Малышу 2 месяца что можно. Физическое развитие ребенка - стремительными темпами вперед

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кажется, что только недавно новорожденного привезли из роддома, а ему уже целых 2 месяца. Первый этап жизни пройден, и теперь он не просто ест, спит или кричит, а начинает более сознательно воспринимать окружающий его мир. Взгляд ребенка в 2 месяца становится осознанным, в арсенале у крохи появляются первые звуки и новые умения. В этом возрасте основная задача родителей - быть рядом и помогать младенцу в адаптации и совершенствовании появившихся способностей.

- Мне уже целых 2 месяца, я уже совсем большой!

Основные параметры физического развития

Двухмесячный ребенок прогрессирует очень стремительно, особенно это заметно по физическим показателям. За один только месяц грудничок способен набрать 800-1200 гр, а в некоторых случаях даже больше. Параметры роста тоже не отстают от веса: в течение месяца малыш может подрасти на 3-5 см. В связи с такими быстрыми темпами набора веса и прибавке в росте, не стоит спешить покупать ребенку сразу много одежды, и тем более размер в размер. Может оказаться, что после 2-3 ношений она уже станет ему мала.

В этот период желательно покупать вещи с некоторым запасом - так сказать, на вырост. Штанины и манжеты всегда можно подвернуть, лишь бы карапуз чувствовал себя в одежде комфортно.

В таблице ниже представлены стандартные нормы роста, веса и окружности головы для ребенка, которому исполнилось 2 месяца (рекомендуем прочитать: ):

Данные таблицы весьма условны и могут выходить за границы нормы для конкретного мальчика или девочки, однако если вес 2-месячного ребенка остается слишком маленьким по сравнению с нормой, а месячная прибавка незначительна, обязательно обратитесь на консультацию к педиатру и специалисту по грудному вскармливанию.

Питание и сон

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Естественное вскармливание всегда будет оставаться номером один из всех видов вскармливания, а грудное молоко - самым полезным питанием для крохи. Двухмесячный ребенок уже приспосабливается кушать мамину грудь. К этому времени установится определенный график кормлений, интервалы между которыми станут больше и могут составлять порядка 3 часов, так что особых затруднений с насыщением карапуза быть возникать не должно. В этот период достаточно просто соблюдать некоторые правила:

  1. После кормления несколько минут держите ребенка «столбиком» , то есть в вертикальном положении. Такая процедура способствует выходу воздуха, попавшему в желудок, и уменьшает вероятность срыгивания.
  2. Укладывайте ребенка спать на бок или поворачивайте боком голову, чтобы исключить возможность захлебнуться во сне при срыгивании. Также из-за мягких костей одинаковое положение головы может привести к деформации формы черепа.

Во сне голова ребенка должна быть повернута набок - это необходимо во избежание остановки дыхания во время срыгивания

Еще один важный момент, которому следует уделить внимание при кормлении грудью - питание самой мамочки. С целью уменьшения вероятности развития аллергии у малыша, мамам лучше на некоторое время исключить из своего рациона продукты, являющиеся сильными аллергенами, отказаться от приема алкоголя и продуктов, в состав которых входит кофеин.

Рефлексы

В 2 месяца у крохи еще сохраняются определенные рефлексы, которые непосредственно отражаются на его развитии. К ним относятся:

  1. Сосательный рефлекс. В двухмесячном возрасте этот рефлекс все еще актуален, но только теперь младенец кроме маминой груди любит сосать пустышки и собственные пальцы.
  2. Хватательный рефлекс. Любой 2-месячный ребенок способен очень крепко сжимать ладошкой родительский палец или другой похожий предмет. Чтобы малыш разжал ладошку и выпустил палец на свободу, достаточно слегка погладить пальчики крохи.
  3. Третий рефлекс - задержка дыхания. Малыш все еще умеет задерживать дыхание, благодаря этому он находится под водой в течение некоторого времени, что весьма полезно для тренировки дыхательной и мышечной системы. Как советует доктор Комаровский, учить нырять ребенка стоит именно в период первых 2 месяцев, так как на третьем месяце данный рефлекс уже угасает.

