Во сколько дети начинают поднимать голову. Если ребенок не держит голову? Как стимулировать малыша для упражнений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Одно из первых достижений новорожденного – умение удерживать голову. Многие мамы интересуются, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? При нормальном росте и развитии это происходит в 3 месяца жизни. С самого рождения у новорожденного слабые мышцы, в том числе и шейные. Поэтому до 3 месяцев мамы придерживают головку ребенка, чтобы защитить ее от повреждений.

Во сколько месяцев грудничок начинает сам держать головку

За способность удержать голову в определенном положении отвечают шейные мышцы. Чтобы прийти к некоторым достижениям, малышу необходимо натренировать эти мышцы. Этот процесс предполагает несколько этапов:

  1. Возраст 2-3 месяца . Ребенок недавно начал приподнимать головку, лежа на животе. Он делает это неуверенно и непродолжительное время (до 30 секунд) под острым углом.
  2. Возраст 3 месяца . Сейчас малыш держит головку более уверенно, на протяжении 1 минуты. Вместе с головой, приподнимаются и плечи. В трехмесячном возрасте младенец начинает держать головку и в вертикальном положении тела, когда он находится у мамы на руках. В этот момент грудничок нуждается в подстраховке маминой рукой, поскольку его движения еще несовершенны.
  3. Возраст 4 месяца . Прошел небольшой промежуток времени, но за это время малыш уже уверенно держит голову, поворачивая ее в сторону интересующего его объекта. Лежа на животике, малыш уже способен приподнимать верхнюю часть туловища и вертеть головкой по сторонам.

Порою, развитие малыша идет не по плану, и мамочки не понимают, почему грудничок не держит головку в 3-4 месяца. Причин тому может быть несколько:

  • родовая травма;
  • недоношенность или маловесность;
  • слабый тонус мышц;
  • педагогическая запущенность, когда младенца не тренировали и не выкладывали на животик.

Так, например, недоношенный ребенок очень слаб, его развитие нередко отстает от развития сверстников. Поэтому умение держать головку у таких детишек формируется несколько позже их сверстников. В результате тяжелых патологичных родов рождаются ослабленные дети с очагами поражения в головном мозге. Все двигательные навыки будут формироваться у такого малыша с опозданием.

Как видно, в большинстве случаев причина неумения держать голову кроется в неврологических проблемах, связанных с различными заболеваниями. Именно поэтому при первых тревожных сигналах нужно обращаться к невропатологу. От времени обнаружения патологии зависит срок выздоровления малыша.

Но не всегда, когда новорожденный поздно начинает держать головку, можно говорить о проблемах в здоровье. Иногда мамы пренебрегают необходимостью ежедневного выкладывания малыша на животик. Разумеется, мышцы шеи, спины и плечевого пояса долгое время не развивались. В этом случае после курса массажей и ежедневных упражнений ребенок должен обязательно научиться держать голову. Помимо этого, никто не отменял индивидуальные особенности и физические способности каждой крохи. Иногда совершенно здоровый младенец не держит голову в 3 месяца.

А если грудничок держит голову на одну сторону, необходима консультация врача. Возможно, у малыша имеется кривошея - парез мышц шеи. Данное заболевание лечится различными методами: массаж, упражнения, специальные подушечки, в некоторых случаях – операция.

Со скольки месяцев младенец должен удерживать головку, и во сколько месяцев это нежелательно? Хотелось бы отметить, что удерживание грудничком головы в возрасте до 2 месяцев также является отклонением от нормы. Такой симптом наблюдается у малышей с повышенным внутричерепным давлением. Поэтому и в таких случаях необходимо показать ребёнка врачу.

Как помочь малышу научиться держать головку?

Эти советы помогут вашему ребенку научиться держать головку:

  • После того, как заживет пуповина (с 2-3-х недель от роду), обязательно выкладывайте новорожденного на животик. Лучше всего это делать до кормления или же спустя 1 час после него. Желательно, чтобы поверхность была твердая. Для этой цели подойдет пеленальный столик или обычный стол, накрытый одеялом. Пусть младенец полежит так несколько минут. Чтобы не задохнуться, он вынужден будет пытаться приподняться, напрягая мышцы спины и шеи. С каждым разом увеличивайте время.

