Облик православной женщины. Женщина в церкви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой главе рассмотрим положение женщины в христианстве. Не секрет, что многие считают, будто бы женщина в нашей религии занимает второстепенное место и полностью находится во власти мужчины. Конечно, смирение является одной из главных христианских добродетелей, причём не только женских, но и мужских. И всё же тема «второсортности» и угнетённости слабого пола периодически поднимается, и потому требует особого рассмотрения.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, поэтапно рассмотрим следующие вопросы: назначение женщины с позиции христианства (с опорой на исторические факты), положение женщины в родительском доме и в браке (этому вопросу уделим наибольшее внимание, так как именно семья является главным поприщем женщины (если она не избрала монашеский путь), а, по словам И.А. Ильина, именно женщина является центром семьи), а также вопрос о разводе и о положении женщины в обществе.

Назначение женщины

«При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир!», - пишет протоиерей Дмитрий Соколов. Влияние женщины, по его мнению, велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с её назначением.

Каково же назначение женщины? По словам прот. Дмитрия Соколова, постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершенного, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь ещё своё назначение, отличное о назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет.

За решением вопроса об этом частном назначении женщины Д. Соколов обращается к Слову Божию. На первой же странице самой первой книги Откровения, вскоре за изречением, определяющим общее назначение человека, - «сотворим человека по образу Нашему и подобию», мы встречаем другое изречение, указывающее на частное назначение женщины: «не добро бытии человеку единому: сотворим ему помощника по нему».

«Не добро бытии человеку единому…». Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости. Однако Адаму чего-то не доставало. Чего? Он и сам не знал, а только предчувствовал, что именно не доставало ему помощника, соответственного ему. Без этого помощника неполно было блаженство рая. Одарённый способностью мыслить, говорить и любить, он своей мыслью ищет подобное себе существо мыслящее, но его речь печально звучит в воздухе и только мёртвое эхо служит ему ответом. Любовь его не находит для себя предмета близкого и равного ему, всё его существо жаждет другого, подобного ему, но такого существа нет. Твари мира видимого, его окружающие, стоят гораздо ниже его, они не могут быть помощниками по нему. Существо же Высшее, невидимое, даровавшее ему жизнь - безмерно выше его. Тогда всеблагий Бог, создавший человека для блаженства, удовлетворяет его потребности и творит жену. Вот то существо, которое искал Адам, другое его я, но, тем не менее, отличное от него. Итак, жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание - любовь .

Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительно для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его » (Быт 2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя.

Согласно Священному Писанию, дьявол обольстил жену и её же потом употребил в орудие для совращения мужа. Как пишет прот. Дмитирий Соколов, преступление вдвойне искусное: дьявол знал, что вернее всего подействовать на жену, так как она слабее мужа, её легче уговорить и на мужа она имеет влияние. Но это нежное, глубокое влияние для того ли было дано жене, чтобы она господствовала над сознанием мужа, чтобы вводила его в обман и таким образом за жизнь, от него полученную, отплатила ему грехом и смертью? И вот за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями. Он унижает её положение, подчиняет её мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа видно различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу.

А между тем милосердный Бог тотчас же при грехопадении предложил средство для излечения страшной болезни - средство, могущее восстановить потерянное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обетованный Примиритель, который может разрушить дела дьявола (1 Иоан. 3, 8). Семя жены должно поразить главу змия (Быт. 3,15)

И вот предназначенный час пришёл. Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария - образец любви! Но Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после своего великого дела, Она всё-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесённая превыше херувимов и серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!.

Итак, «назначение женщины - быть для мужчины помощницей ему, - пишет Д. Соколов. - А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной…. Но как женщина может выполнять это назначение своё, если она не имеет Спасителя в своём сердце? …Только находясь близ Спасителя, женщина может выполнить своё назначение». «Первое предназначение женщины - быть живым источником любви», - считает И.А. Ильин. «Будь благословенна ты, являющая собой само радушие и восприимчивость, ты, чьё дело не производительность и не прибыль… но живое чувство и преданная забота о живом и о живых», - говорит монах Восточной Церкви.

Миф о том, что женщина в Церкви - существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым - о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях...

***

С точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде "жена в Церкви да молчит" и прочим. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной...

Миф о том, что женщина в Церкви - существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым - о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.

Начнем с начала, т.е. с сотворения человека. Не кажется ли Вам унизительной история о создании женщины из мужского ребра?

Эта история очень красива. Если Адама Господь сотворил из неоформленного материала - земли, то творение женщины - это творение лучшего из хорошего. Для Евы Адам был и мужем, и отцом. Отчасти в этом заключается непреодолимое влечение женщины к браку, стремление достичь полноты бытия. Мне вспоминается одна еврейская агада, т.е. притча, о сотворении женщины. В ней говорится, что Господь не создал жену из уст мужа, чтоб не была болтлива, из глаз - чтоб не была завистлива, из ушей - чтоб не была любопытна. Создал же из ребра как из части тела, близкой к сердцу мужа и закрытой плотью, т.е. никому не видной. Это толкование мне нравится больше, чем расхожая шутка о ребре как о единственной кости без мозга. Хотя, продолжает агада, женщина не избежала ни болтливости, ни зависти, ни любопытства. Но замысел Божий был в том, чтобы жена была не видна для окружающих и максимально близка к своему супругу. Здесь нет ничего унизительного. Наоборот, здесь много похвального для женщины, и сам факт такого сотворения определяет жизненную роль Евы.

- Видимо, после того, как Ева стала первопричиной грехопадения, многое в ее предназначении поменялось…

Предназначение женщины и было, и осталось одним - давать и сохранять жизнь. Интересно то, что грехопадение произошло с безымянной женщиной. Только мужчина имел имя - Адам. Женщина же приобрела имя после первых родов. Родив Адаму первенца, жена была названа мужем Евой - с еврейского "жизнь", ибо она стала матерью всех живущих. Святитель Филарет (Дроздов) задается вопросом: "Не странно ли, что имя „жизнь“ дается той, которая стала причиной смерти?" И отвечает, что "Адам, называя жену Евой, пророчествует о Богородице, которая станет матерью истинной Жизни и исправит Евину ошибку…"

Подождите, батюшка, многим читателям, может быть, непонятен смысл понятия "грехопадение". Что же произошло в Эдеме и каковы последствия той трагедии?

Произошло нарушение заповеди Божией. Заповеди были (и есть) повелительные и запретительные. К примеру: чти отца и мать - повеление, не убий - запрет. В Раю было нечто подобное. Было повеление возделывать и хранить Эдемский сад - и запрет вкушать от одного из деревьев. Запретом Бога первозданные люди пренебрегли.

