Французские мушкетеры 17 века. Военная одежда первой половины XVII века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любая мама перед Новым годом задумывается о том, как одеть ребёнка на утренник или костюмированный новогодний вечер. Часто в предновогодней суете приходится покупать или брать напрокат дорогой костюм. Однако новогодний костюм можно сшить своими руками всего за один-два вечера.

Предлагаем сшить мальчику костюм Мушкетёра. Основой костюма может быть любая однотонная рубашка или кофточка, а также или чёрного цвета. Очень хорошо, если брюки внизу на резинке, если нет, то можно подвернуть их, подшить и вставить резинку.

К рубашке мы изготовим красивый белоснежный воротник. На рубашку оденем накидку. Шляпу можно изготовить из картона, покрасив его в чёрный цвет, а шпагу из палки для шарика.

Для изготовления воротника вам понадобится:

  1. Белый атлас (примерно 20 см в ширину)
  2. Тесьма или кружево белого цвета.

Выкраиваем из материала прямоугольник, длину измеряем примерно так, чтобы воротник получился чуть удлинённый. Прямоугольник складываем, прострачиваем с трёх сторон, выворачиваем, проглаживаем. Край (0.5 см) необработанной стороны заглаживаем внутрь, снова прострачиваем. Сверху пришиваем тесьму. Готовый воротничок пришиваем к рубашке.

Для изготовления накидки Мушкетёра вам понадобится:

  1. Атлас голубого или синего цвета.
  2. Лента или кант белого, серебристого или золотого цвета для отделки края.
  3. Лента белого цвета для изготовления крестов.
  4. Молния потайная голубого или синего цвета.

Первоначально необходимо выкроить 2 прямоугольника. Для первого прямоугольника, основы накидки, измеряем ширину плеч ребёнка, а также длину от плеча до бёдер. Ширина плеч будет равна ширине прямоугольника, удвоенная длина от плеча до бёдер – это длина прямоугольника. Второй прямоугольник – будущие рукава накидки, будет на 5- 6 см меньше в ширину и на 4, 6 см короче в длину. Его нужно разрезать пополам.

Основа накидки (перед и спинка)

Пришиваем к краю первого прямоугольника ленту или кант.

Складываем пополам и вырезаем горловину. Она должна идеально подходить под рубашку.

Сзади делаем надрез и меряем на голову ребёнка: горловина должна проходить свободно. Пришиваем сзади молнию. Обрабатываем горловину кантом или лентой.

Рукава накидки

Чтобы рукава лежали естественно, необходимо сверху придать им форму полукруга.

Из кусочков белой ленты формируем и пришиваем кресты.

Шпага

Из кусочка атласа выкроим рукоятку, сошьём, вывернем и набьём синтепоном или холлофайбером. В отверстие вставим палочку от шарика. На рукоятке можно вышить бисером или пришить стразы.

На ноги мушкетёру можно надеть чешки или лёгкие сапожки, и новогодний костюм для мальчика готов

Костюм мушкетёра

По моде XVII века, на голове д’Артаньяна красовалась широкополая фетровая шляпа с пучком пышных перьев. Отважный мушкетёр носил её не только на улице, но не снимал и в помещении, а часто не расставался с нею даже за столом. Шляпу д’Артаньян надвигал на ухо, на лоб или заламывал на затылок. – Это зависело от того, хотел ли он придать своей внешности выражение гнева, добродушия или удали.

Волосы из-под шляпы ниспадали до самых плеч, но это вовсе не значило, что герой романа обладал пышной шевелюрой. Незадолго до приезда д’Артаньяна в Париж, облысевший король Людовик XIII начал носить парик. Мода на парики быстро распространилась среди придворных.

На д’Артаньяне был камзол. Его застёгивали только на груди, а длинные расширяющиеся книзу полы топорщились на бёдрах. Из- под камзола выпускали наружу большой кружевной воротник и кружевные манжеты.

Короткие, украшенные множеством бантиков штаны, заканчивались подвязками для длинных чулок. Подвязки были особой гордостью кавалера, они делались из кружев и бахромой свисали ниже колен. Для того чтобы подвязки были видны, широченные голенища сапог имели огромные раструбы.

«Господин д’Артаньян состоит в гвардейской роте господина Дезэссара, а этот господин – мушкетёр из роты господина де Тревиля. Поглядите на его одежду, господин комиссар, поглядите на одежду!» – восклицает в романе господин Бонасье.

Вы можете подумать, что одежда мушкетёра отличалась от формы гвардейца. Ничего подобного.

В первой половине XVII века военный формы ещё не существовало, и даже солдаты враждующих армий не всегда отличали своих по одежде.