  • Если грудничок капризничает и не хочет лежать, не идите у него на поводу, положите перед ним яркие игрушки, чтобы заинтересовать его, погладьте по спине, поговорите с ним ласковым голосом.
  • Вся мышечная система малыша укрепляется благодаря плаванию. Напустите в ванну воды, наденьте младенцу подушку и дайте ему поплавать. Такие тренировки хорошо укрепляют мышцы.
  • Меняйте положение малыша во сне, переворачивая его с бока набок, со спины на бок и наоборот.
  • Врачи часто назначают массаж, чтобы ребенок учился держать головку. Проведение массажа лучше доверить специалистам.
  • Когда дети начинают держать головку, не оставляйте их шею без опоры. Почему сначала нужно держать голову новорожденному? Потому что его мышцы развиты еще плохо, младенец слаб и не может подолгу удерживать головку в одном положении.
  • Если грудничок перестал держать головку, вероятно, это связано с пониженным тонусом мышц. В этом случае необходима консультация невропатолога.

Чтобы в домашних условиях укрепить шейные мышцы младенца, выполняйте с ним нехитрые упражнения:

  • «Повороты головы». Ребёнок лежит на спине. Задача взрослого – заставить его поворачивать голову влево – вправо. Слово «заставить» не нужно воспринимать в буквальном смысле. Лучше всего заострить взгляд малыша на игрушке и постепенно передвигать ее со стороны в сторону, учить поворачивать голову.
  • «Плывем». Ребёнок находится на руках у мамы лицом вниз. Одной рукой мама поддерживает кроху под грудью, а другой – за бедро, прижимая слегка к своему туловищу. Кроха оказывается как бы в невесомости. Совершать движения вверх – вниз.
  • С гимнастическим мячом. Ребенка укладывают животиком на мяч. Придерживая грудничка, совершают сначала легкие прыгательные движения. Затем движения мяча вперед – назад. Тело малыша меняет свое положение, что заставляет его напрягать свои мышцы, в том числе и мышцы шеи.

Подведем итоги

Итак, в каком же возрасте грудничок начинает держать голову? В норме младенец сам должен учиться держать голову в возрасте с 3 месяцев. У некоторых детей данный навык появляется позже, в силу определенных неврологических проблем. Если малыш в 3 месяца еще не осилил это, паниковать не стоит. Возможно, это лишь начальный этап. А вот если ребенок в возрасте 4 месяцев так и не научился держать головку или держит ее криво, нужно обязательно показаться врачу, чтобы помочь ему развиваться правильно.

Навыки и умения, которые жизненно важны для грудничка он осваивает постепенно, в процессе развития. Когда у новорожденного постепенно укрепляются мышцы спины, шеи, он учится удерживать головку. Иногда дети отстают в норме развития от своих сверстников, в этом случае необходима консультация специалиста. Итак, давайте рассмотрим два вопроса, когда ребенок начинает держать голову? И как родителям можно самостоятельно стимулировать укрепление шейной мускулатуры, если у маленького карапуза она ослаблена?

В каком возрасте малыш самостоятельно удерживает голову

В первые несколько недель младенец только ест и спит. По мере взросления кроха начинает видеть силуэты предметов, поэтому старается приподнять голову лежа на животе. Пока шейные мышцы не развиты ребенок не может долго удерживать головку в таком положении. Его организму нужна адаптация, чтобы обучится контролировать свои телодвижения.

Все дети разные и развиваются индивидуально. У каждого свой характер, темперамент. И даже на такой простой вопрос, когда новорожденный сам держит головку, однозначного ответа нет. Педиатры, в том числе и врач Комаровский отвечают, что если малыш физически здоров и доношенный, то такое событие произойдет не ранее 1,5-2 месяцев (шесть-семь недель).

Маме на заметку! Не стоит делать резких и необдуманных движений во время кормления, купания в ванной, всегда старайтесь поддерживать головку малыша, чтоб у него не развилась кривошея, либо другая патология.