Адам и Ева в Райском саду. Лукас Кранах (1526)

Первой преступила запрет женщина. Она легкомысленно вступила со змеем в беседу, и это уже было началом греха. Наверное, с тех пор женщина "любит ушами" и более всего поддается лести и словесному обольщению. В Библии Бог, наказывая Адама, говорит ему, что наказание пришло за то, что "ты послушался голоса жены твоей". Если помните, в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской есть диалог между Христом и Его Матерью. Богородица говорит Сыну: "Вина у них нет". А Христос отвечает: "Что мне и Тебе, жено? Еще не пришел час мой". Так вот, святитель Игнатий Брянчанинов видит в этом диалоге исправление Христом Адамовой ошибки. На предложение Евы Адам должен был ответить отказом: "Что мне и тебе, жена? Нам еще нельзя есть от этого дерева". Адам же послушался жены, и угроза Божия "смертью умрете" не замедлила проявиться в согрешивших прародителях. Телесно они умерли спустя огромный промежуток времени, но духовная смерть поразила их мгновенно. Они лишились славы Божией и увидали себя нагими. Совесть родила страх перед Богом, которого раньше они не знали, и бедная супружеская чета "скрылась", безумствуя, от Всевидящего Ока в зелени Рая. Потом вместо покаяния началось самооправдание, сваливание вины Адамом на Еву, Евой - на змея, и вслед за этим - справедливый суд Божий. Люди, лишившиеся внутреннего блаженства, были лишены блаженства внешнего. Грех вошел в сердце, и грех выгнал их из Рая. Эта история жизненно касается каждого человека, и каждый из нас может ощутить сердцем внутреннюю правоту этой истории и грандиозность совершившейся трагедии. Вопреки расхожему мнению, ничего общего с половыми отношениями мужа и жены и грехопадением нет. Половая жизнь людей началась после изгнания из Рая.

- Человек был создан по образу и подобию Божию. А женщина, согласитесь, тоже человек. Как же это понимать?

Много недоразумений возникает при плотском понимании сотворения человека по образу Божию. Творение по образу вовсе не означает, что Бог человекоподобен. Это значит, что человек богоподобен, и богоподобие это проявляется в разумности, словесности человека (человек, как и Бог, имеет слово). Человек был поставлен царем над всей тварью, и царское достоинство тоже является проявлением богоподобия. Так что не стоит представлять Господа старичком, сидящим на облаках, хотя эта иллюзия и подпитывается неканоническими иконописными изображениями. Следует думать, что как мужчина, так и женщина в своей духовной природе одинаково наделены образом Божиим: им одинаково доступны таинства Церкви, молитва, духовные дарования.

- Почему же тогда женщине нельзя быть священником?

Сам Господь, воплотившись, был мужем, и священник является образом воплотившегося Господа. У женщины другое послушание. В силу физических и психических отличий от мужчины крест священства для женщины невыносим, так же как невыносим и невозможен для мужчины крест материнства. Повторяя одного из философов ушедшего века, можно сказать, что женщина религиозно гениальна и в религии она - сильный пол, но эта сила и гениальность доходят до некого предела и дальше перейти не могут. Мужчине же Бог открыл большую перспективу духовных стремлений и возможностей. Как и апостолы, священники всегда были и будут в Церкви только мужского пола. Это как бы невысказанная заповедь.

- Что значит невысказанная заповедь?

Смотрите. Господь сотворил одного мужчину и одну женщину. Не двух мужчин или одну женщину и не трех женщин и одного мужчину. Тем самым давая понять, что моногамия есть единственно нормальное состояние человека в браке. Слова сказаны не были, но сам факт творения красноречиво говорит о замысле Божием. Так же и со священством: избрав в ближайшие ученики и сотаинники только людей мужского пола, даровав им власть "вязать и решить", учить и крестить, Господь установил закон церковной жизни: священствует мужчина.

- Тем не менее, в древней Церкви существовал институт диаконис…

Слово "диакониса" в данном случае нужно понимать буквально, т.е. "служительница". Это не женский вариант диаконского современного служения. Диаконисы древности помогали священникам при крещении женщин, могли выполнять послушания, связанные с уходом за больными и старыми, распоряжением церковным имуществом - не более того. Ничего связанного с литургией и проповедью диаконисы не выполняли. Если уж выискивать прецеденты в истории с целью возвеличить женщину, то гораздо полезнее обратить взор на тех христианок, которых Церковь назвала равноапостольными, например, святую Ольгу или святую Нину. Их труды на благо Церкви были столь грандиозны, что плодами этих трудов являлось приобщение ко Христу многих тысяч душ. Но даже в этом случае они действовали силою слова, содействием государственных и общественных институтов, силою власти, но никак не священнодействиями. Им нужны были священники, закрепляющие и продолжающие их дело. Ольга имела их из Византии, Нина - из Антиохии. Без пастырей и помощников труды этих жен так и остались бы незавершенными.

Вы цитировали древнюю еврейскую агаду. Но если древние иудеи так тонко понимали замысел Божий о человеке, почему же отношение к женщине у них было таким пренебрежительным ?

Все исковеркал грех. Причем жизнь показывает нам, что грехи религиозных людей иногда бывают страшней и изощренней грехов людей, не знающих Бога. Знавшие Бога евреи своими беззакониями во многом превзошли язычников. На одном из еврейских сайтов в интернете я прочел мнения разных раввинистических школ о разводе. Так вот, до сегодняшнего дня некоторые раввины разрешают разводиться мужу с женой, если жена ела на улице или зевнула при посторонних! До такой степени извратилось религиозное сознание евреев очень давно. И противоположные примеры являются скорее исключением. Но подчеркну, что это касается религиозных, а не светских евреев, то есть таких, которые руководствуются в жизни Талмудом и учениями своих мудрецов.

В моей жизни был период преподавания в школе христианской этики. Я работал как учитель, получал зарплату, регулярно ходил на уроки. Темы занятий в 9…11 классах часто соприкасались с темой пола и брака. Эта тема всегда находила живой отклик у ребят, и занятия проходили интересно и увлекательно. Однажды мы читали библейское повествование о спасении Лота из Содома. Если помните, то Библия рассказывает о том, что жители Содома, увидавши ангелов, пришедших к Лоту, захотели познать их (ангелы имели вид обычных людей и развратникам были интересны как незнакомцы). Так вот, Лот, желая сохранить гостей неприкосновенными, предложил содомлянам двух своих дочерей, не познавших мужа, сказав при этом: "Делайте с ними, что хотите". Это место Писания буквально шокировало слушающих. Я объяснил им, что для ветхозаветного сознания гость дороже дочери. Не сына, нет; сына Лот бы не отдал. А вот дочь ветхозаветный праведник не колеблясь решается отдать вместо гостя…

- Слава Богу, что сегодня все по-другому!

