Кровавая история: как раньше женщины справлялись с менструацией. Как жили женщины в восточных гаремах, или о чем не рассказывают романтические фил

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отгремел салютами и широкими народными гуляниями женский день 8 марта. Кто-то вспомнил и о предпосылках этого празднества. Блогеры зубоскалят на тему эмансипации или рассуждают, что смысл женского протеста больше века назад был в уменьшении рабочего дня, увеличении заработной платы и праве голосовать наравне с мужчинами.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

На самом деле, уже мало кого волнует, какие цели преследовали суфражистки XIX-XX веков. Ведь 23 февраля тоже изначально праздновался как годовщина создания Красной Армии (1922 г.). С 2002 года он был переименован в День защитника Отечества, но на наших глазах постепенно превращается в "день гипотетического защитника" и просто в абстрактный "мужской день". Сейчас 23 февраля и 8 марта — это просто общественные праздники, нерабочие дни, повод мужчинам поздравить женщин, а женщинам — мужчин. Эдакие дни обостренной гендерной учтивости.

Но есть люди, для которых вопросы правовых отношений мужчин и женщин актуальны по сей день, на уровне архетипов поведения. Это исторические реконструкторы — увлеченные люди, чье хобби — это воссоздание средневекового быта, культуры, вооружения. Самая популярная эпоха у реконструкторов — Раннее Средневековье IX-XI вв. Это время становления европейских государств, расцвет Руси и легендарная эпоха викингов. В этом году, например, можно будет лицезреть сие эпоху своими глазами.

16 июля на Дьяковском городище парка Коломенское развернётся средневековый лагерь фестиваля "Битва Тысячи Мечей" с масштабной реконструкцией биты. Но вернемся к разговору о правах.

Если говорить о правах женщины IX-XI веков, то показательными окажутся своды законов средневекового общества, установленные и записанные в Скандинавии.

Женщина эпохи викингов имела высокий статус в обществе, так как играла значительную роль в хозяйстве. Муж обязательно советовался с хозяйкой дома по важным делам. Когда он уезжал, именно жена становилась главой усадьбы. Скандинавки обладали широкими имущественными правами, жена сохраняла права на свое приданое и была наследницей наравне с потомками мужского пола.

Если мы говорим о жене правителя, то ей полагалась половина дружины, которую королева должна была содержать самостоятельно, на что ей причитались подати и налоги.

Были законы, которые защищали жизнь и честь скандинавской женщины. В случае оскорбления словом и делом (даже если оскорбит или ударит муж) женщине полагались большие суммы возмещения. В германской варварской традиции даже тяжёлые преступления можно было возместить материально. Но убийство женщины не подлежало возмещению (вергельду) и каралось объявлением вне закона и лишением всех прав. Однако сама женщина не несла полной ответственности за свои поступки: если она убила мужчину, то отвечал её ближайший родственник-мужчина.

Дети наследовали статус матери, если он был выше, чем у отца. Статус мужчины становился выше, когда он женился на женщине более высокого рода, и снижался при более низком. Женщина имела право разводиться с мужем, если считала того недостойным. Арабские путешественники вообще писали, что скандинавская женщина может развестись, когда пожелает.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

В скандинавской эпической традиции существует огромное количество героинь, действующих по собственной воле, не довольствуясь ролями статисток — их имена могут быть знакомы вам по художественным фильмам: Брюнхильд, Гудрун, Сигню, Свава, Сигрун, Сигдрива, Гримхильд.

Скандинавские (как и древнерусские) женщины пировали вместе с мужчинами, в отличие, например, от древнегреческих, которые должны были оставаться на женской половине. Скандинавы считают нормой беседовать с женщинами, находя в этом большое удовольствие. Более того, мужчины спрашивают совета у женщин и следуют им. В Киевской Руси и простолюдины, и великие князья также часто действуют "по слову с жёнами своими". Арабский поэт Аль-Газал, глава дипломатической миссии в Дании, приобрёл большое расположение жены конунга (короля) тем, что посвятил ей стихи. А восточные люди редко делают что-то просто так.

