О принципах правильного воспитания: Детей воспитывают родители. А родителей? Какие отношения между бабушками и внуками должны быть

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Давайте вспомним сейчас тот счастливый момент, когда ваш ребёнок только родился.

В то время всех родственников интересовал только один вопрос: на кого он похож - на папу или на маму? Вспомним, как все вместе вы радовались, обнаружив, что глазки-то у него папины! Да и лобик-то папин! Да и вообще он копия папы! И никто в этот момент не задумывается, а каков будет его характер? Как у папы? Или как у мамы? А темперамент? А на кого же он похож внутренне? Ведь если ребёнок похож на своих родителей внешне, то и внутреннее сходство у него с родителями, несомненно, будет. Ведь половину своего внутреннего «Я» (генетический фонд) ребёнок унаследовал от папы, а другую половину от мамы.

Когда же мы начинаем замечать внутреннее сходство ребёнка с родителями? Когда у него вдруг обнаруживается музыкальный слух. «Так ведь у него мама успешно училась в музыкальной школе», - вспоминает кто-то из взрослых. Или мальчик частенько приходит домой с синяками после уличных драк. «Ничего страшного - замечает папа - я тоже много дрался и ничего, вырос». Нередко даже почерк ребёнка схож с одним из родителей. И это тоже ни для кого не секрет.

Но вот что мы напрочь забываем, так то, что у мамы-то были проблемы с математикой. Ей никак не давались эти трудные задачи. А папа «не дружил» с русским языком, да и с английским тоже. А мы с упорством заставляем сына или дочь переписывать тексты до позднего вечера и боимся сказать соседям, что у ребёнка «тройка» за четверть.

А ведь еще Марк Аврелий, император расцвета римской империи, писал, что легче всего жить в соответствии со своей природой. Т. е. ребенка скорее лучше выращивать в соответствии с его природой, чем воспитывать, то есть развивать любые способности, какие бы они ни были, только нужно придать им социально полезный импульс. Так, если ребенок любит драться, то лучше нацелить его то, чтобы стать чемпионом мира по боксу. Тогда он разовьет и другие необходимые способности, без которых трудно стать высококлассным боксером - интеллект, языки, юридические и экономические знание, умение красиво говорить и пр. А если ребёнок любит рисовать, и это у него неплохо получается, то может из него получится прекрасный дизайнер или стилист, если не навязывать ему свои мечты. В конце концов, не всем же быть нобелевскими лауреатами. Сколько в мире живёт вполне счастливых и довольных своей жизнью водителей автобусов, продавцов, портных и пр.

К сожалению, в процессе воспитания у нас из «помидора» стараются вырастить «огурец», из «огурца - яблоню» и пр. В результате многие люди живут не своей жизнью.

Чего не знают многие родители и воспитатели, так это того, что путь человека определен его способностями. Не мешай ребенку, и он сам найдет для себя правильный путь! К сожалению, родители, не понимая этого, переносят решение своих честолюбивых замыслов на детей. Они хотят состояться через детей. Как часто мы хотим видеть своих детей знаменитыми артистами, писателями, политиками! Но если этого призвания в них нет, то не исключено, что мы губим знаменитых математиков, финансистов, врачей, бизнесменов.

Родители хотят в детях увидеть то, чего не смогли добиться сами. Но это ведь ваши дети. Они имеют ваши гены. И если вам это не удалось, может быть стоит дать возможность реализоваться и ребенку в какой-нибудь другой области?

Кстати, учиться отлично вредно. Когда перед ребенком ставят цель учиться отлично, его программируют на то, чтобы превратиться в травяной ковер, вместо того, чтобы вырасти стройным деревом. У мальчика математические способности, но слабые филологические. Математикой он почти не занимается, а почти все время учит иностранный язык. Но ни в одной области он не достигнет высот. Он не станет ни математиком, ни лингвистом. Лучше бы похуже, может быть даже на тройки, учил английский язык, зато чего-нибудь достиг в математике. Может быть лучше выращивать ребенка, а не воспитывать его?

Существует мнение, что у хороших родителей всегда вырастают хорошие дети. Но что же такое хорошие родители? Ведь у каждого свое понимание хорошего. Мы попробуем разобраться, какая роль родителей в воспитании детей.

Что такое хорошие родители?

Перед рождением малыша, чтобы стать хорошими родителями многие будущие мамы и папы изучают множество педагогической и психологической информации. Но, как показывает практика, знания, конечно, - хорошо, но теория без практики существовать не может.

В разных семьях роль родителей в абсолютно разная. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети.