То, что в нашем сознании женщина равна мужчине, так же драгоценна и неприкосновенна, - это заслуга христианства. Даже не верующие во Христа люди должны быть благодарны Христу за тот переворот в сознании и то изменение жизненных ценностей, которыми мы сегодня пользуемся. Подобных вышеприведенному мест в Писании немало. Действительно, женщина была унижена в глазах ветхозаветного человечества, и, говорят, на Востоке плакали, когда рождалась девочка. Можно вспомнить историю из Книги Судей, где некий левит отдал на поругание свою наложницу развратным жителям города, после чего женщина умерла. Это было сделано так хладнокровно, как будто речь шла о животном, а не о человеке. И такова вся история женщины до Христа. Такова она и сегодня там, где Христа не знают и не почитают родившую Его Пречистую Богородицу. Так что говорить об унижении христианством женщины мы не имеем никакого права. Только благодаря Христу женщина во всем уравнялась в правах с мужчиной. И это постепенно вошло в законодательство и этику христианских народов. Благочестивый иудей до сегодняшнего дня ежедневно благодарит в молитвах Бога, что Тот не создал его животным, язычником и… женщиной. Таких молитв в Православии нет и быть не может.

***

Читайте также по теме:

  • Мужчина и женщина не творились Богом изначально равноправными (Ответ на вопрос) - Максим Степаненко
  • Об особенностях женской природы - иерей Вадим Коржевский
  • Женщины Ветхого Завета - Григорий Прутцков
  • Вдовицы церковные - протоиерей Владислав Цыпин, Александр Понамарев
  • Женское служение в ранней христианской церкви (I – VI вв.) - Андрей Постернак

***

Ваш рассказ поражает. Но, судя по всему, среднестатистическая женщина не привыкла благодарить христианство за подаренную ей свободу. Скорее, наоборот: считается, что Православная Церковь женщину крайне угнетает и унижает.

Безусловно, с точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде "жена в Церкви да молчит" и пр. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной. Различие полов, проявляющееся в особых жизненных ролях, в психологии, физиологии, сохраняется. Этим различием и обусловливается различие в ролях мужчины и женщины в церковной жизни. Со всей ответственностью можно сказать, что место женщины - семья. Это ее алтарь, ее святыня, точка приложения всех ее творческих усилий. С одной стороны, это рутинная, незаметная работа, которой все пользуются и никто не ценит, с другой стороны - это некая ось мира, вокруг которой вращается все. Женщина-мать, женщина-хозяйка, женщина-любящая супруга - это существо, держащее весь мир в своих ладонях. Мне очень нравится английская пословица: "Миром правит рука, качающая колыбель". Ведь подумайте: все ньютоны, шекспиры, наполеоны рождены женщиной, вскормлены женщиной, женщиной воспитаны. Если в Церкви она и молчит, то вовсе не молчит дома, в семье, которая есть малая Церковь. Кто учит детей молиться? Кто читает и объясняет им детскую Библию? Конечно, мама и, конечно, это служение священно. Кстати сказать, уже и в Церкви женщина не молчит, поскольку поет на клиросе, нередко исполняет обязанности чтеца, псаломщика. Женщина может вести воскресную школу, курсы катехизации, а, значит, полного безмолвия в отношении женщины в Церкви нет.

В святоотеческой литературе женщина часто именуется источником соблазна, вместилищем греха и пр. Кажется, такое отношение к слабому полу несправедливо укоренилось в приходском сознании…

Источником соблазна, вместилищем греха может быть и мужчина. Нам нужно помнить, что православие - монахолюбивая вера. Мы обязаны монастырям образованием, защитой своего отечества. Монахи издревле воплощали все лучшее, что было в народе. Они же были и учителями этого народа. Поэтому и литература назидательная пропитана аскетическим отношением к жизни. Может так получиться, что то, что живо и полезно для живущего в одиночестве, может быть неполезным или невозможным для живущего в миру. Поэтому к духовной литературе нужно подходить избирательно. Как говорили отцы: "Избери себе чтение". Оно должно соответствовать образу жизни. Из-за несоблюдения этого важного правила в церковной жизни может возникнуть перекос в сторону женоненавистничества или ханжества.

Всякий, кому случалось быть в церкви на венчании, не мог не обратить внимание на слова апостола "Жена да боится своего мужа". Ими заканчивается апостольское чтение. Они легче всего запоминаются и меньше всего понимаются. Что имеет в виду апостол?

Евангелие пришло к нам из греческой культуры. Язык философии и высокой поэзии стал языком Божественного Откровения. Там, где у нас одно слово, у греков может быть два, три и более. У нас, к примеру, одно слово "народ", а у них может быть в зависимости от контекста и "лаос", и "охлос", и "демос". Та же история со словами любовь, смерть, жизнь. Эти слова у греков многозначны. То же касается и слова "страх". В библейское понятие "страх" вложено очень много смыслов. Здесь и благоговение, и послушание, и просто животный ужас, и память о том, кого боишься, и много-много прочего. Когда мы повторяем слова апостола о страхе жены перед мужем, то мы имеем в виду не страх слабого существа перед пьяным верзилой, а послушание любящей жены своему мужу как господину.

- Звучит как-то слишком по-азиатски… Для европейского сознания, пожалуй, даже оскорбительно.

Когда мы не понимаем тех или иных слов Писания, это говорит о том, что в нашем опыте нет того, из чего родились эти слова.

Если мы говорим о христианском смысле отношений в браке, то мы не должны заигрывать с современным либерализмом. К грешнику притронься - он кричит, что кожу дерут. Европейское сознание оскорбляется почти всем здоровым и естественным. А муж есть образ Христа, и жена - образ Церкви, послушной своему Господу. Отношения мужа и жены так же, как отношения Христа и Церкви, предполагают послушание, иерархичность, но они также предполагают нежность, заботу, жертвенность, какие есть в этом образе. Помните, мы говорили о ребре, которое близко к сердцу? Женщине необходимо почувствовать себя в браке как бы водворившейся на законное место, приблизившейся к сердцу мужа и спрятавшейся от всех. Если этот опыт она переживет, для нее не будет оскорблением считать своего супруга господином и хозяином. Она с радостью назовет его хоть падишахом, потому что почувствует себя неотъемлемой частью его. Поскольку отношения в современных браках зачастую строятся на эгоизме, то в такой холодной семейной среде не рождаются подобные теплые чувства. Люди проживают целую жизнь, ни разу не ощутив себя настоящей женой или настоящим мужем.

- Но бывает ведь нередко, что "господин и хозяин", мягко говоря, "не тянет" на образ Христа… Что тогда?

