Отдавать ли ребенка в детский сад: за и против.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Зачем ребенку детский сад?» – часто спрашиваете меня вы. Начнем с того, что я – в нейтралитете. Как? Да просто. ВОДИТЬ ИЛИ НЕТ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ ЗАВИСИТ ОТ РЕБЕНКА! Я часто говорю и не устану повторять: ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ! То, что хорошо одному, категорически противопоказанно другому. Кроме того, из этой модели нельзя выкинуть маму. Ей, возможно, надо выходить на работу, и это тоже важный фактор.

Итак, для чего ребенку детский сад? Разберем самые частые ответы на этот вопрос и их достоверность с точки зрения психологии.

Детский сад – это социализация. Сложно спорить, особенно учитывая, что социализация – это этап формирования личности при столкновении с социумом. Ребенок учится там взаимодействовать. Вы можете возразить: можно ходить на кружки, группы развивающие, в гости. Да, это тоже социализация, но она под присмотром. Все же в этих ситуациях мама (или кто-то из близких) рядом либо дети под жестким контролем тренера. Садик – это возможность выстраивать самостоятельные отношения, например, в конфликте с детьми, и когда воспитатель рядом. То есть речь идет не столько о социализации как таковой, сколько о навыках самостоятельности в принятии решений. Можно ли этого добиться вне сада? Можно. Для этого изначально должна быть выработана демократическая система воспитания. В которой за ребенком не бегают, не решают все за него, а дают ему право выбора в принятии элементарных решений. И, конечно, кружки, площадки – это тоже чудесно. Важна социализации после 3 лет.

Детский сад – это закалка иммунитета. Сложно спорить. Первый год (точнее полгода) дети интенсивно болеют. Но некоторые болеют и год, и два. И уже не ясно, ходит он в сад или нет. Педиатры называют это «часто болеющие дети». Психологи предлагают подумать о психосоматике. Если ребенок, заболевая, остается дома – получает в полном объеме маму, развлечения, вкусняшки. То его мозг (не глупая в общем-то вещь) откладывает в подсознание информацию: «нам так комфортно». И ребенок начинает болеть все чаще и чаще, легче схватывая вирусы. Не однозначная закалка иммунитета получается… В этом случае надо искать причину. Может ревность к младшему, тоска по маме, не комфортно в детском саду, конфликт с детьми или воспитателем?

Противники часто говорят: детский сад превращает детей в стадо, лишает их возможности мыслить. Есть такая опасность, но многое идет из семьи. Если ребенок ощущает себя личностью внутри семьи, «сломать» детскому саду вряд ли удастся. Если для вас этот аргумент важен, то имеет смысл думать о домашнем обучении до школьной поры.

В детском саду ребенка готовят к школе. В плане обучения чтению и т.д. Вот тут я против – как мама и как психолог. Особенно, когда вдобавок к саду отдают на два года на подготовку к школе. Зачем?? Скажите мне? В школу не возьмут? Возьмут. Хотите в супер-гимназию? ДА, довод, но вопрос «зачем?» не снимается. Для ребенка до 6 лет игровая деятельность – ведущая, тяжело им сидеть на этих занятиях, и даже если внешне сидят хорошо, то ритм, цикл нормальной жизни и развития это сбивает. Если этот параметр для вас важен – сделайте или сад, или курсы подготовки к школе. Поверьте, время пройдет, и вы поймете, что это было ни к чему; учитесь на чужих ошибках. Мои никто не ходил на курсы – поверьте, нигде не отстают, даже наоборот. Учитель все равно будет начинать все с начала. Да и мало кто из детей сейчас не умеет читать к школе. Это можно отлично освоить в интересной игре.

Ребенку надо в ДС, потому что маме нужно на работу или получить личное время. Имеет право? Конечно! Идеально – группы кратковременного пребывания, но для работающей мамы – это невозможно. Значит надо четко соблюдать правила и нормы безболезненной адаптации.