Сосание пальцев в возрасте 2 месяцев - нормальное явление: так ребенок заменяет себе мамину грудь в промежутках между кормлениями

Навыки и умения

Многих мамочек волнует вопрос, что должен уметь 2-месячный нормально развивающийся ребенок (подробнее в статье: ). Ниже приведен перечень умений детишек в таком возрасте:

  • поднимать голову, удерживая ее в таком положении несколько секунд;
  • смотреть по сторонам, изучая предметы и вещи вокруг;
  • фокусировать взгляд на неподвижном предмете;
  • выбрать одну из ярких красочных игрушек;
  • издавать первые звуки, похожие на короткие гласные;
  • определять расстояние, на котором находится игрушка, и пытаться ее достать (пусть сейчас у него и не очень получается, но в скором времени он станет в этом мастером на все руки);
  • лучше координировать движения рук и ног, уменьшая их первоначальную резкость;
  • узнавать маму и родственников, живущих с ним в одном доме;
  • реагировать на голос, поворачиваясь к источнику звука;
  • приподнимать грудь на короткое время, лежа на животе;
  • держать в руках погремушку.

В этом возрасте улыбка уже является не рефлексом, а скорее радостной реакцией на близких людей. Также кроха различает интонации и соответственно реагирует на слова. Возбужденная и громкая речь приводит к оживлению и активности малыша, а тихий спокойный тон успокаивает. Плюс ко всему в плаче у малыша появляются интонации, по которым можно определить его причину.

Сводная таблица навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха уже умеет отводить ручки в стороны, поднимать их все выше. Кулачки разжимаются, пальчики двигаются более свободно - держит погремушку в руке около 3 секунд. Может удерживать голову в вертикальном положении - лежа на животе способен отрывать головку от поверхности не менее, чем на 5-10 секунд.
Зрение Следит за объектами плавно, сосредотачивается на предметах довольно долго - может неподвижно смотреть на игрушку около 20-30 секунд (если ее подвесить на расстояния 50 см. от глаз малыша). За движущимися предметами следит до 15 секунд, поворачивая головку в их сторону. Сами движения глаз также становятся скоординированными и плавными, формируется бинокулярное зрение. Малыш видит объекты полноценно - как трехмерные.
Слух Если около 5 секунд позвенеть погремушкой вне поля зрения ребенка, то он прислушается, а затем повернет головку в сторону звука. Та же реакция наблюдается на голос взрослого (на расстоянии около 50 см. от уха крохи).
Эмоции Реагирует на дискомфорт криком с требовательным характером - без пауз. Отвечает улыбками на обращение к нему, двигает руками и ногами - так проявляется "комплекс оживления".
Речь Крик приобретает интонации, например, резкий плач - это голод и болевые ощущения, жалобный - усталость. Формируется гуление - звуки "кхх", "агкх".

Уход и личная гигиена ребенка

В современном мире мамочек очень выручают памперсные подгузники, но и с ними ребенок требует своевременного ухода. Менять подгузники надо по мере наполнения и обязательно после каждой дефекации. Среднестатистический 2-месячный ребенок, у которого нет проблем с пищеварительными органами, какает по 2-3 раза в сутки на грудном молоке и 1-2 раза на молочной смеси. Перед тем как отправлять кроху снова в памперс, необходимо его подмыть или протереть кожу влажными салфетками.

Ежемесячные визиты в поликлинику на осмотр являются неотъемлемой частью жизни ребенка до года. Их цель - наблюдение за нормальным развитием, поведением и психологией ребенка. В 2 месяца также потребуется пройти дополнительные обследования у невропатолога, окулиста, ортопеда.

  • На этом этапе жизни пупок у малыша уже должен полностью зажить: если он вдруг начнет кровоточить (рекомендуем прочитать: ), гноиться или мокнуть (рекомендуем прочитать: ), следует показать кроху специалисту.
  • Еще родители могут обнаружить у ребенка . Волноваться не стоит, они безвредны и легко удаляются.
  • Не стоит забывать ухаживать и за ногтями малыша: их следует регулярно стричь, чтобы новорожденный себя не поцарапал.

Не стоит часто купать малыша с моющими средствами - мыло или шампунь смывают защитную смазку, которая есть на коже. Для ежедневных гигиенических процедур отлично подойдет простая вода

Водные процедуры и прогулки

Купать ребенка в два месяца следует регулярно, но не стоит купать малыша в случае высокой температуры или после прививки. Ежедневные купания в ванной способствуют закаливанию организма, а вот мыть малыша детскими шампунем и мылом в гигиенических целях достаточно 1-2 раз в неделю, по мере необходимости. Важным аспектом любого купания является соблюдение определенных мер:

  • подготовка ванной комнаты и ванны к купанию;
  • контроль температуры воды;
  • подготовка малыша к водным процедурам.

Прогулки 2 раза в день просто необходимы малышу для здорового развития, тем более нахождение на свежем воздухе будет полезно и родителям тоже.

