Насколько сильна связь матери и ребенка? Связь между мамой и ребенком сильнее любых других связей.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

Ребёнок и мама во внутриутробный период – одно целое. Но вот ребёночек рождается, и что дальше происходит? Связь остаётся, и когда ребёнок родился. Это симбиотическая связь матери и ребёнка.

От прохождения этого процесса зависит будущая жизнь ребёнка. И это не преувеличение.

Самые сложные случаи патологии личности возникают из-за поломок в системе взаимодействия «мать-ребёнок» на ранних стадиях развития. Как утверждала Маргарет Малер, корни наиболее тяжёлых психозов у детей растут из второй половины первого года и на втором году жизни.

Фазы развития личности в раннем возрасте

С какими фазами мама сталкивается в раннем возрасте?

Аутическая фаза

Её время – первый месяц жизни. Новорожденный младенец реагирует только интуитивно. Маме достаётся в это время роль «внешнего исполнительного Я» малыша. Она должна обеспечить ему помощь в отправлении физиологических механизмов.

Младенец растёт, совершенствует восприятие окружающего. Аутическую фазу сменяет симбиотическая.

Симбиотическая фаза

Мамы и младенцы сонастроены буквально на уровне нервной системы. В нервной системе происходит масса процессов, связанных у мамы и малыша через систему зеркальных нейронов – симбиотическая связь матери и ребёнка.

Так придумала природа, потому что человеческий детёныш рождается раньше, чем созревает его нервная система и мозг. Нервные клетки уже есть. Благодаря симбиотической связи матери и ребёнка возникают пути между ними, по которым побегут нервные импульсы, выстраивается окончательная архитектура мозга.

Что процесс пошёл, мать узнаёт по появлению улыбки на лице младенца и развитию «комплекса оживления», когда она к нему подходит. Симбиотическая фаза длится до 5-6 месяцев. Крайне важная фаза, о которой наша статья.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это эволюционный механизм выживания и передачи культуры у человеческого вида

Ребёнок начинает процесс выхода из симбиоза где-то между двумя-тремя годами. Происходит активный бурный – кризисный процесс выхода. Но это по природной программе так должно быть. Однако современные дети застревают в этом процессе. И дети, и мамы.

Причины застревания в симбиотической связи матери и ребёнка

1. Во-первых, интеллектуальное развитие современных детей идёт с опережением, даже если мы не увлекаемся методиками раннего развития. Современный ребёнок очень перегружен информацией. Поэтому его интеллектуальное развитие забирает так много энергии, что на выход из симбиотической связи матери и ребёнка, на прохождение всех её фаз энергии не хватает. Дети ведь тоже рождаются сильнее-слабее. Кто-то больше предпринимает усилий на выход из симбиоза, кто-то меньше.

2. Вторая часть симбиоза – мама. Зачастую маме трудно проходить фазы выхода из симбиоза, потому что она не проходила их со своей мамой. Мы выращены таким образом, что опыт здорового выхода из симбиотической связи матери и ребёнка мало у кого есть. У нас нет этой природной программы выхода, на которую можно опереться: я знаю, я это проходила. Сейчас мой ребёнок это проходит и это естественно, нормально.

Сказывается на мамином поведении дефицит базового опыта в своём детстве. Соответственно возникает тревога и со стороны мамочки, и со стороны малыша. То есть процессы бывают нарушены с самого начала.

Симбиотическая связь матери и ребёнка – это сонастройка именно нервной системы. Как ребёнок развивается, как он выходит в самостоятельность, осуществляет свою мотивацию? Как налаживается работа его нервной системы?

  1. Сначала вместе с мамой благодаря тому, что мама умеет регулировать (хорошо, если умеет) свои эмоции, своё возбуждение, как-то успокоиться. К этому балансу маминой нервной системы ребёнок подстраивается. Подстраивается к дыханию, сердцебиению маминому – это вместе.
  2. Дальше ребёнок учится что-то делать с опорой на маму. Со мной что-то происходит, но я нахожу точку опоры в маме.
  3. И только потом ребёнок находит точку опоры в себе и действует самостоятельно.