Лишь в конце XVII века, в период, описанный в романе «10 лет спустя», мушкетёры различных рот начали носить камзолы разного цвета-красные, серые, голубые. До этого мушкетёра можно было отличить лишь по маленькой букве «Л» («Людовик – король Франции»), вышитой на одежде.

В романе мушкетёры короля соперничают с гвардейцами кардинала Ришелье. Обычно на рисунках гвардейцев изображают с крестами на плащах, но и этот знак был введён гораздо позже, когда Ришелье уже давно не было в живых.

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Оружие мушкетёра Мушкетёр – солдат, вооружённый мушкетом. Мушкет, предок ружья, был так тяжёл, что для выстрела приходилось ставить его на специальную подставку – сошку. При стрельбе мушкет ударял в плечо с такой силой, что мушкетёрам приходилось подкладывать под

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Парадный костюм Парадные туалеты XVII века придавали гостям вид чопорный, важный, и пышный.Рёбра и талию женщин стягивал корсет на металлических планках. От этого верхняя часть туловища становилась похожей на рюмку. Юбка напоминала колокол. Чтобы сделать её по возможности

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Костюм богатого сеньора О том, каким был мужской костюм, обычный для королевского двора, мы знаем из описания того же вездесущего Рауля Глабера: «Около 1000 года, когда король Роберт только что женился на королеве Констанции, приехавшей из Аквитании, можно было видеть в

автора Пастуро Мишель

Мужской костюм Утром сеньор последовательно надевал брэ рубашку, шоссы туфли, пелиссон и блио. Если он собирался уезжать, то к этому добавлялись плащ, головной убор и сапоги. Отправляясь на войну, поверх обычной одежды он облачался в военное снаряжение.Брэ –

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Женский костюм Большинство элементов женского костюма ни по своему назначению, ни по покрою не отличалось от того, что носили мужчины. Однако здесь царило еще большее изобилие тканей и расцветок, а также узоров и аксессуаров.Впрочем, брэ женщины не носили, зато они ловко

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Три мушкетера Интересно, что друзья отважного гасконца – Атос, Портос и Арамис – тоже оказались непридуманными. Однако славная четверка могла общаться лишь несколько кратких месяцев 1643 года. В декабре этого года в одной из бесчисленных стычек был смертельно ранен Арман

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Мушкетеры-скандалисты («Д’Артаньян и три мушкетера») Во время съемок знаменитого телеблокбастера «Д’Артаньян и три мушкетера» было множество скандалов. Опишу лишь некоторые.Первый скандал случился в самом начале съемок – в апреле 1978 года: тогда взбунтовались актеры.

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Нефритовый костюм принца Лю Шена Резьба по камню – один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, горный хрусталь, аметист и

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы

Из книги Короткий век блистательной империи автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1. Как «три мушкетера» испугались Р-5М Планы строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, вынашивались еще египетскими фараонами. В XIX веке проектированием канала всерьез занялись французские и итальянские инженеры. Бывший французский вице-консул

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ С ЖЕСТКИМ ШЛЕМОМ В 1837 г. Зибе существенным образом усовершенствовал свое изобретение. Теперь водонепроницаемый костюм закрывал все тело водолаза (кроме рук), ноги были обуты в галоши, снабженные тяжелыми грузами, а установленный в шлеме выпускной

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Женский костюм За исключением «эфода» и «аддерета», женщины носят ту же одежду, что и мужчины. Однако разница в женской и мужской моде все же заметна, поскольку закон предписывает отличать в одежде пол. Различия состоят в качестве и цвете тканей, длине, украшении и крое.

Из книги Прощай, Россия! автора Кьеза Джульетто

Глава 3. Четыре мушкетёра Итак, настало время познакомиться с четырьмя мушкетерами реформы, рыцарями без страха и упрека, тайно обосновавшимися в номере 1120 на одиннадцатом этаже московского «Президент-отеля». Имя одного нам уже известно – Ричард Дрезнер. У этого

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Женский костюм Относительно женщин Ланда сообщает, что "индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они покрывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все

Из книги Амазонки, савроматы, сарматы – развенчанный миф. Версия 1.1 автора Севрюгин Сергей Анатольевич

Чувашский женский костюм О чувашском женском костюме писали многие известные учёные:Г. А Никитин с Т. А. Крюковым – книга «Чувашское народное изобразительное искусство»,1960; А. А. Трофимов с Э. Д. Меджитовой – книга «Чувашское народное искусство», 1981. Прекрасно

Все мальчики в детстве хотят быть смелыми и отважными защитниками. Им нравиться сражаться, заступаться за слабых и обязательно побеждать врагов.
Наверно поэтому в детских садах и начальных классах школы очень популярен костюм мушкетёра . Ведь Д’Артаньян из знаменитого кинофильма является образцом для подражания всем мальчишкам.