  • Летом длительность прогулок ограничена исключительно желанием и возможностями мамы и папы, но лучше не гулять в самую жару и стараться находиться в тени, избегая прямого попадания солнечных лучей на кроху.
  • Зимой время одной прогулки не должно превышать 2 часов во избежание перемерзания. Для детей в 2 месяца также нежелательны прогулки в сильный мороз или ветреную погоду - пока он еще не готов к таким экстремальным условиям.

Гимнастика и игры

В дневное время кроха бодрствует около четверти часа - это время можно занять развивающими упражнениями. Основная цель, которую преследует гимнастика в этом возрасте - укрепление и подготовка мышц шеи и спины к дальнейшим нагрузкам. В интернете можно найти много видео с упражнениями и играми для детей, которым пошел третий месяц. Важнее всего, чтобы кроха получал удовольствие от процесса, будь это гимнастика, массаж или просто игра.

Увидеть опыт других мам и взять из него полезные для себя занятия можно на следующем видео.

Ребенку уже два месяца… Несмотря на то, что этап новорожденности пройден, организм малыша продолжает развиваться. Причем это происходит настолько быстро, что родители не перестают удивляться появлению новых способностей у крохи.

Физическое развитие

На втором месяце жизни малыш заметно набирает вес и дает значительную прибавку в росте. О многих детях в этот период можно сказать, что они растут буквально на глазах. Подобный стремительный рост организма малыша должен непременно подкрепляться соответствующим количеством энергии.

Ребенок в 2 месяца спит в среднем 18-20 часов за сутки. Но каждый малыш индивидуален, поэтому не стоит бить тревогу, если кроха бодрствует немного больше или меньше. В два месяца ребенок хорошо и часто кушает — особенно это касается детей на грудном вскармливании, которые едят по требованию. Такие малыши могут прикладываться к груди несколько десятков раз за сутки, высасывая необходимое им количество молока.

Сегодня многие специалисты рекомендуют не вводить количественных ограничений по кормлению, поскольку дети сами чувствуют, сколько и когда им есть. Поэтому если ваш малыш хорошо кушает и достаточно спит, вам не о чем волноваться. Если же физическое развитие ребенка в 2 месяца жизни сильно отстает от нормы, врач может посоветовать вам введение докорма или соответствующее лечение.

Двигательные навыки

В этом возрасте ребенок уже может самостоятельно поднимать голову, держать ее вертикально несколько секунд, а также приподнимать и удерживать, лежа на животе. Ножки и ручки малыша расслаблены, он может вытянуть их в разные стороны. Родители замечают, непроизвольное подергивание мускул у крохи заметно снизилось по сравнению с первым месяцем. В 2 месяца малыш может уже недолго удерживать в руках предметы – погремушку, пустышку и пр. Можно также наблюдать, что ребенок начинает бесцельно стучать ручками по кроватке или по себе.

2 месячный ребенок – развитие психическое и эмоциональное

В этот период малыш может гораздо увереннее пользоваться органами, отвечающими за коммуникацию, по сравнению с первым месяцем жизни. Ребенок уже осознанно ловит взгляды родителей и улавливает их движения. Если он увидит интересный для него объект на расстоянии до полуметра, то он может сфокусировать на нем взгляд. Подобное сосредоточение зрения является безусловным прогрессом в развитии младенца.

Помимо этого, ребенок уже может внимательно наблюдать за движущимися объектами. Причем теперь он умеет делать это не только с помощью движения глазами, но и поворотом головы в нужном направлении. Если вы не замечаете подобного прогресса, то проведите эксперимент: поводите перед глазками крохи какой-нибудь яркой игрушкой.

Помимо развития органов зрения, у малыша идет активная динамика в развитии его эмоционального состояния. Теперь кроха уже способен реагировать на ласковое обращение взрослых, умилительно «расплываясь» в улыбке. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют радовать своих родителей не только улыбкой, но и заливистым смехом.

2 месячный ребенок, развитие которого идет невероятно быстрыми темпами, может различать живые и неживые объекты. Поэтому, когда малыш видит другого ребенка или какое-нибудь животное, то его внимание будет приковано именно к «живому» объекту, а не к любимой игрушке.

Многие родители отмечают, что по достижении малышом двухмесячного возраста, он уже начинает произносить свое первое «Агу-ау-ха-хэ» и т.д. Подобное гуление может быть спокойным и тихим, но некоторые детки, радуясь собственным успехам, способны на протяжении всего дня громко и задорно повторять новые звуки.

В два месяца малыш уже четко понимает, что позвать на помощь или попросить о чем-либо он может плачем. За первый месяц жизни кроха натренировался и осознал, что после каждого плача мама спешит на помощь. Подобная мыслительная ассоциативная связь у ребенка в дальнейшем будет только развиваться.