Фаза сепарации-индивидуализации

Отделение малыша от матери. Нарастание самостоятельности и независимости. Начинается приблизительно в возрасте 24 месяцев. Сама фаза сепарации-индивидуализации проходит в 4 этапа:

  1. Дифференциация (от 5-6 до 10 месяца жизни) – нарастание интереса малыша к окружающему миру.
  2. Упражнение (от 10 до 15 месяца жизни) – освоение ходьбы и рост любопытства. Хотя малыш физически отделён от матери двигательной активностью, но ему ещё необходима её поддержка. Мама подпитывает ребёнка эмоционально, когда он устал или испытывает упадок сил.
  3. Восстановление (от 16 по 24 месяц жизни) – кризис второго года жизни. Малыш одновременно хочет и с мамой быть, и без неё. Такие внутренние противоречия, которые он должен преодолеть. Интенсивность противоречивости потихоньку убывает, у ребёнка формируется более реалистичное восприятие себя и увеличивается автономия.
  4. Кризис «Я сам» (между 24 и 30 месяцами жизни) – всем известный кризис третьего года жизни. Нарастание самостоятельности.

Многие родители считают проявление кризиса чем-то плохим, говорят, что их детей он обошёл. Это неправильная позиция. Развитие идёт скачками: спокойные периоды сменяются кризисами с бурным течением.

Во время кризиса ребёнок поднимается на новую ступеньку развития. Поэтому надо с пониманием относиться к малышу в такие периоды. Личность должна пережить в своём развитии все предусмотренные природой этапы. Природа не терпит пустоты.

Далеко не всегда любовь мамы и малыша возникает с первой секунды общения. Как любое серьезное чувство, она проходит несколько стадий, укрепляясь с течением времени. Каждый взгляд, звук и прикосновение являются звеньями той цепочки, которая связывает мать и ее ребенка. Это чувство эмоциональной близости, доверия и взаимопонимания будет сопровождать их всю жизнь. Об этапах возникновения эмоциональной связи между мамой и малышом рассказывает эксперт.

Из чего складывается эмоциональная связь?

1. Прикосновения . Ощущение тепла маминых рук дарит малышу чувство безопасности и оказывает на него успокаивающее воздействие. В сочетании с врожденными рефлексами ребенка прикосновения матери способствуют его развитию и активному познанию мира. Например, если вы легким движением погладите его щеку, кроха повернет в эту сторону голову, откроет рот и сделает несколько сосательных движений. А дотронувшись до ладошки ребенка, вы увидите, что он делает попытки схватить ваш палец.

Чуть позже младенец начнет самостоятельно исследовать руками склонившееся над ним лицо матери. Меняя мимику, изображая различные эмоции, надувая щеки или высовывая язык, вы сможете поддержать его интерес к этому процессу. Со временем ребенок начинает дотрагиваться до матери, желая убедиться в том, что она рядом, или чтобы привлечь к себе внимание.

Совет маме: Старайтесь, чтобы при прикосновениях к малышу ваши руки не были слишком холодными, горячими, влажными или шершавыми. Кожа ребенка слишком нежна для подобных воздействий, и они могут вызвать негативные эмоции.

2. Массаж . Прикасаясь к ручкам и ножкам ребенка, поглаживая его спину, придавая телу различные положения, мама дает малышу представление обо всем спектре тактильных, вестибулярных и проприоцептивных (т.е. связанных с собственным телом) ощущений. На их основе у крохи формируются навыки выражения эмоций через мимику и жесты. Это создает благоприятные условия для развития и укрепления эмоциональной связи с близкими людьми.