Что же в наше время происходит в мире северных людей? Женщины стран Скандинавии занимают посты мэров больших городов, спикеров в парламентах, лидеров политических партий. В 1980-90-е годы Гру Гарлем Брунтланд трижды была премьер-министром Норвегии, завоевав себе большой авторитет внутри страны и на международной арене. В феврале 2000 года в Финляндии Тарья Халонен в острой борьбе победила на президентских выборах своего соперника-мужчину и стала первой женщиной-президентом в Скандинавии.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Швеция — ведущая страна в вопросах ведения корректной гендерной статистики. Все шведские статистические данные формируются раздельно для каждого пола. А под принципом количественного равноправия подразумевается одинаковое представительство мужчин и женщин во всех сферах жизни.

Как вы могли убедиться, традиция равноправия полов старше, чем Клара Цеткин. Эпоха тёмного средневековья из-за обострения религиозного фанатизма свела на ноль многие прогрессивные достижения "варварской" цивилизации. Вернуться на светлый путь стоило больших усилий. А многим странам это ещё только предстоит.

Познакомиться с ранним Средневековьем можно будет 15 июля на Дьяковом городище парка Коломенское. Здесь состоится фестиваль "Битва тысячи мечей", посвященный противостоянию русичей и викингов.

Распространенный миф гласит, что в Средние века жизнь женщины протекала в уединении, едва
ли не в заточении, была строго ограничена пределами внутренних покоев и включала, в общем,
небольшой набор занятий - воспитание детей, уход за больными, рукоделие.

Однако

В пределах трех сословий можно рассмотреть пять групп женщин:

Женщины из класса свободных землевладельцев (жены йоменов, рыцарей, хозяйки маноров);

Монахини (преимущественно - представительницы высших сословий, женщины из знатных
рыцарских, а также зажиточных торговых семей);

Полноправные горожанки; женщины более низкого сословия, но также проживавшие в городах;

Представительницы крупнейшего сословия Средних веков, чьи права и обязанности были
закреплены феодальной традицией;

Крестьянки, батрачки, сервки.

Хозяйке манора зачастую приходилось управлять землями супруга (фермами, замками и т.д.)
единолично. При необходимости она распоряжалась сотнями акров земли, урожаем, скотом и
недвижимостью, многочисленными работниками и их имуществом, участвовала в судебных
тяжбах, отбивала вооруженные атаки, а иногда даже участвовала в них сама.

Часто в их обязанности входило:
- поддерживать дома арендаторов в надлежащем состоянии;
- участвовать в судебных тяжбах;
- присматривать за ходом полевых работ и наказывать нерадивых работников;
- организовать оборону манора, если потребуется.
- отвечать за ведение хозяйства в доме с сотнями слуг и домочадцев и т.д.

Понятно, что подобный спектр обязанностей требовал обширных познаний в области
юриспруденции, бухгалтерского дела, сельского хозяйства и военного искусства, не
говоря уже о кулинарии, медицине и рукоделии.

«Женщина, которая живет в своем поместье, должна быть мудра. Она должна обладать
смелостью мужчины. Ей не следует угнетать арендаторов и работников, но надлежит быть
справедливой и твердой. Она должна следовать словам мужа и мудрых советчиков, чтобы люди
не думали, что она поступает исключительно по своей воле. Она должна знать законы
ведения войны, чтобы командовать своими людьми и защищать свои земли, если на них нападут.
Она должна знать все, что касается дел ее мужа, чтобы выступать как посредник в его
отсутствие или же действовать в своих интересах, оставшись вдовой. Она должна умело
управлять работниками. Чтобы надзирать за ними, она должна разбираться в сельском хозяйстве.
У нее всегда должны быть необходимые запасы для пряжи и тканья, потому что рачительная
хозяйка порой приносит больше дохода, чем пахотное поле».

Статистика показывает, что в Англии и Франции примерно 7-10% женщин так и не вступали в
брак. Для представительниц высшего сословия монастырь с определенного момента стал вполне
приемлемой альтернативой семейной жизни. В монастыри принимали девушек, чьи родственники
не могли или не хотели подыскивать им мужей; монастырь служил как тюрьмой для мятежниц,
так и надежным пристанищем для интеллектуалок; он был единственной альтернативой браку
для знатных женщин, которые, в отличие от представительниц других сословий, по рождению
были лишены возможности выбора.

Поскольку монастыри находились на самообеспечении, монахини работали как минимум 5-6 часов
в день, повинуясь уставу св. Бенедикта, который гласил: «Праздность - враг души».
Настоятельница женского монастыря - один из влиятельнейших статусов, доступных для женщины
в Средние века. Она отвечала не только за духовное окормление своей паствы, но и управляла
монастырем точь-в-точь, как благородная дама - поместьем.