Не секрет, что дети чувствуют атмосферу окружающей обстановки и настроение близких. Поэтому любая смена вашего эмоционального фона может погрузить кроху в «глубочайшее раздумье». Малыш будет пристально смотреть на вас, будто сканируя ваши черты лица, а поняв, что вы грустите, может тоже расплакаться.

Слуховое развитие

На втором месяце жизни малыш старается определять местоположение издающего звуки объекта. Например, если вы заведете музыкальную игрушку, потрясете погремушкой или просто включите музыку в другом конце комнаты, кроха сначала сильно сосредоточится, пытаясь определить источник звука, а потом начнет крутить головой, пытаясь увидеть его. Кроме различных «звучащих» объектов, кроху интересуют и голоса окружающих. Поэтому когда вы разговариваете вдали от малыша, он начинает искать вас взглядом.

Второй месяц жизни малыша знаменателен тем, что в это время наблюдается активный его рост во всех направлениях, заканчивается период приспособления его к "внеутробной" жизни, и ребенок уже не считается новорожденным.

Что умеет ребенок

1. В это время он овладевает улыбкой, которую, как правило, дарит при виде склонившихся над ним родителей.
2. Происходит существенное развитие зрительных функций. Ребенок может уже сосредотачивать свой взгляд на предмете около 5-15 секунд. Также умеет провожать своим взглядом движущиеся объекты.
3. Развитие речи переходит в начальный довербальный период. Младенец может издавать различные звуки, вокализируя следующие из них: «агу», «убу», «ау», «уа», «абу», «бубу», «гугу»;
4. В сидячем положении ребенок может (немного неуверенно) удерживать голову прямо, а лежа на животе, поднимает свою головку примерно на 45°. Также поворачивает голову в ту сторону, откуда исходят звуки.
5. Реагирует на общение с ним значительным оживлением, а успокоиться он может не только при грудном вскармливании, но и при виде какого-нибудь человека или оказываясь на родительских руках.
6. Ручки ребенка, которые все время сжаты в кулачки начинают постепенно раскрываться. Движения конечностями начинают становиться все более скоординированными.
7. Также в это время ребенок уже умеет переворачиваться с какого-либо бока на .
8. Плач и ребенка начинает приобретать социальный смысл. Данная физиологическая реакция уже означает какую-нибудь просьбу или зов.
9. В два месяца ребенок может попытаться дотянуться ручкой до какого-нибудь предмета расположенного рядом, а если эти вещи находятся совсем рядом, то ребенок может постучать по ним своими маленькими ручонками.
10. Все свободное ото сна время кроха находится в движении, которые он еще слабо контролирует.

Ребенок пробует на вкус


Все без исключения младенцы тащат в рот любые попавшиеся под руку предметы . Такой метод познания окружающего мира наиболее привычен для ребенка, т.к. он знаком с ним еще со времен пребывания в утробе матери. Беспокоиться по этому поводу не стоит (если родители малыша заботятся о чистоте помещения, в котором он располагается), ведь слюна ребенка достаточно сильно оберегает его, т.к. обладает чрезвычайной ферментной активностью.

Также одним из любимых занятий младенца становится сосание. Ребенок начинает понимать разницу во вкусе между собственной ручкой или одеяльцем и маминой или бутылочкой с молоком. Во время грудного вскармливания ребенок может помогать себе ручками, поддерживая ими мамину , а также слегка подцеживая ее.

Питание ребенка


При нормальном развитии ребенок на второй месяц жизни начинает употреблять не менее 800-1000 мл молока в сутки, что выходит примерно по 100-150 мл за одно кормление . В это время оптимальным количеством кормлений в сутки считается шесть раз. Промежутки между сеансами кормления при этом будут составлять около 3-3,5 часов, а ночной перерыв с 23.30.-00.30 до 6.00-7.00 часов.

На 2м месяце жизни дети становятся уже довольно любопытными и начинают часто отвлекаться во время приема пищи, а это в свою очередь может быть воспринято молодыми родителями так, будто ребенок не наедается или у малыша отсутствует по каким-либо непонятным причинам. Старайтесь для кормления выбирать тихое место, в котором малыша ничто не будет отвлекать от приема пищи, а также разговаривайте с ребенком или напевайте какие-нибудь детские песенки, когда он кушает. Это поможет сосредоточиться крохе исключительно на еде.

В этот период рост малыша становится интенсивнее с каждым днем, соответственно его становится все больше, что приводит к увеличению выработки грудного молока у матери. Но по каким-то причинам этот процесс может дать сбой, последствием чего станет дефицит полезных веществ у ребенка.

