечание с песнями, танцами, играми. Позже настает время подарков…

К нам уже не первый год приезжают студенты из Православного Свято-Тихоновского университета, и, вместе с нашим батюшкой Вячеславом из храма святого Марона Пустынника рассказывают детям историю Рождества Христова, ставят спектакль. Мы всегда очень ждем их приезда!

Андрей ФАНДЕЕВ, художник, город Людиново Калужской области:

Детей надо везти в Оптину пустынь!

Для того, чтобы Рождество запомнилось детям, надо непременно везти их в Оптину пустынь. Там зимой удивительно красиво. Сосны от снега стоят сутулые, будто в каком-то сиянии. И так тихо, что даже слышно, как снег падает. А когда вечером со службы из храма выйдешь, то огоньки Козельска горят, как свечи. Видно далеко-далеко. И кажется, что вся эта благодатная земля – огромный храм. Сама Оптина – алтарь, а её церкви – иконы. И всё по-праздничному убелено снегом. Мне кажется, что в раю обязательно должен быть снег, если он такой, как в Оптиной под Рождество.

Я встречал там Рождество года два назад. Нас поселили в домике. На улице лёгкий морозец, а в печке дрова трещат. Кто молится, кто тихонько разговаривает. Помню, был мужчина с двумя сыновьями-пятиклашками. Они так были похожи на Чука и Гека, что сразу заслужили прозвища Чукча и Гекча. Быстро освоились во взрослой компании, сидели за столом и мастерили что-то жужжащее с пропеллером. Увлеклись так, что отец никак их спать не мог уложить. Тогда кто-то из паломников стал им рассказывать про детского Ангела-Хранителя, который сидит на кровати и ждёт, пока ребята уснут. А ведь ему надо скорей по делам отправляться. Убрать камень с дороги, о который завтра ребятишки могут споткнуться, договориться с Ангелом-Хранителем кассирши, которая продает билеты на обратную дорогу, чтобы они могли вовремя уехать домой к маме.

Даже взрослые заслушались. Разве не здорово? Ну а где ещё таких рассказчиков встретишь, как не в Оптиной? Там вообще всегда чудесно, а в Рождество – особенно.

Татьяна ПЕТРОВА, обозреватель областной газеты “Весть”, Калуга:

Запретить Новый год

Что надо сделать? Запретить Новый год! Нет, я не экстремистка. Но, в каждой шутке есть доля правды. Ведь праздник – это не просто отгул или повод для застолья. В каждом празднике есть смысл.

Что такое Рождество Христово? Это чудо! Бог явился в мир спасти нас! Это исполнение желаний! Явился Тот, Которого давно ждали! Именно чуда и исполнения желаний совершенно “законно” и ждут дети от этого праздника. Увы, в советское время запретили праздновать Рождество, и все рождественские ожидания автоматически перешли на Новый год! Но в праздновании Нового года нет такого смысла, как в Рождестве. Это всего лишь начало нового дня календаря.

Но эта традиция так устоялась, что даже православные не в силах вообще отказаться от Нового года. А если отказываются, то невольно становятся похожи на мольеровского Тартюфа, сидящего с кислой миной на чужом пиру. А дети всё тонко чувствуют. В результате 31 декабря происходит “генеральная репетиция” праздника, которая разрушает атмосферу нарастающей радости от приближения самого главного события года – Рождества Христова.

Мы не можем запретить Новый год, но надо постараться устроить детям самый “чудесный” день в году. Ну а в какой форме – это зависит от нашей фантазии. Подарки, таинственным образом появившиеся под елкой, или давно желанные поездки, или какие-то другие сюрпризы – главное, чтобы от них осталось ощущение чуда и исполнения желаний.

Светлана ПИЛЮШИНА, 1-й заместитель главного редактора журнала “Русский Ювелир”, Санкт-Петербург:

Съедобные украшения на елку!

Во-первых, нужно самому любить Рождество, носить в себе радость этого праздника и желание подарить ее всем. Готовиться лучше всего начинать заранее. В этом году подготовка к Рождеству началась у нас в семье в ноябре. Каждый год мы с детьми делаем открытки своими руками: изучаем новые техники домашнего творчества, придумываем новые варианты. Украшаем окна в квартире, вырезая огромное количество снежинок.

Еще мы делаем украшения на елку – съедобные украшения. Нам очень понравилась эта идея, потому что в рождественские дни к нам в гости всегда приходят друзья-ровесники двух наших младших детей. Мы печем всевозможные печенюшки в виде окон, разных фигур, заливаем пустые части карамелью – получается так здорово! А когда дети приходят, каждый может снять с елки и полакомиться понравившимся украшением. Им безумно нравится подбегать, кусать и убегать!

Два месяца мысль о Рождестве и Новом годе постоянно с нами, мы готовимся к этим праздникам всей семьей, папа и старший сын тоже живо интересуются нашими затеями.