Боюсь, к этой язве пластырь не приложишь. Мы живем в эпоху все большего обмельчания человека. Такие характерно мужские черты, как честность, храбрость, выносливость, вымываются из жизни с каждым поколением. Для того, чтобы быть любимым как господин, муж сам должен любить жену, как Христос любит Церковь, т.е. жертвенно, верно, до конца. Причем, думаю, что он должен первым так любить свою жену, и тогда женщина, созданная Богом для любви, непременно ответит ему и верностью, и благодарностью, и послушанием. Начинать надо с мужчины.

Пробежавшись по православным сайтам и изучив женский вопрос, редакция портала сделала подборку распространенных высказываний (священников и мирян) о том, какой должна быть православная женщина. Прокомментировать живописные характеристики в адрес слабой и прекрасной половины человечества, устоявшихся в определенных кругах, мы попросили протодиакона Александра Карпенко, главреда «Фомы в Украине», счастливого обладателя красавицы и умницы жены матушки Ксении.


– Отче, хотелось бы с Вашей помощью разрушить распространенные мифы в православной среде о женщине. Миф первый: православная женщина не должна быть привлекательной. Ей следует минимум времени тратить на свою внешность, одеваться во что-то серенькое, невзрачное, как женщина пенсионного возраста, не краситься, не ухаживать за собой... Каково Ваше мнение?

– Это кто же такое придумал и где написал? Я думаю, что женщина должна быть женщиной, а православная ли она – это характеристика больше того, что внутри. Если вера Христова живет в сердце, то все станет на свое место, ведь привлекательность и скромность не обязаны между собой конфликтовать. Врастание человека в духовную, в церковную жизнь постепенно расставляет все жизненные акценты. Становится понятно, что есть главное, что второстепенное, где мера всему.

Мне вспомнился турецкий фильм «Королек – птичка певчая», который был особенно любим женской аудиторией за душещипательный сюжет. В одном из эпизодов главную героиню заставляли смыть с себя косметику, приняв ее естественную красоту за макияж. Господь дал каждому свои таланты...

Не вижу ничего зазорного в аккуратном, подчеркивающем природу, применении косметики. А тому, как элегантно, женственно и одновременно скромно умеют одеваться многие наши прихожанки, мне кажется, порой у них еще и поучиться можно!

– Миф второй: православная женщина не должна работать. Только семья – ее удел. Прокомментируйте, пожалуйста.

– В современных реалиях работу женщины порой можно расценивать как отдых от домашних хлопот (смеется). Я считаю, что дом, в котором видна женская забота, любовь, ее хозяйская рука, – самый уютный, теплый и гостеприимный. Атмосфера в доме, в семье – женская прерогатива. Прекрасно, когда во всем царит гармония, когда дети окружены заботой и вниманием мамы.

Может ли замужняя женщина быть счастливой, сосредоточившись на карьере? Вполне возможно, если удастся правильно расставить приоритеты.

Думаю, что семья – это дело двоих. В совете да любви все удастся решить ко благу. Моя супруга, например, приступила к работе по собственному желанию после того, как дети наши подросли.

– Миф третий: православная женщина не может быть современной и продвинутой: разбираться в технологиях, идти в ногу со временем и прогрессом. Ей это чуждо, приветствуются только старые дедовские методы. Что Вы думаете по этому поводу?

– Мне трудно понять, откуда берутся столь дремучие мнения. Православный христианин, будь то женщина или мужчина, не пришелец ведь с Марса или из прошлого, а вполне адекватный времени и месту человек. Вопрос в другом: как мы на этом месте и в этом времени живем и действуем, кому и чему служим? Все, что не противно Христовым заповедям и способно служить добрым целям, может быть взято на вооружение (улыбается).

– Миф четвертый: православная женщина не имеет права голоса и не должна размышлять. Она недочеловек. Как ей сказали, так и должна поступать безоговорочно.

– Давайте поставим вопрос несколько иначе. Возьмем не абстрактную «женщину», а вполне конкретную маму, бабушку, сестру, жену, дочь. Она недочеловек? Что это вообще за понятие такое? Любой из нас как минимум все свое детство находится во власти женщины – своей матери. Да и впоследствии, уверен, прислушивается к ее словам. Если говорить о женщине как жене, то стоит почаще вспоминать слова, звучавшие в Чине венчания, о том, что такое брак и как относиться к той, с кем стали «два в плоть едину», о том, что там говорится не только «жена да убоится мужа своего» (имея в виду страх как боязнь огорчить, обидеть, причинить боль), но и то, что заботиться о своей жене муж призван так же, как Христос заботится о Церкви – жертвенно, с любовью, с полной самоотдачей.

– И последний миф: женщина – сатанинское отродье. Все беды от нее, и она не достойна уважения и сожаления. Интересно Ваше мнение.

– Любой, кто хоть сколько-нибудь знаком с христианским учением о сотворении мира и человека, знает, что и мужчина, и женщина – творения Божии. Адам был одинок, и Бог сотворил ему спутницу – Еву. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27).

Возможно, не по уму ревностные мифотворцы имеют в виду факт последовавшего грехопадения прародителей? Согласно Писанию, дьявол искусил первой именно Еву, которая в свою очередь предложила преступить заповедь Адаму. Однако Библия повествует нам и о достойнейших дочерях Евы, первая же среди них – Пресвятая Богородица и Дева Мария. В житиях святых мы также видим множество женщин, чьи вера и подвиги сотни лет вдохновляют христиан следовать путем спасения.

Беседовала Наталья Горошкова

Что их, как мух на мёд, притягивает к религии, неужто им так сладко живётся во Христе?

Для начала, не помешает повторить то, что сказано в писании насчёт женщин. При сотворении мира библейский бог сначала создал человека – мужчину Адама и только потом, из его же ребра, создал ему помощницу – жену:

Быт. 2.22... И создал Господь Бог из ребра взятого у человека жену, и привёл её к человеку.

Создал, чтобы человеку не было не хорошо в одиночестве:

Быт. 2.18... Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника,...

В Библии не объясняется, в чём проявлялось это “не хорошо”. Задачей первого человека было охранять и возделывать сад. Возможно, Адам плохо справлялся с работой одновременно и сторожа и садовника. Не менее интересна рассстановка акцентов. Муж - человек, жена – помощница человека.

Слово “человек” нигде не отождествляется со словом “жена” в части касающейся сотворения жены (Быт., гл. 2). Приходится гадать по контексту – может быть речь идёт о новой, неведомой зверушке? По сути, это первый намёк на женскую неполноценность. Человеком Еву прямо не называют, да и создают не для великих дел, а в помощь человеку - мужу, что в те далёкие времена было принято возлагать на прислугу и рабов.