В XII-XIII вв. монахини исполняли все необходимые виды работ; записи, сделанные в монастыре
св. Радегунды, свидетельствуют о том, что они сами выносили мусор и помои, таскали воду,
рубили дрова, готовили пищу, прибирались, мыли посуду (в конце Средних веков выше
перечисленным уже будут заниматься слуги) и, более того, лично работали в монастырских
кузнях и рыли могилы для погребения умерших сестер. Монахини шили облачения (в рукоделии
особенно отличались бенедиктинки) и переписывали книги (своими скрипториями, преимущественно,
славились женские монастыри в Германии). Многие монастыри также предоставляли убежище для
вдов и благородных девиц, которые жили и трудились бок о бок с монахинями, хоть и не
приносили обетов.

И для невинных развлечений место вполне находилось (натурально невинных, кроме шуток!
В XI-XII веках в английских документах встречаются вполне нейтральные упоминания о том,
что по праздникам монахини вместе с монахами из соседних монастырей на каком-нибудь
общественном лугу вместе танцуют (!) и играют).

Свободная горожанка - это представительница буржуазии, женщина из торговой или ремесленной
семьи. От нее требовалось не только вести хозяйство, но также и помогать мужу в мастерской
или в лавке. Горожанка могла как заниматься ремеслом вместе с ним, так и иметь собственное
дело; количество «самостоятельных женщин» (т.н. femmes soles) особенно возросло после
Великой чумы, когда рабочих рук катастрофически не хватало.

В Лондоне женщинам официально не был закрыт доступ ни в какую профессию, и существуют
доказательства того, что они занимались самыми разными ремеслами. Фактически, у замужней
женщины из ремесленной среды были два преимущества сравнительно с мужчиной: во-первых,
она могла вести дело на собственный страх и риск как femme sole или же, при желании,
переложить финансовую ответственность (в том числе за возможные долги) на супруга.
Во-вторых, вышедший в 1363 г. в Лондоне городской ордонанс гласил, что мужчина должен
заниматься лишь одним ремеслом, тогда как женщина вправе практиковать любое количество
по своему усмотрению. В результате женщины зачастую пробовали силы в двух-трех профессиях.

В некоторых случаях для изучения того или иного ремесла на профессиональном уровне
горожанка из среднего сословия должна была пройти стадию ученичества. Принимать учеников
и подмастерьев могли как мужчины, так и женщины.

Фактически, женщина-ремесленник получала обязанности члена гильдии (например, обязанность
платить штраф за несоблюдение санитарных норм), но не получала в полной мере его прав, и
мужчины, стоящие во главе гильдий, изыскивали многочисленные способы ограничить деятельность
женщин домом и лавкой. Сколько бы женщина ни производила товара своими силами, ей редко
дозволялось выставлять его на рынок в полном объеме - а иногда количество и качество ее
продукции искусственно занижалось сравнительно с мужчинами.

К 1300 г. женщинам еще был открыт ряд профессий, доступ в которые позже был дозволен только
мужчинам, а именно - цирюльники, аптекари, плотники, портные, оружейники, изготовители шпор.
Попадались женщины-строители, каменщики, столяры, гробовщики. Подавляющее большинство
пивоваров в XII-XIII веке - женщины. Особенно преуспевали представительницы прекрасного
пола в обработке шелка; они ткали, пряли, изготавливали из шелка ленты, носовые платки,
кружева, бахрому, декоративные кисточки, шляпы, кошельки. В Париже и Колони гильдии,
занимающиеся обработкой шелка и изготовлением шелковых изделий, были полностью женскими
по составу.

Юридическое положение женщин-ремесленников в городах было сложным в связи с действующим
законодательством, которое, фактически, делало женщину собственностью мужчины и давало
мужу контроль над деятельностью и финансами жены. Незамужние девушки находились под опекой
отцов или старших братьев, а вдовы - под покровительством семьи покойного мужа. Право
женщины наследовать и оставлять независимое завещание оспаривалось на всем протяжении
Средних веков. В некоторых местах муж имел право на все имущество жены, которое та принесла
в семью; в других он становился лишь опекуном и управляющим ее собственности, которую не
имел права продать без разрешения супруги; где-то вдова имела право сохранить подаренные
ей платья и украшения, где-то - лишь свое приданое. Бездетной вдове, как правило, приходилось
выделять из оставленного ей наследства долю родственникам мужа - и, как правило, она
теряла все, если вступала в новый брак.