И этот костюм обязывает знать немного истории, поэтому желательно обговорить с ребёнком кто такой мушкетёр, чем отличался от других солдат и в каком веке они жили.

Проанализировав одежду в кинофильме, мы записали основные элементы из которых состоит костюм мушкетёра.
Облегающий жакет и накидка в виде плаща или специальная накидка мушкетёра с большими крестами (рис.1).

Рубашка с большим воротом и с воланами на рукавах. По краю украшающих деталей пришито кружево.
Штаны.
Шляпа с полями, украшенная пером.
Ботфорты.
Пояс и ножны для шпаги.
Шпага.

Нашему сыну в позапрошлом декабре сказали подготовиться на утренник в образе мушкетёра и мы создавали свой на быструю руку. В нём не было накидки с крестами, а был просто широкий плащ, что очень облегчило пошив. И самодельную шпагу на утренник не брали, но дома этот элемент костюма всегда был при сыне.

Из чего состоял наш костюм мушкетёра

1. Белые водолазка и колготы .

2. Пояс .

3. Темно синие бриджи из стрейч велюра. Мы их шили для - в статье можно посмотреть выкройку и изготовление. Можно одевать просто черные штаны.

4. Накидк а. Есть разные варианты накидок (рис.1) и раскроить можно их по-разному (рис.2). Такие накидки обшивают лентами по контуру и украшают крупными крестами на спине, рукавах и передней части. Но мы шили простую накидку в виде плаща (рис.3б) на завязках. Ткань выбирали самую дешевую – нейлоновую подкладочную (до 10гр. за метр). Можно шить ещё из креп-сатина, атласа и всех лёгких ярких синих тканей.

5. Воротник . Верх изделия прикрывают красивым снимающимся белым воротником (рис.3а).

6. Шпага из дранки . Зачистили наждачной бумагой со всех сторон и закрепили картонный круг с помощью силиконового пистолета.

7. Шляпа мушкетёра из картона.

Как мы делали шляпу :
Измеряли окружность головы и на картоне нарисовали овал по размеру. Дорисовали поля и вырезали (деталь №1 рис.4). Примеряли.

Потом нарисовали и вырезали деталь №2 и 3 (рис.4).
Склеили все детали с помощью клеевого пистолета.
Можно обклеить цветной бумагой шляпу или покрасить красками. Но краски мажутся и бумага не очень практична. Хотя… краску закрепляют лаком для волос, а неровные края бумаги закрывают дождиком или тесьмой.
Мы обшивали тканью. Правда, шитьё было частично, а остальные соединения склеивали силиконовым клеем из пистолета. Ткань взяли тоже нейлоновую, но черную, т.к. потом эта шляпа может сгодиться и для .
Раскроили по размерам картонных деталей, не забыв припуски на швы.

Сшили внутренний шов верха шляпы (рис.5а), половину внутреннего стачного (соединительного) шва (рис.5б) и пришили внутреннюю полоску (рис.5в) к нижней ткани полей шляпы.
Надели все элементы на картонную основу. Склеили клеем все части. Заднюю часть полей из ткани сшили вручную незаметным швом.
Вырезали перо из белой бумаги и приклеили на шляпу.
Пришили дождик.

