Конспект занятия по логике в старшей группе. Конспект интегрированного занятия по логике и ознакомлению с окружающим миром: "Путешествие в осенний лес" в старшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема: "Овощи"

Цель:

Развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов.

Упражнять детей в составлении целого из частей.

Учить узнавать предмет по деталям.

Учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

Учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

Развивать внимание, восприятие.

Стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию "Сколько зайцев спряталось за кустом?"

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре "Собери урожай", карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 "На огороде"

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: "Найди дорожку".

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: "Собери урожай".

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Физкультминутка: "Зайка"

Скок - поскок, скок - поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок - поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

"В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?"

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 "В гостях у зайчика".

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
"Вон человек с ружьём"
Двое закричали:
"Давайте убежим!",
Двое прошептали:
"Давайте помолчим!",
Двое предложили:
"Мы спрячемся в кустах!",
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать " БАХ"?"

"БАХ" - выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Ребята зайчик благодарит вас за работу!

Тема: Последовательность

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, определять последовательность, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение.

Материал : планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок снова отправился в путешествие. В этот раз - на Северный полюс. Что вы знаете о Северном полюсе, о Севере? Расскажите. (Ответы детей.)

2. Игра «Исправь ошибку»

Воспитатель показывает планшеты, на которых нарушена последовательность фигур. Например: круг, квадрат, круг, треугольник (а должен быть снова квадрат).

Как построились фигуры? Правильно? Нет. Где ошибка? Исправьте ее: уберите ненужную фигуру, найдите нужную и поставьте ее. (Дети отвечают и выполняют задание.)

3. Работа в тетради

Задание 1. На Севере очень много снега. Посмотрите, все ли снежинки одинаковые. Найдите ту, которая отличается от других (нет пары). Подчеркните ее.

4. Физкультминутка

Мишка вышел на дорогу.

Ищет он свою берлогу.

Он подпрыгнул,

Он нагнулся,

Вправо, влево повернулся.

И нагнулся, и присел,

И две бочки меда съел.

5. Работа в тетради

Задание 2. На Севере живут животные, которые приспособились к холоду. У них густой мех. Вот белый медведь (еще его называют полярным медведем). А вот белая сова (или полярная сова). А это песец (или полярная лисица). Объясните, почему они все белого цвета.

Задание 3. Была вьюга, и животные зарылись в снег. Угадайте, под каким сугробом сидит сова, под каким - медведь, а под каким - песец.

Задание 4. Медвежата играли с кусочками льда. Мышонок увидел, что льдинки - правильной формы, как геометрические фигуры. Соедините линиями одинаковые фигуры. Скажите, каких фигур больше.

Задание 5. Умная полярная сова задала Мышонку хитрый вопрос. Подумайте и ответьте.

Можно ли воду в решете нести? (Можно, если ее заморозить.)

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель : развивать логическое мышление, сообразительность.

: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».

Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если два больше одного, то один... (меньше двух).

Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно - вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

Это круг больше красного? (Да.)

Он больше синего? (Да.)

Больше желтого? (Нет.)

Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель : развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель:

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...».

Цель: развивать логическое мышление.

Тема : Обобщение

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение. Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

В воскресенье Мышонок побывал на веселом представлении в цирке. А вам нравится цирк? Вы были в цирке? Кто там выступает? Расскажите. (Ответы детей.)

2. Игра «Что общего?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные на планшетах. На каждом планшете - фигуры, имеющие общий признак (цвет, форму или размер). Дети называют признаки.

Мышонок наблюдал, как клоун в цирке кормит животных. Он приготовил для них печенья и разложил их по тарелкам. Угадайте, чем похожи печенья на каждой тарелке?

3. Работа в тетради

Задание 1. Сначала выступали собачки. Сделайте так, чтобы все тумбы у собачек были одинаковыми.

Задание 2. А потом выступал клоун. Он жонглировал маленькими мячиками. Эти мячики клоуну кидал слон. Добавьте мячиков клоуну и слону (нарисуйте их) - так, чтобы красных мячиков было больше у клоуна.

Физкультминутка

Ослик машет хвостиком

И бежит по мостику.

А за ним лягушка скачет:

Покатай меня, не прячься.

Вместе будем мы скакать.

Раз, два, три, четыре, пять.

5. Работа в тетради

Задание 3. Посмотрите: вот мальчик и девочка, которые пришли в цирк. Какие лица у них были, когда выступал клоун? Нарисуйте. Раскрасьте.

Задание 4. Вернувшись домой, Мышонок попробовал жонглировать тарелочками, но они разбились. Помогите их склеить: соедините линиями подходящие части.

Задание 5. Отгадайте загадку, которую в цирке клоун загадывал зрителям.

Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква Ц.)

Методическая цель: подача нового материала на имеющиеся у детей знания.

Программное содержание:

Обогащение и углубление представлений детей о зимующих и перелетных (особенностях строения месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения). Воспитывать у детей желание заботиться о зимующих птицах, создавать для них благоприятные условия. Учить детей выделять признаки понятий и сравнивать по содержанию. Познакомить детей с возможностью условного обозначения содержания понятий. Продолжать обучать детей самостоятельно устанавливать отношения между понятиями.

Материал:

  • перфокарты,
  • картина с изображением перелёта птиц,
  • элементы осеннего леса,
  • музыкальное сопровождение,
  • круги Эйлера,
  • знаки “все птицы”, “зимующие птицы”, “перелётные птицы”,
  • игра “Кто лишний”,
  • кроссворд,
  • тетради и карандаши для каждого ребёнка,
  • репродукции с изображением разных птиц.

