Театральная деятельность в доу. Театральная деятельность в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Воспитание ребенка - сложный процесс, требующий самоотдачи и постоянного внимания. Но даже при этом нередко родителям, воспитателям или учителям приходится сталкиваться с детской агрессией.

Мысленная картина, которую мы при этом себе рисуем, совсем иная. нам хочется видеть ребенка довольным и счастливым , добрым, способным и внимательным. Чтобы избавиться от детской агрессии, необходимо разобраться в ее истоках. Иначе вы можете начать борьбу со следствием вместо причины.

Основные причины детской агрессии:

  • желание выделиться;
  • скрытые комплексы и низкая самооценка;
  • нежелание выделяться из группы. «стайное» поведение;
  • стремление снизить нагрузку, уйти от требований.

Стоит оговориться, что агрессия не всегда бывает осознанной на сто процентов, однако это не значит, что ребенок совершенно не представляет, что делает. Он может не чувствовать, зачем он совершает тот или иной поступок, но в состоянии нести за него определенную ответственность. Не нужно путать осмысленную агрессивную реакцию с неосознанной жестокостью маленького ребенка, который не осознает, почему нельзя отрывать лапки жукам. Последнее легко корректируется, если объяснить малышу разницу между живым и неживым. В этом хорошо работают аналогии. «Помнишь, как ты ударился ногой, и тебе было больно? Так же больно может быть кому-то другому. Не делай так, ведь тебе не понравилось бы, если бы тебя обидели».

Но если в таком тоне заговорить с подростком, возможно. вы добьетесь обратного эффекта, так как возрастные особенности просто необходимо учитывать.

Что делать родителям агрессивного ребенка

Чем раньше вы начнете работать над этой проблемой, тем лучше. Закрывать глаза не стоит. Проще всего следовать профилактике: формируя подрастающую личность, объяснять, почему не следует идти на поводу толпы, какими бывают компромиссы (в том числе и со взрослыми), почему важна адекватная самооценка и как ее сформировать (лучшее средство — реальное достижение ребенка, его успех с последующей похвалой).

Чаще агрессия вызвана тем, что ребенок пытается стать лидером . Современная культура формирует достаточно агрессивный образ успешного человека. Необходимо напоминать, что это может закончиться неприятностями, которые вовсе не помогут встать впереди других. И сделать акцент на тех качествах, которые являются по-настоящему лидерскими — на ответственности, стремлении развиваться, быть первым, становиться лучше не по сравнению с другими, а по сравнению со вчерашним собой.

Агрессия может быть вызвана недостаточным ощущением тепла в семье или нужности в коллективе. Постепенно формируется ощущение «второсортности», слабости, которые ребенок прикрывает грубыми речами и вызывающим поведением. Однако поощрять агрессивное поведение и тут же исполнять прихоти ребенка — тоже не выход из ситуации. Необходимо четко сформулировать, что вы уважаете личность ребенка и подкреплять положительные качества, успехи и реальные достижения.

Коллективная агрессия детей — настоящая проблема и для родителей, и для педагогов. нередко она выливается в травлю, в расслоение детского коллектива, с которым трудно что-либо сделать увещеваниями. На самом деле, эффекту толпы подвержены и взрослые люди, которые считают, что давно уже сформировали свою личность. А ребенок, не желая отбиваться от коллектива, может подхватывать агрессивную манеру поведения, даже поначалу не желая этого и чувствуя внутренний барьер неприятия. Что в таком случае делать его родителям? Сформировать независимость от мнения большинства, объяснить, что, пойдя на поводу, можно пожалеть о своем поведении, почувствовать себя недостойно.

Иногда агрессия направлена на уход от требований родителей. Подросток отстаивает свои права, забывая об обязанностях. В этом случае можно пойти на компромисс, не злоупотребляя уступками, но и не давя на ребенка. Настройтесь на диалог без агрессии, проясните, что только в таком тоне вы будете разговаривать. Договоритесь, что вы можете разрешить, а что будет входить в обязанности ребенка. Иногда в форме агрессии выражается протест против гиперопеки. Лишний родительский контроль тоже может войти в комплекс причин, формирующих агрессивные реакции.