Когда ребенок начал рано удерживать голову самостоятельно в вертикальном положении, проконсультируйтесь у педиатра. Возможно, что у него имеются проблемы повышенным внутричерепным давлением. В таких случаях потребуется лечебная гимнастика и массаж.

При нормальном развитии ребенок способен поднять головку не ранее 3 месяцев. Как узнать, достаточно ли окрепли мышцы шеи и соответствуют медицинским нормам? Это проверяется просто. Когда малютка лежит вертикально, покажите ему игрушку. Увидев знакомый предмет, грудничок станет тянуться ручками и подымать головку. Первые попытки будут неуклюжими и недолгими, всего-то несколько секунд, однако ближе к полугоду – этот навык у него получиться.

В 6 месяцев ребенок держит голову уверенно в любой позиции. Ему уже не сложно поднять и опустить головку в позиции: сидя, лежа, опираясь на локотки, ползая на четвереньках. Следует знать, если карапуз ранее перенес какое-либо заболевания, то осваивание навыка может наступить немного позже – от 7 до 8 месяцев.

Как понять, хорошо ли ребенок держит голову?

Когда кроха достигнет возраста 3 месяцев можно провести тест, который укажет, нормально ли малыш держит свою голову, и нет ли у него отклонений от нормы физического развития. Но, чтоб результат проверки был достоверный, карапуз должен быть в приподнятом настроении, накормлен и не болен. Действия мамы и папы сводятся к следующему:

  • Ребенок лежит в положении лежа на спине. Плавным движением потяните за обе ручки, чтоб он сел на попу. Отсчитайте примерно 30 секунд, голова должна немного покачиваться, что считается нормальным явлением, после чего отпустите в исходное положение.
  • Через 1-2 минуты повторите попытку, только не дотягивайте малыша до положения сидя. Он должен как бы повиснуть у вас на руках. Во время первой фиксации, а это несколько секунд, ребенок должен удерживать головку, после чего может опрокинуть назад. Паниковать не стоит, так кроха тренирует систему шейных позвонков.

Врачи настоятельно рекомендуют до трех месяцев следить за головой малютки, ведь к этому времени мышечная мускулатура очень слаба. Когда держите на ручках, обязательно поддерживайте под шею, чтоб не было искривления позвонков шейного отдела.


Младенец не держит голову: причины

Почему малютка в 5 месяцев плохо держит голову? Детские педиатры выделяют несколько основных причин, из которых наиболее вероятными считают:

  1. Нарушен режим питания. Основу распорядка новорожденного составляют кормления по требованию. Он должен есть столько раз в сутки сколько ему нужно. От недостатка питательных веществ, страдает его вес, рост, а также нервная и костно-мышечная системы.
  2. Малыш родился недоношенный. Как правило, недоношенные детки отстают в психомоторном развитии, чем их сверстники, которые родились здоровыми. Однако ближе к году эти показатели выравниваются.
  3. Родовая травма. Вариантов предпринять какие-либо действия немного. Грудничку, который не может хорошо держать головку, нужна постоянная консультация лечащего врача, а в случае осложнений – узкопрофильных специалистов (хирург, невролог, ортопед).
  4. Мышечный гипотонус и гипертонус. Для снижения мышечного тонуса достаточно нескольких курсов специального массажа.
  5. Неврологические заболевания. Чаще всего такие нарушения проявляются по истечению двух-трех месяцев со дня рождения крохи. Чтоб вовремя обнаружить патологии центральной нервной системы (ЦНС) – необходимо посещать плановые осмотры у педиатра.
  6. Кривошея. Искривление шеи наблюдается у тех малышей, которых очень редко выкладывали на животик. Специалисты рекомендуют, как только заживет пупок, младенца нужно выкладывать на животик. Такие ежедневные упражнения улучшают работу ЖКТ и развивают мышцы шеи.

От того, как быстро ребенок научится держать голову, зависит многое от действий мамы и папы. Для укрепления позвоночника и мышц шейных отделов известный врач Евгений Комаровский рекомендует, как можно чаще укладывать кроху спать на животике.

Как помочь ребенку?