Одной из наиболее распространенных причин пониженной лактации является неправильное кормящей мамы. Поэтому для увеличения выработки молока необходимо ответственно отнестись к этому вопросу и правильно откорректировать свой рацион. В кормящей мамы обязательно должны присутствовать белки (рекомендуется ежедневно употреблять творог (около 100 г), кисломолочные продукты, нежирное мясо (150-200 г), молоко. Грецкие орехи и мед также способствуют значительному увеличению лактации, однако их можно употреблять в небольших дозах и при отсутствии у матери аллергических реакций на эти продукты, а у малыша – .

При этом нельзя и впадать в другую крайность и есть «за двоих». Стандартного режима питания обязательно хватит. Не нужно каждый час заставлять себя пить горячий со сгущенным молоком (которое, кстати, педиатры вообще не рекомендуют употреблять кормящим мамам), в обеденный рацион включать полные тарелки первого и второго блюда. Разнообразие – ваш главный принцип. При этом помните, что в данный период времени младенец подвержен кишечным коликам и продукты в свой рацион начинайте вводить постепенно для определения реакции «животика» малыша на тот или иной продукт. Не лишним будет сейчас ведение пищевого дневника, куда записывайте все, что съели на завтрак, обед, ужин и все перекусы.

Режим дня


Как правило, ко второму месяцу жизни ребенок уже привыкает спать и принимать пищу с определенной периодичностью. Ночью кроха начинает спать дольше и крепче (от 7 до 9 часов) , что способствует его хорошему самочувствию во время бодрствования, а общее суточное время сна уменьшается до 16-18 часов.

Каждый дневной сон младенца длится примерно 1,5-2 часа , а их количество составляет около 3-4 сеансов. По разным причинам младенец может путать день с ночью и в этом случае режим дня приносит массу неудобств для родителей. При таких обстоятельствах необходимо как можно скорее нормализовать режим, иначе это может негативно сказаться на его развитии.


Если ребенок спит днем довольно длительное время, то попробуйте будить его каждые 3-4 часа, а ночью старайтесь не давать ему много времени для бодрствования. Поступать так нужно в течение нескольких дней и, безусловно, в этом вопросе родителям следует набраться максимум терпения.

В режим дня малыша обязательно должны входить прогулки на свежем воздухе . Первое время его можно выводить на 30-40 минут и с каждой неделей увеличивайте время гуляний до полутора часов. Если температура воздуха на улице не менее 12°, то рекомендуется выгуливать кроху три раза в день. Также перед прогулкой обращайте внимание на силу ветра.


Еще одним пунктом в режиме дня ребенка должно быть вечернее купание , которое желательно проводить около 10 минут перед ночным сном. Обращайте внимание на температурный режим при купании, оптимальным вариантом тут считается температура воды - 37°, температура воздуха – 24-26° выше нуля.


Каждое утро после подъема крохи рекомендуется делать ему различные бодрящие массажи и легкую . Погладьте ручки и ножки малыша по направлению от кисти к плечу и от стопы к паху соответственно. Переверните младенца на животик и легкими прикосновениями погладьте ему спинку. После этого переверните его на животик и осторожно помассируйте ладошками ему животик круговыми движениями.

Развивающие игры и занятия

Также как и вышеуказанные процедуры, в распорядок дня двухмесячного ребенка должны входить различные развивающие занятия. Эта деятельность должна быть направленная на совершенствование координации его движений, а также большего развития зрительных, двигательных, слуховых функций.