Лично я убеждена: ребенок будет гармоничной личностью независимо от того, ходит он в сад или нет. Его психологическое здоровье закладывается в семье. От того как с ним общаются, уважают, принимают его желания и потребности, будет зависеть его развитие. А все остальное – выбор каждой семьи по потребностям и обстоятельствам.

Детский сад vs домашняя оранжерея

Года три назад я с ужасом слушала свою подругу, которая рассказывала мне о домашнем обучении и о том, что не будет отдавать ребенка в детский сад. «Как так можно? – возмущалась я. – Ребенок вырастет социальным Маугли!» Когда я была беременной, у меня не было никаких сомнений в необходимости детского сада для моего ребенка.

Теперь, когда Максим стремительно приближается к трехлетию и для него уже забронировано место в садике «Ласточка», я просиживаю на форумах, посвященных домашнему обучению, и думаю, думаю, думаю… Действительно ли это необходимо моему ребенку?

Я понимаю, есть ситуации, когда мама просто вынуждена выйти на работу: из-за угрозы увольнения, сложной обстановки на работе, финансовой необходимости. Когда нет средств на фрукты ребенку и зимнюю куртку, тут уж не до сантиментов.

Но, проведя немало времени на форумах, посвященных домашнему образованию, наткнулась на интересную мысль. Да, безусловно, ребенок в саду научится общаться с чужими детьми: у него просто не будет другого выхода. Но тем временем разучится общаться со своими родными – родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой. Очень часто «садовские» дети начинают потом ходить в восемь кружков в неделю, бывая дома пару часов перед сном. Естественно, дома им уже становится просто скучно.

То, что ребенок может отвыкнуть от семьи и вернуть его туда будет крайне сложно, – именно эта мысль, которая раньше не приходила в голову, заставила меня серьезно задуматься о необходимости детского сада.

Дома – скучно?

В детском центре, куда мы ходим с Максом на занятия, я подслушала разговор двух мам:

– Моя Влада болела и неделю в садик не ходила, так она меня дома извела: «Мама, я хочу в садик! Мне дома скучно!»

Если бы я услышала такую фразу от собственного ребенка, это заставило бы меня задуматься. Как это – дома скучно? Со мной скучно? Значит, надо срочно что-то менять! Вспоминаю слова дочки Сергея Довлатова (из его биографии): «Светлана Николаевна – воспитательница! А ты – всего лишь папа!» Так вот я не хочу быть для Максима «всего лишь» мамой.

Какие еще меня гложут страхи в связи с детским садом? Отсутствие прогулок в плохую погоду, чихающие и кашляющие дети в группе, постоянные болезни. Но больше меня беспокоит психическое здоровье Максима: мы так трепетно и бережно растили его с мужем, не применяли физические наказания, не запугивали, не ругали при посторонних, ограничивали запреты, объясняли, разговаривали. И все это для того, чтобы в саду его пугали Бабаем (обычное дело!), ставили в качестве наказания в центр комнаты в мокрых штанах, если он не добежит до горшка (бывает и такое!), кричали на него, раздражались.

Конечно, есть прекрасные светлые чистые детские сады: с красивыми игрушками, чистыми полами, вкусной едой и добрыми, чуткими воспитательницами, которые замечательно подготовят ребенка к школе . Но далеко не всем так везет.

Так что самой решать, принесет детский сад моему ребенку больше вреда или пользы, – дело ответственное. Поэтому для меня было важно услышать мнение специалиста.

Пацакула Ирина Ивановна , к.п.н., доцент кафедры общей и юридической психологии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского:

– По мнению большинства психологов, оптимальный возраст, когда ребенка можно отдать в детский сад, – четыре года, допустимый – три года. В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми : это помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» для многих имеет негативный оттенок, но если под ним понимать умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.

Как выбрать детский сад?