Алексей АНАНЬЕВ, председатель совета директоров “ТехноСерв А/С”, Москва: Нельзя лишать детей Нового годаСамый очевидный ответ – это наряженная елка, подарки, семья за праздничным столом… Если все это будет ассоциироваться у детей с Рождеством, то этот праздник и будет для них самым запоминающимся. Но есть один нюанс: все это – атрибуты и светского Нового года. Можно, конечно, его не замечать и не отмечать (и многие православные семьи так и делают). Но я считаю, что в этом празднике нет ничего скверного – он замечательный, дети привыкли к нему и любят его. И вряд ли правильно лишать их возможности праздновать его вместе со всеми своими сверстниками. Конечно, он приходится на Рождественский пост, что автоматически подразумевает весьма умеренное празднование…Для нашей семьи, например, новогодний праздник начинается с молебна, который служится в нашем храме вечером 31 декабря. Думаю, неплохо, если вся праздничная атрибутика будет ассоциироваться у детей, в первую очередь, с Новым годом. А Рождество станет духовным, церковным событием – праздником пришествия Христа в мир, к нам. Не хотелось бы, чтобы, как на Западе, суть Рождества все более выхолащивалась, и сам праздник сводился все ближе и ближе к коммерции.Чтобы именно Рождество Христово запомнилось детям, надо, я считаю, чтобы оно стало настоящим праздником, прежде всего, для их родителей – с волнующим ожиданием праздничной службы в украшенном елочками храме, поздравлений и трогательных подарков друг другу и, наконец, разговения за семейным столом.

Варвара Волкова, мама пятерых детей

Примерно за месяц до Рождества, когда выпадает первый снег:

– Пишем письма Деду Морозу – кто что хочет получить на Рождество – это уже сложившаяся традиция. Дети ждут этого события. Когда пишем, садимся все вместе, зажигаем свечи. В этом году мы на улицу выставили корзинку с письмами. На утро, понятное дело, они исчезли.

Потом, соответственно, у Деда Мороза начинается работа – поиск по магазинам того, что попросили. Обычно стараемся всё заготовить заранее.

Вывешиваем Рождественский календарь. Каждый год – он разный. В прошлом году он выглядел как большая картина, на которой висело много маленьких пакетиков – на каждый день по пакетику – от 19 декабря до 7 января. В каждом пакетике – рассказ о Рождестве и 4 конфеты. Дети с нетерпением ждали каждый следующий день, чтобы открыть пакетик, а вечером мы читали новый рассказ.

В этом году мы развесили большие «носки Деда Мороза», то же с числами, на каждый день – по одному носку. В них – не только рассказы, но и задания. Например, одно из них – сделать семейную Рождественскую почту, для чего подготовим специальную коробку. Еще задания в некоторые из дней – с помощью ребусов искать книги про Рождество.

– Еще я написала в этом году несколько рассказов о нашей семье, в которые свои добавления будут вносить и дети – это тоже одно из заданий.

– Одно из заданий – «спасти» замёрзшего динозавра, который спрятан в морозилке, в замороженном шарике воды.

– Или что-то смастерить, сделать своими руками.

– Включено в задания и разучивание колядок, стихов.

До Нового года

Дети разучивают стихи. В этот раз со старшими готовим спектакль – «Щелкунчик».

Начинаем украшать дом. Мы ёлку покупаем до Нового года, но не наряжаем: Новый год обязательно встречаем у дедушки, а вот когда возвращаемся, принимаемся за подготовку к Рождеству.

Украшения – не только магазинные, это и специально высушенные и раскрашенные апельсины (апельсины режутся круглыми дольками, высушиваются за ночь на батарее, а потом раскрашиваются цветным лаком для ногтей с блестками). А еще мы обязательно печём печенья и потом их развешиваем на ёлку, делаем бумажные украшения –гирлянды и фонарики.

– Тогда же, когда печём печенья, печём и пряничный домик, тесто-то одно и то же.

Дня за четыре до Рождества

Стараемся вместе с детьми ездить в храм – помогать убирать его, украшать. К пятому ребенка я поняла одну простую вещь. Слоган такой в голове звучит: «Ты ничего не успеешь». И на этом надо успокоиться. Не успеешь того, что успел бы, будь у тебя один ребенок, не успеешь того, что успел бы, живя ты в центре нашей столицы и т п. Поэтому надо сосредоточиться на чем-то одном главном. Я выбрала календарь, написание писем и настоящих открыток всем крестным, бабушкам-дедушкам и друзьям, которые они получат по почте, украшение дома своими руками. Еще мне кажется, что ребенок больше запомнит домашний спектакль, разучивание стихов, чем бесконечное беганье по ярмаркам и елкам.