Существуют разные научные методики, чтоб ускорить двигательную активность малыша и обучить навыку удержания головы. Некоторые процедуры утомительны для крохи, хотя очень полезны для развития мышечной активности. Ниже приведен комплекс простых рекомендаций, как научить ребенка поднимать голову и самостоятельно поворачивать в разные стороны. Схема действий следующая:

  • Когда крохе исполнится 21 день, старайтесь не менее 2-3 раз в день выкладывать на живот. Ваше чадо будет упираться на локотки, чтоб удержать головку, но из-за слабости шеи – положит на бок. Делать это нужно после каждого вскармливания, желательно через 20-30 минут после приема пищи. Такое упражнение с трехнедельного возраста полезно для шейных мышц.
  • Чтоб избежать развития кривошеи, малютка должен спать, как на левом, так и на правом боку. Чередование такого сна мама выбирает самостоятельно.
  • Организм грудничка должен получать полезную и качественную пищу. Для этого кормящая мама должна составить правильный рацион своего питания. Детям «искусственникам» желательно подбирать адаптированные смеси по возрасту и потребностям.
  • Массаж и гимнастика помогут нормализовать мышечный тонус и общее самочувствие малыша. Взять несколько рекомендаций по технике проведения процедуры в домашних условиях можно у профессионального массажиста либо посмотреть обучающее видео в интернете.
  • Полезно и регулярное плаванье в ванне. Высокая плотность воды способна держать голову ребенка выше относительно его тела, таким образом, мускулатура не поддается лишней нагрузке.
  • На 2 месяце жизни следует чаще носить кроху «столбиком», придерживая одной рукой за затылочную часть. Некоторые родители пробуют носить свое дитя «самолетиком» – малютка на животе с маминой или папиной поддержкой под шею.
  • Детские игрушки, также можно использовать, как упражнения для развития навыков поворачивать голову в стороны («влево – вправо»). Их поочередно расставляют по бокам, чтоб кроха развивал моторные функции шейного отдела.

Младенцам 3 месяцев полезны занятия на фитболе («большом мяче»). После гимнастики на мяче развиваются все группы мышц, и дети не только начинают хорошо держать голову, но и осваивают другие навыки. Основное требование – это систематичность вышеуказанных занятий.


Как научить грудничка удерживать головку без посторонней помощи?

Доктор Е. Комаровский утверждает, что нельзя предугадать, во сколько месяцев кроха научится держать голову, переворачиваться, ходить ножками бегать, прыгать и т.д. У всех деток этот физиологический процесс происходит в разное время. И не нужно папам и мамам торопить события. Лучше о проблеме рассказать на плановом осмотре педиатру.

Новорождённый ребёнок выглядит слабым и беззащитным. Он почти не контролирует движения своих рук и ног, глазных яблок. Все мышцы крохи находятся в небольшом напряжении. За месяцы, проведённые в маминой утробе, малыш привык испытывать тесноту, а потому ему очень сложно даётся адаптация к просторному новому миру, в который он пришёл в день своего рождения. Каждое новое умение, которым «обзаводится» малыш, даёт ему новые возможности в постижении мира.

Одним из первых навыков является умение держать голову. В этой статье мы расскажем о том, когда малыши начинают держать голову самостоятельно и могут ли родители повлиять на скорость освоения этого навыка.


О навыке и сроках

Прохождение физического развития ребёнка природой предусмотрено по определённым этапам. Ни один последующий не может наступить раньше, чем будет освоен предыдущий. По мере снижения врождённого мышечного тонуса, совершенствования нервной системы, роста мышечной ткани, костей, психического развития, у ребёнка появляется возможность осваивать новое умение.



Первым навыком считается умение приподнимать и удерживать головку вертикально. Понятно, что сразу ребёнок не научится держать голову ровно и долго, ведь это требует определённой подготовки шейных мышц; но первые попытки приподнять головку в положении лёжа на животике ребёнок вполне может совершать уже в полтора-два месяца. Попытки эти будут довольно робкие, родители могут обратить внимание на то, что ребёнок не удерживает головку дольше нескольких секунд, к тому же он может держать её немного кривовато. По мере укрепления мышц шеи и шейных позвонков подъём головы будет все более уверенным, а удерживание - длительным.