Так, идея неравенства полов и мужского превосходства появляется в Библии на самых первых страницах. Неравенство заложил не кто-нибудь, а сам творец.

С другой стороны, домашние животные – лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки и остальные твари были созданы до женщины, но как видно из текста - не соответствовали неисповедимым замыслам о помощнике подобном человеку:

Быт. 2.20.... Но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Поэтому, напоследок была срочно создана женщина. По тексту Библии получается, что женщина стоит выше, чем животные, но всё же равной мужчине она так и не признаётся. Отношение к женщине, как ко второстепенному существу, постоянно просматривается при внимательном чтении Библии.

После совершения Евой первого греха - поедания запретного плода, судьба всех женщин становится вовсе никудышной. Никому не дано безнаказанно ослушаться указаний творца. Весь гнев всевышнего и все шишки сыпятся на Еву с божественной щедростью.

Среди прочих наказаний, не иначе как за излишнюю самостоятельность в вопросе “съесть или не съесть запретный плод? ”, открытым текстом указано на подчинение мужу:

Быт. 3.16... И к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобой.

О каком равноправии можно после этого говорить? На трёх первых страницах Библии заложен железобетон в фундамент всего последующего неравенства. Человечество поделено на мужчин и женщин. Для мужчин цели возвышенные и благородные, для женщин, в свете нарушения Евой запрета в райском саду - подбивать мужчин на греховные поступки. Отсюда, и речи нет о самостоятельности или главенстве.

За женщинами, легко поддающимися обольщению, требуется глаз - да глаз. Кроме того, попутно обозначена ось зла. Это сформулировано в христианском тезисе о вине женщины, о её сущности, как источнике всех человеческих бед. Хотя в иных грехах мужчины принимают участие наравне с женщинами, зачинщицей всегда считается женщина. Вот что писали христианские авторитеты по этому поводу:

"Разве вам не известно, что в каждой из вас живет Ева? Божье проклятие на ваш пол переходит из века в век: также должно переходить и осознание вины. Вы -- дьявольские ворота; вы -- нарушившие запрет и вкусившие запретный плод; вы -- первые отступники от священного закона; вы -- та, кто подбила на грех Адама, от которого отступился сам Дьявол.

Вы не задумываясь совратили Богоподобного человека. Ваше изгнание, которое было равносильно потери бессмертия, явилось причиной того, что Бог послал своего единственного Сына на смерть". (Тертулиан).

"В мужчине, наделенном разумом, нет и тени бесчестья; чего не скажешь о женщине, которую позорит даже отражение той природы, которая заключена в ней".

(Климент Александрийский).

Исходя из сказанного, нетрудно понять - каким будет церковное распределение ролей в семье, в чём будет усмотрено основное семейное назначение женщины, что за греховные поступки можно ожидать от замужней женщины и те возможные меры, чтобы этого не допустить. Так или иначе, вышеуказанные идеи во все времена старательно развивались христианами, начиная с первых апостолов:

1 Кор 11, 3, 7-9

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава-муж, а Христу глава-Бог.

Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Ибо не муж от жены, а жена от мужа, не муж создан для жены, но жена для мужа.

(1 Тим. 2, 12-13).

А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

(1Петр, 3:1-2).

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Самое поразительное в том, что многие христианские теоретики отшельничали, монашествовали, никогда не были женаты и ни разу не имели с женщинами близости. О предмете они могли судить с чужих слов или чисто умозрительно, не имея за плечами ни капельки личного опыта.

Это не удерживало их и они брались порассуждать на тему семейных отношений и о назначении женщины. В известной басне описано что происходит, когда пироги печёт сапожник.

Несомненный “вклад” в творческое развитие христианского учения о семье и браке внесло православие. В начале XVI века, при Иване Грозном, протопоп Сильвестр написал “Домострой”, который на долгие годы задал на Руси тон семейным отношениям. В этих патриархально-христианских поучениях подробно расписана вся полнота “счастья” замужней женщины. Выстраивается вертикаль власти: бог – муж – жена – дети - домочадцы.

Супруге постоянно напоминается о подчинении и повиновении мужу, расписаны её бесчисленные обязанности по дому, исключается какая-либо деятельность “вне дома”, воспевается затворничество, забитость, униженность; несамостоятельность выдаётся как добро, требуется терпимость до слепого подчинения, подавляется любое волеизъявление; в случае нарушения уклада предусмотрены различные меры воспитания и наказания – от вразумлений страхом, до избиения плетью.

На разные варианты Сильвестр декларирует мужское доминирование. Разделение обязанностей настолько глубокое, что о разделении прав и говорить не приходится, т. к. женщине не оставлено ничего.

А жене мужа своего слушати, и спрашиватися по вся дни... Жена, добра, и страдолюбива и молчалива,... Поучати мужу своя жена... Жены мужеи своих вопрошают о всяком благочинии како душа спасти Богу, и мужу угодити, и дом свои добре строити и во всем ему покарятися, и что муж накажет то с любовию приимати и творити по его наказанию,...

Надобет а в гости ходити и к себе звати ссылатца с кем велит мужь...… Жене втаи мужа своего не ести и не пити…, и похоронак на еству и на питье, потаи мужа своего не держати, а у подруг и у племяни потаи мужа своего питья и ествы и зделки и поминков всяких не просить и самои не давать а у себя чюжево не держать без мужня ведома,......

О всем советовати с мужем, а не с холопом и не с робою….… И увидит муж что не порядливо у жены и у слуг или не потому о всем что в сеи памяти писано ино бы умел свою жену наказывати всяким разсужением и учити аще внимает и по тому все творити и любити и жаловати, аще жена по тому научению и наказанию не живет, и так того всего не творит и сама того не знает и слуг не учит ино достоит мужу жена своя наказывати, и ползовати страхом…, а толко жены или сына или дщери слово или наказание не имет не слушает и не внимает, и не боитца и не творит того как муж или отец или мати учит ино плетью постегать по вине смотря, а побить не перед людьми наедине поучити...

А у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно...., ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить за руки держа по вине смотря....

Церковные “умники” были бы и рады сказать так сегодня напрямую, но это совсем не в ногу с третьим тысячелетием, когда в многочисленных правовых документах, начиная с Конституции РФ, провозглашается и признаётся равенство полов, а за откровенные притеснения возможно даже уголовное наказание. (УК РФ, ст. 136). Поэтому, попы туманно и вскользь роняют маленькую вынужденную оговорку о некоем равенстве, “в том смысле, что...