В Сочельник наш папа, отправляется за продуктами, покупает мясо. Потом мы стараемся дать ему поспать – у него впереди три службы (папа – диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси). Правда, не всегда это удается.

– Это сугубо моя личная традиция: украшать по-особенному ночью, когда дети спят, их комнаты. С маленькими детьми на ночную службу ходить не получается, но зато они просыпаются в настоящую сказку – их комнаты ощутимо меняются. Дети очень ждут этого, чтобы открыть утром глаза и вокруг – уже точно Рождество, совсем не то, что было вчера: на окнах гирлянды, повсюду фонарики и свисают блестящие «дождики».

Утром идём на Литургию.

Огоньки и гирлянды на ёлке зажигаем только 7 января . Когда появляются подарки, зажигается и ёлка. Чтобы у детей была ассоциация – ёлка зажигается именно в Рождество.

Теперь, поскольку мы переехали в свой дом, в этот день у нас собирается вся семья, – бабушки, дедушки.

Дети идут на ёлку (до Рождества – елки в школе, у дедушки на работе). Я думаю, что ребёнку важны же не наши родительские «галочки» – сходили на столько-то ёлок, ему важно накопить впечатления. Многие, например, став взрослыми, говорят: «Помню, как в детстве ходил в храм, там было полутемно, красиво, пели так-то» А не: «Я посетил всенощное бдение, где особенно трогательными мне показались стихиры на литии». Дети живут образами, впечатлениями, атмосферой. Поэтому, как мне кажется, если мы будем стараться сделать так, чтобы яркие, праздничные впечатления ассоциировались с Рождеством Христовым, то именно они запомнятся на всю жизнь.

Детская елка у нас дома. Дети будут показывать спектакль, который репетировали до того, петь колядки, читать стихи. Зовем всех родственников и друзей, с которыми вместе ставим спектакль.

Рецепт Пряничного домика от Варвары Волковой:

мука - 1 стакан (до получения нужной консистенции теста)
сода - 1/2 ч. ложки
сахар - 200 г
мёд (жидкий) - 250 г
масло сливочное растопленное и остывшее - 200 г
яйца куриные - 3 шт.
водка или коньяк - 50 мл (не обязательно)
корица (молотая) - 1/4 ч. ложки
имбирь (молотый) - 1/4 ч. ложки
гвоздика (молотая) - 1/4 ч. ложки
кардамон - 1/4 ч. ложки
перец душистый (молотый) - 1/4 ч. Ложки

Специи смешаем в ступке и тщательно разотрем их в мельчайший порошок (в тонкую пыль).

Муку обязательно просеим сквозь сито (!) и затем смешаем с содой.

Остальные ингредиенты теста, включая растертые пряности и водку (или коньяк, ром), соединим в отдельной миске.

Старательно перемешаем венчиком или ложкой, но взбивать не нужно

Добавим муку с содой к остальным ингредиентам и тщательно вымесим тесто руками около 12-15 минут.
Тесто должно получиться упругим и эластичным.

Хорошо промятое тесто скатаем в шар, завернем в пищевую пленку и поместим минимум на 3 часа в холодильник (лучше на ночь).

Примечание. Настоящее пряничное тесто не допускает никаких отсрочек после замеса - вымесили в течение до 20 минут, быстро разделали изделия и без промедления ставим на выпечку. Иначе пряничное тесто “затянется”, и изделия значительно утратят качество.

Перед разделкой деталей домика вынем тесто из холодильника и оставим его при комнатной температуре минимум на 1 час, чтобы дать согреться.

Подстраиваемся под расписание детей

Наталья Ялтанская, мама девятерых детей

У нас всегда очень напряжённый конец года и мы все планы строим, исходя из планов детей. У детей две школы – светская общеобразовательная и православная у младших.

В православной – готовятся к Рождеству, в светской – заканчивается полугодие, контрольные, концерты.

Есть также хор, расписание занятий на конец декабря и начало января – почти каждый день. Плюс концерты, плюс дети поют на службах. После Рождества – на ёлке и 12 января всё заканчивается участием в службе в Успенском соборе Кремля.

Мы должны привезти детей, отвезти.

У меня после 11 января – сессия: я учусь на Курсах повышения квалификации учителей. Так что мне нужно тоже готовиться к экзаменам.

Так что мы берём расписание на один день каждого (у одного ребёнка репетиция, у другого – концерт, у остальных еще что-то), и пытаемся спланировать именно этот день.

Что точно запланировано заранее – это покупка ёлки 31 декабр я, просто потому, что после Нового года её уже не купишь. В позапрошлом году – ездили в лесничество, в прошлом – позвонила подруга и сказала, что в Москве многодетным ёлки на ёлочном базаре раздают бесплатно.