Пацакула Ирина Ивановна:

– Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура – смогут ли родители обеспечить ребенку все условия, необходимые для гармоничного развития, не отдавая его в детский сад? В принципе это возможно, если родители действительно готовы к очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании – создание необходимых условий для социального развития . Поэтому важно, чтобы «домашний» ребенок проводил много времени на детских площадках, общался с близким другом-ровесником, а лучше – с несколькими: водите его в гости и приглашайте других детей к себе домой. Не хотите отправлять ребенка в детский садик – отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу.

Если в саду приняты публичные наказания, задумайтесь, ваш ли это детский сад. Выбирая детский сад, обращайте внимание не на внешнее оформление интерьера и оснащенность, а на воспитателей, которые работают с детьми. Это должны быть не только профессионалы, но и любящие детей взрослые, которые не будут мешать ребенку строить собственную непротиворечивую картину мира.

Чтобы детский сад действительно оказался приятным и полезным местом для малыша, нужно понять, для чего именно он нужен вам и вашему ребенку, спокойно оценить все плюсы и минусы того или иного решения и настроиться на то, что выбор детского сада и адаптация к нему малыша – значительная и важная работа, которая может и должна закончиться успехом.

После разговора с психологом я сделала вывод, что в четыре-пять лет садик принесет больше пользы и удовольствия Максу, чем в два-три года. В любом случае у меня еще есть время для размышлений.

А как вы относитесь к этому вопросу? Пока мы с мужем не приняли окончательного решения, нам интересен любой опыт.

Фото: из личного архива Лены Сай

Рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, стоит ли отдавать ребенка в ясли или детский сад. Сторонники "домашнего воспитания" выдвигают множество аргументом не в пользу детских дошкольных учреждений, основными среди которых являются частые болезни ребенка. Кроме того, многие склонны считать детский сад причиной едва ли не всех нарушений в поведении ребенка. "Плохие слова", обман, попытки воровства, агрессивное поведение - все это считается следствием подражания дурному примеру других детей. С другой стороны, те родители, которые предпочитают воспитанию в домашних стенах детский сад, в первую очередь аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад - это первая школа общения, которую ребенок обязательно должен пройти. Ведь умение общаться с людьми - одно из главных условий того, что столкнувшись в дальнейшем с более взрослым коллективом сверстников, ребенок не потеряется в нем, а сумеет отыскать свое место.
Безусловно, последняя точка зрения гораздо более основательна.

Главное преимущество детского сада - это общение.

Находясь в коллективе сверстников, ребенок учится общаться с другими детьми, отстаивать свое собственное мнение и прислушиваться к чужому.

Он учится жить в коллективе, учится самостоятельности. Особенно важен детский сад для ребенка, который в семье единственный, а также для тех детей, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проводить свободное время в кругу своих ровесников.

Некоторые дети, поступая в детский сад, на самом деле начинают часто болеть. Частые простуды бывают вызваны тем, что организм адаптируется к новым условиям существования. Ребенок чаще болеет, посещая детский сад, совсем не потому, что воспитатели за ним плохо смотрят, как считают многие. Как правило, количество заболеваний и их продолжительность существенно сокращаются уже на втором году посещения детского сада, когда период адаптации завершается.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в дошкольное учреждение?

Самое подходящее время для начала посещения детского дошкольного учреждения - это трехлетний возраст.

В этот период дети гораздо быстрее приспосабливаются к детскому саду и проявляют большее желание ходить туда, чем в более старшем возрасте. В два-три года ребенок начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Как правило, до этого возраста дети обращают мало внимания друг на друга и предпочитают играть самостоятельно. Общения с родителями и другими членами семьи малышу вполне хватает. Однако со временем границы его мира расширяются, и ребенок начинает проявлять интерес к другим детям. Интерес этот постепенно переходит в настоятельную потребность.

Исключительно важно уловить этот момент в развитии ребенка. Если интерес к общению со сверстниками в нем еще не проснулся, если ребенок очень сильно привязан к матери и не испытывает потребности в том, чтобы расширить свой мир, ему будет очень сложно адаптироваться в детском саду.