Б. Бродский

Дворянская молодежь придавала колоссальное значение своей внешности. Лучше было недоесть, нежели выйти на улицу не одетым надлежащим образом.
Туалет д’Артаньяна и его друзей занимал немало времени, особенно если они собирались на прогулку или на бал.
По моде XVII века на голове д’Артаньяна красовалась широкополая шляпа с пучком пышных перьев. Отважный мушкетер носил ее не только на улице, но не снимал и в помещении, а часто не расставался с нею даже за столом. Шляпу д’Артаньян надвигал на ухо, на лоб или заламывал на затылок - смотря по тому, хотел ли он придать своей внешности выражение гнева, добродушия или удали.
Волосы из-под шляпы ниспадали до самых плеч, но это совсем не значило, что герой романа обладал пышной шевелюрой. Незадолго до приезда д’Артаньяна в Париж облысевший король Людовик XIII начал носить парик. Мода на парики быстро распространилась среди придворных. Тот, у кого были достаточно красивые волосы, чтобы обходиться без парика, должен был тратить каждый день часы на прическу и завивку и спать, накрутив волосы на бумажные папильотки.
На д’Артаньяне был камзол. Его застегивали только на груди, а длинные расширяющиеся книзу полы топорщились на бедрах. Из-под камзола выпускали наружу большой кружевной воротник и кружевные манжеты. Поверх камзола носили длинный плащ или короткую епанчу.
Короткие, украшенные множеством бантиков штаны заканчивались подвязками для длинных чулок. Подвязки были особой гордостью кавалера, они делались из кружев и бахромой свисали ниже колен. Для того чтобы подвязки были видны, широченные голенища сапог имели огромные воронкообразные раструбы. К сапогам ремнями привязывали огромные кожаные галоши, из которых торчали тяжелые шпоры. Шпоры из серебра были предметом особой гордости владельца.
Без шпаги на широкой перевязи костюм мушкетера немыслим. Но кавалер, даже пеший, скорее вышел бы на улицу со шпагой без ножен, нежели в сапогах без шпор.
«Господин д’Артаньян состоит в гвардейской роте господина Дезэсара, а этот господин - мушкетер из роты господина де Тревиля. Поглядите на его одежду, господин!» - комиссар, поглядите на одежду! восклицает в романе господин Бонасье.
Вы можете подумать, что одежда мушкетера отличалась от формы гвардейцев. Ничего подобного. В первой половине XVII века военной формы еще не существовало, и даже солдаты враждующих армий не всегда отличали своих по одежде.
Лишь в конце XVII века, в период, описанный в романе «Десять лет спустя», мушкетеры различных рот начали носить камзолы разного цвета - черные, серые, голубые. До этого мушкетера можно было отличить лишь по маленькой букве «Л» (Людовик - король Франции), вышитой на одежде.
Впоследствии, когда д’Артаньян стал капитаном мушкетеров, он возглавлял отряд серых мушкетеров, носивших вышитое серебром серое платье и сидевших на мышиного цвета конях с короткими хвостами.
В романе, мушкетеры короля соперничают с гвардейцами кардинала Ришелье. Обычно на рисунках гвардейцев изображают с крестами на плащах, но и этот знак был введен гораздо позже, когда Ришелье уже давно не было в живых.

Б. Бродский. Вслед за героями книг. М.: Книга, 1966. С. 105-108.

Когда молодой человек начинал карьеру во Французской армии 17 или 18 века он присоединялся к самой большой и современной военной машине Европы. По-другому и быть не могло, ведь Франция в то время была самой густонаселенной страной континента (20 млн. человек). Для сравнения в Австрийской империи проживало 8 млн.человек, в Испанской - 7 млн. человек, а в Британии 6 млн.человек.

Французская армия во времена Людовика XIII насчитывала 50,000 человек личного состава, включая гвардейцев. Людовик XIV увеличил численность войска до 125,000 человек (к 1667 году), и до 200,000 человек к 1677 году. Во время войн конца 17-го века численность французской армии достигала 450,000 человек. Королевские мушкетеры были составной часть армии и входили в состав maison militaire (гвардии) в maison de Roi (королевском имении).


Фактически - мушкетеры представляли собой малочисленную военную элиту страны. Во времена Людовика XIII гвардейские подразделения были поделены на Garde du dedans du Louvre (гвардейская часть, обеспечивающая охрану Лувра): Gardes du Corps, Cent-Suisses, Gardes de la Porte и охранные часть, выполнявшие функции дворцовых гвардейцев (они были вооружены алебардами) и на Garde du dehors du Louvre (гвардия за пределами Лувра).

В конце 1622 года армия Людовика XIII была направлена на подавление беспорядков в южной Франции. В ноябре или в начале декабря по пути в Авиньон король провел реформу гвардии. Новое элитное подразделение получило на вооружение мушкеты, а также нового командира - капитана Сьюр де Монталета. Для пополнения отряда, получившего название - Mousquetaires du Roi (Королевские мушкетеры) и состоящего из 100 человек было решено набрать добровольцев благородного происхождения (в основном выходцев из провинциальной аристократии). Отряд должен был уметь сражаться как в конном, так и в пешем строю. Все бойцы должны были уметь обращаться с мечами и мушкетами.

Отряд мушкетеров базировался в Париже, поблизости от Лувра - дома королевской семьи. Таким образом, свои непосредственные обязанности мушкетеры выполняли, когда король покидал свой дом. Людовик непрестанно заботился о своих любимцах. 3 октября 1634 года он провозгласил себя капитаном мушкетеров и занимал эту должность до тех пор, пока не передал ее графу Тревилю, который стал новым капитан-лейтенантом и командиром элитного подразделения. После смерти Ришелье и Людовика XIII (в начале 1646 года), мушкетеры остались без влиятельного покровителя. Вставший у руля страны кардинал Мазарини решил передать командование подразделением своему племяннику герцогу Неверу, но Тревиль отказался покидать должность. В результате мушкетеры были полностью расформированы. Это случилось 30 января 1646 года.