Но, разумеется, несмотря на относительную самостоятельность и даже дозволение участвовать в
делах гильдий, от женщин по-прежнему требовали повиновения мужчинам. И, разумеется,
наниматели быстро поняли, что женщинам, при одинаковом объеме работ, можно платить меньше,
чем мужчинам.

Судя по разнообразным документам, в XIII-XIV вв. женщины попадались фактически в любой
профессии! Пивовар, прачка, бочар, мыловар, свечник, переплетчик, изготовитель кукол,
мясник, хранитель ключей от города, сборщик налогов (!), пастух, музыкант, канатчик,
ростовщик, трактирщик, продавец специй, пирожник, продавец вайды, торговец вином,
торговец стальными изделиями, медник, меняла, владелец ломбарда, рыбак, пекарь, масленик,
строитель, каменщик, штукатур, каретник, токарь, кирпичник, стекольщик, рудокоп (!),
книжный художник, писец, учитель, управляющий, юрисконсульт (!), таможенник (!), носильщик,
стражник, тюремный сторож, судебный секретарь, врач и повитуха…

Еще одна профессия, испокон веков считавшаяся сугубо женской, - повитуха. Повитухи получали
плату за свой труд в зависимости от количества принятых родов (в среднем - 3-5 в неделю).
Наряду с профессиональными ремесленниками повитухи принимали участие в ежегодном
праздничном шествии, объединявшем членов всех гильдий. В некоторых городах власти оплачивали
услуги повитухи, ходившей принимать роды к неимущим женщинам; а повитуха, принимающая к
себе на определенный - как правило, четырехлетний - срок ученицу, получала от городского
совета поощрительную «премию». Впрочем, несмотря на всю важность этой профессии, статус
повитухи был значительно ниже, чем статус торговца или ремесленника; в городских записях
их, как правило, упоминают лишь по имени, и большинство повитух не были домовладелицами,
а ютились в съемных комнатах и углах. Женщины-цирюльники и женщины-аптекари, как правило,
помогали своим мужьям, а не практиковали самостоятельно; хотя женщины изучали медицину
в Салерно еще в XI в., в средневековом Лондоне практика женщин-врачей была сильно ограничена,
а в Париже и вовсе запрещена.

Еще одна профессиональная сфера, в которой могла найти себе применение женщина, - это
книжное дело. В документах упоминаются переписчицы, миниатюристки, переплетчицы. По мере
того как книга теряла исключительно богослужебную значимость, становясь предметом светского
быта, все больше женщин оказывались за прилавками книжных лавок, которые держали их мужья,
отцы и братья. Кристина Пизанская (XV в.) упоминает парижскую миниатюристку по имени
Анастасия, а в отчетах английского королевского двора за 1358 г. названа некая Маргарита,
которой было уплачено за переплет Библии.

Еще одна профессиональная группа - это женщины, получившие минимальное профессиональное
образование или вовсе никакого. Они принадлежали к нижнему городскому сословию - к городской
бедноте - и, как правило, не считались полноправными гражданами города, даже если родились
в нем. Было в их числе и много пришедших из деревень. Это - уличные торговки, разносчицы,
прислуга, представительницы т.н. «малых ремесел». Приобретая свой товар оптом, они затем
бродили по улицам, от двери к двери, предлагая рыбу (торговля рыбой была особенно выгодна,
учитывая количество постных дней), птицу, молочные продукты, уголь, крупу, соль и муку.

«Малые ремесла», как уже было сказано, не требовали никакого - или почти никакого -
формального обучения, тем более многолетнего. Служанки, кормилицы, няньки, уличные торговки,
швеи, вязальщицы зарабатывали на жизнь благодаря тому, чему научились в кругу семьи, - по
сути, благодаря типично женским навыкам, на которые был спрос только в рамках подобных
профессий.