Обычно к 2-3 месяцам дети уже умеют поднимать головку и держать её вертикально до нескольких минут. Если грудничок начал держать голову, то он довольно быстро понимает, какие это даёт ему преимущества - обзор расширяется. Крутить головой в вертикальном положении, поворачивая её вправо или влево, малыши начинают чуть позднее - ближе к 3,5-4 месяцам. В последнюю очередь дети начинают поднимать голову из положения лёжа на спине. Этому они обучатся только к 5 месяцам.

Нужно понимать, что удерживание головы для малыша - задача архисложная. Ведь головка у новорождённых довольно большая и тяжёлая, а навык подразумевает удерживание веса головы при помощи позвонков и шейных мышц. А потому на скорость появления навыка влияет очень много факторов. Первыми развиваются задние шейные мышцы, боковые - в последнюю очередь.


Почему ребёнок не держит голову в срок?

Если ребёнок развивается согласно графику, родители невероятно гордятся этим. Но если срок подошёл, а малыш так и не начал держать головку, то мамы обычно сильно переживают и истязают себя догадками. На самом деле, нормы, на которые ориентируются родители, довольно условные. Малыш вовсе не обязан развиваться так, как они предписывают, поскольку у него могут быть веские причины для индивидуальных особенностей физического развития.

Главная из причин - гестационный возраст. Если малыш родился недоношенным, то времени на укрепление мышц шеи ему требуется больше. Не исключено, что недоношенный грудничок начнёт осваивать это умение только ближе к 3 месяцам. Это - вовсе не повод для волнения и переживаний. Просто нужно создать ребёнку оптимальные условия для того, чтобы он мог расти и развиваться.

Второй важный фактор - состояние здоровья крохи. Позднее своих ровесников начинают удерживать головку дети, которые перенесли внутриутробную гипоксию, пережили состояние острой гипоксии при тяжёлых родах матери, получившие родовые травмы, имеющие какие-либо врождённые заболевания. Если малыш в первые месяцы жизни болел простудными или вирусными заболеваниями, он также будет развиваться несколько медленней, чем здоровые и крепкие ровесники.


На умение поднимать головку и удерживать её в вертикальном положении влияет и вес ребёнка. Если карапуз родился крупным и в течение первого месяца набрал больше нормы, о чём педиатр обязательно сообщит родителям на первом медосмотре в 1 месяц, то шансы на ранее освоение двигательных навыков у него низкие. Скорее всего, малютка начнёт держать голову не ранее, чем в 3 месяца. Но и маловесные малыши тоже развиваются с некоторым опозданием – чтобы их мышцы начали удерживать нагрузку, им сначала нужно набрать нормальную массу тела.

Темперамент малыша является важным фактором, влияющим на его стремление научиться держать голову вертикально. Ленивый меланхоличный кроха вряд ли будет стремиться раньше освоить новое положение тела, чего не скажешь о любопытных и жизнерадостных холериках и сангвиниках.

Финальный штрих - условия обитания ребёнка. Если мама делает все возможное для укрепления его здоровья, мышц, иммунитета, то нет никаких причин не поднимать голову. Дети, физическому развитию которых уделяется меньше внимания, позднее осваивают свой первый двигательный навык.


Почему ребёнок держит голову неровно?

Как уже говорилось, причина может крыться с недостаточной зрелости мышц шеи. Но с педиатром этот вопрос нужно обсудить обязательно уже как минимум потому, что причина может крыться в кривошее.

В этом случае ребёнок всегда будет наклонять голову в определённую сторону, а повороты головки в сторону поражения будут крайне затруднены или невозможны. Неестественность позы, если ребёнок держит голову криво, с перекосом на одну сторону, должна стать поводом для консультации не только у врача-педиатра, но и у детского ортопеда.

Кривошея у грудничков выправляется. Родителям рекомендуется лечебный массаж, гимнастика из программы ЛФК. Но назначить и показать упражнения и приёмы лечебных процедур должны ортопед и педиатр. Самостоятельно родителям будет сложно учесть степень отклонения и спланировать физическое воздействие адекватно.