”. Нормальному человеку никогда не найти смысла в “том смысле”, когда признаваемое на одной строке равенство, методически и целенаправленно опровергается в следующей строке. После искусной манипуляции понятиями и терминами, типа: “Муж и жена одно, но не одно и то же”, из равенства молниеносно вытекает неравенство. Если в светской России напрямую противоречить Конституции и законам опасно, то в замаскированном виде, исподтишка – открывается просто “земля обетованная” для словесных эквилибристов в рясах.

Вот что написано в наше время в “Основах социальной концепции” РПЦ о полах:

Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе.

В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 22-23; Кол. 3. 18).

Весьма витиеватое начало. Как в той песне: “И не то чтобы да, и не чтобы нет”. Вроде бы равенство, а фактически провозглашается библейская дискриминация. После такого многообещающего и двусмысленного вступления, РПЦ повторяет основные, известные тысячелетиями положения, старательно преумножает и дополняет существующие поучения новыми.

Ведь в связи с бурным развитием прогресса, многих вопросов просто не могло быть в апостольские времена или в эпоху написания “Домостроя”. Итого, в 21-м веке у православных брак возможен только с единоверцами, (исключение для нескольких христианских конфессий), нельзя разводиться, развод допустим только при супружеской измене и по некоторым действительно важным причинам.

Не поощряются повторные браки после развода, под планированием семьи понимается полный отказ от близости (например воздержание, которое бывает во время поста), для бездетных максимально допустимым является ЭКО (экстра корпоральное оплодотворение) только от мужа, любые более продвинутые генетические технологии преодоления супружеского бесплодия (типа суррогатного материнства) осуждаются как греховные.

Генетические заболевания считаются последствиями неправедной жизни и расцениваются как справедливое наказание:

"Ужасен конец неправедного рода" (Прем. 3. 19).

Не поощряется вмешательство генетиков с целью улучшения человеческих качеств, т. к. это считается вторжением в замысел творца, нарушением божественного плана человека, пренатальная диагностика допускается только в целях лечения, а не для принятия решения об аборте, после выявления неизлечимых заболеваний у плода, отвергаются органы и ткани для лечения заболеваний, полученные в результате абортов, новых людей должна рожать только женщина, отклоняется даже мысль о возможности клонирования:

“Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности”.

Наконец, вот как звучат в исполнении РПЦ “старые песни о главном”. Запрещаются любые добрачные связи:

Церковь не может поддержать тех программ "полового просвещения", которые признают нормой добрачные связи,...

Близость допустима только в законном браке, т. к. это служит для продолжения рода:

Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода

Избегать беременности в браке грех:

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Если случится забеременеть, то обязательно надо рожать, никаких абортов (всё же некоторые исключение церковь предусматривает):

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

После суммирования всех христианских табу, женщине остаётся одно библейское назначение: “... Плодитесь и размножайтесь” (Быт. 1.28). Вот как об этом сказано в “Основах социальной концепции”:

“Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству”.

О путях развития “дарованных способностей” – быть помощником человеку (Адаму) - уже выяснили выше. Что касается “способностей, присущих только женскому естеству” – это ясно изложено в заповеди о размножении и плодоношении. Никто и не спорит, что биологическое назначение женщины – рожать детей, что в этом её отличие от мужчины, но ограничивать всё многобразие жизни только одним биологическим аспектом, отгораживаться от окружающего мира, добровольно отказываться от всех остальных путей реализации личностью своих возможностей – многие ли на это согласятся в наши дни?

Мне могут возразить, что я сузил церковное понятие о роли женщины и выделил одну составляющую из якобы многих. Да, но одна эта составляющая во много раз перевешивает все остальные, является основой церковной доктрины, определяет в первую очередь реальную жизнь конкретных людей. Прочие православные поучения и рассуждения о женщине – фантики и бутафория, призванные отвести внимание от главного - жена всегда должна быть в подчинении у мужа, всегда бесправной и всегда виноватой.

Женщины, после знакомства со всеми “сказочными” перспективами домостроевской жизни по христианским понятиям и традициям, должны хорошенько поразмыслить и решить – устроит ли их такая судьба.

Православие не возможно ограничить своими личными представлениями. Православие намного богаче и шире чем мы Его представляем! Так же и православных женщин наша вера не ограничивает дресс-кодом. Есть только одно требование, чтобы женщины одевались целомудренно. А для этого надо иметь соответствующие целомудрию мысли, которые в зависимости от любви к Богу у женщины будут выражаться во внешнем облике.

Н.В. Маслов, магистр Богословия, доктор педагогических наук. Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского.

Исключения пока еще встречаются, но их так немного. А правило везде и всюду остается тем же. Печально, но факт: в подавляющем большинстве наши женщины уже давно перестали носить одежду, которая испокон веков считалась свойственной их полу.

Женщины в брюках сегодня все чаще появляются даже в православных храмах. Брюки разного покроя и длины — вот что предпочитают носить в наши дни представительницы прекрасного пола. Появились даже так называемые «женские брюки».

Говоря о правиле, я, конечно, имею в виду не нравственную норму, а сложившуюся жизненную практику. Сегодня мы живем в обществе, которое не очень-то считается с традиционной моралью. Но позволительно будет напомнить, что Господь дал нам четкие установления относительно мужской и женской одежды. Это и есть истинное правило, которому должен следовать каждый. Нравственные нормы, данные Богом, вечны и неизменны.

Обратимся к Священному Писанию. В книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5). Так сказал Господь израильскому народу через пророка Моисея. Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований. Это норма, заповеданная Самим Богом.

Наша трагедия в том, что Священное Писание уже почти сто лет не изучается в общеобразовательных школах России. Выросло несколько поколений русских людей, не знающих, что своим внешним видом и поведением они нарушают Закон Божий.

Книга Второзаконие написана в эпоху Ветхого Завета. Посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь: «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную».

Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова. 62-е правило:

Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных.

Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических: при давлении винограда в точилах, не возглашати гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производити смеха, и по невежеству, или в виде суеты не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергати из священнаго чина, аще же миряне, отлучати от общения церковнаго.

(Трул. 24, 51, 65; Лаод. 54; Гангр. 13; Карф. 15, 45, 63).

Как видим, христиане восприняли однозначно негативное отношение к смешению одежд, выраженное в Ветхом Завете. Примечательно, что Шестой Вселенский Собор не только четко обозначил свою позицию в этом вопросе, но и ввел санкции против тех, кто дерзнет нарушить его предписание. За ношение одежд, свойственных другому полу, мирян полагается отлучать от церковного общения. Это правило никем не отменялось.

Некоторые женщины, когда их начинают критиковать за ношение брюк, взывают: «Оставьте нам хотя бы этот маленький грех!» Но беда в том, что малый грех тянет за собой больший. Сначала женские брюки, потом однополые браки, а затем дети восстают на родителей и убивают их.