Совет маме: Обращайте внимание на те действия, которые доставляют ребенку больше всего удовольствия. Не беда, если вам не удастся выполнить весь комплекс упражнений из-за протеста малыша. Главное, чтобы ваше взаимодействие вызывало позитивные эмоции у вас обоих.

3. Движения . Не бойтесь «приучить ребенка к рукам»! Нося его в течение дня в разных положениях, обнимая, танцуя в такт музыке, мама помогает малышу познакомиться с возможностями его тела. Привыкая к двигательному «стилю» матери, младенец запоминает его и начинает узнавать его даже с закрытыми глазами.
Например, если вы захотите перенести спящего ребенка из своей постели в детскую кроватку, он может даже не заметить этого.

Совет маме: Совместное и неторопливое раскачивание в кресле или на качелях помогут ребенку ощутить себя единым целым вместе с матерью как на физическом, так и на эмоциональном уровне.

4. Взгляды . Чем чаще мама заглядывает в глаза малышу, тем быстрее он начинает фокусировать глазки на ее лице. Привлечение внимания младенца нежными словами и звуками, яркими игрушками, повторение мимических движений малыша приводят к удлинению периодов зрительного контакта. Телесный контакт во время общения глазами также способствует удержанию взгляда младенца.

К 2 месяцам ребенок начинает реагировать улыбкой сначала на любое человеческое лицо, а потом, ближе к 5 месяцам – отличать маму от других людей, отдавая ей явное предпочтение. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом общение глазами и познавательное развитие на ее основе проходит несколько стадий:
фиксация взгляда на лице матери и игрушке, помещенной перед глазами ребенка;
прослеживание взглядом за лицом или предметом, меняющим положение;
активный поиск маминых глаз или интересующего предмета.

Совет маме: Наденьте на лицо яркий клоунский нос и продемонстрируйте ребенку «фокус»: пусть ваш собственный нос то скрывается за красным шариком, то вновь появляется. То же самое можно проделать с ладонями, закрывающими лицо во время игры в «ку-ку». Подобные метаморфозы приведут малыша в восторг, и он будет с нетерпением ждать очередного маминого появления.

5. Улыбка . Первые улыбки малыша появляются спонтанно в состоянии комфорта. Однако благодаря сочетанию глазного контакта, вида улыбающейся матери, ее поглаживаний и звуков ее голоса, улыбка становится средством общения с другими людьми. По мере укрепления эмоциональной связи между мамой и малышом, можно заметить, что улыбку начинают вызывать:
щекотка;
быстрые повторные движения;
игры, сопровождаемые физической нагрузкой (подтягивание на руках, прыжки на коленях у матери) или массаж;
простые игры («ладушки», «сорока кашку варила» и др.);
узнавание знакомых лиц и предметов.

6. Звуки . Природа позаботилась о том, чтобы младенцы чутко реагировали на высокий тон женского голоса. Комментируя свои действия во время купания, переодевания и других процедур ухода, вы тем самым стимулируете малыша к речевому общению. Совсем скоро ребенок начнет «гулить», приглашая маму к диалогу!

Совет маме: Придумайте «свою» песенку для купания, укладывания в кроватку и других действий с ребенком. Пройдет немного времени, и при первых звуках знакомой мелодии малыш будет превращаться во внимательного слушателя.

7. Запахи . Пользуясь различными средствами по уходу за ребенком и за собой, можно увидеть, что ребенок вздрагивает и отворачивается, если запах слишком интенсивный, и улыбается, приникая к телу матери, когда аромат ненавязчив. Привыкнув к определенным запахам и их последовательности в процессе повседневного ухода, малыш сможет заранее «настраиваться» на купание или сон, проявляя меньше беспокойства.
Различная концентрация веществ, вырабатываемых организмом, составляет особую «химическую подпись», свойственную каждому человеку. Именно эту «подпись» новорожденный различает к 10-му дню жизни, выделяя запах матери среди других.

Совет маме: Младенцам нравятся легкие и естественные ароматы, например, запах ромашки, зеленого чая или лаванды.