Королевские мушкетеры Людовика XIII оставили после себя столь яркий след славы, что их переформирование было делом времени. 10 января 1657 года Людовик XIV вновь сформировал элитный отряд из 100 человек и стал его формальным капитаном (фактическим командиром был капитан-лейтенант Филипп Манчини, герцог Невер). Как и раньше, мушкетеры служили в конном и пешем строю, а также одевались в синюю униформу с серебряным крестом. Новые мушкетеры должны были занять место устаревших жандармов и шэвалежоров, при этом численность подразделения увеличилась до 300 человек.


Людовик XIII в окружении Франции и Наварры.

В 1660 году Мазарини уступил свою персональную охрану королю, который включил новых бойцов в состав мушкетерского подразделения. В 1663 году мушкетеры предприняли поход в Лотарингию, а в конце 1664 года был сформирован второй полк мушкетеров, командиром которых стал король. Первый полк мушкетеров отныне назывался серым (по цвету мушкетерских лошадей), тогда как второй полк получил наименование «черного». Конечно же, 2-ой полк не был столь ярким, как первый, ибо за ним не тянулся длинный шлейф славы. Однако его бойцы обладали всеми привилегиями своих старших товарищей.

В 1680 году произошло забавный случай - внук Людовика XIV - герцог Бургундский - решил стать мушкетером. Между полками завязалась серьезная борьба за влиятельного новичка, ибо успех в противостоянии мог подарить полку серьезное политическое преимущество. В целях предотвращения внутренней борьбы король принял «соломоново решение» и герцог Бургундский начал служить в обоих полках попеременно, что позволило избежать столкновений между братьями по оружию.

Каждый мушкетерский полк насчитывал 300 человек, но в 1668 году численность мушкетеров в отряде уменьшилась до 250 человек. Полк мушкетеров находился под командованием капитан-лейтенанта, которому подчинялись суб-лейтенант, бригадиры и 15 суа-бригадиров (кавалерийский эквивалент пехотного сержанта), энсин (с флагом), шесть барабанщиков, четыре хатбуа (флейтисты нового образцы), комиссионер (снабженец), капеллан, фурье (квартермейстер сержант), хирург, фармацевт, кузнец, шорник и три казначея. Когда численность отряда вновь увеличилась до 280 человек, полк был разделен на 6 взводов. В 1693 году в каждом полку появились дополнительные суб-лейтенант, энсин и корнет. На протяжении царствования Людовика XV мушкетерские полки прошли через серию дополнительных реформ. К 1774 году каждая мушкетерская рота насчитывала 176 человек личного состава, плюс 7 офицеров, 10 marechaux des logis, 4 бригадиров, 18 суа-бригадиров, 4 хатбуа, 6 барабанщиков, 10 кандидатов в офицеры и капеллана. Как можно заметить, мушкетерский полк был равен по численности типовому кавалерийскому полку мирного времени.

До 1682 года полки мушкетеров квартировались в Париже и лишь потом переехали в Версаль. Во время ежедневной заутрени мушкетеры подходили к королю, дабы получить новые приказы и задания. Та же самая процедура повторялась вечером, когда король отходил ко сну. Частенько мушкетерская служба сводилась к банальной охране короля, но, временами, монарх отдавал секретные или тайные распоряжения. Когда король находился в Версале, мушкетеры охраняли вход в его покои. Когда король путешествовал на карете, 4 мушкетера всегда двигались вперед конной процессии.

Что касается музыки, то в промежутке с 1622 по 1642 год в полку служили трубач и барабанщик. В 1657 году в составе новых мушкетеров вновь появился трубач, но уже в 1663 году ему на смену пришли 5 барабанщиков и флейтист. В 1665 году три хатбуа были добавлены в оба полка, позже их стало 4, тогда как флейтист был замещен шестым барабанщиком. При этом в составе полков никогда не было конных барабанщиков (kettledrummer), частенько появляющихся на книжных рисунках и изображениях.

В военное время численность полка составляла несколько сотен человек, вследствие чего, провинциальные дворяне, ставшие мушкетерами, имели отличные шансы получить повышения и награды. Когда начиналась война, мушкетерская канцелярия оказывалась завалена письмами и рекомендациями со стороны молодых претендентов, которые могли отслужить в полку добровольцами и позже стать полноценными мушкетерами (естественно, платили таким героям лишь за участие в боевых действиях). Десять человек из числа добровольцев позже могли присоединиться к полку в качестве кандидатов в офицеры.