Ход урока

Приглашение детей в осенний лес на прогулку. (Звучит музыка леса с голосами птиц, пение птиц прекращается).

Ребята, что произошло в нашем осеннем лесу? В нем не слышно совсем ничего, тишина, да шорох листвы. – Почему в лесу наступает такая тишина? Куда исчезли жители леса? Они все готовятся к зиме. Многие звери впадают в спячку. А что же произошло с птицами? Птицы улетели в теплые края. Почему? Какие птицы улетают в теплые края? журавли, гуси, утки. В теплые края от нас улетают ласточки, стрижи, скворцы, трясогузки, кукушки, цапли,

За это их называют перелётными. Ребята, а какие птицы улетают первыми и как они летят, я хочу вам сегодня рассказать. Эту историю мне поведал Лесовичок. Первыми улетают ласточки, стрижи, кукушки, трясогузки. Эти птицы питаются насекомыми и поэтому их называют насекомоядные. Последними от нас улетают водоплавающие: цапли, журавли, утки гуси. Они питаются живой пищей: рыбой, лягушками, их называют хищниками.

Во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Вот ласточки. Стрижи, трясогузки улетают небольшими стайками. Летят они ночью, чтобы меньше встречаться с опасностью, которая их ожидает. А вот гуси, утки, цапли, журавли могут лететь клином, шеренгой, дугой, линией.(Показ картинок). Эти птицы летят очень высоко в небе целый день и только с наступлением ночи опускаются на водоём, чтобы отдохнуть и покормиться. Очень долгий им предстоит им путь. Но впереди их ждет ласковое теплое солнце. А с наступление весны они опят вернутся в родные места, чтобы вывести птенцов.

Есть птицы, которые никуда не улетают, назовите их? (Воробей, голубь, сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, клёст). Как вы думаете, легко ли зимующим птицам зимой? Как мы люди можем им помочь? Мы можем для птиц приготовить кормушки или организовать целую птичью столовую. Но мы должны помнить, что в холодный зимний период на кормушке всегда должен быть корм, иначе птица может погибнуть. Если мы будем подкармливать птиц, то им не страшен будет холод зимой. И они хорошо переживут холодную суровую зиму.

Мой дружок Лесовичок прислал нам сегодня очень интересную игру. Он хочет, чтобы мы определили чем питаются разные птицы.(Работа с перфокартами)

Валеологическая пауза:

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вы тянете руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложи на ладони, спрячь в них птенца, подыши, на него согревая своим ровным дыханием. Приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе. – Ну что ж, ребята, вы много интересного узнали от Лесовичка.

А сейчас мы сядем за стол и определим всех птиц, обозначив их кругами. А Лесовичок посидит и послушает. Здесь на фланелеграфе много разных птиц. Как вы думаете, каким кругом мы обозначим всех этих птиц? Правильно большим кругом. Вот у меня большой круг. И вы ребята у себя найдите большой круг. А вот этот знак обозначает “Все птицы”. Я его прикреплю сверху на кругу. Найдите – кА у себя такой знак. Что он означает? (2 – 3 ответа). Положите его тоже на круг сверху. А кто пойдет и разделит птиц на 2 группы: зимующих и перелетных? Аня назови зимующих птиц. Молодец, а теперь давайте при помощи кругов обозначим зимующих и перелетных птиц. Каким кругом мы обозначим зимующих птиц? Правильно кругом поменьше. А перелетных? Вторым кругом поменьше. Ребята тоже у себя найдите круги поменьше и положите на большой круг. Так ли у всех получилось? Посмотри – кА, Аня. Молодец! А каким знаком можно обозначить зимующих птиц? Правильно, снежинкой. Помести знак на круг зимующих птиц. (*) И вы, ребята, найдите у себя знак “зимующие птицы”. Все ли правильно выполнили, так ли получилось как у Ани? Аня, а каким знаком обозначим перелетных птиц? Правильно, вот этим, как будто птичка летит (?). Этот знак “перелётные птицы”.

Все ребята нашли знак “перелетные птицы” и поставили на круг “перелетные птицы”. А как разделить перелетных птиц на насекомоядные и хищников? С помощью, каких знаков? Правильно, маленький кружок с рыбой и жучком. Поместите их на круг “перелетные птицы”. (Все дети работают). А чем питаются зимующие птицы? (ответы). Молодцы ребята, хорошо поработали с кругами. Лесовичок тоже доволен.

Ой, ребята, а Лесовичок поиграть с вами хочет. Он приготовил вам картинки. Что - то я не пойму, для чего он их нам дал? (Ответы детей). Надо расставить картины по порядку: что сначала, что потом? Какая картина должна стоять первой? Кто поставит? (гнездо с яйцами). Каким знаком обозначим яйцо? (0). А что потом? (гнездо с птенцами и птица). Каким знаком обозначим птенца? Птицу? Хорошо мне объяснили, теперь всё понятно.

А сейчас давайте пододвинем карточку с окошечками со стрелочкой, нарисуем схему “как появляется птица”. Рисовать будем знаками.(Дети работают в своих карточках, схематически изображая “как появляется птица”. ) 2 – ответа.

Молодцы, ребята!

Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Вы теперь много знаете о птицах, умеете определить перелетных птиц и зимующих. Я думаю, что вы придёте им на помощь, разместите возле своих домов и на участке прогимназии кормушки.



Рассказать друзьям