Грех из поколения в поколение возрастает. Если дети видят, что их близкие допускают нарушения, хотя и малые, то они считают возможным позволить себе еще большие отклонения. Сейчас уже нередко случается, что дети бьют матерей, видя в них мужское начало и источник греха. А женщины и при этом не понимают, что происходит.

Кстати, по поводу так называемых «малых грехов» монах Глинской пустыни Петр (Лешенко) писал: «Случается и доброму человеку впасть в какой-либо порок. По своему самолюбию он или не замечает или думает: «Это небольшой грех, другие о нем не знают». Найдется благоразумный и, сожалея обличить порочного, укажет ему на стыд и срам пред людьми и грех пред Богом; что, творя грех, он многих соблазняет и доводит до того же греха осуждения, и потому виновен не только за свои грехи, но и за грехи ближних своих».

Вплоть до начала ХХ века в христианских странах господствовало резко отрицательное отношение к женщинам, одевавшимся в мужскую одежду. Это находило отражение и в законодательстве. В 1801 году Наполеон специальным указом запретил женщинам носить брюки.

Но с падением веры в Европе расшатывались и нравственные устои. Набирало силу движение феминисток, которые стремились во всем быть похожими на мужчин и в первую очередь внешним видом. В 1909 году указ Наполеона о запрете на ношение брюк женщинами был отменен. Однако еще очень долго появление женщин в общественных местах в мужской одежде считалось предосудительным. В 1931 году, например, мэр Парижа потребовал, чтобы немецкая актриса Марлен Дитрих немедленно покинула город, поскольку она разгуливала по улицам в мужской одежде. Вплоть до конца 70-х годов женщин в брюках на Западе не пускали в учреждения и рестораны.

Кризис общественной нравственности пришел и в Россию. Феминистские идеи нашли питательную среду в нашей стране, где после долгих лет богоборчества ослаблен иммунитет к разрушительным влияниям на души людей. Демагогические призывы творцов «нового мира» к борьбе за «раскрепощение женщин» принесли ядовитые плоды. Женщины начали забывать о своем истинном предназначении, о том, что их обязанность — быть образцами скромности и кротости, верными женами и любящими матерями, хранительницами семейного очага, учить детей вере, благочестию, нравственной чистоте. Средства пропаганды годами внушали мысль о стирании граней между женскими и мужскими профессиями. Сменяли один другой крикливые лозунги: «Женщины — на трактор!», «Женщины — к станку!», «Женщины — на стройку!» Эти громогласные призывы находили отклик. На киноэкранах, на страницах журналов и газет замелькали лихие девушки и женщины в комбинезонах, с отбойными молотками и гаечными ключами в руках. Так велико было желание строительниц «нового мира» во всем сравняться с мужчинами. Не в тех ли злополучных временах нужно искать психологические корни нынешней женской моды на мужскую одежду в России?

Правда, массовое переодевание женщин в брюки произошло у нас лишь в 70-е годы прошлого столетия под влиянием французской моды, когда расширились контакты с Западом. Теперь в мужской одежде ходят не только юные создания или женщины средних лет, но и крошки детсадовского возраста и даже старушки, видимо, тоже не желающие отставать от моды. К ношению брюк наших девочек назойливо приучают разными способами, в том числе и через игру. Не случайно исчезают из продажи куклы в юбочках и платьицах.

Каких только аргументов в свое оправдание не придумывают сторонницы ношения мужской одежды! Один из самых распространенных — необходимость защиты от холода. Но верно подмечено: очень часто именно те, кто рассуждает об «утеплении» при помощи брюк, ходят зимой в ультракоротких куртках и без головных уборов. А в теплое время года не переходят на платья и юбки и продолжают носить брюки. Так что дело, наверное, не в боязни простуды, а совсем в другом — в нежелании идти против течения, против общепринятых стандартов, в боязни отличаться от других, показаться несовременными. Характерно, что о нравственной стороне проблемы защитницы брюк вообще не вспоминают.

Между тем один из самых уважаемых иерархов Русской Православной Церкви митрополит Викентий справедливо указывает, что вид женщины в брюках, плотно облегающих фигуру, соблазнителен для окружающих. «Это великий грех», — говорит архиепископ Викентий. Женщина, по его словам, «должна бояться соблазнять ближнего своим видом». «Ей, может быть, и приятно ходить в брюках, но если это служит соблазну ближнего, то женщина должна пожертвовать собой, отказаться от своей прихоти», — считает владыка. Архиепископ Викентий призывает женщин оставить «свою страсть к ношению брюк и ходить в той одежде, что разрешена Господом». Вид женщины в приличной одежде нормализует духовное состояние человека.

Женщинам, по мнению специалистов, вредно ходить в брюках и с медицинской точки зрения (а некоторые дамы, как ни в чем не бывало, легкомысленно продолжают носить брюки и во время беременности).Постоянное ношение брюк приводит к еще более печальным результатам. Врачи утверждают, что хронический застой крови вызывает инфекционные заболевания и негативно отражается на способности к деторождению. Ношение женщинами мужской одежды плохо отражается и на воспитании детей. По одежде родителей младенец не может отличить, где мама, а где папа.

Вспомним библейское повествование о грехопадении прародителей. Ева, поддавшись наущению диавола, первой вкусила запретный плод и побудила Адама сделать то же самое вслед за ней. Был совершен грех, который привел к разрыву союза, изначально установленного между Богом и человеком. Губительные последствия грехопадения первых людей не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий. Произошла всемирная катастрофа. А началась она, казалось бы, с малого — с проявления женской слабости, с желания отведать вкусный и приятный для глаз плод, не считаясь с волей Божией. Не просматривается ли тут известная аналогия с современной модой?

Напрасно полагают некоторые, что одежда и духовное состояние личности не связаны друг с другом. Одежда, с одной стороны, отражает внутренний мир человека, а с другой — воздействует на него. Это уже давно подмечено в святоотеческой литературе.

«Когда лукавый наш противоборник не в силах убедить нас, чтобы оставались в мирском смятении и погибели, спешит он убедить, чтобы не предавали себя строгой жизни», — пишет святитель Василий Великий. И призывает: «Не покушайся изменять что-либо в уставах доброй жизни и собственным своим своеволием делать преткновение подвизающимся, а себе самому собирать бремя грехов: не делай сего ни в постели, более мягкой, ни в одеждах, или в обуви, или в другой какой принадлежности…»

Прислушаемся и к словам Глинского старца Порфирия (Левашова): «Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека».