Для того, чтобы стать офицером в мушкетерском полку, претенденту требовалось выложить кругленькую сумму денег. Так, например, в 1672 году звание корнета мушкетеров обходилось в 100,000 фунтов. Со временем цены могли измениться. Например, Жозеф Де Монтескью, граф Д’Артаньян (дальний родственник известного героя Дюма) получил мушкетерский плащ всего за 40000 фунтов. Однако, когда Жозеф решил стать капитан-лейтенантом, взамен 80-ти летнего маркиза де Мопертье, ему пришлось выложить 150,000 фунтов. В том же году была попытка обуздать инфляцию, зафиксировав получение звания корнета на уровне 60,000 фунтов. Однако на протяжении 1720 года место в мушкетерском полку серьезно колебалось в цене от 40,000 до 150,000 фунтов. При этом некоторые должности вообще нельзя было купить. Начиная 1716 года, семья Монбоссье держала за собой место капитан-лейтенантов второго полка. Должность переходила от отца к сыну на протяжении нескольких поколений. Из всего вышесказанного становится понятно, что многие должности нельзя было купить на жалование мушкетеров, а значит, претенденты на должности должны были иметь высокий доход за пределами службы.


Людовик XIII и кардинал Ришелье смотрят на позиции французской армии в горах Пас-де-Сюз. 6 марта 1629 года.

ВЕРБОВКА

Во время правления Людовика XIII, Людовика XIV и Людовика XV мушкетеры рекрутировались, в основном, из сельской местности. Это и неудивительно, поскольку 85% французского населения проживала за пределами городов. Многие мушкетеры имели в деревенской местности старое шато или особняк, в котором некогда проживали их предки. Больших доходов подобные поместья не приносили, вследствие чего потомки мелких дворян имели на выбор две возможные карьеры - духовную или армейскую.

Если вы помните роман Дюма «Три мушкетера», то вероятно, можете мысленно восстановить сцену, где молодой гасконец покидает отчий дом, дабы стать мушкетерским кадетом. Объективная реальность была намного мрачнее, мушкетеры-кадеты, не являлись наследниками своих отцов и не могли унаследовать имение. Фактически, джентльменом становился лишь старший сын, которому по наследству передавалось поместье и имущество отца. Менее удачливые братья отправлялись в армию или в презренный (по мнению французских аристократов) флот.

В царствование Людовика XIV и Людовика XV кандидатом в королевские мушкетеры мог стать молодой человек, способный держать оружие и которому исполнилось, хотя бы, 16 лет. Возрастной ценз, конечно же, мог быть понижен. В качестве примера можно привести историю Луиса Балтазара Де Жирардо, который стал мушкетером в 1750 году в возрасте 10 лет. В среднем, возраст начинающих мушкетеров находился в районе 17 лет, что было несколько ниже, чем в других частях гвардии (это было связано еще и с тем, что отряды королевских мушкетеров частично брали на себе обязанности военной академии). Мушкетер скромного происхождения долгие годы прослуживший в полку, мог просить короля о дворянстве. Шансы на успешное получение дворянства повышались, если предки просящего сами были мушкетерами и долгие годы находились на королевской службе.

Вопреки распространенному убеждению, будущие мушкетеры не обязаны были иметь «четверть дворянской крови». Это требование было обязательным для полков Gardes Du Corps и шевалежеров. Фактически, мушкетером мог стать любой отпрыск разночинцев способный вести «благородный образ жизни». Сам Людовик XIV считал, что мушкетером может стать человек, семья которого способна поддерживать его непроизводительный и тяжелый образ жизни. Кроме того, мушкетерами часто становились дети мушкетеров и сыновья офицеров, принятых в Орден Святого Людовика (который был создан в 1683 году).

Рекомендательные письма были важны для всякого будущего мушкетера. Этот момент хорошо показан в книге Дюма. Д’Артаньян приезжат в Париж, имея при себе рекомендательное письмо, написанное отцом и адресованное Де Тревилю. Имели значение и семейные связи. Потенциальный рекрут имел большие шансы на успех, если при нем было аттестационное письмо, написанное родственником или другом, имеющим вес в глазах гвардейского или мушкетерского начальства. Отец герцога Сен-Симона сделал в точности то, что сделал отец Д’Артаньян для своего сына. Он написал рекомендательное письмо своему другу капитан-лейтенанту Маупетриусу (1-ый мушкетерский полк), в котором просил принять в ряды мушкетеров своего сына. Очень часто в рамках одного полка служили сразу несколько родственников. Так, например, Жорж Монерон де ля Бусье - бригадир 1 полка, помог поступить на службу пяти своим племянникам. Бригадир 2-го полка Рене-Клод де Жирардо, сир де Ланей, обеспечил места 7 своим сыновьям и 4 внукам. Кроме того, одна из его дочерей была жената на мушкетере, вследствие чего семью Жирардо можно уверенно считать самой мушкетерской семьей за всю историю Франции. Как следствие, образ мушкетера как героя одиночки рассыпается под тяжестью неопровержимых фактов. Истина такова - многие мушкетеры служили в окружении ближайших родственников.