8. Вкусы . Материнское молоко, а чуть позже и другая еда, полученная из маминых рук, воспринимаются ребенком как источник удовольствия. Довольно скоро к чувству умиротворения добавляется благодарность, которую малыш выражает всеми доступными ему способами: кладет голову маме на плечо, прижимается щекой к ее щеке и т.д.

Совет маме: Если ребенок отказывается есть, не заставляйте его. Сделайте небольшой перерыв, пообщайтесь или поиграйте с ним, а затем предложите еду снова.

На что влияет эмоциональная связь?

1. Познавательная активность.

Доказано, что дети, которым уделяется много внимания, проявляют гораздо больше интереса к окружающему миру. Например, по сравнению с малышами, оставшимися без попечения родителей, дети, воспитывающиеся в семье «агукают» в 3 раза больше. Так происходит потому, что при виде младенца женщина инстинктивно начинает использовать особые интонации, ритм речи, и начинает говорить более высоким голосом. Малыш особенно активно реагирует именно на такую речь со стороны матери. Ребенок, имеющий опыт получения ответа на свое «обращение», вскоре начинает делать паузы, дожидаясь реакции мамы. Подобные «разговоры» представляют собой основу для развития речи.

Психологи и физиологи также заметили, что когда ребенок оказывается на руках у матери или рядом с ней, он начинает активнее интересоваться игрушками и другими предметами. Это происходит благодаря ощущению безопасности, которое дает материнское присутствие. Ребенку не приходится отвлекаться на то, чтобы защищать себя, и всю свою энергию он направляет на познание окружающего мира.

2. Физическое развитие.

Активное изучение нового невозможно без движений. Малыш тянется за игрушкой, переворачивается со спины на живот, чтобы доползти до заинтересовавшего его объекта, садится, встает и т.д. Чувство неуверенности и страх «парализуют» ребенка в буквальном смысле слова. Успокаивающие действия и слова матери возвращают его к активным действиям с новыми предметами.

3. Отношения с другими людьми.

Общение с матерью – первый опыт малыша во взаимодействии с человечеством. Полученные знания и впечатления ребенок в дальнейшем переносит на отношения с другими людьми. Так, если мама относилась к нему бережно и заботливо, малыш смотрит на мир широко открытыми глазами, не ожидая подвоха. Если же мать часто бывала несправедливой, раздражительной, ребенок может проявлять в отношениях с окружающими неуверенность или даже агрессию.

4. Отношения ребенка с собственными детьми в будущем.

Эмоциональная связь может пронизывать несколько поколений. Любящая мама своей заботой и вниманием показывает малышу пример того, как нужно общаться с детьми. Пройдет время, и он точно так же продолжит взаимодействовать с собственным ребенком!

Баулина Мария Евгеньевна, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член Экспертного Совета JOHNSON’S® Baby
журнал для родителей «Растим Ребенка», март 2014

Концепция связи была предложена докторами М. Клаусом и Дж. Кеннеллом в их классической книге "Узы, соединяющие мать и дитя". Эти ученые утверждают, что у людей, как и у животных, сразу после рождения существует некоторый "период повышенной чувствительности восприятия", во время которого матери и новорожденные запрограммированы на контакт друг с другом и на заботу друг о друге. Сравнивая пары мать - дитя, которые сразу после появления ребенка были неразлучны, с теми, которые не контактировали, они сделали вывод, что позднее первые оказывались более привязанными друг к другу.

Когда эта идея проникла в родовые палаты, к ней отнеслись неоднозначно. Родители и педиатры восприняли ее с энтузиазмом - большей частью потому, что в ней был смысл. Исследователи поведенческих реакций скептически отнеслись к тому, что первые часы, проведенные матерью и ребенком вместе, могут иметь долговременный эффект.

Мы тщательно изучали концепцию связи. Мы изучали работы других исследователей и сами проводили наблюдения и пришли к выводам, которые, как мы надеемся, вполне обоснованы.