Еще, что мы обязательно должные сделать – сходить на Святках в театр. В этом году дети пойдут в Большой театр (билеты мы купили заранее – за три месяца).

С 1 по 6 января , по возможности, стараемся наводить порядок. Как кто когда можем: у студентов сессия, их особо тоже не задействуешь.

Так что хорошо, если бы все можно было бы заранее спланировать, но не получается. Так что, что успеем и – слава Богу!

Одежда для выступлений у детей всегда в боевой готовности – мы знаем, что в любой момент могут позвать выступать, так что здесь снова – никакой специальной подготовки.

Праздничный стол готовим в Сочельник, между службами. Это не сложно – нас много, и накануне распределяем, кто что будет делать. Обычно всегда есть добровольцы – кто-то берется за салат, кто что-то еще. Обычно на все это уходит час – два.

У нас чудесным образом возник воцерковлённый Дед Мороз из Новоерусалимского монастыря, и сказал: «Все дети (от 26 – до 4 лет) пишите письма с пожеланиями». Написали, теперь ждем, что будет.

На каждый праздник дети готовят концерт, но когда они это делают – я не знаю: это их личная инициатива.

Не забыть термос и бутерброды

Юлия Баграмова, мама троих детей

  1. Живую ёлку покупаем накануне Нового года и наряжаем на улице около дома. Зато она потом стоит долго-долго, не осыпаясь. Это действо по украшению обычно происходит, когда папа дома, а я на работе: чтобы дети не скучали без меня. Дома ставим искусственную, на неё вешаем пластмассовые игрушки, чтобы, если уронят, не было никаких порезов и так далее (а что роняли – было неоднократно).

На окна наклеиваем наклейки.

  1. Подарки я обычно стараюсь готовить за месяц до Нового года – мелкие и мало на Новый год, значительные и больше – на Рождество.
  2. Я вообще стараюсь делать всё очень заранее, поскольку иначе просто ничего не успею. Так, адвент-календарь начала готовить еще летом. Придумывала задания, идеи. В этом году он состоит из двух недель – неделя до Нового года и неделя после, до Рождества. В прошлом году детям идея такого календаря очень понравилось, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что сегодня – загадка, кроссворд, задание смастерить что-то, для маленького – просто конфетка и возможность наблюдать за процессом… Внешне календарь у нас в этот раз суровый – дощечка и на ней 14 шурупов, по которым будет «передвигаться» мешочек с сюрпризами.
  3. Чтобы подготовиться к Рождеству, стараемся читать с детьми какую-нибудь рождественскую книгу – в день по главе. Начинаем где-то за неделю до Праздника.
  4. Закупку еды и готовку я тоже стараюсь растягивать во времени и не оставлять до последнего. То есть числа 4-5 января все покупаю, 6 – только мариную (поскольку скорее всего – главное блюда – курица), а 7, когда все вернемся домой, просто ставлю её в духовку.
  5. 6 января я планирую сделать вместе с детьми печенье .
  6. Накануне Рождества мы достаём вертепы . Одному, самодельному, – уже года три. Я рисовала, папа наш выпиливал из фанеры. Мы делали его летом, и дети тоже принимали в этом участие. Он устанавливается рядом с ёлкой. Другой – покупной, но он не очень надежный, детали то и дело приходят в негодность, и нужно что-то подклеивать.


  1. 7 января стараемся поехать на детскую литургию. Поскольку живем в Подмосковье, нужно ехать в Москву.

Мы пробовали брать детей на ночную службы, но мне кажется, они еще маленькие и особой пользы для них в этом нет. В лучшем случае – они просто засыпают. Ближе к Причастию мы их тормошим, они не понимают, где они, чего от них хотят… Хотя сначала ждут, им интересно, что нужно ехать. Но в итоге устают, у них нет ощущения праздника.

Дети привыкают к одному храму, а детские литургии в нем не служатся. Поэтому я заранее объясняю, что мы поедем в другой храм, где тоже будет причастие, а потом мы вернемся домой, поедим и подарим им подарки.

  1. 7 утром все ещё спят, я встаю, готовлю еду с собой, поскольку – Праздник – делаю бутерброды с колбасой или с котлеткой. В термос наливаю чай, готовлю наши «походные» чашки.

После чего по одному бужу детей. Старшие одеваются сами. Я – младшего. Папа идёт с ними в машину, я закрываю двери.

В целом нам нужно часа два, чтобы собраться и доехать.

После службы мы, если есть возможность, идем в кафе, а потом – в зоопарк. В зоопарке зимой – здорово, хотя погода чаще, как полагается – зимняя, ветреная. Животных – больше, чем людей и можно их рассмотреть.

Каждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Вариант первый. Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй. Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.

От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом , с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп . Ночью или утром –праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть –попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение на

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.

Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю - спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» — непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника Рождества Христова

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»



Рассказать друзьям