Крестьянка, богатая или бедная, крепостная или свободная, - верная спутница своего мужа.
Чем ниже мы спускаемся по социальной лестнице, тем больше трудового равенства наблюдаем
между мужчиной и женщиной. Крестьянки участвовали во всех сельскохозяйственных работах
наравне с мужьями, и поэма Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (конец XIV в.)
весьма красноречиво повествует о нелегкой доле женщины в деревне: «Обремененная детьми и
обязанностями перед своим сеньором, все, что она зарабатывает прядением, она тратит на
выплату ренты, на молоко или на крупу, чтобы сварить кашу и успокоить плачущих за столом
детей; сама она страдает от голода и мучается зимой, вставая ночью, чтобы покачать колыбель…
Она чешет шерсть, латает одежду, стирает, трет, мотает пряжу, чистит овощи. Горести женщин,
живущих в жалких лачугах, невозможно описать стихами».

Главным феодальным обязательством вилланки было прясть ежегодно назначенное количество
шерсти; женщина могла освободиться от этой обязанности, внеся оброк деньгами или
натуральными продуктами (пивом, сыром, домашней птицей). Жена свободного арендатора
могла использовать деньги, вырученные прядением, на уплату ренты. Зачастую это были
единственные наличные, которые появлялись в доме.

Разумеется, в число обязанностей женщины в деревне входило готовить пищу на всю семью,
ткать и шить одежду, доить коров, кормить кур, уток и гусей, трепать и чесать лен, стричь
овец, промывать, чесать и прясть шерсть, готовить сыр, присматривать за огородом, где росли
овощи. Также крестьянка работала с мужем в поле - сеяла, жала, подбирала колосья после
жатвы, вязала снопы, молотила, веяла, а иногда даже пахала. Чтобы было чем заняться в
свободную минутку, она брала с собой в поле прялку!

Число незамужних крестьянок, как ни странно, было довольно значительно. Какие дороги перед
ними открывались? Они могли остаться в родительском доме и работать на отца или братьев в
обмен за кров и стол. Могли пойти служанками к зажиточным соседям, где получали еду и одежду
в уплату за свой труд. Могли стать служанками в поместье (т.н. famuli) - горничными,
доярками, пастушками. Могли батрачить на поле, выполняя ту же работу, что и мужчины. Или
же, наконец, они могли отправиться в город в поисках работы. Овдовевшая крестьянка, как
правило, с позволения лорда передавала земельный надел сыновьям или зятьям, которые, в
свою очередь, обязаны были заботиться о вдове.

Бангладеш - одна из немногих мусульманских стран, в которых проституция легальна. Бордаль Кандапара в регионе Тангаил существует уже 200 лет. Это самый старый и второй по размеру бордель в стране. Многие из работающих в Кандапаре женщин выросли здесь, некоторые здесь и родились. Немецкая журналистка Сандра Хойн сняла фоторепортаж о жизни местных секс-работниц.

Бордель Кандапара огромен. Он похож на город в городе.

С утра во дворе собираются клиенты. И они, и остальные люди, окружающие секс-работниц, не относятся к ним как к равным. Бедных девушек силой заставляют заниматься проституцией. Они - собственность мадам, владелицы заведения. Им не разрешается выходить за пределы борделя. Львиную долю своих заработков они отдают мадам.

Мегхе 23 года. С 12 лет она работала на швейной фабрике. Там она познакомилась с мужчиной, пообещавшим ей работу, которая лучше оплачивается. Он продал ее в бордель.

«Официально секс-работница не должна быть младше 18 лет, - говорит Сандра Хойн. - Но большинство из них - несовершеннолетние. Некоторые принимают стероиды, такие, как оксидерон, - их используют фермеры, чтобы скот скорее набирал вес. С помощью таблеток девушки пытаются казаться старше и здоровее. Самое тяжелое для них - начальный этап, когда юную девушку продают в бордель. Таким девочкам обычно 12 - 14 лет.

Асме 14 лет. Она родилась в борделе Кандапара. Она бросила школу, когда одноклассники стали издеваться над ней за то, что ее мать - проститутка. Скоро Асма тоже стала секс-работницей. До этого она танцевала перед посетителями.

Прие 19 лет. Она начала работать в Кандапаре в 17.

Кажол сидит на кровати со своей 6-месячной дочерью Мехенди. Через две недели после родов Кажол заставили продолжать принимать клиентов. Из-за ребенка бизнес у нее идет плохо. Девушка думает, что ей 17, но точного своего возраста и даты рождения она не знает. В 9 лет ее выдали замуж. Затем тетка продала ее в бордель.

Пакхи 15 лет, в Кандапаре она с 14-ти. В 12 ее выдали замуж, но вскоре она сбежала от мужа. Какой-то мужчина подобрал ее на улице, а затем продал в бордель.