Связь матери и новорожденного

Эмоциональная близость по существу есть продолжение отношений, которые начали складываться во время беременности, она укреплялась от постоянного осознания растущей внутри матери новой жизни. Физические и химические изменения, происходящие в вашем теле, напоминают вам о присутствии ребенка. Рождение цементирует связь, превращает ее в реальность. Теперь вы можете видеть и беседовать с маленьким человечком, который раньше был только "выпуклостью", чьи движения вы ощущали внутри себя, чье сердцебиение слышали с помощью медицинских приборов. Эмоциональная близость трансформирует вашу животворную любовь к существу внутри вас в заботливую любовь к существу вне вас. Когда ребенок был внутри, вы отдавали ему свою кровь; когда он снаружи, вы отдаете ему молоко, ваши глаза, ваши руки, ваш голос - всю себя.

Эмоциональная близость матери и новорожденного объединяет их снова. Изучение связи матери и ребенка явилось катализатором ориентированной на семью организации родовспоможения в больницах. Новорожденных перевели из детских комнат в палаты к матерям. Матерям вновь вернули их главенствующую роль в уходе за новорожденными.

Неразрывная связь матери и ребенка не возникает сразу и навсегда. Хотя нет достаточных оснований, чтобы утверждать, что отлучение матери от ребенка в момент его появления на свет негативно влияет на дальнейшие отношения родителей и детей, мы считаем, что возникновение эмоциональной близости в этот период биологически обостренной чувствительности восприятия обеспечивает хороший старт для формирования дальнейших взаимоотношений. Но нельзя думать, что эти начальные отношения раз и навсегда цементируют взаимосвязь родителей и ребенка. Переоценка начального периода вызывает чувство безнадежности у матерей, которые из-за осложненных родов были временно разлучены с малышами. Распространение такого неправильного понимания роли начального периода для складывания дальнейших отношений вызвало эпидемию меланхолии у матерей, которым делали кесарево сечение, и у матерей недоношенных детей, переведенных в палаты интенсивной терапии.

Что можно сказать о детях, которые в силу разных причин (например, преждевременных родов или кесарева сечения) оказались временно разлученными с матерями? Можно ли восполнить ущерб, вызванный потерей периода раннего контакта? Без всякого сомнения, можно, особенно если не поддаваться унынию. Концепция создания эмоциональной близости в абсолютно критический период, сейчас или никогда, ошибочна. Рождение, младенчество, детство - существует много периодов, в течение которых укрепляется контакт матери и ребенка. Если следовать нашему методу сближения, создающему неразрывные связи между матерью и ребенком, то после их воссоединения потеря столь значимого периода ранних контактов постепенно компенсируется. Мы знаем родителей, усыновивших детей недельного возраста, которые после первого контакта с ними проявляли такие глубокие чувства, такую заботу, которые ничуть не уступали чувствам биологических родителей в момент рождения ребенка.

Новорожденные и отцы

Большинство исследований относились к связи матери и ребенка, тогда как об отцах в них только упоминалось с должным почтением. В последние годы отцы также стали объектом пристального внимания и даже заслужили специальный термин для обозначения отношения с младенцем в момент рождения - "всепоглощающее внимание". Мы привыкли говорить о помощи, оказываемой отцами, теперь мы говорим о всепоглощающем внимании, означающем высшую степень вовлеченности в родительские обязанности и радости. Этот новый термин означает не только то, что отец делает для ребенка (держит его на руках, успокаивает), но и то, что ребенок делает для отца. Близкий контакт с ребенком после рождения развивает в отце тонкость чувств.

Считается, что отцы, когда им поручают детей, не столько нянчат их, сколько сторожат. Они на вторых ролях, помогают матери, пока она возится с ребенком. Это не совсем так. У них свой подход к ребенку, и ребенок нуждается в них.