Развитие зрения . Чтобы совершенствовать зрительные функции малыша, можно предложить ему одну игру. Возьмите не слишком яркую игрушку и плавно поводите ее в разные стороны перед глазами ребенка. Обратите внимание, что расстояние крохи от этого предмета должно быть в пределах 30-35см. Младенец будет фокусировать взгляд на игрушке и провожать ее глазами, а это упражнение будет активно развивать его зрительные функции. Также можно использовать всевозможные узоры или картинки (черно-белые, разноцветные), которые прикрепите в поле зрения ребенка.
Развитие моторики и хватательного рефлекса . Приготовьте из какого-нибудь материала (ткань, дерево, пластмасса) небольшие шарики, которые должны различаться цветом и размером. Далее поочередно вкладывайте в руку ребенка эти шарики, давая ему возможность ухватиться за них. Через некоторое время обвяжите шарики ниткой и аккуратно опускайте их в ладони малыша. После того как ребенок схватит круглый предмет слегка потяните за нитку. Такие действия будут стимулировать ребенка к попыткам крепче ухватиться за шарик и удержать его у себя.
Развитие двигательных навыков . Для совершенствования двигательных рефлексов нужно уже со 2 месяца постепенно практиковать легкие физические упражнения, которые укрепляют мышцы рук, шеи, . Переверните малыша на животик где-нибудь на кровати или пеленальном столике. Сядьте рядом с ребенком и, активно зазывая по имени, покажите ему какую-нибудь яркую игрушку. Малыш обязательно начнет проявлять интерес к происходящему, и чтобы лучше рассмотреть игрушку будет пытаться как можно выше вытянуть свою маленькую головку. Это же можно произвести другим методом. Положите ребенка себе на живот и, улыбаясь и разговаривая, заставьте его проявить интерес к вашему лицу, которое он обязательно начнет пристально рассматривать, вытягивая голову.
Развитие . Существует множество различных методов для развития у младенцев. Одними из таких приспособлений являются маленькие колокольчики, которые необходимо привязать к носочкам малыша. Эти колокольчики будут ненавязчиво звенеть в тот момент, когда ребенок будет двигать ножкой. Также можно включать младенцам классическую музыку, напевать веселые песенки или читать детские стихотворения.


На 2 месяц жизни кожа ребенка остается еще довольно чувствительной и нежной. Так приблизительно к 6-8 неделе на теле малыша могут начать появляться незначительные высыпания или небольшие покраснения в местах (за , в области шеи, коленные и локтевые сгибы, ягодичная складка), где из-за образования естественных складок происходит повышенное потоотделение. Это случается вследствие недостаточной работы потовых и сальных желез. Чтобы избежать неприятного раздражения кожи, нужно следовать нескольким простым правилам по уходу за малышом:

Своевременно проводите гигиенические мероприятия.
Следите за тем, чтобы ребенок не перегревался.
Одевайте малыша согласно текущим погодным условиям.

Для устранения покраснений нужно аккуратно и тщательно промыть место раздражения теплой, чистой водой, после чего воспользуйтесь средством от опрелостей, которым надо обработать кожу. Очень популярны различные детские присыпки, основными функциями которых является подсушивание кожи. Также на теле малыша могут появиться неприятные чешуйки (гнейс). Чтобы избавиться от них необходимо обработать кожу детским маслом, после чего поснимать чешуйки ватным тампоном. По окончании этих процедур следует обязательно выкупать малыша.

В таком возрасте рост ногтей у ребенка происходит довольно быстрыми темпами, поэтому родителям нужно следить за этим процессом и после каждого купания малыша тщательно осматривать пальчики, как на руках, так и на ногах.

Проводите организма ребенка . Самый лучший способ закаливания для двухмесячного малыша является регулярное проведение воздушных . Чтобы организовать такое , достаточно после купания ребенка не спешить с его пеленанием, а дать ему полежать без одежды некоторое время (до 10 минут). Следите за тем, чтобы температура воздуха в помещении была более 20°. С каждой новой неделей время проведения воздушных можно увеличивать на несколько минут, а температуру в комнате постепенно снижать, остановившись на отметке 17-18° выше нуля.

Вот и настал тот славный момент, когда родилось маленькое чудо. Какое оно милое и прекрасное! Так и хочется его обнять и поцеловать. Но оно даже не понимает этого: ему всего две недели. Но проходит совсем немного времени, и ему исполняется месяц, два. И потихоньку новорожденный становится классическим младенцем. Второй месяц жизни ребенка очень важен для него. На этом этапе формируется организм порой даже скорее, чем в подростковом возрасте.

И даже не оспоришь этого факта, ведь каждый знает, что младенчество - это этап сверхбыстрого роста, который потом замедляется и восстанавливается лишь в подростковом возрасте. Но и это не дает такой же скорости. Дитя на втором месяце развивается так быстро, что порой невозможно уследить за ним. Тем не менее следует пытаться это сделать. Нам нужно разобраться в аспектах, которые сопровождают второй месяц жизни ребенка и развитие вашего маленького чуда на данном этапе. Давайте сделаем это прямо сейчас.

Развитие

Очень важен второй месяц жизни ребенка. Развитие здесь проходит очень стремительно. Только за второй месяц обычно прибавляется около 800 граммов к весу малыша, а к росту - около трех сантиметров. Ни с каким подростковым возрастом эти цифры не сравнятся. Впрочем, следует учитывать и то, что данные усредненные, поэтому у каждого младенца может это проявляться по-своему. Объем головы увеличивается на три сантиметра, а роднички почти полностью зарастают. Также увеличивается период бодрствования ребенка. Он может достигать 20 минут в час или даже больше.