Частые случаи заболеваний в младших группах детского сада или в яслях, повышение нервной возбудимости, обидчивость, плаксивость и боязливость - все эти неприятности, как правило, являются следствием того, что родители поторопились отдать ребенка в детский сад или ясли. Как показывают наблюдения, дети, поступающие в дошкольное учреждение "по собственному желанию", адаптируются в детском саду гораздо быстрее, чем те, которые не испытывали потребности в том, чтобы расширить свой круг общения.

Даша М. - четвертый ребенок в семье. Два брата-близнеца старше Даши на два с половиной года, сестра - старше ее на год. Отношения между детьми доброжелательные: старшие дети проявляют заботу по отношению к младшим. Даша, как самая младшая в семье, была любимицей. Конфликты между детьми возникали редко и разрешались, как правило, в пользу Даши. Мальчики, приходившие иногда в гости к Дашиным братьям, тоже никогда не обижали девочку. С раннего детства Даша привыкла к тому, что ее окружают дети, проявляла интерес к общению с братьями и старшей сестрой, но больше всего любила быть с матерью.

В возрасте двух с половиной лет родители решили отдать ее в детский сад. Поскольку Даша была очень общительной, уже во время второго посещения детского сада ее оставили на полный день, не ожидая того, что возникнут проблемы. Однако проблемы возникли - и очень серьезные: по словам воспитателя, Даша почти весь день плакала, отказывалась от пищи, не смогла уснуть во время тихого часа. На следующий день повторилось то же самое. Поскольку мать Даши устроилась на работу, остаться с девочкой дома у нее не было возможности.

Период адаптации к детскому саду проходил у Даши очень долго и болезненно. Даже через три месяца после первого посещения она так и не сумела наладить контакта с детьми. Ее чаще других обижали, она постоянно плакала и просила мать больше не водить ее в детский сад. Через полгода из-за частых болезней и начавшегося энуреза родители были вынуждены забрать ребенка домой.

Родители Даши М. допустили серьезную ошибку. Даша, привыкшая общаться с родными братьями и сестрой, которые во всем ей потакали, была еще не готова к тому, чтобы вступить в равноправные отношения со своими сверстниками. Более того, она не испытывала потребности в таких отношениях. Сильно привязанная к матери и близким людям, девочка не нуждалась в том, чтобы расширить границы своего мира.

Чем сильнее эмоциональная связь матери и ребенка, тем сложнее будет протекать период адаптации в детском саду.

Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению - явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенной степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети или же дети алкоголиков, у которых отсутствует глубина переживаний. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией.

Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок, тем дольше он адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней, в детском саду, для детей в возрасте около трех лет - две-три недели, в старшем дошкольном возрасте - один месяц.

Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции - беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка), капризность, раздражительность и упрямство.

Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые:
- являются единственными в семье;
- чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
- привыкшие к тому, что их капризам потакают;
- пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
- не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
- неуверенные в себе;
- страдающие ночными страхами;
- эмоционально неустойчивые;
- пережившие психологическую травму;
- дети с ярко выраженными дефектами (в более старшем возрасте);
- дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.

Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.
Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки - несколько позже, в три с половиной. Это - наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.

Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.
Детский сад - это не тюрьма и не клетка, в которую помещают его от безвыходности ситуации. Это - радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом . Для того чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным - в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада .
Лучше уберечь ребенка от неожиданностей. К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.

В том случае, если детский сад находится поблизости от дома, в будущем детском коллективе у ребенка наверняка найдутся знакомые дети. Именно с ними он и будет общаться в первые несколько дней - до тех пор, пока не найдет себе новых друзей. В том случае, если группу не посещает ни один ребенок, который был бы знаком вашему малышу, лучше заранее познакомить его с кем-нибудь из ребят. Это поможет ему быстрее наладить общение в коллективе.

Прежде чем отвести ребенка в детский сад, познакомьте его с воспитателями, с детьми. Первые несколько дней не оставляйте ребенка в детском саду на полный день, даже если, по мнению воспитателя, ребенок не выказывал никакого беспокойства по поводу нахождения в новом коллективе.

Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.
Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию: кто-то просыпается рано, кто-то - поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т.д. В детском коллективе - свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.
В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривать "скушать ложечку за маму, за папу". Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не при­способленному к самообслуживанию.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.
Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходится порой туго. Не стоит забывать об этом.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.



Поколение современных мам и пап в основной своей массе – это бывшие детсадовцы. Действительно, в былые времена вопрос о том, пойдет ли чадо в садик, в большинстве семей даже не поднимался. Родители работали, отпуск по уходу за малышом был коротким, государство предоставляло места в детских яслях и садах всем детям. Сейчас ситуация изменилась. Женщины-матери не всегда стремятся «активно участвовать в производительном труде и общественной жизни», как это было в СССР. К тому же, благодаря развитию психологии в массовом сознании укрепляется убежденность в важности сохранения привязанности малыша к маме. Конечно, во многих семьях выход женщины на работу, когда ребенку исполняется 3 года, продиктован суровыми жизненными реалиями, а нынешние бабушки совершенно не стремятся проводить всё свое время с внуками, тем более что они не «сидели» и с собственными детьми – работали. Тем не менее, некоторые родители задумываются, стоит ли отдавать своего ребенка в садик, ведь всем известно, что дети там плачут по утрам, особенно поначалу, начинают болеть, да и вообще – противников детсадов вокруг всё больше, и наверняка неспроста.

Споры о том, нужен ли ребенку детский сад, уступают в своей ожесточенности разве что баталиям на тему вакцинации. Аргументы приводятся нешуточные… Сторонники детского сада, коих пока большинство, уверяют – без детсада в современных реалиях ребенок вырастет социофобом, абсолютно неадаптированным к обществу, ему будет сложно в школе, он навсегда упустит период, когда мог научиться нормально контактировать с людьми. Противники же садиков сравнивают их с детдомами – мол, зачем рожали, если избавляетесь от ребенка, которому нужна семья, а не «инкубатор» с чужими людьми? Не будем ударяться в крайности и попробуем разобраться, почему детсады вызывают столько споров.

«ЗА» садик: польза детского сада – развитие, социализация, первая школа жизни

Доводы «за» детский сад звучат достаточно весомо. Вот основные из них:

1) Детский сад учит ребенка общаться , налаживать первые контакты со сверстниками. Человек, безусловно, существо социальное. Малыши с 2-3 лет начинают проявлять активный интерес к другим детям – сначала присматриваются, а затем и пытаются взаимодействовать. С помощью садика организовать ребенку общение со сверстниками проще всего. У малыша появляются первые друзья, он учится реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

2) Детские сады оснащены необходимым оборудованием для всестороннего развития ребенка . О малышах заботятся и занимаются ими квалифицированные специалисты – педагоги, психологи, логопеды. Современное образование предъявляет к будущим первоклассникам серьезные требования, и родителям спокойнее доверить ребенка профессионалу, нежели полагаться на собственные силы. К тому же, в домашних условиях порой сложно предоставить малышу достаточное пространство для игр, спортивных и творческих занятий.

3) Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию . «Садиковым» детям больше свойственно соблюдение режима, чем «домашним». Если дома время приема пищи или прогулки может меняться день ото дня, то в детсаду правила жестко регламентированы, без этого невозможна качественная организация детской группы. Многие дети в коллективе лучше едят, а днем спят, в то время как дома их приходится уговаривать или смиряться с невыполнением требований взрослых.

4) Детский сад развивает самостоятельность . Если дома малыш во многом полагается на маму (папу, бабушку), то в садике он лишен возможности попросить родных сделать что-то за него. Волей-неволей ребенок учится действовать самостоятельно. Многие мамы утверждают, что именно садик помог их детям освоить горшок или начать лучше разговаривать.

5) Некоторые болезни легче переносятся в детском возрасте . Домашнему ребенку зачастую негде ими заразиться, чтобы получить иммунитет на всю жизнь.