Изучение поведения отцов показывает, что, когда им дают возможность активно участвовать в уходе за новорожденными, они становятся такими же заботливыми няньками, как и матери. Они могут быть немного менее расторопны, медленнее раскрываются, чем матери, но способны на глубокую привязанность к совсем крошечным детям.

Связь с ребенком после кесарева сечения

Кесарево сечение - хирургическая операция, но это прежде всего роды, не стоит об этом забывать. Если необходимо кесарево сечение, это не означает потерю связи с ребенком; просто она немного сдвигается во времени и изменяются роли. Отцам в настоящее время позволено присутствовать при родах путем кесарева сечения, и приятно видеть отца с новорожденным во время таких родов. Здесь открываются возможности, помогающие установить ранний контакт с малышом.

Советы матери. При использовании местной анестезии, так называемой эпидуральной анестезии, вы утрачиваете чувствительность от пупка до кончиков пальцев. В отличие от общей анестезии, которая погружает вас в сон на время родов, эпидуральная анестезия дает возможность не спать во время хирургической процедуры и, несмотря на операцию, радоваться появлению ребенка. Время контакта с новорожденным будет ограничено, так как вы еще очень слабы. Вы сможете подержать малыша только одной рукой, так как другая будет занята капельницей. Лишь несколько минут вы проведете с ребенком щека к щеке, рассматривая друг друга. Важно, что вы почувствовали друг друга сразу же после рождения ребенка. Хотя после кесарева сечения контакт с малышом налаживается по-другому, он все же состоялся. (О том, как наладить кормление грудью после кесарева сечения.

Советы отцу. Во время операции вы сможете сидеть у края стола и держать жену за руку. В момент рождения вы сможете заглянуть за стерильные простыни и увидеть, как извлекают вашего ребенка. Малыша немедленно поместят в специальный подогреваемый бокс, отсосут околоплодные воды, если нужно, дадут кислород и убедятся, что все системы работают нормально. После того как все необходимое для него будет сделано (что обычно отнимает намного больше времени, чем при нормальных родах), вы или врач подносите ребенка к матери, чтобы она могла немного побыть с ним и почувствовать его близость. Когда операция будет закончена и вашу жену перевезут в послеоперационную палату, вы с ребенком сможете пройти в детскую и заняться с ним. Подержите ребенка, побаюкайте, поговорите с ним, спойте песенку. Если ребенок нуждается в специальной помощи, вы сможете посидеть неподалеку от изолятора - вас позовут, когда будет можно. Вы сможете потрогать своего ребенка, малыш услышит ваш голос. Вы обнаружите, что он будет реагировать на ваш голос, который все время слышал в утробе матери. Я заметил, что отцам, которые имеют возможность коснуться новорожденного руками и понянчиться с ним сразу после рождения, легче наладить связь с ребенком позднее.

В свою бытность главным врачом отделения новорожденных университетской больницы и главным врачом отделения новорожденных в местной больнице в Сан-Клементе (штат Калифорния) я неоднократно присутствовал при кесаревых сечениях и лично сопровождал многих отцов (одни шли охотно, другие - не очень) из операционной в палату для новорожденных. Вот история с Джимом и его ребенком. Я познакомился с Джимом и его женой Мэри в дородовой период, и Мэри поделилась со мной, что ее муж равнодушно относится к ее беременности и не хочет присутствовать при родах. Она не сомневалась, что он будет одним из тех отцов, которые начинают интересоваться своим ребенком не раньше, чем когда тот подрастет настолько, что сможет бросать футбольный мяч. Джим считал, что роды - чисто женское дело, а он может подождать в приемной. Когда выяснилось, что Мэри нужно делать кесарево сечение, я убедил Джима, что он должен находиться в операционной и присутствовать при рождении ребенка. После того как малыш появился на свет и все его системы заработали нормально, я завернул его в два теплых одеяльца и проследил, чтобы то время, пока завершалась операция, Мэри, Джим и их старшая дочка, Тиффани, пообщались с новорожденным. Затем я попросил Джима пройти со мной в палату для новорожденных. Меня совсем не удивило, что его первоначальное нежелание принимать участие в родах полностью испарилось. Джим все еще был под впечатлением операции, но охотно последовал за мной.