Сумайе 17 лет. С ней на фото - постоянный клиент, он же - ее бойфренд. Ему 23, его зовут Титу, он из Дакки. Он приезжает к Сумайе каждый месяц и проводит с ней целую неделю.

Через несколько дней Титу избил Сумайю. Они часто дерутся. Титу предлагает Сумайе выйти за него замуж, но она отказывается. Она боится, что после свадьбы он приберет к рукам все ее деньги. Титу ревнует Сумайю, потому что она спит со многими из его друзей. Сумайя тоже ревнует Титу - ведь, помимо нее, он бывает и у других девушек в Кандапаре.

Бонне 27 лет. В 7 лет ее изнасиловал отчим, в 10 она сбежала из дома. Незнакомый мужчина подобрал ее на улице, а затем продал в бордель. У Бонны два постоянных клиента. В среднем, она зарабатывает 1500 така ($19) в день.

Папие 18 лет. Она рано осталась сиротой. После того, как она вышла замуж, они с мужем подсели на героин. В конце концов, Папия оказалась в тюрьме. Там она и познакомилась с женщиной, которая впоследствии продала ее в бордель.

«У многих женщин есть бойфренды или постоянные клиенты, которые им платят, - говорит Сандра Хойн. - Я знаю девушку, которая отвергла предложение о замужестве своего самого верного клиента, поскольку думала, что после свадьбы он отберет у нее все деньги. Она предпочла остаться секс-работницей, но сохранить независимость».

По словам Сандры Хойн, Мегха - девушка, которую сманили в бордель со швейной фабрики обещанием более высокой зарплаты, теперь не хочет уходить из Кандапары, считая, что это хорошая возможность нормально зарабатывать.

26-летняя Дипа плачет из-за своей беременности - сейчас она на втором месяце.

При слове «гарем» большинству людей приходят в голову красочные картины - изобилие соблазнительных полуодетых женщин, журчащие воды фонтанов, сладкое вино и постоянная нега. В общем, райское удовольствие. Но не забывайте, что времена, когда существовали гаремы, были жестокими, а жизнь женщины - еще тяжелее.

Так что на самом деле султанские гаремы были далеки от этой идеалистической картинки.

В переводе с арабского «гарем» означает «отделенное, запрещенное». Это место в доме всегда было скрыто от чужих глаз и тщательным образом охранялось слугами. В этой тайной комнате проживали женщины. Главной среди них признавалась либо жена, которая удостоилась чести выйти замуж первой и занимала вместе с суженым высокий титул, либо евнухи.

Нередко в султанских гаремах находилось огромное количество женщин, численность которых могла доходить до нескольких тысяч. Жен и наложниц для султана всегда выбирала его мать - это неукоснительное правило. Оказаться в гареме можно было очень легко - для этого нужно было просто быть красивой . Но даже в гареме не каждой удавалось завязать отношения со своим «мужем» и подарить ему наследника.

Такая высокая конкуренция среди жен позволяла выдвинуться в число первых только самым умным, расчетливым, ловким и хитрым женщинам. Не обладающие подобными дарованиями были обречены на исполнение бытовых обязанностей и обслуживание всего гарема. Своего суженого за всю жизнь они могли так и не увидеть.

В гаремах существовали особые порядки, которые нельзя было нарушать. Так что все было далеко не так романтично, как, например, в популярном сериале «Великолепный век». Повелитель мог увлечься новой девушкой, а тех, которые глаза намозолили, мог казнить. Причем методы расправы поражали своей жестокостью.

Один из вариантов избавиться от надоевшей жены - погрузить ее в кожаный мешок со змеями, туго завязать, привязать к мешку камень и сбросить в море. Легкий способ казни - удушение шелковым шнурком.

Законы в гареме и государстве

Если верить документам, то первые гаремы возникли в Османской империи. Изначально он формировался исключительно из рабынь, а в жены султаны брали только наследниц христианских правителей государств, расположенных по соседству. Однако в период правления Баязида II привычные установки претерпели изменения. С этого времени султан вообще не ограничивал себя брачными узами, а детьми обзаводились от своих рабынь.