К сожалению, и те, и другие родители хорошими считаются только с их точки зрения, хотя на самом деле, ни повышенная родительская уверенность, ни излишняя тревожность не содействуют успешному воспитанию хороших детей.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Главная роль родителей в воспитании детей

Но как же тогда ? Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главная роль родителей в воспитании ребенка - это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте ребенка не оставлять его наедине самим с собой.

Основа для сохранения душевного единения - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Стили воспитания детей

Роль родителей в воспитании детей зависит от становления самооценки ребенка. В связи с этим существуют определенные стили семейного воспитания.

3 стиля семейного воспитания:

Попустический

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Главные правила воспитания ребенка

Для того, чтобы роль родителей в воспитании детей несла положительный результат, необходимо помнить основные внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· принимать активное участие в жизни семьи;

· всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

· интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

· не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

· иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

· уважать право ребенка на собственное мнение;

· уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

· с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

В нашем обществе бабушки и дедушки принимают активное участие в воспитании детей. Почему-то это стало для них функцией «по умолчанию». А если бабушки или дедушки не хотят сидеть с внуками, то значит, они их «не любят». Такая ситуация характерна в большей степени для нашей страны. В западных же странах бабушки не выполняют функцию няни для своих внуков, а скорее выступают в роли старшего друга, который готов делиться с ними своей мудростью и опытом.

Сразу нужно оговориться, внуки могут проводить время со своими дедушками и бабушками, это полезно и для детей и для прародителей, потому что общение с пожилыми людьми учит детей эмпатии и скрашивает порой одинокую жизнь бабушки. Зачастую любовь бабушки и дедушки безусловна, они принимают внуков любыми лишь потому, что они есть. И это очень здорово, когда дети имеют своего рода «подушку безопасности», которая всегда подарит им свое тепло и заботу. Но сейчас мы говорим именно о минусах, которые могут влиять на поведение детей и их отношения с родителями.

Противоречивые установки

Часто бывает, что бабушки позволяют своим внукам больше, чем их родители. В семье, в которой растет ребенок, может быть принято, чтобы каждый член семьи убирал за собой после еды. Находясь у бабушки, ему говорят, что этого делать не нужно и бабушка все сделает сама. С одной стороны, бабушка таким образом показывает свою любовь к внуку, но с другой, ребенок попадает в диссонанс, потому что дома ему говорят делать одно, а у бабушки от него требуют совсем другое. В ребенке копится напряжение от того, что значимые для него люди требуют от него разных вещей, и он не понимает как правильно себя нужно вести.

Подрыв авторитета родителей

Этот минус прямо вытекает из предыдущего. Бабушки и дедушки могут иметь свое видение на воспитание детей и высказывать это своим собственным детям на глазах внуков. Дети ведь все прекрасно понимают, они видят, что их родителей отчитывают, а значит, те были неправы и в чем-то провинились. Таким образом, авторитет родителей падает, и дети могут перестать их слушаться.

Избалованность

Бабушки и дедушки могут разрешать своим внукам есть сколько угодно сладкого или ложиться спать позже обычного. Ребенок после общения с бабушкой может начать протестовать против принятых правил в родительской семье. В этом нет ничего страшного, дети легко перестраиваются, и бывает достаточно им объяснить, что в доме у бабушки главная бабушка, а потому правила устанавливает она, но когда ребенок возвращается домой, то главными становятся родители, соответственно, и правила выставляют они.

Чрезмерная опека

Может быть и совершенно противоположная стратегия взаимодействия с детьми, а именно чрезмерная опека бабушек и дедушек. Ладно, если бабушки просто кутают зимой ребенка в несколько слоев одежды или кормят чуть больше обычного, но может быть так, что бабушки делают за детей уроки или выполняют за них какие-то обязанности по дому. В принципе, это не так уж плохо, ребенка разгружают, и у него появляется больше свободного времени, но все же ребенок не учится быть самостоятельным и ответственным за те дела, которые ему поручили.

«Старая школа»

Взгляды на воспитание детей в XXI веке несколько отличаются от того, что было принято в детстве наших бабушек. У старшего поколения свои взгляды на воспитание детей – так или иначе, оно преломлено через призму советской культуры. Те методы воспитания, которые были приняты 30 лет назад, значительно отличаются от современных. Так, бабушки и дедушки, выросшие в неблагополучные годы и не осознающие необходимость окружения ребенка теплом и любовью, могут чересчур строго относиться к детям или проецировать на них свои комплексы и предубеждения.