6) Детские сады защищают современных детей от влияния электронных гаджетов . В детсаду с детьми занимаются, гуляют, предоставляют возможности свободной игры, в то время как дома многие дети проводят большую часть дня за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Детский сад зачастую становится единственным местом, где ребенок отвлекается от экрана.

7) Отдавая ребенка в детский сад, мама имеет возможность выйти на работу или заняться своими делами. Эта причина не относится к «плюсам» садика для ребенка, но косвенно влияет и на него. Если мама в душе досадует на малыша за то, что он «мешается под ногами», «не дает зарабатывать», «связывает руки», кроха это, несомненно, чувствует. В таком случае поступление ребенка в детский сад успокаивает женщину и делает ее более уравновешенной и доброжелательной по отношению к ребенку. Конечно, отдельно следует сказать о мамах, не имеющих возможности сидеть дома с ребенком – матери-одиночки, вдовы, а также женщины, находящиеся в стесненных финансовых обстоятельствах по тем или иным причинам. В таком случае садик становится единственным выходом, даже если мама сама стремится быть с малышом всей душой.

«ПРОТИВ» садика: вред детского сада – отрыв от семьи, психологическая травма, воспитание «винтика Системы»

Несмотря на кажущуюся однозначность пользы садика, доводов «против» также немало:

1) Необходимость в детской «социализации» непомерно преувеличена . Потребность ребенка в общении сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом, с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отдалиться от близких естественным, ненасильственным способом. Ребенка, обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это большой стресс для малыша. К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участия в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях.

2) Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком . Мам, которые не знают, чем можно заниматься дома с ребенком целыми днями, убежденных, что он нуждается в постоянных развлечениях («А я не педагог и не аниматор!») и стремящихся загрузить любимое чадо по максимуму различными кружками и секциями – сейчас очень много. Женщинам тяжело быть рядом со своими детьми, поэтому их и пытаются куда-то «пристроить». А дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и, например, от младших братьев и сестер. Если ребенок большую часть дня проводит вдали от родного дома, он, несомненно, учится быть частью коллектива. Но… жизнь семьи остается для него чем-то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.

3) Необходимость детсада как ступени подготовки к школе вызывает сомнения . Организовать развивающие занятия соответственно возрасту, в общем-то, под силу любой маме.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал о детских садах: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научатся в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее. <…> Даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно. Для ребенка необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым ».

4) Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность , поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности, решая, какую одежду он хочет надеть, с чем поиграть, когда пойти гулять, что есть (или отказаться от еды). В садике же кроха лишь подчиняется – все решения принимают за него. Он быстро привыкает к такой модели отношений, не предполагающей равенства, умения договариваться и искать компромиссы. Став старше, ребенок, запомнивший фразу «старших надо слушаться», либо будет считать себя заведомо бесправным рядом со взрослыми, либо начнет протестовать против такой несправедливости.

5) Частые болезни являются неотъемлемой частью адаптации к садику у большинства малышей. Иммунитет ослабевает не только из-за нахождения в условиях скученности, но и из-за психосоматических причин. Ребенок хочет быть дома с мамой вместо того, чтобы идти в садик… и заболевает. «Неделя в саду, месяц на больничном» – типичная история, которую часто можно услышать в кругу мам. Является ли это необходимой «закалкой» для иммунитета? Вопрос спорный.

6) Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка . Режим садика не предполагает вариативности, это попросту невозможно организовать. Биоритмы малыша меняются день ото дня, так как зависят от множества факторов: здоровье, погода, настроение и др. А в детсаду режим всегда одинаков, и никакие правки к нему не предполагаются. Принуждение «вовремя» есть и спать может даже приводить к проблемам с нервной системой и работой ЖКТ.