В палате я сказал Джиму: "Я должен присутствовать при других родах. Нужно, чтобы кто-нибудь побыл с ребенком, потому что дыхание у новорожденных лучше налаживается, когда их поглаживают и разговаривают с ними". Я подсказал Джиму, что он должен делать - прикоснуться к малышу, погладить спинку, помурлыкать песенку, т.е. отнестись с той любовью и заботой, на какие он способен. Он огляделся, как бы убеждаясь, что никто из приятелей его не видит, и согласился на эти "женские" штучки. Я вернулся через полчаса - Джим напевал песенку и поглаживал ребенка, словно они наконец нашли друг друга. Я сказал ему, что такое начало много значит для будущего. На следующий день, когда я делал обход и подошел к Мэри, она воскликнула: "Боже, что случилось с моим мужем? Он не отходит от ребенка. Он просто прилип к нему. Он бы кормил его грудью, если бы мог. Я никогда не думала, что этот здоровенный парень может быть таким нежным".

Еще несколько советов

Попросите отложить обычную обработку. Зачастую сестра, принимающая роды, сразу после рождения ребенка начинает заниматься им - делает укол витамина К, вводит в глаза обеззараживающее средство и только затем передает матери. Попросите сестру отложить эти процедуры примерно на час, чтобы малыш мог насладиться первыми материнскими ласками. После обеззараживания глаз ребенок временно хуже видит или закрывает глаза. Ребенку важны первые впечатления от матери, нужно, чтобы он видел ее.

Оставайтесь вместе. Попросите врача и сестру положить ребенка на ваши живот и грудь сразу после рождения или после перерезания пуповины и отсасывания околоплодных вод, если с вами и с ним все в порядке.

Пусть ребенок сосет грудь сразу после рождения. Большинство детей просто лижут сосок, но есть и такие, которые сразу начинают жадно сосать. Как уже говорилось, такое стимулирование соска вызывает выработку гормона окситоцина, который способствует сокращению матки и уменьшению послеродового кровотечения. Стимулируется также выработка пролактина, который ускоряет появление молока.

Прикасайтесь к ребенку. Вам приятно чувствовать, что малышу хорошо лежать так, как он устроился: животик к животику, щечка к груди; поласкайте все его тельце. Мы заметили, что матери и отцы по-разному проявляли свою нежность. Молодые мамы обычно ласкали все тельце ребенка, осторожно касаясь его кончиками пальцев. Отцы чаще клали свою ладонь на головку ребенка, как бы показывая готовность защитить этот росточек жизни, который они породили. Поглаживание тельца, помимо удовольствия, приносит малышу пользу. Кожа очень богата нервными окончаниями. Когда ребенок начинает дышать воздухом, сначала он дышит нерегулярно, поглаживание стимулирует нервные окончания, делает дыхание более ритмичным - вот такое это лекарство, родительские прикосновения.

Смотрите на новорожденного. Новорожденный лучше всего видит на расстоянии от 8 до 10 дюймов (от 20 до 25 см). Удивительно, но это соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Подержите малыша перед собой, поддерживая его головку так, чтобы ваши глаза встретились. Получите удовольствие от такого визуального контакта в течение короткого времени, пока ребенок после рождения спокойно внимает всему (затем он крепко засыпает). Глядя в глаза ребенка, вы испытываете прилив материнских чувств.

Говорите с новорожденным. В течение первых часов и дней после рождения между мамой и ребенком начинается свой особый разговор. Исследования показали, что при звуках голоса матери ребенок успокаивается и начинает ритмичнее дышать.



Рассказать друзьям