Соседство с бабушкой

Также нередко бывает, что бабушки живут с семьями своих взрослых детей. И кажется, что это отличная возможность «нанять» бабушку в качестве няни для ребенка, потому что она родной человек и ей можно доверять. Но в этом-то и главное отличие няни от бабушки. Так как бабушка является родственником, то она может позволять устанавливать свои правила и поучать родителей в том как «правильно» надо воспитывать детей. Данная ситуация вносит свои изменения в отношения между родителями и прародителями, потому что порой бывает сложно возразить или «уволить» бабушку, если ее методы воспитания кажутся родителям неправильными.

Нет ничего страшного в том, чтобы поручать присматривать за детьми няне. Во-первых, сейчас существуют различные вызывающие доверие агентства, помогающие выбрать няню, прошедшую все необходимые тесты. Такие няни имеют педагогическое или психологическое образование, они знают, как нужно работать с детьми. К тому же няню можно без зазрений совести уволить и найти для ребенка новую.

Какие отношения между бабушками и внуками должны быть

Как было сказано в самом начале, приветствуются дружеские отношения. Бабушки и дедушки имеют больше свободного времени, чем родители, поэтому они способны организовывать совместный досуг с внуками. Например, если бабушка любит театры и музеи, то можно брать с собой внуков. Или если дедушка любит садоводство, он может привлекать к труду и детей. Такой досуг не только развивает последних, но и укрепляет отношения между бабушками и внуками. Так бабушки и дедушки будут получать необходимое внимание, которое им может не хватать, а дети будут больше узнавать о семье, в которой они растут.

1. Можете ли вы в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
-Могу и всегда так поступаю

-Не могу

2. Можете ли вы посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

3. Можете ли вы признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

4. Можете ли вы извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

6. Можете ли вы поставить себя на место ребенка?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

7. Можете ли вы поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

8. Можете ли вы рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

9. Можете ли вы всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

10. Можете ли вы пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

11. Можете ли вы ыделить ребенку один день, когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
-Могу и всегда так поступаю
-Могу, но но всегда так поступаю
-Не могу

Результаты теста:
Если больше "а"-то: Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Если больше "б"-то: Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Если больше "в"-то: У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов-педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они - главные проектировщики, конструкторы и строители детской личности. Насколько же успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности?

Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Можете ли вы…

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

В. Не могу.

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

6. Поставить себя на место ребенка?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?

А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?



А. Могу и всегда так поступаю.

Б. Могу, но не всегда так поступаю.

В. Не могу.

Подсчитайте баллы. Ответ А оценивается в 3 балла, ответ Б - в 2 балла, ответ В - в 1 балл.

Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов в воспитании и постоянной линии поведения.

Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Число баллов менее 16. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Ссорятся взрослые - страдают дети

Когда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: вину - из-за своей реальной (или выдуманной) роли в семейных неурядицах, а тревогу из-за того, что семейному союзу что-то угрожает. Дети часто считают, что их поведение и они сами являются основной причиной домашних «баталий».

Дети не держат нейтралитета в этой «войне», они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому. Последствия весьма печальны: если мальчик сторонится отца, а девочка - матери, они лишены необходимого образа для подражания. Реакция детей выражается в отрицании принципов поведения родителей, их устоев, черт характера. А если мальчик избегает матери, а девочка отца, это может привести к враждебному отношению ко всем представителям другого пола вообще. Если родители вынуждены оспаривать друг у друга любовь ребенка, его расположение, они часто прибегают к непедагогичным средствам воздействия - к задабриванию, лести, лжи, и тогда дети вырастают двуличными, чувства их становятся двойственными, не имеющими прочной опоры.



К тому же необходимость защищать одного из родителей от другого, а также умение манипулировать их чувствами и поступками по своему желанию оставляют глубокий след в душе ребенка. С раннего детства он привыкает к тому, что представляет немалую (в собственных глазах иногда гипертрофированную) ценность для своих родителей, которые тщетно бьются за единоличное обладание им. Дети привыкают эксплуатировать родительские чувства, шпионить, шантажировать, сплетничать. Они живут в мире, где честность - всего лишь досадная помеха, где искренность вовсе не в почете.

Вот и возникает закономерный для родителей вопрос: а какой вы воспитатель?

Какой вы воспитатель? Тест

Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет тест, хотя он, разумеется, не носит научного характера:

1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

А. Сгоряча накажете ребенка.

Б. Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.

В. Прежде всего переговорите с классным руководителем.

2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

А. Самая первая - подзатыльник.

Б. Фраза, сказанная с раздражением: «Уходи отсюда, обойдусь без твоей помощи!»