Смотр гвардейцев кардинала. 1620-ые годы.

ПОДГОТОВКА К СРАЖЕНИЯМ

Насмотревшись фильмов и начитавшись книг, люди начинают думать, что мушкетеры были отменно образованными 20-30 летними мужчинами, отличными фехтовальщиками, специалистами по верховой езде, имевшими обходительные манеры и всю жизнь прослужившими в одном и том же полку. Однако, как я уже писал выше, в полк изначально поступали не взрослые, а подростки, которым не было и 20 лет. Кадеты могли немного читать и писать, знали начальную математику и что-то смыслили в географии, истории и науке. Молодежь, имевшая репетиторов, могла обучиться фехтованию или конной езде до поступления на службу.

Большую часть времени мушкетеры проводили в изнурительных тренировках, необходимых для проведения эффектных парадов. Тренироваться приходилось, как в пешем строю (с мечом и мушкетом), так и в седле (с мечом). На тренировки мушкетер должен был приходить всегда в своем лучшем платье, так как за упражнениями мог наблюдать король. Людовик XIV проверял своих подопечных, как минимум, раз в год. При этом многие тренировки проводились во внешнем дворе Лувра. Мушкетеры знали, что Людовик XIV отлично разбирается в шагистике, и были в ужасе от одной лишь мысли о том, что что-то может пойти не так.

И действительно, иногда во время тренировок случались конфузы. В своих мемуарах политик Мирабо вспоминал, что его дед (когда был подростком-мушкетером) однажды оказался на упражнениях, за которыми наблюдал король. У деда Мирабо были очень тугие башмаки. Не долго думая, мушкетер подрезал их и только потом сообразил, что черные сапоги контрастируют с красными чулками. Для решения этой проблемы, юный талант решил замазать чулки чернилами, но ткань стала не черной, а фиолетовой. Когда на упражнения прибыл король, молодой человек поставил ноги таким образом, чтобы скрыть пятно. Это движение попалось Людовику XIV на глаза. Остановившись рядом с мушкетером, король заметил: «Твоя стойка - неправильна, мушкетер». Когда мушкетер сменил позу, король увидел пятно и рассмеялся. Для деда Мирабо этот случай завершился счастливо. Молодой человек продолжал служить и, в конце-концов, стал генералом.

Что касается принципов обучения, то герцог Сен-Симон (бывший мушкетером во времена правления Людовика XIV), считал, что бесконечные тренировки унижают достоинство аристократов, потому что их заставляют заниматься шагистикой точно также, как регулярных солдат и гренадеров. В действительности бесконечные упражнения были частью учебного плана, который позволял за короткое время превратить зеленых бойцов в умелых и дисциплинированных солдат.

Сыновья офицеров, традиционно становившиеся кадетами, обучались основам походной жизни в военных лагерях и походах. В 1622 году в полках начали внедряться первые «элементы» военной школы, но лишь во время возрождения мушкетеров, примитивная «школа» превратилась в более-менее приличную «военную академию». В рамках академии работали профессора, которые преподавали королевским гвардейцам искусства, науку и литературу. При этом считалось, что все означенные выше предметы необходимы мушкетеру, который хочет получить удачную военную карьеру. После двух лет подобной учебы молодой мушкетер мог приобрести капитанский чин в обычном линейном пехотном полку. Если же у семьи оказывались достаточные финансовые ресурсы, то молодой человек мог приобрести офицерский чин в более престижном мушкетерском полку.

УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ

Образ жизни королевских мушкетеров фактически был образом жизни, свойственным молодым джентльменам. У каждого мушкетера был хотя бы один слуга, который прибыл с господином из провинции и помогал ему в большинстве начинаний, а также ухаживал за лошадью.

В 17-ом веке королевские мушкетеры снимали комнаты в домах или тавернах, расположенных поблизости от дворца. Их лошади располагались в ближайших конюшнях. Людовик XIV изменил эту ситуацию и построил для своих любимчиков два отеля (казармы) с конюшнями. Первый из них предназначался для мушкетеров первого полка и располагался на улице Дю Бак в округе Сен-Жермен. Отель состоял из трех элегантных зданий, внутри которых был расположен открытый двор. Отель второго полка был построен в 1708 году на улице Шарентон в пригороде Сен-Антуана. Этот отель включал в себя четыре здания (340 комнат с очагами). Таким образом, каждый мушкетер, вместе со своими слугами, жил в хорошо отапливаемом помещении. Внутри отеля также располагался открытый двор - отличное место для тренировок, парадов и конных упражнений. Стоит отметить, что мушкетеры должны были проводить ночи внутри отелей, спать за пределами казарм можно было, получив предварительное разрешение от капитан-лейтенанта. Отряд из четырех мушкетеров находился под наблюдением бригадира или су-бригадира. Забота о лошадях осуществлялась мушкетерами по очереди. Подобный подход был действительно важен, ибо мушкетеры должны были быть хорошими всадниками, и они должны были понимать манеру поведения лошадей, как в бою, так и в мирное время.