Бесспорно, самым главным в гареме был султан, затем в цепочке иерархии находилась его мать, называемая «валиде». Когда правитель в стране менялся, то его мать обязательно переезжала в роскошные хоромы, а сам процесс переезда сопровождался шикарной процессией. После матери султана главными считались его суженые, которых называли «кадын-эфенди». Дальше шли бесправные рабыни, именуемы «джарийе», которыми часто гарем был просто заполонен.

Кавказские князья желали, чтобы их дочери оказались в османском гареме султана и вышли за него замуж. Укладывая своих дочек спать, заботливые папы напевали малышкам песенки о счастливой судьбе, шикарной сказочной жизни, в которой они окажутся, если им посчастливится стать женами султана.

Будущих рабынь повелители могли покупать, когда малышкам было по пять-семь лет, они их воспитывали и растили до наступления половой зрелости, то есть до возраста 12-14 лет. Родители девочек письменно отказывались от прав на своего ребенка после того, как добровольно продавали султану дочь.

Пока малышка росла, она обучалась не только всем правилам светского общения, но и тому, как доставить мужчине удовольствие. По достижении подросткового возраста повзрослевшую девушку показывали во дворце. Если при осмотре у рабыни выявлялись дефекты во внешности или на теле, если она так и не научилась этикету и показывала дурное поведение, то считалась негодной для гарема и стоила дешевле других, поэтому ее отцу выплачивалась меньшая сумма, чем та, на которую тот рассчитывал.

Будни рабынь

Счастливицы, которых султан предположительно подумывал взять себе в наложницы, должны были на отлично знать Коран и освоить женские премудрости. И если рабыне все-таки удавалось занять почетное место жены, ее жизнь радикально менялась. Фаворитки султана занимались организацией благотворительных фондов, финансировали постройки мечетей. Они почитали мусульманские традиции. Жены султана были очень умными. Высокий интеллект этих женщин подтвержден уцелевшими до наших времен письмами.

К наложницам отношение было относительно достойным, о них прекрасно заботились, им регулярно дарили подарки. Ежедневно даже самые простые рабыни получали выплату, размер которой султан устанавливал лично. В дни праздников, будь то день рождения или чья-то свадьба, рабыням выдавались деньги и различные дары. Однако, если рабыня была непослушной, регулярно нарушала установленные порядки и законы, наказание для нее было суровым - жестокое избиение кнутами и палками.

Замужество и нарушение супружеской верности

Через 9 лет проживания в гареме рабыня получала право уйти из него, но при условии, что господин это одобрит. В случае положительного решения султана женщина получала от него бумагу, что она свободный человек. Султан или его мать в этом случае в обязательном порядке покупали ей роскошный дом, дополнительно давали приданое, искали ей мужа.

Ну а до наступления райской жизни особенно страстные наложницы завязывали интимные отношения друг с другом или с евнухами. Кстати, всех евнухов привозили из Африки, поэтому все они были чернокожими.

Делалось это с определенной целью - таким образом не составляло труда вычислить особу, которая прелюбодействовала со слугой. Ведь при случае беременности на свет появлялись темнокожие младенцы. Но бывало такое крайне редко, ведь зачастую рабы попадали в гарем уже кастрированными, поэтому детей иметь не могли. Между наложницами и евнухами часто завязывались любовные отношения. Доходило даже до того, что вышедшие из гарема женщины уходили от своих новых мужей, сетуя на то, что евнух доставлял им гораздо больше удовольствия.

Роксолана

Вплоть до XVI века в гарем попадали девушки из России, Грузии, Хорватии и Украины. Бязид связал себя брачными узами с византийской принцессой, а Орхан-гази выбрал себе в супруги дочку императора Константина - принцессу Каролину. Но самая знаменитая султанская жена, если верить легендам, была родом из Украины. Звали ее Роксолана, она пробыла в статусе суженой Сулеймана Великолепного целых 40 лет.

Согласно литературным произведениям того времени, настоящее имя Роксоланы - Анастасия. Она была дочкой священника и отличалась красотой. Девушка готовилась к свадьбе, но незадолго до торжества была похищена татарами и отправлена в Стамбул. Там несостоявшаяся невеста оказалась на мусульманском рынке, где проходила торговля невольниками.

Как только девушка очутилась в стенах дворца, то приняла мусульманство и обучилась турецкому языку. Анастасия оказалась особой хитрой и расчетливой, поэтому путем подкупов, интриг и соблазнения за короткий срок добралась до юного падишаха, который увлекся ею, а потом и женился. Она подарила мужу трех здоровых богатырей, в числе которых оказался будущий султан - Селим Второй.