В. Успокоите ребенка, ведь он сделал это неумышленно.

3. Вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо… Что вы делаете?

Б. Извинитесь.

В. Признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибиться.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали. Как вы поступаете?

А. Обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»

Б. Отвечаете не думая, несерьезно, лишь бы ответить.

В. Объясняете, что очень устали и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

5. Ребенок просит написать сочинение. Как вы поступите?

А. Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

Б. Строго скажете: «Работай сам, только тогда можно чему-нибудь научиться!»

В. Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а написать предложите самостоятельно.

6. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок!» - просит сын или дочь. Что вы ответите?

А. «Ни в коем случае - это отнимет у тебя много времени».

Б. «Ну что же, давай, раз тебе так хочется. Я помогу ухаживать за аквариумом».

В. «Прежде подумай: все ли предусмотрел, насколько серьезно твое стремление? Если так, то рыбок я тебе куплю, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».

Если вы шесть раз выбрали ответ под буквой В , значит, вы неплохой воспитатель и психолог. Если «угадали» наполовину - вам надо в чем-то пересмотреть свои привычки, убеждения. Если же меньше, придется серьезно задуматься над своими педагогическими методами.

Как разрешить ваши сомнения?

Какое платье надеть? Разводиться или, несмотря ни на что, сохранить семью? Для некоторых людей такой проблемы не существует - большинство решений они принимают импульсивно, полагаясь на свою интуицию. Но для многих даже выбор цвета ботинок - повод для долгих сомнений. Проблемы у всех разные, последствия их решений тоже различаются, но если не предпринимать ничего, ситуация только усугубится вашими терзаниями, бессонницей. Чтобы этого не случилось…

Надо осознать, что вы в ситуации выбора. Помните, что выбор есть всегда, даже если вы пытаетесь оправдать себя: «Единственное, что я мог сделать…», «У меня не было выбора…» Попробуйте проанализировать ситуацию, и вы обязательно увидите по меньшей мере два варианта. Имейте в виду, что «выбрать» - не всегда значит «сломать все прежнее», «начать новую жизнь». Возможно, вы выберете вариант, при котором внешне все останется по-прежнему.

Представьте себе все плюсы и минусы каждого варианта. Можете обсудить вашу проблему с другими людьми, выслушать их мнение, но лучше не следовать их советам и подсказкам, их голос - совещательный, ведь ответственность за выбор на вас!

Когда вы видите все плюсы и минусы, надо рискнуть и сделать выбор. Риск неизбежен! И вы можете прогадать. Но помните, что, если вы не сделаете выбора, вы прогадаете обязательно! Непринятие решения - «флюгерная тактика» - хуже ошибочного выбора. (Помните буриданова осла, который погиб от голода в условиях изобилия?)

Так как сразу оба варианта реализовать нельзя, признайте, что от чего-то вам придется отказаться навсегда или на какое-то определенное время. Например, длительная командировка дает вам возможность профессионального роста, а с другой стороны - приносит разлуку с близкими.

Будьте готовы к тому, что вы берете на себя ответственность за свое решение. Вместе с преимуществами выбранного варианта вы будете нести груз минусов. Помните, что негативные стороны неминуемы в каждом варианте - это «плата» за плюсы вашего выбора.

Не возвращайтесь на полпути к другим вариантам. Начали дело - идите до конца. Лучше не сравнивать минусы принятого решения с плюсами отвергнутого. Метания, уступки только усложнят вам жизнь. Если уж очень хочется сравнивать, тогда сравнивайте плюсы сегодняшнего выбора с минусами того, от чего вы отказались. Радуйтесь тому, что приобрели, это даст вам силы пережить неизбежные трудности.

К чему все это? Семейная жизнь иногда заканчивается разводом. Вам принимать решения. Но прежде чем решение принять окончательно, прочитайте окончание следующей главы.

Ах, так ты сварливая?! Развод!

Конечно, лучше вообще не знать, что такое развод. Но, увы, бывает и такое, причем довольно часто. И, оказывается, разводятся люди (как, впрочем, и женятся) в разных странах по-разному. Некоторые законы и обычаи известны еще с давних времен.

В Индии, например, во 2 тыс. до н. э. право на развод имели только мужчины. Согласно существовавшему тогда закону, «жена, не рожавшая детей, может быть переменена на восьмом году, рожавшая только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно».

В Древнем Китае муж имел право изгнать жену за измену, непослушание, сплетничанье, чрезмерную ревность.

В Турции, согласно шариату, если женщина открыла свое лицо чужому мужчине, ее брак аннулировался.