Кроме того, даже у самых маленьких уже проявляется определенный темперамент. Например, быстрые и импульсивные холерики радикально отличаются своим поведением от спокойных и неторопливых флегматиков – а требования к тем и другим одинаковы. Если ребенка постоянно подгоняют или осаживают, это выливается впоследствии в серьезные комплексы, ощущение «я не такой, как должен быть», неумение планировать время и т.п.

7) Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье . Раннее детство – тот возраст, когда малыш впитывает всё, что его окружает, и принимает это в качестве нормы. Если в семье не приняты рукоприкладство, проявления агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение ежедневно в саду, оно становится для него нормой. Нельзя ожидать от 2-3-4-летнего крохи осознанности в принятии решений: он либо сдастся сильному, либо последует его примеру.

8) Детский сад губит индивидуальность . Воспитателю детсада удобнее, если дети ведут себя примерно одинаково, выполняют необходимые требования, слушаются. В садике «выгодно» быть как все, а индивидуальность не приветствуется. Бывает, что ребенка поправляют, если он хочет наклеить деталь аппликации иначе, чем это предписывает инструкция. Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей.

9) Далеко не все воспитатели любят детей . Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Работать с группой одновозрастных детей очень тяжело, а человеческая психика адаптивна, поэтому с годами воспитатели обычно становятся всё более равнодушными и даже черствыми по отношению к своим подопечным. Нет, они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретно вашему ребенку не стоит. Хотя бы потому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 20-30 детей практически нереально.

Нужен ли ребенку детский сад: мнения психологов

Гордон Ньюфельд , доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

По мнению доктора Ньюфельда, способность к здоровым отношениям с людьми закладывается у ребенка в первые шесть лет жизни.

«Это – основа всего, – говорит он. – К пятому году жизни, если все протекает непрерывно и безопасно, начинается эмоциональная близость. Ребенок отдает свое сердце тому, к кому он привязан, и это – невероятно важно… Самое главное – это установить сильные и глубокие эмоциональные связи с теми, кто воспитывает ребенка. И на этом должен делаться акцент в нашем обществе. Если бы мы это делали, мы бы посылали наших детей в школу позже, а не раньше».

Людмила Петрановская , семейный психолог, писатель, лауреат Премии Президента РФ в области образования, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», в своей книге «Привязанность – тайная опора» пишет:

«Если относиться к садику именно как к услуге для родителей, а не к учреждению, призванному воспитывать и формировать ваших детей, многое встает на место. Такая длительная игровая комната. Магазин хочет, чтобы вы спокойно и с удовольствием покупали, а общество хочет, чтобы вы работали. Удобно оставить в игровой ребенка, выбирая мебель? Конечно, если для ребенка это в удовольствие или как минимум безопасно, а вам нужно иметь свободные руки и голову. Удобно пользоваться детским садом? Да, при тех же условиях.

Никакого другого, высшего педагогического, смысла в истории с детским садом нет. И если вам это не нужно, или ребенок очень не хочет, или достаточно хорошего сада не нашлось – он ничего важного для развития не потеряет.

Только очень проблемная семья, в которой родители совсем не занимаются детьми, может дать им меньше, чем стандартный детский сад.

Если под социализацией имеется в виду общение со сверстниками, ролевые игры с ними, то не во всяком детском саду для этого много возможностей, может быть, игровая комната в ИКЕЕ, дача или ближайший сквер с постоянной компанией гуляющих мам с детьми дадут вашему ребенку не меньше».

Ирина Млодик , известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, председатель Ассоциации психологов-практиков «Просто Вместе», в своей книге под названием «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:

«Детский сад. Как много в этом звуке... для каждого чего-то своего. Много чудесных воспоминаний, удивительных открытий, негативных чувств, психологических травм и много всего прочего связано с каждой услышанной детской историей. Для кого-то детский сад был раем, где было увлекательно, интересно, много друзей, игрушек и приключений. Для кого-то - череда унижений, почти концлагерных приемов воспитателей, болезней, стыда и тоски по маме. Для большинства детский сад - место, куда не очень хотелось идти, было непросто, случались как разные инциденты и трудности, так и радостные открытия и вполне веселые мероприятия. У меня нет ни резко отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно-положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс-минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы: хороший детский сад.