В современной Турции гаремов больше нет, последний исчез еще в начале ХХ века. На его месте впоследствии открыли музей. Тем не менее среди элиты многоженство практикуется и в наши дни. Юных 12-летних прелестниц против их воли отдают в жены возрастным богачам. В основном так поступают нищие родители, у которых не хватает средств, чтобы прокормить большое количество детей.

В и в ряде других мусульманских стран многоженство узаконено, но при этом одновременно разрешают иметь не более четырех жен. Все тот же закон возлагает на мужчину-многоженца обязанность по достойному содержанию своих дам и детей, а вот про уважительное отношение не написано ни слова. Поэтому, несмотря на красивую жизнь, жены содержатся часто в чрезвычайной строгости. В случае развода дети всегда остаются с отцом, а матерям запрещается с ними видеться. Вот такая предстоит расплата за безбедную и роскошную жизнь с влиятельным арабским мужчиной.

Зачастую кинофильмы, чей сюжет затрагивает жизнь в восточных гаремах, показывают нам буквально идиллическую картину: красивые полуодетые женщины, журчащие фонтаны, роскошные дворцы, расслабляющие хаммамы и постоянное блаженство. Однако зрителям не стоит забывать о том, что на самом деле те времена были жестокими, а жизнь женщин - весьма тяжелой. Так давайте же разберемся, какими султанские гаремы были в реальности.

Если мы обратимся к значению слова «гарем», то увидим, что в переводе с арабского оно означает «отделенное, запрещенное». Иными словами, это место в доме, которое скрыто от чужих глаз и тщательно охраняется слугами. Там всегда проживало огромное количество женщин, их численность порой могла равняться нескольким тысячам. Главенствующую роль в гареме занимали либо наложница, которой удалось первой выйти замуж за султана, либо евнухи.


Жен и наложниц для правителя всегда выбирала его мать. Но ввиду большой конкуренции, далеко не каждой удавалось подарить падишаху наследника и уж тем более завязать с ним прочные отношения, да что говорить, многие за всю свою жизнь могли так ни разу и не увидеть своего суженого. Поэтому, чтобы заслужить почетное место в гареме и внимание «мужа», требовались большой ум, хитрость и расчетливость.


Впрочем, даже получив заветное, нельзя было позволить себе расслабляться. Иначе султан мог увлечься другой девушкой, а замозолившую глаза жену приказать казнить. Самым простым способом казни было удушение шелковым шнурком, но были варианты куда более жестокие. Например, наложницу помещали в туго завязанный мешок со змеями и бросали в море с камнем на ногах.


Любопытным является тот факт, что изначально в Османской империи, а если верить документам, то именно там появились первые гаремы, падишах мог взять в жены только наследницу христианских правителей. Уже позднее, во времена правления Баязида II, султаны перестали ограничивать себя брачными узами и могли женить на любой из своих наложниц.


Будущих рабынь могли покупать в возрасте 5-7 лет. Родители продавали своих дочерей и подписывали отказ от прав на них, после чего девочек увозили во дворец, где они росли и воспитывались до достижения половой зрелости - 12-14 лет. За это время их учили грамоте, сурам Корана, этикету, светскому общению и навыкам того, как доставить мужчине удовольствие.

К наложницам в гареме хорошо относились, и даже рабыни каждый день получали выплаты, размер которых устанавливал сам султан. Но за провинности их жестоко наказывали кнутами и палками. У девушек, которые сумели стать фаворитками правителя, жизнь менялась кардинально. Им доверяли заниматься организацией благотворительных фондов и финансированием строительства мечетей.


Если рабыня прожила в гареме 9 лет, то с позволения падишаха она могла стать свободной и уйти. Если султан одобрял ее выбор, то он и его мать, валиде-султан, покупали ей дом, дарили приданное и помогали найти мужа.

Чтобы можно было легко уличить наложницу в измене, всех евнухов привозили из Африки. Ведь в случае беременности у девушки появился бы на свет чернокожий ребенок. Впрочем, такое могло случиться нечасто, поскольку большинство евнухов попадали в гарем уже кастрированными.


В современной Турции гаремов больше нет. Последний из них исчез в начале 20 века. Вместе с тем многоженство среди элиты все еще распространено.



Рассказать друзьям