У шиитов, проживающих в Ираке, существуют два вида разводов: окончательный и развод, который… можно взять обратно, если в течение года супруги помирятся. Но по истечении этого срока развод считается окончательным, к тому же муж должен выплатить жене определенную сумму.

В Японии поводом для развода может стать жалоба мужа на то, что его жена спит в некрасивой позе.

В Англии развод не разрешен, если его требуют сразу оба супруга - по здешнему законодательству только один из супругов может возбудить дело о разводе.

Абориген Австралии становится холостяком, если скажет своей жене единственное слово: «Уходи!» Женщина же, чтоб получить развод, должна иметь веские доказательства, что муж - неисправимый донжуан.

У мальгашей, коренных жителей Мадагаскара, существуют временные разводы - по их понятиям это предотвращает более сложные семейные конфликты. Развод берется, например, если муж уезжает в длительную командировку. А когда муж возвращается, происходит торжественное возобновление брака. Любопытно, что при этом ни один из супругов не должен интересоваться, что происходило в его отсутствие.

В Италии до сих пор муж вправе требовать развода, если жена заставляет его мыть посуду или делать другую домашнюю работу. Жительница Милана уже в наши дни позволила себе не согласиться с такой причиной, но суд счел действия жены «серьезным оскорблением закона» и удовлетворил просьбу мужа о разводе.

Вот несколько конкретных советов женщине, которая окончательно решила порвать отношения с мужем. Взяла - и ушла. И решила больше не возвращаться. Никогда. А на сердце-то тоскливо. Что же делать? А вот что.

Уходя - уходи!

Скажите себе честно: вы уходите, потому что уходите, или вы ждете, что он побежит за вами, будет уговаривать остаться с ним навсегда и при этом сулить золотые горы?

Для того чтобы оживить отношения, глупые женщины ставят ультиматумы, умные молча и красиво уходят. Если вы считаете себя умной, не надо ничего выяснять.

Итак, вы ушли. И все же самое трудное еще впереди - продержаться до победы. На этом пути есть масса ловушек, которые вас подстерегают.

Одиночество. Вечер, вы сидите одна (что примечательно, пока одна). На вас нахлынули воспоминания, и хочется плакать. Придерживайтесь следующего плана действий. Сначала идете в ванную и умываетесь холодной водой, а затем - к телефону и названиваете подругам. Но не для того, чтобы плакаться в жилетку, а чтобы вместе планировать, как вы очень замечательно и интересно будете жить дальше. Еще лучше - уходите куда угодно: в театр, в гости, самое оптимальное - уехать в отпуск.

Ревность. Вы приходите в гости и видите его с другой, очень даже привлекательной. Оставьте при себе ваши колкости. Не вешайтесь демонстративно на шею первому подвернувшемуся мужчине. Помните: он вам больше не нужен, вы сами от него ушли, и пусть это «сокровище» забирает себе тот, кто хочет.

Скука и рутина. Займитесь собой. Сложившуюся ситуацию рассматривайте как повод, чтобы изменить свою жизнь. Еще вчера вы носились с авоськами, не видя ничего, кроме куска мяса или колбасы для него. А сегодня отправьтесь в парикмахерскую, сделайте себе новую прическу, купите что-нибудь красивое из одежды. Вспомните о давних друзьях, которых не видели сто лет, не отказывайтесь от возможности съездить в командировку.

Самоанализ. Не копайтесь в себе, не обвиняйте себя в том, что совершили этот мужественный поступок зря. Вам было плохо с ним - значит, и не стоило продолжать отношения.

Отчаяние. Вспомните тех, с кем расстались до него. Пережили? И это переживете. Особая опасность - привыкание к страдальческому состоянию. Вспомните какую-нибудь из подруг, которая только и делает, что сетует на то, что жизнь не удалась. Весьма убогое зрелище, не правда ли?

Самонадеянность. Вам кажется, что вы уже все пережили и рецидива быть не может. Он для вас не больше чем старый знакомый. «Позвоню-ка просто поболтать!» - это наилучший способ нарваться на предложение встретиться, и кратчайший путь, чтобы снова оказаться в его объятиях.

Если вы оказались в его объятиях, «сорвавшись» на любом из перечисленных пунктов, и те недели, которые вы провели врозь, кажутся теперь кошмарным сном, вы не видите и не чувствуете ничего, кроме его глаз, рук, губ и всепоглощающего счастья, - значит, это любовь. Попробовав жить друг без друга, вы поняли только одно: жить друг без друга не можете. С чем вас от души поздравляем!



Рассказать друзьям