Любую проблему можно решить, в том числе и разобраться с детской агрессией. Разногласия между «отцами» и «детьми» — вечная тема взаимоотношений между поколениями. Удачи вам в этом начинании, и не забывайте нажимать на кнопки и

Елена Аникеенко
Опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»

Презентация

опыта работы

по теме :

«»

Подготовила :

Воспитатель

МКДОУ «Детский сад №1 »

Аникеенко Е. М.

Коренево

Я - Фея, я – волшебница, я – сказка!

Хозяйка мудрой и загадочной страны.

Я – книжка, я – затея, я – театр и маска !

Со мной вы каждый день с зари и до зари.

Я по сказочным страницам

Вас сегодня провожу,

О себе, своей работе

По порядку расскажу :

Мир прекрасный утром ранним

Я встречаю у дверей –

Взрослые идут с улыбкой,

За руку ведут детей.

Сегодня в своей презентации я представляю опыт работы по теме «Театрализованная деятельность в детском саду » . – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Я учу детей замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Театрализованная деятельность позволяет мне решать многие педагогические задачи во всех видах работы с детьми , где я развиваю фантазию, воображение, активизирую мышление, познавательный интерес, творческие возможности, развиваю речь и моторику.

Работу с детьми по этой теме я начинаю с самого младшего возраста, где малыши смотрят драматизации сказок, инсценировки, которые им показывают старшие дошкольники и взрослые. Это создает им радостное настроение. Во второй младшей группе я знакомлю детей с видами театра , развиваю внимание, помогаю прививать навыки отображения различных черт характера. В средней группе я с детьми уделяю внимание кукольному театру , инсценировкам, спектаклям. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт . В старшем возрасте я вовлекаю всех детей в театрализованные игры и драматизацию . Свою работу я осуществляю по трём направлениям : организация предметно-развивающей среды, работа с детьми , работа со взрослыми . В моей группе организован уголок театра , в котором располагаются различные виды театра , атрибуты, реквизит, ширма. Хочу познакомить вас с видами театра , которые есть у нас в театральном уголке нашей группы : Бибабо, В этом театре на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Часть кукол мы изготовили самостоятельно, используя старые игрушки. Настольный театр , здесь используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. Театр на фланелеграфе , Это картинки или персонажи, которые выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки мы подбираем вместе детьми из старых книг, журналов и создаем их самостоятельно. Репертуар театра картинок на фланелеграфе очень разнообразен : можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Театр масок , увлекает детей тем, что, надевая костюмы и маски дети сами становятся героями спектакля. Несколько видов пальчикового театра , ещё его называют театр пяти пальчиков , или театр петрушек . Этот театр создаёт обстановку по-настоящему театрального представления . Интерес к такому театру у детей огромен . Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью . Магнитный театр созвучен театру на фланелеграфе , с одним отличием, что герои представления крепятся на магнитах. Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, расширяя их творческий потенциал. В работе с детьми я использую : Театральные игры , с помощью которых я учу детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству. На ритмопластике развиваю умение детей произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, запоминать заданные позы и образно передавать их. Выполняя упражнения по культуре речи, помогаю детям развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; учу сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас. При помощи речевой гимнастики формирую у детей правильное, четкое произношение. Следующим направлением работы с детьми являются основы театральной культуры , где я знакомлю их с театральной терминологией , с основными видами театрального искусства , воспитываю культуру поведения. В работе над спектаклем учу сочинять этюды по сказкам; развиваю навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.) . Следующим этапом театрализованной деятельности является работа с родителями . Я организую работу по изготовления костюмов, атрибутов, привлекаю родителей для участия в совместных инсценировках с детьми. Подводя итог, хочется сказать о важном значении театральной деятельности , которая помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, правилами этикета, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.

Итог моей работы связан с целью .

Я технологию использую не зря.

Теперь мои мальчишки и девчонки

Уверенно скажу, между собой друзья.

Они всегда общительны, активны

И любознательности им не занимать.

Эмоции и творчество детишек

Я и в дальнейшем буду развивать.

Уверенно я говорю, что дети

Умеют думать, рассуждать, творить.

Кем вырастут и станут? Я лишь знаю.

Что себя они сумеют проявить

А в завершении я о себе скажу лишь кратко :

Люблю свою работу и отдаю ей всю себя .

Вперед смотрю, о будущем мечтаю.

Я - оптимист. Ну вот и все, друзья. (Спасибо)

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».

Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.

Литература:

1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.



Рассказать друзьям