<…> Когда родители задают мне вопрос «Отдавать ребенка в садик или не отдавать?», я отвечаю: «Решать вам. К тому же все в большой мере зависит от садика. От того, как там все устроено и каково отношение к детям». И это, конечно, не про серебряные игрушки, собственный бассейн и икру на обед, это об уважительном отношении к ребенку».

Владимир Леви , кандидат медицинских наук, советский и российский писатель, врач-психотерапевт и психолог, автор книг по различным аспектам популярной психологии, посвятил детскому саду целую главу своей книги «Новый нестандартный ребенок»:

«...Но страшнее всех картинка самая первая: меня оставляют. Удаляются уводимые в неизвестность брат и сестра... Спина и вполоборота лицо уходящей мамы...

Чужое вокруг все, незнакомое, все сереет, чернеет, ужас беспомощного одиночества, предательство бытия...

Знаю теперь - это переживание не сверхобычно, не уникально нисколько. Травму такую получает каждый малыш, впервые на неопределенное для него время (для маленького и полчаса – почти вечность) внезапно оставляемый в резко чужой обстановке – да, каждый, даже предупреждаемый заранее...

Удар, сравнимый с ядерной бомбежкой, наносится по древнейшей психогенетической программе ребенка, почти со стопроцентной вероятностью предусматривающей возможность его выживания в первые годы жизни только в среде СВОИХ – в родительской семье или в разновозрастной стае родственников, достаточно малочисленных и постоянных, чтобы всех их, еще не отрываясь от матери, запомнить в лицо.

Так многие тысячи и миллионы лет было в Природе, такими нас сделала история нашего вида.

У очень многих детей – у меня тоже – безумный ужас первооставленности становится главной закладкой, основой всех последующих невротических страхов, зависимостей и депрессий, всего недоверия к жизни и самому себе. Бездна, однажды разверзшаяся, не сомкнется – только прикроется придорожными кустиками... <…>

Это нам, взрослым, кажется, что походить в садик годика три, ну год – не долго и не страшно. Все обеспечено, контроль полный... Это нам даже не кажется - знаем: не так. Вранье это, самообман наш, которым прикрываем свою вину перед ребенком...

Трехлетняя (возьмем в среднем) детсадовская пора жизни ребенка по истинной, внутренней продолжительности – ничуть не меньше, чем десяти-одиннадцатилетняя школьная. И гораздо значимее, чем, скажем, время пребывания в армии или в институте. В первые годы жизни каждый кусочек времени вмещает в себя столько переживаний, столько развития и препятствий ему, столько памяти и душевных ран, столько беззащитности, столько жестокой тупости взрослых!..»

Нужно ли ребенку ходить в детский сад?

Искать истину в вопросе о важности и необходимости детского сада, наверно, бессмысленно. Хотя бы потому, что все мамы, папы, бабушки, рассуждающие на эту тему – люди заинтересованные. Мало кто может абстрагироваться от своих детских воспоминаний и от собственного выбора уже в качестве родителей. Реальность такова: детский сад – это простая и удобная возможность предоставить ребенку полный комплекс «услуг», соответствующих его возрасту. Здесь и общение с детьми, и развивающие занятия, и прогулки под присмотром, и детские праздники. Да и маме разгрузка (или возможность работать). К сожалению, условия современного большого города таковы, что садик представляется родителям единственно возможным выбором. Хотя при желании, если оно действительно есть, организовать домашнее воспитание – вполне реально. И ребенок при этом ничего сверхценного не потеряет.

Дорогие родители! Желаем вам сделать правильный для вашей семьи выбор в отношении детского сада. Вам, и только вам отвечать на вопрос: «А нужен ли детский сад моему ребенку?». А аргументы в пользу той или иной позиции вы, разумеется, найдете. Главное - не забывать о балансе между своими желаниями и желаниями малыша...



Рассказать друзьям