Полезно было бы поразмышлять и об эстетической стороне проблемы. Брюки в худшую сторону меняют стиль поведения женщин, делают их манеры угловатыми, резкими, грубоватыми, размашистыми, стимулируют чувство самоуверенности, воинственность, агрессивность. Неужели представительницы прекрасного пола хотят выглядеть именно такими, а не женственными, изящными, грациозными?

Конечно, говоря о прискорбном увлечении современных женщин мужской одеждой, не надо забывать и о других проблемах, связанных с их нравственным обликом. Достаточно горьких слов сказано и написано о том, каким страшным симптомом разложения являются, например, мини-юбки, прозрачные блузки и другие легкомысленные одежды, пришедшие к нам с Запада. Понимают ли носящие их девушки и женщины, что своим видом они вводят в соблазн окружающих и прежде всего детей и подростков? Напомним слова из Священного Писания: «Горе тем, кто соблазнит малых сих…»

Грозную опасность для общества представляет увеличение числа курящих и пьющих женщин. По данным статистики, в нашей стране курят около 30 процентов представительниц прекрасного пола, причем около половины из них впервые закурили, когда им не было 18 лет. Что касается женщин, страдающих хроническим алкоголизмом, то их число Научно-исследовательский институт наркологии определяет примерно в 2 миллиона. Однако независимые эксперты приводят другую цифру — 5 миллионов.

Священное Писание говорит нам, что Бог сотворил женщину как помощницу мужчине (Быт. 2, 18).Но, как указывает святой апостол Павел, жена, прельстившись, впала в преступление. Впрочем, продолжает Апостол, женщина спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). В этих словах Библии ясно очерчено христианское понимание роли женщины. «Две обязанности, — супруги и матери, одинаково важные, ожидают девиц на поприще их жизни», — писал в полном согласии со Священным Писанием старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий (Левашов). Все ли наши современницы осознают, какие обязанности на них лежат? А если осознают, исполняют ли их на деле? Может ли быть достойной помощницей мужу, примерной супругой и матерью пьющая и курящая женщина, щеголяющая в безнравственных нарядах?

Об ответственности женщин хорошо сказал иеромонах Порфирий (Левашов): «Обыкновенно первые начатки воспитания детей взращиваются в недрах семейств; по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

За поведение и внешний вид замужних женщин отвечают не только они сами, но и их мужья. Святитель Тихон Задонский предупреждает: «Видим в историях, что многия жены своих мужей развратили, и за собою в погибель свели; того ради не должны мужи женам своим послаблять, и что хотят, позволять делать, но стремление безчинных прихотей удерживать, да не подобное постраждут. К Еве приступил змий, и прельстил ее. Ева, прельстившися, Адама прельстила и за собою в погибель свела. Тако и ныне бывает. Тойжде древний змий к жене приступает, и ее прельщает, и чрез жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж осторожен буди, и не волю и совет жены исполняй, да не обладает тобою, и поведет куда хощет». Резюмируя эти суждения, схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»: «Жена более удобопреклонна к искушениям. Муж не должен исполнять прихоти жены».

Пусть никто не заблуждается — нарушение божественных заповедей не останется без наказания. «Путь нечестивых погибнет», — читаем мы в Псалтири и слышим на богослужении в храме (Пс. 1, 6). Наказание рано или поздно настигнет грешника, если он, конечно, не раскается в содеянном зле. «Грех без казни не бывает», — учит великий святитель XIX века Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский. Наказание ждет не только отдельных грешников, но и целые страны и народы, в среде которых распространяется грех. Свидетельством тому — вся история человечества. Войны, экономические и политические потрясения, стихийные бедствия поражают те общества, в которых воцаряется зло. Да сохранит нас Господь от такой участи!

Расплатой за отход от веры отцов, за отступления от нравственных норм в личной и общественной жизни стала большевистская революция, гражданская война, кровавые репрессии против ни в чем не повинных людей, нападение гитлеровской Германии, унесшие миллионы человеческих жизней.

Подобные катастрофы происходили и в других странах. Падение религиозности и нравов привело в XVIII веке к так называемой «великой» французской революции, которая обернулась неисчислимыми жертвами и резким сокращением численности населения страны. Если до «великой» революции во Франции насчитывалось в три раза больше жителей, чем в Великобритании, то теперь по численности населения Франция уступает последней.

Чем, как не карой Божией за грехи блуда и прелюбодеяния и грозным предостережением является новая страшная болезнь — СПИД, все больше поражающая и наших соотечественников? Темпы распространения СПИДа в России — самые высокие в мире. Около полутора миллионов человек уже инфицированы ВИЧ, и при неблагоприятном развитии событий смертельным вирусом будут заражены, как ожидается, до 10% взрослого населения страны. Такие выводы делают независимые эксперты в России и за рубежом. Эпидемия СПИДа, по мнению специалистов, достигла таких размеров, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. СПИД — не единственное новое заболевание последнего времени. Медики утверждают, что в наши дни в мире возникает в среднем по одной ранее неизвестной болезни в год, а старые заболевания приобретают новые, смертельно опасные формы. При этом вновь появившиеся инфекции распространяются с необыкновенной скоростью.

Во всем мире неуклонно растет количество природных катастроф. За 20 лет, по данным исследователей, оно увеличилось в четыре раза. В результате стихийных бедствий за десять лет в мире в целом погибли 622 тысячи и пострадали 2 миллиарда человек. В России количество природных катастроф в России ежегодно прибавляется более чем на шесть процентов. Ежегодный ущерб от стихийных бедствий составляет в нашей стране до 60 миллиардов рублей. Не следует ли задуматься и о причинах этих явлений?

Для нашего вразумления послан нам и нынешний финансовый и экономический кризис. Идея достижения материального благополучия ценой забвения нравственных норм и безразличия к духовным основам жизни находит в российском обществе немало сторонников. Хотя, казалось бы, драматическая история нашей страны в ХХ веке должна была бы убедить всех и каждого в эфемерности надежд на построение счастливой жизни на земле без Бога, без опоры на вековые традиции народа. Понадобились новые потрясения, чтобы помочь заблудшим избавиться от застарелой иллюзии.

На фоне нынешних экономических катаклизмов разговор об отклонениях от традиций в женской одежде могут посчитать несвоевременным и странным. Но позволительно будет напомнить, что мелочей в деле спасения души не бывает. В старину недаром говорили: «От копеечной свечи Москва сгорела». Любое, даже малейшее нарушение заповедей Божиих отдаляет виновного от Бога, ведет к разрушению личности, подтачивает основы существования отдельных людей, семейств, обществ и пагубно сказывается на загробной участи человека. Будем же во всем слушаться Божиих повелений, чтобы не навлечь на себя гнев Создателя и не оказаться среди тех, о ком сказал Господь: «Отойдите от меня, делающие беззаконие!»



Рассказать друзьям