После того, как король в 1682 году перебрался в Версаль, мушкетеры также сменили место жительства и поселились в Отеле Лимож, который располагался на улице Скео, возле дворцовых ворот. Возле отеля располагалась отменная арена для лошадей. Кроме того, мушкетерам было позволено посещать королевские сады в свободное от службы время.

Во время войны мушкетеры жили в домах местных жителей, которые, по идее, должны были иметь два спальных места (для мушкетера и его слуги), а также конюшню, в которой могли поместиться две лошади. Подобное вселение могло привести к конфликту, поскольку мушкетер рассчитывал на большой дом, тогда как принимающая семья не желала ни чем делиться с незнакомцем. Теоретически хозяева дома боялись со стороны мушкетеров бесчинств и краж. Однако частенько ситуация развивалась прямо противоположным образом. Например в 1730 году отряд мушкетеров остановился в Намюре. Маркиз де Шифревилль, энсин 2-ой роты заявил, что вдова Ле Рой не позволяла ему использовать кухню, обеденную комнату и кабинет, тогда как лошадям внутри конюшни было неудобно стоять из-за разбросанных повсюду бочек. Другой офицер - виконт Канильяк заметил, что его хозяин отказался давать комнату слуге несмотря на то, что в доме было полным-полно свободных комнат. Бывало и так, что хозяева отказывали постояльцам в комнатах с каминами или уменьшали число свободных кроватей.

ИНСПЕКЦИЯ КОРОЛЕВСКИХ РЕКРУТОВ, 1625-30

Молодой дворянин, ставший мушкетером, кардинально менял свой образ жизни. После поступления в полк он учился фехтовать, стрелять из мушкета, управляться с лошадью при помощи умелых учителей, имевших непосредственный опыт боевых действий. Мушкетеры должны были быть подвижным и сильными, ум и смекалка требовались им, чтобы преуспеть, как на службе, так и во время боевого столкновения с реальным врагом. При этом многие мушкетеры были не более чем тинейджерами 17-ти летнего возраста.

На изображении можно увидеть новобранца мушкетерского полка, в руках которого находится фитильный мушкет. Его синий плащ скрывает хранилище для пуль и пороха. Обратите внимание, что мушкет применялся в основном для стрельбы на дистанции, тогда как в ближнем бою мушкетеры использовали мечи. На заднем плане видны опытные мушкетеры, которые являются наставниками новобранца. Пройдет немного времени и представленный на рисунке молодой человек столкнется с многочисленными опасностями реальной жизни, которые закалят его дух и характер в лучших мушкетерских традициях.

УНИФОРМА КОРОЛЕВСКИХ МУШКЕТЕРОВ, 1657-64

Когда полк королевских мушкетеров был восстановлен (январь 1657), его бойцы вновь надели на свои плечи синие плащи с белыми крестами, подражая первому мушкетерскому призыву. На изображении можно увидеть мушкетера в боевом обмундировании. Именно в таком виде мушкетеры сражались во время битвы в Дюнах (или битва при Дюнкерке в 1658 году) именно так они выглядели во время ареста суперинтенданта финансов Николя Фуке (французский олигарх и политический деятель в 1661 году, был арестован Д’Артаньяном как организатор заговора, направленного против короля).

Фактически во времена мушкетеров настоящей униформы не было, но некое единство стиля достигалось при помощи единства декоративных элементов и элементов одежды. Для мушкетера это значило, что он должен был носить синий плащ, в центре которого располагалось красное лучистое солнце, поверх которого был вышит белый крест. К сожалению точного описания этого элемента у нас нет, а разные источники по разному описывают мушкетерский символ. Так, например, в некоторых рукописях говорится о том, что солнечный диск был не красный, а золотой. В других случаях утверждается, что красное солнце все же было, но его носили лишь бойцы самых старых и заслуженных рот. Окантовка плаща была сделана из серебряной нити. Остальную одежду мушкетеры покупали самостоятельно и за свой счет.

«Мушкетерский меч» обычно был рапирой с латунным эфесом и широким длинным лезвием. В добавок к этому мушкетер был вооружен кремневым мушкетом и двумя пистолетами, которые большую часть времени находились в притороченных к седлу кобурах.

(с) Илья Садчиков
По материалам Rene Chartrand. Osprey - Warrior 168 - French Musketeers 1622-1775



Рассказать друзьям