Мнение доктора Комаровского

Умение держать голову - важный диагностический признак, именно поэтому педиатр на приёме обязательно уточняет, держит ли кроха головку. Известный педиатр Евгений Комаровский советует не впадать в панику, если карапуз несколько задерживается в физическом развитии, но и не проглядеть возможные патологии. Если после 3 месяцев ребёнок даже не пытается поднимать голову, лёжа на животе, Евгений Комаровский советует обязательно обратиться к врачу.

По словам доктора, проблем с удерживанием головки обычно возникает гораздо меньше, чем проблем с другими, более сложными двигательными навыками, такими, как сидение, перевороты, ползание, стояние, хождение. Родители не должны пытаться удерживать голову младенца собственными руками, пытаясь помочь ему.



Малютки не переносят такого беспардонного обращения с собственной головой, они сразу начинают отчаянно сопротивляться. Это хорошо знакомо всем мамам, которые на заре грудного вскармливания пытались рукой направить голову ребёнка к груди. Реакция будет обратная. К тому же неумелые силовые действия взрослых могут навредить ребёнку, травмировать его.

Самым оптимальным Комаровский считает естественное развитие, когда малыш начинает приподнимать и удерживать голову сам, без принуждения, пусть даже с некоторым опозданием. Когда его мышцы и позвонки будут готовы, малыш обязательно начнёт удерживать голову, причём делать это будет достаточно уверенно. Если родители хотят помочь крохе, то Комаровский рекомендует обратить особое внимание на гимнастику, массаж и купание, прогулки на свежем воздухе.

Слишком сильно задержавшийся навык будет препятствовать изучению других движений, без умения удерживать головку ребёнок не может научиться переворачиваться набок, не может сесть. Поэтому важно отреагировать своевременно.



Гимнастика и массаж

Никаких особых усилий зарядка и общеукрепляющий массаж не потребуют. Для укрепления мышц шеи понадобятся простые действия, которые и без того мама проделывает ежедневно. Самым эффективным упражнением считается выкладывание на живот. Такая поза для грудничка очень полезна по целому ряду причин: у него быстрее отходят кишечные газики, облегчаются младенческие колики, укрепляется передняя брюшная стенка, спина. Удерживание головы становится вполне естественным продолжением нахождения в такой позе, ведь уже после месяца ребёнка начинают интересовать окружающие звуки, он будет пытаться повернуть голову. Из положения лёжа на животе это возможно сделать, только приподняв голову.

Выкладывая карапуза на живот, мама должна учитывать его вес, степень недоношенности, если кроха родился раньше установленного акушерами срока, его темперамент и настроение. Если малыш недомогает или у него просто плохое настроение вряд ли ему пойдёт на пользу гимнастика и массаж. На животик ребёнка можно выкладывать после того, как заживёт пупочная ранка , то есть примерно с 2,5 – 3 недель жизни.

Для того чтобы малыш мог быстрее научиться держать головку, маме нужно уметь привлекать его внимание к себе. Поэтому важно общаться с ребёнком, пока он лежит на животике, петь что-нибудь, рассказывать стишки, использовать музыкальные или производящие любые звуки игрушки (пищалки, погремушки).



Полезными будут подтягивания на ручках, которые мама может включить в перечень упражнений для проведения утренней зарядки. Взрослый даёт малышу ухватиться на свои пальцы и начинает понемногу поднимать ребёнка над поверхностью массажного стола. Но - на небольшое расстояние, не вертикализируя! В таком положении отлично тренируются мышцы задней части шеи, которые и помогут, в конце концов, освоить новый навык.

Тренировать мышцы шеи можно и в вертикальном положении на руках у мамы. При этом мама должна поддерживать ребёнка одной рукой под ягодицы, второй - в области шеи и головы. Носить ребёнка нужно правильно, чтобы не повредить неокрепшие позвонки.