У некоторых детей может, вообще, быть такое, что родничок к концу второго месяца уже полностью покрывается соединительной тканью, так что мозг уже к этому времени защищен. Отклонения от этих показателей, однако, могут замечаться достаточно часто. Все зависит от особенностей индивидуального развития ребенка.

Второй месяц жизни ребенка: 5-6 недели

А теперь давайте рассмотрим процесс развития ребенка в течение самого месяца. Оказывается, что при этом важна каждая неделя. Развитие ребенка на втором месяце жизни имеет такие особенности.

  1. К шестой неделе появляется умение поворачивать голову к определенному предмету, ведь уже достаточно развились мышцы шеи и спины. А это лишь начало второго месяца жизни ребенка. Также на шестой неделе ребенок уже умеет схватывать предметы губами и крепко их держать.
  2. Также на данном этапе глаза уже достаточно развиты, чтобы увидеть руку, которая проносится перед ними. Глаза обретают способность к конвергенции, то есть к фокусировке на предмете, который расположен рядом с ними. Достигается это путем сближения двух зрачков один к другому. С каждым днем устойчивость взгляда все улучшается, и к концу 7 недели ребенок уже может устойчиво смотреть на руку. И вообще, он начинает ее очень детально рассматривать.

Также достаточно развиты мышцы рук, которые позволяют удержать кулачок на уровне рта. Чадо может даже начать кусать кулачок и грызть ногти. В общем, малыш становится таким типичным ребенком.

А что происходит на 7-8 неделях?

Дальше идет все намного интереснее. Для седьмой-восьмой недели характерно умение определить источник звука, и малыш даже может посмотреть на него сфокусированным прямым взглядом. Также продолжается увеличение периода бодрствования. Может быть такое, что ребенок не будет засыпать в течение часа. Впрочем, здесь нужно также подходить к вопросу индивидуально, так как невозможно полностью идеально спрогнозировать поведение ребенка на определенном этапе развития. Поэтому один младенец может на седьмой или восьмой неделе только начать фокусировать зрение, а другой пойдет дальше в своем онтогенезе.

В принципе, второй месяц характеризуется началом активного поведения ребенка. И чем старше он становится, тем более выражены эти признаки. Седьмая-восьмая недели являются стартом для активного познания мира. На более ранних этапах, даже тех, которые входят во второй месяц, характерно обычное выживание с помощью стандартного набора рефлексов и ничего больше. Режим дня ребенка второго месяца жизни становится все более разнообразным.

Что нужно делать на втором месяце жизни ребенка?

Поскольку ребенок начинает активно познавать мир, то нужно всячески поощрять его попытки. Также следует увеличить время общения с чадом. Если вы считаете, что банально поменять пеленки вашему ребенку - это достаточно, то нет. Он будет понимать, что вы механически выполняете все то, что ему нужно, но при этом любви получать не будет. А это может спровоцировать развитие комплекса неполноценности и синдрома дефицита внимания еще в двухмесячном возрасте.

Чтобы привлекать ребенка к познанию окружающего мира, можно где-то на расстоянии 30 сантиметров от него повесить игрушку с большим количеством деталей. Что умеет ребенок на втором месяце жизни - так это интересоваться всем миром, и этой игрушкой в частности. Пусть детально ее рассматривает и изучает. Это ему будет полезно в дальнейшем. Очень сложный возраст как для родителя, так и для чада - второй месяц жизни. Уход физический на этом этапе очень важен, но и психологический аспект требует приложения усилий родителей. Поэтому обратите особое внимание на эмоциональную сферу ребенка.

Эмоции на втором месяце жизни

Именно в детском возрасте человек приучается к открытому выражению своих эмоций и к миру. И открытость к людям - это не черта, присущая только экстравертам, она есть и у интровертов. Просто последние более склонны к закрытым социальным контактам. Тем не менее, если правильно воспитывать таких детей, то ничего сложного в общении с другими людьми они видеть не будут.

С самого рождения нужно заниматься развитием социальных навыков у ребенка. Важно следить за тем, чтобы он учился общаться с другими людьми. В определенных аспектах его можно начинать посвящать в мир социальных норм. Например, когда ребенок берет чужое, даже просто чтобы поинтересоваться, стоит отнять и сказать, что это можно делать, только спросив разрешения и получив его.

Да, он, может, и не поймет смысла этого послания в столь юном возрасте. Но вот само звучание сообщения обязательно отпечатается в его памяти. И когда вы будете обучать его в более зрелом возрасте этой истине, будет намного проще это сделать, так как данная мысль с большей вероятностью будет казаться ребенку родной, простой и понятной.