Комплекс неполноценности у новоиспечённой матери вполне могут вызвать отзывы других матерей, которые очень гордятся ранним развитием своих детей. Если женщина утверждает, что её ребёнок в один месяц начал уверенно держать голову, то оснований не верить нет. Но и повода для радости – увы! – тоже. Чаще всего раннее установление навыка говорит о наличии гипертонуса мышц шеи, а также может указывать на повышенное внутричерепное давление. Ранний подъем головки - тоже повод для консультации с врачом, а вовсе не признак «гениальности» ребёнка. Здоровый ребёнок в 1 месяц не должен держать голову сам.

Первые попытки малыша приподнимать головку, впрочем, могут происходить и в месяц. Но в этом вопросе очень важно то, насколько долго кроха умеет удерживать голову. Здоровый малыш приобретает навык постепенно, каждый день совершенствует, справляется всё лучше и лучше. Если кроха резко и внезапно начал держать голову, это тревожный признак нарушения тонуса мускулатуры.


В следующем видео доктор Комаровский рассмотрит два основных вопроса, которые волнуют большинство родителей: соответствует ли их ребенок нормам и укладывается ли он в положенные сроки развития.

Рассчитайте календарь прививок

В первый год жизни малыш стремительно развивается. Один из важных навыков – умение держать голову. Если он не появляется после 3 месяцев, нужно обратиться за медицинской помощью.

Время, когда малыш самостоятельно начинает держать голову

К 3 месяцам у 80-85% детей умеют держать голову . Они могут поднять ее на 45-90 ⁰ над поверхностью. Ребенок уверенно держит голову в течение 1 минуты и более. При этом он опирается на предплечья, а таз и бедра плотно прижаты к твердой поверхности.

Здоровые доношенные дети держат голову с 2 месяцев, недоношенные — с 2,5-3 месяцев. Если ребенок делает это раньше 1,5 месяца, необходимо пройти осмотр у невролога, и исключить повышение внутричерепного давления. В первые недели после рождения, мышцы находятся в повышенном тонусе. Они недостаточно развиты для того, чтобы поддерживать голову.

Раннее удержание бывает вариантом нормы, если малыш носил специальный воротник с рождения (показан при травмах, неврологических проблемах).

Без надлежащего ухода, здоровые дети формируют навык позже. Это происходит, если родители не выполняют свои обязанности или есть психические расстройства.

Этапы 3 месяцев

Формирование навыка проходит следующие этапы:

  • поднятие головки на несколько секунд или минут в возрасте 2-3 недели;
  • удержание головки на 1 минуту и более в положении на животе в 2-3 месяца;
  • самостоятельное удержание в вертикальной позе в 2,5-3 месяца;
  • поднятие головки и плечевого пояса лежа на животе после 3 месяцев.

Некоторые дети начинают держать голову в 3,5-4 месяца. Если остальные показатели развития соответствуют возрасту, повода для беспокойства нет.

Выявить отклонения в развитии можно самостоятельно. Ребенка, в возрасте более 1 месяца, поворачивают на живот. Над головкой звенят погремушкой. Если нарушений нет, малыш поднимает голову, пытаясь определить источник звука.

Для второго варианта проверки малыша медленно усаживают из положения лежа, в позу сидя. При этом его держат за руки. У здорового ребенка головка остается прямой в течение 30 секунд.

  1. Допустимы небольшие покачивания головы в стороны.
  2. Далее малыша снова укладывают на спинку.
  3. Медленно тянут за ручки, до полу сидячего положения.

Ребенок должен несколько секунд удержать голову , а затем опрокинуть. Эти действия, выполняемые ежедневно, могу служить тренировкой.

При хорошем уходе, кормлении, играх с малышом, все навыки формируются вовремя. На активность ребенка влияет наследственность и темперамент.

Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?

  1. осмотр у педиатра и невролога;
  2. исследование крови, мочи;
  3. контроль массы тела;
  4. нейросонография;
  5. дуплексное сканирование.

Гимнастика

Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:

  • ношение на руках горизонтально животиком вниз;
  • ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
  • удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
  • выкладывание на живот;
  • катание на фитболе.

Гимнастика для малыша — катание на фитболе

Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.

Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:

  1. Развитие двигательных навыков.
  2. Укрепление мышц.
  3. Тренировка равновесия.
  4. Развитие координации.
  5. Усиление кровообращения.
  6. Улучшение дыхания.

Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.

Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.

Массаж


Массаж для малыша
  • При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
  • Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.

Положение по время сна

Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа. Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.

Плаванье

Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.

  • Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
  • В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.

Как купается малыш

Питание

На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.

Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:

  • Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
  • Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
  • В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
  • Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.

Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.

Как стимулировать малыша для упражнений

Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.

В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:

  • Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
  • Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
  • Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.

Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений . Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.

Когда стоит бить тревогу

Не стоит беспокоиться, если в 2-2,5 месяца не удерживает голову. Если при этом есть попытки ее поднятия, нужно помочь ребенку занятиями и массажем.


Согласно исследованиям, 4 месяца – это окончательный срок, когда у здорового ребенка формируется навык.

Если он не развит – необходимо выявить патологию.

К задержке развития могут приводить такие факторы:

  • Родовая травма.
  • Снижение тонуса мышц.
  • Неврологические заболевания.
  • Неправильный уход, отсутствие занятий.
  • Недоношенность.
  • Низкая масса тела.

При выявлении отклонений назначается консультация таких специалистов:

  1. педиатра;
  2. невролога;
  3. хирурга;
  4. ортопеда.

Если выявлено заболевание центральной нервной системы, проводят медикаментозное лечение, курс массажа, физиопроцедуры. При низком тонусе мышц эффективны занятия гимнастикой.

До 2-3 месяцев, голову ребенка нужно поддерживать. Это делают в положении на руках, при держании вертикально, во время кормления. Важно держать голову при купании. Три пальца укладывают на спинку, а большой и указательный, поддерживают голову в области затылка и нижней челюсти.

Головка не должна запрокидываться назад. Туловище ребенка до 1 месяца можно прижимать к своей грудной клетке, придерживая одной рукой голову. Второй рукой поддерживают таз. Поддержку осуществляют до тех пор, пока ребенок не будет уверенно держать голову. При резких движения и наклонах, придерживание головки необходимо после 3 месяцев.

Поддержка обеспечивает такие условия:

  • Предотвращает травму шейных позвонков.
  • Контролирует мышцы шеи.
  • Препятствует чрезмерному разгибанию головки.

У новорожденного ребенка мышечная деятельность рефлекторная. Сознательные движения головкой развиваются к 2-3 месяцам.

На формирование мышц шеи влияют такие факторы:

  • положение ребенка во время сна, кормления;
  • качество матраса в кроватке;
  • родовая травма;
  • уровень кальция и витамина Д в грудном молоке или смеси.

Положение во сне оказывает влияние на формирование позвоночника. В первый месяц он спит более половины всего времени. Для малыша нужно выбирать качественную кроватку и матрас.


Они должны создавать поддержку для еще не сформированного позвоночника. До 2 лет не рекомендовано использовать подушку. Ее может назначить ортопед, при наличии кривошеи. В других случаях, малыша кладут на ровную поверхность.

При гипоксии в родах и родовой травме происходит задержка развития. Малыш может не держать голову до 4 месяцев. Таких деток должен чаще осматривать невролог и педиатр. На силу мышц и формирование костей влияет питание ребенка.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие кривошеи или задержку развития, нужно выполнять такие требования:

  1. Ежедневно выкладывать ребенка на живот.
  2. Чередовать положение головы и ног в кроватке.
  3. Использовать яркие игрушки, мобиль.
  4. Менять сторону, с которой падает свет в кроватку.
  5. Занимайтесь плаваньем.
  6. Играть и разговаривать с ребенком.
  7. Своевременно кормить.
  8. Гулять на свежем воздухе.
  9. Поощрять к активным действиям.

Важно! Меры профилактики обязательно применяют для недоношенных детей и при низкой массе тела.

Если ребенок не удерживает головки, нужно выполнять рекомендации врача. Необходимо рационально питаться, заниматься массажем, гимнастикой. Патология легко устраняется на начальной стадии.

В случаях, когда лечение начинают через 2 и более месяцев, могут развиться необратимые нарушения.



Рассказать друзьям