Приемы привлечения взрослого и общения с ним

На втором месяце жизни ребенок располагает целым спектром приемов привлечения взрослых людей. Дети в этом аспекте достаточно изобретательны, так как от этого в некотором смысле зависит их выживание. Тем не менее определенные тенденции все равно имеются. В них следует разобраться.

  1. Улыбка. На втором месяце ребенок уже может отвечать улыбкой на то, что другой человек также проявил к нему такой знак внимания.
  2. Вокализация. На данном этапе дитя уже может издавать различные ухающие звуки, чем привлекает взрослых к себе. Если вы услышали такие звуки от малыша, то следует на них реагировать. Таким образом, ребенок научится вас призывать в те моменты, когда ему нужно с вами пообщаться. В более раннем возрасте это можно было сделать только через плач. Но теперь у него есть еще один арсенал. Не заставляйте его переходить на плач, и вы увидите своего ребенка счастливым и гукающим.
  3. Двигательное оживление. Это еще один прием привлечения взрослого. На втором месяце жизни чадо уже может направлять свои движения, в то время как на более ранних этапах они были, скорее, хаотичными.

Вот такие приемы, на которые следует реагировать, чтобы поддерживать контакт с ребенком. Это уже полноценное общение, пусть и не несущее пока полноценной информативной ценности. Можете быть уверены: ребенок вас понимает.

Развитие инициативы у ребенка

Это очень важный элемент, который следует начинать развивать у вашего чада с двухмесячного возраста. На данном этапе инициатива во взрослом понимании этого термина невозможна, так как дите даже еще не научилось ходить. Но при этом некоторые элементы поведения, которые будут закладывать базу для инициативности ребенка, уже можно прививать.

Что же является базой? Уверенность в себе. Обладающие этим качеством люди всегда являются инициативными. Что же такое уверенность в себе? Если говорить предельно просто, это то ощущение, когда тебя ценят. И его можно запросто создавать. В первую очередь это делается при помощи общения. Во вторую же очередь уверенность в себе у ребенка создается путем скорейшей ликвидации всех признаков дискомфорта. Помните, что каждая минута простоя сейчас может сказаться на самооценке ребенка в дальнейшем. И если он не запомнит этого, то данный факт еще не означает, что самооценка будет в порядке или не появится склонности к закомплексованности.

Как вести себя с двухмесячным ребенком?

Так как же вести себя с ребенком этого возраста? Поскольку это очень сложный второй месяц жизни ребенка, уход требует некоторых усилий. В принципе, советы достаточно простые, если так подумать. Достаточно просто удовлетворять все потребности малыша, избавлять его от дискомфорта и общаться с ним побольше. Под общением подразумевается взаимодействие с ребенком через весь спектр органов чувств: глаза (игрушка), слух (нежные слова), тактильные ощущения (объятия) и так далее. Это очень важно учитывать, так как при общении людей, вообще, все каналы важны, но для ребенка они являются просто жизненно необходимыми.

Чем хорошо сюсюканье с ребенком?

В последнее время очень много рассказывают о том, что сюсюканье вредно. В принципе, это правда, но лишь частично. Дело в том, что в два месяца уши у ребенка настроены слушать только высокие частоты, поэтому сюсюканье является достаточно хорошим способом общения, который был заложен в нас природой.

Кроме того, такое общение само по себе нежное, поэтому ребенок будет чувствовать от вас эмоциональную поддержку и любовь. Соответственно, самооценка у чада также повышается. Вернее, закладывается тот фундамент для ее повышения, который был оговорен нами ранее.

Второй месяц жизни ребенка: питание

Питание является очень важной сферой жизни человека любого возраста. А вот что касается двухмесячных детей, так это, вообще, вопрос жизни и смерти. Ведь некачественная пища, которая употребляется таким малышом, может негативно сказаться на иммунитете человека в будущем. Вообще, до пяти месяцев ребенок все еще нуждается в грудном вскармливании. Если же вы чувствуете, что молока мало, то нужно докармливать ребенка, постепенно добавляя смеси и новые блюда в рацион.

Выводы

Мы разобрались в том, что умеют дети в двухмесячном возрасте и как с ними нужно себя вести, чтобы они вырастали полноценными личностями, способными к адекватному сотрудничеству и заявлению о своих потребностях. Позднее вам нужно приучать ребенка также к учету мнения других людей, но это задача не для двухмесячного ребенка, а такого, который будет немного постарше. Вы должны будете сами почувствовать этот момент.

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!



Рассказать друзьям